Психология: конспект лекций бесплатное чтение
Н. А. Богачкина
Данное учебно-методическое пособие представляет краткое изложение основного материала лекций по курсу «Психология». Представленный в пособии материал поможет студентам подготовиться к сессии и успешно сдать зачет или экзамен по данной дисциплине. Предназначено для студентов средних специальных и высших учебных заведений.
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука
1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования
1. Определение психологии как науки.
2. Основные отрасли психологии.
3. Методы исследования в психологии.
1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.
Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».
Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.
Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.
Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.
Р. С. Немов предлагает следующую схему.
Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).
Приведенное разделение достаточно условно, так как возможен переход из одной категории в другую. Например, если какой-либо процесс протекает длительное время, то он уже переходит в состояние организма. Такими процессами-состояниями могут становиться внимание, восприятие, воображение, активность, пассивность и т. п.
Для лучшего понимания предмета психологии приведем таблицу примеров психических явлений и понятий, представленную в работах Р. С. Немова (1995).
Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.
2. Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).
Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.
Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.
Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».
Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.
Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).
1. Психология познавательных процессов и состояний.
2. Психология личности.
3. Психология индивидуальных различий.
4. Возрастная психология.
5. Социальная психология.
6. Зоопсихология.
7. Психофизиология.
1. Педагогическая психология.
2. Медицинская психология.
3. Военная психология.
4. Юридическая психология.
5. Космическая психология.
6. Инженерная психология.
7. Экономическая психология.
8. Психология управления.
Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.
3. Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.
Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.
Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.
Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.
Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.
Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.
Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).
1. Планомерность и систематичность проведения.
2. Целенаправленный характер.
3. Длительность наблюдения.
4. Фиксация данных с помощью технических средств, кодирования и т. п.
1. Структуированное (имеется подробная пошаговая программа наблюдения) – неструктуированное (имеется лишь простое перечисление данных, подлежащих наблюдению).
2. Сплошное (фиксируются все реакции наблюдаемых) – выборочное (регистрируются лишь отдельные реакции).
3. Включенное (исследователь выступает как член группы, в которой осуществляется наблюдение) – невключенное (исследователь выступает как сторонний наблюдатель).
Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.
1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.
Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.
Трудности лабораторного эксперимента:
1) необычность ситуации, в силу чего могут искажаться реакции испытуемых;
2) фигура экспериментатора способна вызывать либо желание угодить, либо, наоборот, сделать что-то назло: и то, и другое искажает результаты;
3) пока еще не все явления психики могут быть смоделированы в условиях эксперимента.
2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А. Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.
Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.
Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.
Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.
Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.
Может применяться на различных этапах исследования.
Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.
Виды анкет:
1) индивидуальные – коллективные;
2) очные (имеется личный контакт исследователя и анкетируемого) – заочные;
3) открытые (анкетируемые сами формулируют ответы) – закрытые (представлен перечень готовых ответов, из которых надо выбрать наиболее походящий анкетируемому).
Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.
Виды интервью:
1) стандартизированное – все вопросы сформулированы заранее;
2) нестандартизированное – вопросы формулируются ходе интервьюирования;
3) полустандартизированное – часть вопросов сформулирована заранее, а часть возникает в процессе интервью.
При составлении вопросов следует помнить, что первые вопросы должны дополняться последующими.
Наряду c прямыми вопросами необходимо использовать косвенные.
Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.
Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.
Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.
Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.
Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.
Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.
1. Тест-опросник – тест-задание.
2. Аналитические (изучают одно психическое явление, например, произвольность внимания) – синтетические (изучают совокупность психических явлений, например, тест Кеттелла позволяет дать заключение о 16 качествах личности).
3. в зависимости от содержания тесты делятся на:
1) интеллектуальные (изучают особенности интеллекта, так называемый IQ);
2) тесты профпригодности (исследуют уровень профессионального соответствия);
3) личностные тесты (словесные; проективные, когда о качествах человека судят по тому, как он воспринимает и оценивает предлагаемую ему ситуацию).
Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.
2. Становление психологии как науки
1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.
2. Становление психологии как самостоятельной науки.
3. Современные психологические концепции.
1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности.
Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека.
Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух.
Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал.
Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа.
Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» – «дух», «душа»).
На смену анимизму пришло новое философское учение – атомистическое.
Ярким представителем этого направления выступал Аристотель. Он полагал, что мир – это совокупность мельчайших неделимых частиц – атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души – самые мелкие и наиболее подвижные.
Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.
Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.
По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.
Ум зависит от величины мозга, эмоции – от сердца.
Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит. Он считал, что все в мире состоит их атомов.
Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня.
Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны.
Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.
Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона.
Согласно его воззрениям человек – это узник в пещере, а действительность – его тень.
У человека две души: смертная и бессмертная.
Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом.
Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения.
Существуют вечные идеи, а мир – слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.
Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти.
Память – это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска.
Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.
Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. в эпоху.
Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться.
Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.
Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.
Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление – дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.
Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.).
Таких позиций придерживались Р. Декарт и Дж . Локк.
Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.
Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.
Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы.
Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.
Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.
2. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глубокие изменения.
Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материальными и психическими проявлениями.
Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, доказывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат дуализма об их раздельном существовании.
Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль душевных феноменов в жизни и поведении человека.
Механистическое понимание хорошо объясняло однообразные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения.
Положения атомистической психологии также не укладывались в новые научные факты и требовали пересмотра.
Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:
1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;
2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;
3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.
Возникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения психологических знаний. В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ (фрейдизм).
Рассмотрим их подробнее.
Бихевиоризм. Его основоположником является американский ученый Д. Уотсон, который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.
Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.
Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.
Тем не менее Уотсон не мог не признавать наличия чисто человеческих психических феноменов.
Психические состояния он интерпретировал как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.
Ученые этого направления отрицали возможность изучения сознания.
Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».
Однако уже в 30-е гг. ХХ столетия такие крайние взгляды Д. Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Э. Толменом и К. Халлом. Так, Э. Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения.
Цель – это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов.
Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.
К. Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы.
Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.
Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции.
Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Б. Ф. Скиннер).
Гештальтпсихология зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы.
Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.
Яркими представителями являются К. Левин, М. Вертгеймер, В. Келер и др.
Суть этого направления сформулировал М. Вертгеймер, который писал: «… существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».
То есть гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).
К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.
Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.
Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.
Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.
Психоанализ был разработан австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом, поэтому иногда называется «фрейдизм».
Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.
Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.
Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение – либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека.
Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях.
Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.
В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.
Вплоть до 60-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.
Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.
Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.
Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.
Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.
Представители когнитивной школы – Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.
Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.
Главное – понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.
В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.
Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.
Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда.
Его представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.
Общее во всех этих воззрениях – признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.
Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом.
Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно.
Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.
Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией.
Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.
Выделяются два типа бессознательного: личное и коллективное.
Личное бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта, коллективное – передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.
Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.
Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.
Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты.
Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам – во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.
Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:
1) мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;
2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;
3) сенсорный – довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;
4) интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.
Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.
Еще один яркий представитель неофрейдизма – Э. Фромм, который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены.
Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.
Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.
Генетическая психология. Ее основатель – швейцарский психолог Ж. Пиаже, который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.
В процессе когнитивного развития выделяются три периода:
1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);
2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);
3) этап формальных операций (после 11–13 лет).
Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.
Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.
Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета.