Новый Завет в семи предложениях бесплатное чтение

Gary Burge

The New Testament in Seven Sentences

Originally published in English under the h2: The New Testament in Seven Sentences

Copyright © 2019 by Gary M. Burge,

Published by InterVarsity Press, 430 Plaza Drive, Westmont, IL 60559, USA.

www.ivpress.com. All rights reserved.

Рис.0 Новый Завет в семи предложениях

© Религиозная Организация «Евангельский Христианский Центр Апостола Павла», перевод на русский язык, оформление, 2023.

Рис.1 Новый Завет в семи предложениях

Гэри Бёрдж (доктор философии, Абердинский университет) с 1992 года преподавал в Уитонском колледже и в Богословской семинарии Кальвина. В настоящее время доктор Бёрдж активно выступает с лекциями на Ближнем Востоке, в Африке и Европе.

Д-р Бёрдж – автор ряда книг по Новому Завету и Ближнему Востоку. Его работы включают комментарии к Евангелию и Посланиям Иоанна, учебник по Новому Завету, четыре тома, объясняющие культурный фон Иисуса и Евангелий, и книги по изучению богословия Иоанна. Его книга «Чья земля? Чье обетование?» (2003; 2-е изд. 2013) получила национальные награды как критический анализ современного арабо-израильского конфликта с христианской точки зрения.

Среди его недавних книг – «Богословские вопросы, которые задает каждый» (2014) и «Неделя из жизни римского центуриона» (2015).

«Удачно подобранные семь предложений и слов Гэри Бёрджа ясно показывают, что Новый Завет – это не просто книга, полная учений, обещаний или этики, но что его нужно понимать в рамках всеобъемлющего великого повествования всей Библии, от творения до нового творения. В этих рамках он помогает нам понять культурный и религиозный контекст, в который Бог вошел в Иисусе из Назарета, поразительный и вызывающий характер «благой вести», которую проповедовали Иисус и Его апостолы, и славное будущее, которое Божья миссия осуществит для всего творения. Даже если вы считаете, что хорошо знакомы с Новым Заветом, эта книга поможет вам взглянуть на него свежим взглядом и получить много новых знаний».

Кристофер Райт, автор книги «Ветхий Завет в семи предложениях».

«Бёрдж пробуждает своих читателей принять вызов, который бросает каждому Евангелие Иисуса Христа. То, что современные читатели считают обыденностью (например, Иисус пришел умереть на кресте за мои грехи), в те времена потрясло многих и заставило принять новую веру и изменить жизнь. Исследуя исторические корни и проявляя особое внимание к красоте текста, Бёрдж предлагает читателям проделать кропотливую – но очень полезную – работу, которая поможет понять послание христианской веры во всей его полноте».

Эми Пилер, доцент кафедры Нового Завета Уитонского колледжа, помощник настоятеля епископальной церкви Святого Марка, Женева, штат Иллинойс.

«В этой удивительно доступной книге Бёрдж дает нам панорамное видение некоторых основных тем Писания. Иногда мы погружаемся в чтение Писания без понимания его общей сюжетной линии, а мы все знаем, что трудно понять отдельные части истории, не имея представления о целостной картине. Бёрдж раскрывает значение прихода Мессии, принятия креста, сошествия Духа и нового творения, а также других центральных тем. Эта книга – прекрасный инструмент для личного изучения Нового Завета, для ведения групповых занятий, а также для подготовки проповедей и составления богословских работ».

Томас Шрайнер, помощник декана и профессор толкования Нового Завета в Южно-баптистской богословской семинарии.

«Изложить Новый Завет в семи предложениях – задача не из легких. Гэри Бёрдж преуспел в этом, привлекая исторический контекст новозаветных книг. Он опирается на семь основных положений Нового Завета, чтобы пересказать историю Божьего труда во Христе. В процессе он расширяет историческую перспективу, чтобы показать, как вся библейская история достигает кульминации в личности и труде Иисуса. Это доступная и привлекательная книга!»

Жаннин Браун, профессор Нового Завета и директор онлайн-программ, Вефильская семинария

«Гэри Бёрдж – отличный учитель. Он излагает главную мысль Нового Завета с такой ясностью и проницательностью, прочитавшие его книгу, перевернут последнюю страницу, и будут удивляться, почему они не слышали Евангелие таким образом раньше. Бёрдж понятным языком разъясняет лучшие исследования Нового Завета, но при этом никогда не говорит свысока, разъясняя каждому читателю глубину чудесного Божьего труда во Христе. Читайте, размышляйте и радуйтесь!»

Джин Л. Грин, заслуженный профессор Нового Завета, Уитонского колледжа.

Введение

Более пятнадцати лет мне выпала честь вести вместе с группой преподавателей еженедельные богослужения в большой чикагской церкви. Всех посещающих эти богослужения объединяло одно: целеустремленность. Эти люди серьезно относились к своей вере и хотели отыскать правильные инструменты для духовного роста. И они стремились к этому искренне. На протяжении многих лет мы изучали Книгу Псалмов, Книгу Даниила, Послание к Колоссянам, последнюю неделю служения Иисуса, Послание Иакову и Евангелие от Марка. Однажды мы даже провели итоговый тест по изученным богословским темам. И всякий раз эти люди возвращались, желая узнать больше 1.

Однако, кое-что я, пожалуй, добавил бы к процессу обучению этих замечательных людей, и моих многочисленных студентов. Мы часто изучаем отдельные места Писания, не видя целой картины. Отдельный отрывок вдохновляет и его легко понять, в то время как объяснить целое гораздо сложнее. Это требует терпения. Гораздо легче каждую неделю прорабатывать короткую историю из Евангелия от Марка, чем понять весь масштаб его евангельского послания. Последнее требует синтеза и сравнения одного отрывка с другим. Есть тысячи христиан, которые могли бы сделать это, если бы только у них под рукой были правильные инструменты. Нас учат отдельным отрывкам Библии или ограниченным богословским темам, но никто не сплетает весь материал в единую ткань.

Цель этой небольшой книги – соткать это большое полотно. И если постараться, то наши любимые библейское истории неожиданно приобретут новый смысл. Без широкого взгляда на вещи мы не сможем увидеть масштаб того, что Иисус делает в Новом Завете. Мы видим Его дела (чудеса, споры) слышим Его учения (притчи и проповеди), но без общей картины эти отдельные рассказы теряют свое значение. На самом деле, я бы предположил, что мы уменьшаем значение Иисуса, когда изучаем каждую из Его историй отдельно. Вдохновляясь отдельными эпизодами, мы теряем огромное воздействие, которое может оказать на нас вся история целиком.

Чтобы разобраться в Новом Завете нужно посмотреть на него, так сказать, с высоты птичьего полета. Часто мы подробно изучаем отдельно каждую долину, но не знаем, как долины связаны друг с другом. Только общая панорама позволит нам увидеть все как есть. В этом также поможет хорошее знание географии. Я регулярно упоминал в проповедях и уроках Галилейское море, но только оказавшись на берегу, вместе со студентами и взрослыми, понял, что до этого момента мы даже не представляли «где оно находится» или «что оно из себя представляет». У нас не было ментальной карты местности, хотя мы прекрасно помнили отдельные эпизоды, происходившие на берегу этого знаменитого водоема (который, мы называем «морем» и который на самом деле не больше озера – мысль, к которой первое время привыкаешь, оказавшись на берегу). Когда мы видим что-то в более широком контексте, часть на фоне целого приобретает новое значение.

Рассмотрим следующую цитату. Однажды, во время общественного служения Иисус просит Петра ответить, за кого тот почитает Его. «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Матфея 16:16–17).

Я убежден, что обычному человеку трудно или даже невозможно понять смысл этих двух стихов. Несмотря на то, что они хорошо известны, они полны посылов, смысл которых был хорошо понятен читателям первого века, но который мы давно утеряли. Для многих сегодня объявление Петра означает, что Иисус – это потрясающий Божий дар нам. Иисус – посланник от Бога, принесший нам добрую весть. Все это так, но в этих словах заложено гораздо больше, чем мы думаем. И нам нужно исследовать этот вопрос.

Нужно хорошенько разобраться: в чем состоит суть этого глубокого заявления? Идет ли речь о влиянии Иисуса на отдельных людей, или же о Его воздействии на ход истории Израиля? Или имеется в виду и то, и другое? А возможно, Евангелия говорят о влиянии Иисуса не только на Израиль, но и на весь мир, о том, как Он способствует смене эпох, открывает новую главу в развитии человечества, или о том, как Бог неожиданно вмешивается в ход человеческой истории.

Мы уже привыкли к сериалам. Представьте, что вы решили посмотреть какой-нибудь длинный сериал (типа «Звездные войны», «Звездный крейсер Галактика», «Игру престолов» или «Аббатство Даунтон»), но не сначала, а с третьего сезона. Возможно, вам удастся понять сюжет, но я в этом сильно сомневаюсь. В сериале «Звездный крейсер Галактика» мы никогда бы не узнали, что продвинутые роботы, называемые сайлонами, восстали против своих создателей (людей), уничтожили Землю и отправились побеждать людей по всей галактике, которые тайно живут в двенадцати колониях. Если мы начнем смотреть этот сериал с третьего сезона, то окажемся на борту ржавого, старого (и очень крутого) звездолета под названием «Галактика», возглавляемого командором Уильямом Адамой (Эдвард Джеймс Олмос). Этот корабль пережил атаку сайлонов, потому что Адама – луддит (противник прогресса), использующий старые технологии (без сети!), и сайлоны не знают, как проникнуть в его командные и защитные системы. Адама даже использует старый проводной телефон! И поэтому сайлоны охотятся за ним!

Если этот абзац звучит запутанно, значит я достиг цели. Представьте себе, что вы не знакомы со предысторией. Сюжет потеряет смысл. Кто такие сайлоны? Кто такой Адама? О каких Двенадцати колониях идет речь? В каком веке происходит действие? И почему все члены экипажа кажутся такими потерянными? Третий эпизод просто не сообщает эту информацию.

Это фундаментальная проблема, с которой мы сталкиваемся, читая книги Нового Завета. В них нет предыстории, а без нее многие темы просто ускользают от нас. Мы верим, что Иисус исполняет пророчество. Но мы не до конца знаем пророческие ожидания, которые существовали в Его время.

Поэтому задача этой книги – рассказать эту предысторию. Она уходит корнями в Ветхий Завет, но была сформирована, в частности, событиями, происходившими за двести лет до рождения Иисуса. Мы попытаемся составить карту событий и использовать в качестве путеводителя семь предложений (отражающих темы), которые необходимы для понимания Нового Завета. И хотя нам придется многое опустить, мы все же сможем очертить основные мысли, выделить большие идеи, чтобы более короткие истории обрели смысл.

Сложность заключается в выборе тем для более полного понимания. Я начинаю с (1) вопроса исполнения, потому что в основном Новый Завет утверждает, что история Ветхого Завета исполнилась с приходом Иисуса-Мессии. В следующей главе рассматривается центральная организующая идея Иисуса, а именно (2) Царство. Это был главный проект Иисуса, и мы должны понять в чем заключалась его цель. Однако часть Его миссии включала в себя (3) крест – неожиданный и неоднозначный шаг в осуществлении Его миссии. Крест не только установил новый завет, но и проложил путь к новому, преображенному сообществу людей, чьи грехи прощены, сообществу, которое воспевается Новым Заветом. Крест открывает путь к пониманию Божьему великодушию и (4) благодати. На протяжении двух тысяч лет ни одна тема не была столь центральной для христиан, как благодать, и все же мы узнаем, что она воспринимается как должное и часто неправильно понимается. Результатом этого грандиозного проекта по исполнению и построению Царства является новая (5) община завета. Это приводит к переосмыслению того, что значит быть Божьим народом в этом мире, который испытывает благословения, начиная с Авраама. Эта община воспевает новую жизнь, но она также превозносит дар (6) Духа, который был обещан верующим на протяжении всего Ветхого Завета. Наконец, Новый Завет описывает (7) завершение времен. Писание рассматривает время как линейное: оно начинается и заканчивается. И поэтому Новый Завет напоминает нам, что мы должны с нетерпением ожидать, когда Бог приведет историю к завершению и вернет творение к изначально намеченным целям. Эти темы – исполнение, Царство, крест, благодать, завет, Дух и завершение – представляют собой богословский пульс, который дает нам глубокое основание для понимания нашей веры.

Недавно мой друг-христианин сказал мне, что его не интересует богословие как наука, но он хочет, чтобы у людей были добрые чувства – чувства, которые помогут им идти по жизни и радоваться общению с Иисусом. В какой-то степени я с этим согласен. Но я также понимаю, что нам нужно больше. Потому что чувства иногда могут быть ненадежным проводником того, как устроена наша жизнь в этом мире. Понимание глубинных структур новозаветной мысли – мысли Павла, Луки или Иоанна – может помочь нам жить жизнью, полной силы, стойкости и торжества за то, что Бог совершил во Христе.

Идея этой серии принадлежит Дэниелу Риду, ныне ушедшему на пенсию старшему редактору издательства InterVarsity Press. Он придумал эту серию и привлек многих из нас к выпуску книг, которые будут делать то, что делает эта книга. В IVP над этой серией сейчас работает Анна Мозли Гиссинг, и ей принадлежит главная заслуга в осуществлении этого проекта. Ее проницательность и конструктивные комментарии сделали книгу намного лучше. Копирайтингом занималась Эшли Давила, а версткой и оформлением обложки – Бет Макгилл и Брэдли Джойнер. Каждая книга – командная работа, и мы, авторы, хорошо знаем, что довести такие книги до печати можно только полагаясь на мудрость многих.

Глава первая

Исполнение

«Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго».

МАТФЕЯ 16:16

Каждый из авторов Евангелий знал, что представляет историю, имеющую огромное значение. Они не рассказывали историю, которая могла бы сравниться с мужественными или вдохновляющими иудейскими повествованиями, хорошо известными в их время. Они также не описывали героя, который принес послание Израилю, но был отвергнут и замучен. Они знали, что говорят о чем-то большем. О чем-то эпическом, сравнимом с великими повествованиями Ветхого Завета или даже римского мира. Как мы увидим, эта история даже соперничала с великой историей императора Августа (но об этом позже). Матфею хотелось создать эпос, поэтому он подражал стилю греческого языка, который его современники регулярно слышали в синагоге при чтении старинного двухсотлетнего греческого перевода Ветхого Завета. Так он придавал своей истории «библейское» звучание. Это было похоже на то, как если бы мы сегодня рассказывали какую-нибудь вдохновляющую историю из жизни нашей общины фразами и словами из былин.

Авторы Евангелий верили, что в иудаизме, да что там – во всем мире – произошел колоссальный сдвиг, и хотели рассказать, в чем он заключается. Они понимали, что их рассказ будет звучать противоречиво. Они не скрывают, что всякий раз, когда эту историю полностью рассказывает Иисус, люди либо покоряются Ему, либо сопротивляются и возмущаются. Это напоминает мне популярную книгу раввина Якоба Нойснера «Раввин беседует с Иисусом» 1. Нойснер объясняет, что раввин с почтением относился бы ко многим учениям Иисуса, но в то же время был бы глубоко несогласен с Ним. Он отверг бы некоторые из наиболее важных идей Иисуса. Если Иисус – это новое вино, а Израиль – бурдюк, при чем старый, видавший виды бурдюк, то Нойснеру обидно, что приход Иисуса разорвал этот старый бурдюк (Луки 5:37). И ведь Нойснер прав. Иисус – это не просто еще один учитель; Иисус – это Учитель, который изменил все. Произошло нечто грандиозное, и для многих учителей Израиля Иисус стал камнем преткновения (Римлянам 9:32; 11:11; Луки 7:23).

Марк открывает эту эпопею такими словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа» (Марк 1:1). Некоторые древние переписчики даже немного расширили первый стих Марка, чтобы подчеркнуть его значение: «Начало Евангелия Иисуса Мессии, Сына Божия». Эти слова, «Благая весть», «Мессия», даже «Сын Божий», настолько наполнены смыслом, что их трудно недооценить. Но все они указывают на одну и ту же предпосылку: произошло нечто грандиозное, и это прекрасно, это просто здорово!

Функция Евангелий

Но сначала давайте проясним, что представляют собой Евангелия и чем они не являются. Несмотря на то, что Евангелия открывают Новый Завет, они не являются самыми древними писаниями Нового Завета. Самые первые христиане не писали историю Иисуса при Его жизни. Его ближайшие последователи (называемые апостолами) следовали за Ним, тщательно изучали многое из того, чему Он учил, и подражали Его образу жизни. Но их самым глубоким опытом – опытом, который по-настоящему обратил их, – было воскресение. Они поняли, что стали свидетелями чего-то феноменального (Иоанна 15:27; Деяния 1:8; 2:32), и вскоре к этому впечатлению добавилось интенсивное переживание Святого Духа, которое укрепило их веру и подтвердило их обязательство быть последователями Иисуса, даже если их будут оскорблять, сажать в тюрьму или убивать. Это была история, от которой они не могли уйти. Другими словами, это был опыт, преобразующий познание Иисуса в силу, что, в итоге, привело их к вере, которой они придерживались всю оставшуюся жизнь.

Жизнь Иисуса, безусловно, была убедительной, но Его воскресение было глубоким подтверждением того, что Бог действовал в Нем так, что это едва ли с чем-либо можно было сравнить. Обратите внимание на проповеди, записанные в книге Деяний: когда ранние христиане проповедуют об Иисусе, воскресение оказывается главным элементом каждой проповеди. Именно сила Иисуса, а не хорошо аргументированные рассказы о Его общественном служении, обращает людей.

Самым ранним автором, размышлявшим об этих вопросах, возможно, был Павел. Мы не можем точно сказать, были ли другие письма Нового Завета (Иакова?) написаны раньше, но именно от Павла, одного из первых иудеев, обратившихся ко Христу, мы слышим самые ранние объяснения того, что Иисус значил для иудаизма и всего мира. По мнению некоторых ученых, письмо Павла в римскую область Галатия («Послание к Галатам») является самым ранним христианским документом, которым мы владеем, и здесь мы видим, описание Иисуса, которым руководствовались ранние верующие, не имевшие Евангелия. Но обратите внимание, что в письмах Павла мы практически ничего не находим о земной жизни Иисуса. Здесь не говорится ни о рождении, ни о крещении, ни о чудесах Иисуса, ни даже о кресте и воскресении. Павел сообщает о предательстве, смерти и воскресении Иисуса, но он не раскрывает детали происшедшего.

В какой-то момент община христиан поняла, что если их вера основана на воскресшем, живом Иисусе, то они хотят знать о Нем больше. Если это был Иисус в силе, преображающий мир, то логично, что размышления о Его земной жизни также были необходимы. Воскресение заставило раннюю церковь переосмыслить значение того, что они видели во время земной жизни Иисуса.

Из текста Евангелий известно, что многое из учения и деятельности Иисуса казалось Его последователям непонятным. Когда Он рассказывал притчу, они не могли понять ее (Марка 4:13). Когда Он накормил пять тысяч человек, они просто не могли воспринять глубокий смысл этого чуда (Марка 6:52). Крестная смерть казалась им совершенно непостижимой (Марка 8:32–33; 9:32). Но после смерти Иисуса, после того как Он воскрес из мертвых и Дух пробудил их разум к тому, что происходило на самом деле, все стало ясно.

История об учениках, шедших по дороге в Эммаус иллюстрирует как это происходило. В пасхальное воскресенье Иисус встречает двух людей, которые верили в Него, но крест разрушил их надежды. Они знали о кресте и слышали о пустой гробнице. Но эти люди сами не видели воскресшего Иисуса. Они были обескуражены. Тогда Иисус, Которого они в этот момент не узнали, начал им все объяснять. «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Луки 24:25–27). Однако ученики все еще не понимали, что с ними говорит Иисус. Но когда они остановились на ужин в одном из селений, когда Иисус преломил хлеб и помолился по Своему обыкновению, вдруг «открылись у них глаза, и они узнали Его» (Луки 24:31). Заметьте, что воскресший Иисус объясняет Свою истинную сущность и открывает их разум, чтобы они смогли постичь ее.

В Евангелии от Иоанна приобретение этого опыта выражается явно. Ученики не могли понять очищение храма, когда Иисус изгнал меновщиков денег. Именно Его воскресение позволило им вспомнить и истолковать то, что Иисус имел в виду в Своей общественной жизни. «Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Иоанна 2:22). Иоанн также говорит, что ученики едва понимали значение триумфального въезда Иисуса в Иерусалим (Иоанна 12:16). Но «когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (Иоанна 12:16). Именно воскресение послужило толчком к исследованию и размышлению о земной жизни Иисуса, и эти усилия направлялись действием Святого Духа (Иоанна 14:26). Еще раз обратите внимание на двойную суть раннехристианского мышления: воскресение и Дух. И то, и другое вместе заставило Церковь пересмотреть и осмыслить жизнь Иисуса до воскресения.

Исследование жизни Иисуса привело к сбору и сохранению историй из Его жизни. Мы считаем руководителей ранней общины хранителями «Предания об Иисусе». В Евангелиях они называются «апостолами». Иногда их называют «Двенадцатью». Они посвятили себя собиранию и сохранению историй о жизни Иисуса, которые были распространены в те времена. Были ли изречения Иисуса сопоставлены и собраны? Были ли многие из них заучены наизусть? Передавались ли они в устной форме? Велись ли письменные записи? Многие ученые утвердительно ответили бы на каждый из этих вопросов.

Но перед ними стояла не только важная задача по сохранению и передаче того, чему учил и что делал Иисус. Великая задача заключалась в написании объяснительного повествования, которое упорядочивало слова и дела Иисуса и давало бы им верное истолкование. И вот тогда мы переходим к самим Евангелиям. Цель их авторов с самого начала заключалась в том, чтобы придать определенную форму смыслу жизни Иисуса. Коллекция материалов, находившихся в их распоряжении, возможно, была намного больше той, что мы видим сегодня в Новом Завете. Но отбирая и упорядочивая события из жизни Иисуса, они писали Его портрет, используя в качестве первоисточника «Предание об Иисусе», которое сохранялось в общине. Каждого их них можно уподобить режиссеру, который создает двухчасовой фильм на основе сложного набора эпизодов – возможно, из военной хроники или жизни человека. Когда режиссер выбирает одну историю вместо другой, или выбирает расположение этих историй, все это вносит свой вклад в конечную картину, которую мы смотрим.

Здесь есть ключ: авторы Евангелий были не просто компиляторами, нанизывающими длинный список событий, произошедших с Иисусом. Они были богословами или, возможно, авторами, записывающими историю так, чтобы она имела смысл для всех, кто будет ее читать. Иисуса нужно было представить читателям будущих поколений, которые никогда не слышали о Нем. Пока же жило это первое поколение, они могли служить очевидцами событий из жизни Иисуса, о которых все знали.

Продолжение книги