Экспертно-криминалистическая деятельность таможенных органов бесплатное чтение
© Макаренко В. Г., 2018
© ООО «Проспект», 2018
Введение
Фундаментальные основы государственности современных стран в немалой степени базируются на принципах законности, охраны прав и свобод гражданина, общественного правопорядка. Но вопреки этому с наступлением третьего тысячелетия общая обстановка в нашей стране охарактеризовалась обострением проблем в сфере экономики и общественной безопасности, а различные макро- и микроэкономические факторы оказывают влияние в том числе и на правовые аспекты существования нашего государства.
По мнению некоторых ученых, уже с середины восьмидесятых годов минувшего столетия продолжаются события, которым нет аналогов в историческом прошлом человечества[1]. Все это в значительной мере отрицательно сказывается на процессах укрепления экономической безопасности России и дает основание утверждать, что и мировая геополитическая обстановка имеет негативное внутреннее отражение.
В условиях существенно возросших возможностей международной торговли, в том числе и с применением технологий в сети Интернет, сформировалась и почва для противоправных деяний при ее осуществлении. Это дает основание государству конструировать специальные уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за общественно опасные деяния, одни из которых определяются как таможенные преступления. Так, например, в соответствии с отчетными данными Федеральной таможенной службы Российской Федерации[2] (далее – ФТС России) за 2016 год таможенными органами возбуждено 2 235 уголовных дел (для сравнения, в 2015 году – 2 031 дело). В том числе в отношении конкретных лиц возбуждено 1 326 уголовных дел (в 2015 году – 1 213). За январь – сентябрь 2017 года уже было возбуждено 1 747 уголовных дел.
Наибольшее количество возбужденных в 2016 году уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального (318), Сибирского (486), Северо-Западного (502), Дальневосточного (280) таможенных управлений. Результативность данной деятельности, а также ее криминалистического обеспечения оказывает прямое влияние на сферу экономической безопасности государства[3]. Несомненно, что в связи с этим возрастает роль современной таможни как правоохранительного органа, стоящего не только на защите экономических интересов государства, но и являющегося своего рода гарантом общественной и личной безопасности граждан[4].
В частности, заслуживает внимания точка зрения о том, что подлинная демократизация общественного строя и общественных отношений, соблюдение режима законности, прав, свобод человека и гражданина и обеспечение выполнения каждым государственным и негосударственным органом, частным и должностным лицом своих обязанностей требуют непрерывного совершенствования общественных отношений, государственной деятельности в целом, а также в сфере уголовного судопроизводства[5].
На сегодняшний день уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов относится производство дознания и осуществления неотложных следственных действий по делам о преступлениях, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), среди которых особое место занимает контрабанда. В современной России борьба с контрабандой приобретает огромное государственное значение, и особенно это прослеживается в аспекте борьбы с такими общественно опасными видами контрабанды, как контрабанда огнестрельного оружия и его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, наркотических средств и прекурсоров. Стоит отметить, что распространенность указанных преступлений, их организованный характер, высокая общественная опасность и латентность, к сожалению, способствуют недостаточно эффективному противодействию им со стороны правоохранительных органов (в том числе таможенных) и государства в целом.
Существующие сегодня комплексные меры, применяемые в правоохранительной сфере деятельности таможенных органов, являются теми элементами защитного барьера, стоящего против преступных посягательств на экономическую безопасность государства, который во многом связан с экспертной и научно-исследовательской областями деятельности ФТС России[6]. Нельзя не отметить и того, что осуществляемая в таможенных органах криминалистическая деятельность имеет ряд проблемных аспектов. В последнее время (с 2011 года) произошли кардинальные изменения в системе криминалистической деятельности таможенных органов России. В данном аспекте уместно привести слова В. А. Жбанкова, который выделяет в криминалистике двуединый объект ее познания: с одной стороны, преступную деятельность, а с другой стороны, криминалистическую деятельность по расследованию и предупреждению преступлений[7].
Однако, как отмечает учёный-криминалист В. А. Волынский, технико-криминалистические методы и средства не имеют пределов своего совершенствования, что отражается в постоянно действующей тенденции ускорения их развития. По мнению учёного, технико-криминалистическое обеспечение в целом имеет перспективу увеличения эффективности деятельности любых правоохранительных органов в их работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. В. А. Волынский пишет: «На этом пути очевидны возможности расширения доказательственной базы по уголовным делам, сокращения сроков их расследования и объективизации процесса доказывания». Соглашаясь с данным тезисом, будет справедливо согласиться и с тем, что путь развития рассматриваемой системы сопряжен с комплексным решением огромного множества организационных, правовых, научно-методических и сугубо технических проблем и задач, что отражается через их взаимосвязь и взаимообусловленность[8].
Функционирование правового государства невозможно представить без наличия всесторонне урегулированных норм и принципов осуществления правоохранительной деятельности органов исполнительной власти. Усложнившаяся и без того непростая ситуация, обусловленная новеллами законодательной регламентации некоторых преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, а именно – декриминализация контрабанды, смещение таможенной границы на более дальние рубежи – все это в определенной степени дает почву для совершения преступных деяний организованными, в том числе транснациональными, преступными группами с использованием все более изощренных форм сокрытия преступлений и следов их совершения[9].
В сегодняшних условиях правоохранительные подразделения ФТС России и взаимодействующие с ними иные правоохранительные органы России стремятся усовершенствовать имеющиеся на их вооружении методы и формы борьбы с указанными преступлениями, а также изыскивать еще не задействованные резервы для данной борьбы. Надо отметить, что планомерная работа ведется по различным направлениям: улучшается техническая оснащенность оперативных подразделений, подразделений дознания, следственных органов, экспертно-криминалистических служб; повышается квалификация оперативных работников, дознавателей, следователей, специалистов, экспертов; повышается роль указанных подразделений и должностных лиц по выполнению их задач, функций, полномочий в сферах соответственно оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, экспертно-криминалистической, организационной деятельности. В этой связи многообразные формы правоохранительной деятельности таможенных органов при всей своей многозадачности и многофункциональности являют собой достаточно четко определенный элемент системы обеспечения экономической безопасности государства, отражающийся в том числе и в фискальной составляющей деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Следует отметить, что общие правоохранительные задачи и функции таможенных органов четко и детально регулируются Таможенным кодексом Таможенного союза[10], Уголовным кодексом РФ, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами, определяющими статус конкретных таможенных органов. В соответствии с Положением «О Федеральной таможенной службе» её подразделения и должностные лица осуществляют специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела, обеспечивают соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу[11]. Система правоохранительной деятельности российских таможенных органов имеет сходный характер в сравнении с правоохранительной деятельностью иных правоохранительных ведомств Российской Федерации, хотя осуществляется гораздо в меньшем объеме и имеет существенные отличия от правоохранительной деятельности указанных правоохранительных ведомств.
Это обусловлено не только тем, что таможенные органы предназначены главным образом для выполнения внешнеэкономических задач и функций Российской Федерации, поэтому их правоохранительные задачи и функции производны от них, осуществляются в существенно меньшем объеме, чем правоохранительные задачи и функции органов внутренних дел, органов ФСБ России, СК России и иных правоохранительных ведомств Российской Федерации, а также целым рядом иных процессуально значимых факторов.
Согласно действующему законодательству российские таможенные органы обязаны осуществлять правоохранительные задачи и функции в сфере оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, административно-процессуальной деятельности в случае совершения таможенных правонарушений, юридическая ответственность за совершение которых установлена соответственно уголовным или административным законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами России с иностранными государствами.
С учетом данных обстоятельств в борьбе с таможенными правонарушениями таможенные органы выступают в качестве субъектов соответственно оперативно-розыскной, уголовно-правовой, уголовно-процессуальной деятельности и административно-правовой, административно-процессуальной деятельности и субъектов криминалистического обеспечения данных форм правоохранительной деятельности таможенных органов и взаимодействующих с ними иных правоохранительных органов РФ, а также с правоохранительными органами взаимодействующих с ними иностранных государств.
В данной монографии рассмотрены такие вопросы, как история формирования экспертной и криминалистической видов деятельности в таможенных органах, их современное состояние и проблемные аспекты, а также предлагаются некоторые пути совершенствования данной сферы таможенного дела.
Сущность, понятие и правовые основы экспертного и технико-криминалистического обеспечения в таможенных органах
1.1. Понятие, сущность и роль криминалистической науки в системе противодействия преступным посягательствам
Существенной вехой в становлении российского таможенного дела на рубеже двух веков стало законодательное закрепление положений о Государственном таможенном комитете, установившем основные его задачи, решение которых реализуется через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно – исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации[12]. Все это создало основу для конструирования системы процессуальных мер по защите экономической безопасности и международных интересов Российской Федерации через выполнения таможенными органами функций дознания по преступлениям, отнесенным к их компетенции, а также организацию борьбы с нарушениями таможенных правил, т. е. расследования административных правонарушений.
В силу всех этих положений нельзя не отметить того, что процессуальная и криминалистическая периодизации расследования, по мнению В. А. Михайлова[13], являются объективно необходимыми, в том числе для деятельности таможенных органов, поскольку позволяют помимо уяснения сущности описываемой стадии судопроизводства с позиции уголовно-процессуального права и криминалистики, определить значимые в прикладном аспекте рекомендации процессуального и криминалистического характера для совершенствования процессов расследования преступлений.
Как отмечает В. А. Жбанков[14], в настоящее время в уголовно-правовой литературе получили широкое распространение такие понятия, как таможенная преступность, таможенные преступления, таможенное преступление. Что же касается деятельность таможенных органов по противодействию таможенной преступности, то в российской теории криминалистики, уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности вопросам криминалистического обеспечения данных процессов уделено значительное внимание по различным проблемам практического характера.
Научному осмыслению и изысканиям в различных областях права и криминалистики подвергались вопросы борьбы таможенных органов с таможенными преступлениями в целом[15], а также криминалистическое обеспечение данной деятельности[16]; отдельные аспекты, касающиеся основ использования специальных знаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений[17]; использование криминалистических средств и методов в таможенной деятельности[18] и технико-криминалистических средств обеспечения расследования контрабанды[19], а также проблемные вопросы ее раскрытия и расследования[20]; вопросы, касающиеся применения специальных знаний[21] и участия эксперта в досудебном производстве[22] в сфере таможенного регулирования, а также проблемные вопросы осуществления криминалистической регистрации в таможенных органах[23].
Все это, а также организационно-управленческие изменения, произошедшие в ФТС России за последние пять лет[24], создало основу для насущного исследования проблематики криминалистического обеспечения в таможенных органах. Организационные основы изучаемой системы тесно связаны с вопросами раскрытия и расследования преступлений вообще и, в частности, таможенных преступлений. Профессор В. А. Михайлов[25] считает, что «… при расследовании решаются не только процессуальные, криминалистические, оперативно-розыскные задачи, но и организационно-управленческие, поскольку организация деятельности… и управление деятельностью… обеспечивают эффективное раскрытие и расследование».
Изложенное дает нам основании исследовать проблемные стороны системы обеспечения противодействия преступным посягательствам в сфере таможенного дела, рассматривая в широком смысле различные характеристики решаемых в данной области задач, а именно – общеконцептуальные, (оперативно-) процессуальные, криминалистические (специальные)[26], экспертно-исследовательские, научно-методические, организационно-управленческие, образовательные и иные характеристики.
Общественная опасность преступности как социального явления усугубляется общей социально-экономической напряженностью, проявляющейся в нашем обществе на современном этапе его развития, а проблематичность ее предотвращения приобретает социально-политическое значение и становится предметом обсуждения высших законодательных и исполнительных органов государственной власти. Их решения зачастую направлены на реформирование деятельности правоохранительных органов, их следственного аппарата, оперативно-розыскных экспертно-криминалистических подразделений[27]. В этом аспекте значительно возрастает роль криминалистической науки.
Являясь относительно молодой юридической наукой (возникла во второй половине ХIХ в.), криминалистика за этот период времени можно сказать стала фундаментальной наукой о раскрытии и расследовании преступлений, имеющей своей целью обслуживать правоохранительную деятельность силовых ведомств в борьбе с различными преступными проявлениями в общественной жизни.
По мнению В. Я. Колдина, в постоянно структурно изменяющихся условиях преступной динамики, роста организованных и технически высоко оснащенных форм преступности, профессионализации криминальной деятельности стремительно возрастает роль науки и техники, позволяющих правоохранительным органам противопоставить вызову преступного мира современные технологии криминалистики. В криминалистике как прикладной науке методологическое значение имеют лишь те теории, принципы, понятия, которые ведут к оптимизации криминалистической деятельности и решению прикладных криминалистических задач[28].
Предметом криминалистической теории не могут быть «общие закономерности движения материи и сознания», хотя общенаучная методология и методология фундаментальных и других прикладных наук включаются в методологию криминалистики. Теоретическая функция прикладной науки ограничена узким кругом закономерностей, имеющих непосредственное значение для решения криминалистических задач[29].
Как и любая наука, криминалистка имеет свое понятие, сущность, предмет и задачи, что составляет ее понятийно-методологический аппарат и определяет роль и место в системе научно-правовых учений. Отметим, что за многие десятки лет своего существования криминалистка получила большое количество определений как своего предмета, так и функций, наиболее ёмкие из которых собраны нами ниже.
Так, А. И. Винберг пишет: «Советская криминалистика является наукой о технических и тактических приемах и средствах обнаружения, собирания, фиксации и исследования судебных доказательств, применяемых для раскрытия преступлений, направленных против советского строя и установленного советским государством правопорядка, выявления виновных и изыскания способов предупреждения преступлений»[30]. Данное определение, на наш взгляд, видится актуальным и в современных условиях.
С. П. Митричев отмечал, что криминалистика – «это наука о технических средствах, тактических приемах и методах, применяемых для выполнения предусмотренных уголовно-процессуальным законом действий по обнаружению, собиранию, фиксации и исследованию доказательств в целях раскрытия и предупреждения преступлений»[31].
По мнению А. Н. Васильева, криминалистика – «это наука об организации планомерного расследования преступления, эффективном собирании и исследовании доказательств в соответствии с уголовно-процессуальными нормами и о предупреждении преступлений путем применения для этих целей приемов и средств, разработанных на основе специальных наук и обобщения следственной практики»[32].
Р. С. Белкин указывает: «Криминалистика – это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных методах и средствах судебного исследования и предотвращения преступлений»[33]. Данное определение Р. С. Белкина считается в науке наиболее конкретизированным и распространенным.
Из множества определений криминалистики можно сформулировать объект и предмет данной науки.
Объект криминалистики состоит из двух элементов, на познание которых направлена ее сущность, а именно – поведенческая преступная деятельность и деятельность по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. Предмет криминалистики состоит из четырех элементов: закономерности процессов и механизмов преступной деятельности; закономерности возникновения информации о совершенном преступлении и лицах, его совершивших; закономерности процессов выявления, собирания, анализа и оценки доказательств; специальные средства и методы раскрытия, расследования и предотвращения преступления[34].
В систему криминалистики традиционно учеными включается четыре раздела: 1) общая теория криминалистики; 2) криминалистическая техника; 3) криминалистическая тактика; 4) методика расследования отдельных видов преступлений. В дальнейшем в нашей работе более детально остановимся на разделе «криминалистическая техника», так как, по нашему мнению, положения данного раздела наиболее близки к процессам криминалистической деятельности в правоохранительных органах, к системе которых также относятся таможенные органы.
Давая определение криминалистической технике, Е. П. Ищенко указывает, что «это совокупность теоретических положений, основанных на результатах изучения механизмов преступной деятельности и их материальных отображений; она разрабатывает систему технических средств и способов их применения для обнаружения, фиксации и изъятия, а также исследовании данных отображений в целях раскрытия и расследования преступлений»[35].
И. Ф. Герасимов дает похожее определение: «Криминалистическая техника – старейший из разделов криминалистики, представляет собой совокупность теоретических положений и рекомендаций для разработки и применения научно-технических средств обнаружения, фиксации, изъятия, исследования, накопления и переработки криминалистической информации о расследуемом преступном событии, а также технических средств и способов предупреждения преступлений»[36].
Приведем определение из «Криминалистической энциклопедии» Р. С. Белкина: «Криминалистическая техника – раздел криминалистики; включает систему научных положений и разрабатываемых на их основе технических средств, приемов и методик, предназначенных для собирания, исследования и использования доказательств и иных мер раскрытия и предупреждения преступлений. При формировании криминалистики именовалась уголовной техникой»[37].
Существование указанных точек зрения на сущность криминалистической техники, говорит об определенной универсальности данного раздела криминалистики и его многообразии.
Н. П. Яблоков дает такое определение: «криминалистическая техника – это система теоретических положений, основанная на результатах изучения механизмов материальных процессов в преступной деятельности и их отображений вовне и разрабатывающая на этой основе систему технических средств и способов их применения для выявления, фиксации и исследования указанной информации в целях расследования и предупреждения преступлений»[38].
Надо отметить, что для целей обеспечения процессов расследования преступлений, криминалистической техникой активно применяются современные достижения различных наук – технического, естественного и межотраслевого характера. Наряду с этим нельзя не учитывать того, что в ней разрабатываются специальные криминалистические технические средства и приемы их использования в требуемых целях[39].
Имеет смысл остановиться на том, что содержание криминалистической техники составляют технические средства, приёмы и методики, разработанные для собирания и исследования различных видов доказательств. В частности, к техническим средствам относят приборы, аппаратуру, оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и материалы, а также специально разработанные программно-аппаратные комплекты технических средств (оборудования) множественного криминалистического назначения.
Приемы и методики включают систему действий, операций и правил работы с различными техническими средствами. Также к ним можно отнести способы решения специализированных криминалистических задач без использования технических средств, например, фиксация внешних признаков человека описанием по методу словесного портрета, приёмы визуального обнаружения следов рук и т. д.
В криминалистической науке технические средства, приёмы и методики возможно разделить на виды по нескольким основаниям:
1. По конструкции и комплектации: а) приборы; б) аппаратура и оборудование; в) инструменты и приспособления; г) принадлежности и материалы; д) комплекты технико-криминалистических средств; е) программно-аппаратные комплексы
2. По происхождению: а) непосредственно созданные для криминалистических целей; б) заимствованные из других областей науки техники и приспособленные для криминалистический целей; в) заимствованные и используемые без изменений.
3. По целевому назначению: а) используемые для собирания доказательств. К этой же группе могут быть отнесены технические средства таможенного контроля (ТСТК), поскольку они применяются для обнаружения объектов, запрещенных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза или недостоверно декларируемых[40]; б) используемые для исследования (изучения) вещественных доказательств, имеющих значение для процессов расследования.
В.А. Жбанков считает, что криминалистическая техника как раздел учебной дисциплины (науки) криминалистики представляет собой систему научных положений и разрабатываемых на их основе средств, методов и приемов по собиранию, исследованию доказательственной и иной информации, имеющей значение для уголовного дела. Криминалистическая техника как раздел учебной дисциплины (науки) криминалистики делится на отдельные части.
Это деление принято называть системой криминалистической техники, а отдельные ее части – отраслями криминалистической техники.
В настоящее время криминалистическая техника, кроме общих положений, включает такие отрасли: криминалистическую фотографию и видеозапись; криминалистическую габитоскопию или учение о признаках внешности; криминалистическую трасологию или учение о следах; криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств и следов их применения (криминалистическое оружиеведение); криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий; криминалистическое исследование документов; криминалистическую регистрацию.
Главное содержание криминалистической техник в узком смысле слова составляют технические средства, приемы и методики, разработанные для собирания и исследования судебных доказательств. К технико-криминалистическим средствам и методам собирания доказательств относятся средства и методы обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения следов и предметов, имеющих значение вещественных доказательств, которые можно разделить на несколько групп с учетом устройства и принципа их действия ли основного целевого назначения[41].
Большое значение имеет и то, что применение технических средств, приёмов и методик при расследовании преступлений связано с практической реализацией правовых норм, в связи с чем обуславливается необходимость соответствия принципам, отмеченным рядом ученых[42]:
принцип правомерности означает, с одной стороны, что их применение может быть прямо предписано (ч.2 ст.178 УПК РФ), предусмотрено или рекомендовано законом либо не противоречить смыслу действующего законодательства (ч.6 ст.164, ч.5 ст.166 УПК РФ). С другой стороны, непосредственные участники следственного действия должны быть предупреждены об их применении (ч.5 ст.166 УПК РФ), а в случаях, предусмотренных законом, должно быть получено согласие на их использование (ч.5 ст.179 УПК РФ);
принцип применения уполномоченными лицами означает, что применять их имеют право только лица, уполномоченные на это законом (п.3 ч.2 ст.38, ч.2 ст.39, п.1 ч.3 ст.41, ст.57, ч.1 ст.58 УПК РФ);
принцип безопасности и соблюдения прав личности – они не должны создавать угрозу для жизни и здоровья участников уголовного судопроизводства, унижать их честь и достоинство (ч.4 ст.164 УПК РФ);
принцип научной состоятельности предусматривает, что они должны быть основаны на научных данных и объясняться существующим сегодня развитием науки и техники;
принцип сохранности источников информации означает, что доказательства не должны подвергаться воздействию, влекущему их уничтожение либо изменение их свойств и признаков, за исключением случаев прямо указанных в законе (п.3 ч.4 ст.57, ч.2 ст.82 УПК РФ);
принцип документальной фиксации означает, что условия, порядок и результаты применения должны находить отражение в соответствующих процессуальных документах, в первую очередь, в протоколах следственных действий (ст. ст. 166, 180 УПК РФ и др.).
Все это дает основание утверждать, что использование криминалистических средств и методов для целей обеспечения расследования преступлений, в том числе и таможенных, непосредственно связано с применением специальных знаний сведущими лицами.
П.Т. Скорченко пишет: «Трудно переоценить значение в борьбе с преступностью технико-криминалистических средств. Они широко используются при осмотре места происшествия, обыске, следственном эксперименте, других следственных действиях, а также оперативно-розыскных мероприятиях. Их применение значительно повышает их эффективность и поэтому задача правоохранительных органов сводится к тому, чтобы все эти средства использовались комплексно. Только при этом условии могут быть достигнуты серьезные успехи в раскрытии преступлений и изобличении преступников»[43].
В своей монографии И.П. Кочнева пишет: «Необходимость комплексного изучения всех аспектов применения средств криминалистической техники проявляется в том, что в последнее время усиливается противодействие процессу расследования со стороны криминальных элементов. В плане внедрения в криминалистику новейших технологий, порожденных научно-техническим прогрессом, многие аспекты применения ее средств требуют пересмотра. Назрела необходимость разработки новых и усовершенствования применяемых приемов использования технико-криминалистических средств, что в целом и будет способствовать технико-криминалистическому обеспечению производства следственных действий»[44]. И тем не менее по ее (И.П. Кочневой) мнению оставался не ясным вопрос, какие конкретно технические средства могут быть отнесены к этому разделу криминалистики.
Например, Н. А. Селиванов неоднократно высказывал свою точку зрения на понятие технико-криминалистических средств и конкретизируя понятие криминалистической техники, относил к ней фактически все методы и средства, применяемые в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также средства и методы криминалистических предварительных и экспертных исследований[45]. Он дал определение криминалистической техники как научно выработанной системы «технических средств и методов, созданных на основе обобщения следственной, судебной и экспертной практики, а также активного применения достижений естественных и технических наук и предназначенных для фиксации материальной обстановки при осмотре мест происшествий, проведении иных следственных действий, собирании вещественных доказательств, их следственном осмотре и предварительном исследовании, в уголовной регистрации, при розыске и задержании преступников, а также в процессе криминалистической экспертизы с целью предупреждения, предварительного расследования преступлений и правильного разрешения уголовных дел в суде»[46].
В этом, по мнению В.Я. Карлова, к которому присоединяется И.П. Кочнева, излишне детализированном и потому громоздком определении криминалистической техники предпринята вполне определенная попытка рассматривать ее как совокупность не только приборов, аппаратуры, инструментов, приспособлений, материалов, но и методов (способов, приемов, методик), применяемых в криминалистических целях[47].
Как считает В. Г. Коломацкий, «обвальный рост преступности, изменения ее качественной и возрастной структуры, коррумпированность во властных структурах, усиление влияния преступных сообществ в сфере предпринимательства, торговли и обслуживания при одновременном снижении раскрываемости преступлений, а прежде всего особо опасных, естественно вызывают обострение социальных процессов и повышенное внимание ко всем аспектам деятельности органов внутренних дел, в том числе и к проблемам их криминалистического обеспечения»[48]. К данному мнению можно всецело присоединится, отметив, что сказанное имеет отношение не только к органам внутренних дел, но и к правоохранительных органам в целом.
В. Г. Коломацкий также высказывает мнение, с которым мы солидарны, что правоохранительным органам (курсив наш. – В.М.) без организованной и эффективно функционирующей системы криминалистического обеспечения их деятельности по выявлению, предотвращению, раскрытию и расследованию преступлений удовлетворить предъявляемые обществом требования по обеспечению социальной, правовой и физической защиты жизни, здоровья и имущества граждан не удается. В связи с этим правильное, научно обоснованное определение понятия криминалистического обеспечения деятельности правоохранительных органов, его структуры, содержания и задач приобретает не столько теоретическое, сколько прикладное, организационное значение[49].
По данному вопросу Р. С. Белкин отмечает: «На основании указаний уголовно-процессуального закона, предусматривающего возможность использования в ходе расследования помощи специалистов, одним из общих положений методики расследования является также реализация в конкретных методиках, выработанных в криминалистической тактике, форм и определенных приемов использования специальных познаний при установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному виду преступлений»[50].
Как справедливо отмечает В. Н. Исаенко, за последние 10 лет сотрудники правоохранительных органов вплотную столкнулись с преступлениями, которыми они ранее занимались лишь эпизодически, а именно – с преступлениями в сфере высоких технологий, в том числе: с несанкционированным доступом к компьютерной информации; с широко распространенным нелицензированным производством и сбытом контрафактной видео- и аудиомузыкальной продукции; с преступлениями в сфере банковской и иной финансовой деятельности; с контрабандой в широких масштабах и т. д. Высоким остается уровень преступлений против личности, несмотря на повышение их раскрываемости; а также иных преступлений, проблема усиления борьбы с которыми еще не снята[51]. Актуальность применения специальных знаний в расследовании преступлений весьма ощутима.
В действующем уголовно-процессуальном законе не содержится понятия специальных знаний. По всей видимости, такой подход законодателя к данному понятию связан с тем, что он предлагает его понимать интуитивно, однако это не снимает, а еще больше углубляет проблему понимания того, в чем состоит различие между специальными и неспециальными знаниями[52].
Интересна точка зрения А. В. Верещагиной, которая в этой связи отмечает: «Поскольку в УПК РФ не дано понятия специального знания, … это чревато серьезными негативными последствиями, заключающимися в том, что суждения лица, не обладающего достаточной квалификацией, могут лечь в основу принимаемого решения (случайно или намеренно)»[53].
По мнению А. М. Зинина, в последнее десятилетие наблюдается ситуация, когда правоприменительная практика показывает, что для принятия решения требуется не только найти необходимый нормативный акт, но и сопоставить его с другим, также регламентирующим определенную сферу деятельности и сложившаяся ситуация решается путем привлечения лиц, сведущих в отдельных отраслях права, для консультаций[54].
Как полагает С. П. Жданов, современный уровень развития российского законодательства, широкое использование специальных познаний в ходе различных процессуальных действий, требует однозначного решения употребляемого на законодательном уровне понятийного аппарата, в том числе понятия специальные познания; имеются основания и для признания (наряду с институтом судебных экспертиз) факта формирования относительно самостоятельного межотраслевого правового института использования специальных познаний специалиста[55].
В то же время Н. П. Майлис под специальными знаниями понимает такие знания, которые основаны на теоретических, базовых положениях соответствующих областей знаний и которые подкреплены полученными в ходе специального обучения или первичной деятельности навыками[56].
С. П. Жданов указывает, что «основным понятием в понятийном ряду правового института специалиста может стать понятие «специальные познания», так как, по его мнению, понятий «знания» и «познания» различны. Понятие «познание» отражает движение, процесс получения нового знания, а понятие «знание» – определенный результат этого познавательного процесса. Что же касается указания на наличие в структуре специальных познаний профессионального практического опыта, умений и навыков, то оно имеется в большинстве имеющихся определений специальных познаний»[57].
Применение специальных знаний (познаний) в деятельности правоохранительных органов неразрывно связано с системой технико-криминалистического обеспечения, которая уже имеет достаточно длительную историю зарождения и развития.
А. Ф. Волынский в своей диссертационной работе пишет: «Как и любая деятельность, технико-криминалистическое обеспечение предполагает соответствующую ее задачам и уровню развития криминалистической техники организацию»[58], и далее поясняет, что данная деятельность осуществляется системой экспертно-криминалистических подразделений, судебно-экспертных учреждений, следственными и оперативно-розыскными аппаратами разных ведомств, судебными органами.
П. Т.Скорченко, также выделяя вертикальную структуру организации технико-криминалистического обеспечения, дает, по сути, «горизонтальное» деление данной вертикальной оси. А еще точнее – нескольких осей, т. к. технико-криминалистическим обеспечением, например в России, в занимаются несколько ведомств – МВД, Минюст, ФСБ, ФСКН и ряд других (в том числе, по нашему мнению, – ФТС России). Поэтому, по его мнению, в Российской Федерации можно выделить три уровня такого обеспечения: 1) центральный, т. е. федеральный уровень; 2) республиканский (краевой, областной), т. е. территориальный уровень; 3) районный и городской, т. е., местный уровень. Таким образом, организационно-управленческий элемент организационных основ технико-криминалистического обеспечения имеет вертикальную структуру с делением на уровни по территориальному принципу[59].
При исследовании вопросов криминалистического обеспечения процессов расследования преступлений В.А. Волынский указывает[60], что «в специальной литературе, а затем и ведомственных нормативных актах с начала 80-х годов все чаще стали появляться понятия «научно-техническое обеспечение»[61], «технико-криминалистическое обеспечение» деятельности органов внутренних дел и их служб[62], «технико-криминалистическое обеспечение» борьбы с наркоманией[63], с хищениями социалистической собственности[64], «технико-криминалистическое сопровождение» раскрытия наиболее тяжких преступлений[65], а также «технико-криминалистическая работа»[66]. За этими, казалось бы, формальными терминологическими новеллами не трудно заметить объективно возросшие потребности практики борьбы с преступностью в необходимости качественно иного подхода к решению рассматриваемой проблемы»[67]. Каждый вновь вводимый научный термин должен нести с собой новые знания, расширять круг познанного[68].
Вместе с тем, по мнению В. А. Волынского[69], «упоминавшиеся выше понятия в большинстве своем остаются назывными в криминалистической теории и в основном произвольно толкуются на практике. В частности в одной из первых попыток (начало 80-х годов) раскрыть понятие «технико-криминалистического обеспечения», применительно к деятельности дежурных частей органов внутренних дел, утверждается, что это процесс их оснащения криминалистической и организационной техникой, средствами связи транспортом»[70].
В. Л. Лохов раскрывает содержание «системы ТКО» через перечень субъектов этого направления деятельности и применяемых ими технических средств. В качестве элементов этой системы он называет эксперта, инженера по специальной технике, специалиста-криминалиста, сведущее лицо; криминалистическую технику, технико-криминалистические методы и средства[71]. При этом он считает, что ТКО по своему содержанию не охватывает «обеспечение лиц, органов, ведущих расследование, специальными криминалистическими познаниями»[72].
Как пишет в указанных трудах В. А. Волынский, «позже под ТКО одни авторы понимали повседневную деятельность экспертно-криминалистических подразделений[73], другие – их систему и организационную структуру[74], третьи – технико-криминалистическое обеспечение отдельных следственных действий[75].
И. Глава, сконцентрировав в своем определении наиболее характерные аспекты ТКО, отмечает, что это «совокупность способов и путей наиболее рационального и эффективного использования в практике раскрытия и расследования преступлений научно-технических достижений криминалистики, а также специальных познаний»[76].
В своей работе Е. И. Зуев, не давая определения технико-криминалистическому обеспечению, выделяет следующие его элементы:
«система информации, облегчающая… эффективное использование данных криминалистики в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений», которая должна быть заложена в методической, учебной, справочной литературе;
оснащенность органов научно-техническими средствами и наличие у их сотрудников навыков по работе с ними;
«организация производства экспертиз, участия в следственных действиях специалистов-криминалистов»[77].
Г. И. Грамович утверждал, что ТКО это регламентированная «нормативными актами деятельность научно-исследовательских, судебно-экспертных и других учреждений, а также соответствующих должностных лиц, на которых возложена обязанность по разработке и реализации комплекса взаимосвязанных мер с целью создания оптимальных условий эффективного применения специальных знаний и научно-технических средств в борьбе с преступностью»[78].
Можно отметить и определение, которое дает А. Ф. Волынский: «…технико-криминалистическое обеспечение представляет собой осуществляемую правоохранительными органами деятельность, направленную на создание условий их постоянной готовности к применению методов и средств криминалистической техники и реализацию этих условий в каждом конкретном случае раскрытия и расследования преступлений»[79].
Как он же отмечает, «…поскольку, криминалистика по своей природе является синтезированной отраслью научного знания, а ТКО рассматривается как вид деятельности, охватываемой предметом криминалистики, вполне логично в качестве источников развития ТКО рассматривать достижения естественных, технических и гуманитарных наук, в том числе и таких, как научная организация труда и управление, кибернетика и информатика. В структуре криминалистики ТКО определяется как одна из ее формирующихся теорий»[80]. С данным мнением трудно не согласиться.
Имеет смысл остановится на организационных аспектах исследуемого вопроса, так как они в определенной мере связаны с общими вопросами раскрытия и расследования преступлений. В частности, как уже отмечалось, профессор В.А. Михайлов считает, что «… при расследовании решаются не только процессуальные, криминалистические, оперативно-розыскные задачи, но и организационно-управленческие, поскольку организация деятельности… и управление деятельностью… обеспечивают эффективное раскрытие и расследование»[81].
Особый вопрос, имеющий не меньшее отношение к данной теме системы ТКО, является историческая характеристика зарождения и становления подразделений, осуществляющих криминалистическое обеспечение. Как и в большинстве случаев, это связано с органами МВД.
В этой связи в своих работах П. Т. Скорченко отмечает, что «в целях создания наиболее благоприятных условий для производства судебных экспертиз и облегчения работы следователям в подыскании необходимого экспертного учреждения в России производство экспертиз организовано по ведомственному принципу, означающему, что большинство экспертных учреждений находится в том же ведомстве, в котором находятся и следственные подразделения»[82].
Надо отметить, что в немалой степени развитию системы ТКО способствовали органы внутренних дел, так как там имеются старейшие, самые мощные, разветвлённые экспертные учреждения, выполняющие наибольший объем экспертной и криминалистической работы.
Первое экспертное учреждение в органах внутренних дел – Кабинет Судебной экспертизы – было организовано 1 марта 1919 г. в составе уголовного розыска. Уже в 1921 г. Кабинет был реорганизован в научно-технический подотдел Центророзыска, а в мае 1922 года – Научно-технический отдел. Также, одновременно с укреплением криминалистической службы в центральном аппарате разворачивалась она и локально, на местах. В 1928 г. научно-технические подразделения были созданы в губернских, областных и краевых отделов внутренних дел, а в 1940 г. научно-технические подразделения были выведены из уголовного розыска и стали самостоятельными подразделениями. В 1981 г. образована самостоятельная экспертно-криминалистическая служба[83]. Тем самым экспертно-криминалистические подразделения ведут уже почти столетнюю историю своего развития.
Следует сказать, что В.А. Волынский, исследую проблематику системы ТКО в своих трудах пишет, что «поскольку ТКО – это организационно-функциональная система, направленная на достижение двуединой цели (создание условий постоянной готовности и их практически реализация в каждом конкретном случае раскрытия преступлений), представляется необходимым конкретизировать содержание деятельности, осуществляемой в указанных направлениях. В частности, «создание условий постоянной готовности», по его мнению предполагает:
совершенствование уголовно-процессуального законодательства и ведомственных нормативных актов, регламентирующих практику целевого применения технико-криминалистических средств и методов (решение правовой проблемы);
совершенствование организационной структуры экспертно-криминалистических подразделений, форм и методов их деятельности, взаимодействия с иными субъектами применения технико-криминалистических средств и методов (решение организационных проблем);
повышение уровня технико-криминалистической подготовки субъектов рассматриваемой сферы деятельности (решение учебно-методических проблем);
модернизацию имеющихся и создание новых технико-криминалистических средств и методов (решение научно-технических проблем);
улучшение оснащения субъектов применения технико-криминалистических средств и методов соответствующей техникой и организацией ее профилактического обслуживания (решение проблем материально-технического обеспечения).
Практическая реализация «условий постоянной готовности», по существу, представляет собой повседневную деятельность следователей, специалистов-криминалистов, работников органа дознания, связанную с применением технико-криминалистических средств и методов в общем процессе раскрытия и расследования преступлений. Здесь очевидны проблемы так называемой текущей организации этой деятельности, в том числе взаимодействия указанных сотрудников, планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с применением средств криминалистической техники, организации их выполнения, оценка их результативности и т. п. Под постоянной готовностью в этом случае понимается такое состояние служб и подразделений органов внутренних дел (их оснащения криминалистическими средствами и методами, уровня технико-криминалистической подготовки сотрудников, организации их деятельности), которое отвечает требованиям быстрого и эффективного применения возможностей криминалистической науки и техники в раскрытии и расследовании преступлений»[84].
В настоящее время существует множество точек зрения на систему организации технико-криминалистического обеспечения (ТКО) правоохранительной деятельности. В частности, К.В. Бугаев, с учетом анализа различных мнений в своих работах предлагает собственное видение системы организационных функций ТКО:
1. Организационно-управленческое обеспечение включает вопросы: – подбора, подготовки и переподготовки кадров, квалификационно-аттестационные проблемы; – общий анализ и координация, изучение передового опыта; – нормотворчество; – управление – оперативное и долговременное в сфере ТКО; – научные исследования проблем ТКО; – вопросы идеологии (в исследуемом аспекте – идеологии борьбы с наркобизнесом), – межведомственного, а также межгосударственного взаимодействия, взаимодействия со средствами массовой информации, общественностью; – контроля и инспектирования; – распределения штатной численности; – прогнозирования, планирования и профилактики; – информационного обеспечения.
2. Организационно-функциональное обеспечение (проблемы технико-криминалистической оснащенности) решает вопросы: – приобретения технических средств; – анализа состояния использования и анализа необходимости в технических средствах; – разработки новых технических средств; – положенности и распределения технических средств; – обслуживания (хранения, ремонта) технических средств[85].
По мнению К.В. Бугаева, «данная структура организационных функций ТКО позволит создавать эффективные управленческие структуры с четким разделением функций между их звеньями, что даст возможность без излишнего дублирования проводить надлежащие управленческие решения, координировать усилия различных ведомств и руководить процессом технико-криминалистического обеспечения в целом»[86].
Таким образом, следует отметить, что криминалистика как одна из наук уголовно-правового цикла изучает и обеспечивает своими научными разработками поисково-познавательную и исследовательскую деятельность в уголовном процессе, применяя при этом методы криминалистической техники.
Как отмечает в свою очередь Н.Г. Шурухнов, «Криминалистическая техника – это система научных положений и основанных на них научно-технических средств (НТС), приемов и методов, предназначенных для собирания и исследования различных объектов с целью получения сведений, способствующих раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений»[87].
По мнению ряда ученых, поисково-познавательная и исследовательская деятельность осуществляется: а) в рамках так называемой протокольной формы досудебной подготовки материалов; б) на стадии предварительной проверки (стадии возбуждения уголовного дела); в) в ходе предварительного расследования; г) в случае приостановления предварительного следствия по уголовным делам, когда возникает необходимость принятия мер по розыску скрывшегося обвиняемого либо установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; д) в ходе судебного следствия по уголовному делу. Каждая из названных областей практики имеет свою специфику. Однако их объединяет то, что все они выступают в качестве составных частей общего поля практического следоведения[88].
Как указывает В.А. Образцов, «во всех случаях выполняемая работа исходит из необходимости поиска, обнаружения, фиксации, исследования следообразующих и следовоспринимающих объектов, самих следов (изменений), получения, переработки и передачи и использования содержащейся в них информации относительно устанавливаемых обстоятельств»[89].
В заключении приведем слова А.Ф. Волынского и В.П. Лаврова, к мнению которых присоединяемся: «…и сегодня, как никогда ранее, становится все более очевидно, что современные достижения науки и техники остаются всего лишь потенциально значимыми для развития криминалистики, если не обеспечена практическая реализация их возможностей, т. е. если законодателем не решен вопрос об их допустимости и порядке применения в уголовном процессе, если не совершенна организация их применения, не созданы материально-технические условия, если субъекты раскрытия и расследования преступлений (следователи, дознаватели, эксперты-криминалисты и др.) не будут иметь надлежащую криминалистическую подготовку, которая выступает как важнейший элемент их профессиональной подготовки»[90].
1.2. Теоретические и практические аспекты правоохранительной деятельности таможенных органов
Функционирование правового государства невозможно представить без наличия всесторонне урегулированных норм и принципов осуществления правоохранительной деятельности органов исполнительной власти. Усложнившаяся и без того не простая ситуация, обусловленная новеллами законодательной регламентации некоторых преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, а именно – декриминализация контрабанды[91], смещение таможенной границы на более дальние рубежи – все это в определенной степени дает почву для совершения преступных деяний организованным группами, имеющими в том числе транснациональный характер, с использованием все более изощренных форм сокрытия преступлений. В сегодняшних условиях правоохранительные органы страны стремятся усовершенствовать имеющиеся на вооружении методы и формы работы, а также изыскать еще не задействованные резервы борьбы с организованной преступностью. Надо отметить, что планомерная работа ведется по различным направлениям: улучшается техническая оснащенность оперативных подразделений и подразделений дознания; повышается квалификация следователей и дознавателей; повышается роль экспертов-криминалистов; придается большое значение участию специалиста в судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности. В этой связи правоохранительная деятельность таможенных органов, при всей своей многозадачности, являет собой достаточно четко определенный элемент системы обеспечения экономической безопасности государства, отражающийся в том числе и в фискальной составляющей их деятельности.
Следует отметить, что общие правоохранительные задачи и функции таможенных органов четко и детально раскрываются в ТК ТС и других нормативных правовых актах, определяющих статус конкретных таможенных органов. В соответствии с Положением[92] – Федеральная таможенная служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
По мнению профессора В.А. Жбанкова таможенные органы призваны своевременно выявлять, расследовать, предупреждать и пресекать противоправные деяния, наносящие ущерб экономической безопасности страны в сфере деятельности, относящейся к их компетенции. В связи с чем поэтому существенная роль в обеспечении экономической безопасности принадлежит правоохранительным подразделениям таможенных органов, осуществляющим борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела[93].
Система правоохранительной деятельности в таможенных органах имеет сходный характер по отношению к иным силовым структурам, хотя и осуществляется в меньшем объеме, что обусловлено процессуальными нормами, установленными законодателем в последние годы. Так, таможенные органы являются субъектом оперативно-розыскной деятельности; осуществляют предварительное расследование в форме дознания по немногочисленным составам преступлений, а также проводят неотложные следственные действия по нескольким составам с последующей передачей материалов в иные ведомства по подследственности; ведутся криминалистические учеты; специализированные подразделения выполняют экспертно-криминалистическое обеспечение, что, на наш взгляд, также относится к правоохранительной составляющей деятельности в ФТС России.