2024-03-13 15:44:00
George3
Я родился, жил и учился в Омске и уехал из тех краев в 24 года, периодически навещая родственников. Достаточно хорошо знал историю города, часто посещал краеведческий музей города, но никогда глубоко не задумывался о прошлом Сибири, казалось, что она была в России всегда. Ермак воспринимался как «преданье старины глубокой» хотя иногда приходя купаться или на рыбалку и глядя на желтоватые воды реки вспоминались слова из народной песни «…на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой» Ну, это все лирика.
Когда я прочитал «Дебри», я стал знать об истории родной Сибири в десятки раз больше, и она стала мне еще дороже. Сразу на ум пришли слова из поэмы о Сибири, написанной Ильей Сельвинским и проникновенно прочитанные актером Дружниковым в фильме Пырьева «Сказание о земле сибирской» https://www.youtube.com/watch?v=GsAQ8-IF6dU : Неведомая, дикая, седая -
Медведицею белою Сибирь...
За Камнем, за Уралом пропадая,
Звала, звала в неведомую ширь.
Что в этой шири? Где конец раздолью?
А, может быть, и нет у ней конца?
Но к ней тянулись за вольготной долью
Отчаянные русские сердца.
Но вот однажды сквозь туман и мрак
К реке Тоболу подошел Ермак.
В тот день Тобол ярился и шумел,
Теперь и волны молнией блистали,
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Но Сибирь в тот день была покорена
А племя Ермака, Хабаров, Московитин -
Все шли вперед. Мол, завершим сполна,
Уж больно был для русского завиден
Седой простор, огромный, как луна.
И наш казак нехоженой тропою,
Пугая зверя воинской трубой,
Все шел да шел, ветрами обуян,-
И вот великая Россия пред собою
Увидела Великий океан.Может быть я неправильно сделал, что сначала прочитал «Дебри», а потом начал читать «Тобол», так как, несмотря на обширный информационный материал, единой цельной картины у меня не сложилось. Скорее книга похожа на учебник с короткими главками без соблюдения временной последовательности и многочисленными повторами. Стройность нарушается, ИМХО, и редакторскими ошибками, в частности, размещением объемных текстовых подписей к рисункам прямо в тексте книги, часто даже после знака переноса в основном тексте. Сами по себе рисунки и подписи полезны, но их лучше было разместить по-другому. В целом же авторы проделали большую работу по сбору исторического материала и его литературной обработки, как я теперь понимаю, читая «Тобол».
2024-03-13 15:44:00
Kaarani
Наверное, тот кто родился в Сибири будет отличаться от остальных в душе. По крайней мере хочется в это верить. Хочется бесконечно верить, что в душе мы другие. Этими словами я не пытаюсь сказать, что сибиряки чем-то лучше европейских жителей нашей страны, просто «мы» другие и все. Сейчас многие едут в столицу просто потому что вынуждены, например, в Сибири нет нужного университета, который может дать развитие дальнейшей карьере, судьбе, помочь стать тем, кем хочется стать. Или едут за новыми возможностями, а возможностей действительно в столице больше, грубо говоря, там можно делать деньги из воздуха, разбогатеть на сущей ерунде. А кто-то не желает никуда ехать потому что его душе комфортно на сибирской территории. Я не буду осуждать первых за то, что они покидают родину и винить последних за то, что они ничего не хотят менять и, можно подумать, стоят на месте. Тут уж кому что ближе к сердцу, к душе. Но то, что сибирские земли – это нечто особенное по духу, тут однозначно! Чтобы человеку быть в Сибири счастливому, достаточно раскрыть дверь в морозное утро и выйти на крыльцо с металлической кружкой, в которой ароматный чай из трав дарует свой пар низкой температуре. Но опять же, не у всякого сибиряка представление об идеальном именно такое. К сожалению или к радости?
До того как взять в руки «Дебри» я прочел «Тобол», что разумно, и понял: после первой части у меня остались некоторые вопросы и книга-учебник Алексея Иванова и Юлии Зайцевой должны мне помочь найти ответы. Почему книга-учебник? «Дебри» мне очень напоминала именно учебник. В школе у нас был предмет «история Сибири», но так случилось, что меня на момент преподавания курса истории родных краев школа вообще интересовала мало, скорее в привилегии был вопрос о том, хватит ли мне на пирожок с картошкой мелочи, которая завалялась в кармане, чтобы на перемене сгонять в школьную столовую. Это уже гораздо позже заинтересовался историей и предмет полюбился мне, что по сей момент пополняю свою копилку знаний читая книги вроде Тобола.
Не могу похвастаться тем, что в сейчас популярном инстаграме или ютьюбе книги про территориальную историю того или иного края или же любых других исторически важных событиях, как, например, строительство железнодорожных дорог, становления городов, имеют популярность среди простых читателей, блогеров. Каждый выбирает чтиво для себя, но для развития собственного почему бы не почитать? Возможно это моя просьба к окружающим меня читателям. Прочтите что-нибудь о своем крае, потому что все вы любите восторгаться красивыми пейзажами, снятыми в разных точках нашей страны, а поговорить про историю этого края с вами составляет затруднение. Я не хочу никого обидеть, лишь советую пойти на встречу собственной истории и чуть-чуть отдать ей дань уважения, что мы, аборигены какие-то что ли?
Почему я заговорил про «Дебри» как про учебник по истории? Потому что это на самом деле учебник по истории Сибири, главы которого напоминают параграфы, которые задавали читать в школе каждого ученика. Но нотка художественности все-таки просвечивает. Каждый параграф не дополняет друг друга, развивая какую-нибудь одну тему, которую затронули в начальных параграфах, скорее повествование затронуто пересечением действующих событий, связанных с конкретным лицом. Например, если глава 10 повествует о митрополите Филофее, то глава 11 может рассказывать о губернаторе Тобольска – Матвее Гагарине. После, параграф 12 вновь возвращает к Филофею. Не знаю, что для «дебрей» было бы удобнее, рассказать сразу про одного, но так, чтобы целостно или же вот так дробить, разбрасывая героев по всей книге. К слову, Тобол написан аналогично, там тоже сказ о персонажах чередуется. Поэтому мне уже было привычно читать путеводитель к Тоболу.Дальше...Россия в Сибири: от Ермака до Петра.
Так и есть. Начинаются дебри именно с покорителя Сибири – Ермака и заканчивается подведенным итогом Петровской Сибири. Раскрывает ли ответы на оставшиеся вопросы после Тобола эта книга – да, безусловно. Она раскрывает даже чересчур много ответов, ведь в начале следующего года планируется продолжение Тобола, а в дебрях уже известна финальная часть каждой из центральных персон, каждого из основополагающего события. Эти слова звучат комично, если учесть, что действие происходило 3-4 столетия назад, а финал известен и без книг Иванова. Но все равно, ведь книга художественная, а у каждой художественной книги переплетены судьбы героев, даже с теми, чья судьба не повлияла на ход истории. В качестве примера можно рассмотреть остячку Хомани, судьба которой описывалась в Тоболе, но не затронута в Дебрях, что логично.
Я сделал себе выписки касаемо дат основания городов, острогов, кем и почему были заложены первые постройки. Какие города исчезли с лица Земли и почему их покинули. Информация интересная, не надо быть Шерлоком Холмсом в исполнении Камбербэтча, чтобы ей было свойственно меня заинтересовать. Кто не понял иронию, Холмс не знал, что планета круглая.
Но я-то не каждый, Ватсон, поймите: человеческий мозг - это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что её не достанешь. (с)Видимо я тот самый дурак, который находит место для такой информации. Пусть так.
Было очень интересно прочесть про шаманство на берегах Байкала, который раз полюбоваться фотографией острова Ольхон (в книге очень много изображений, к слову). Вообще в этом году мне довелось пополнить знания на шаманскую тематику. Сперва порцию знаний получил во время экскурсии по Алтаю, а теперь, вот, еще и по прочтении дебрей. Они не опровергают друг друга, скорее дополняют, что даёт возможность не сомневаться в подлинности знаний авторов книги, да я и не сомневался.
Для инородцев мораль была едина и для людей, и для природы. Например, они неохотно продавали телят – потому что коровы тоскуют, жалко их. Или не брали из звериных припасов всё: считалось, если мышку или бурундука лишить заготовок, зверёк от горя удавится в развилке веточки. (с)Милейшая цитата, я не мог её не обозначить для себя стикером, потому что в ней как раз отлично описана именно душа сибирских народов. Это действительно так. Я это знаю по моим бабушкам и дедушкам. В самом начале набирал текст про сибирскую душу имея ввиду именно такое отношение народов Сибири ко всему. Инородцами называли коренных жителей Сибири. Абсурдно с одной стороны, но логично с другой: для русских они были именно инородцами.
А сейчас процитирую вам еще несколько строк, но оставлю их без комментариев, в конце задам только один вопрос, помочь вывести итог.
В XVII и XVIII веках в государственной системе существовала особая должность – «прибыльщики». У «прибыльщиков» была одна задача: «чинить государю прибыли», то есть выдумывать новые законные способы для пополнения казны. (с)Скажите, вы видите отличия от вышеупомянутых веков относительно XXI? =)
Было очень интересно прочесть про деятельность, судьбу Мессершмидта. Несправедливость была, есть и будет всегда, опять же к сожалению. Вообще, книга описывает отношения людей друг к другу, отношение государственной власти к народу, отношение церкви к другим верам, отношение черт характеров одних к чертам характера других. Книга о прошлом, но в ней так много настоящего… И опять же, к сожалению.
Очень красиво оформленная, интересно написанная, исторически подлинная, вкусно пахнущая, познавательная книга «Дебри» - путеводитель к художественной литературе «Тобол».
Очень рад, что книга в моих руках с автографом автора, спасибо!
2024-03-13 15:44:00
Khash-ty
Признаюсь честно, я не читала первую часть, хотя давно к ней присматриваюсь.«Дебри» же поразили меня структурой и содержанием. Безумно интересно, оторваться было просто невозможно. Пока читала не могла понять, каким образом мне не заходило произведение раньше (около месяца книга откровенно "не шла", открывала и закрывала, а в один момент "настроилась" и прочитала буквально за вечер).
Могила Ермака возле Баишевского кладбища стала священной. Каждую субботу «бусурмане» видели, что над могилой загорается тихая свеча, а в родительский день встаёт огненный столб до неба. Земля с могилы Ермака исцеляла от болезней, и её ели как лекарство. Но муллы и князьцы настрого запретили сородичам рассказывать русским, где упокоен их герой. Эту тайну раскроет служилый человек Ульян Ремезов только через 76 лет. Книга обстоятельно, но без излишнего словоблудия повествует об освоении Сибири. Истории сопровождаются иллюстрациями, выделением отдельных фрагментов крупным шрифтом.
ПАМЯТНИК ЕРМАКУ ВОЗДВИГНУТ В ТОБОЛЬСКЕ В 1839 ГОДУ. В ТО ВРЕМЯ ПАМЯТНИКОВ СТАВИЛИ ОЧЕНЬ МАЛО, А ПАНТЕОН «ГЕРОЕВ ИЗ НАРОДА» БЫЛ И ТОГО МЕНЬШЕ ИВАН СУСАНИН ДА КУЗЬМА МИНИН. НА ОТКРЫТИИ МОНУМЕНТА ЕРМАКУ ПРИСУТСТВОВАЛ ЦЕСАРЕВИЧ АЛЕКСАНДР. ЭТО БЫЛА ВЫСОЧАЙШАЯ ЧЕСТЬ, ОКАЗАННАЯ ИМПЕРИЕЙ ПРОСТОЛЮДИНУ.Я не могу ручаться, что данное произведение исторически верное (это не мой излюбленный период), но одно могу сказать, что это очень наглядно и познавательно.
Для себя однозначно решила, что хочу прочитать «Тобол», а за одно проехаться по Сибири, так сказать, закрепить на практике знания.
Из шестидесяти семей несчастных угличан едва ли половина добрела до Сибири. Хорошо перенёс дорогу лишь один-единственный ссыльный. В Угличе его сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо и наказали двенадцатью ударами плетей. Всю дорогу в Сибирь мужики и бабы тащили опального калеку на себе. А весил он 19 пудов 20 фунтов (319 кг), было ему триста лет, и звали его Набатный колокол. Вина на нём была страшная: он подстрекал жителей города к бунту.Данное издание очень чётко показало насколько слабы мои познания, надо будет это менять.
С удовольствием буду советовать, изучать данный период истории.