Сборник упражнений по русскому языку. 2 класс бесплатное чтение
Учимся работать с предложением. Учимся выделять главные члены предложения
1. Из данных слов составь и запиши предложение.
По, едет, машина, шоссе.
Красная, на, тарелка, столе, стоит.
Висит, шкафу, в, одежда, чистая.
2. Впиши пропущенные слова так, чтобы получились предложения. Разбери предложения по членам.
___________ смотрит в окно.
Бабушка __________ шарф.
Кошка ___________ ко мне.
3. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.
На лугу распустились разные цветочки. Вот прилетела бабочка. Она села на красный цветок. На луг прибежала собачка Белочка. Она спугнула бабочку.
4. Заполни таблицу.
5. Прочитай. Из каждого предложения выпиши только подлежащее и сказуемое.
По дороге скачет конь. Дедушка прополол грядки в огороде.
Папа починил шкаф. Петя получил пятёрку за контрольную работу.
6. Измени предложения так, чтобы они стали распространёнными. Запиши получившиеся предложения. В каждом предложении подчеркни главные члены.
Птица летит. Ворона смотрит. Собака спит. Саша играет.
7. Измени предложения так, чтобы они стали распространёнными. Запиши получившиеся предложения. В каждом предложении подчеркни главные члены.
Кошка спит в кресле. Алина сделала уроки. Петя играет во дворе. Папа гуляет с собакой.
8. Прочитай. Подчеркни верные утверждения.
а) В предложении «На берёзе распустились листья.» главными членами предложения являются слова листья и на берёзе.
б) Предложение «Яша сделал уроки.» – нераспространённое.
в) В предложении «Завтра Максим пойдёт в первый класс.» грамматической основой предложения являются слова Максим и пойдет.
г) В предложении «Мама испекла торт.» слово торт является подлежащим.
9. Заполни таблицу.
Мама сделала салат. Таня спит. Олег мечтает. Дедушка смотрит хоккей. Оля смеётся. Аня умеет танцевать.
10. Прочитай. Спиши текст. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.
Мы гуляем в лесу. Миша увидел на дереве гнездо. В нём сидят птенцы. Мама полетела искать корм. Скоро у птенцов будет обед.
Учимся работать со словом и с его значением
1. Прочитай. Подчеркни слова, которые обозначают предмет.
Скамейка, красный, краснеть, портфель, ластик, нести, осенний.
2. К каждому слову запиши слово, которое обозначает его признак.
кошка (какая?) рыжая
птица ______________________
чашка ______________________
мел ________________________
пенал ______________________
белка ______________________
мальчик ____________________
3. К каждому слову запиши слово, которое обозначает его действие.
Юра (что делает?) читает
черепаха _______________________
девочка ________________________
поезд __________________________
собака _________________________
яблоко _________________________
Антон __________________________
4. Запиши парами слова – синонимы.
тепло – жарко
печально – ______________________
веселится – ______________________
школьник – _____________________
стужа – _________________________
волшебник – ____________________
5. Запиши парами слова – антонимы.
север – юг
радость – _____________________
правда – ______________________
белый – ______________________
зима – _______________________
приехать – ____________________
высокий – _____________________
6. Спиши. Разбери предложения по членам. Выпиши антонимы.
Скоро начнётся зима, а Лена любит лето. На улице холодно, а в доме тепло.
7. Прочитай. Подчеркни устойчивые выражения (фразеологизмы).
Рукой подать, подать сапоги, водить за руку, с кошкин нос, с гулькин нос, водить за нос, ходить на руках, ходить на голове.
8. Запиши значение данных фразеологизмов.
повесить нос – ___________________________________
провалиться сквозь землю – ________________________
бить баклуши – ___________________________________
за тридевять земель – _____________________________
точить лясы – ____________________________________
9. Прочитай. Запиши значение пословиц.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
Других не суди, на себя погляди.
10. Приведи пример ситуаций, когда уместно использовать данные пословицы.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Учимся подбирать однокоренные слова
1. Прочитай. Вставь в слова пропущенные буквы. Выдели корень.
С…довник, дв…ровый, р…чушка, м…ряк, н…сище, л…сята.
2. Прочитай. К данным словам запиши однокоренные. Выдели корень.
гриб – ________________
мороз – _______________
лес – _________________
глаз – ________________
столовая – ____________
зимушка – ____________
3. Прочитай. В каждой строчке запиши слова, которые будут являться формой одного и того же слова.
Зима, зимой, зимушка, зимы.
Глаза, очи, глазки, глаз.
Рыба, рыбы, рыбак, о рыбе.
4. Запиши однокоренные слова для данных слов. Выдели корень.
Домовой, трава, ежата, муравей, море, дуб.
5. Прочитай. В каждой строчке подчеркни лишнее слово.
Гора, горы, горный.
Осиновый, осиновые, осина.
Друг, друзья, приятель.
6. В данных словах выдели корень.
Ледок, лесник, заморозки, поезд, зимушка, ежиха, песочный, морской.
7. Прочитай пары слов. Выпиши слова, которые не будут являться однокоренными. Раздели их для переноса.
друг – приятель
мороз – морозец
лиса – лисята
дорога – путь
помнить – запомнить
помнить – забывать
8. Запиши 3 слова с корнем дом и два слова с корнем лес.
9. Спиши. Разбери предложения по членам. К выделенным словам запиши однокоренные.
Петя живёт в Москве. Его бабушка живёт в деревне Горки. Она стоит на берегу реки Волги. Бабушка ждёт внука в гости.
10. Для каждого из данных слов запиши форму этого же слова.
помощник – ____________________
котёнок – ______________________
приятель – _____________________
правнук – ______________________
флаг – _________________________
дом – _________________________
дорога – _______________________
Учимся делить слова на слоги и для переноса. Учимся обозначать в словах ударение.