Уютная Россия. Сладкие плюшки, соленые ушки, земляничные сказки бесплатное чтение
Фото городов – А. Евдокимова и И. Евдокимова
© Ю. Евдокимова, текст, фото, 2023
© ООО «Издательство «Эксмо», 2023
Благодарности автора
Сыну Игорю за открытие новых маршрутов и мужу Алексею за чудесные фотографии и компанию в поездках.
Валентине Карповой и Татьяне Плотниковой за воспоминания о вятском детстве и рассказы о вятской кухне, которые меня покорили и заставили сначала рыться в старых книгах, а потом бежать к плите.
Монастырскому производству Троице-Сергиевой Лавры «Сергиев Канон» – автономной некоммерческой организации возрождения монастырского питания «Монастырская трапеза» и директору по развитию Марине Гринь, за шикарные восстановленные старинные рецепты и рассказ о гастрономической стороне Лавры и Сергиева Посада.
Андрею Веденееву, директору Вязниковского историко-художественного музея, рассказавшего истории Вязников, в том числе кулинарные, как может сделать только местный житель, искренне увлеченный своим городом.
Александру Голышеву, шеф-повару ресторана «БеZухов в Нижнем Новгороде за открытие интереснейшей волжской кухни.
Ирине Кузнецовой из Коломны за погружение в жизнь города в Archapart и исчерпывающую информацию о всех интересных, вкусных и красивых местах города.
Всем тем, кто пожелал остаться за кадром, но поделился бесценными воспоминаниями и историями больших и небольших городов, семейными рецептами. Они обязательно узнают себя на страницах книги.
Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг.
Михаил Ломоносов
Ведь где-то есть простая жизнь и свет
Прозрачный, теплый и веселый…
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед…
Анна Ахматова
Все мы родом из детства. В суете взрослой жизни мы все реже оглядываемся назад, туда, где дни казались бесконечными, где сильные морозы означали отмену уроков, а значит – целый день на улице, где ужасно не хотелось спать днем, а двойка, полученная в школе, была самым страшным событием в жизни.
Детство у всех было разным, одних отправляли в пионерский лагерь, других в деревню к бабушке, где случалось столько всего интересного, хоть и работать порой заставляли! Третьи ехали с родителями на море. Кто-то любил манную кашу, а кто-то ненавидел детсадовский омлет, но, пожалуй, все обожали черный хлеб с солью, и пусть иногда его давали на закуску после столовой ложки гадкого рыбьего жира, это все равно была самая вкусная вещь на свете.
Но одно у нас у всех было общим. Это сказки. Мы все родом из сказок! Мы и сейчас, хоть ночью разбуди, помним, что был Иван-царевич, а был Иван-дурак, была Василиса Премудрая, а была Прекрасная, в сказках красота и мудрость редко совпадают, как и в жизни, впрочем. Там, в детстве, пел свои песенки Кот Баюн, сражались богатыри со Змеем Горынычем, растапливала печку Баба-Яга, бил копытом Сивка-Бурка, сидели на ветвях русалки. Медведя нельзя было звать по имени – а то явится, вот и придумывали ему прозвища – Топтыгин, Михайло Потапыч.
А пирожки, помните, какие пирожки пекла печка самоходная? С пылу с жару, с толстыми боками и сочной начинкой. Колобок был по сусекам метен да на сметане пряжон. Яблоня звала собрать яблочки – наверняка на варенье, а может, и в бочке замочить, по соседству с огурчиками, хрустящими, холодными, только что из речки, из-подо льда. Текла рекой медовуха (по усам), и плескалась в полынье щука, в молочной реке, где кисельные берега.
Несмотря на все скорости и ритмы современной жизни, все это живо, совсем рядом, что называется, рукой подать. И я хочу позвать вас туда, где все еще хихикают в пруду русалки (к урожаю, говорят), а леший крутит и заводит, а иногда пирогами угощает, где чудь сидит в подземелье, а кикиморы совсем не злые, потрешь им лапку – и будет тебе счастье.
Кажется, все давно хожено-перехожено, видено-перевидено, а шагни чуть в сторону – известные места открываются совсем по-другому, а неизвестные вызывают желание купить билет и отправиться в путешествие. И обязательно пробовать местную кухню!
В этой книге есть города, известные всем, и города, которые не рассматриваешь для туристической поездки, а приезжаешь – и удивляешься. И конечно, рецепты: старинные, с историей. От местных жителей и от рестораторов, собирающих такие рецепты и восстанавливающих старую кухню.
Давайте заблудимся в трех соснах, испечем пирог с пятью начинками, познаем блаженство, откусив пастилы в садовом кафе, откупимся конфетой от медведя и обретем рецепт лучшего вишневого варенья на свете.
Купеческие традиции Коломны и лесная нечисть, соборы Перми и вятские кикиморы, старые монастыри и столицы Золотого кольца, истории Нижнего Новгорода и самые известные коты России, как же без котов!
Я хочу позвать вас в детство. Скорее открывайте книгу: уже гудит пароходик на Голутвин и завел свою песенку Кот Баюн!
Там, где все начиналось
Глава 1
Владимир: там русский дух, там Русью пахнет
Что за городок Владимир? Он по крайней мере вдвое меньше Пензы, но, вылезь она хоть из кожи, не сравняться ей с маленьким и миленьким Владимиром.
В. О. Ключевский
Стало модным спорить, кто интереснее, красивее, где больше достопримечательностей, проще добраться и так далее: Владимир или Ярославль?
Эти города нельзя сравнивать, настолько они разные. Хотя Владимир почти вполовину меньше Ярославля и многие уверяют, что благоустройство его даже сравнивать с ярославским нельзя, этот город старше Ярославля (пусть всего на 10 лет), и начну я именно отсюда, потому что вокруг (о чем я писала в предыдущей книге) мои самые любимые места.
Владимир, как и Арзамас, – город дразнящий. Прямо над вокзалом на высоком холме стоят древние храмы. Намеком, издалека показывает их город:
– Видишь, что у меня есть? Рукой подать! А разглядеть – это ты с поезда сойди. На холм поднимись, там и разглядишь.
И так хочется сойти, и подняться, даже если в пятнадцатый раз. Но дальше начинается издевательство уже с особым цинизмом. Десяти минут не отъехали от города, а за окном расступается рощица, и возникает поле и одинокий, такой маленький издали храм. Неужели Покрова-на-Нерли? Вот так, за окном поезда, сразу, без предупреждения? Предупреждали, конечно, за минуту до рощицы боголюбовские купола и колокольни за окном возникали. Но это очередной монастырь, а вот в поле, над речкой, Покров – чудо нежданное.
И сидишь локти кусаешь, пусть пятнадцатый раз, пусть исторический центр крохотный, пусть ругают город его жители за дороги, медицину, отсутствие работы… разве это важно для путешественника, который поднялся на крутой вал в центре города – а напротив Золотые ворота во всей красе.
Существует две версии происхождения одного из старейших русских городов.
По одной Владимир был основан в 990 году крестителем Руси князем Владимиром Святославичем. Подтверждающие данные найдены в летописных источниках XV–XVII веков, в том числе в Степенной книге: Владимир-на-Клязьме был основан князем Владимиром Красное Солнышко. Эту версию поддерживал академик Дмитрий Лихачев.
Другая версия говорит о 1108 годе. В Новгородской летописи указано, что город основал Владимир Мономах, и этой версии придерживаются официальные источники.
И все же окончательного подтверждения ни одной версии нет.
Владимир стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157-м, когда сюда из Суздаля перенес свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский: «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем».
Столицей, неофициальной, а затем узаконенной, город был 146 лет. Временем наибольшего расцвета считается период правления Всеволода Большое Гнездо – с 1176-го по 1212 год.
Три чуда Владимира
Во Владимире сохранилось три памятника архитектуры, построенных до монголо-татарского завоевания: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.
Успенский собор возведен в 1158–1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского как главный храм новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Интересно, что у него два заказчика и два времени постройки.
Вид на Успенский собор со стен Рождественского монастыря
Сначала его выстроил князь Андрей Боголюбский. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что собор был заложен 8 апреля 1158 года. Другая летопись, так называемая Летопись Авраамки, дает другую дату – 8 мая.
«Создана бысть церки святая Богородица (в домонгольской Руси «храм Богородица» почти всегда означал церковь Успения Богоматери) в Володимери… князем Андреем; и украси ю дивно… и верх ея позлати… приведе ему Бог из всех земель мастеры».
Но не прошло и 25 лет, как храм сгорел в сильнейшем пожаре 1185 года. Новый князь, младший брат Андрея Боголюбского и десятый сын Юрия Долгорукого Всеволод III, (прозванный потом за большое количество детей Большим Гнездом), решил не сносить обгоревшее здание, а перестроить, городу нужен был большой храм. Таким он и дошел до наших дней с 1186–1189 годов почти без изменений. Почти – потому что в 1810 году перед храмом построили колокольню, а в 1862 по проекту Николая Артлебена соединили колокольню с храмом Георгиевским приделом, а в конце XIX века пять луковичных глав заменили шлемовидными и убрали массивные контрфорсы, оставшиеся только на старинных гравюрах.
Успенский собор в ночи
Успенский собор
Успенский собор украшен каменной резьбой. Здесь хорошо заметны человеческие и львиные маски (прозванные белокаменными «котиками»), сохранился фрагмент рельефа «сорок мучеников Севастийских».
К началу XV века старая живопись собора находилась в печальном состоянии. Обновить ее поручили двум московским мастерам (и друзьям), монахам Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Некоторые фрески 1406 года дошли до наших дней, сохранились кое-где и фрагменты фресок XII века.
Знаменитые фрески «Страшный суд» и «Трубящий ангел» Рублева находятся именно здесь. Несмотря на то, что в соборе проходят службы, днем по билетам его можно спокойно осмотреть.
Золотые ворота построены в 1164 году и сразу стали символом Владимира. Шедевр архитектуры создавал мастер из Священной Римской империи. Сегодня это самая известная достопримечательность города. Существует легенда, что по окончании строительства часть ворот рухнула и погребла под собой 12 человек. Князь Андрей Боголюбский помолился перед иконой Божией Матери, после чего завал начали разбирать и нашли всех рабочих живыми.
Когда-то в арке находились мощные дубовые ворота, покрытые золочеными медными листами. За цвет ворота и прозвали Золотыми.
Здесь с военными победами торжественно въезжали в город владимирские князья Андрей Боголюбский, Всеволод III Большое Гнездо, Александр Невский. В 1238 году Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не сдались, враги сумели проникнуть в город лишь в пролом деревянной стены на валу.
Золотые ворота со старых валов
В старину ворот было 8, кроме Золотых – Серебряные, Волжские, Иринины, Медные, Торговые, Ивановские и ворота Детинца, составляющие единый комплекс оборонительных укреплений. До нас дошли лишь одни.
Увы, сегодня нет того золота, что дало имя воротам. После взятия города в 1248 году монголо-татары сняли с петель ворота из золоченой меди и оправили в Орду. Однако от тяжести лед на реке Клязьме не выдержал, и ворота с повозками, лошадьми и поводырями оказались на дне. Река неоднократно меняла свое русло, так что сокровище так и не нашли. Говорят, свои услуги предлагали итальянцы и японцы с совершенным оборудованием, но ставили условие: все, что будет обнаружено, достанется им. Конечно, предложение не приняли.
А легенда уверяет, что не досталось захватчикам сокровище: золоченые листы с ворот до прибытия первых отрядов врага были сняты жителями города и укрыты в тайном месте, но все, кто знал секрет, погибли во время осады. Так и лежат где-то в тайном месте золотые листы.
Золотые ворота – неожиданный вид
Золотые ворота
Сегодня в Надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция, главный экспонат ее – созданная в 1972 году диорама обороны города от войск хана Батыя в 1238 году.
Дмитриевский собор называют личным храмом Всеволода Большое Гнездо.
Летописи не знают точной даты его постройки. «Созда церковь прекрасну на дворе своем святаго мученика Дмитрия», «постави церковь камену на своем дворе святого Дмитрия, в свое имя», вот и все.
Причем здесь Дмитрий, спросите вы, если речь о Всеволоде? Это имя, которым был крещен князь. Он очень почитал своего святого покровителя, Дмитрия Солунского. В Третьяковской галерее сегодня находится образ Святого XII века, написанный по заказу князя, в образе прослеживаются черты самого Всеволода.
Решив построить собор, князь съездил сам в Солунь (Салоники), привез «гробовую доску» от гроба святого и его «сорочку», как главные реликвии будущего храма. В 1380 г. собор лишился своей главной святыни, гробовая доска по велению князя Дмитрия Донского была перенесена в Московский Успенский собор. В 1838 г. были уничтожены примыкавшие к собору древние галереи и лестничные башни со всходами на хоры, являвшиеся частью дворцового ансамбля.
На рельефах Дмитровского собора и сегодня можно увидеть, как считают историки, и самого Всеволода: на одной из закомар хорошо виден мужчина с ребенком на коленях, это Всеволод с младшим сыном, а старшие сыновья стоят рядом.
Собор можно рассматривать бесконечно, его каменные узоры и сохранившиеся фрески. На фотографиях XIX века он предстоит темным, но насколько же гармонично, благородно смотрится он в белом камне. Я уже писала однажды про собор в Переславле-Залесском, и готова снова повторить эти слова про Дмитриевский собор во Владимире: стены из белого камня настолько просты, строги, что он кажется совершенством. Что ни строй рядом, как ни украшай храмы, все они будут казаться плебеями или нуворишами по сравнению с благородным князем…
Колокольня Успенского собора
На нетронутом белом снежном ковре храм не выглядит белым, как летом, зимним днем проступают сквозь камни века, которые он прожил, тут чуть желтым, там чуть кремовым. Тускнеет золото обновленного купола, присыпанного снегом, но кажется, что именно сейчас, без игры солнца и листвы, собор можно разглядеть во всем великолепии каждой детали.
А жарким летом ты встаешь пораньше, пока звуки еще не нарушают тишину, и садишься на зеленую траву, и слушаешь птиц, и кажется, что вы одни в целом мире, ты и собор. И правильно падают тени, которые исчезнут днем и вернутся лишь перед закатом, и заставляют играть мельчайшими оттенками белый камень. Одним таким утром я в очередной раз подумала, как хорошо быть самостоятельным путешественником, ведь еще чуть-чуть, и группы будут собираться у дверей собора и ждать своей очереди пройти внутрь, и прятаться от солнца под деревьями, и ни одного кадра не получится под солнцем в зените. Ну, разве что из серии «Я на фоне собора и толпы экскурсантов».
А город, дразня и завлекая пассажиров Успенским собором, торжественно возвышающимся на холме, скрывает свои главные сокровища.
Не видно снизу Золотые ворота. Прячется в тени и листве Дмитриевский собор, ждет, когда ты отбросишь повседневные дела, сядешь в поезд, а потом поднимешься наверх, на холм, как поднимались путешественники, воины и паломники много веков до тебя. И войдешь в город и замрешь у древних стен собора, пытаясь разгадать тайны его благородной и вечной красоты.
Пешком по старому центру
В двух шагах от гостиницы, куда голодного путника не поселят до положенного часа – Богородице-Рождественский монастырь. Находится он на главной улице старого города, Большой Московской.
Монастырь обнесен каменной стеной, вдоль которой проложена тропка, обойдешь его сзади – и открываются виды на соборы и ленту реки Клязьмы внизу. Владимир город зеленый, какие виды летом ни снимай – все утопает в листве.
А в самом соборе голодающих встречает рыночек – с монастырским медом, хлебом и пирожками. Не лучшие пирожки в моей жизни, отнюдь, но с голоду уходят влет.
Один из старейших в России, Богородице-Рождественский монастырь основан владимирским князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, по некоторым источникам, в 1191 году.
Здесь был главный центр монашеской жизни Владимиро-Суздальской Руси, один из центров летописания, резиденция русских митрополитов. Триста с лишним он считался старшим среди русских монастырей, пока этот статус не перешел к Троице-Сергиевой Лавре.
При закладке церкви в восточной части кремля, ставшей началом будущего монастыря, присутствовал сам великий князь и весь его двор. С XIII и до начала XIV века русские митрополиты перенесли кафедру из Киева во Владимир и находились именно в Рождественском монастыре.
В 1263 году здесь похоронили князя Александра Невского, скончавшегося по пути из Золотой Орды во Владимир. Отсюда в 1724 году его святые мощи были перенесены в Санкт-Петербург.
В историю монастыря вошло имя святителя Феофана Затворника, три года управлявшего Владимирской епархией, освятившего в 1866 году перестроенный собор во имя Рождества Христова. Духовная семинария, которая располагается на территории монастыря, сегодня носит его имя.
В двух шагах от монастыря в здании Николо-Кремлевской церкви находится владимирский планетарий. А жаль, эта церковь трогает душу, может быть, отсутствием реставрации, или желтыми листьями на выщербленных каменных ступенях…
Рядом с Золотыми воротами стоит необычная на вид церковь, пылающая красным камнем на фоне белокаменных соборов Владимира.
Это Троицкая, или «красная», церковь, ныне не действующая. Сегодня здесь Музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки.
Прекрасный вид на церковь и на Золотые ворота открывается с сохранившихся земляных валов. Поднимаешься, пыхтя, и в награду тебе вся площадь как на ладони. А если отойти чуть назад, то исчезает современный мир, лишь тропинка ведет к вершине холма, где сияет золото на куполе ворот.
Старообрядческая церковь была построена в 1913–1916 годах после утверждений Указа о веротерпимости на средства старообрядческой общины белокриницкого (австрийского) согласия, среди которых было немало купцов.
Службы в церкви, построенной в традициях древнерусской архитектуры, проходили до 1928 года.
Нырнув в милую лубочную улицу Георгиевскую с общепитом и сувенирами, смотрите по сторонам. Улочка всего 400 метров, но стала центром притяжения гостей города. Жаль только, что закрылось кафе с террасой, мраморными колоннами и балюстрадой, а то сидишь, пьешь кофе, видами на Успенский собор на соседнем холме любуешься.
Дмитриевский собор зимой
А сколько споров было! И на отшибе она, никто не пойдет, и вообще зачем ее делать, а сделали – и жители и гости города гуляют здесь с удовольствием.
Кто-то сказал, что заиграли красками здания, и здесь неожиданно проснулся и вышел из забвения старый Владимир.
Упоминания об улице, название которой дал желто-белый храм Георгия Победоносца (1748 год), встречалось в документах с 1625 года, а в XVIII веке после реконструкции она приобрела тот облик, который мы видим сегодня. Храм стоит на месте старой церкви, сгоревшей при пожаре, но от нее сохранились древние усыпальницы, где погребены мать Александра Невского Феодосия Мстиславна и его брат Федор Ярославич.
Недалеко от Георгиевского храма находится здание старой аптеки. Она работала в этих стенах более 200 лет, сегодня это музей. Рядом установлен памятник аптекарю, по традиции нужно обязательно потереть аптекарю нос или лысину для крепкого здоровья. Блестят! Народ прозвал скульптуру «аптекарь с пузырьком боярышника».
Дом рядом с Георгиевским собором – «Капелла мальчиков» – раньше принадлежал купцу Вострухину. Рядом установлена фигура художника, и не зря, виды открываются живописные. Говорят, у скульптуры есть прототип – Валерий Кокурин, народный художник России, основатель Владимирской школы живописи.
Кузница-музей Бородиных одновременно и музей, и действующая кузница. Здесь периодически проходят мастер-классы.
Недалеко от таможенной будки расположилась скульптурная композиция «Филер и шалопай». Памятник официально открыли в сентябре 2016 года в рамках празднования Дня города. Это скульптурная группа, состоящая из мальчишки лихого вида и серьезного мужчины, наблюдающего за ним из-за тумбы Морриса в монокль, создана владимирским скульптором Игорем Черноглазовым.
Филер ловит шалопая
На информационной табличке рядом со скульптурной композицией указано, что мужчина – «доблестный сотрудник сыскной полиции» – ведет «наружку» за владимирскими шалопаями, которые «промышляли» в центральной торговой части дореволюционного Владимира, хотя основной их задачей была слежка за неблагонадежными.
Из жандармских отчетов можно получить полную картину жизни и быта города и его жителей. Из воспоминаний владимирского большевика Федора Благонравова:
«Какая изумительная точность во внешних описаниях! Как тщательно зарисована наружность И. Т. Морозова. Трактирчик с привлекательной вывеской «Перепутье» соблазнил шпиков, и мы с Иваном Титычем (человек безусловно трезвенный) «были утеряны» в не совсем удобном для поворота месте. А этот замечательный «штиль»: «Вялова жена», «неизвестный господин» и т. д. Или профессиональная терминология жандармов: «Взят во свидания», «проходил по наблюдению» и т. д. Иногда по жандармским наблюдениям можно почерпнуть немало «поучительного» из нашего повседневного в прошлом быта. Так, из «Дневника наблюдений» по слежке за Сергеем Ивановичем Назаровым можно установить, что он регулярно посещал баню, – чистоплотный был человек! У меня, человека семейного (стало быть, и хозяйственного), в «Дневнике» зафиксированы магазины, где я был заборщиком, а также отмечено, сколь аккуратно являлся я на работу в земскую статистику (каюсь, – не всегда аккуратно, особенно, когда случалось много работы иного порядка)».
Пожарное депо, построенное в середине XIX века, работает и сегодня. Присмотритесь – увидите фигуру пожарного, этот манекен – шутка местных МЧСников: всегда бдительно охраняем город от огня. А памятник пожарному стоит неподалеку, причем он «действующий» – из колонки можно набрать воду.
У старого дуба установлена скамейка с деревянными скульптурами совы и кота ученого, сам дуб – XVIII века и находится под охраной государства.
Официальное начало «владимирского Арбата» на Спасском холме. Здесь первая смотровая площадка, откуда открывается вид не только на луга за Клязьмой, но и на Патриарший сад, куда очень приятно зайти летом, посмотреть на множество порой экзотических растений и полюбоваться красивым фонтаном.
Рядом с Патриаршим садом в 2014 году установили памятник Владимирской вишне. Есть легенда, что вишня появилась в городе в XVI веке, а принесли ее с собой из теплых краев странствующие монахи.
В дореволюционные времена благодаря вишне Владимир был известен по всей России. Вишневые сады покрывали большую часть города (насчитывалось до 400 садов), и местная вишня так славилась, что ее плоды подавались к столу патриарха и царской семьи.
В Патриаршем саду и сегодня выращиваются пять сортов этой ягоды, известных с XIX века. Один из них признан российским стандартом, с которым сравнивают все остальные сорта.
Всегда много народу в деревянном домике с надписью «Блинчики». Это одно из самых популярных заведений Владимира. Несколько лет назад снос работавшей с 1960-х годов кафе-«стекляшки» вызвал огромный резонанс. Качество блинчиков здесь не менялось со временем, заведение знали все жители города и многие боролись за его сохранение. Теперь «Блинчики» открылись на новом месте, на стенах – фотографии знаменитостей, бывших его посетителями.
Две церкви стоят рядышком, Спасо-Преображенский храм был построен в конце XVIII века на месте одноименной белокаменной церкви 1164 года, соседняя одноэтажная Никольская церковь построена в 1670-х годах с великолепным декором – лепниной под крышей и вокруг окна.
И наконец по улице Георгиевской мы попадаем в парк, где стоит Водонапорная башня.
Первый проект водонапорной башни, который разработал немецкий гидротехник Карл Карлович Дилль, предполагал создание ее в недействующей Ризположенской церкви Золотых ворот.
Городские власти одобрили проект, но тут на начальном этапе работ засыпало землей нескольких рабочих – ну кто ж из шедевра архитектуры водонапорную башню делает! – и решили выстроить новое здание. В общем, защищались Золотые ворота, как могли.
Водонапорная башня
Башня была возведена на Козловом валу к югу от Золотых ворот в 1866 году, также построили несколько водоразборных колонок в разных частях города, а в центре Владимира на Соборной площади поставили каменный бассейн с резервуаром и фонтаном. Систему водоснабжения обслуживала паровая машина мощностью 25 лошадиных сил, привезенная из Англии.
В 1912 году старая водонапорная башня была перестроена по проекту городского архитектора С. М. Жарова. Здание представляет собой трехъярусное сооружение из красного кирпича в «неорусском» стиле, имеющее в плане форму цистерны и немного расширяющееся кверху, как крепостная башня.
В 1950-х годах в связи с реконструкцией городского водопровода башня перестала использоваться по прямому назначению и была заколочена, нужно было решать вопрос, что с ней делать. В 1967 году башня получила статус памятника градостроительства и архитектуры, а четыре года спустя была передана в ведение музея.
В том же 1971 году Владимирская реставрационная мастерская получила заказ на проект приспособления здания под музей городского быта рубежа веков. Ее переоборудовали изнутри: в северной части построили винтовую лестницу; центральные «карманы» (бывшая лестница) и южную часть здания отвели под экспозицию. Вместо плоской крыши устроили смотровую площадку с шатровым завершением.
Сегодня первый этаж музея посвящен облику дореволюционного Владимира и городскому хозяйству, второй – населению города и его занятиям, третий рассказывает о духовной жизни владимирцев, на четвертом – открытая смотровая площадка.
К башне можно выйти и напрямую с Большой Московской улицы сразу от Золотых ворот.
Если отправиться от Золотых ворот в другую сторону, через сквер, откуда открываются новые виды для фотографий главной владимирской достопримечательности, то по улице Никитской выходишь к Никитскому храму, совсем не похожему на только что виденные соборы и церкви вдоль Большой Московской.
Никитская церковь
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, более известная как Никитская церковь – один из самых древних православных храмов города. Он построен в 1760-х годах владимирским купцом и меценатом Семеном Лазаревым и в народе храм называют «лазаревским».
И это одно из самых интересных сооружений Владимира, на мой взгляд.
Никитская церковь – уникальный для Владимира памятник архитектуры в стиле провинциального барокко. В основу композиции церкви положен трапезный тип храма, здание с бело-зеленым фасадом разделено большими окнами, которые обрамляют барочные наличники, и у каждого окна свой узор, на три яруса. Углы здания украшены пилястрами с ордерными капителями.
Колокольня выстроена одновременно с церковью. У подножия креста колокольни прикреплена вращающаяся фигура ангела-флюгера. «Храм и колокольня увенчиваются железными прорезными крестами, на колокольне с резным из железа изображением ангела с трубою, для указания ветра» – написала в 1872 году газета «Владимирские губернские ведомости».
Раньше храм был виден из любой точки города. Как же он красив! Темно-зеленый, трехэтажный, когда солнечный свет падает под определенным углом, кажется, что стены сделаны из ткани.
Чуть дальше – небольшой Свято-Успенский Княгинин женский монастырь с сохранившимся Успенским собором XV века. Монастырь основан в начале XIII века Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии Шварновны. Он многократно разорялся, страдал от пожаров. В XX веке был закрыт, возрождение обители началось в 1993 году. Сегодня здесь находится Боголюбская икона Божией Матери.
На улице Музейной стоит небольшая церковь с колокольней, больше напоминающей маяк, синяя окантовка белой колокольни тем более отсылает к морскому берегу. Церковь действующая, но я увидела ее заросшей зеленью, с запертыми на замок воротами. Несмотря на осыпавшуюся штукатурку и тишину, и замок, есть в ней что-то очень домашнее и очень трогательное.
Это храм Троицы Живоначальной.
В «Описной книге» Владимирского кремля за 1625 год значится: «храмъ Троицы Живоначальныя да храмъ теплый преподобнаго Сергия древяные клецкие, а въ немъ церковное строение, двери царские, и деисусы, и образы, и книги, и свечи, и сосуды церковные, и колокола, и всякое строение церковное – мирское». Первоначальная церковь сгорела при пожаре 1719-го, а в середине XVIII века ее выстроили вновь. В этой церкви служил епископ Афанасий Сахаров, прославленный в 2000 году как священноисповедник.
Неожиданная достопримечательность города – Владимирский централ. Самая известная тюрьма России основана в XVIII веке и известна тем, что из нее не убежал ни один арестант.
Местная шутка: «Вы из Владимира – если, услышав песню «Владимирский централ», морщитесь, плюетесь, но подпеваете и рассказываете всем окружающим, что централ – это в вашем городе».
В советское время здесь была тюрьма не только для людей, но и для книг. Во Владимирский централ свозили книги, информация в которых не соответствовала советской идеологии.
Легенды о том, что кому-то удалось отсюда убежать, так и остались легендами, а вот побег из здания суда удался лишь главнокомандующему полка Красной армии М. Фрунзе, но опять же бежал он не из тюрьмы.
Подлинная решетка из камеры централа выставлена как экспонат в музее в Водонапорной башне.
Завернув за здание торговых рядов на Большой Московской, попадаешь в небольшой пешеходный квартал с целой сетью кофеен и закусочных. И вот здесь очень рекомендую два заведения.
Первое для тех, кто собирается поесть быстро, сытно и вкусно, – кафе «Тоня и ее пельмени» (Большая Московская, 19 а, помещение 7).
Блюда вы получаете так же быстро, как в любом фастфуде, цены порадуют, а разнообразие удивит. Но самое главное – в отличие от обычного фастфуда все готовится поварами «с ножа», из натуральных продуктов, при вас на открытой кухне. Можно и замороженные пельмешки получить, да еще и рецепт в придачу. Весь день подаются завтраки. Девочки-официантки работают весело, очень милы, летом столики выставлены прямо на улице. Очень рекомендую.
Второе заведение для тех, кто хочет кофе и десерта. Это «Куртош кафе» (ул. Гагарина, 5 а). Заведение хорошо видно из «Тони» – пока едите пельмени, вам как раз куртош приготовят. А куртош, для непосвященных, это венгерское название чешского трдельника, тех самых полых внутри поленцев, которые здесь можно заказать с разными наполнителями. И должна признаться, что это лучшие трдельники (куртоши, уговорили!) которые я пробовала в России.
Еще одно заведение, испробованное лично, – гриль-ресторан «Сохо» (Девическая, 1).
Всегда многолюдно, бывает, что мест нет, классическое мясное заведение с хорошей кухней.
Во Владимире множество отелей и гостевых домов на любой вкус и кошелек, открывай интернет – и ищи то, что хочется.
Есть небольшие отели – городские усадьбы, как 4-звездочный Ильинка-отель и 4-звездочный «Орион» с бассейном недалеко от Золотых ворот, целый комплекс отелей и ресторанов «Панорама» в красивом месте среди зелени.
Но я не хочу изменять отелю «Владимир» (Большая Московская ул., 74), который не зря получил самую высокую оценку по отзывам туристов. Это здание с историей.
Гостиница строилась в 50-х годах XX века. Проект разработал известный ленинградский архитектор Давид Бурышкин во второй половине 1940-х годов, когда владимирские власти взялись за градостроительный узел в районе перекрестка современных Большой Московской и Коммунального спуска. Перед проектировщиками стояла задача оформить вход в город со стороны железнодорожного вокзала, построив гостиницу и кинотеатр. Проект, который до сих пор называют одним из самых удачных во владимирской архитектуре, был готов к 1951 году, тогда же началось строительство. В результате в 1956 году Владимир получил прекрасное здание и гостиницу, ставшую одной из визитных карточек города.
Гостиница «Владимир» помнит многих известных людей, в том числе первого космонавта Юрия Гагарина. Жители города, узнав о приезде Гагарина, стали скандировать на площади перед гостиницей: «Гагарин! Гагарин!» Космонавт вынужден был выйти на балкон гостиницы и поприветствовать людей.
Расположена гостиница в начале старого центра, до нее легко дойти пешком от вокзала – надо просто подняться в гору, по Коммунальному спуску слева от вокзала это сделать легче, чем по лестнице на холм справа, куда и потянется основная масса приехавших. Соседнее здание, как раз через Коммунальный спуск – Рождественский монастырь.
Не ходите на озеро в полночь!
(Легенды и курьезы города)
Городские легенды – одна из необычных и захватывающих черт любого города. Владимир не исключение, каких только историй здесь нет!
О Веретьевском погосте в Камешковском районе говорят, что он проклят. Здесь находилось капище языческой богини Мокошь, потом построили деревянную церковь, позднее – каменную. Основанием каменной церкви послужили камни с языческого капища. Но прокляла погост не языческая богиня, а монахиня, на которую напали разбойники и требовали выдать церковные сокровища. Монахиня прокляла погост вместе с разбойниками, и теперь здесь растут странные деревья, люди рассказывают о призрачных силуэтах и жалуются на ухудшение самочувствия.
Стоит сейчас на месте погоста лишь разрушенная церковь с колокольней, без куполов, с зияющими проемами окон.
Домом с привидениями во Владимире называют здание на улице Большая Московская, 24, где находится Центр пропаганды изобразительного искусства.
По легенде, в конце XVIII века он был построен для семьи губернатора, но молодая жена губернатора вскоре умерла (возможно, даже не своей смертью), и по комнатам здания, имеющего довольно путаную планировку, стал бродить призрак молодой женщины.
Губернаторская семья быстренько съехала, а привидение осталось. Сменяющие друг друга владельцы-купцы не приживались в его стенах, регулярно перепродавая здание. Даже административные организации долго не задерживались, здесь располагались публичная библиотека, офицерское собрание Задунайского полка и т. д.
И сегодня ходят слухи про привидения, а работники опасаются задерживаться там допоздна.
По официальной версии в доме при строительстве был допущен ряд ошибок, и со временем в стенах образовались пустоты. Из-за них дом время от времени издает странные, часто пугающие людей звуки.
На озеро Плавучее нельзя ходить 19 июля. Водоем около микрорайона Мостострой не простое место, говорят, что плавучие островки на нем – это короба с телами бояр, которые убили князя Андрея Боголюбского. Предателей отказались хоронить в земле.
Убийство князя произошло 19 июля, по поверью, с тех пор в эту ночь каждый год шумит призрак. Интересно, он к новому календарю приспособился?
Известна призраками и усадьба Храповицких, расположенная в селе Муромцево Судогодского района. Там на территории усадьбы появляются странные шарообразные объекты белого цвета. А 13-го числа каждого месяца является призрак маленькой девочки. Местным исследователям паранормальных явлений якобы удалось даже записать в Каминном зале ночью детские голоса.
Но я предлагаю отправиться туда совсем не за привидениями. Усадьба – настоящий дворец, хотя и в весьма плачевом состоянии. Ее называли «русским Версалем».
С середины XIX века усадьба Муромцево принадлежала дворянскому роду Храповицких. Владелец имения Владимир Храповицкий, решив перестроить усадьбу, пригласил московского архитектора Петра Самойловича Бойцова. В конце XIX – начале XX века в Муромцеве был создан уникальный архитектурно-парковый ансамбль, включавший до 70 каменных и деревянных построек.
В усадьбе, расположенной на улице Ямской в поселке Муромцево, сегодня проходят тематические мероприятия и концерты.
В поселке очень красивая, интересная в архитектурном плане церковь святой мученицы царицы Александры, построенная в 1895 году на средства помещика Храповицкого. Увы, ее великолепное внутреннее убранство не сохранилось, в годы советской власти церковь закрыли.
Домом с привидениями считается и дом на улице Гоголя, где сегодня находится банк. Когда-то там жил купец, который застал жену с любовником, убил обоих и замуровал трупы в подвале. Сотрудники банка рассказывают, что периодически видят призрак: маленького бородатого мужика в тулупе, валенках и шапке набекрень.
Еще одним аномальным местом является стадион «Торпедо». Там до него был огромный овраг, заросший деревьями и травой. Местные жители прозвали этот овраг «Чертовым логом» и старались не ходить туда, не пасли домашний скот, не собирали грибы и ягоды.
Озеро Поганое не имеет четко очерченных берегов, купаться в нем опасно, незаметна граница между озером и болотом.
По легенде в давние времена мужчина утопил в озере своих дочерей. С тех пор в озере то появляются, то исчезают холмики – ровно столько, сколько было утопленных девушек.
Хватит о привидениях, переходим к курьезам. Местные жители называют объездную дорогу вокруг Владимира, являющуюся частью трассы М7, Пекинкой. Считается, что магистраль предполагалось достроить до Пекина, однако затем дружба между СССР и Китаем ослабла, и проект так и остался на бумаге.
Во Владимире есть место, где Андрей Рублев пишет икону с… Ленина.
Сегодня это туристический прикол города. Памятник Андрею Рублеву стоит через дорогу от памятника Ленина, и если посмотреть на панораму, то никаких сомнений нет – пишет иконописец «с натуры».
Владимирцы назначают встречи «у трех дураков», так в народе прозвали памятник-стелу с тремя фигурами: воина, архитектора и рабочего.
В историческом музее хранится Сунгирская лошадка – костяная подвеска с высверленным орнаментом, найденная на стоянке древнего человека Сунгирь. Это одна из самых богатых и исследованных стоянок, где найдено около 70 000 артефактов, а возраст останков оценивается в 30 000 лет.
Лошадка стала символом города, а владимирец Михаил сделал из нее сувенир – сунгирку. Это открытка в виде лошадки, которую можно отправить без конверта.
Стоят сунгирки от 20 до 120 рублей, а купить их можно в магазине «гаражных распродаж» – необычных подарков и сувениров «ТвояМоя» на улице Девической. Здесь можно купить духи с запахом… Владимира.
Там, где лешие живут
Посиделки по праздникам сохранялись во Владимирской области до начала 30-х годов XX века. Особо радовались «святочным вечеринкам». Начинались они со второго дня Рождества и продолжались до крещенского сочельника. Изба, где устраивались посиделки, служила местом сбора и знакомства неженатой молодежи со всех ближних деревень.
Самой веселой частью таких посиделок было ряжение. До 1917 года рядились в костюмы барина и барыни, монахов, горбуна, стариков и старух, цыган и даже доктора. Позже появились новые «герои» – солдаты и матросы, а то одевались в лохмотья и изображали всяких нечистей.
Вечеринки проходили очень шумно – с музыкой, с танцами, кадриль заводили. А вот песенки были фривольными, нарядятся, идут по деревне, в каждый дом заходят на «поседки». Поют нецензурное в адрес девушек той деревни, где идут ряженые. Но никто не обижался, ряженым все дозволялось.
Популярно в давние времена было «Вождение медведя» – славянский обряд вождения ряженого или живого медведя, как коня или козы. Раньше эти представления устраивали скоморохи, а после запрета скоморошества в XVII веке промыслом занялись профессиональные поводыри – медведчики.
В XIX веке группа состояла из поводыря с живым медведем, ряженой козы (не настоящей, козой наряжали подростка) и барабанщика. Этот «народный промысел» запретили в Российской империи в 1866 году, дрессированных медведей разрешалось держать только в цирке. И во время гуляний в медведя превращался «ряженый».
В старину тех, кто рядился, называли не ряжеными, а «окрутниками», «окрутчиками», «выряженками» или «кудесниками», слово ряженый пришло позднее.
Говорили, что в медведя не может вселиться нечистая сила, поэтому игрища с медведями были особо популярны на святки и на Масленицу.
Но это все касалось первой недели святок, когда устраивались колядования, игры с ряжеными и гулянья. Вторую неделю называли «страшной».
Считалось, что в первый «страшный» вечер особенно неистовствовала нечисть. «На дворе собирали колья, приносили угли из печи. Старики из своих постелей натрясали соломы. Разжигали костер и в его огне сгорали все болезни, тоска и беды, – рассказывают мне. – В “страшные вечера” люди старались вообще не выходить из дома. В дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже “бесовской”, “поганой”».
Вот они откуда, страшные святочные истории да гадания!
– Ставни «с закроем», думаешь, для чего делали? – спрашивают меня однажды. – От посторонних глаз, да не от тех, что ты подумала.
В избу два входа было: через крыльцо и через двор (через сарай). Ворота в сарай запирались на внутренний вертушок, который легко было отвернуть, слегка отжав ворота. А в сенях дверь совсем тоненькая, запора нормального и нет. И закрывались ставни чисто символически – от нечистой силы, от окаянного, от лукавого. Двери и окна утром и на ночь крестом осенялись.
Так вот, «закрой» на окнах – от лешего. Чтоб не подсматривал.
– Прадед мой, говорят, русалку поймал однажды.
– Правда поймал?
– Говорят – правда, а когда внук (мой отец) просил рассказать, он всегда отвечал: чего там рассказывать, русалка как русалка!
Русалки у нас – бабка рассказывала – приходили греться в овины и бани. На берег они выходят нагими, но иногда их видят в одежде, чаще всего в рваных сарафанах. Русалки видимы для человека только исключительно в продолжении Русальной недели.
– А что это такое – Русальная неделя?
– Ее Зелеными Святками еще называли, это летом, сразу после Троицы. Так вот люди верили, что если на русалку надеть крест, то она человеком станет, говорили, два парня в нашей деревне женились на крещеных русалках.
– На ком???
– На крещеных русалках! Правда, так говорили.
– Так, может, и прадед ваш… ну, в смысле, может, вы правнучка русалки?
– Русалки у нас тут завсегда водились.
– Прямо водились?
– Ну, да, и парней могли защекотать. Но они тут добрые были. Не всегда в глубину заманивали, иногда тонущих спасали. Пляж-то видели на реке? Справа от моста, где высокие деревья. Речка мелкая, но течение быстрое, и унесет – не выберешься. А народу много летом приезжает, загорают, купаются. Один парень на рассвете пошел купаться, река тогда разлилась, его в водоворот и затянуло. Потом рассказывал, чудом выбрался. Говорит, девка вынырнула и подтолкнула. Русалка и была.
– Он, наверное, принял с утра, с похмелья.
– Ох, девонька, какие вы городские смешные, не верите. У нас в старые времена было принято благодарить русалок. Спасется девушка из воды, помогут ей из омута вылезти, так потом она сережки или платок красивый в воду бросала, в благодарность.
– Рыбаки сегодня говорили, на рассвете-то в полыньях плещутся. Значит, год будет плодородным.
– Кто плещется?
– Так русалки же. Это к плодородью.
– А как могут русалки спасать, они ж обычно в омут утаскивают.
– И такое бывает. Маленькой я тогда была, да запомнила. Мальчонка у нас утонул, тело найти не могли. Тогда мать пришла на берег с чашей, в которой был домашний ржаной хлеб и свеча воткнутая горела. Помолилась она хозяйке воды и говорит: раз вы забрали душу ребенка, верните хоть тело, чтоб похоронить по-человечески. И пустила чашу в воду, та поплавала, да и утонула в одном месте. Там тело и нашли. Из мордовской семьи они были, там, у мордвы, у марийцев все старые обряды живы, это мы о них забыли. А русалкам что до наших забвений, плещутся!
Помню, говорили еще, что русалками становятся женщины, которые утопились, не в силах жить с жестокими мужьями. Может, они и спасают тонущих. Кто ж его знает, не нашего ума это дело!
– Во Владимирской губернии водится особый вид нечистой силы, так называемый встречник. Это злой дух, который в виде воздушной полосы мчится стрелой по проезжим дорогам за душой грешника. А опойцы служат вместо лошадей чертям в их беспрестанных поездках по белу свету.
– А это еще кто?
– Как кто, по названию не поняла?
– Нет, конечно.
– А те, кто от водки или от вина помер. В детстве, помню, так и говорили: «Сопьешься, будут на тебе черти ездить».
– Леший-то? Крутит, бывает у нас такое. Пойдешь в лес, да дороги обратной не найдешь.
– Он старичок с бородой?
– Рыжий он. Увидела в лесу рыжего – точно Леший. Он такой же, как мы, только креста на нем нет. Увидела такого, точно он.
– А как же спасаться?
– Свистом. Но тут другая напасть, если слишком долго или громко свистеть, нечистую силу насвистеть можно. Это ж все знают, с детства!
Владимирская кухня: хрустальные пироги от русского Икара
По воскресным и праздничным дням крестьянский стол Владимирской губернии украшали конуры (пресняки), ватрушки, ситник, казюльки. Некоторые названия мы никогда и не слышали!
Конуры (пресняки) – это пирожки с разнообразной начинкой, готовящиеся на сметане, слегка напоминающие шанежки.
Казюльки – выпечка в виде неизвестных, но обязательно ушастых зверей, вид печенья.
Ситник – ситный хлеб, который пекли из просеянной через сито муки, чаще всего к праздникам. Это был самый дорогой хлеб, высшего сорта, он и дал фразеологизм «ситный друг», то есть лучший, самый верный.
Традиционно ситник был пшеничным мягким, рыхлым, пышным. Иногда добавляли в него изюм, поэтому и называли пирогом. Ситный хлеб подавали с чаем, творогом и медом.
Редьку звали покаянным овощем, потому что употребляли больше всего в пост, вареную, сырую, с медом, с пряностями в патоке.
В советское время, когда различные блюда «приписывали» различным городам, Владимиру достался салат «Клязьма». Сегодня его подают в кафе «Сели да поели» в центре Владимира. В состав салата входит редька.
Историки кухни говорят, что в сумки с провизией воинам обязательного клали пироги, не только из-за вкуса, а благодаря их сытности. Искусству выпекания пирогов девочек обучали с 12 лет, в этом возрасте начиналась подготовка к замужеству. На второй день после свадьбы молодая жена должна была испечь пирог для гостей. Первым пробовал пирог отец жениха, как дань уважения старшему хозяину семьи, а заодно и оценка правильного выбора сына.
Одним из самых популярных пирогов был калинник, но ягоду использовали не как начинку, а в качестве основы для теста. Пекли пироги с малиной и брусникой.
В 2017 году в рамках проекта «Кулинарные сказки Владимирской области» было проведено голосование среди рецептов, присланных на конкурс жителями области. Среди выпечки выбраны 10 рецептов, победивших в онлайн-голосовании и представленных на суд жителей уже в реальном исполнении. Самое большое количество голосов набрал владимирский вишневый пирог в сметанно-вишневой заливке Дарьи Сорвиной.
Также по инициативе интернет-проекта «Ключ-медиа», сувенирной артели «Дядя Миша» и fix-price-бара «Мятная сова» создана «Сдобная карта Владимирского края», которую представляют пять пирогов разной формы и с разными начинками: вишня, лук, рыба, творог, щавель, картофель.
Каждый пирог подается с флажком, на котором изображен герб города – родины пирога и кратко описана легенда или история, связанная с его созданием. Среди них владимирский вишневый пирог, александровская никитка, боголюбская булочка, юрьевская тоболка.
Вишневый пирог не случайно попал в число победителей в обоих конкурсах, это традиционная владимирская выпечка, практически у каждой семьи имелся когда-то свой рецепт, а вишня даже к царскому столу подавалась. И сегодня склоны вокруг города покрываются белым снегом цветущей вишни.
Виды со смотровой площадки
Юрьевская тоболка тоже очень известный пирог. Окрестности старинного города Юрьев-Польский – край заливных лугов, в старину здесь готовили пироги с творогом, которые утром забирали в поле пастухи: слово «тоболка» означает пастушью сумку.
Александровская никитка знаменита не содержанием, а своей формой, с которой связана легенда. Никитка выпекается в форме свинки, а начинка пирога может быть любой.
Пирог посвящен первому русскому «воздухоплавателю» – боярскому сыну Никитке. По легенде, Никитка жил в Александровской слободе и, как древнегреческий Икар, смастерил крылья из дерева и прыгнул с колокольни, причем успешно, даже перелетел через крепостную стену. Народ был в восторге, а вот царь – наоборот. Иван Грозный повелел казнить Никитку за сговор с нечистой силой. Форму свинки пирогу придали потому, что царь по легенде кричал на холопа: «Ах ты свинья, Никитка! Негоже людям летать аки птицам!»
Про боголюбовскую булку говорят, что это «кусок теста с историей». И здесь дело тоже не в начинке, а… в дырочках! На глянцевой поверхности обычной вроде бы сдобной булочки должно быть 20 отверстий, по числу заговорщиков, убивших когда-то князя Андрея Боголюбского.
Вошел в «шорт лист», но не стал победителем современный «хрустальный» пирог из Гусь-Хрустального, изобретенный тамошним пекарем. Интересно обыграно название города: хрустит на зубах «хрусталь» – карамелизированый сахар.
Начинка пирога состоит из мармелада, джема и цветного карамелизированного сахара.
11 владимирских рецептов
Ингредиенты:
мука – 500 г
молоко – 1 стакан
кефир – 6 ст. ложек
маргарин – 100 г
сахар – 1 ст. ложка
соль – 1 ч. ложка
дрожжи – 50 г
яйцо – 1 шт.
яйцо (для смазки) – 1 шт.
Для начинки:
рыбные консервы – 1 банка
пшенная крупа – 1/2 стакана
свежая зелень (укроп или петрушка)
соль – по вкусу
Делаем тесто безопарным способом. Для этого разводим дрожжи в теплом молоке, в глубокой кастрюле смешиваем разведенные дрожжи, кефир, яйцо, сахар, соль. Добавляем муку и растопленный маргарин. Тесто хорошо вымешиваем и ставим в теплое место на час. Поднявшееся тесто 2–3 раза обминаем, чтобы вышел лишний газ.
Для приготовления начинки варим пшенную кашу. Рыбу разминаем вилкой и смешиваем с охлажденной кашей. Мелко рубим и добавляем в кашу укроп или петрушку.
Готовое тесто раскатываем в большой жгут и разрезаем на порционные куски. Даем расстояться 5–10 минут.
Кусочки раскатываем в лепешки, укладываем начинку и защипываем края. Пирожки выкладываем на смазанный противень и оставляем на 20 минут.
Расстоявшиеся пирожки смазываем маслом или яйцом и выпекаем в духовке при температуре 210 °C в течение 25–30 минут.
Придуманы в советское время и вошли во все утвержденные меню советских столовых.
Ингредиенты:
филе рыбное – 500 г
лук репчатый – 50 г
чеснок – 5 г
масло сливочное – 30 г
сухари панировочные – 50 г
масло растительное для жарки – 20 мл
соль – по вкусу
перец – по вкусу
яйца – 2 шт.
Ставим варить картофель. Рыбное филе пропускаем с луком через мясорубку, чеснок пропускаем через пресс. Добавляем соль, перец, яйцо и вымешиваем.
Если масса получилось жидковатой, а это зависит от филе рыбы, добавляем немного манной крупы.
Когда картофель сварился, сливаем воду, добавляем горячее молоко с маслом и взбиваем блендером. Добавляем сырое яйцо и вымешиваем.
Картофельное «облако»:
яйцо – 1 шт.
молоко – 30 мл
картофель – 500 г
масло сливочное – 20 г
масло для смазывания формы – 2 г
Готовое пюре выкладываем в форму, смазанную маслом, и запекаем в духовке, разогретой до 180 °C, до золотистой корочки, 12–15 минут.
Из готового рыбного фарша формуем шарики, в середину укладываем кусочки сливочного масла, обмакиваем во взбитое яйцо, затем в панировочные сухари и жарим на разогретой сковороде с маслом.
Готовые биточки выкладываем на «облако» и оставляем в духовке еще на 5 минут.
Достаем, украшаем зеленью и подаем горячими, прямо на «облаке».
Еще одно блюдо, придуманное во Владимире и утвержденное для меню советских столовых.
Ингредиенты:
Фарш смешанный – 800 г
Хлеб ржаной – 200 г
Сухари панировочные – 150 г
Чеснок – 1–2 зубчика
Лук репчатый – 1–2 шт.
Растительное масло – 1–2 ст. ложки
Вода – 100 мл
Соль – по вкусу
Перец черный молотый – по вкусу
Фарш солим и перчим. Отбиваем фарш об стол, сильными ударами, примерно раз 30–40 бросаем его на разделочную доску.
Лук шинкуем очень мелко.
Делаем сухари: черный ржаной хлеб нарезаем ломтиками и подсушиваем, затем вручную крошим, можно растолочь скалкой или пропустить через мясорубку, по желанию. Сухари должны быть среднего размера.
Часть сразу откладываем для панировки.
Оставшуюся большую часть сухарей не замачивая добавляем в фарш и тщательно вымешиваем. Добавляем лук и снова вымешиваем.
Фарш получится густой, поэтому добавляем в него ледяную воду, понемногу и все время перемешиваем. Должна получиться однородная консистенция, не слишком жидкая, но и не густая.