Монтессори по-японски. Легендарная система воспитания самостоятельных детей бесплатное чтение
Каннари, Мики
Монтессори по-японски: легендарная система воспитания самостоятельных детей / Мики Каннари, Ёсио Момоэда; пер. с яп. А. Хасэгавы. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023. – (Монтессори-воспитание).
ISBN 978-5-00195-919-9
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
モンテッソーリ流「自分でできる子」の育て方
Montessori ryu “Jibun de dekiru ko” no Sodatekata
Copyright © Miki Kannari 2015
Copyright © Yoshio Momoeda 2015
Original edition published by Nippon Jitsugyo Publishing Co., Ltd.
Russian Edition arranged with Youbook Agency, China and Nova Littera.
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2023
Введение
Возможно, эта книга привлекла вас, потому что вы педагог и интересуетесь методикой Монтессори или родитель, который стремится больше узнать о том, как воспитать самостоятельного ребенка, помочь ему реализовать свой потенциал и раскрыть все свои таланты. А может быть, вы столкнулись с первым возрастным кризисом в жизни ребенка – так называемым периодом «не хочу, не буду», который возникает у детей приблизительно в возрасте от полутора до трех лет. И теперь вы ломаете голову над постоянными капризами ребенка: то он не желает делиться игрушками с друзьями, то сам играет только с одной. В какой-то момент поведение ребенка начинает казаться вам бессмысленным, и вы совсем перестаете его понимать, раздражаетесь и теряете терпение. Что же делать в такой ситуации? Ответ на этот животрепещущий вопрос вы найдете здесь.
На самом деле детские капризы, их постоянные «не хочу, не буду» и вечные споры с родителями несут в себе вполне определенный смысл. Поняв это, вы сможете осознанно подойти к воспитанию своего ребенка. Изматывающие споры и запреты останутся в прошлом. Эта книга научит вас лучше разбираться в причинах поведения малыша и позволит воспитывать его со спокойной душой.
Для достижения этой цели вам в первую очередь необходимо прислушиваться к своему ребенку. Понаблюдайте за ним внимательно. Так вы сможете лучше узнать малыша и понять, чем он интересуется именно сейчас. В определенном возрасте дети начинают уделять конкретным вещам или концептам особое внимание. Такие периоды в жизни ребенка называются «сензитивными». Мы подробнее рассмотрим их далее в этой книге.
Даже если ребенок проказничает, наберитесь терпения. Не торопитесь говорить «нельзя» и прибегать к запретам. Попробуйте успокоиться и внимательно понаблюдать за действиями своего малыша. Как только вы справитесь со своим непониманием и сконцентрируетесь на том, как именно ведет себя ваш ребенок, вы с удивлением обнаружите, что определенные его действия могут быть напрямую связаны с проявлением у него конкретных сензитивных периодов. Если вы поймете это, вы сможете организовать окружающее ребенка пространство так, чтобы оно соответствовало тому сензитивному периоду, который он сейчас переживает. Обращайте внимание на особенности поведения вашего ребенка и относитесь к нему с пониманием и любовью.
Раньше я работала в детском саду, где не придерживались принципов педагогики Монтессори. Когда малыши не слушались, воспитатели начинали их отчитывать и стыдить за плохое поведение. Дети должны были демонстрировать послушание и вести себя так, как от них требовали воспитатели. Если расшалившиеся дети выходили за рамки, тут же следовал суровый окрик наставника: «Нельзя! Разве можно так себя вести?!» Когда я вспоминаю об этом, мне кажется, что и я тогда была чересчур напористой, и теперь мне стыдно за свои действия.
Если воспитательный процесс организован таким образом, то и для детей, которые постоянно слышат негативные комментарии в свой адрес, и для взрослых, которые их ругают, общение превращается в сплошной стресс. Подобное воспитание не приносит плодов. Дети начинают думать, что для того, чтобы их не ругали, они должны быть прилежными и тихими, а педагог старается воспитать идеальных детей и злится, так как у него не получается. Создается крайне неприятная ситуация. Однако в то время я еще этого не замечала.
Я начала работать в детском саду Монтессори по чистой случайности, но мне потребовалось совсем немного времени, чтобы по-настоящему проникнуться магией этой системы. В детском саду Монтессори у педагога не возникает необходимости что-либо запрещать детям, и сами дети каждое утро радостно идут туда, где могут весело проводить время.
«Наблюдайте за ребенком – замечайте, что его интересует, – присматривайте за ребенком, пока он занимается любимым делом». Если вы будете действовать по этой схеме, вы и сами не успеете заметить, как скоро с ваших плеч спадет груз. Воспитание ребенка станет приносить вам радость.
Когда я работала в детском саду и замечала проявления определенных сензитивных периодов у ребенка, я подготавливала учебные материалы, которые бы соответствовали его интересам, и наблюдала, как увлеченно ребенок играет с тем, что я для него подобрала. Мне было радостно видеть, как дети развиваются. В такой обстановке спокойно и весело и взрослым, и малышам.
Каждый ребенок может добиться всего самостоятельно. Верьте в своих детей. Чтобы ребенок развивал свои способности, взрослые должны помогать ему – но только в меру. Тогда ребенок будет заниматься интересным для него делом, а родители смогут проводить каждый день с улыбкой.
В этой книге вы найдете множество советов, которые помогут родителям жить в гармонии и радости со своими детьми. Конечно, на практике все далеко не всегда может быть гладко. Однако после прочтения этой книги вы посмотрите на своего ребенка другими глазами. Вы поймете, почему он ведет себя так, а не иначе, почему он капризничает и проказничает, что стоит за, казалось бы, нелогичными и необъяснимыми поступками вашего ребенка. Надеюсь, это поможет вам сохранять терпение и спокойствие и сделает ваше общение с ребенком радостным и счастливым.
Мики Каннари Июль 2015 г.
Глава 1. Знакомство с ребенком
Все мы когда-то были детьми. К сожалению, повзрослев, мы чаще всего напрочь забываем о том, что испытывали в детстве. Возможно, вы припоминаете ситуации из детства, в которых вели себя очень упрямо, например не хотели выходить из дома или плакали, потому что вас просили поделиться игрушками с другими детьми. При этом вам может быть трудно вспомнить, что именно вы чувствовали в тот момент или почему так поступали. Когда мы становимся взрослыми, действия детей начинают казаться нам нелогичными. Наверняка вы и сами не знаете, почему вас в детстве так волновали вещи, которые сейчас кажутся обычными.
Ваши дети – как и вы в их возрасте – плачут, устраивают истерики и не хотят поступать так, как просят взрослые. Вы можете не понимать причин этого и в ответ повышать голос, ругаться и добиваться от детей ответа, почему те не хотят вас слушать. Во взрослом возрасте нам становится трудно понимать поведение наших детей.
Педагогика Монтессори помогает прояснить причины того, что дети:
• не слушают того, что им говорят;
• всегда противятся и твердят «не хочу», «не буду»;
• проявляют к некоторым вещам сильнейший интерес;
• склонны повторять одни и те же действия;
• поступают совершенно непонятным для взрослых образом;
• и так далее…
Родители не представляют, что служит причиной такого поведения. Но у каждого указанного выше действия, как и у многих других детских капризов, есть свое объяснение. Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, изучила причины подобного детского поведения и изложила их в своих научных работах.
Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Она была первой женщиной, которая поступила в медицинскую школу при Римском университете Ла Сапиенца. Мария смотрела на детей глазами врача и ученого: наблюдения за ними в дальнейшем помогли ей сформировать уникальную педагогическую систему.
После выпуска из Римского университета Мария Монтессори работала в психиатрической клинике и оказывала воспитательно-лечебную помощь детям с проблемами умственного развития. Наблюдая за детьми, которых доктора считали умственно отсталыми, Мария заметила, что дети с большим интересом собирали в ладони крошки с пола. В таком поведении она распознала проявление интеллектуальной деятельности.
Ребенок учится и воспринимает окружающий мир иначе, чем взрослый человек. Мир, в котором живет ребенок, в корне отличается от мира, в котором живет взрослый.
Это открытие со всеми следующими из него выводами во многом повлияло на подход к детскому образованию.
Портрет Марии Монтессори печатался на итальянской купюре в 1000 лир до тех пор, пока Италия не сменила свою валюту на евро. В Италии о Марии Монтессори знал каждый. Она была ведущим педагогом в стране.
Мария Монтессори утверждала, что каждый ребенок обладает способностью к саморазвитию. В этом и заключается «метод саморазвития Марии Монтессори». Согласно этому методу взрослые не обучают детей напрямую. Ребенок подсознательно понимает, какой навык он должен развивать в том или ином возрасте, и естественным образом сам стремится к его развитию. Именно это саморазвитие и проявляется в повторных действиях ребенка или же в действиях, которые абсолютно не понятны взрослому человеку и вызывают у него лишь вопросы.
Дети учатся на ошибках и исследуют мир с их помощью. Именно так они и нарабатывают новые навыки. Взрослые должны верить в способности своих детей и присматривать за ними. Такой подход является наиболее уважительным по отношению к ребенку.
В педагогике Монтессори ведущую роль играет ребенок. Преподаватель верит в его внутренние способности, наблюдает за ним и организует окружающее пространство для ребенка таким образом, чтобы он смог наиболее эффективно развивать свои навыки. В педагогике Монтессори роль взрослого человека заключается в поддержке, которую он оказывает ребенку.
Мы часто задумываемся, почему наши дети поступают так или иначе. В книге мы рассмотрим детские причуды через линзу педагогики Монтессори, объясним причины детского поведения и расскажем, как с ним можно справляться. Возможно, во время чтения вы также вспомните о собственном детстве и задумаетесь, что двигало вами в том возрасте.
Замечали ли вы, что ваш ребенок всегда выбирает одну и ту же одежду? Или, быть может, что он отказывается возвращаться домой любой дорогой, кроме той, которая ему уже привычна? Когда поймете причины, которые стоят за поведением ребенка и его детскими капризами, вы сможете иначе взглянуть на те действия, которые раньше вас раздражали. Это поможет вам отнестись с теплом и пониманием к поведению ребенка, которое кажется странным.
От того, знают или нет родители, что их ребенок проходит через определенные сензитивные периоды, сильно зависит их отношение к нему. Для начала вам необходимо понять, какова природа ребенка и что его характеризует.
Зная о сензитивных периодах, вы поможете ребенку самостоятельно развивать свои способности! Чаще всего в непонятных для взрослого действиях ребенка скрывается ключ к развитию его способностей.
Рассмотрим следующую ситуацию: ребенок идет по дороге и забирается на высокий бордюр. Теперь вы идете медленнее и дойдете до дома позже. Вдобавок это опасно, и вы сразу же просите ребенка слезть. Однако дети забираются на бордюр не просто так. Они таким образом тренируют свой вестибулярный аппарат и учатся держать баланс. Хождение по бордюру, по сути, направлено на развитие физических способностей вашего ребенка! Понимая это, вы начинаете иначе воспринимать подобные действия. Если ваш ребенок не забирается слишком высоко, стоит разрешать ему ходить по бортикам, чтобы он мог тренироваться.
Давайте введем определение сензитивного периода, а подробнее поговорим об этом во второй главе.
В педагогике Монтессори жизнь ребенка разделяют на периоды, которые называются сензитивными. Скорее всего, вам раньше никогда не встречался такой термин. Однако именно в этих периодах и кроется ключ к развитию талантов вашего малыша.
Сензитивный период – это конкретный период в развитии ребенка, во время которого подсознание подталкивает его к изучению новых для него понятий и делает его особо восприимчивым к определенному набору вещей.
Если разбить определение по пунктам, мы можем выделить четыре основных компонента. Сензитивный период:
• возникает с конкретной целью;
• в определенный момент;
• вызывает сильнейший интерес;
• в отношении чего-то конкретного.
Все детство делится на сензитивные периоды, каждый из которых может продолжаться до нескольких лет. В этой книге мы сосредоточимся исключительно на тех сензитивных периодах, через которые ребенок проходит с рождения до возраста шести лет.
Дети в возрасте примерно двух-трех лет проходят через этап «не хочу, не буду», который накладывается на сензитивные периоды, и все это вызывает у родителей сложности с воспитанием. Мне хотелось бы уделить особое внимание этой проблеме.
В зависимости от возраста ребенок проходит через разные сензитивные периоды и, соответственно, начинает проявлять интерес к разным вещам. Например, среди двухлеток часто можно встретить малышей в сензитивном периоде «восприятия порядка», который связан с привычками. Особенность этого периода заключается в том, что ребенку хочется, чтобы одни и те же события всегда проходили по определенному сценарию.
Рассмотрим пример проявления этого сензитивного периода. У моей знакомой есть сын по имени Ёсито. Однажды она пожаловалась мне на следующую ситуацию. Утром она очень торопилась, так как именно в этот день ей нужно было выйти из дома раньше обычного. Она пыталась поторопить Ёсито, но сын упорно продолжал собираться медленно, как он привык. Мама, конечно, разозлилась и начала отчитывать его за медлительность. Но Ёсито будто бы совсем не слышал ее. Он покормил аквариумных рыбок, достал любимый пазл, разок поиграл с ним, потом неспешно переоделся и сел завтракать. Когда они с мамой наконец вышли из дома, Ёсито убежал за соседний дом и, как всегда, начал играть с мамой в прятки. Мама нервничала, но Ёсито не обращал на нее внимания. Он одно за другим совершал все действия, которые привык совершать каждый день, в том же порядке, что и обычно, с такой же скоростью, таким же образом.
Поведение Ёсито объясняется тем, что он проходит через определенный сензитивный период. И в нем испытывает особый интерес к привычному. За счет этого Ёсито постепенно учится поддерживать в своей жизни порядок. Когда ребенок упрямо повторяет одни и те же действия изо дня в день, это происходит потому, что он впервые в жизни начинает осознавать концепцию порядка.