Детские истерики: кто виноват и что делать? бесплатное чтение
© Стецкая Т., 2020
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020
Введение
Почему-то в нашем обществе плотно закрепились стереотипы, что хороший ребенок – послушный ребенок. Он никогда не плачет, не капризничает, ничего не требует, не перебивает, выполняет все просьбы с первого раза. Для родителей очень «удобно»: не нужно краснеть в магазине, когда ребенок закатывает истерику с криками «Ну купи, купи!», не нужно раздражаться, когда малыш отказывается одеваться на прогулку, не нужно постоянно делать замечания, когда он ведет себя чересчур активно. Но такое удобство противоестественно для нормального детского развития. В погоне за секретным способом послушания родители находятся в постоянном поиске информации.
Есть хорошая и очень точная английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Нам всем хочется волшебной таблетки или универсального совета по эффективному устранению истерики, но каждый ребенок индивидуален. Когда родитель начинает анализировать и прорабатывать имеющиеся проблемы, меняя свой подход в воспитании, приятным бонусом становится сокращение капризов и истерик или их полное устранение. В большинстве случаев поведение детей можно скорректировать, однако это не всегда простая задача. Трудности, с которыми сталкиваются взрослые, обусловлены либо низкой осведомленностью о нормах психоэмоционального развития детей, либо боязнью неэффективности самой поведенческой коррекции. В этом случае сценарий развивается по следующей схеме: родитель ощущает беспомощность и подавленность, ребенок не чувствует границ и должной психологической поддержки, получается замкнутый круг и непонимание. С целью устранения проблемы родители обращаются за медикаментозным лечением для детей, но, как вы уже успели заметить, не всегда этим можно исправить ситуацию. Именно большое желание и целенаправленный поведенческий подход дадут положительные результаты и позволят избежать многих ошибок.
Есть хорошая и очень точная английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».
Отдельное внимание в книге уделим внутренним ресурсам родителя и теме эмоционального интеллекта. На мой взгляд, два этих понятия бок о бок взаимодействуют друг с другом и являются своеобразным индикатором детско-родительских отношений. Родитель имеет полное право раздражаться, но от того, насколько эффективно он может справиться с негативными эмоциями и как правильно сможет реагировать на детскую истерику, зависит будущее семейных взаимоотношений.
Сейчас довольно много информации, зачастую она носит противоречивый характер, добавляя сомнения и переживания. Цель этой книги – не навязывание идеальности в родительстве. Реальная цель – осмысление вашей роли в жизни ребенка, знакомство с истинными причинами детского поведения и возможность избежать многих поведенческих проблем. Я постаралась систематизировать информацию по удобным блокам, а также на примере жизненных историй осветить темы и возможные варианты решения проблем. Здесь собрана не только теоретическая информация, но и практические рекомендации, которые позволят начать работу уже во время чтения.
Резюмирую: эта книга будет интересна для тех родителей, кто хочет разобраться в природе детских истерик, готов к изменениям и работе над собой.
Глава 1. Физиология детского поведения
В этой главе поговорим о физиологии детского поведения, рассмотрим возрастные кризисы и как себя вести родителям во время их проявления
Дети по своей природе очень любознательные и активные. Именно в первый год идет мощное развитие не только двигательной, но и психоэмоциональной сферы. Процессы миелинизации постепенно охватывают разные зоны мозга, благодаря чему ребенок последовательно овладевает новыми навыками. Буквально вчера его движения были хаотичными, а уже сегодня он пытается дотронуться до погремушки и улыбается в ответ взрослому. В первом полугодии резко возрастает потребность в эмоциональном контакте, а уже во втором доминирует желание совместной деятельности с родителями посредством экспрессивно-мимических средств общения: мимики, жестов, вокализации. В год ребенок постепенно начинает осознавать собственные желания и отделять себя от мамы, в связи с чем появляются первые капризы и истерики. Требовать от малыша в этом возрасте полного контроля над поведением сравнимо с требованием ко взрослому выучить английский язык за один день.
На втором и третьем году жизни идет интенсивное развитие коры больших полушарий, формирование условно-рефлекторной деятельности. Происходит совершенствование корковых связей между восприятием и двигательными навыками, процессами возбуждения и торможения. Активно формируется речь. Благодаря этому ребенок осуществляет сложные формы деятельности, в частности регуляцию поведения. Однако у младших дошкольников этот процесс еще несовершенен из-за незрелости фронто-таламической системы, которая включает в себя префронтальную кору лобной доли и медиодорсальное ядро таламуса. Проявления незрелости заключаются в повышенной импульсивности, сниженной концентрации внимания, недостаточном самоконтроле. Именно морфофункциональное созревание фронто-таламической системы мозга у большинства детей возможно к возрасту 6–7 лет. Это важное уточнение, поскольку ждать идеального обеспечения процессов регуляции и контроля поведения до этого возраста, как вы уже успели заметить, – не совсем правильно. Ребенок протестует, капризничает, ведет себя импульсивно не потому, что испытывает ваше терпение или пытается вас проучить, а потому что его мозг недостаточно зрелый, и нейрофизиологические механизмы еще несовершенны. Психологически многим родителям сложно понять и принять естественное превращение из умилительного ангелочка в клубок противоречий, но практически 99 % детей в том или ином возрасте капризничают, протестуют и упрямятся. Повторюсь, это нормальный процесс, который уж точно не равен избалованности и вседозволенности. Довольно часто взрослые не могут точно дифференцировать, что стоит за детскими слезами и протестом. В каких случаях стоит бить тревогу, а когда запастись терпением. Предлагаю познакомиться поближе с этими понятиями и основными причинами.
У детей они сравнимы с сюрпризом – всегда появляются неожиданно. Семья живет обычной жизнью, а потом в один прекрасный момент родители замечают, что ребенка как будто подменили: «Не хочу пить из этой чашки, дай другую», «Не пойду гулять», «Пойду на улицу без обуви». Капризы учащаются, появляется все больше сопротивления в поступках и словах. Родители ощущают беспомощность, поскольку старые приемы в воспитании плохо работают, а когда авторитет родителя ставится под сомнение, то и собственная уверенность улетучивается.
Ребенок протестует, капризничает, ведет себя импульсивно не потому, что испытывает ваше терпение или пытается вас проучить, а потому что его мозг недостаточно зрелый, и нейрофизиологические механизмы еще несовершенны.
Парадоксально, но в это время взрослые отмечают резкий скачок в развитии малышей. Это касается не только двигательных умений, но и психо-речевых. Например, возникает фразовая речь, у кого-то в принципе появляются первые слова. Через время ситуация стабилизируется, но неосведомленным родителям приносит много непонимания и страхов, в том числе в собственной родительской несостоятельности. Возрастные кризисы важны для развития личности ребенка. Все дети проходят через них, хотя протекают кризисы по-разному. Очень многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, модели воспитания в семье, родительской стрессоустойчивости и реакции взрослых на происходящее. Когда родители знают о происхождении импульсивного поведения, понимают, что это НОРМА, им гораздо проще пережить непростой период и выбрать новые приемы в воспитании без давления и агрессии.
Как правило, негативизм, капризность, упрямство могут значительно обостряться, если родители неадекватно реагируют на возросшие потребности детей, и могут регрессировать при чутком подходе. Довольно много работ по изучению возрастных кризисов принадлежало советским психологам Л. С. Выготскому, Д. Б. Эльконину, Л. И. Божович.
Возрастные кризисы важны для развития личности ребенка.
Выготский рассматривал кризисы с позиции разрушения старой структуры и созидания новой, подразумевая завершение предыдущего возрастного этапа и начало следующего. Он считал, что источником кризиса является противоречие между возрастающими психическими и физическими возможностями ребенка и ранее установленными взаимоотношениями с обществом и средой. Хронологически возрастные кризисы можно разделить на пять значимых периодов, но границы условны и могут колебаться:
1. Кризис новорожденности.
2. Кризис первого года.
3. Кризис трех лет.
4. Кризис семи лет.
5. Подростковый кризис.
Скачкообразность периодов чередуется с периодами плавного развития. Довольно сложно обозначить точную цифру продолжительности, поскольку каждый ребенок развивается индивидуально. Очевидно одно – если присутствуют неблагоприятные факторы, кризисы могут затягиваться.
Давайте рассмотрим каждый возрастной кризис по отдельности.
Пожалуй, один из сложных в физиологическом плане это кризис новорожденности. Он считается первым критическим периодом развития ребенка, находясь между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Малыш кардинально меняет условия. Особенно мощный процесс адаптации происходит в первые 24 часа, ведь у ребенка случается смена водной среды жизнедеятельности на воздушную. Новорожденный должен максимально приспособиться к внешним изменениям: вместо уютного тесного пространства – открытый мир, вместо естественных звуков в утробе матери – полный спектр окружающих звуков, вместо темноты – яркая освещенность. В этот период развитие всех систем организма переходит на новый уровень, ведь новорожденному необходимо обеспечивать собственную жизнедеятельность без утробы матери. Несмотря на то что физически новорожденный отделился от матери, физиологически он нуждается в поддержании жизненно важных функций и удовлетворении своих потребностей: в еде, тепле, общении, сне, гигиене и др. Ввиду незрелости центральной нервной системы младенцу доступны лишь экспрессивно-мимические формы воздействия на взрослого: плач, крик. Если потребности не удовлетворяются, ребенок испытывает стресс. Поэтому качество взаимоотношений между матерью и ребенком напрямую предопределяет нервно-психическое развитие. За прожитый год происходят большие метаморфозы: из маленького беспомощного комочка ребенок превращается в активного карапуза, который овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи, социальными эмоциями.
Именно кризис первого года застает многих родителей врасплох. Словно гром среди ясного неба появляется недовольный крик на привычные запреты, плач на любую мелочь, повышенное желание к самостоятельности.
В основе лежит базовая причина кризиса – возрастная сепарация. Ребенок начинает осознавать себя отдельным от мамы человеком. Это глобальная внутренняя перестройка! Процессу сепарации также способствует вертикализация. Вы только представьте, какой шквал эмоций от исследования окружающего мира получает малыш. Раньше он мог только ползать или передвигаться по комнате у мамы на руках, а сейчас САМ осваивает новый способ передвижения. Еще один важный физиологический момент: к году у детей значительно увеличивается время бодрствования, ребенок всячески стремится заполнить его новыми открытиями:
«Что будет, если я открою дверь этого шкафа?»
«Какой на вкус песок?»
«Что там интересного хранится в стиральной машине?»
Развитие высших психических функций способствует активному познанию мира, но не всегда желания ребенка в исследовании мира безобидны и безопасны. Родители выступают проводниками в открытый мир для взрослеющего малыша:
«Не подходи к плите, горячо!»
«Не трогай розетку, опасно!»
«Не выбегай на дорогу!»
«Не залезай на подоконник!»
Каждый ребенок должен пройти через стадию жизненно важных ограничений для своей же безопасности. Однако случается так, что родители, сами того не подозревая, ставят слишком много ограничений. Запрещают делать повседневные действия, не несущие угрозы (например, брать краски, играть с маминой косметикой, переливать воду). Чрезмерно частое повторение «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ» сказывается на личностных качествах ребенка и снижает ценность жизненно важных запретов. Самое разумное:
• твердо ограничить круг запретов и сделать их едиными для всех членов семьи;
• убрать потенциально опасные предметы из зоны доступности;
• не отменять ранее установленный запрет;
• запрет осуществлять уверенным, но спокойным голосом, не срываясь на крик.
По мере дальнейшего роста и развития познавательная активность ребенка увеличивается, он начинает осознавать собственные желания, а также понимать, что не все его желания совпадают с желаниями взрослых. В этот период дети все чаще сталкиваются со словами «нет», «нельзя» и активно копируют эти формы протеста, особенно в общественных местах. Ребенок будто бы проверяет: «А если я буду вести себя так, какая реакция будет у мамы?» Чтобы кризис первого года прошел безболезненно как для родителей, так и для ребенка, важно в первую очередь о нем знать и уметь правильно себя вести.
Чрезмерно частое повторение «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ» сказывается на личностных качествах ребенка и снижает ценность жизненно важных запретов.
Протесты и капризы – это нормальная реакция ребенка на невыполнение его желаний. Даже если они вас сильно эмоционально дестабилизируют, не стоит идти на поводу у визжащего или бьющегося о пол головой ребенка. Сильный и уверенный взрослый должен придерживаться одной тактики. Для годовалого протестующего малыша подходит тактика объятий и телесного контакта. После чего важно объяснить причину отказа в выполнении желаемого. Многие родители жалуются, что дети их не слышат и все бесполезно, но это распространенное заблуждение. Воспитание – это не сиюминутный процесс, нельзя за один раз объяснить правила поведения и потом ждать полного детского послушания. Только ежедневная работа способна дать плодотворные результаты.
С успехом пройдя кризис первого года, наладив стабильные отношения, родителям вновь придется окунуться в мир протестов. Следующий на очереди кризис трех лет. Само по себе название условное и не имеет четкой привязанности к точному возрасту. Ошибочно думать, что ровно в три года у ребенка резко изменится поведение. Начало может варьировать. У некоторых детей кризис начинается раньше трех лет, у других – гораздо позже. В среднем первые симптомы появляются в возрасте 2,5–3,5 лет. Длительность и степень выраженности кризиса зависят от многих факторов, но во главе стоят: темперамент ребенка, стиль родительского воспитания и особенности эмоционального взаимодействия между матерью и ребенком.
Воспитание – это не сиюминутный процесс, нельзя за один раз объяснить правила поведения и потом ждать полного детского послушания.
Как можно заподозрить кризис?
• Ребенок становится очень вспыльчивым без видимого повода.
• В общественных местах, особенно в магазинах, незамедлительно требует покупку желаемого. В случае отказа закатывает истерики, добиваясь привлечения внимания. Родители отмечают, что поведение мгновенно меняется при выполнении его требования.
• Родители подмечают чрезмерное проявление самостоятельности (пытается самостоятельно одеваться, купаться, на улице убегать в противоположном направлении и т. д.).
• Каждая просьба сопровождается ярким протестом.
• Любое столкновение с трудностями вызывает чрезмерное огорчение и агрессию (может ударить маму; бросает игрушки или первое, что попадается в поле зрения).
• Прежние модели поведения в сложных ситуациях перестают работать. Например, «метод переключения».
Все эти поведенческие особенности характеризуют семизвездие симптомов кризиса трех лет из-за семи ярких проявлений в детском поведении. Рассмотрим подробно каждый симптом.
Негативизм
Ярким проявлением является отрицание просьб и требований взрослых, стремление сделать все наоборот. Складывается впечатление, что ребенок делает все назло. Порой может доходить до абсурда:
– Пойдем гулять?
– Не пойду!
– Хорошо, тогда останемся дома.
– Не хочу дома.
Все эти поведенческие особенности характеризуют семизвездие симптомов кризиса трех лет из-за семи ярких проявлений в детском поведении.
Ребенок противится не самому действию, а просьбе. Довольно часто протестная избирательность может затрагивать отдельных членов семьи. Например, с мамой протестует, а с папой ведет себя нормально. За счет негативизма малыш сепарируется от взрослых, как бы показывает: «Родители, у меня есть свое мнение и позиция». Взрослые могут принимать такое поведение за непослушание, но между негативизмом и непослушанием есть принципиальное отличие.
Детский негативизм – это отрицание ребенком требований взрослого. При негативизме ребенок отказывается от просьбы не потому, что он этого не хочет, а потому, что именно об этом его попросил взрослый. Иными словами, негативная реакция проявляется не на содержание действия, а именно на предложение, поступающее от взрослого.
Непослушание – это форма сопротивления требованиям, просьбам взрослых и нравственным нормам общественного поведения. В случае непослушания ребенок противится не конкретно просьбе или требованию взрослого, а именно содержанию.
Упрямство
Данный симптом проявляется стойким желанием ребенка отстаивать свою позицию, даже если он не хочет этого делать, загоняя себя в ловушку. Родители могут путать такое поведение с настойчивостью, но принципиальным отличием является мотив. При упрямстве важно выполнение требования, даже если оно идет вразрез с желанием. Ребенок не может изменить первоначальное решение, несмотря на доводы и убеждения взрослых.
Например, одна из частых ситуаций, которая демонстрирует упрямство во всей красе: ребенок очень сильно устал и хочет спать, но упрямится и стойко отказывается, продолжая играть в игрушки, даже если ему уже не сильно хочется, вопреки доводам и уговорам мамы.
Строптивость
Ключевой симптом кризиса трех лет проявляется стремлением малыша противостоять принятым нормам поведения в семье. Отличием строптивости от негативизма является не личностный протест в отношении взрослого, а протест против привычного образа жизни, установленных семейных правил воспитания.
Строптивость может выражаться в отказе от мытья рук перед едой, в недовольстве от совместного ужина с членами семьи. Еще одно частое явление – протест против того, чтобы мама брала его за руку во время прогулки. Взрослые подмечают, что в этот период ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше.
Своеволие
Многие взрослые особенно хорошо знакомы с данным проявлением. Период «Я САМ» всецело захватывает ребенка, часто обозначая начало кризиса. Это выражается в высокой потребности делать все самостоятельно. Порой гипертрофированная самостоятельность может быть даже опасной. Например, он пытается сам налить кипяток из чайника или нарезать овощи. Запрет со стороны взрослого на проявление самостоятельности воспринимается очень остро. Поскольку дети в силу возраста не всегда оценивают собственные возможности адекватно, при неудачной попытке выполнить что-либо самому быстро разочаровываются и болезненно реагируют.
Протест-бунт
Данное состояние характеризуется частыми конфликтами детей с родителями. Известный психолог Л. С. Выготский описывал это как: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Регулярность ссор откладывает определенный отпечаток на детско-родительские отношения. У детей поведенческая реакция проявляется агрессией, раздражением, особенно если взрослые грубо противостоят «новому» поведению ребенка.
Обесценивание
Этот неприятный симптом кризиса проявляется потерей привязанности к тем вещам и ценностям, которые были очень важны для ребенка. Например, любимая игрушка становится плохой, а любимое блюдо – невкусным. Лексикон пополняется обидными словами в сторону взрослых, тем самым подрывая родительский авторитет. Иными словами, обесценивается все то, что было дорого и близко ребенку.
Деспотизм
Заключительный симптом возрастного кризиса выражается в деспотичном поведении. Малыш пытается командовать взрослыми, навязывая свои правила поведения. Например, запрещает входить или, наоборот, выгоняет взрослого из комнаты. Настаивает на выборе одежды, игнорируя замечания. В семьях, где несколько детей, он ревностно воспринимает братьев или сестер, запрещая родителям уделять им внимание или перетаскивает все одеяло на себя, добиваясь конечной цели – положения господства над окружающими.
Знакомство с основными симптомами и проявлениями кризиса трех лет очень важно для взрослых. Ценность информации заключается не только в повышении общей грамотности, а в возможности адекватно воспринимать поведение ребенка и контролировать свой подход в воспитании. Когда взрослый знает, какая причина стоит за каждым симптомом, ему гораздо легче найти общий язык с малышом. Также снижается общий тревожный фон, отсеиваются сомнительные мысли: «С моим ребенком что-то не то, раз он меня не слушает и игнорирует правила. Нужно это срочно лечить». Взрослый понимает, что подобное поведение – это норма.
Возрастной кризис – это закономерный процесс, его целью является перестройка системы регуляции, т. е. отношений ребенка с окружающим миром.
Когда взрослый знает, какая причина стоит за каждым симптомом, ему гораздо легче найти общий язык с малышом.
Основная роль взрослых – не замаскировать тот или иной кризисный симптом медикаментами, а мягко преодолеть с минимальными последствиями.
Когда возраст ребенка приближается к семи годам, семью ждет новое испытание. Известный психолог Л. И. Божович считала, что кризис семи лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Многие родители отмечают появление к ранее несвойственных изменений в поведении ребенка, таких как: эмоциональная несдержанность, капризы, паясничанье, ложь, хитрость.
Кризис семи лет совпадает с поступлением в школу. Ребенок сталкивается с новым коллективом, требованиями, нагрузкой и новой социальной ролью. Он начинает осознавать свою психологическую автономию за счет смены деятельности. Если раньше познание мира в основном было через игру, то теперь это учеба. Усиливается возможность контроля импульсивности, появляется осознанность действий.
За счет совершенствования причинно-следственной связи ребенок, прежде чем совершить какой-то поступок, анализирует последствия.
Для него крайне важна социальная оценка. Вспоминая негативную реакцию на определенные ситуации, ребенок может намеренно утаивать факты, как бы предотвращая отрицательную реакцию взрослых. Каждая такая ситуация формирует новый опыт. Начинает закладываться самолюбие и самооценка на основе мнения окружающих и собственных переживаний. Наконец ребенок начинает понимать, что с ним происходит внутри. Сложная адаптация к школе может усугублять симптомы кризиса и формировать защитные механизмы: враждебность, непослушание, упрямство.
Не следует забывать, что любой кризисный период – необходимый этап взросления ребенка. За этим процессом стоят важные изменения, которые помогают ребенку утвердиться в новой социальной позиции.
Самым ярким периодом подросткового возраста является кризис пубертата. На фоне мощной эндокринной перестройки организма ребенок постепенно превращается в подростка. Меняется не только тело, но и эмоциональное состояние. Это можно охарактеризовать как «детство осталось в прошлом, а взросление еще не наступило».
Гормональные всплески влияют на все сферы жизни: учебу, отношения с родителями, сверстниками. Неожиданно повзрослевшего ребенка с головой накрывают новые импульсы и влечения, активизирующиеся процессом полового созревания. Случается первая влюбленность, которая тесно связана с возросшим интересом к процессам осознания своего «Я».
Одна из главных задач этого периода заключается в сепарации. Подросток устанавливает дистанцию между собой и родителями и пытается действовать самостоятельно.
Не следует забывать, что любой кризисный период – необходимый этап взросления ребенка.
Пытаясь продемонстрировать свою значимость и уникальность, некоторые подростки попадают под влияние специфических компаний. Чтобы быть «своим» среди коллектива, многие начинают копировать поведение авторитетных в их глазах людей: впервые пробуют алкоголь, сигареты, начинают нецензурно выражаться. Зачастую они это делают не потому, что очень этого хотят, а потому что так модно.
Первые ссоры и непонимание между подростками и родителями возникают как раз на этой почве. Ухудшение ситуации бывает в тех семьях, где изначально не было доверия между родителем и ребенком – когда эмоции подавлялись, а с мнением не считались. Ребенок в защитных целях выбрал для себя охранительную модель поведения – сокрытие переживаний и эмоций.
Некоторые подростки так и объясняют: «А зачем мне что-то рассказывать родителям, если дома все равно не понимают. Не вижу смысла делиться переживаниями. Мы с родителями по разные стороны баррикад».
Поэтому подростковый возраст – это своего рода индикатор итогов воспитания.
Если в семье к ребенку относились с уважением, если доверяли и не критиковали за выражение своих мыслей и идей – большая вероятность, что подростковый период пройдет безболезненно как для родителя, так и ребенка.
Есть перечень базовых рекомендаций для взрослых, которые позволят сформировать позитивную модель поведения в кризисные периоды независимо от степени их выраженности. Важно помнить о них и стараться придерживаться.
1. У детей не должно быть слишком много ограничений. Исключения составляют лишь те, что могут потенциально принести угрозу для жизни.
2. Правила должны соблюдаться всеми членами семьи независимо от настроения и самочувствия.
3. Крик неэффективен в долгосрочной перспективе воспитания. Твердый и уверенный голос воспринимается ребенком гораздо адекватнее. Допустимо выделять интонацией запреты, которые наиболее опасны.
Если в семье к ребенку относились с уважением, если доверяли и не критиковали за выражение своих мыслей и идей – большая вероятность, что подростковый период пройдет безболезненно как для родителя, так и ребенка.
4. Метод альтернативы спас не одну семью. Старайтесь предоставлять ребенку право выбора. Например: «Ты сегодня наденешь красную кофту или вот эту синюю?»
5. Не стоит злоупотреблять в разговоре отрицательными частицами «не» и словами типа «нет, нельзя».
6. Для того чтобы обозначить запрет, используйте другие слова: «осторожно», «будь аккуратен», а также объясняйте причину запрета: «Осторожно, утюг горячий. Из-за ожога может быть очень больно».
7. Используйте юмор, шутки при общении с ребенком: «Ты сегодня полетишь в ванную на ракете или пойдешь пешком»?
8. Не сравнивайте ребенка и не унижайте: «А вот соседский Ваня уже научился сам читать и писать, а ты бестолковый. И в кого ты такой?» Повторюсь: так делать НЕ надо.
9. Не применяйте физическое наказание к детям и не угрожайте им. Это лишает ребенка ощущения собственной ценности и порождает новые страхи.
10. Прежде чем бурно реагировать на негативные проявления ребенка, постарайтесь понять, что за этим стоит.
Глава 2. Младенческие колики, или Период фиолетового плача
В этой главе рассмотрим, чем обусловлено тревожное поведение и постоянный плач у младенцев в вечернее время. Также узнаем, что означает акроним PURPLE.
С младенческими коликами сталкиваются многие семьи, особенно в первые недели после рождения. Именно они являются основной причиной постоянного плача у детей и стресса у родителей. Как проявляются колики? На фоне полного благополучия вечером ребенок вдруг начинает плакать, не реагируя на привычные методы успокоения. В это время малыш может поджимать ножки к животу, подтягивать ручки. До сих пор нет единой теории, объясняющей природу детских колик. Многие исследователи сходятся во мнении, что это естественный этап развития ребенка, и объясняют плач незрелостью ферментативной функции желудочно-кишечного тракта.
В рамках 52-й Американской гастроэнтерологической недели (Сан-Диего, США) были приняты Римские диагностические критерии (Рим, апрель 2016-го), на основании которых диагностируют младенческие колики:
• приступы характерны для детей до 5 месяцев;
• начинаются и заканчиваются без объективных причин;
• плач продолжается три и более часов в сутки на протяжении 3 дней в течение недели наблюдений;
• нет признаков отставания в физическом развитии, лихорадки и других нарушений.
Однако многие родители воспринимают термин «младенческие колики» как страшный диагноз. Для того чтобы снизить градус волнения по поводу длительного плача, а также предотвратить синдром встряхнутого ребенка, был разработан акроним PURPLE. Его автор – американский педиатр Рональд Барр вместе с Американским национальным центром по синдрому встряхнутого младенца (NCSBS) посчитали, что введение акронима «Период ФИОЛЕТОВОГО плача» – хороший способ помочь родителям понять, что колики – это не болезнь, а нормальный этап развития ребенка, и предотвратить необратимые последствия. Чаще всего на фоне эмоционального истощения от непрекращающегося плача родители в попытке успокоить малыша начинают его трясти. В свою очередь это вызывает резкое не контролируемое взрослыми движение головы младенца взад и вперед. В результате сильного встряхивания мозг ударяется о стенки черепа. Из-за этого может возникнуть внутричерепное кровоизлияние, отек мозга и кровоизлияние в сетчатку. Далеко не всегда есть видимые признаки повреждения, которые можно заметить.
В связи с этим особую ценность несет программа PURPLE Crying у младенцев, которая не только объясняет природу плача, но и успокаивает родителей.
Что означает данная аббревиатура?
PURPLE:
P (peak of crying) – пик плача. Начинается с 2 недель, заканчивается к 3–5 месяцам.
U (unexpected) – возникает неожиданно.
R (resists soothing) – сопротивление. Привычные методы успокоения не помогают.
P (pain-like face) – плачущий малыш выглядит так, как будто у него что-то болит.
L (long lasting) – плач длится от 35 минут до 5 часов.
E (evening) – плач начинается чаще всего в вечернее время.
Акроним PURPLE должен поддержать родителей и объяснить, что это состояние носит временный характер.
Как помочь ребенку?
• Метод skin-to-skin (контакт кожа к коже), поглаживание и легкий массаж животика.
• Купание в теплой воде с целью расслабления мышц живота.
• Антиколиковые бутылочки для детей на ИВ – хорошая профилактика заглатывания воздуха, но касательно устранения колик не подтвердили свою эффективность. Нельзя греть животик, поскольку иногда колики могут маскировать серьезную хирургическую патологию и грелка усугубит течение.
• Материнская диета не влияет на течение колик. Многие ошибочно начинают исключать и ограничивать часть продуктов в рационе, тем самым снижая поступление витаминов и минеральных веществ.
Поскольку колики – это естественный процесс, со временем они проходят самостоятельно, но можно ли их как-то облегчить медикаментозно?
С точки зрения клинической эффективности и безопасности – пробиотический штамм Lactobacillus reuteri достоверно уменьшал продолжительность плача у детей на ГВ по сравнению с группой плацебо. Слабая доказательная база у растительных препаратов на основе фенхеля и ромашки. Остальные препараты не показали своей эффективности (по данным систематического обзора Infant Colic-What works: A Systematic Review of Interventions for Breast-fed Infants, 2016). Любые препараты должны подбираться индивидуально после осмотра педиатром. Самое главное, о чем должны помнить родители, – их ребенок здоров и данное состояние временное.
Поскольку колики – это естественный процесс, со временем они проходят самостоятельно.
Глава 3. Требовательный младенец (high need baby)
В этой главе рассмотрим понятие «требовательный младенец» и поговорим, что делать, если у вас малыш именно такой
Помимо возрастных кризисов хочется отдельно рассмотреть такое понятие, как ребенок с повышенной чувствительностью, или требовательный ребенок.
Американские педиатры Уильям и Марта Сирс в своей книге «Ваш ребенок: Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет» одни из первых описали «требовательных» детей.
Что включает в себя этот термин?
• Такие младенцы имеют повышенные потребности в заботе и уходе в сравнении с другими.
• Они с рождения очень громкие. Например, на прогулке напрочь отказываются лежать в коляске, а кричат до тех пор, пока мама не возьмет их на руки.
• Спят фрагментарно и очень чувствительны к внешним стимулам. Их может разбудить капля дождя или скрип кровати соседа сверху.
• Постоянно хотят внимания, не могут занять себя даже на одну минуту.
• Выплевывают пустышки и бутылочки, не хотят пить из чашки.
• Могут отказываться от первого прикорма в пользу грудного молока.
• Не идут на руки ни к кому, кроме мамы.
«Это навсегда?» – дрожащим голосом часто спрашивают мамы.
Нет! Более того – это не показатель будущего темперамента ребенка и не означает, что из требовательного младенца точно вырастет гиперактивный ребенок.
Что можно порекомендовать мамам?
1. В первую очередь требовательный ребенок – не показатель вашей несостоятельности в материнстве.
2. Если вы воспитываете ребенка одна – не стесняйтесь обращаться к друзьям, родственникам за помощью. Это не стыдно. Не нужно думать, что люди сами догадаются.
3. Если есть возможность нанять няню, обязательно это сделать.
4. Отдыхать и спать при любой удобной возможности, пока спит ребенок.
5. Не забывать регулярно питаться.
6. В минуты отчаяния, гнева, злости никогда не трясти ребенка, не бросать его на кровать, не бить. Это чревато развитием опасного состояния – синдром встряхнутого ребенка. Самое лучшее, что можно сделать в такие минуты, – обеспечить его безопасность и перезапустить свой цикл стресса. Положить в кроватку и выйти из комнаты, умыться, посчитать до двадцати, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов. За это время с ребенком ничего не случится, даже если он будет не переставая кричать.
7. Не игнорировать собственные чувства; если вас посещают суицидальные мысли или мысли о причинении вреда здоровью ребенка, не откладывая обратиться к психиатру или психотерапевту.
Глава 4. Синдром дефицита внимания и гиперактивности
В данной главе детально разберем понятие СДВГ, обсудим диагностику и лечение
Приходилось ли вам наблюдать за выступлением симфонического оркестра?
От того, насколько точно дирижер дает команды музыкантам, зависят темп, характер, согласованность звучания инструментов. Представьте, если вдруг произошел сбой и коллектив оркестра вынужден выступать без «главнокомандующего». Каждый из 60 музыкантов без должной репетиции не сможет синхронно сыграть в едином темпе и добиться идеального исполнения. Вдруг арфистка решила замедлить темп, а барабанщик – ускорить, зритель слышит рассогласованное исполнение, а не душевную музыку.
Этим примером продемонстрирую аналогию работы мозга человека с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (русскоязычная аббревиатура – СДВГ, англоязычная – Attention Deficit Hyperactivity Disorder – ADHD).
У ребенка с СДВГ нарушается способность контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в триаду симптомов – импульсивность, нарушение внимания, гиперактивность. Эти симптомы носят постоянный, а не ситуационный характер.
В настоящее время этиология СДВГ остается дискутабельной. Выдвигаются и одновременно опровергаются гипотезы возникновения данного заболевания. Часть работ были посвящены влиянию органического поражения ЦНС на риск развития СДВГ, но убедительных доказательств в ходе исследований не обнаружено. Среди факторов риска – преждевременные роды, подверженность внутриутробному воздействию никотина, низкий вес при рождении. Выдвигались гипотезы о причастности пищевых красителей, дефицита микро- и макроэлементов, глистных инвазий, неправильного воспитания, но эти теории также не нашли рационального объяснения.
На сегодняшний день все больше доказательств в пользу мультифакториальной природы этого заболевания. Биохимическим субстратом патогенеза СДВГ является нарушение работы нейротрансмиттеров (дофамина, норадреналина). Обнаружены гены-кандидаты, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге и детерминирующие манифестацию СДВГ. Большое количество хорошо спланированных проспективных исследований показали, что у детей с СДВГ отмечается задержка созревания коры головного мозга (при измерении ее толщины).
В чем сложность диагностики СДВГ?
В первую очередь трудности при постановке диагноза заключаются в разграничении истинных симптомов от обычного поведения активного ребенка. Родителям порой непросто объективно оценить собственных детей. Как следствие, недиагностированное расстройство годами скрывается за внутрисемейными характеристиками: «просто очень активный», «с характером», «вспыльчивый», «непоседа».
Одним из ключевых моментов в успешной диагностике СДВГ является информирование родителей о существовании такого расстройства. Они должны знать не только о самом расстройстве, но и о вторичных последствиях, которые могут возникнуть без должной коррекции. Целью информационной осведомленности является не запугивание, а просвещение. В случае СДВГ известная поговорка «Меньше знаешь – крепче спишь» совсем не актуальна. Психообразование – один из первых этапов лечения.
Одним из ключевых моментов в успешной диагностике СДВГ является информирование родителей о существовании такого расстройства.
Как и когда можно заподозрить СДВГ?
Иногда на форумах можно встретить сообщения «Да я уже во время беременности поняла, что ребенок будет активный», «Как только родился, сразу по голосу поняла, что наш ребенок командир», «Как только начал ползать, сразу все стало очевидно».
Можно ли заподозрить симптомы данного расстройства в пренатальном периоде или на первом году жизни? Вопрос довольно сложный. Действительно, у детей с СДВГ с младенчества могут быть поведенческие расстройства, например плохой сон, длительный плач, повышенная гипервозбудимость. Однако и у абсолютно здоровых детей могут быть данные проявления. Поэтому на первом году жизни информация об особенностях развития может значительно помочь в диагностике. В большинстве случаев более точная диагностика возможна ближе к школьному возрасту, когда поведение ребенка сравнивается с его ровесниками.
Рассмотрим основные возрастные группы детей с их характеристикой.
Дошкольный возраст
Клинические симптомы у большинства детей проявляются уже в возрасте 3–4 лет. Обычно они похожи на ураган: бегают, прыгают, не могут усидеть на одном месте, но при этом рассеянны и невнимательны. Часто забывают игрушки на детских площадках, теряют вещи.
Многим дошкольникам свойственно переключение внимания, сниженный интерес к чтению книг, рисованию и другим видам деятельности, требующим сосредоточенности. Данные симптомы не являются патологией, а лишь отражают возрастную функциональную незрелость коры головного мозга. Родители вынуждены несколько раз повторять просьбы, что приводит к конфликтам, эмоциональным срывам. У них может нарастать разочарование в методах воспитания, повышается градус раздражительности внутри семьи.
У родителей появляются первые признаки беспокойства, что с ребенком «что-то не так», и они идут к специалистам: педиатрам, неврологам, психиатрам, психологам и нейропсихологам.
Именно на этом возрастном этапе уже можно ЗАПОДОЗРИТЬ синдром, особенно если клиническая картина очень яркая. Симптомом импульсивности может быть отсутствие чувства опасности в этом возрасте.
Школьный возраст
В возрасте 6–7 лет, когда у большинства детей формируется способность контролировать свое поведение, гиперактивность и импульсивность как симптомы СДВГ становятся более очевидными. В первую очередь это связано с поступлением в школу и необходимостью соблюдения требований и дисциплины. Например, на уроке детям с СДВГ сложно сидеть за партой в течение 45 минут: они могут вставать, ходить по классу. В то время как активные ребята не испытывают трудности с контролем поведения на уроке.
К школьному возрасту у детей с СДВГ созревание функций лобных долей головного мозга, прежде всего префронтальной области, подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей, происходит медленнее, чем у ровесников. Вследствие этого нарушение внимания носит уже постоянный характер, а не ситуационный. Это выражается в прерывании выполнения заданий на середине, рассеянности и невнимательности при изучении нового материала. Такие дети быстро истощаются во время учебы. Стирается грань между активным поведением и перевозбуждением из-за слабой центральной регуляции процессов возбуждения-торможения. Может страдать эмоциональный фон. Это проявляется нетерпимостью к неудачам, вспыльчивостью, обидчивостью. Безусловно, это влияет на общий уровень успеваемости ребенка, отношения с педагогами и сверстниками.
Подростковый возраст
Клинические проявления СДВГ у подростков могут претерпевать определенные изменения. Так, например, гиперактивность может значительно снижаться или видоизменяться в тревожность, суетливость, неорганизованность.
Подросткам с СДВГ сложно строить межличностные отношения с незнакомыми людьми, в частности со сверстниками. У них сложнее проходит период адаптации к новой обстановке, они более восприимчивы к воздействию негативных факторов. Сохраняются симптомы нарушения внимания и импульсивности. В тяжелых случаях они могут прогрессировать, вплоть до полного отсутствия самоорганизации. Такие подростки склонны совершать необдуманные, рискованные поступки, игнорировать общественные нормы и законы. Ошибочно думать, что к подростковому возрасту ребенок «перерастает СДВГ». Да, выраженность некоторых симптомов может меняться, но не исчезать полностью.
Есть ли гендерное различие по частоте встречаемости СДВГ?
В международной литературе есть данные, что у мальчиков данный синдром встречается чаще, чем у девочек, в соотношении 3:1. Чем обусловлена данная закономерность? Принято считать, что двигательная гиперактивность является своеобразной визитной карточкой СДВГ, и чаще именно из-за наличия этого симптома родители обращаются к специалистам. Но гиперактивное расстройство с дефицитом внимания имеет несколько подтипов, соответственно симптомы могут иметь разную характеристику и степень выраженности. У девочек на первый план чаще выходят симптомы дефицита внимания. У мальчиков – двигательная гиперактивность и импульсивность. Такое гендерное деление по частоте встречаемости СДВГ отчасти объясняется тем, что у мальчиков поведенческие расстройства выражены более интенсивно, поэтому и обращаемость за медицинской помощью чаще.
Важно понимать, что это расстройство может протекать со своими особенностями как у мальчиков, так и у девочек. Гендерная стигматизация не должна затруднять диагностику.
Гендерная стигматизация не должна затруднять диагностику.
Кто имеет право ставить этот диагноз?
Для постановки диагноза важна полная клиническая и психосоциальная оценка личности, которая должна осуществляться квалифицированным медицинским персоналом. В России диагноз СДВГ ставит психиатр, это кластер F в МКБ. Врач обязан провести полный медицинский осмотр с оценкой роста, веса, зрения, слуха, уточнить, нет ли признаков генетических синдромов. Собрать анамнез у ребенка и родителей. Обсудить поведение и симптомы в различных сферах деятельности, а не только в повседневной жизни. Как правило, для окончательного установления диагноза может потребоваться дополнительное наблюдение родителями за ребенком с последующим предоставлением отчетов врачу. В диагностике СДВГ важна оценка психического состояния не только ребенка, но и родителей (опекунов).
Как проводится диагностика?
Многие привыкли, что для диагностики того или иного заболевания важно пройти инструментальное обследование, сдать лабораторные анализы, пообщаться с врачом. Но это не случай СДВГ. Этот диагноз – клинический.
На данный момент существуют две наиболее распространенные диагностические классификации – DSM-V и МКБ-10.
В клинической практике чаще используется диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам V пересмотра (DSM-V).
Диагностические критерии СДВГ по DSM – V [Перевод ЗАВАДЕНКО Н. Н., 2014]:
А. Постоянный паттерн проявлений невнимательности и гиперактивности-импульсивности, оказывающий влияние на функционирование и развитие, и характеризующийся симптомами из разделов (1) и/или (2).
(1) Невнимательность: шесть (или более) из следующих симптомов постоянно сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая не соответствует уровню развития и негативно влияет непосредственно на социальные и учебные/профессиональные виды деятельности.
Примечание. Симптомы не связаны исключительно с протестным, вызывающим или враждебным поведением, а также с неспособностью понять задание и инструкции. Для старших подростков и взрослых (в возрасте 17 и более лет) необходимо наличие по меньшей мере 5 симптомов.
• Часто не способен сосредоточивать внимание на деталях и допускает ошибки из-за невнимательности, небрежности в школьных заданиях, на работе и других видах деятельности (например, пропускает или теряет детали, выполняет работу неаккуратно).
• Часто с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, испытывает трудности с концентрацией внимания во время лекций, бесед, длительного чтения).
• Часто складывается впечатление, что не слушает обращенную к нему речь (например, мысли где-то витают даже при отсутствии явного отвлекающего фактора).
• Часто не придерживается предлагаемых инструкций и не может до конца выполнить уроки, домашнюю работу или обязанности на рабочем месте (например, начинает выполнять задание, но быстро теряет фокусирование и легко отвлекается).
• Часто испытывает сложности в организации выполнения заданий и своей деятельности (например, сложно организовать выполнение задания из последовательных действий, трудно сохранять в порядке материалы и вещи, работа выполняется неаккуратно и неорганизованно, плохо распределяет время, не укладывается в назначенные сроки).
• Часто избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы, для старших подростков и взрослых – подготовка отчетов, заполнение форм, изучение длинных текстов).
• Часто теряет вещи, необходимые для выполнения какой-либо работы или заданий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, рабочие бумаги, очки, мобильные телефоны).
• Часто легко отвлекается на посторонние стимулы (для старших подростков и взрослых это могут быть посторонние мысли).
• Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, выполнение работы по дому, поручений, для старших подростков и взрослых – ответные звонки по телефону, оплата счетов, приход на назначенные встречи).
(2) Гиперактивность и импульсивность: шесть (или более) из следующих симптомов постоянно сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая не соответствует уровню развития и негативно влияет непосредственно на социальные и учебные/профессиональные виды деятельности.
Примечание. Симптомы не связаны исключительно с протестным, вызывающим или враждебным поведением, а также с неспособностью понять задание и инструкции. Для старших подростков и взрослых (в возрасте 17 и более лет) необходимо наличие по меньшей мере 5 симптомов.
• Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
• Часто покидает свое место в ситуациях, когда нужно сидеть (например, встает в классе во время уроков, в офисе или на работе, других ситуациях, когда требуется оставаться на месте).
• Часто бегает туда-сюда, куда-то забирается в ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков и взрослых симптом может ограничиваться ощущением беспокойства, невозможности оставаться на месте).
• Часто не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
• Часто находится в постоянном движении, ведет себя так, будто к нему «прикрепили мотор» (не способен или ощущает дискомфорт, если требуется спокойно сидеть в течение продолжительного времени, например в ресторане, на встрече; окружающие могут расценивать его как беспокойного человека, с которым трудно иметь дело).
• Часто бывает болтливым.
• Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца (например, завершает высказывания за других людей, не может ждать своей очереди во время разговора).
• Часто с трудом дожидается своей очереди (например, когда стоит в очереди).
• Часто прерывает других, мешает (например, вмешивается в беседы, игры, дела; может начать пользоваться вещами других, не спросив или не получив разрешения; у подростков и взрослых – может вмешаться в работу других или начать делать то, что уже выполняют другие).
Б. Несколько симптомов невнимательности или гиперактивности-импульсивности присутствовали в возрасте до 12 лет.
В. Несколько симптомов невнимательности или гиперактивности-импульсивности отмечаются в двух или более видах обстановки (дом, школа или работа, контакты с друзьями или родственниками, другие виды деятельности).
Г. Имеются явные подтверждения тому, что симптомы оказывают значительное влияние, снижая качество деятельности в социальных контактах, обучении, профессиональной сфере.
Д. Симптомы не связаны исключительно с течением шизофрении или другого психотического расстройства, не могут быть объяснены его наличием (например, расстройства настроения, тревожного расстройства, диссоциативного расстройства личности, интоксикацией каким-либо веществом или синдромом отмены).
В спорных случаях, когда имеются сомнения в интерпретации симптомов СДВГ, ценными дополнениями для диагностики являются специальные опросники и оценочные шкалы: Коннерса, Вандербильта, Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности».
Важно помнить, что этот диагноз нельзя поставить исключительно по результатам одного тестирования, даже если будут максимальные баллы в пользу СДВГ. Большую роль играют наблюдения родителей, школьных педагогов. Основой для постановки диагноза следует считать дополнительные критерии:
• симптомы должны присутствовать до 12-летнего возраста;
• продолжительность симптомов не менее 6 месяцев;
• симптомы затрагивают как минимум две сферы жизни (дом, школа, секции, прогулки и т. д.);
• постоянство симптомов, а не волнообразное течение;
• симптомы снижают качество социального функционирования, академической успеваемости;
• выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, другой деятельности, несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития.
Почему так важна диагностика СДВГ?
«Осознание проблемы – первый шаг к ее решению». Особенно актуально данное выражение в отношении семей, столкнувшихся с СДВГ. Они погружены в лавину непонимания окружающих, знакомы с презрительными взглядами и репликами: «Какой непослушный ребенок, и куда только родители смотрят». В школе такие дети обычно получают ежедневные замечания, записи в дневник о плохом поведении. На школьных собраниях родители вынуждены краснеть: «баловался на уроке», «разбил на перемене стекло». Нервное напряжение в детско-родительских отношениях нарастает словно снежный ком. Взрослые не скрывают, что их все чаще посещают мысли о собственной несостоятельности: «мы плохие родители, раз не можем воспитать ребенка», «будь что будет, его уже ничего не исправит».
В первую очередь диагностированное расстройство дает четкое понимание, что ребенок не виноват в непослушании, рассеянности, излишней активности. Цель постановки диагноза заключается не в навешивании социальных ярлыков, а в выявлении и оказании своевременной помощи, развитии сильных сторон его личности.
Чем раньше установлен диагноз, тем выше шансы скорректировать проявления синдрома к подростковому возрасту. Не нужно ждать, пока «ребенок перерастет» и все пройдет самостоятельно. В противном случае подростки находятся в группе риска по девиантным формам поведения.
«Осознание проблемы – первый шаг к ее решению».
Рекомендации по коррекции поведения при СДВГ
Родителям крайне важно оптимизировать усилия по воспитанию детей с СДВГ для удовлетворения возросших потребностей в социальной адаптации. Это порой непросто, но весьма результативно.
• Следует контролировать окружающую обстановку для снижения влияния симптомов СДВГ, например избегать большого скопления людей, слишком громкой музыки.
• Придерживаться четкого распорядка дня независимо от выходных и праздников, не допускать переутомления.
• Внедрять в жизнь семьи планирование, составление расписания.
• Предпочитать устным командам – зрительное подкрепление с помощью планеров, магнитных досок, отрывных стикеров. Такой систематический контроль со стороны родителей позволяет упорядочить жизнь ребенка, уменьшая в ней хаотичность и повышая результативность.
• При поручении объемных и сложных задач пользоваться одной из известных техник тайм-менеджмента «Слоны и Лягушки». «Слоны» в данном контексте – это большие и сложные задачи. «Лягушками» называют мелкие, но необходимые дела. Большую задачу дробить на маленькие части, контролировать каждый этап выполнения подзадачи и поощрять ее. Такой подход позволяет систематизировать процесс, сделать его проще, убрать страхи и тревогу перед началом выполнения.
• Использовать систему поощрения в методах воспитания ребенка, особенно когда это касается деятельности, требующей концентрации внимания, поведения. Поощрение может быть не только словесным, но и материально значимым. Например, плакат с наклейками, где за определенное выполнение задач даются наклейки. При заполнении определенных граф ребенок получает материальное поощрение. Такой способ позволяет повысить его самооценку, усилить контроль над поведением, укрепить уверенность в собственных силах.
• Устанавливать и определять границы дозволенного. В выставленных рамках дети с СДВГ чувствуют себя спокойно и безопасно.
• Придерживаться одной модели поведения всеми членами семьи, что позволит существенно снизить конфликты и непонимание между ребенком и родителями.
• Развивать сильные стороны ребенка. Например, наполнять жизнь гиперактивного ребенка спортом, ежедневной физической активностью на свежем воздухе. При выборе спортивных секций избегать контактные единоборства (дзюдо, бокс, вольная борьба, самбо, айкидо и т. д.). Отдавать предпочтение аэробным нагрузкам (плавание, бег, аэробика и т. д.).
• Выделить его круг интересов и активно развивать эту область. Оптимально выбрать один вид деятельности для успешной реализации навыков. Это позволит ребенку чувствовать социальную значимость в обществе, поднимет его самооценку.
• Развивать эмоциональный интеллект для лучшего понимания чужих чувств и контроля своих.
• Обращаться за консультативной помощью к специалистам, специализированным интернет-ресурсам, базирующимся на проблеме СДВГ. Неоспоримые плюсы консультативной помощи в том, что эксперт со стороны может проанализировать ситуацию, подобрать наиболее подходящую для семьи модель воспитания, выявить ошибки, допущенные в отношениях с ребенком, дать четкий алгоритм по коррекции поведения. Любые рекомендации по обучению родителей или опекунов не подразумевают их плохую заботу. Цель такой помощи заключается в оптимизации усилий по воспитанию с учетом возросших потребностей в родительской заботе.
• Обсуждать вопросы образования напрямую с педагогами (например, индивидуальная учебная нагрузка в школе или колледже).
• Обсуждать выбор профессии и право на приемлемые изменения трудовых обязанностей на рабочем месте.
Лечение СДВГ
Во всем мире применяется комплексный подход к лечению СДВГ с участием врачей, психологов, нейропсихологов, родителей, учителей. Именно такой мультимодальный подход позволяет добиться хороших результатов в коррекции заболевания:
• смягчить тяжесть симптомов;
• предотвратить появление вторичных последствий, таких как антисоциальное поведение, зависимость от алкоголя, наркотических веществ, депрессия, социальная изоляция;
• улучшить детско-родительские отношения.
Ведущая роль отводится поведенческой, психолого-педагогической, семейной коррекции. Необходимость медикаментозного лечения обусловлена значительным ухудшением и прогрессированием симптомов СДВГ хотя бы в одной сфере на фоне неэффективности методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии. Лекарственные препараты для терапии СДВГ возможны только у детей 5 лет и старше. В США используют психостимуляторы, однако в нашей стране они запрещены. На сегодняшний день в России существует единственный препарат для лечения СДВГ – атомоксетина гидрохлорид (Страттера). Возможно применение агонистов центральных альфа2-адренорецепторов (клонидин, гуанфацин), трициклических антидепрессантов (имипрамин). Для лечения сопутствующих расстройств (тревожные и аффективные, ОВР, ОКР) чаще всего используются препараты группы СИОЗС, антипсихотики (нейролептики).