Немцы

Год издания: 2012 год.
ISBN: 978-5-17-090499-0

Скачать в формате: FB2 EPUB

Описание книги

Александр Терехов – автор романов «Мемуары срочной службы», «Крысобой», «Бабаев», вызвавшего бурную полемику бестселлера «Каменный мост» (премия «Большая книга», шорт-лист «Русский Букер»), переведенного на английский и итальянский языки. Роман «Немцы» был удостоен премии «Национальный бестселлер» и стал финалистом премий «Большая книга» и «Русский Букер».

Если герой «Каменного моста» погружен в недавнее – сталинское – прошлое, заворожен тайнами «красной аристократии», то главный персонаж нового романа «Немцы» рассказывает историю, что происходит в наши дни. Эбергард, руководитель пресс-центра в одной из префектур города, умный и ироничный скептик, вполне усвоил законы чиновничьей элиты. Младший чин всемогущей Системы, он понимает, что такое жить «по понятиям». Однако позиция конформиста оборачивается внезапным крушением карьеры. Личная жизнь его тоже складывается непросто: всё подчинено борьбе за дочь от первого брака. Острая сатира нравов доведена до предела, «мысль семейная» выражена с поразительной, обескураживающей откровенностью…

На нашем сайте вы можете скачать книгу Немцы Александр Терехов бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2.

Немцы

Ещё книги автора:

Последние отзывы

2024-03-14 15:18:00
Apsny
...Трудно отказываться, когда можешь забрать всё... Читать этот роман мне было трудно, не раз возникало желание бросить и не мучиться, останавливала только мысль о флэшмобе. Причина та, что написан он ужасным языком, причинявшим мне в процессе чтения ощутимые эстетические страдания. В заглавном отзыве на "Немцев" с удивлением прочла, что это великолепный литературный язык... задумалась, может, чего не поняла... В принципе, нормально ощущала себя в текстах Салтыкова-Щедрина, Стерна, Пруста и других, не отличающихся легкостью письма, там мне это нравилось. А тут создавалось впечатление, что автор просто не может четко выразить свою мысль, из-за чего "растекается мыслию по древу"и создает какие-то дурацкие, ничего, кроме раздражения, не вызывающие слова и выражения. Вот, чтоб не быть голословной: женские черноволосые азиатские голосавыудил из краснодеревянного лотка карандашНедовольно отвернулся в безрадостное заокно— Дима Кириллович потерпел-постонал подвешенно за ребро И все-таки, продравшись сквозь суконные тернии, я не пожалела, что прочла эту книгу. Она рассказывает об очень страшных людях и об очень страшных делах, которыми они занимаются. Нет, это не маньяки и не убийцы, это наши так называемые "слуги народа", которых вроде как народ и выбрал, чтобы они ему служили. Чиновники, "государевы люди", превратившиеся в современной России в особую касту, клан, разросшийся как раковая опухоль, заполонивший собой все и настолько обособившийся от простых смертных, что название автор ему дал и впрямь хорошее - немцы, особая порода, так сказать, возросшая в тиши российских кабинетов власти. Это люди, которых и людьми-то назвать если и можно, то с большой натяжкой, недаром, когда видишь их глаза на фотографиях - человеческого там искать бесполезно. Это жалкие рабы, служащие двум господам - деньгам и власти. Они живут в страхе, унижении и постоянном беспокойстве, как и положено рабам, пусть даже высокооплачиваемым. Они не сомневаются, что за деньги купить можно все, и соответственно - за деньги готовы на все. Так устроен их мирок, и они считают подобное устройство единственно возможным для всей вселенной. Опять же, чтобы не быть голословной, приведу пример из жизни. Мне лишь раз, достаточно случайно, пришлось столкнуться с крупным представителем касты "немцев", но впечатление до сих пор сильное. Я - эксперт-кинолог, и иногда сужу выставки собак породы далматин. На одну из таких выставок в Москве один из крупных чиновников (не московских, правда) привез свою собаку. Собака заняла третье место, а не первое, потому что она не была там лучшей. Господи, что началось, когда хозяин увидел результат! Такой бури возмущения я не припомню за все двадцать лет своей кинологической деятельности. Но самое интересное было потом! Он начал названивать мне, интересуясь, не надо ли чем помочь, нет ли каких проблем, когда и где я буду еще судить, вот он бы привез свою собачку... Где-то на третий раз уже конкретно сказал, что готов хорошо оплатить первое место... Мне было смешно и противно, торг не состоялся. Но не все эксперты разделяли, видимо, мои эмоции - на данный момент его собака, обладающая весьма посредственным экстерьером, одна из самых титулованных в России. И убивала именно вот эта уверенность "немца" в том, что все в мире продается и любое мнение можно купить, а тем более такие пустяки... Автор очень сильно пытается убедить нас в том, что главный герой не такой, как все остальные в этом серпентарии единомышленников - одной из московских префектур. Мол, что-то человеческое в нем все-таки есть, отсюда его метания, душевные порывы, борьба за дочь... Оно и неудивительно - ведь герой списан с самого автора, что тот не особо и скрывает. Только я не очень верю в этого светлого ангела на закопченной адской кухне. Мне кажется, это создания безнадежные, конченые, отрава продажности и наживы настолько разрушила их мозг и личность, что пути назад нет. Бог и истина никогда не заночуют в их душах, потому что там только черная выжженная пустыня.
2024-03-14 15:18:00
shlomy
В России первая реакция на слово "немцы" - это враги, захватчики, чужие. Работники префектуры, выведенные в книге, члены их семей и вся динамика их деятельности (а не только имена), наводит на мысль, что они - самые настоящие захватчики, с редкой бесцеремонностью, цинизмом, наглостью и бездушием присосавшиеся к источникам материальных благ и распоряжающиеся ими так, будто у них есть на это исключительное право. А все остальные, не обладающие властью и не приближенные к кормушке,- просто недостойный внимания мусор, с которым нечего считаться. Обуреваемые безконтрольной жаждой наживы, они не в состоянии остановиться, они не думают о том, чтобы развивать и улучшать полученный участок работы, а только о том, как бы побольше оторвать для себя. Это и есть отличительная черта любого захватчика: полное безразличие к оккупированному месту и людям, отношение к ним только как к средству обогащения, выкачивания всех ресурсов. По-настоящему страшно, что именно так описывает автор своих соотечественников, госслужащих одной из московских префектур. Тем более, что он знает, о чем говорит. Ведь из Википедии можно узнать, что в романе "писатель художественно переосмыслил свой опыт работы в должности директора пресс-центра префектуры Западного административного округа Москвы в 1999—2008 годах." Вторая и не менее интересная и эмоционально захватывающая линия сюжета - это личные переживания героя, связанные с тяжелым разводом и потерей контакта с любимой дочерью. Я не припомню другого произведения, в котором так подробно, искренне и с таким рвущим душу накалом рассказывается о тоске отца по общению со своим ребенком. На протяжении всей этой истории отец предпринимает бессильные попытки восстановить потерянный вследствие его ухода контакт, вернуть так необходимую ему любовь дочери, в которой вдруг концентрируется для него весь смысл жизни. Он пытается возродиться с ее помощью, взывает к ней как к последнему человеческому чувству, чистому и светлому, незамутненному бесконечной погоней за деньгами, способному спасти его от тоски и безысходности. Но и здесь терпит поражение. Одна из самых сильных книг, прочитанных мною в этом году.
2024-03-14 15:18:00
Githead
Александр Терехов, автор знаменитого «Каменного моста», за этот роман получил премию «Национальный бестселлер». Роман из тех, что долго не забываешь, споришь с ним, укладываешь в голове, думаешь о нем. Амбициозная книга, попытка диагноза чиновничеству и времени на изломе нулевых, по данному тексту можно оценивать социально-психологический профиль той эпохи. Как «Служебный роман» зафиксировал рязановские образы служащих советского учреждения в веках, так и «Немцы» обозначили тереховские контуры диктатуры бюрократии, ненасытности правящего класса, догматизма коррупции, распада общества, победы идеологии «обогащайся!», власти золотого тельца над умами и душами сограждан. Хорошо было бы тогда экранизировать, Тодоровскому, например, или, напротив, Герману – материал очень кинематографичен, его сарказм и черный юмор позволяют искать изобразительное решение в диапазоне от мюзикла и фантасмагории до нуара. Но сняли в итоге через 10 лет и сняли сериал. Говорят, мало связан с романом и действие в урюпинск перенесли от греха подальше, там в урюпинсках чего только не бывает, за всем не уследишь. Терехов, 9 лет проработавший в должности своего главного героя Эбергарда, – начальником пресс-центра московской префектуры дособянинской эпохи, сделал данную прозу настолько реалистичной, насколько это возможно. Портреты, ситуации, диалоги, уровень взаимодействия и масштаб сумм – все очень аутентично. Уверен, что под псевдонимами выведены вполне конкретные люди – представляю, как читали эту книгу бывшие коллеги автора. И первый вопрос здесь: почему немцы? В тексте прямых объяснений, почему часть героев зовут Эбергард, Хассо, Фриц, Хериберт, Кристианыч, Улрике, Сигилд не найти, но наиболее адекватный ответ понятен. Без комментариев. С другой стороны, как известно, что русскому – хорошо, то немцу – смерть. «Раса господ выходила к сероштанному миллионному быдлу без палки и в меньшинстве – никто не осмелится даже поднять глаза, все вывернут карманы, подставляя один бок, другой для удобства; время жестоко – мы никогда не будем равны, и наши дети не будут равны, мы скажем, где и когда тебе жить, что и когда ты будешь делать, тебя нет».Роман написан в двух плоскостях, создавая симбиоз производственного (будни московской префектуры) и семейного (ситуация по поводу судебной тяжбы о правах отца видеться со своей дочерью) романов. Текст сшит крепко, пестро, интонационно резко, к кульминации напряжение нарастает, завершаясь геометрическим катарсисом в неоднозначно открыто-трагичном финале. К авторской манере привыкаешь не сразу, она мне напомнила маканинского «Асана» имитацией прерывистости мысли и человеческой речи: Психолог: «Вы несчастливы в новой семье? Тогда в чем дело? У нее новая семья, у вас новая семья, нет материальных проблем, все естественным образом должно забываться, и никто не мстит… Вот я, - и это у всех! – развелась и – Гос-споди! – да мне все равно! где он там да что там с ним… А у вас? Может любовь перешла в ненависть? И дело не в дочери? Дело в вас?!... Это уже – их – семья! Вы не можете вмешиваться в – их – жизнь!»Крах отношений с дочерью, гибельные последствия развода, неудовлетворенность новой семейной жизнью, кризис действующей модели определения себя «живым» прописаны автором на пугающем уровне откровенности и, как подозревается, автобиографичности. «…Вот я живу, и мне никогда не больно. У меня всё сложилось, я всё выстроил – я не пропаду. Но я почему-то ничего не чувствую по-настоящему… А с дочкой – я почувствовал. Первый раз! Я ожил. Теперь уже не могу остановиться, это само… Я, оказывается, еще не пустой! Я – человек, оказывается! Фриц! Вот тебе, чего тебе хочется? Не сейчас, а вообще? – Ну… чтоб всё было как-то по-нормальному… Уровень по доходам. Запас. Короче, чтоб можно было не работать и жить достойно, на процент». Надо – как Фриц, а Эбергард дает слабину, что называется: «…мечтала: три раза в неделю ты будешь приходить пораньше, чтобы посидеть с малышом, пока я сбегаю на фитнес, - не подозревая, как часто (несколько раз в день) Эбергарду хотелось выпрыгнуть с балкона, сорваться и унестись, бренча цепью, без сожаления «всё это» прекратить». Многие отмечают, что именно проявление героем человеческих чувств вырвало его из системы, заставило проиграть кровожадный естественный отбор, пройти все круги чиновничьего ада. А столичная система в романе любит пожирать своих детей на полдник. «Сейчас главное слово – система. Надо быть, - сообщил как червячье страшное,- внутри… Если ты не пролез или выпал – тебя нет. Надо встроиться. Встроился – держись. Держишься, ходи с прутиком, ищи, где тут под землей финансовые потоки… Но – только в системе. Система!»В книге масса запоминающихся и точных сцен, обрисовывающих время победы стяжательства. У человека, мешавшему префекту и которого незаконно обвинили при посредничестве Эбергарда, остался сын-инвалид. Очень сильный ход у автора с женой заключенного, которая приходит к герою за помощью. Эбергард - плоть от плоти этой системы, прислуживающий ей и раболепствующий перед ней, редкостная сволочь по сути, но в то же время его жалко, ему сочувствуешь, сложное чувство. Он, волей Терехова и нашей вовлеченности в его переживания, вызывает симпатию, но не задумываясь применяет административный ресурс по отношению к брошенной жене в отделе по опеке, оценивает людей по коррупционному потенциалу (об уволенном бывшем начальнике управы, считающемся другом: «Звонить Фрицу незачем, его погасили, на Фрице нащупали выключатель и отключили…»), циничен в связях с женщинами, совершает уголовные и должностные преступления. Но, как сказал в свое время главный редактор «Эксперта» о находящейся тогда под следствием известной чиновнице из Министерства обороны, она является не столько преступником в глазах населения, сколько ролевой моделью и недосягаемой мечтой реализации успешной карьеры. «Надо вычислить, понимаешь ли, одну небольшую такую точку, где напряжение твоего личного космоса пересекается с напряжением геополитического вызова, и взорвать это напряжение, освободив такое движение, что унесет твой род … в элиту! - И где ты теперь работаешь? – Вице-президент ассоциации «Беларусь-Россия-Индия».Закончу еще одной цитатой «Новые люди - они... выглядели обычными, единокровными, теплокровными млекопитающими, потомством живородящих матерей – как все, но никого это не обманывало: упаковывались они отдельно, между собой говорили иначе…, улыбались особо, уединялись, припоминая общее прошлое…, отстраненно замолкали как только речь заходила про монстра; владели будущим, жили уверенно, они – «на этом» свете, а префектурные старожилы «на том»; новые знали «как»: не поднимали на префекта глаз, вступали в его кабинет на цыпочках…, крались до ближайшего стула, неслышно присаживались и глядели в стол, помалкивали…, когда префект спрашивал, быстро переходя на мат и бросание подручных предметов».Вывод: «Отлично». Важная историко-антропологическая книга.
2024-03-14 15:18:00
ann1974
Сразу хотелось бы начать с названия романа. Несмотря на то что большинство героев произведения носят нерусские имена (Эрбергард, Улрике, Сигирд, Эрна, Хассо, Хериберт, Фриц), читатель сразу понимает, что речь идёт о российской действительности рубежа 20 и 21 веков. И сразу понимаешь, что автор имел в виду не географическую принадлежность героев и событий к Германии, а древнее толкование русичами слова «немцы». Ведь издревле на Руси немцами называли чужаков, которые разговаривают на непонятном русичам языке. Отсюда и происхождение слова – немцы, то есть немые, не могущие сказать на русском языке. Если рассматривать жизнь героев с точки зрения такого толкования заглавия, то сразу становится понятно, что имел в виду автор, рассказывая нам о жизни людей, находящихся у верхушки власти, работающих в некоей префектуре. Действие романа развивается в двух параллельных плоскостях. Наблюдая за жизнью главного героя Эрбегарда, мы, с одной стороны, знакомимся с его профессиональной деятельностью, а с другой стороны, видим его личную жизнь. Что касается профессиональной составляющей, то всё здесь похоже на какую-то фантасмагорию, сродни «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Люди, находящиеся у власти, озабочены отнюдь не нуждами простого народа. Их главная цель – обеспечить безбедное существование себе любимому и своим родным на много поколений вперёд. И вот здесь срабатывает эффект бумеранга, так как за всё в этой жизни приходится платить, подчас очень дорого и не деньгами, а личным счастьем и благополучием тех самых родных. Так и получается у Эрбегарда, вынужденного вести судебную тяжбу за право видеться с дочерью от первого брака, постепенно утрачивающего все свои материальные блага, накопленные (=награбленные) нечестным путём. Финал открытый, обрывающийся на самом напряжённом моменте. Сможет ли герой (дадут ли ему) жить счастливо, освободившись от материальной мишуры? Есть ли у него шанс начать всё заново?
2024-03-14 15:18:00
20dima04
Прочитал вот... Кто-то и когда-то назвал гоголевские "Мертвые души" энциклопедией русской жизни. Теперь такая энциклопедия есть и для современной России. По-моему роман Терехова и есть классика в чистом виде. Через 50-100 лет о сегодняшней жизни будут судить именно по этой книге.Читать, читать и еще раз читать.