Как прекрасен этот мир бесплатное чтение
В авторской редакции
Художник Инна Хотич
© Митякина А.Н., 2023
© ООО «Издательство Родина», 2023
Предисловие
Дорогие друзья, мир, в котором мы живем, очень богат, многообразен, сложен и красив, множество наук изучают его. Природу в старину называли «естеством», а науки о природе получили название «естественные науки». Они изучают астрономию, физику, химию, географию, биологию. Биология – наука о живой природе. Природа – это источник жизни на Земле. Изучение окружающей среды, ее познание будут темой нашей книги «Как прекрасен этот мир!». В основе книги – реальные события, личные наблюдения детей и взрослых.
В летнее время, живя на даче с детьми, мне, бабушке 8 внуков, пришла удивительная мысль – вместе с внуками записывать яркие истории, происходившие с нами. У детей-школьников появились специальные блокноты для записей, а внуки-дошкольники просто участвовали во всех наших делах и были любознательными «почемучками». Дети задавали разные вопросы. В поисках ответов взрослым приходилось многое вспоминать, читать детям важные книги: «Большую Российскую энциклопедию», «Словари-справочники», с благодарностью использовать открытые материалы из Интернета, к примеру, «Википедию» и другие. Жили под девизом: «Радуемся, трудимся, наблюдаем, записываем»! Так получилась наша книга.
Ребята записали свои рассказы о хлебе, радуге, птицах, ежах и ящерицах, луннике, пчелках и других насекомых. За три летних месяца, дети открыли свои сердца солнцу, луне, земле, траве, цветам, воде, почувствовали, полюбили и поняли язык природы, ощутили себя частицей природной гармонии. Моим внукам интересно читать нашу книгу. Поделимся своими впечатлениями с другими детками, вдохновим их на полезные дела. Может у кого-то пробудятся добрые, гуманные чувства, любовь ко всему живому, радость, здоровье и душевное спокойствие. В добрый путь!
Утро на даче
Люблю лето! Родители привезли нас, с братом Владиком, к бабушке на дачу. Вот где раздолье побегать босиком по траве, по блестящей утренней росе! Залюбуешься, на каждом зеленом листочке, лепесточке, цветочке лежали капельки-росинки. Мой 4-хлетний братишка собирал водичку с листьев в ладошки и умывался, весело хлопая себя по щекам. Он кричал: «Дима, росинки волшебные, они переливаются и на солнце сияют, как радуга»!
Мы смотрели с восторгом на сочно-зеленые кусты и радовались, просыпающейся природе. «Радостно, молодо, и на небе, и на земле, и в сердце человека» (Л. Толстой).
Растения, как и люди, стремятся к жизни. Весной у них особая сила, они напоены талой водой, «соками земли», и здорово будет ими подкрепиться! «Пойдем подкрепляться»: позвал Владик Диму, Машу, Таю. Мы нарвали зеленый лук, чеснок, их мы сами в землю, в грядки, сажали, помогали бабушке Сане. А укроп-то какой замечательный получился, его Маша сеяла.
В мае мы посадили много фруктовых деревьев: вишни, груши, яблони. Мальчикам нравилось копать глубокие ямки, сыпать глину, золу, перегной и сажать деревья, засыпать корни, поливать, уплотнять приствольные круги. «Теперь мы знаем, как сажать деревца. Известно, что фрукты и овощи витаминами богаты. Вырастим свои витамины для поддержки здоровья!» – сказал Дима.
А какие красивые домики-скворечники для птиц мы с папой построили, просто загляденье! Папа нас научил гвозди забивать, пилить доски, шлифовать их наждачной бумагой. Главное, мы научились мастерить, плотничать и птицам радость сделали. Заметно, что птичек стало больше в нашем саду. Приятно на них смотреть и слушать их веселое щебетание. Надо их покормить семечками.
Вдруг Владик притих. Он первый увидел на дровах, у баньки, двух ящериц.
«Дима, Дима, они живые!» – шептал Влад. После ночной прохлады они вышли погреться, поесть и попить росу.
Питаются ящерицы беспозвоночными животными – червями, моллюсками, пауками, сороконожками, кузнечиками, насекомыми. В «меню» ящериц входит много различных вредителей: медведок, жуков, мух, бабочек и гусениц.
Ящерицы – животные холоднокровные. Температура тела у них зависит от температуры окружающей среды. В самые жаркие часы ящерицы уходят в тень, заползают в различные укрытия, чтобы снова появиться во второй половине дня, когда жара спадёт.
В пасмурную холодную погоду ящерицы прячутся под корой упавших деревьев, в трухлявых пнях и норах. Температура тела в это время у них снижается, животные становятся холодными на ощупь, не питаются и не выходят на поверхность, пока снова не наступят тёплые солнечные дни. Наши ящерицы были очень шустрые и при первом же шорохе быстро спрятались под доски. В течение дня, мы подходили к этому месту, и продолжали знакомиться с ними. Маленькие детеныши нас не боялись, мы тоже были храбрыми мальчишками и подкармливали их червячками. Бабушка просила нас не брать их в руки, не тревожить их жизнь и не забывать, что ящерицы могут в случае опасности отбросить свой хвост. Так они себя спасают. Хвост у мелких ящериц снова отрастает. Еще бабушка Саня говорила, что ящерицы – это наши друзья, они, как птицы, ежи и лягушки, поедают насекомых-вредителей и помогают нам вырастить хороший урожай ягод и корнеплодов. Мы с Владиком очень ящериц полюбили, берегли, и радовались им.
Марусина волшебная ящерка из глины
В эти летние дни мы увидели деревенских курочек, беленьких козочек, коров, бычков и хрюшек-свиней. Курочки нам несли вкусные яйца, козочки, коровы давали парное молоко. Все животные очень симпатичные! Особенно нас удивил своим поведением рыжеватый петух, который следил за порядком в курятнике, оберегал и защищал кур. Когда мы сыпали курочкам зерна пшеницы, ячменя, петух был очень внимательным, галантным, и, кудахча, ухаживал, отдавал из своего клюва каждой курице корм. Очень интересно было на них смотреть! «Вот это да! Какое дружное семейство, племя», – приговаривали мы. Нам показалось, что петушок остался голодным. Но бабушка Саня нас успокоила, она говорила, что зерен хватит и для заботливого петуха.
Заботливый петух
Бычки из пластилина. Работы Маши и Таи
Наш любимый хлеб
Мы часто бываем на огороде у своей бабушки Сани. Наблюдаем за природой, ухаживаем за растениями, которые растут на грядках: морковкой, огурцами, помидорами, капустой, луком, укропом и петрушкой. Все эти овощи мы знаем по внешнему виду и на вкус. Любим их срывать к обеду.
«Не знаем только, как получаются хлеб и каша? Без них мы не обходимся ни одного дня. Любим хлеб, булочки, пирожки, печенье, вкусные каши из пшена, гречки, риса, кукурузы, геркулеса. Их тоже выращивают?» – спросили мы у бабушки.
«Да, ребятки, чтобы получить хлеб, вкусную кашу, нужно вырастить зернышки ржи, пшеницы, пшена, овса, гречки, риса или кукурузы. Зерновые хлеба делятся на озимые и яровые. Например: овес, просо (из проса получается пшено), гречка, рис, кукуруза – эти яровые культуры сеют весной, они созревают в течение лета. А осенью сеют озимые хлеба: рожь, пшеницу, ячмень. Благодаря ежедневному труду селян, хорошему их уходу за посевами злаков, у всех на столе появляется хлебушек. Очень трепетно и уважительно нужно относиться к хлебу и к тем людям, кто его выращивает для нас. В тяжелые годы войны люди познали страшный голод, они знали великую цену каждому крохотному кусочку хлеба. Хлеба народу, солдатам тогда не хватало. В муку добавляли отруби, древесную кору, желуди, лебеду, крапиву, стебли молодых лип, горох и картофель. Подкрепившиеся хлебом солдаты, могли мужественно воевать и побеждать врагов. Хлеб – это символ победы и жизни. Никогда не нужно выбрасывать даже крошечки хлеба!
Сколько умных стихов, песен и пословиц сложено о хлебе: «Хлеб – кормилец», «Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный», «Без хлеба нет обеда», «Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь», «Голодной куме всё хлеб на уме», «У кого хлебушко, у того и счастье».
«Бабушка, мы будем, как и ты, из черствого хлеба делать вкусные сухарики, гренки, да чай пить с мелиссой и мятой», – сказали мы, поглядывая на часы, не пора ли начать чаепитие.
Весной бабушка позвала нас сеять овес. «Сей овес в грязь, будет овес – князь». Такую пословицу приговаривала бабушка, бросая зерна овса во влажные бороздки, прикрывая землей. Мы ей с удовольствием помогали. Приятные зернышки овса летели в бороздки из наших кулачков. Через несколько дней семена овса проросли, зеленые ростки, как гвоздики, смотрели на нас. Все лето мы заботились о них: поливали водой, пололи сорняки и в августе появились очень красивые колоски с зернышками! Из этих зернышек делают геркулесовую кашу, пекут вкусное овсяное печенье, варят кисели и многое другое, полезное для здоровья. Вот они какие, прекрасные колосочки и зернышки!
Колоски и зерна овса
Наш овес. Фото Димы
Когда созрел овес, бабушка его скосила серпом, мы ей помогли обмолотить. Мы стучали палочками по колоскам и получили много зерен овса.
А осенью мы вместе с бабушкой сеяли в бороздки озимую рожь, то есть, под зиму, до наступления зимы; зерна ржи, пшеницы, ячменя прорастают, а летом продолжают расти и созревают раньше, чем яровые культуры, посеянные весной.
«Бабушка, наверное, росткам бывает холодно зимой?» – спросил Владик.
«Приходит зима и снежным одеялом накрывает все растения. Благодаря снегу все озимые (рожь, ячмень, пшеница) выдерживают морозы, холода и вьюги», – объяснила нам бабушка Саня.
Когда пришла весна, наша рожь порадовала нас своими зелеными всходами. В летнее время она мощно росла, ее колоски наливались и в августе они созрели. Взрослые серпом скосили рожь. Серп – это народное приспособление, с помощью которого очень удобно срезать злаки или траву.
Были времена, когда в селах не было ни комбайнов, ни тракторов. Всё делали своим трудом, своими руками. Труд хлеборобов был в почете всегда.
Мама и бабушка вспомнили песенку про рожь, написанную в 1961 году Александром Долуханяном и Антоном Пришельцем. Мы, дети, подпевали припев:
- «Ой ты, рожь,
- Хорошо поешь!
- Ты о чем поешь,
- Золотая рожь?
- Счастье повстречается —
- Мимо не пройдешь,
- Ой ты, рожь!».
Уложенные снопы мы обмолотили палочками-стучалочками, цепом. Цеп – это старинное ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной деревянной ручки и прикрепленного к ней ремнем деревянного би́ла, колотушки.
Цеп
Бабушка прочитала нам стихи Н. Некрасова «Крестьянские дети»:
- Готовую жатву подрежут серпами,
- В снопы перевяжут, на ригу свезут,
- Просушат, колотят-колотят цепами,
- На мельнице смелют и хлеб испекут…
«Да, зерна ржи, пшеницы и другие злаки дробят, превращают их в муку на мукомольных заводах (мельницах). Получить качественную муку и испечь вкусный хлеб – это тоже очень сложный процесс. Когда подрастете, почитаете, увидите, как получается вкусный хлеб», – говорила нам мама. «А давайте завтра, будем печь пирожки со щавелем, понаблюдаем за процессом и сами слепим пирожки», – предложили дети. «Договорились, собирайте щавель для пирогов», – попросили нас взрослые.
Вкусный хлеб
Колоски, как солнце золотые…
Так растет просо!
Из проса получают пшено и варят вкусные каши. Пшено – это крупа, получаемая из плодов проса, освобождённых от колосковых чешуек посредством обдирки.
Просо
Пшено для вкусной каши
Поле гречихи
Красивый ковер, усыпанный цветами, источает аромат и привлекает пчел
Гречневая крупа для каши
Кукурузное поле
- «Называют кукурузу
- Королевою полей.
- Это, детки, означает,
- Что нет равных в поле ей.
- Она всю скотину кормит
- И растет как дар земли,
- Чтобы все мы были в форме
- И здоровыми росли!
- Яркий солнечный початок
- Хоть кого развеселит!
- Пользы в нём – хоть отбавляй!
- Эй, ребята, налетай!»[1]
На огромных полях, конечно, собирают урожай всех зерновых культур зерноуборочными комбайнами.
Комбайн зерноуборочный ск-5 м-1 «Нива»
«В современных условиях сельхозпроизводители применяют новое поколение зерноуборочных комбайнов», – пояснила нам бабушка.
Зерноуборочные комбайны в работе
Загадка от мамы.«Он по полю быстро ходит. Косит хлеб, зерно молотит».
Это комбайн.
Нам очень захотелось прокатиться на этих машинах! Очень интересно и полезно выращивать хлеб! Какая хорошая профессия – стать комбайнером-капитаном в поле-море хлебных колосков!
- «…И течёт, течёт пшеница
- Золотистою рекой…
- И машины вереницей
- Хлеб везут для нас с тобой.
- Здесь его собрали горы —
- Значит, булок поедим.
- И за это комбайнёру
- Мы «спасибо» говорим!»[2]
Пчёлкин мёд
На даче мы увидели много пчёл на цветах, подсолнухах. Внимательно наблюдали за их работой. Очень активно они перелетали с цветочка на цветочек, хоботком забирали пыльцу и приятно жужжали. «Бабушка, где же мёд? Мы очень все любим мёд, расскажи нам, пожалуйста, о пчёлках и их мёде. Как он получается?» – «Хорошо, ребятки, слушайте мой рассказ. Мёд – это сиропообразная сахарная жидкость, которая переработана пчёлами из различных растительных соков, нектара, пыльцы цветов и сложена ими в восковые ячейки сотов».
«А что такое нектар?», – спросил Дима.
«Нектар – это сахаристый сок, выделяемый нектарниками растений. Запах и вкус нектара зависят от вида растения и передаются мёду (липовый, гречишный, донниковый и другие). Растения, образующие нектар и пыльцу, называются медоносными растениями, или медоносами. Мёд всегда пользовался большой популярностью на Руси, и считался вкусным, целебным продуктом. Первобытные люди разыскивали гнёзда диких пчёл в лесу и собирали мёд в дуплах деревьев. Вместо ульев они использовали огромные, пустотелые деревянные колоды – борти. Такая работа называлась бортничеством. Первые пасеки пчёл на Руси появились в XVII веке. Пчёлы живут в домиках-ульях, на пасеках, пчеловоды их подкармливают сахарным сиропом. В пчелиной семье есть матка-королева, которая откладывает до 2500 тысяч яиц в день».
«Это их любимая мамочка?» – спросил Владик.
«Да, пчелиная матка – это мамочка, продолжательница пчелиного рода. Рабочие пчёлы собирают нектар, делают мёд, наводят порядок в ульях, кормят и ухаживают за личинками, будущими пчёлками. Есть ещё пчёлы – трутни, они тоже нужны для продолжения рода».
«Это их папа и друзья», – пояснила Тая.
Бабушка Саня продолжила рассказывать: «Трутни не трудятся над сбором нектара, пыльцы. Трутни питаются уже всем готовым, что приносят рабочие пчёлки. Вы знаете, а мёд бывает разным: цветочный, луговой, садовый, горный, степной, полевой, гречишный, липовый. Все зависит от того, с каких медоносных растений питались пчелки. Одна пчелиная семья может заготовить за лето до 150 кг мёда. Будьте осторожны, пчёлки могут ужалить своим ядовитым жалом».
«Пчеловодов тоже жалят пчёлы?» – спросил Владик.
«Пчеловоды, когда работают с пчёлами, одевают костюм из светлой плотной ткани, шляпу с сеткой, перчатки. Пчёлы не только дают нам мёд, но и опыляют растения, плодовые деревья. Без пчёлок и не будет плодов на растениях, будут пустоцветы».
«А сколько лет живет пчела?» – спросил Дима.
Пчела несёт нектар в улей.
«Если семья сильная, то насекомое может прожить до 35 дней. В слабых семьях жизнь рабочей пчелы редко превышает 25 дней. Иногда рабочие насекомые доживают до 45 дней. Обычно такое явление наблюдается при активном медосборе. Перезимовавшие насекомые могут прожить до 7–8 месяцев, срок жизни королевы улья – матки исчисляется годами. В среднем она может прожить 2–3 года, но иногда доживает и до 5 лет», – ответила бабушка.
Ульи
Пчелы делают мед в сотах. Пятилетний Дима, увидев соты, удивленно произнес: «Как у них тут красиво и ровно!»
«Бабушка, очень интересно ты нам рассказала о пчёлках! Давайте пить чай с мёдом! Уж очень хочется», – предложили Дима, Тая, Маша и Владик.
«Какой у нас мёд, как называется?» – спросила Маша.
«Наш мёд – полевой, гречишный, он коричневый», – сказала бабушка.
«Это пчёлки собирали нектар с цветков гречки, гречихи?», – спросил Дима.
«Да, с поля гречихи», – ответила бабушка. Мы дружно сели за стол и стали пить чай с мёдом и булочками, сухариками из хлеба. Пили чай и учили поговорки: «Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе», «Где цветок, там и медок», «Где молятся, там и пчёлы водятся», «Доброго человека и пчела не жалит».
Оса Ларра – победительница медведок
Весело мы играли в саду, под яблоней. День был жаркий, светило солнце, мимо нас летали пчелки, бабочки, стрекозы. Вдруг мы увидели необыкновенное, незнакомое нам насекомое черного цвета с ярко-красным тонким брюшком, и длинными ножками, 4 см в длину. Оно было похоже на стрекозу, но не стрекоза. Оно летало совсем близко от нас и тащило на себе гусеницу. Гусеница была очень жирная, толстая, больше ее. Мы удивленно смотрели на нее и ждали ее дальнейших действий.