2024-03-13 18:24:00
Livisa
Признаюсь, что, когда собралась читать эту книгу, не ожидала, что она меня настолько увлечет. Я ожидала, что там будет много философских рассуждений о смысле жизни, но это оказалось совсем не так. Ганди последовательно и динамично показывает, как менялись его взгляды, как им завладевала та или иная идея, как он проводил все новые и новые эксперименты над собой с целью познать истину.Многое в поступках и взглядах Махатмы меня удивило и даже вызвало недоумение. Например, я всякий раз удивлялась, с какой легкостью он, вычитав в какой-нибудь книжке очередную диетическую теорию, тут же верил в нее и начинал пробовать на себе. То соль не ел, то бобы. До этого я знала о Ганди не так много, например, что он часто устраивал голодовки. Прочтя его автобиографию, я увидела, что он, по сути, был очень хорошо подготовленный для таких акций человек: он с юности экспериментировал, отказываясь от той или иной пищи. Принципиальность Ганди удивила меня, причем она проявилась не только в отстаивании прав и свобод своих сограждан, но даже гастрономическом аспекте, на который много кто, я думаю, махнул бы рукой перед лицом необходимости. Уезжая учиться в Англию, Ганди поклялся матери, что не будет там есть мясо и сдержал слово, а ведь в Европе конца 19 века это было очень трудно, там еще не было так широко распространено вегетарианство. Он не готов был поступиться своими принципами в отношении еды даже перед лицом смерти, и не только своей, но и жены и детей. Ганди запретил врачу лечить своего больного тифом ребенка мясным бульоном. Вместо этого он лечил его водой и землей и ведь вылечил же! Это вера в какое-то странное знахарство со стороны умного образованного человека тоже очень удивила меня.Во время чтения книги мне было жалко семью Махатмы, которая вынуждена была подчиняться всем его, можно сказать, причудам. Ганди в семейной и общественной жизни показал себя как авторитарный лидер, что в общем и соответствует патриархальным традициям Индии не только в те времена, но и сейчас. По каким-то своим причинам он даже не стал давать своим сыновьям стандартное школьное образование, а считал, что, обучая их сам и вовлекая в свою работу, он сможет дать детям больше, чем школа. Он сам признает, что дети потом упрекали его за это. Несколько лет назад я видела в интернете упоминание об индийском фильме «Ганди мой отец», повествующем о сложных отношениях Ганди со страшим сыном. После прочтения книги я хочу найти и посмотреть этот фильм. Приятно удивило меня отношение Ганди к грязи и нечистотам в индийских поездах и домах, в которых он справедливо видел причину многих болезней. Заслуживает уважение и взгляды Ганди на религию. Поначалу он не был религиозным человеком и мало что знал о своей собственной религии индуизме. При этом во время обучения в Англии он хорошо познакомился с христианством и исламом, но, когда кто-то предложил ему стать христианином, он отказался, потому что сначала хотел изучить основы свой религии, чтобы принять решение о том, стоит ли ее оставлять. Можно перечислить еще много того, что особенно удивило меня в биографии Махатмы. Он предстал передо мной как сложный, противоречивый, увлекающийся, принципиальный и упертый человек, который при этом не стесняется признать свои ошибки. В книге можно проследить трансформацию от Ганди каждый день меняющего белые воротнички и носящего английский костюм до всем известного образа худого сморщенного человека в дхоти, очках и с посохом.
2024-03-13 18:24:00
elefant
Флэшмоб 2017 12 из 20
В 1869 году, когда Ганди родился, его страна ещё была украшением Британской империи и одной из драгоценностей королевы Виктории. 30 января 1948 года, в день его убийства, Индия была свободной. Это стало плодом титанической трудов его долгой жизни. Этот худощавый человечек небольшого роста сперва поднял на борьбу индийцев, живших в Южной Африке, а затем всю Индию. Ни святой, ни гуру, ни пророк, для своего народа он был Махатмой (Великой Душой) и Бапу (дедушкой). Сегодня его называют Отцом Нации. История человечества не знает другого освободителя своего народа, который смог бы, как это сделал он, завоевать свободу путём гражданского неповиновения, названного им «упорством в истине», и при этом, никогда не прибегая к какой-либо форме насилия! Книга представляет собой полный перевод на русский язык автобиографии М. Ганди, составленной им на протяжении 1925 – 1927 гг.Мемуары лишены какой-либо чопорности или приукрашиваний. С первых страниц перед нами предстает простой мальчик из Гуджарата, варны вайшьев – такой же, как и большинство его сверстников того времени. Заботливый и трудолюбивый, он ничего не понимал как в математике, так и иностранных языках, воровал медяки у собственного слуги, а затем тайком курил со своим другом у реки. А ещё также скрытно ел мясо, а затем боялся позора, когда об этом узнают родители. Ранний детский брак в 13 лет (на ровеснице — Кастурбе) в корне повлиял на его жизнь, хотя много позже Ганди будет противником подобных древних обычаев. Множество соблазнов довелось испытать ему в детстве, и сам М. Ганди этого не скрывает. Как по вине всё того же «друга» юношей несколько раз попадал в публичный дом, но лишь природная скромность помогла ни разу не изменить жене, как из-за свое похоти пропустил предсмертный час отца, а затем сильно об этом горевал. Автобиография Ганди – это не просто жизнеописание Великого Индуса – это срез жизни целой эпохи. Какие нравы царили в то время в Индии и как относились к самим индусам другие народы, кастовые предрассудки и патриархальные нравы, соблазны прогресса и верность традициям – обо всём этом можно узнать из данной книги. Насколько сложен был путь Махатмы в Англию, и как пребывание там повлияло на его дальнейшую судьбу. Может быть, не испытай он всех тех соблазнов, мы бы никогда не узнали «Великую Душу». Книга хорошо показывает, как трансформировались основные взгляды Ганди от полного непонимания к просветлению:
«Глубокие корни в моём сознании пустило лишь убеждение, что мораль есть основа всех вещей, а истина – сущность морали. Истина стала моей единственной целью. Я укреплялся в этой мысли с каждым днём, и моё понимание истины всё ширилось. Строфа из дидактической поэмы на гуджарати завладела моим сердцем и умом. Её заповедь – отвечай добром на зло – стала моим руководящим принципом. Эта заповедь настолько увлекла меня, что я начал проводить многочисленные опыты».При этом социально-политические взгляды, выразившиеся в идеологии гандизма, в автобиографии даны лишь в самых общих чертах и проходят на протяжении всего изложения. Поэтому «Мою жизнь» М. Ганди издатели часто дополняют публикацией брошюры «Хиндж сварадж, или индийское самоуправление», и иными программными статьями и речами. Книгу отличает лёгкий язык и увлекательность повествования. Она разбита на многочисленные коротенькие главы в 2-3 страницы. Единственный минус – в ней огромное количество специфических терминов и понятий, которые даются без пояснений. Лично мне как историку было понятно, однако простому человеку, знакомому с Индией лишь понаслышке это будет явно мешать и вводить в заблуждение.
2024-03-13 18:24:00
stauver
"Тот, кто утверждает, что религия не имеет ничего общего с политикой, не знает, что такое религия""Махатма" в переводе означает "великая душа". Этот титул был присвоен Мохандосу Ганди не за политическую и общественную деятельность на благо индийского народа, а за его благородство, мудрость и бескорыстие как отдельно взятого человека.Обезоруживающая искренность, честность и ясность мысли - вот, что меня поразило с первых строк автобиографии. Ганди не боится выглядеть глупцом или в чем то неправым. Даже описывая свои конфликты с женой, он передаёт все, как было на самом деле, выставляя себя явно не в лучшем свете.Гуманистическая деятельность Мохандоса была направлена на улучшение положения индийцев под игом британской короны и борьбой против кастового неравенства с помощью сатьяграхи - метода ненасильственного сопротивления.Целью жизни Ганди был поиск истины через самопознание. Он рассказывает, как старался жить по принципам ахимсы (ненасилия), брахмачарии (целомудрия) и апариграха (нестяжательства). О своей борьбе с чревоугодием и религиозных исканиях.М н е н и е. Могу ли я оценить эту книгу? Лучше приведу вам слова А. Эйнштейна: "Возможно, грядущие поколения просто не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой грешной земле".
2024-03-13 18:24:00
Karsakov
Книга освещает, отнюдь, не самые масштабные события из Индийской истории при жизни Ганди. Она скорее о становлении его личности и принципах, которые легли в ее основу. Европейскому человеку, на первый взгляд, многие вещи могут показаться дикими и заслуживающими внимания не в том объеме, в котором они изложены. Но какова доля этих повествований в книге, такую же ценность они имели и для автора. Ганди для меня превратился из харизматичного старца в грамотного управленца, переговорщика и общественного деятеля. Его мировоззрение мне не близко, но я не могу не отметить его волю, честность и веру в свои принципы, которые он пронес через всю жизнь. Мировоззрение взращенное на ценностях индуизма, подкрепленное широтой взглядов "Старого света" и закаленное ежечасными поисками истины сделало его уникальным человеком для своего времени. Чтению предало интерес недавнее знакомство с автобиографией Черчилля, где были описаны те же события, что и у Ганди, но с совершенно иной позиции. Интересная возможность сравнить образы мышления ярких представителей двух непохожих миров.
2024-03-13 18:24:00
ada_king
Махатма Ганди очаровал меня буквально с первых страниц книги. Искренность, невинность и чистота покоряют - похоже у меня появился новый кумир.)Удивило то, что он считал, что коровье молоко увеличивает в человеке вожделение и пил только козье. Из моего личного опыта следует прямо противоположное: коровье молоко увеличивает разве что осознанность и оно жизненно-необходимо во время суровых аскез - оно действительно придает силы и усиливает осознанность во время них. Странно, что у Ганди другой опыт, хотя, подозреваю, мы просто пили молоко разных коров.) Может, те коровы, молоко которых он пил ели что-то не то или им кололи какие-то лекарства.)Также удивительно то, что Ганди выступал против кастовой системы, будучи при этом религиозным индусом. Среди индусов такая смелость и независимость мышления - редкое явление. Кроме того, он был против детских браков, потому что его женили когда ему было 13 лет без его ведома (даже не то что без согласия, его даже не поставили в известность, что выбрали ему жену). И он на собственной шкуре прочувствовал насколько это порочная практика. Мне было искренне жаль его, ведь ребенок и подросток должен учиться, а не сливать свою энергию на половую жизнь. В подростковом возрасте формируется способность к абстрактному мышлению, да и много чего еще - мировоззрение, ценности, понимание своей роли в мире - если вместо этого человек увлекается обратно-поступательными движениями - ничего хорошего в плане личностного и духовного развития его не ждет. За редкими исключениями вроде Ганди, конечно. Полагаю, детские браки - это одна из причин почему индусы в основной своей массе не блещут интеллектом - вместо того чтобы заниматься его развитием они занимаются размножением.) Хотя, в Индии прилагаются большие усилия чтобы избавиться от такой проблемы, как детские браки, да и от кастовой системы - тоже. На государственном уровне касты уже отменили и детские браки запретили, к сожалению, отменить это все на уровне менталитета - намного сложнее. Особенно в глубинке. Но Ганди внес свою немалую лепту в этот процесс - те индусы, которые знакомы с его воззрениями и уважают его - придерживаются мнения, что касты и детские браки - это зло.Больше всего же мне понравилось, как по настоянию друга он ходил к проститутке, но потерял дар речи, слух и зрение когда пришел (правда, полагаю, тут он несколько преувеличивает). Ганди просто молча сидел на кровати пока она его не выгнала. Невинная душа, насколько же чистым человеком надо быть чтобы настолько быть неспособным на греховную деятельность.Как честно он рассказывает о некоторых других событиях своей жизни, которые выставляют его не в лучшем свете. Та невинная простота и непосредственность с которой он это делает вызывает разве что умиление, но никак не осуждение или стремление упрекать.Но больше всего в нем мне понравилось его стремление служить миру - только действительно Великие Души способны на это. И это стремление действительно делает человека по-настоящему счастливым. Ведь любое другое "счастье" от объектов внешнего мира - преходящее. Оно не способно сделать человека по-настоящему счастливым, потому что рано или поздно закончится. Только если человек взрастит в себе это стремление - служить миру - только так возможно постоянное счастье, независимое от обстоятельств внешнего мира и непреходящее (ведь невозможно отобрать это у человека). Чем больше счастье человека не зависит от обстоятельств внешнего мира - тем более он свободен.Служение без радости не помогает ни тому, кто служит, ни тому, кому служат. Но все другие удовольствия превращаются в ничто перед лицом служения, ставшего радостью.
Я сделал своей религией религию служения, так как чувствовал, что только так можно познать бога.
(с) Махатма ГандиПриятно, что в этом мире цинизма и корысти все-таки есть настолько нравственные люди, чистые от тех пороков потребляцкого общества, которые уже давно стали считаться нормой. Махатма Ганди - и правда Махатма, то есть Великая Душа.