Патриотизм за рубежом. Международный опыт патриотического воспитания и его применимость в российских условиях бесплатное чтение
Руководитель проекта Луиза Руслановна Изнаурова
© Дмитрий Плынов, 2023
ISBN 978-5-0060-6651-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Патриотизм за рубежом
Международный опыт патриотического воспитания и его применимость в российских условиях
Несмотря на культурные, исторические и географические различия между странами, все они сталкиваются с аналогичными вызовами в области воспитания патриотизма как у молодежи, так и у общества в целом. Изучение применимости того, как другие страны успешно решают возникающие проблемы, может помочь в разработке отечественной стратегии патриотического воспитания своих граждан, гибко реагировать на изменения в мире, приводя собственные практики к высоким показателям результативности.
Интерес к международному опыту патриотического воспитания и его потенциальному применению в России особенно вырос. Веление времени, новый социальный и общественно-политический запрос, вынудили большинство стран – как партнёров России, так и ее недругов – внедрять и совершенствовать программы, направленные не только на воспитание у своих граждан чувства гордости и любви к своей стране, но и необходимости ее защиты без учёта интересов других стран и народов.
К примеру, сингапурская стратегия «Тотальной обороны», направлена не только на формирование сильной национальной идентичности и воспитание чувства гражданской ответственности у своих граждан, но и включает в себя военную оборону, экономическую, социальную, и даже психологическую защиту.
Концепция «Тотальной обороны»1 (Total Defense – TD) основана на идее коллективной защиты и считается одной из эффективных, хотя и агрессивных форм национального патриотического воспитания. Эта концепция была заимствована из стратегий национальной обороны Швеции и Швейцарии и введена в Сингапуре в 1984 году. Концепция и стратегия категорично декларирует, что военные угрозы могут оказать влияние не только на социальные аспекты жизни, но и на психологию всего народа. В связи с этим, безопасность и процветание Сингапура зависят от решимости всех его граждан, а не только правительства или вооруженных сил. Концепция Total Defense постоянно эволюционирует под воздействием изменяющейся действительности и учитывает угрозы и вызовы, выходящие за рамки военной области. В 2015 году министр обороны Сингапура заявил, что стратегия Total Defense является «прямым антагонистом» гибридной войны, и что сплоченность и устойчивость общества так же важны, как и вооружение и оборонные системы. Основная идея Total Defense заключается в том, что «каждый должен сыграть свою роль» в шести ключевых аспектах: военной, гражданской, экономической, социальной, цифровой и психологической защите.
Возможно в сегодняшних реалиях нашему обществу стоит пристальней приглядеться к сингапурской методике патриотического воспитания, ведь она включает в себя не только идеологические и пропагандистские методы, но и практическую применимость в национальных масштабах.
Подходы к вопросу патриотизма в каждой стране могут отличаться, но все они преследуют общую цель – прививать любовь к родине и укреплять национальное единство.
В этой связи, методы патриотического и гражданского воспитания в других странах требуют глубокого и всестороннего рассмотрения. К практикам подходить критически и с учётом всех факторов применимости.
Примеры патриотического и гражданского воспитания в других странах
Государственная политика в отношении молодежи начала развиваться в зарубежных странах на рубеже 50-60-х годов XX века. Стимулом к активизации этого процесса стал рост протестного потенциала молодежи – «молодежные бунты», «студенческие революции», которые прошли по ряду стран Европы и США. Они заявили о молодежи как действенной силе общественного переустройства. В этот период стали появляться международные документы, определяющие тенденции, принципы, подходы и направления реализации молодежной политики. Документы ООН, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, ЮНЕСКО, Совета Европы стали оказывать значительное влияние на развитие молодежной политики в странах Евросоюза. Однако каждая из европейских стран имеет свое молодежное законодательство, особенности формирования и реализации молодежной политики, патриотического и гражданского воспитания, обусловленные социально-экономическими, историко-культурными и другими особенностями государственного устройства. Молодежная политика Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Финляндии опирается на нормативно-правовые документы международного уровня, основные государственные законы и подзаконные акты, а также на специальные законы, регулирующие отношения в молодежной сфере, взаимодействие молодого поколения и государства, общественных институтов и т. д.
Германия является одной из первых стран, в которых была принята серия законодательных актов защиты детей и молодежи.
В стране существует ряд международных актов и законов, направленных на решение проблем молодежи и её гражданское и патриотическое воспитание. Среди них Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Федеральный закон о социальной помощи, Закон о содействии трудоустройству и другие. Также имеются законы, касающиеся особых проблемных ситуаций детей и молодежи, такие как Закон о помощи детям и молодежи, Закон о распространении опасных для молодежи письменных произведений и содержаний в средствах информации, Закон о защите молодежи в общественных местах, Закон об охране труда несовершеннолетних, Закон о гражданской (альтернативной) службе и другие.
В Германии действуют программы, направленные на улучшение ситуации социально обделенных детей и молодежи. Одной из таких программ является программа действий по улучшению ситуации социально обделенных детей и молодежи, которая осуществляется при сотрудничестве Федерального фонда детей и молодежи с организациями всех сфер. В рамках программы поддерживаются молодые граждане в очагах социальных проблем как в городах, так и в малоразвитых сельских районах. Для реализации программы активируются наряду с федеральными и другие денежные средства, например, средства Европейского социального фонда, ведомств по труду и муниципалитетов.
Еще одной программой, действующей в Германии, является программа действий против вытеснения и дискриминации на рынке труда и в обществе Ксенос. Деятельность этой программы направлена на координацию мероприятий, направленных против вытеснения и дискриминации, с помощью методов борьбы против враждебности ко всему чужому, нетерпимости, расизма. Программа финансируется из средств Европейского социального фонда (ЕБР).
Страны Европы считают выбор молодежи в пользу участия в общественной жизни, а также ее включение в экономические и социальные процессы весьма важным аспектом в ее гражданском воспитании. В частности, Франция предоставляет разнонаправленные программы молодежной поддержки, такие как «Проект М» и «Вызов молодых». Их основная цель – поддержка инициатив молодежи, которые способны повысить уровень социальной стабильности, профессиональной и предпринимательской интеграции. Программа «Новые услуги, новые рабочие места» направлена на создание рабочих мест для молодых людей и удовлетворения спроса на рабочую силу в различных сферах.
Важно отметить, что Германия и Франция имеют более развитую систему государственного регулирования экономических и социальных процессов, при этом ведущая роль в определении молодежной политики отводится государству. В то время как Великобритания и Швеция формулируют общие подходы в молодежной политике, ее цели и приоритеты, а реализация молодежных программ ложится на общественность. Государство оказывает помощь в виде субсидий для поддержки молодежных программ и проектов.
Все эти программы, направлены не только на поддержку молодежи, и ее социальную значимость, а также на воспитание в них гражданского самосознания и патриотических чувств, как следствие – укрепляют доверие к властям и позволяют молодым людям включаться в общественную жизнь и вносить свой вклад в развитие экономики и социума.
Примерно такая же ситуация и в Финляндии. Финский закон о молодежи устанавливает, что национальные организации и их региональные отделения могут получить государственные субсидии только при условии фактической работы, учитывающей социальную значимость деятельности. Данная работа оценивается по критериям качества, объема и эффективности, а также соотношению затрат и результатов. В то же время, молодежные организации, которые занимаются только одной областью образования или исследований, не получают общей субсидии.
Во Франции разработана система советов молодежи, функционирующая на различных уровнях. Национальный совет молодежи занимается вопросами молодежной политики, защищает интересы молодежи и представляет ее в правительстве. Структура совета включает комиссии, которые обсуждают широкий спектр молодежных проблем, таких как профессиональная занятость и здоровье, вовлечение молодежи в местное самоуправление и развитие молодежных СМИ, а также дискриминация молодежи. На уровне департаментов имеется Совет молодежи, который взаимодействует с префектурой для решения проблем, которые волнуют молодежь, и разрабатывает предложения для их решения. Местные советы молодежи, действующие на уровне муниципалитетов, представляют интересы молодежи в местной власти и способствуют активизации гражданского сознания среди молодежи.