Значок на карте, или Край лесорубов бесплатное чтение
Предисловие. На уроке
– Посмотрите текст Владимира Солоухина и обратите внимание на цитату, непосредственно связанную с возникновением вашего посёлка: «Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно…»
– Я не согласен, что мой посёлок – это пятно! – воскликнул Никита, ученик 11-го класса.
– А разве посёлок, в котором ты живёшь, не так возник? – учитель русского языка посмотрела на юношу пристально.
Одноклассники подключились к диалогу: исчезла старинная деревня Колпашино, испарилась Малофеевка, своё существование прекратили Степино, Дубровы. Деревни исчезли, а зато возник посёлок 101-й километр, переименованный позднее в Лесные Поляны. В этом посёлке лесорубов открыли школу, а в упомянутых деревнях школу попросту закрыли.
Как говорится, вперёд, вперёд, моя исторья! Давайте ответим на вопросы: нужен ли был этот посёлок и почему он возник? Появилось постановление правительства СССР об открытии таких посёлков лесорубов? Стране требовался лес в больших количествах в качестве топлива? И вот в 1939 году в Кировской области, Омутнинском районе, на 101-м километре от станции Яр появились люди, связанные с лесной промышленностью. Что это за место?
Эта часть области считается восточно-северной, относится к подзоне средней тайги. Для этого места характерен прохладный климат с избыточным увлажнением подзолистых почв. Место таёжное, богатое хвойными деревьями: сосной, елью, пихтой. Кроме того, много лиственных деревьев, среди которых выделяется берёза. Край болотистый, где обильно растёт клюква, морошка, голубика, черника. Грибной, ягодный край. Край непуганых птиц и зверей, как когда-то удачно выразился Михаил Пришвин. Посёлок Лесные Поляны опоясывают речки Песковка и Ленёвка с двух противоположных сторон, и обе они впадают в реку Вятку. Этим географическим положением объясняется, что в поймах рек на бедных песчаных почвах происходило произрастание сосновых лесов и образование их в большом количестве. Посёлок находится на крупной возвышенности, Вятско-Камской. Это самая высокая часть Кировской области с преобладающими высотами 250–300 метров.
Забегая вперёд, скажу, что благодаря руководству учителя, энтузиазму ребят, по материалам местной печати, из книг явилась на свет следующая история. И сквозь «магический кристалл» ясно стало проступать прошлое…
Краеведческая тематика всегда вызывает у старшеклассников повышенный интерес, так как краеведческие сельские объекты мало изучены, но школьникам всё это знакомо с раннего детства. Старшеклассники имеют определённый опыт исследовательской работы, поэтому учитель в данной ситуации создаёт условия для расширения познавательных интересов для учащихся, они приобретают практические умения. А учитель становится соавтором, консультантом. Всё это позволяет решать не только учебные задачи, но и творческие.
У каждого поселения своё неповторимое лицо, своя история. Эта история хранится в памяти старожилов, которую ещё не поздно записать. Людей окружала особая среда, созданная культурой их предков, ими самими. Надо убедить детей в том, что одно из богатств человека – это родовая память о прошлом. А для этого необходимы путешествия по памяти судеб людей. Как это организовать? Путешествия можно совершить в библиотеку, воспользоваться книгами о родном крае, местными газетами, фотографиями, изучением биографий, встречаться с интересными людьми и брать у них интервью. Через судьбы людей будут вырисовываться, прослеживаться судьбы родных мест, края, страны.
План исследования содержал такие пункты:
1. Изучение Энциклопедии Омутнинского района, Энциклопедии земли Вятской, том 1, книга 2.
2. Изучение районных газет «Наша жизнь» (в прошлом называлась «Голос рабочего», «Ленинец»), «Рабочая неделя».
3. Альбомы из библиотеки, краеведческая подборка материалов из газет «Ленинец», «Голос рабочего».
4. Беседы и встречи с респондентами.
5. Интервьюирование.
6. Переписка с бывшими жителями, уехавшими из этих мест.
7. Анализ, обобщение, сопоставление, выводы.
Какая бы власть ни пришла к управлению государством, лес был нужен народному хозяйству, как хлеб. После Октябрьской революции заготовка леса производилась разными формами: создавались тресты, гублескомы. Самой эффективной формой заготовки леса стало создание леспромхозов, эта форма сохранилась до начала двадцать первого века. Такие государственные предприятия лесной промышленности в СССР осуществляли заготовку, вывозку, сортировку, разделку и отгрузку древесины, а также сплав леса. Названия областной лесозаготовительной организации менялись несколько раз: «Вятколес», «Кирлес», «Кировлеспром». В эти объединения входили десятки лесопромышленных предприятий. Началось это веяние времени ещё в двадцатые годы двадцатого века. А до северо-востока Кировской области добралось только в конце тридцатых годов, потому что к 1932 году начала нормально функционировать железная дорога, хотя проложена была ещё в 1931 году.
Таким образом, в 1939 году возник Песковский лесоучасток Омутнинского леспромхоза. Волею советской власти и большевистской партии в глухие таёжные леса пришли люди, и лес ожил. Появились в нём новые звуки, забила творческая кипучая жизнь. Центром посёлка 101-й километр была деревня Степино, в которой до 1951 года находился Колпашинский сельский совет. Первым председателем органа местной власти был Ф. Г. Дубовцев.
Кадровых рабочих было немного, всего двадцать. С помощью поперечных и лучковых пил рабочие заготавливали лес и на лошадях вывозили к линии железной дороги.
Фигура 1: Площадь около Дома досуга
Глава 1. Посёлок лесорубов
А потом наступили трудные военные годы. Работа в новоявленном лесопункте приостановилась на полгода. Пять кадровых рабочих призвали в ряды Красной армии. Остальные тоже ждали повесток. В октябре 1941 года работы возобновились, надо было выполнить задание по выработке лыжного кряжа, ружейной болванки, авиафанеры – всё это требовалось фронту. Поэтому бригада пополнилась женщинами, подростками.
Быт оставлял желать лучшего. Лесозаготовители жили в землянках, бараках, палатках. Немного повезло тем рабочим, кто нашёл угол в соседних деревнях Степино, Малофеевке.
Как раньше жили уроженцы деревень Малофеевки и Степино, что входили в Колпашинский сельсовет? Чем занимались?
Оля, ученица 10-го класса, принесла такие сведения: «К 1931 году был создан колхоз «Красная полянка», туда входили бригады Малофеевская, Степинская. Эти бригады выращивали рожь, ячмень, овёс. Собирали хорошие урожаи, потом собранный урожай везли на молотильный ток. Дальше обмолоченное зерно поступало в сушилки. Удалось узнать, что сушильщицей работала женщина по фамилии Салтыкова, завхозом назначили Леванова, бригадиром выбрали Анфилатова. В этом колхозе была изба-читальня, заведующей назначили Андрееву. В то время школа находилась в деревне Колпашино, учителем была Мария Павловна Рякина, которую уважали и ученики, и родители».
– Оля, а в колхозе скот был? Домашние животные?
– Да. Были лошади, коровы, овцы.
– Почему ты об этом не написала? Надо добавить.
Вернёмся к октябрю 1941 года. Жители – это в основном женщины, подростки – этих деревень также привлекались к работе в лесу. Война войной, а люди хотели в тылу жить, а не прозябать. Зимой 1942 года началось строительство индивидуальных домов. Тёс для кровли домов пилили вручную. Заготовка древесины тоже продолжалась ударными темпами. Первым начальником лесопункта был исключительно трудолюбивый человек, отец огромного семейства: воспитал восьмерых детей. Николай Степанович Королёв всю свою жизнь посвятил лесной промышленности и детям тоже передал эту страсть к лесопереработке. За свой труд награждён орденом Трудового Красного Знамени. Его имя увековечено в частушке, созданной М. Н. Четвертных:
- Наш посёлок открывал
- Королёв Николай.
- Продолжают его дело
- Дети, внуки – все умело.
Первые индивидуальные домики смогли построить Шумайлов, Панин, Бузиков.
- А в войну у нас в посёлке
- Было мало мужиков:
- И для фронта наболванку
- Тесал Миша Бузиков.
Закончилась война, лесозаготовители обрадовались мирной жизни. Да и народу значительно добавилось из-за вышедшего постановления ГКО. Вот этот документ: «Выписка из постановления Государственного Комитета Обороны № 9871с от 18 августа 1945 г.
Разрешить НКО СССР во изменение порядка, установленного постановлением ГОКО от 4 ноября 1944 г. № 6884с, направить для работы на предприятия угольной промышленности, чёрной металлургии и на лесозаготовки Наркомлеса СССР в районах Камского бассейна военнослужащих Красной Армии, освобождённых из немецкого плена, прошедших предварительную регистрацию».
Посёлок 101-й километр как раз идеально подходил под это постановление из-за местоположения в районе Камского бассейна.
В ноябре 1945 года в лесопункт прибыли 250 репатриантов из Германии, это были советские граждане, попавшие в плен или оказавшиеся на оккупированной территории, в результате чего угнанные в Германию. Началось строительство УЖД (узкоколейной железной дороги) с помощью этого рабочего батальона из репатриантов. Естественно, увеличиваются в лесопункте объёмы заготовки древесины. Этот тяжёлый труд и имена женщин отразила в частушках М. Н. Четвертных:
- Хлысты возили с сучьями,
- Очень безобразные.
- Обрубала те сучки
- Дарья Белоглазова.
- Сортировала лес вручную
- Дуся Одинцова,
- И напарницей была
- Дуся Худякова.
- На погрузке не было
- У нас простоев никаких.
- А грузила лес вручную
- Наша Нина Гудовских.
Вывозили лес по-прежнему на лошадях. Летом 1946 года впервые поступили 12 электропил «ВАКОП» и 3 передвижных электростанции к ним, ещё два трелёвочных трактора КТ-12. За прошедший осенне-зимний сезон электропилами здесь заготовлено 90 процентов всей древесины.
И вот новая радость, облегчившая труд – в 1948 году появился первый паровоз. Теперь темпы вывоза древесины увеличились значительно. Для регулирования движения поездов на УЖД нужна была диспетчерская связь. Рабочее место диспетчера – это операторская с телефонной связью.
- А начальник УЖД
- Был Петруня Яровой,
- Он же Зиминский совхоз
- Выводил в передовой!
- УЖД у нас всегда
- Неважно содержали:
- Поэтому и часто
- Аварии бывали.
В этой частушке, сочинённой Четвертных М. Н., содержится намёк на аварию, унёсшую человеческую жизнь. Погиб машинист тепловоза Ю. А. Небогатиков.
В 1949 году стали поступать электропилы ОНИИМЭ-К-5. Вальщик леса Песковского лесопункта Н. Н. Кривцов освоил такую пилу и достиг высоких показателей. Об этом напечатали в журнале «Лесная промышленность» в № 6 за 1949 год: «В Омутнинском леспромхозе треста Кирлес знатный стахановец-электропильщик, лауреат Сталинской премии Н. Н. Кривцов, применяя свои высокопроизводительные методы электрифицированной заготовки леса, валит за один день от 300 до 400 деревьев общей массой от 100 до 120 куб. метров и ежедневно выполняет технические нормы в среднем на 178 %».
А в памяти жителей посёлка сохранились частушки, сочинённые М. Н. Четвертных:
- Пилу «Дружбу» внедрял
- Николай Кривцов,
- А помощником был
- Александр Волосков.
- Все работали в бригаде,
- Не считаясь с временем —
- Наградили их бригаду
- Сталинскою премией!
В 1949 году организован Октябрьский лесопункт, откуда была организована вывозка по узкоколейной железной дороге. На эстакаде нижнего склада разделка хлыстов на сортименты по-прежнему велась вручную.
В октябре 1951 года на базе Песковского лесопункта был организован Песковский леспромхоз, входивший в систему комбината «Кирлес». Стала осваиваться вывозка леса в хлыстах, и через год по этой технологии стал работать весь леспромхоз.
В 1952 году была дана такая лестная характеристика Песковскому леспромхозу, что это предприятие индустриального типа. Он организован на базе узкоколейной железной дороги. В Песковском леспромхозе работа организована по-новому. Решающей силой стала механизированная поточная линия во главе с мастером. Создали в то время четыре таких поточных линии. Все они трелюют, грузят и вывозят древесину круглые сутки. Лесной поток не останавливается ни на минуту. Надёжным средством для получения электроэнергии были локомобили, топливом для которых служили опилки, щепки, дрова.
Ударно, по-стахановски трудятся тракторист Михаил Ленешев, лебёдчик Иван Беляев – выполняют в смену по две и больше нормы. Без ударной работы ремонтников и паровозников также было не обойтись. Имена электропильщика Александра Волоскова и его учителя, знатного лесоруба Николая Назаровича Кривцова, были известны за пределами области, а не только в этом леспромхозе. В 1952 году о Кривцове вышла книга «Как работает электропильщик Н. Н. Кривцов, лауреат Сталинской премии». В 1950-е годы для ознакомления с опытом работы Кривцова в Омутнинск приезжали специалисты Центрального научно-исследовательского института механизации и энергетики лесозаготовок.
Прошло четыре года, леспромхозу передали Шолимский лесопункт. В Песковском леспромхозе к 1957 году появилось свыше десятка паровозов, десятки трелёвочных тракторов «ТДТ-40», много погрузочных лебёдок, электро- и парокранов. Протяжённость основной магистрали лесовозной железной дороги выросла до 60 километров. Леспромхоз заимел, кроме передвижных, стационарную электростанцию, хорошо оборудованные механические мастерские, депо, цехи шпалопиления и ширпотреба, также здесь построен и введён в эксплуатацию домостроительный цех.
Ещё через два года в леспромхоз вошли Шлаковской и Кирейский лесопункты.
13 августа 1966 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об установлении праздника «День работников леса», утверждено его празднование в третье воскресенье сентября.
В 1967 году коллектив ЛПХ за высокие трудовые показатели награждён Красным Знаменем. Как же этого удалось добиться? Благодаря кому? Директором леспромхоза был В. П. Шабалин. Приведём в тему частушку М. Н. Четвертных:
- Славный труд в леспромхозе:
- Было единение!
- Награждён он Знаменем
- На вечное хранение.
Песковский леспромхоз был известен на всю область, здесь после В. П. Шабалина директорствовал Алексей Семенович Савенок. Предприятие располагало широкой сетью узкоколейной железной дороги. На нижнем складе было едва ли не восемь разделочных эстакад, лежали горы подготовленного к отгрузке леса. Действовали цеха по производству арболитовых плит, таропиления. В делянках многочисленных лесопунктов трудились десятки малых, а потом укрупнённых заготовительных бригад.
Шло освоение высокопроизводительной техники: валочных и сучкорезных машин, от тракторокранов переходили на удобные челюстные погрузчики. Работали не только в хороших хвойных, но и сосновых насаждениях. Не было проблемы заготовить в год 500–600 тысяч кубометров древесины. В Лесные Поляны – центр «Песковсклеса» – наезжали для изучения передового опыта лесозаготовителей со всей области.
Фигура 2: Леснополянская средняя школа в 1963 г.
Глава 2. О школе, ГПТУ № 12
Деревня Степино находилась недалеко от лесоучастка, всего в четырёх километрах. Она была центром Колпашинского сельского совета. Первым председателем был Фёдор Григорьевич Дубовцев. В деревне находился медпункт, магазин Песковского сельпо, начальная школа. Хотя в деревне насчитывалось всего семь крестьянских хозяйств, но детей было достаточно.
А летом 1948 года Колпашинская начальная школа из деревни Степино переведена на 101-й километр. Вот так росчерком пера старинная деревня постепенно прекратила своё существование. В 1949 году школа на лесоучастке стала семилетней.
В пятидесятые годы усиленно строятся жилые помещения, приезжают по направлению специалисты с семьями. Благоустраивается лесной посёлок, появляются улица за улицей с двухквартирными или четырёхквартирными домами с печным отоплением:
- А печник у нас хороший
- Был Осколков Николай.
- Делал печи он отлично —
- Знай пеките каравай!
Кроме того, начальство не забывало о досуге жителей, для этого в 1954 году построили клуб с двумя кинопроекторами, бильярдной комнатой.
В этот же год открылось в посёлке ГПТУ № 12. Срок обучения в зависимости от специальности от одного до двух лет. На дневном отделении учащиеся могли получить специальности бульдозериста, плотника, слесаря по ремонту автомобилей и тракторов, тракториста. На вечернем отделении обучались на машинистов тепловозов. Группу набирали в количестве тридцати человек. Будущие специалисты обучались в учебном корпусе, в котором находилось пять кабинетов, лаборатория по тракторам, ремонтная мастерская на три машины, слесарные мастерские на шестьдесят мест, кузница. Книги нужны для обучения? Нужны. Поэтому имелись библиотека и красный уголок, в котором одновременно могло поместиться 150 человек. Регулярно проводились литературные вечера, технические конференции, вечера отдыха.
Иногородним предоставлялось общежитие, обучение было бесплатным, выдавалась спецодежда. За счёт базового предприятия училище занималось строительством общежития на 58 мест.
В 1967–1968 учебном году обучался 271 учащийся. Многие из них жили в общежитиях, которых на то время было уже четыре здания на 230 мест. К семидесятому году планировалось построить учебные мастерские на 100 мест, новый учебный корпус на 250 мест, конечно же, и общежития надо было добавить в количестве двух зданий. Контингент учащихся планировалось довести до пятисот человек. Мечты мечтами, планы планами, а реальность оказалась следующей.
Училище просуществовало до 1969 года. В стране сменилась власть. И это отразилось на маленьком посёлке численностью семь тысяч человек. Училище готовило кадры в течение 15 лет, за это время для лесной промышленности было выпущено 1850 специалистов. Каков был досуг этих будущих специалистов в то далёкое время?
С увеличением плана лесозаготовок растёт население посёлка. Сезонная рабочая сила постепенно заменяется кадровыми рабочими. Усиленно ведётся строительство жилых домов и культурно-бытовых помещений. До 1954 года кинофильмы показывали в бараке, зрители сидели на скамейках топорной работы. В 1954 году вступил в строй новый клуб с комнатой отдыха. Для показа фильмов установили два кинопроектора.
Первых демобилизованных парней из армии встречали в 1955 году. Богата и разнообразна становилась жизнь молодёжи. Участвовали в воскресниках по очистке пруда, строительстве катка, прокладывали бетонные дорожки. Принимали активное участие молодые люди также в спортивных состязаниях по волейболу, футболу, лыжных гонках. Хорош всё-таки лыжный спорт. Захватывающая борьба на лыжне всегда привлекала болельщиков. Появлялись свои чемпионы. Машинист Кузьма Березин – чемпион по лыжам.
Итак, спорту уделялось большое внимание. Для этого создали секции: лыжную, волейбольную, тяжёлой и лёгкой атлетики. В 1966–1967 годах было подготовлено 115 спортсменов-разрядников.
Наделённые от природы музыкальным слухом, сценическим талантом, будущие специалисты участвовали в художественной самодеятельности. Учителя часто принимали участие и выступали на клубной сцене во время смотра художественной самодеятельности. Работники РММ (ремонтно-механические мастерские) тоже радовали зрителей своими выступлениями. Кроме того, работали кружки: шахматно-шашечный, стрелковый, столярный, фотографический, драматический.
Какое чувство присуще краеведу-исследователю? Он, конечно же, испытывает трепетное волнение, когда открывает альбом. А в нём видит фотографии пятидесятых-шестидесятых годов. Читает подписи под фото: «1954 год. Эстакада», «Учащиеся ГПТУ в фойе нового клуба, вступившего в строй в 1954 году», «1957 год. Рабочие эстакады», «1954 год. Волейбольная команда», «1956 год. Футбольный матч». Прочитывает незнакомые фамилии лесорубов: «Снигирев И. на разделке древесины», «1957 г. На снимке Белов М. и Шихов И.», «Успешно справилась с планом семилетки бригада Глызина Н. И.», «1967 год. На фоне клуба аппарат управления леспромхоза. Отъезд директора Шабалина В. П. на новое место работы».
Особенное удовольствие приносят краеведу неизвестные факты, с помощью которых пополняются недостающие сведения. Испытывает радостное удивление от информации, которая знакома по слухам, устным источникам, а здесь подтверждается.
Вот работники школы сфотографированы во главе с директором М. П. Чежеговым: «Учителя школы после работы по очистке дна будущего пруда», «Учителя на клубной сцене во время смотра художественной самодеятельности». Снимок 1963 года, на нём запечатлена Леснополянская школа: двухэтажное деревянное здание, на фасад смотрят одиннадцать окон второго этажа, на первом – десять окон, в центре дверь, ведущая в здание.
Под парадным портретом М. П. Чежегова имеется такая справка: «Родился 7 октября 1923 года. Службу в рядах Красной Армии начал 12 июля 1942 года. Участвовал в боях под Старой Руссой и Восточной Пруссией. За боевые действия имеет высокие правительственные награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали. Войну закончил в должности полкового инженера, но продолжил службу в рядах вооружённых сил в составе группы советских войск в Польше. После увольнения в запас в 1948 г. работал зав. Хробыстовской начальной школы. С 1952 года до 1983 года Михаил Павлович работал директором в Леснополянской средней школе. В 1975 году ему было присвоено звание майора, и сейчас Михаил Павлович находится на заслуженном отдыхе».
Кроме того, на снимках показана лесоперерабатывающая техника: «На заготовке леса», «Механизированная валка леса электропилами с помощью валочной вилки», «КТ-12 газогенераторный трактор», «Погрузка леса на сцепы для вывозки по УЖД», «Кран ККУ-10», «Погрузка краном ПК-полтора».
Переворачивается последняя страница альбома, на которой снимок мужчины в кабине тепловоза, под ним подпись: «На снимке Белов А. Н., подаривший библиотеке много фотографий для оформления альбома».
С 1960 года школа в посёлке стала восьмилетней. А 1 сентября 1965 года Колпашинская восьмилетняя школа реорганизована в Леснополянскую восьмилетнюю школу. При школе в интернате жили 45 школьников. В те годы число учащихся доходило до девятисот человек. В 1967 году списочный состав учеников – 915 человек.
Бывшая семилетка стала восьмилетней, а через несколько лет средней школой. Для учащихся построено просторное двухэтажное здание, из стен которого впоследствии было выпущено более 500 учащихся со средним образованием.
Первым директором Колпашинской начальной школы был назначен В. Н. Кирпиков. Это было в 1948 году. Дальше бразды правления закрепили за Ангелиной Николаевной Захваткиной.
Но в памяти жителей посёлка история школы прочно связана с именем Михаила Павловича Чежегова. Он долгое время являлся её директором (1952–1984). Алёша, Настя, Наташа, Рита взяли интервью у Михаила Павловича. Вопросы, на которые они получили ответы: «Откуда вы были призваны? Расскажите о своём полке? В каких сражениях вы участвовали? Расскажите о ваших друзьях? Чем вы были награждены и за что? Где вы встретили победу? Как вы возвращались домой? Чем вы занимались после войны?» Работу сначала оформили в виде интервью. А позднее с помощью учителя переработали в связное повествование.
В жизни Чежегова было немало событий, но наверняка особенно памятны годы войны. До её начала Михаил Павлович окончил Омутнинское педагогическое училище, а на службу отправился 12 июля 1942 года.
В беседах с молодёжью Михаил Павлович часто вспоминает бои под Старой Руссой, под городом Холмом в Калининской области, где группа сапёров под руководством Чежегова разминировала поля на подступах к городу, сняла часовых и перешла в наступление. После этого сражения Михаила Павловича вызвали в штаб командира дивизии и вручили награду. По словам М. П. Чежегова, окружали его надёжные, смелые солдаты, с такими можно было воевать и побеждать.
Полковым инженером закончил войну капитан Михаил Павлович Чежегов. Орденами Красной Звезды, Великой Отечественной войны, медалями отмечен его боевой путь. В сорок восьмом году он вернулся к педагогической деятельности – стал заведующим Хробыстовской начальной школы, заочно окончил пединститут. С пятьдесят второго по восемьдесят четвёртый годы Михаил Павлович Чежегов – директор школы в Лесных Полянах, преподаватель истории и обществоведения. Какими интересными, запоминающимися были эти уроки, со множеством примеров из жизни. Михаил Павлович выполнял большую общественную работу: на протяжении многих лет избирался депутатом поселкового совета, был постоянным руководителем политического семинара.
За хорошую организацию профессиональной ориентации в школе по специальностям лесной промышленности руководство объединения «Песковсклес» наградило М. П. Чежегова грамотой. Большинство выпускников школы остаётся работать в объединении «Песковсклес», учится в политехнических и лесотехнических учебных заведениях.
Фигура 3: М. П. Чежегов – директор школы
Надежда Афанасьевна Зубарева трудилась под руководством М. П. Чежегова с 1953 по 1981 годы до выхода на пенсию. Надежда Афанасьевна была учителем начальных классов. Всегда доброжелательна и внимательна к детям и родителям. Много работала с отстающими учениками. Учащиеся, пришедшие в пятый класс от Н. А. Зубаревой, отличались хорошими знаниями, дисциплиной.
Таисия Павловна Спрыгина устроилась на работу в 1956 году учителем начальных классов. Первая из учителей этой школы за добросовестный труд удостоена звания «Отличник народного просвещения».
В 1967 году началась трудовая деятельность Риммы Михайловны Булдаковой, учителя начальных классов. Её конёк – каллиграфия. Уделяла особое внимание почерку, объясняя это тем, что буква – это не просто значок, а элемент слова, из слов создаются предложения, постепенно вырастающие в абзац. Из десятков абзацев рождается осмысленный текст. Вот такова методика этого учителя, которая была замечена и одобрена. А в результате учителя наградили значком «Отличник народного просвещения» за добросовестный труд.
Ираида Васильевна Тулупова тоже удостоилась звания «Отличник народного просвещения» за доблестный труд на благо Леснополянской школы по обучению подрастающего поколения. Учитель начальных классов начала трудиться в этой школе с 1968 года. И дисциплина, и знания учеников – всё было на высоком уровне.
Жанна была среди любознательных учениц Г. А. Хлебникова и взяла у него интервью. Он охотно ответил на все вопросы. Вопросы были такие: «Каков ваш педагогический стаж? Какие факторы повлияли на вас, что вы выбрали педагогику? Вы писали методические пособия, расскажите об этом? Расскажите о Молодёжных Циолковских чтениях? Вы в своё время ввели «капитанский балл», как вы пошли на такое «преступление»?»
Геннадий Анатольевич Хлебников отмечен нагрудным значком «Отличник народного просвещения» за образцовую постановку учебно-воспитательной, просветительской и методической работы. Какие качества помогли Геннадию Анатольевичу получить эту награду? Во-первых, это увлечённость! Он откликался на события, происходящие в стране. С 1989 года в Музее К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики г. Кирова Кировской области стали проходить Молодёжные Циолковские чтения. Целью Чтений является создание условий для ранней ориентации подрастающего поколения на выбор профессий передовых отраслей науки и техники. Молодёжные Циолковские чтения проводятся в Кирове с 1989 года по инициативе лётчика-космонавта Виктора Савиных раз в два года. Форум традиционно проводится в два тура. По итогам первого (заочного) тура на второй (очный) тур были приглашены и ученики Геннадия Анатольевича вместе с преподавателем. Во-вторых, это заинтересованность учителя исследовательской работой! Ученики сумели под руководством учителя написать такие работы, что были приглашены в Киров на очный тур. Что они там делали? Доклады участников оценивал экспертный совет. Программа работы Молодёжных Циолковских Чтений была рассчитана на три дня и включала в себя: пленарное заседание, работу девяти научных секций, проведение круглого стола для участников Молодёжных Циолковских Чтений, на котором ребята могли задавать любые вопросы членам экспертного совета. Такое масштабное мероприятие ребятами не забудется.
В течение сорока шести лет Геннадий Анатольевич учил леснополянских школьников физике, ОБЖ, в своё время преподавал НВП. Он ввёл курс электротехники, описал этот эксперимент, основываясь на опыте своих учеников, всё это обосновал, и в результате получилось методическое пособие. Эта работа была одобрена и издана на базе Вятского педагогического университета (ВятГПУ).
Галина Леонидовна Ерохина, 1971 год – год прихода в эту школу, учитель биологии и химии, удостоена звания «Отличник народного просвещения» за доблестный труд по привитию ученикам знаний по естественным дисциплинам, позволяющим им занимать на олимпиадах призовые места.
Большое внимание в этой школе уделялось спорту. И «правил здесь балом» Александр Михайлович Горев! Начинал свою трудовую деятельность с 1967 года учителем физкультуры. Он обладал превосходными качествами тренера, так, под его чутким руководством выросло четыре чемпиона по лыжным гонкам в первенстве лесной промышленности СССР. Его ученики входили в состав сборной района и области по лыжным гонкам. Кроме того, Александр Михайлович организовывал и проводил с учениками соревнования на призы газеты «Пионерская правда».
В это же время, с 1972 года, трудился молодой учитель Юрий Иванович Пауков. Позднее он возглавил коллектив Леснополянской средней школы, с 1984 года; был депутатом районной Думы, приглашался на должность начальника районного управления образования. Но предпочёл работать в родных стенах.
В 1975 году появился в школе уникальный специалист: не просто учитель, а музыкант-баянист. Это Светлана Николаевна Репина. И начала она творчески трудиться и в школе, и в клубе, охватывая не только школьников, но и взрослых музыкальной культурой. Уроки Светланы Николаевны полны позитива, так как предметы, которые она преподаёт – пение (музыка), рисование (искусство, ИЗО), МХК (мировая художественная культура) – настраивают учеников на эмоциональный отклик.
С 1990 года работает в школе учитель математики Зоя Сергеевна Бельтюкова, которая обладает поэтическим талантом. На все мероприятия как школы, так и посёлка приносит стихи собственного сочинения. Как говорится, поверяет алгеброй гармонию. С математикой – царицей наук – с детства на «ты», эта страсть к формулам, числам у Зои Сергеевны с раннего детства, и она пытается эту любовь к математике передать своим ученикам. Если среди учеников попадаются математические «звёздочки», то Зоя Сергеевна их усиленно развивает, в результате чего они оказываются призёрами на олимпиадах, нередко становясь учениками ЦДОШ (центра-школы одарённых детей в Кирове).
Ольга Сергеевна Андрейцова с 1995 года начала трудовую деятельность учителем истории, обществознания и руководителем – заместителем директора по воспитательной работе. За качественное выполнение обязанностей, культуру межличностного общения, умение инициативно и творчески работать её уважают коллеги. Силы для открытий и вдохновения в дальнейшей работе она берёт из чувства любви и уважения к детям.
Каждый год она выступает на районных семинарах, конференциях по актуальным и интересным вопросам, является призёром районных методических конкурсов. Имеет благодарности администрации Омутнинского района, районного управления образования, награждена Почётной грамотой министерства образования Кировской области.
Наталья Александровна Шимина работает учителем технологии с 2000 года, она является руководителем районного методического объединения учителей по технологии (организация и проведение уроков). Её добросовестный труд отмечен следующими наградами. Это благодарность за вклад в подготовку молодых инженеров для Омутнинского металлургического завода. Благодарность за многолетний педагогический труд и вклад в развитие методической системы Омутнинского района. Диплом победителя районного конкурса методических материалов для учителей технологии «Методическое пособие к уроку – мультимедийная презентация» в номинации «Видеофильм».
Учителя начальных классов Марина Геннадьевна Дюкина (работает с 1992 г.) и Фаина Султангораевна Бодруг (стаж работы с 1989 г.) работают в тесной связке, помогая друг другу, временами по необходимости заменяя друг друга. Дети у этих учителей-воспитателей всегда под присмотром. На своих уроках развивают познавательные способности учеников, умение общаться, ставить цели, пусть пока и маленькие, и достигать их. Активно участвуют со своими воспитанниками в международных играх-конкурсах: «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех». После успешного участия в конкурсах некоторые дети получают приглашение учиться в ЦДОШ (Центр одарённых детей) в областном городе Кирове.
Завуч школы Валентина Михайловна Козлова, с 2007 года преподаёт естественный цикл наук: химию, биологию, географию. Наличие ораторского таланта вкупе с живым общением с детьми – приводит к хорошим результатам. Обладает энциклопедическими знаниями по этим предметам, кроме того, умело руководит небольшим коллективом учителей из тринадцати человек. Много у неё хлопот и забот, но она успешно координирует школьный коллектив на решение поставленных задач, присланных сверху.
Нынешний директор Леснополянской средней школы Евгения Владимировна Гостюхина работает в школе с 2008 года учителем информатики. Это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. И школьники это усваивают неплохо, так как в районных олимпиадах занимают призовые места. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Директор в сельской школе – это прежде всего хозяйственник, благодаря умелому руководству, в школе тепло, светло, чисто, а значит, педколлектив будет заниматься своими прямыми обязанностями: учить и воспитывать детей.
Фигура 4: Почта-банк
Глава 3. Местные топонимы: исторические и современные
– Дорогие ребята, славные мои! В нашем исследовании не обойтись без карт. Географических карт, вернее, топографических. У меня в руках две карты нашего района. Одна из них выпущена в 1949 году, а другая – в 1956 году. Посмотрите внимательно. Что видите?