Мальчики, прославившие Россию бесплатное чтение
© ООО «Издательство «Эксмо», 2023
© Н. В. Артёмова, О. В. Артёмова, текст, 2023
© Н. В. Хромова, иллюстрации, 2023
© Н. А. Филиппова, иллюстрации, 2023
Предисловие
Дорогой юный друг!
Ты держишь в руках необычную книгу, потому что она – о людях необыкновенных: великих полководцах, талантливых художниках, гениальных учёных. Пётр I и Суворов, Пушкин и Чайковский, Ломоносов и Гагарин… Весь мир знает эти имена. Слышал, наверное, об этих прославленных соотечественниках и ты. Но задумывался ли над тем, что все великие когда-то тоже были детьми? Как ты, они одолевали за партой неподдающиеся науки, отстаивали своё мнение в спорах со сверстниками, мечтали. У них, как и у тебя, были свои детские огорчения и радости. И далеко не всё получалось с первого раза.
Хочешь узнать, во что играли будущие знаменитости? Чем увлекались? Как искали своё призвание, искали себя на подчас нелёгких жизненных дорогах? Возможно, ты даже захочешь подружиться с кем-нибудь из них? Тогда смело открывай книгу и отправляйся в увлекательное путешествие, где тебя ждут встречи с твоими «звёздными» ровесниками.
Читай внимательно, и наши герои протянут тебе сквозь время и пространство футбольный мяч, кисть или клокочущую пробирку… А может, они подарят крылья твоей душе и вдохновят тебя на подвиги?
Правители
Дмитрий Донской
Великий князь Московский и Владимирский
Москва, 12 октября 1350 г. – Москва, 19 мая 1389 г.
Этот человек в долгих сумерках татаро-монгольского ига зажёг для всех русских людей солнце надежды. За победу на Куликовом поле его прозвали Донским. Хочешь увидеть грозную сечу былых времён? Тогда идём с нами! Но прежде заглянем в кремлёвский терем. С великим князем Московским Иваном II Красным и его супругой княгиней Александрой Ивановной полюбуемся сыном их Дмитрием. Детище, а все грамоты изучил! Ещё бы! Ведь он из династии Рюриковичей! Его дед – Иван Калита, собиратель русских земель. В их роду Владимир, крестивший Русь, и первые русские святые Борис и Глеб. Дмитрий жадно слушает рассказы взрослых, и его сердце наполняется гордостью за предков, любовью к Богу, предчувствием собственной необыкновенной судьбы. Так оно и вышло.
В девять лет Дмитрий остался сиротой и принял Московское княжество. «Шапка Мономаха» нелегка и для взрослого человека. А тут твой сверстник! Как он справлялся? Ему помогал опытный наставник – митрополит Алексий.
– Как кормчий, идя ветру навстречу, умело волны обходит, так и ты царством своим правь, – учит он княжича.
– Всегда буду на страже земли русской мужественно стоять! – горячо отвечает отрок.
Свои думы поверял Дмитрий двоюродному брату Владимиру, который на Мамаевом побоище получит прозвище Храбрый. А пока юные князья оттачивают воинское искусство. Дают клятву нерушимой верности, которую сдержат и обороняя Москву от литовского князя Ольгерда, и в столкновениях с тверскими недругами, и под сверкавшими, как молнии, татарскими мечами.
Дмитрию было шестнадцать лет, когда на Боровицком холме принялся он возводить белокаменный Кремль – крепость с башнями-бойницами. Вот бы всю Русь оградить от бед нерушимой стеной! А посредине Москва – сильный центр. Ведь от княжеских раздоров слабеет отчая земля. Столько бед она переносит, родимая! Жуткий мор выкашивает целые селения. Литовцы грозят нападением. А страшней всего – степняки. Полтора столетия стонет под татаро-монгольским игом Русь, и кажется, не будет ему конца. Но именно Дмитрий первым из московских князей одержал победу над золотоордынцами. Случилось это в 1378 году на реке Воже.
В тридцать лет Дмитрий возглавил войско, вставшее на пути идущего на Русь с огнём и мечом Мамая. Перед битвой заехал великий князь в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, духовному отцу своему. Преподобный старец благословил Дмитрия и дал ему в помощь иноков-воинов – Пересвета и Ослябю.
И вот туманным утром 8 сентября 1380 года мы с тобой вступаем на Куликово поле. Лежит оно там, где тихая река Непрядва впадает в могучий Дон. Огромно войско Мамая – тьма. Недаром носит он звание темника. Но кажется, свет проливается от доспехов русских воинов, построенных крестом. Мы видим, как Дмитрий пересел на лучшего коня своего и поехал по полкам со словами:
– Отцы и братья мои! Сражайтесь! За землю русскую! За веру нашу христианскую!
– Не отступим! – клянутся воины.
Дмитрий же снял с себя княжескую одежду и облёкся в простую. Взял копьё, палицу, чтобы и самому сразиться с неприятелем.
«Если умру – с вами, если спасусь – с вами!»
Напрасно русские богатыри уговаривают талантливого полководца стать в стороне, на командирском возвышении. В час кровавой сечи Дмитрий не покинет своих воинов.
Из рядов татар выезжает огромный печенег Кочубей и требует себе поединщика. Навстречу ему без доспехов, в одном монашеском одеянии, мчится на коне Александр Пересвет. Ударились копьями так, что чуть земля не проломилась под ними, и оба скончались. И сошлись две великие силы. Груды тел, такие высокие, что конь не может перепрыгнуть. Воины бьются по колено в крови. И великий князь, израненный, – в первых рядах. Орлиным взором озирает он всё сражение. С болью в сердце видит, что русские ряды поредели. Кочевники стали одолевать.
Но есть для незваных гостей «подарок». В дубраве затаился засадный полк. В нём лучшие воины из свиты князя. А возглавляет их милый брат Дмитрия Владимир. Как соколы на вороньё, ринулись удалые витязи на не ожидавших удара с тыла татар. Их натиск решил исход сражения. Мамай обратился в бегство.
Знаешь, нам бы очень хотелось, чтобы поражённые татаро-монгольские полчища навсегда покинули Русь. Но, увы, так не произошло. Они ещё совершали набеги, разоряли, жгли, уводили в полон. И всё-таки победа была одержана! Впервые Дмитрий Донской передал великое княжение сыну Василию без унизительного разрешения Золотой Орды. Он передал его просто – «как свою отчизну».
«Мало говорил, но много смыслил»
Дмитрий Донской хотел видеть Русь сильной, объединённой вокруг Москвы, сердце которой – белокаменный Кремль. Как всякий талантливый человек, он заглядывал далеко вперёд, в наши дни. Дмитрий Донской с надеждой смотрит на нас из своего времени. А мы с восхищением – на него.
При Дмитрии Донском в Москве была впервые начата чеканка серебряной монеты – раньше, чем в других русских княжествах и землях.
Пётр Первый
Император Всероссийский
Москва, 9 июня 1672 г. – Санкт-Петербург, 8 февраля 1725 г.
Все мы любим веселиться у новогодней ёлки. А знаешь ли ты, что обычай отмечать этот замечательный праздник 31 декабря ввёл Пётр I? До его указа новый год начинался 1 сентября. Пётр действительно стал первым в плеяде русских правителей. И дело тут не в имени! Вот послушай. Он – первый император Всероссийский. Именно при нём появилась первая отечественная газета, были открыты первые гимназия, музей, театр… Недаром Петра называют Великим. И первые шаги к блестящей своей славе он сделал ещё в детстве. А было оно очень непростым.
Шла борьба за власть. Рано потерявший отца Пётр с матерью жил в Подмосковье. Когда ему исполнилось десять лет, был он провозглашён царём. Физически развитый, наделённый необыкновенной памятью мальчик создавал будущую гвардию. Из товарищей по играм собрал «потешные» полки. Одел их, вооружил и принялся увлечённо военному делу обучать. Дивился народ, когда «потешные» чётким строем через Москву прошли. Впереди с барабаном шагал сам Пётр. В Преображенском ребята построили целый городок. Засучив рукава, маленький царь сам тесал брёвна, ставил пушки. Потешные полки получили названия – Преображенский и Семёновский. Пройдёт немного времени, и эти ребята, возглавляемые своим венценосным командиром, в первых рядах устремятся на неприятеля во славу России.
С малых лет Пётр отличался чрезвычайной любознательностью. Он выучил немецкий, голландский, английский, французский языки. Легко освоил токарное, оружейное дело, много других ремёсел. Представь себе: государь полгода работал плотником на верфях Амстердама!
– Не устал, Питер? – с хитрой улыбкой спрашивает московского царя старый мастер.
– Сила есть! Чугунную сковороду в бараний рог согну. И уж себя не пожалею, чтоб искусство судостроения постичь. Науку в Россию повезу.
И всё удалось! Именно Пётр создал русский военно-морской флот и регулярную армию. Живя за границей, он видел, как сильно отстала Россия от Западной Европы. А ведь его родина богата и недрами, и людьми. Нужны реформы, решил Пётр. И принялся за дело! Не всем, конечно, нравились преобразования. Но никто не мог остановить молодого царя, окружённого талантливыми сподвижниками. Даже внешне люди изменились. Уже в столице среди именитых граждан не увидишь бородачей – везде бритые подбородки. Одежда по европейскому образцу. А главное – вся Россия рукава засучила. Заработали новые горные предприятия, пороховые заводы, парусные, суконные мануфактуры. Иностранные мастера своим опытом делятся. Открыты месторождения железной руды, меди, серебра. Под Воронежем корабли строятся. Книг в два раза больше напечатали, чем в допетровскую эпоху. Одарённые молодые люди за границей учатся. Да и свои школы двери распахнули: артиллерийская, инженерная, медицинская.
«Русский тот, кто Россию любит и ей служит».
Ещё одна важная забота государя – усиление военной мощи страны. Пётр завершил начатую в 1686 году войну с Турцией. Предпринял Азовские походы. И уже у России выход к Азовскому морю есть. Но главного нет – «окна в Европу». И не будет его без выхода к Балтийскому морю. Пётр был не только талантливым полководцем, но и блестящим дипломатом. Готовясь к войне с сильным противником, Швецией, он заключил мир с Османской империей, с дружественными странами создал Северный союз. 19 августа 1700 года Россия объявила войну Швеции. Чтобы ты понял, какой тяжёлой она была, приведём только один факт. Летом 1702 года русские войска предприняли переход по «Осударевой дороге» из Белого моря в Онежское озеро. Пролагали её через непроходимые леса, гиблые болота. С собой волоком тащили гвардейцы два построенных в Архангельске фрегата. И Пётр с ними, в одном строю. И под Полтавой, в самой гуще сражения, видели воины его богатырскую фигуру.