Бильярд в половине десятого
Скачать в формате:
FB2
EPUB
Описание книги
Война окончена? Возможно. Но… не для тех, по чьим судьбам она прошлась тяжело и беспощадно. Германия восстановилась и процветает? Возможно – для тех, кто, согласно глубокому символизму романа Бёлля, принял «причастие буйвола». Они не всегда преступники, и руки их исконных противников – «агнцев» – зачастую тоже обагрены войной. Однако именно они, полные плотской жажды жизни, хотят забыть о прошлом. А вечно неудобные «агнцы», одержимые памятью, не дают им этого сделать! Но в день восьмидесятилетия магната Генриха Фемеля будут сброшены многие маски…
В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.
На нашем сайте вы можете скачать книгу Бильярд в половине десятого Генрих Бёлль бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2.
Ещё книги автора:
Последние отзывы
2024-03-27 17:16:00
Наталья Мамонова
Роман прочитала с трудом. Понятно – смысловая идея а нём великая : заклеймить фашизм, показать подвиг тех, кто сумел противостоять ему. Но читать главы то от имени одного героя, то другого, то третьего – трудно. Много непонятных имён, которые вдруг появляются в повествовании. Единственно получила наслаждение от прочтения великолепно построенных предложений, фраз, от самого текста. Но это уже благодаря прекрасному переводу книги.
2024-03-14 14:23:00
namfe
Всего один день, 6 сентября 1958 года, описан в романе "Бильярд в половине десятого", и море событий и воспоминаний прошлого, которые привели героев романа к этому дню.
Написан роман прекрасно, сложно, нелинейно, но это его не портит. И погружение во внутренни мир героев, и живопись слов, поэзия в прозе, геометрия и музыка создают удивительную образную картину и дополняют смысловые тонкости романа.
И крах христианской цивилизации, приведший мир к двум мировым войнам и ведущей к третьей.
И герои, вынужденные жить в мире насилия, которое всегда остаётся в жизни, только надевает рубашки разных цветов, то красного, то коричневого, то зеленого, то белого.
Миг разрушения и долгие дни строительства. То, что строит отец, рушит сын, а внук пытается восстановить, но есть ли в этом смысл...
И как удержаться от того, чтобы не принять "причастие буйвола", не стать частью марширующей толпы. У некоторых героев получилось, другие причащаются с упоением.
И это не только об истории Германии, не зря в романе в котором немало воспоминаний героев о 35-45гг ни разу не упоминается имя Гитлера или других деятелей эпохи. Это об общей истории. В каждой стране есть принявшие "причастие буйвола", имя их легион, они ненасытны и неумолимы. Они любят шагать строем или могут донести на соседа или мать, они могут хорошо устроиться, иногда сказать sorry, если нужно, но твёрдой походкой вбивать в землю каждый свой шаг.
Но пока ещё есть верящие в слова Нагорной проповеди и готовые принять причастие агнца, у людей есть надежда. Пока ещё есть.
2024-03-14 14:23:00
leila27
Половина десятого…Самое время начать гонять шары, отказавшись от правил, невзирая на счет. Белые по зеленому полю, красные по зеленому полю, следы появлялись, а потом исчезали, почему душевные шрамы не исчезают так же просто? В руках сжимаешь записку, бумага пожелтела, букв уже не различить, но стоит внимательней приглядеться и можно рассмотреть несколько слов, написанных корявым почерком – «Целую маму». Ах, нет, в руке пусто, ты сжимаешь не записку, а воспоминания, не в силах выпустить их наружу. Белокурая девушка, прижимающая к груди книгу «Коварство и любовь», почему она никак не оставит тебя в покое…Шар, который ты толкнул, ударился о другие шары. Нет, показалась, этот шорох, извещающий о столкновении, звучит у тебя в голове. Это чьи-то башмаки выстукивают по каменным плитам лестницы, обжигающие слова – «Враг, враг!». Надо прислушаться, сосредоточиться, звуки обманчивы, может это другие слова – «Брат, брат!»…Вот ты опустил кий, перестал целиться в воображаемую мишень, но ведь легче, спокойней, тише от этого не стало. Опять слова, опять голова разрывается на части. Молитва? Нет, это клятва. Ты тихо и монотонно повторяешь одни и те же слова: «Никогда, никогда я не приму «причастие буйвола», только «причастие агнца». Да, только так, либо ты, либо тебя…Внезапный порыв злости окутал тебя, грани реальности стираются, прошлое и настоящее сплелись воедино. Ты чувствуешь на себе взгляд, который терпеть невыносимо. Глаза принадлежат человеку, улыбающемуся на плакате. Он будто хочет заверить, что все хорошо, что все люди счастливы. Вот бы разорвать, растоптать это гнусное изображение. Все ложь, ничего не хорошо, и хорошо уже не будет…А шары все катятся – белые по зеленому полю, красные по зеленому поля, расчленяя время и годы. Ты вспомнил отца. Резко повеяло тонким запахом табака. Он о стольком мечтал и так мало получил. Все разрушилось как замок из песка. Неизменными остались лишь гороховый суп и сыр с перцем. А еще сильная боль и разочарование…Ты вспомнил Эдит. У нее была такая очаровательная улыбка, такой нет больше ни у кого. Хотя нет, есть. У мальчика, который всегда находится рядом с тобой, пока ты без всякого смысла гоняешь шары, у боя в отеле, которого зовут Гуго…Одиннадцать часов. Твое время вышло, пора уходить, снова возвращаться в настоящее. Уже табак в сигарете пересох, жаль, что слезы, которые ты видел на протяжении своей жизни, не пересохли. Все в прошлом, война закончилась. Завтра настанет новый день…
2024-03-14 14:23:00
varvarra
"И сострадая, сердце всевышнего твердым останется"
(Фридрих Гёльдерлин)6 сентября 1958 года. Именно этот день описывает Бёлль в своём романе. Один единственный. Но он наполнен значимостью для всех членов семейства Фемель. Прежде всего, в этот день главе семьи исполнилось 80 лет - достойная дата достойного человека, известного архитектора, уважаемого и любимого мужа, отца, деда.
А ещё этот день стал днём открытий, возвращений, приобретений, избавлений... а главное - днём воспоминаний.
Каждая глава переносит нас в чью-то молодость. Пусть никого не обманет календарь 1958 годом, книга не о нём, книга о войне. О фашизме, о "причастии буйвола", об убийствах и страхах. Мы увидим зарождение зверя, пожирающего своих детей.
Эта тема не так часто раскрывается в литературе (вспомнила только Ремарка и "Книжный вор" Зусака). Она о тех немцах, чьи имена не значатся нигде. Их не найдешь в списках политических организаций, потому что они не занимались политикой, еврейская община не поминает их в заупокойных песнопениях, ведь они не были евреями, они исчезли, чтобы о них почти никто не вспоминал. Но они достойны памяти.
Генрих Бёлль в своём романе изображает три поколения архитекторов: Генрих Фемель, который стал известным в 29 лет, построив аббатство Святого Антония в Киссатале, его сын - Роберт Фемель, который изучал статику и взорвал это аббатство в последние дни войны и тоже в 29 лет; внук Йозеф Фемель, который занялся восстановлением разрушенного комплекса. Роберт никому не рассказывал, что именно он взорвал аббатство, потому как не мог объяснить причину так, как он чувствовал.
Близкие узнают об этом сами (тем или иным путём), но никто не обвинит Роберта, так как все единогласны: никакие разрушенные здания не могут стоить жизни безвинно убиенных. Больше того, сын Йозеф отказывается восстанавливать аббатство, а решает заняться более глубоким изучением статики (а там видно будет). И звучат эти взрывы аббатства, как гимн погибшим и пропавшим без следа агнцам божьим.
Он воздвиг памятник Эдит и Ферди, Шрелле и его отцу, Гролю и мальчику, который бросал в почтовый ящик его записки, памятник поляку Антону, поднявшему руку на Вакеру и убитому за это, памятник тысячам юношей, которые пели "Дрожат дряхлые кости", потому что их не научили ничему лучшему, памятник овцам, которых никто не пас.Эта книга о страхах за будущее Германии. Кого она взрастит - овец или волков?
Начинается сюжет историей с красной карточкой, текст на которой гласит: "Я всегда рад видеть мать, отца, дочь, сына и господина Шреллу, но больше я никого не принимаю". Вот такой круг общения у Роберта Фемеля, а господин Шрелла сразу же получает статус загадочного персонажа, так как секретарша никогда его не видела. Разумеется, до 6 сентября 1958 года.
Этому человеку пришлось бежать из Германии, но даже вернувшись через много лет обратно, он не хочет оставаться в родном городе. Люди, которых он видит вокруг слишком напоминают ему тех, от которых пришлось сбежать 22 года назад.
Его страхи настолько глубоки, что он не смог жениться, не найдя в себе мужества уверовать в отцовство без разочарований: "Я бы не перенес, если бы мои дети были такими же, как Отто, такими же чужими, как Отто для твоих родителей..."
Эта книга заставляет задуматься не только о том зле, которое принёс с собой фашизм, но и о нас сегодняшних - какое причастие мы принимаем?
2024-03-14 14:23:00
Desert_Rose
Нет, я не примирился с миром, в котором одно движение руки или одно неправильно понятое слово могут стоить человеку жизни.Читать этот роман – как бродить в сильном тумане. Идти, натыкаясь на предложения. Брести, спотыкаясь об одни и те же фразы снова и снова.Обычный сентябрьский день 1958 года. Роковой день, притянувший к себе прошлое и определивший будущее. Точка, в которой сфокусировались, а затем воплотились в жизнь все принятые семьёй решения. А перед ней – полвека катастроф, личных и мировых. Рухнувшие надежды на надёжную, заранее расписанную жизнь и так удачно начавшуюся карьеру. В уничтоженный, но столь заботливо спроектированный мир ворвалась реальность. Ворвалась и стала задавать неудобные вопросы. Кто ты, буйвол или агнец? Примешь ты сторону "сильных" и впишешься или останешься "слабым", подставив себя и близких под удар? Можешь ли ты строить, чтобы спастись, или должен разрушить, чтобы отомстить?Удар, удар – и катятся жизни по сукну истории, наталкиваясь друг на друга, врезаясь друг в друга, спасая или причиняя боль. Три поколения одной семьи: мировоззрения схожи, методы и восприятия действительности различны. Какой выбор каждый из них сделает в этот осенний день?