Основы ныряния с задержкой дыхания бесплатное чтение
Рисунки: Оксана Молчанова.
Авторы фотографий на цветных фото: 1–8 – Олеся Углова, на фото Оксана и Алексей Молчановы; 9–13, 15, 17 – Андрей Каменев; 14, 16, 18, 19 – Игорь Болгов; 20, 21 – Fred Boyle, 22, 23 – Rafel, 24 – Ольга Сурякова. Авторы черно-белых фотографий: Леонид Богачкин, Игорь Болгов, Андрей Каменев, Сергей Орлов, Fred Boyle, Rafel, Horen Stalbe. Фото на задней обложке: Игорь Болгов.
© Молчанова Н. В., 2013
Введение
Фридайвинг – это ныряние с задержкой дыхания в длину или в глубину.
Фридайвинг весьма интересен с точки зрения переключения внимания с суеты на поверхности вселенских событий на внутреннее растворение в покое воды. Расслабленное плавание гармонизирует отношения между безумной активностью мозга и засидевшимся телом, вызывая мышечную радость. Комфортная задержка дыхания мягко встряхивает организм, активизируя обменные процессы после ее окончания.
Фридайвинг предполагает минимизацию усилий и является чудесным методом релаксации и лекарством от стресса.
Фридайвинг дает возможность наслаждаться легким скольжением в воде, где в невесомости тело наполняется пленительной энергией, вызывая ощущение парения.
Фридайверу открывается безмолвный таинственный мир без времени и пространства, здесь разрушается граница, разделяющая тело и душу, и наступает необычайное умиротворение.
С изумлением наблюдает фридайвер подводную жизнь, расслабленно зависнув в толще воды. С равнодушием проплывают рядом подводные жители, не ощущая исходящей от него угрозы. С наслаждением замирает фридайвер, очарованный переливами солнечных лучей в синеве.
С отрешением погружается он в глубину, учась спокойствию и смирению. Он не борется со временем и с глубиной, не ищет победы над собой, а постигает «внутреннюю пустоту».
- Мы постигаем глубину,
- Пускаясь в странствие морское.
- И обретаем пустоту
- В уединении с собою.
- Освобождающая сила,
- Безвременья неся печаль,
- В воде, что в таинстве застыла,
- Перетекает тихо вдаль.
- Соединяемся в молчании
- С потоком чутким в синеве,
- И проникаемся познанием
- Духовной сущности в себе.
Раздел 1
Основы теории фридайвинга
1.1. Физические основы ныряния с задержкой дыхания
Плавучесть
Фридайвер во время ныряния в глубину испытывает три состояния плавучести: положительную (сначала с ней борется, потом радуется), нейтральную (очень приятную) и отрицательную (страшноватую). Ибо, согласно закону Архимеда, на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной жидкости.
При положительной плавучести масса вытесненной телом воды больше массы тела. В этом случае фридайвер всплывает или находится на поверхности. Когда фридайвер взмывает вверх без усилий, воплощаются его детские мечты о полете.
При отрицательной плавучести вес вытесненной телом воды меньше веса тела. Тогда фридайвер погружается. С увеличением глубины все меньше и меньше вытесняет фридайвер воду, поскольку легкие его сжимаются, и потому падает в бездну все быстрее и быстрее.
При нейтральной плавучести вес вытесненной телом воды равен весу тела, вследствие чего фридайвер не погружается и не всплывает, а зависает на одном месте. Возникающее чувство парения может сопровождаться восторженным ощущением слияния с природой. Не стоит затягивать этот процесс.
Если нырять в длину вдоль кораллового рифа на небольшой глубине, то сила тяжести будет бороться с выталкивающей силой и фридайверу нужна мудрость, чтобы не бороться с ними, а расслабленно наблюдать на глубине 5–6 м дивный мир. Глубина нейтральной плавучести для столь любознательных фридайверов регулируется грузами и может быть на 7–8-метровой глубине. Взять дополнительный вес или нет – решающее слово за толщиной складки на животе и толщиной гидрокостюма.
Для ныряющих в глубину на 20 м нейтральная плавучесть должна быть на глубине около 10 м, а для ныряющих в глубину на 30 м – на 15 м. Тактика ныряния зависит от глубины, которая изменяет плавучесть фридайвера. Во время 30-ти метрового погружения фридайвер осуществляет непрерывные гребки в среднем темпе для преодоления зоны положительной плавучести до отметки 15 м. После достижения зоны нейтральной плавучести, на глубине 15–18 м он уменьшает темп и мощность движений, включая в цикл фазу скольжения. С глубины 22–25 м (при отрицательной плавучести), фридайвер скользит вниз без движений.
После разворота на всплытие, темп и мощность движений фридайвера должны быть достаточно высокими, чтобы преодолеть зону отрицательной плавучести. По мере увеличения плавучести при всплытии фридайвер постепенно снижает мощность и темп гребков, и включает в цикл движений фазу скольжения. Последние 5–8 м при положительной плавучести фридайвер скользит вверх без движений.
При увеличении глубины погружения квалифицированные фридайверы увеличивают и глубину нейтральной плавучести путем уменьшения количества груза. И это правильно, так как, идя вниз, надо побеспокоиться о дороге наверх.
Существуют 5 основных факторов, влияющих на плавучесть:
1) Плотность воды.
Плотность пресной воды меньше, чем плотность морской из-за наличия в последней – морских солей. Соответственно, по вкусу воды можно попробовать определить необходимое количество груза, навешиваемое фридайвером на себя. Чем больше соли, тем больше груза.
2) Объем воздуха в легких.
Состоит из объема вдоха и остаточного объема легких. Остаточный объем трудно изменить, он является достаточно консервативным показателем, а вот объем вдоха можно менять легко. Чем больше вдох, тем больше плавучесть.
3) Снаряжение.
Чем больше толщина костюма и меньше количество груза, тем больше плавучесть, и тем труднее занырнуть и легче вынырнуть.
4) Гидростатическое давление.
Тоже легко определить: чем больше давит, тем меньше плавучесть. Под действием давления объемы легких и костюма уменьшаются, поэтому уменьшается вес вытесненной ими жидкости.
5) Состав тела фридайвера.
С увеличением количества жировой массы у фридайвера, вкусившего со «шведского стола», его плавучесть увеличивается.
Понятия атмосферного, гидростатического и абсолютного давлений
На фридайвера, погружающегося в глубину, действует давление, состоящее из:
– атмосферного давления, которое вызвано весом атмосферы. Это давление обозначают как 1 атмосфера;
– гидростатического давления, которое вызвано весом воды над фридайвером. Каждые 10 м глубины увеличивают давление приблизительно на 1 атм.
Таким образом, давление окружающей среды, т. е. абсолютное давление, представляет собой сумму атмосферного давления на уровне моря и гидростатического давления, которое изменяется на 1 атмосферу каждые 10 м глубины.
Следовательно, давление, которое испытывает фридайвер на глубине 10 м равно 2 атмосферам, на глубине 30 м – 4 атм., а на глубине 100 м – 11 атм. Герберт Ницш испытывал давление 22,5 атм. на глубине 214 м и хочет испытать еще больше.
Воздействие изменения давления на ткани организма
Когда в школе на уроках физики мы изучали скучные законы Бойля-Мариотта, Дальтона и Генри, то и представить себе не могли, какое практическое значение они могут иметь для фридайвинга.
Итак, закон Бойля-Мариотта гласит: объем газа при постоянной температуре обратно пропорционален давлению, действующему на него.
Во время погружения организм фридайвера подвергается изменениям, связанным с воздействием гидростатического давления. Это действие обусловлено свойством газа изменять свой объем при изменении давления, и малой сжимаемостью тканей организма. Если бы все органы и ткани сжимались, то и писать было бы дальше не о ком. Когда изменения, возникающие в сжимаемых органах, не чрезмерно велики, то они обратимы, и при прекращении давления организм фридайвера возвращается, как правило, в исходное состояние.
При погружении с увеличением гидростатического давления объем воздуха в воздушных полостях организма человека (легких, полостях черепа, желудочно-кишечном тракте) и в подмасочном пространстве стремится уменьшиться пропорционально действующему на него давлению. Пузырьки воздуха в неопреновом костюме тоже сжимаются под давлением, и он становится тоньше и холоднее.
Просвещенный фридайвер, проникшись тайной данного закона, открытого для него Бойлем и Мариоттом, использует его для предотвращения баротравм.
Выравнивание давления в полости среднего уха, придаточных пазухах носа и в подмасочном пространстве с постоянно изменяющимся при погружении абсолютным давлением с помощью специальных приемов является аксиомой фридайвинга.
Чаще всего затруднения, связанные с необходимостью выравнивания давления при погружении, возникают в полостях среднего уха, так называемых «бара банных полостях». Полости сообщаются с носоглоткой посредством узких и длинных слуховых труб, наименованных медицинскими светилами «евстахиевыми» по фамилии ученого анатома. Отверстия труб, обращенные в барабанные полости, фиксированы костными стенками и постоянно открыты. А части труб, примыкающие к носоглотке, имеют мягкие спавшиеся стенки. Фридайвер должен уметь открывать свои слуховые трубы, выравнивая давление при погружении.
При всплытии (со снижением гидростатического давления) выравнивание давления в барабанной полости осуществляется относительно легко, т. к. слуховые трубы раскрываются без участия фридайвера расширяющимся воздухом.
Закон Дальтона: давление смеси газов равно сумме парциальных (частичных) давлений отдельных газов, ее составляющих.
Газы в легких обмениваются между кровью и альвеолярным воздухом в соответствии с тем, как изменяется давление отдельных газов. Давление газов в легких фридайвера будет меняться при изменении давления окружающей среды, а также в зависимости от степени потребления тканями кислорода и выделения углекислого газа.
На поверхности в воздухе содержится кислорода – 20,94 % (в альвеолах в среднем 14,5 % из-за мертвого пространства – носоглотки, гортани, трахеи, бронхов, где выдыхаемый воздух смешивается с вдыхаемым), азота 78,02 %, углекислого газа – 0,04 % (в альвеолах в среднем 5 %) и инертных газов менее 1 %.
На глубине 10 м давление этих газов в легких удвоится, на глубине 20 м давление утроится. При погружении это неплохо – диффузия кислорода на глубине из легких в кровь улучшается, но при всплытии фридайверу бывает невесело – парциальное давление кислорода падает, и очень быстро.
Из-за этого закона фридайвинг из чудесного вида активного отдыха иногда превращается в вид экстремальной деятельности. Доверчивый фридайвер во время ныряния в глубину не ощущает фокусов с газами, он во власти внутреннего покоя, который может и обмануть.
Закон Генри: количество газа, растворенного в жидкости, прямо пропорционально его парциальному давлению на поверхность жидкости.
Во время погружения увеличивается растворимость газов и растет их концентрация в крови и тканях. Таким образом, кислороду на глубине вдвойне неплохо: в условиях повышенного давления он не только легко связывается с гемоглобином и разносится по всему организму, но и, будучи растворенным в плазме крови, быстро диффундирует (проникает) в ткани.
Азот при нахождении фридайвера на поверхности Земного шара циркулирует в кровяном русле в незначительном количестве. А в глубине морских вод азот активно насыщает собой это же кровяное русло. Чувствительный фридайвер может ощутить опасно-приятное чувство азотного наркоза.
При быстром всплытии (уменьшении давления) азот может «вспениваться» в крови, как газированная вода при открывании бутылки, и вызывать декомпрессионное заболевание.
Легкая форма декомпрессионного заболевания заключается в довольно неожиданных ощущениях разбитости (не жизни, конечно, только организма). Следовательно, нырять в глубину можно только с интервалами отдыха, достаточными для полной ликвидации кислородного долга и освобождения тканей от азота. И чем глубже ныряние, тем дольше должен быть отдых.
- В сверкающую бездну направляюсь,
- Оставив думы в воздухе земном.
- И рядом манта, чудно изгибаясь,
- Скользит над глубиной, взмахнув крылом.
- А синева, меня окутав нежно,
- Проникла в тело, затаившись в нем.