Франция. Полная история бесплатное чтение
© С. Нонтэ, текст, 2023
© ООО «Издательство АСТ», 2023
Дизайн обложки Александра Воробьева
Ключевые даты истории франции
600 год до н. э.
Ионические греки из Фокеи основали колонию Массалию на берегу Средиземного моря. Так появился современный Марсель – древнейший город нынешней Франции.
390 год до н. э.
Галльское воинство, возглавляемое Бренном, захватило и разграбило Рим.
58–50 гг. до н. э.
Галльская война (Bellum Gallicum) – протекавший в несколько этапов вооруженный конфликт Римской республики с галльскими племенами, закончившийся покорением последних.
52 год до н. э., сентябрь
Битва при Алезии – сражение между римской армией под командованием Гая Юлия Цезаря и галльской армией под командованием Верцингеторикса.
46 год до н. э.
Убийство плененного Верцингеторикса в Риме.
242 год н. э.
Первое упоминание франков в хрониках.
481
Начало правления Хлодвига I из династии Меровингов, сплотившего франков в единое государство и распространившего его границы до Пиренеев.
496, 25 декабря
Крещение короля Хлодвига I в Реймсе.
511, 27 ноября
Смерть короля Хлодвига I.
545, 3 июня
Смерть Клотильды, супруги короля Хлодвига I.
561, 29 ноября
Смерть короля Хлотаря I.
629, 18 октября
Смерть короля Хлотаря II, ставшего первым королем всех франков со времен своего деда Хлотаря I.
732, 10 октября
Карл Мартел на равнинах Пуатье положил конец мусульманской экспансии на территории нынешней Франции и тем самым фактически спас всю Западную Европу.
741, 22 октября
Смерть Карла Мартела.
768, 24 сентября
Смерть Пипина Короткого, первого короля из династии Каролингов, после чего королем франков стал его старший сын Карл I Великий (по-французски – Charlemagne).
800, 25 декабря
Карл I Великий стал Императором Запада. Его короновал в Риме папа Лев III, и эта церемония официально признала Франкское государство в качестве преемника Западной Римской империи.
814, 28 января
Смерть Карла Великого.
877, 6 октября
Смерть короля Карла II Лысого, правителя Западной Франкии (Francia Occidentalis), ставшей потом современной Францией, когда другие короли расширили ее на восток.
987, 22 мая
Смерть короля Людовика V Ленивого, последнего представителя династии Каролингов. После этого королевство стало известно под именем Франция, поскольку представители новой правящей династии Капетингов изначально являлись герцогами Иль-де-Франс.
987, 3 июля
Коронация Гуго Капета, основателя королевской династии Капетингов.
996, 24 октября
Смерть Гуго Капета.
1051, 19 мая
Бракосочетание в кафедральном соборе Реймса короля Генриха I и Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого.
1214, 27 июля
Сражение при Бувине между войсками французского короля Филиппа II Августа и англо-фламандско-немецкой коалиции, возглавляемой императором Священной Римской империи Оттоном IV, ставшее важным рубежом на пути к объединению французского государства.
1223, 14 июля
Смерть Филиппа II Августа, первого короля Франции, начавшего использовать собственно титул «король Франции» (rex Franciae) вместо титула «король франков» (rex Francorum), а также первого из Капетингов, передавшего власть наследнику, не коронуя его при своей жизни.
1226, 8 ноября
Коронация Людовика IX Святого.
1270, 25 августа
Смерть Людовика IX Святого, руководителя Седьмого и Восьмого крестовых походов, канонизированного потом католической церковью.
1328, 1 февраля
Смерть короля Карла IV Красивого, оказавшегося последним представителем старшей ветви династии Капетингов на французском троне. Не имея сына, он должен был предоставить Генеральным штатам решение вопроса, кому отдать престол – Филиппу Валуа, его двоюродному брату, или Эдуарду III Английскому, его племяннику.
1337, осень
Начало Столетней войны между Францией и Англией.
1346, 26 августа
Битва при Креси в Северной Франции – одно из важнейших сражений Столетней войны.
1356, 19 сентября
Битва у Пуатье, в которой англичане наголову разбили превосходящие силы французов.
1415, 25 октября
Битва при Азенкуре, в которой французская армия вновь потерпела сокрушительное поражение.
1429, 17 июля
Коронация в Реймсе Карла VII после снятия осады Орлеана, организованного Жанной д’Арк.
1431, 30 мая
Жанна д’Арк сожжена на костре на рыночной площади в Руане.
1453, 17 июля
Столетняя война закончилась поражением англичан в битве при Кастийоне в Гаскони.
1483, 30 августа
Смерть короля Людовика XI, считающегося основателем абсолютной монархии во Франции.
1515, 25 января
Коронация Франциска I, с именем которого связан расцвет французского Возрождения.
1559, 10 июля
Смерь короля Генриха II от раны, полученной на рыцарском турнире.
1561, 15 мая
Коронация Карла IX, правление которого ознаменовалось кровавыми религиозными войнами.
1572, 24 августа
Варфоломеевская ночь – массовые убийства протестантов (гугенотов).
1589, 2 августа
Смерть Генриха III, последнего короля из династии Валуа.
1593, 25 июля
Принял католицизм гугенот Генрих IV, которого убийство Генриха III привело к восшествию на престол. Этот человек стал основателем французской королевской династии Бурбонов.
1598, 13 апреля
Король Генрих IV для прекращения религиозных войн во Франции подписал Нантский эдикт, даровавший свободу вероисповедания протестантам.
1610, 14 мая
Убийство короля Генриха IV.
1610, 17 октября
Коронация Людовика XIII.
1617, 24 апреля
Убийство Кончино Кончини (маршала д’Анкра), фаворита Марии Медичи, матери Людовика XIII.
1624, август
Арман-Жан дю Плесси-Ришелье стал первым министром короля, и на этом посту ему суждено было пробыть восемнадцать лет.
1642, 3 июля
Смерть Марии Медичи.
1642, 4 декабря
Смерть кардинала де Ришелье.
1643, 14 мая
Смерть короля Людовика XIII.
1643, 18 мая
Первым министром Франции стал Джулио Мазарини, который продолжил политику укрепления французского абсолютизма.
1643, 19 мая
Сражение при Рокруа – крупная победа французских войск над испанцами.
1654, 7 июня
Коронация Людовика XIV, известного как «король-солнце».
1661, 9 марта
Смерть Джулио Мазарини.
1683, 6 сентября
Смерть Жана-Батиста Кольбера – министра финансов и фактического главы правительства Людовика XIV.
1685, 18 октября
Отмена Нантского эдикта 1598 года, даровавшего свободу вероисповедания протестантам.
1715, 1 сентября
Смерть короля Людовика XIV.
1715, 3 сентября
Королем стал пятилетний Людовик XV.
1722, 25 октября
Официальная коронация Людовика XV.
1745, 11 мая
Битва при Фонтенуа – сражение между французскими войсками, с одной стороны, и союзными силами англичан, голландцев и ганноверцев во время Войны за австрийское наследство.
1756–1763
Семилетняя война между Австрией, Францией, Россией, Испанией, Саксонией, Швецией с одной стороны, и Великобританией в унии с Ганновером, Пруссией и Португалией – с другой.
1764, 15 апреля
Смерть фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур.
1774, 10 мая
Смерть короля Людовика XV.
1775, 11 июня
Коронация Людовика XVI.
1789, 14 июля
Так называемый «штурм» Бастилии, ставший символом Великой французской революции.
1792, 10 августа
Падение монархии во Франции.
1792, 20 сентября
Победа французской армии над наступавшими на Париж пруссаками при Вальми.
1792, 22 сентября
Провозглашение во Франции Республики.
1794, 26 июня
Революционный генерал Журдан разбил австрийскую армию при Флёрюсе.
1793, 21 января
Казнь короля Людовика XVI.
1793, 16 октября
Казнь королевы Марии-Антуанетты.
1794, 5 апреля
Казнь одного из отцов-основателей Первой французской республики Жоржа Дантона, а также его сторонника Камилла Демулена.
1794, 28 июля
Казнь Максимилиана Робеспьера и его сторонников Кутона, Огюстена Робеспьера-младшего, Сен-Жюста и мэра Парижа Флерио-Леско.
1799, 9 ноября
Государственный переворот, совершенный генералом Наполеоном Бонапартом.
1804, 16 мая
Провозглашение во Франции Империи.
1804, 2 декабря
Коронация Наполеона, ставшего императором французов Наполеоном I.
1805, 21 октября
Поражение франко-испанского флота в битве при Трафальгаре.
1805, 2 декабря
Сражение при Аустерлице – победа Наполеона над русско-австрийской армией.
1806, 21 ноября
Декрет Наполеона о континентальной блокаде Великобритании.
1812, 7 сентября
Бородинское сражение между войсками Наполеона и русской армией на подступах к Москве.
1814, 30–31 марта
Вступление союзных войск в Париж.
1814, 6 апреля
Отречение Наполеона, в тот же день сенат провозгласил реставрацию Бурбонов.
1814, 3 мая
Король Людовик XVIII торжественно въехал в Париж.
1815, 1 марта
Высадка Наполеона на юге Франции, в бухте Жуан.
1815, 18 июня
Окончательное поражение Наполеона в битве при Ватерлоо.
1821, 5 мая
Смерть Наполеона на острове Святой Елены от рака желудка.
1824, 16 сентября
Смерть короля Людовика XVIII.
1825, 28 мая
Коронация Карла X, последнего реально царствовавшего представителя старшей линии Бурбонов на французском престоле.
1830, 2 августа
Отречение короля Карла X.
1830, 9 августа
Палата депутатов передала престол Луи-Филиппу Орлеанскому, который стал конституционным королем французов.
1848, 24 февраля
Отречение Луи-Филиппа I и провозглашение Второй республики.
1848, 20 декабря
Провозглашение Луи-Наполеона Бонапарта президентом Французской республики.
1851, 2 декабря
Государственный переворот Луи-Наполеона Бонапарта.
1852, 2 декабря
Луи-Наполеон Бонапарт стал императором французов, взяв себе имя Наполеон III.
1859, 4 июня
Битва при Мадженте – сражение между франко-сардинскими войсками и главной австрийской армией.
1859, 24 июня
Сражение при Сольферино – победа армии Наполеона III над австрийцами в ходе австро-итало-французской войны.
1853–1856
Крымская война.
1870, 19 июля
Французское правительство официально объявило войну Пруссии.
1870, 2 сентября
Капитуляция французской армии под Седаном.
1870, 4 сентября
Провозглашение республики во Франции.
1871, 1 марта
Германские войска вошли в Париж и заняли часть города.
1871, 18 марта
Парижане восстали, над ратушей было поднято знамя революции.
1871, 28 марта
Провозглашение Парижской коммуны.
1871, 10 мая
Подписание мирного договора между Францией и Германией, по которому Франция потеряла Эльзас и Лотарингию, а также обязалась выплатить контрибуцию в размере 5 миллиардов франков.
1871, 21 мая
Войска версальцев (силы контрреволюции) вступили в Париж.
1871, 21–28 мая
Так называемая «кровавая неделя» – уничтожение защитников Парижской коммуны.
1871, 31 августа
На место Наполеона III пришел Адольф Тьер, ставший первым президентом Третьей республики, которая была провозглашена после разгрома Парижской коммуны.
1873, 9 января
Смерть низложенного императора Наполеона III.
1895, 5 января
Обряд публичного разжалования капитана Дрейфуса, после чего он был сослан на Чертов остров близ Кайенны, что во французской Гвиане.
1914–1918
Первая мировая война.
1914, 3 августа
Германия объявила войну Франции, обвинив ее в нарушении бельгийского нейтралитета.
1914, 5–12 сентября
Битва на Марне, в которой германские войска имели сначала тактический успех, но потом были остановлены.
1918, 11 ноября
Заключение перемирия с немцами, окончание боевых действий.
1939–1945
Вторая мировая война.
1939, 3 сентября
Начало «странной войны» на Западном фронте.
1940, 10 мая
Начало наступления немцев на Западном фронте, атака в Арденнах.
1940, 7 июня
Французское правительство обратилось к Германии с просьбой о перемирии.
1940, 22 июня
Капитуляция Франции.
1944, 6 июня
Начало высадки десанта союзников на побережье Нормандии.
1944, 24 августа
Начало освобождения Парижа.
1945, 8 мая
Подписание окончательного Акта о безоговорочной капитуляции Германии, в котором свою подпись от имени Франции поставил генерал де Латр де Тассиньи.
1946, 13 октября
Принятие новой Конституции Франции, установление Четвертой республики.
1958, 1 июня
Национальное собрание назначило Шарля де Голля премьер-министром.
1958, 2 июня
Шарль де Голль получил чрезвычайные полномочия, Национальное собрание было распущено, а Четвертая республика отменена.
1958, 28 сентября
Национальный референдум одобрил создание во Франции Пятой республики.
1958, 21 декабря
Избрание Шарля де Голля президентом страны.
1960, 13 февраля
Франция провела свое первое ядерное испытание на полигоне в Алжире.
1962, 18 марта
Франция признала независимость Алжира.
1965, 26 ноября
Франция запустила искусственный спутник Земли.
1966, 21 февраля
Франция официально заявила о выходе из военной организации НАТО.
1968, 2 мая
Начало массовых студенческих волнений во Франции.
1969, 28 апреля
Шарль де Голль по собственной воле покинул пост президента страны.
1969, 20 июня
Президентом Франции стал Жорж Помпиду.
1970, 9 ноября
Смерть Шарля де Голля.
1974, 27 мая
Президентом Франции стал Валерии Жискар д’Эстен.
1981, 21 мая
Президентом Франции стал Франсуа Миттеран.
1982, июнь – июль
Первый французский космонавт Жан-Лу Кретьен совершил полет в космос на советском космическом корабле «Союз Т-6» и орбитальной станции «Салют-7».
1994, 6 мая
Торжественное открытие туннеля под Ла-Маншем.
1995, 17 мая
Президентом Франции стал Жак Ширак.
2007, 16 мая
Президентом Франции стал Николя Саркози.
2012, 15 мая
Президентом Франции стал Франсуа Олланд.
2017, 14 мая
Победу на выборах одержал Эмманюэль Макрон, который стал самым молодым президентом Франции за всю историю этого поста.
Глава первая
Доисторическая Франция
Предыстория
Каменные инструменты, обнаруженные в Шилаке (в 1968 году) и в Лезиньон-ля-Себ (в 2009 году), говорят о том, что древние люди обитали на территории нынешней Франции порядка 1,8 миллиона лет назад.
Неандертальцы жили в Европе примерно 200 000 лет назад, но вымерли 30 000 лет назад. Возможно, это произошло из-за их истребления людьми современного типа и вследствие похолодания климата.
Самые ранние люди современного вида проникли в Европу около 43 000 лет назад (в поздний палеолит). Наскальные рисунки в пещере Ласко (в Перигоре) и Гаргасе (в Верхних Пиренеях), а также Карнакские камни в Бретани являются примечательными следами доисторической активности человека.
Как видим, французская земля была одним из древнейших очагов расселения человека. А вот еще пример: на юге Франции, у границы с Италией, в пещере Валлоне, была обнаружена самая древняя в Европе стоянка первобытных людей. По данным изотопного анализа, ей около миллиона лет.
Галлы и Галия
В 600 году до н. э. ионические греки из Фокеи основали колонию Массалию на берегу Средиземного моря. Между прочим, это – современный Марсель, что делает его древнейшим городом нынешней Франции.
В то же самое время множество кельтских племен проникли на территорию современной Франции, однако их широкомасштабное распространение на остальную территорию произошло между V и III веком до н. э.
Немалую часть современной Франции, Бельгии, северо-западной Германии и Северной Италии населяли кельтские и белгские племена, которые римляне называли галлами и которые говорили на галльском языке.
Эти люди жили между Сеной и Гаронной (Галлия Кельтика). В нижней части Гаронны население говорило на аквитанском – архаичном языке, родственном баскскому, а на белгском говорили к северу от Лютеции. Кстати, именно кельты основали города Лютеция (Париж) и Бурдигало (Бордо), тогда как аквитанцы основали Толосу (Тулузу).
Итак, страна постепенно стала известной в истории под названием Галлия. Со слов «Галлия распадается на три части» начинается первое историческое сочинение об этой стране. И действительно, «Галлия не представляла в то время ни этнографического, ни политического единства. Это единство было навязано ей извне – римским завоеванием»[1].
Но это было позже, а пока же древние галльские племена занимали Галлию (Францию), часть Испании, Северную Италию, Гельвецию (Швейцарию) и юго-западную Германию. Из-за своего на редкость беспокойного характера галлы часто меняли жилища и переселялись то на юг, то на восток – вниз по Дунаю. Один раз они даже напали на Македонию и Грецию, а часть их оттуда перешла потом в Малую Азию.
Подвижность галлов сильно отразилась в их быту. «Они страдали склонностью к междоусобиям и разъединению, и потому распались на множество мелких народностей и отдельных государств с разнообразными видами политического устройства»[2].
По описанию Цезаря, население Галлии делилось на три сословия: друиды (или жрецы), всадники (equites), или сословие благородных, а также подчиненный им низший класс народа. Отношение всадников к низшему классу он характеризовал так: обыкновенно около всякой знатной фамилии группировались их подручные, что составляло так называемый «клан». В случаях внешней опасности или для внешних предприятий соседние кланы объединялись и выбирали общего предводителя.
Достоинство друидов не было наследственным. Всякий мог вступить в их число, но только после долголетнего испытания и получив посвящение в тайны религиозного учения. Друиды излагали свое учение в форме священных гимнов и изречений, которые ученики их должны были заучивать на память. Хотя у галлов были в употреблении греческие письмена, друиды не позволяли записывать религиозные гимны, чтобы доступ в их сословие всегда был затруднен. Из своей среды друиды избирали пожизненного верховного жреца, который пользовался большим влиянием у всех галлов. Ежегодно друиды собирались в одном священном месте, в центральной Галлии, и там разбирали тяжбы между частными людьми и между отдельными поселениями.
Религия галлов состояла в обожании сил и явлений природы. Они поклонялись грому под именем бога Тараниса, солнцу под именем Беленуса и т. д.
У галлов до римского владычества не встречалось ни храмов, ни идолов. Богам своим они поклонялись в тени лесов, пещер и в других священных местах. Поклонение это отличалось довольно мрачным характером: боги представлялись народному воображению существами грозными и мстительными, и чтобы умилостивить их, самой действительной жертвой считалась человеческая. Для этого обыкновенно назначались преступники, а за неимением их приносились в жертву и невинные люди.
Характер галлов греко-римские писатели (Полибий, Цезарь, Тит Ливий, Диодор Сицилийский, Страбон и др.) изображали следующими чертами: «чрезвычайная впечатлительность, подвижность, непостоянство, легкомыслие и хвастовство»[3].
Галлы отличались веселостью и чрезвычайным любопытством. По словам Цезаря, они останавливали путников на дорогах и заставляли их рассказывать новости.
А еще галлы были «высоки ростом, белокуры, стройны, очень храбры и жадны к военной славе, но по нежности своего тела мало способны переносить тяжелые труды и физические лишения»[4].
Обычную их одежду составлял короткий полосатый или клетчатый плащ (такой сохранился до позднейших времен у шотландских горцев). Благородные носили на шее золотые ожерелья и брили щеки, оставляя длинные усы. Отличительной особенностью их вооружения были длинный меч и высокий щит, закрывавший всего человека. Галлы любили поединки. Перед общей битвой из их рядов выходили удальцы и вызывали противников на одиночный бой. На врагов они бросались с песнями и оглушительными криками.
Отметим также, что в III веке до н. э. в Галлии была введена монета. Сделано это было «благодаря Марселю, а также системе наемничества, потому что многие галлы шли служить в армии средиземноморского мира»[5].
Глава вторая
Римская Галлия
Нашествие галлов на Этрурию
Как уже говорилось, греческие навигаторы колонизировали то, что теперь называется Провансом. Фокейцы основали такие важные города, как Массалия (Марсель) и Никея (Ницца), что привело к конфликту с соседними кельтами и лигурийцами. Сами кельты нередко сражались с аквитанцами и германскими племенами, а галльское воинство, возглавляемое Бренном, между 393 и 388 годами до н. э. (предположительно в 390 году до н. э.) захватило и разграбило Рим.
Галлы очень любили войну и постоянно стремились найти добычу. Они заняли местности между Рейном и Атлантическим океаном и поддерживали свое существование земледелием и скотоводством. Но свойственный им дух непостоянства возбуждал в них жажду новых мест и новой наживы. И вот кто-то из них потянулся на восток, а другие перебрались через Альпы и нахлынули на плодородные местности Верхней Италии. Этруски и умбры, населявшие этот край, были быстро порабощены. Большой город Мельпум (нынешний Милан) пал, когда римлянами были взяты Вейи.
Произошло это в 396 году до н. э.
Но как бы искусственно ни выглядела эта легенда, она свидетельствует о том, что угрозы этрускам со стороны Рима (то есть с юга) и с севера начались примерно в одно и то же время.
В любом случае, угроза с севера была очень серьезной. Историк Реймон Блок называет захватчиков «кельтскими ордами», Жан-Рене Жанно – кельтами. Тит Ливий считает, что это были галлы. Жан-Ноэль Робер называет племена, что просочились на равнины реки По, то галлами, то кельтами, то сенонами.
Чтобы объяснить подобные разночтения, повторим еще раз: галлы – это племена кельтской группы. Название «кельты» идет от древних греков, а римляне называли тех, кто расселился почти по всей Европе, галлами.
В конце IV века до н. э. одно из галльских племен под предводительством Бренна пришло в центральную Этрурию. Беззащитные села и деревни пустели перед непрошеными гостями. Грабеж и пожар обозначали путь галлов. А потом войско Бренна осадило этрусский город Клузий (Клузиум), требуя уступки многих земель.
Клузий – это бывшая столица царя Порсенны. Что же касается галлов, то их было около 70 000 человек, и такие походы в неведомые страны были для них обыкновенным делом – они шли вперед, как вооруженные толпы переселенцев, не заботясь ни о прикрытии, ни об отступлении.
Этрусский союз в то время уже распался, и жители Клузия обратились за помощью к римлянам, сказав, что если варвары завоюют этрусскую землю, тогда самому Риму придется принять на себя их удары. Сенат выслушал послов из Клузия, но войска так далеко от Рима послать не решился, а довольствовался только тем, что назначил чрезвычайных от Рима посланников, из рода Фабиев, и повелел им сопровождать этрусских послов в лагерь галлов. Возможно, сенат хотел таким образом разведать все о диких пришельцах. Знакомый с военными обычаями, Бренн принял их с честью, а на вопрос, почему он пришел воевать в чужую страну, полководец ответил:
– Тут земли слишком много, а у нас ее нет. Надо поделить.
Когда же послы спросили, по какому праву он требует чужой собственности, Бренн заявил:
– Мы носим свое право на острие нашего меча. Храбрым принадлежит мир.
Такие речи повели не к мирным переговорам, а к обоюдному раздражению. Римские послы удалились в Клузий, а потом они приняли участие в вылазке осажденных, и при этом один из них, Квит Фабий, убил одного из галльских военачальников. Галлы потребовали от римлян выдачи послов, но сенат отказал. Тогда Бренн, недолго думая, двинулся на Рим.
Захват галлами Рима
Римские легионы встретили галлов на берегах речки Аллии, впадающей в Тибр, и там, приведенные в замешательство диким видом и воинственными криками варваров, римляне не выдержали их стремительного нападения и обратились в бегство.
Историк Вильгельм Вегнер описывает это сражение так: «Земля задрожала, когда пешие и конные варвары устремились на римские легионы. Воздух наполнился оглушительным криком врагов и дикими звуками рогов. Туча пыли охватила тысячеголовое чудовище, помчавшееся на римский строй. Полетели бесчисленные копья, засверкали длинные галльские мечи, затрещали римские щиты и доспехи. Дрогнули римские фаланги пред натиском густой толпы, пред невиданными до сих пор дикими лицами и длинными мечами, потеряли силу и мужество, сначала попятились, а потом, разорванные, смятые, охваченные с тылу, пустились бежать»[6].
Поражение римлян было полным, они сражались спиной к реке, и те из них, кто попытался перейти через нее, большей частью нашли в воде свою погибель, а те, кому все же удалось спастись, бросились в сторону, в близлежащие Вейи.
Через три дня после битвы победители вошли в отворенные ворота Рима.
Варвары пришли, стали всех убивать и все грабить, а в заключение зажгли город со всех концов на глазах у укрывшегося на Капитолийском холме гарнизона, наотрез отказавшегося сдаться врагам.
В Капитолии засели около тысячи воинов и молодые сенаторы, способные сражаться. Были приняты и женщины, но только такие, служба которых могла бы быть полезна гарнизону во время предстоявшей осады.
Впрочем, осадное искусство не было знакомо галлам, и они простояли под скалой семь месяцев. Кстати, именно тогда, согласно легенде, гарнизон был обязан своим спасением от неожиданного нападения крикам священных гусей в Капитолийском храме и случайному пробуждению храброго Марка Манлия. В ту ночь часть галлов задумала взобраться по отвесной части скалы и, убив стражу, открыть ворота остальным. Но как только солдаты стали подниматься на холм, их услышали священные гуси в храме Юноны и подняли сильный шум.
Первым проснувшимся от их крика стал Марк Манлий, и он вступил в схватку, сбросив первого поднявшегося галла со скалы. Потом из-за возникшего шума проснулись другие солдаты и уснувшие часовые, и таким образом вражеская атака была отбита.
В конечном итоге галлы ушли, но римлянам пришлось заплатить им выкуп, и тогда брошенный с презрительной усмешкой на весы галльский меч определил количество золота, которое должны были уплатить осажденные.
Итак, галлы в 390 году до н. э. захватили и сожгли Рим. А потом они удалились, унося полученное золото. Удалились так же неожиданно, как и появились.
Галльская война
А потом, в 58–50 гг. до н. э. имела место Галльская война (Bellum Gallicum). Это был протекавший в несколько этапов вооруженный конфликт Римской республики с галльскими племенами, закончившийся покорением последних.
Войдя в Галлию, Гай Юлий Цезарь постепенно подчинил себе все земли галлов и подавил ряд освободительных восстаний, включая всеобщее выступление галлов в 52 году до н. э. Кроме того, он дважды совершал походы в Германию и Британию с очевидными завоевательными целями.
Постоянно сталкиваясь с превосходящими силами галлов, этот римский полководец неоднократно применял тактические уловки и хитрости, использовал сложные инженерные сооружения, а в кульминационной операции войны – осаде Алезии – одновременно разбил защитников города и пришедшие им на помощь подкрепления.
По итогам войны к Римской республике была присоединена территория площадью в 500 000 кв. км, которую населяло несколько миллионов человек. Благодаря своим победам Цезарь добился популярности в Риме и сумел накопить огромные богатства, что позволило ему успешно начать гражданскую войну в 49 году до н. э.
Военные действия были потом описаны Цезарем в подробных «Записках о Галльской войне», а во Франции в XIX веке эта война начала трактоваться как одно из важнейших событий национальной истории. При этом вождь восставших против Рима галлов Верцингеторикс стал считаться одним из величайших героев Франции.
Предыстория этой войны такова. В 59 году до н. э. консул Гай Юлий Цезарь получил право управлять в качестве наместника тремя провинциями – Нарбонской Галлией, Цизальпийской Галлией и Иллириком.
Цезарь получил власть в этих трех провинциях и одновременно командование над четырьмя легионами. Вместе со всеми вспомогательными войсками начальная численность армии Цезаря достигала 20 000 человек.
Многие историки считают, что Цезарь изначально задумывал Галльскую войну для подготовки грядущей войны гражданской и установления монархии в Риме, что он якобы планировал все это с молодости. Однако существуют доводы и против серьезности намерений Цезаря, поскольку в его жизни подготовку такого крупного мероприятия ничего не предвещало.
Как бы то ни было, военная кампания началась в 58 году до н. э. с войны с гельветами. Постепенно римляне дошли до берегов Рейна. Потом была произведена высадка в Британию. Потом – еще одна.
К началу 52 года до н. э. активные боевые действия в Галлии завершились, но повсеместно продолжали происходить стычки с отрядами восставших.
Цезарь удалился в Цизальпийскую Галлию, и тогда галлы, предполагая, что тот будет вынужден задержаться на Апеннинах, начали обсуждать возможность организации крупного восстания. По сути, галлы решили воспользоваться сложившейся ситуацией и отрезать расквартированные среди белгов легионы от их командующего. Решение о начале восстания было оформлено в виде священной клятвы, данной в присутствии друидов.
Был определен и единый лидер галлов. Им стал Верцингеторикс из племени арвернов, человек весьма способный и жесткий.
Вскоре к восстанию присоединились и аквитаны, а впоследствии к Верцингеториксу примкнули и многие племена белгов.
Узнав об этом, Цезарь разделил свои войска на две части. Он направил Тита Лабиена с четырьмя легионами на север, в земли сенонов и паризиев, а сам отправился на юг, в земли арвернов.
Цезарь поднимался вверх по течению реки Элавер (современное название – Алье), Верцингеторикс же шел по другому берегу реки, уничтожая мосты и не давая римлянам переправиться. Перехитрив галльского полководца, Цезарь все же переправился через Элавер и подошел к опорному пункту галлов в землях арвернов – Герговии (это возле современного города Клермон-Феррана).
Герговия была удачно расположена на высоком холме и хорошо укреплена. Хотя город защищала основная армия Верцингеторикса, Цезарь решил захватить этот стратегически важный пункт.
Дальнейшие события, известные как битва при Герговии (июнь 52 года до н. э.), не совсем ясны из-за нечеткости «Записок» Цезаря. По всей видимости, невразумительное описание было составлено им намеренно, чтобы снять с себя вину за неудачу.
Общий ход событий выглядит следующим образом: Цезарь направил свои войска на рискованный штурм, отвлекая внимание осажденных различными ухищрениями. По версии «Записок», в самый ответственный момент легионы не услышали сигнал к отступлению. Впрочем, это описание не объясняет, для чего войскам потребовалось отступать, если штурм шел достаточно удачно. Кроме того, не очень понятно, почему Цезарь не поддержал атакующих, ведь в резерве у него оставался, по меньшей мере, один легион. По свидетельству Цезаря, римляне потеряли 746 человек убитыми (46 центурионов и 700 солдат) и вскоре отступили, дважды пытаясь спровоцировать Верцингеторикса на битву на равнине.
От Герговии римляне направились в область эдуев – племени, жившего в междуречье Сонны и Лигера (Луары) в Средней Галлии. Большинство из них к этому времени уже присоединилось к восстанию.
На съезде восставших в Бибракте, главном городе эдуев, Верцингеторикс заявил о том, что галлам следует продолжать избегать генерального сражения, нарушая коммуникации и пути снабжения Цезаря.
Верцингеториксу надо отдать должное: он не только объединил племена в борьбе против римлян, но и повсеместно применял тактику нападения на римские войска с последующим отходом в естественные укрепления. Кроме того, восстание стало одним из первых зарегистрированных примеров использования тактики «выжженной земли», когда восставшие сжигали городские поселения, чтобы лишить римские легионы провианта. Вождь галлов приказал перевезти все запасы продовольствия в небольшое число хорошо защищенных городов, а все прочие поселения и запасы потребовал сжечь, чтобы они не достались врагу. И это было очень мудро, ведь затягивание времени работало на галлов, поскольку они могли продолжать стягивать подкрепления, а римлянам это создавало огромные проблемы.
Тактики «выжженной земли» придерживались и галлы на севере. Они разоряли земли по пути легионов Тита Лабиена и, в частности, сожгли Лютецию, чтобы не позволить тому переправиться через Сену.
Из-за сложного положения на завоеванных землях соратники Цезаря начали предлагать ему отступить в Нарбонскую Галлию, но полководец не дал согласия. Он приказал Титу Лабиену следовать в Агединк (современный Санс), где обе армии должны были объединиться. По пути в этот город Тит Лабиен сумел нанести поражение восставшим и немного успокоить Северную Галлию.
А тем временем практически лишенный возможности набрать вспомогательные войска и кавалерию в Галлии, Цезарь обратился за помощью к германцам, и вскоре они прислали ему подкрепления.
Своим опорным пунктом Верцингеторикс решил сделать Алезию (вблизи современного Дижона). Затем вождь галлов высказался в поддержку распространения восстания на Нарбонскую Галлию и начал посылать туда свои отряды.
Получив известия об угрозе для провинции, Цезарь направился на юг. В походе его армия сильно растянулась, чем воспользовался Верцингеторикс, выслав три сильных отряда кавалерии против римлян. Однако Цезарь быстро разделил свою кавалерию на три отряда и разбил нападавших по частям. Вскоре римляне узнали, что их противник отступил в Алезию, и Цезарь тут же изменил свои планы.
Алезия располагалась на крутом холме посреди долины и была хорошо укреплена. Верцингеторикс, вероятно, надеялся повторить сценарий, сработавший у Герговии, однако римляне приступили к планомерной осаде вместо попытки штурма. Для этого Цезарю пришлось рассредоточить свои войска вдоль возводимых осадных стен общей длиной примерно в 17–20 км. Осада была уникальной еще и из-за численного превосходства осажденных над осаждающими: в Алезии, по свидетельству Цезаря, укрывалось 80 000 солдат. Более вероятна, впрочем, оценка численности осажденных в 50 000–60 000, хотя, например, историк Ганс Дельбрюк оценивал численность гарнизона Алезии всего в 20 000 человек[7].
Римляне же располагали, по разным оценкам, десятью ослабленными войной легионами в 40 000 солдат или одиннадцатью легионами в 70 000 солдат, включая вспомогательные войска[8].
Галльский полководец попытался снять осаду, напав на возводивших укрепления римлян, но атака была отбита. Часть кавалерии восставших сумела прорваться через ряды римских солдат и по заданию Верцингеторикса разнесла весть об осаде по всей Галлии, призывая племена собрать ополчение из всех способных нести оружие и идти к Алезии. Цезарю доложили о планах галлов, и он приказал построить вторую линию укреплений, которая бы защитила римлян от нападения извне.
Когда запасы продовольствия закончились, Верцингеторикс приказал вывести из города множество женщин, детей и стариков, хотя галл Критогнат якобы предлагал съесть их. Большинство из тех, кого вынудили покинуть Алезию, принадлежало к племени мандубиев, которые и предоставили свой город Верцингеториксу. Цезарь же приказал не открывать им ворота.
В конце сентября к Алезии приблизилось огромное галльское ополчение, которое возглавляли Коммий, Виридомар, Эпоредориг и Веркассивеллаун. Его численность, по явно завышенной оценке Цезаря, составляла более 250 000 человек. По оценке же Ганса Дельбрюка, численность войск галлов составляла 50 000 человек[9].
В следующие два дня попытки прорыва укреплений заканчивались в пользу римлян, а на третий день 60-тысячный (по свидетельству Цезаря) отряд галлов напал на римские укрепления на северо-западе, где они были самыми слабыми из-за пересеченной местности. Возглавил этот отряд Веркассивелаун, двоюродный брат Верцингеторикса. Остальные войска совершали отвлекающие атаки, мешая Цезарю стянуть все силы для отражения главного удара. Исход битвы у северо-западных укреплений решили направленные и возглавленные Цезарем резервы, стянутые Титом Лабиеном на фланг 40 когорт, а также обошедшая противника с тыла кавалерия. Галлы были разбиты и бежали.
На следующий день Верцингеторикс вынужден был сложить оружие.
После этого Верцингеторикс был среди прочих трофеев доставлен в Рим, где он провел пять лет в тюрьме, дожидаясь триумфа Цезаря, а после участия в триумфальной процессии в 46 году до н. э. его задушили (по другим данным, он был обезглавлен).
И все же, несмотря на поражение под Алезией, многие галльские племена отказывались признавать верховенство Рима. Но это продолжалось недолго. Уже зимой 51–50 года до н. э. Цезарь рассредоточил свои войска по разным областям Галлии: четыре легиона – в землях белгов, два – на атлантическом побережье, два – в землях эдуев, два – на территории племени лемовиков (в нынешнем Лимузене). Сам Цезарь объехал все завоеванные земли, где он смог убедиться в прочности римского владычества и наградить верных ему людей. В конце зимы 50 года до н. э. Цезарь собрал свои войска в Неметоценне (современный Аррас) на общий смотр, и это ознаменовало собой окончание войны.
Романизация галлов
Когда галлы не воевали, они жили деревнями, в круглых хижинах, сплетенных из тростника. Особенно они любили селиться в местах тенистых, на берегу текучих вод. Впрочем, у них были и города, укрепления которых служили им убежищем в частых междоусобных войнах. Вообще галлы были народом зажиточным, они владели значительными стадами и вели довольно активную торговлю по большим рекам.
Южные галлы были образованнее северных благодаря соседству с финикийскими и греческими колониями. После завоевания их страны Цезарем галлы довольно легко подчинились влиянию римской цивилизации. Римские императоры в отношении к ним «следовали обычной своей политике: они селили между галлами римских колонистов, проводили большие дороги, дарили галльским аристократам достоинство римских граждан и даже принимали их в сенат, чем связывали их интересы с Римом»[10].
Высший класс скоро сделался римским по языку и образованию. Постепенно прежние галльские местечки или большие деревни, защищенные лесами и болотами, превратились в великолепные города, укрепленные каменными стенами и башнями, украшенные дворцами, храмами и статуями. Появились также цирки, амфитеатры и роскошные термы. Около городов пестрели красивые виллы местных аристократов.
Галльское юношество охотно поступало на римскую военную службу. Его привлекали особенно живописный костюм и блестящее вооружение римских всадников, а обширность империи предоставляла возможность видеть отдаленные страны и народы, то есть удовлетворять известное галльское любопытство.
Но вдали от больших городов, в глубине гор и лесов, галльский язык и прежние нравы долго еще сохранялись, хотя и с некоторыми переменами. На лесистых берегах Луары и в прибрежных скалах Арморики (Бретани) еще сохранялась религия друидов, которые, опасаясь преследований, прикрывались римскими обрядами, но втайне не переставали приносить жертвы галльским богам.
На одном острове реки Секваны (Сены) небольшое галльское племя, паризии, построило город, ставший известным у римлян под названием Лютеция. Этому городу суждено было впоследствии сделаться центром Франции, жители которой произошли от галлов.
Понятно, что галлы сопротивлялись и боролись против римлян. Однако племенное сообщество галлов не поспевало за трансформациями, которые приносило Римское государство. Галльские племенные конфедерации были разбиты римлянами в битвах при Сентине и Теламоне в III веке до н. э.
Когда карфагенский полководец Ганнибал боролся с Римом, он нанял наемников из числа галлов в битве при Каннах. Это навлекло на Прованс гнев римлян, и он был захвачен в 122 году до н. э.
Позднее, как мы уже знаем, Гай Юлий Цезарь захватил остальную Галлию. В результате, несмотря на противостояние воинов Верцингеторикса, галлы подверглись римской интервенции.
Галлия была разделена на несколько провинций. Римляне способствовали миграции населения и переселению, чтобы избежать новых восстаний, которые могли бы представлять опасность для римского владычества. Например, немало галлов было переселено в Аквитанию или вообще покинуло Галлию.
Во время владычества римской империи Галлия претерпела множество культурных перемен – например, галльский язык сменился народной латынью.
В целом с течением времени галлы интегрировались в римское общество. Например, генералы Марк Антоний Прим и Гней Юлий Агрикола родились в Галлии, как и императоры Клавдий и Каракалла. Император Антонин Пий также происходил из галльской семьи.
Понятно, что Римская империя испытывала трудности, она не могла реагировать на все варварские набеги, и потому римляне старались использовать разногласия между разными племенами, чтобы сохранять относительный контроль над территорией.
А потом Римская империя вообще оказалась на грани коллапса. В итоге Аквитания была окончательно оставлена вестготам, которые в скором времени захватили немалую часть южной Галлии, а также большую часть Пиренейского полуострова. Бургундцы основали свое собственное королевство, а северная Галлия была практически оставлена франкам.
Получается, что под римским владычеством Галлия получила общую культуру и общий язык, но в ней не было центра, который мог бы превратить страну в единый политический организм. Галлия «составляла часть великого политического тела, из чужого центра получала жизнь и руководящие начала. А потом это политическое тело разбилось»[11]. И что же? Галлии не удалось обеспечить себе независимую жизнь, для нее начался новый период иностранного владычества – период германский. Снова Галлия разбилась на три части. Правда, одни из победителей – франки – скоро одолели других, и под властью Меровингов вновь стали собираться различные части Галлии. Старинное название Галлии заменилось новым – Франкия.
Глава третья
Династия Меровингов
Кто такие франки?
Впервые франки – союз древнегерманских племен – упоминаются в хрониках в 242 году н. э.
По своему происхождению франки «не были каким-нибудь особенным племенем, а составились из смеси многих германских народностей, начавших слагаться в одно политическое целое со второго столетия нашего летосчисления»[12].
Франки издавна делились на две ветви: салические франки (от латинского слова «salis» – «морское побережье») и так называемые «береговые» или рипуарские франки (от латинского слова «ripa» – «берег реки»). Первые, называемые также северными, расселились в низовьях Рейна и Шельды, вторые жили в среднем течении Рейна и Майны.
Согласно преданию, в царствование римского императора Гонория королем рипуаров был Фарамунд. При его сыне и наследнике, Хлодионе Длинноволосом, рипуарские и салические франки соединились в один народ, но после смерти Хлодиона (примерно в 447–448 годах) они снова разделились. Власть над салическими франками перешла к младшему сыну Хлодиона, Меровею, а старший, имя которого неизвестно, сделался королем рипуаров.
Впоследствии, изгнав сына Меровея, Хильдерика, оскорблявшего подданных своим высокомерием, франки провозгласили своим королем римского полководца Эгидия, который и основал в стране около Суассона независимое владение.
Франки признали власть Эгидия на таких же условиях, на каких подчинялись прежде власти римских императоров, предоставили ему титул короля и обязались нести военную службу, оставаясь совершенно самостоятельными во внутреннем управлении. Старания Эгидия отнять у франков независимость и заставить их платить подати были причиной его падения. Франки прекратили с ним всякие отношения и снова признали королем Хильдерика, возвратившегося из изгнания. Зимой 464 года, в разгар войны с саксами, Эгидий умер в лагере на Луаре при не вполне ясных обстоятельствах (существует мнение, что он был отравлен), а его сын, Сиагрий, оказался не в состоянии возвратить власть, потерянную его отцом. Впрочем, Хильдерик царствовал только над частью салических франков, а другие племена имели своих вождей.
При сыне Хильдерика, Хлодвиге I, наследовавшем ему в 481 году, все салические и рипуарские франки снова соединились и основали Великое франкское государство, из которого спустя четыре столетия образовались Франция и Германия.
Как видим, с Хлодвига (другое произношение этого имени – Кловис) начинается история франков. А его наследники, продолжавшие царствовать до VIII столетия, называются Меровингами, по имени своего родоначальника – легендарного франкского вождя Меровея.
Хлодвиг отметился еще и тем, что, устранив своих политических соперников, принял крещение по официальному обряду католической церкви.
Как говорят современные французы, потомки тех самых франков, «в каждом деле ищите женщину». Вот и Хлодвиг наверняка мог сказать так, ведь он женился на дочери короля бургундов Клотильде, а она была христианкой, и именно она начала приобщать к христианству своего вероломного и жестокого мужа.
Хлодвиг I и Клотильда
Клотильда родилась примерно в 475 году, когда после крушения Римской империи варварские народы (бургунды, вестготы, франки и аламаны) соперничали между собой, чтобы разделить Галлию.
Родившаяся в Лионе Клотильда принадлежала к Бургундской династии. Она была одной из внучек короля Гондовея. Воспитанная в католической вере матерью, известной своей набожностью, она получила серьезное по тем временам образование, живя в бывшей столице Галлии, в месте, где соединялось все то, что в христианстве считалось самым выдающимся и самым глубоким образом отмеченным римской цивилизацией.
Клотильда могла бы прожить обычную жизнь высокопоставленной девушки, выйдя замуж за человека аналогичного происхождения и создав обычный христианский семейный очаг. Однако это могло бы быть в любой другой семье, но не в ее окружении, где с отцовской стороны постоянно царил дух ожесточенных ссор, мести, неслыханной жадности и даже кровавых преступлений.
В 472 году, то есть за три года до рождения Клотильды, Бургундское королевство, простиравшееся от Лангра до Дюранса, от Юрских гор до Альп, было разделено, как того требовал обычай, между сыновьями умершего короля Гондовея. Старший сын, Гондебольд, пребывая в бешенстве от того, что не получил более обширных территорий, обосновался в Дижоне. Годегизил стал править в Женеве. Отцу же Клотильды, Хильперику, достался район Лиона.
Едва раздел закончился, зависть и насилие воцарились между братьями, и все стало для них дозволено, лишь бы сократить долю, доставшуюся другому. Кончилось все это тем, что в 491 году Гондебольд убил своего брата Годегизила и взялся за Хильперика. Он приехал к брату, когда тот занимался семейной трапезой. Все произошло мгновенно: меткий удар топора, и голова бедного правителя Лиона упала на холодный пол. Более того, воспользовавшись замешательством, двое воинов Гондебольда схватили охваченную ужасом жену Хильперика и бросили ее в Рону. Напоследок варвары решили позабавиться убийством сыновей несчастного: без малейших сомнений их бросили в глубокую шахту, накинув им на шеи веревки, к которым были привязаны тяжелые камни.
Что касается Клотильды и ее сестры Хроны, то Гондебольд заставил их уйти в монастырь.
Вот таким образом Клотильда, которой было в то время шестнадцать лет, с пылом обратилась к Богу, но навеки осталась отмеченной жаждой мести.
Весной 492 года пять всадников пересекли Бургундию и оказались во Франкском государстве. Вскоре они явились в замок короля Хлодвига в Суассоне.
Хлодвиг тотчас принял их, ибо новость, которую они принесли, была для него крайне важной.
– Мы нашли для тебя самую прекрасную женщину в мире, – торжественно объявил один из всадников.
Глаза Хлодвига загорелись, и он широко улыбнулся. Ему было уже 25 лет, и он безуспешно искал себе супругу, которая была бы одновременно и красивой, и происходила бы из благородной семьи. В данный момент, как нетрудно догадаться, речь шла о Клотильде.
Хлодвиг поблагодарил гонцов и тотчас позвал своего друга Орельена, слывшего большим интриганом. Ему было поручено добиться согласия Клотильды, а также решить все связанные с предстоящим браком организационные вопросы.
Орельен не мешкая уехал. И он решил все наилучшим образом, то есть не только добился согласия Клотильды, но и согласовал все с Гондеболдом, который не осмелился рассердить Великого Хлодвига отказом.
И вот Клотильда оказалась в Суассоне, и Хлодвиг, увидев ее, был восхищен. Вскоре они поженились. Королевская пара обосновалась сначала в Суассоне, а затем, после новых завоеваний франкской армии, в Париже, который стал столицей королевства начиная с 508 года.
Хлодвиг и Клотильда стали жить счастливо. При этом юная королева, решив спасти душу мужа, начала обращать его в христианскую веру. То есть она стала объяснять язычнику Хлодвигу ошибочность его религии, а король, опьяненный любовью, легко позволял себя убедить, хотя немного побаивался принять решение о крещении, ведь измена вере его отцов могла подвергнуть его власть опасности. В самом деле, франки видели в королях потомков своих богов. Только боги и их отпрыски имели право вершить судьбы народов. Принять же какое-то там христианство – это означало предать своих предков, разрушить генеалогическую цепочку, по сути, отречься от престола…
А тем временем Клотильда родила первого ребенка. Это был сын, которого назвали Ингомир. И королева добилась у своего мужа разрешения крестить их первенца.
Но увы! Через несколько дней после крещения маленький Ингомир заболел и умер. Все старания бедной королевы оказались напрасны.
– Если бы этот ребенок был предназначен моим богам, – воскликнул в порыве гнева король, – он бы выжил! Но он не смог жить, потому что был крещен во имя вашего Бога.
Хоть Клотильда и была убита горем, она нашла в себе силы ответить супругу:
– Я благодарю великого Сотворителя мира, что Он не счел меня недостойной послать в Царство Небесное вскормленного моей грудью ребенка. Я знаю, что дети, которых Бог забирает себе еще в младенческом возрасте, воспитываются под Его Всевышним взором.
Хлодвиг был явно озадачен. Никогда раньше он о подобном даже не задумывался. И эта спокойная покорность судьбе преисполнила его таким восхищением, что он еще больше влюбился в прекрасную Клотильду и поспешил ей это доказать.
Вскоре на свет появился их второй сын, которого назвали Клодомиром. Рождение ребенка так обрадовало Хлодвига, что Клотильда тотчас воспользовалась этим и уговорила мужа дать еще раз согласие на крещение. Король снова поддался на нежные уговоры милой супруги, и обряд состоялся, превзойдя по своей пышности крещение первенца.
Но на следующий же день (бывают же такие совпадения!) заболел и Клодомир. Хлодвиг был взбешен. Бедная Клотильда бросилась в церковь и, закрывшись там, в течение двух дней так усердно молилась, что вымолила выздоровление ребенка. И, надо сказать, это было сделано вовремя, ибо Хлодвиг уже решил никогда больше не иметь дела с такой опасной для здоровья верой.
Мягкостью и примером своего добродетельного поведения Клотильда оказывала все большее влияние на Хлодвига, который, несмотря на исцеление сына, все еще продолжал быть воинствующим язычником.
Став королем в 15 лет, он почти всю жизнь воевал. Практически ничего другого он и не умел делать. При этом он «отличался неустрашимой отвагой, неукротимой энергией и неисчерпаемой выносливостью, но был совершенно лишен жалости, сомнений и угрызений совести»[13].
Беря город за городом, франки всегда грабили церкви. Согласно хроникам Григория Турского, известна, например, такая история. При разграблении одного храма франки захватили очень ценную чашу, и епископ ходатайствовал перед Хлодвигом о возвращении ее в церковь. Дележ добычи происходил в Суассоне, и Хлодвиг попросил воинов прибавить эту чашу к его доле. Все согласились, кроме одного франка, который заявил:
– Ты не получишь ничего сверх того, что тебе достанется по жребию.
Сказав это, воин ударил по спорной добыче секирой.
Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу епископа обломки священной чаши. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог. Через год на военном смотре король подошел к этому воину и, упрекнув его в дурном содержании оружия, бросил его секиру на землю, а когда тот нагнулся, чтобы поднять ее, Хлодвиг своей секирой рассек ему голову. При этом он сказал:
– Да постигнет тебя тот же жребий, что и чашу, разбитую тобой!
Подобные поступки Хлодвига были рассчитаны очень точно: «они были идеальным средством добиться беспрекословного повиновения от определенной разновидности воинов, тем более что почти всегда были оправданы своим полным успехом»[14].
Этим жестоким убийством король-язычник навел на своих воинов сильный страх. И совершенно неудивительно, что такой человек долго оставался глух к призывам своей суп руги. У него же были совсем другие заботы: всегда неугомонные германские племена без конца угрожали перейти Рейн и обосноваться в Галлии. Однажды утром стало известно, что племена аламанов, этих дерзких грабителей, захватили Эльзасскую равнину. Чтобы не позволить им продвинуться в глубь территории, Хлодвиг во главе франкского войска бросился им наперерез и остановил продвижение у Толбиака (близ нынешнего немецкого городка Цюльпих, в 60 км восточнее нынешней германо-бельгийской границы).
Согласно преданию, во время этого сражения Хлодвиг, почувствовав, что превосходство в битве переходит к врагу, начал усиленно молиться своим богам, языческим идолам, однако те не пришли к нему на помощь. Тогда Хлодвиг в горячем порыве воззвал к Богу Клотильды:
– О, Боже Клотильды, умоляю Тебя, даруй мне победу! И Ты будешь моим Богом! Я поверю в Тебя и крещусь во имя Твое!
Воодушевленные франкские воины удвоили свой пыл, и то, что уже казалось невозможным, совершилось: внезапно аламаны, охваченные страхом, бежали, даруя Хлодвигу и его солдатам лавры победителей.
Конечно, некоторые современные историки отвергают эту легенду, и решающую роль в обращении Хлодвига в христианство отводят не его победе над аламанами, а любви франкского короля к Клотильде.
Как бы то ни было, Хлодвиг крестился у святого Ремигия, епископа Реймса, в Рождество 496 года.
Вместе с Хлодвигом в Реймсе «из его войска крестились более трех тысяч человек»[15].
Это обращение в новую веру имело очень большое политическое значение. В то время как другие короли варваров, готов и бургундов оставались арианами, Хлодвиг, принявший новую веру, был признан миллионами галло-римских католиков, населявших Галлию, своим предводителем.
Этот титул позволил ему заручиться поддержкой епископов, чье влияние было тогда огромным, и завоевать у вестготов значительную территорию от Луары до Пиренеев. А позже титул «короля католиков» позволил его сыновьям овладеть Бургундией, а его народу – стать христианской нацией с многообещающим будущим.
Это ли не чудо, которым он был обязан Клотильде!
Своей резиденцией Хлодвиг сделал Париж. Он укрепил королевскую власть и превратил ее в наследственную.
Как видим, победа Клотильды на этом «фронте» была полной. Но она еще более укрепила ее, родив Хлодвигу еще двух сыновей, Хильдебера и Клотара, а затем дочь, Клотильду, предназначенных к королевской судьбе.
Однако, несмотря на свою внешнюю набожность, Клотильда оставалась представительницей бургундскго племени, традиционно озабоченного кровной местью. Она не забыла про убийство своих родителей и братьев и задумала воспользоваться империей, которая у нее была при Хлодвиге, чтобы подтолкнуть ее к войне против проклятого убийцы Гондобольда.
И оказалось, что Хлодвиг-христианин – это еще более грозный завоеватель, чем Хлодвиг-язычник. В 500 году под влиянием Клотильды он отправился в поход против бургундцев и разбил при реке Уш, недалеко от Дижона, их армию во главе с Гондобольдом, который принужден был платить Хлодвигу дань.
Жизнь завоевателя оборвалась в 511 году в Париже, его новой столице, где он умер. 27 ноября того же года Клотильда, которой едва исполнилось 36 лет, перенесла останки своего мужа в крипту базилики Святых Апостолов, строительство которой близилось к завершению. И, как и подобало вдове, она возвратилась к набожности и милосердию, не опускаясь до ярких празднеств, характерных для двора Меровингов.
Она удалилась в Тур, в базилику Святого Мартина, которому она также поклонялась, где и провела остаток своих дней в делах, приятных Богу. Распоряжаясь огромным состоянием, она распространила свои благодеяния на большое количество церквей и монастырей.
Но у Клотильды была очень хорошая память. И, не желая забывать трагедии своей юности, она не прекратила подталкивать своих сыновей к войне против Сигизмунда, преемника Гондебольда.
Эта карающая беспощадность стоила Клотильде жизни старшего сына Клодомира, погибшего в бою с Сигизмундом в 524 году. Но на этом ее семейные трагедии не закончились. Два других ее сына, Хильдебер и Клотар, решили объединиться в разделе королевства их умершего отца. А для этого не стоило ли избавиться от потенциальных соперников? И вот однажды, когда Клотильда была в Париже, они ей прислали сообщение с требованием прислать им детей своего брата Клодомира. Клотильда отправила им троих своих внуков. А Хильдебер и Клотар тогда спросили, что она предпочтет: чтобы внуки были пострижены либо чтобы они были убиты? Пострижены в монахи? Но это значило бы конец их амбициям на получение королевской власти, так как длинные волосы тогда были символом Меровингов!
И тогда гордость Клотильды взяла верх, и она ответила, что, если ее внуки не будут править, она предпочла бы видеть их мертвыми! Вот решение, открывающее истинные горизонты личности святой Клотильды! И после этого произошел последний акт этой трагедии борьбы за власть: двое из детей были убиты рукой их дяди Клотара. Что же касается последнего, Клодоальда, то он бежал, никто не знает, каким образом (он потом станет монахом и будет канонизирован под именем святого Клода).
Клотильда же умерла в Туре в очень пожилом для той эпохи возрасте (в 70 лет). Произошло это 3 июня 545 года. Клотар и Хильдебер перенесли ее тело в Париж, чтобы захоронить его в базилике горы Лютеция рядом с мужем Хлодвигом и внуками, принесенными в жертву безумству власти.
Набожная репутация Клотильды и главным образом ее роль в обращении короля франков в христианскую веру подтолкнули папство к канонизации этой женщины. Заслуги Хлодвига перед церковью также были велики, ведь он был крестителем своей страны. Но он не был канонизирован, и виной тому был характер короля, прагматичного до цинизма. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства прежде всего практическую пользу, и уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами. Он и сам не скрывал этого. Собрав однажды своих приближенных, он как-то воскликнул:
– Горе мне, я остался один, как странник среди чужой земли, и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!
По словам Григория Турского, «это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли еще кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего»[16].
Святая Клотильда, напротив, стала образцом вдовы и христианской властительницы, она была прославлена как защитница христианства и основательница французской монархии. И действительно, можно без преувеличения утверждать, что именно благодаря обворожительной и нежной улыбке Клотильды у франков появилось единое государство. Этот союз, в котором мужская сила подчинилась женской красоте и кротости, стал в дальнейшем колыбелью современной Франции.
Сыновья Хлодвига I
Хлодвиг оставил после себя четырех сыновей: Теодориха, от первой жены, и Хлодомира, Хильдеберта и Хлотаря, от Клотильды.
Братья разделили между собой государство. Теодорих взял так называемую Австразию, или восточные области, то есть все владения франков на правом берегу Рейна и на левом до Мааса. Столицей его был город Мец. Из остальных западных провинций государства, носивших название Нейстрия, большую часть, а именно весь берег с главным городом Парижем, получил Хильдеберт. Хлодомир, имевший свою резиденцию в Орлеане, владел югом государства, а Хлотарь получил земли около Суассона. «Деля между собою государство и округляя свои владения, франкские короли ни тогда, ни впоследствии не обращали внимания на разноплеменность населения, так как в ту эпоху думали только о власти и владычестве, а не об управлении. При тогдашнем всеобщем варварстве разделение монархии между сыновьями Хлодвига непременно должно было породить бесчисленные ссоры»[17].
Так оно, собственно, и произошло.
Хильдеберт вел борьбу с братом Теодорихом за Овернь, но безрезультатно. После смерти Теодориха Хильдеберт и Хлотарь попытались лишить наследства его сына Теодеберта, но потерпели неудачу. Однако позднее Хильдеберт вступил с Теодебертом в альянс, направленный против Хлотаря…
И так далее, и тому подобное…
В 558 году вся Галлия объединилась под властью Хлотаря I, владевшего ею до своей смерти в 561 году. Но и у него было четыре наследника, что привело к новому дроблению государства. К сожалению, традиция наследственного деления имущества, когда после смерти короля все его дети мужского пола должны были получить свою долю, вела исключительно к распространению конфликтов, сражений и тайных заговоров.
Наглядным примером тому может послужить сорокалетняя война между двумя франкскими королевами – Фредегондой (женой короля Нейстрии) и Брунгильдой (женой короля Австразии).
Война двух королев
Сыновья Хлотаря I с большим почетом похоронили короля в базилике Святого Медарда в Суассоне. Затем, как уже было сказано, королевство франков вновь было разделено на несколько частей – между сыновьями Хлотаря Хильпериком, Сигибертом, Гонтрамом и Харибертом.
После похорон отца Хильперик самовольно вступил в Париж, заняв бывшую столицу умершего в 558 году короля Хильдеберта, брата Хлотаря I. Но ему недолго пришлось владеть ею, так как его братья объединились, прогнали его оттуда и затем произвели между собой раздел королевства. В результате Хариберту выпал жребий расположиться в Париже, Гонтраму – в Орлеане, Хильперику – в Суассоне, а Сигиберту – в Реймсе.
В 567 году умер Хариберт, и королями остались три брата – Хильперик, Сигиберт и Гонтрам. Первому из них стала принадлежать Нейстрия (западная часть франкского королевства между Шельдой и Луарой со столицей в Париже), второму – Австразия (его северо-восточная часть в бассейнах Мааса, Мозеля и Рейна со столицей в Меце), третьему – Бургундия (область в бассейне Соны).
Все три государя страшно завидовали друг другу. Каждый мечтал о владении всеми землями, принадлежавшими их отцу, и поэтому их отношения стали до крайности напряженными. В частности, обладавший самым ужасным характером Хильперик даже несколько раз пытался убить своих братьев. Это было неудивительно, так как братьям с детства были известны нравы Меровингов, и они часто могли видеть «в деле» своего отца, а тот был человеком не самого миролюбивого склада.
Отметим, что жестокие нравы не были чем-то из ряда вон выходящим в те годы. Именно поэтому Хильперик, Сигеберт и Гонтрам всегда весьма настороженно относились друг к другу, что, правда, не мешало им проводить много времени в безудержных кутежах.
Особенно распутный образ жизни вел Хильперик. И вот случилось так, что однажды он обратил внимание на одну из служанок Одеверы, своей первой жены и главной королевы. Эту молодую и очень красивую франкскую девушку звали Фредегондой.
Хильперик был очарован служанкой своей жены, однако очень скоро он был вынужден покинуть свою новую возлюбленную и отправиться на войну.
Во время отсутствия Хильперика Одевера родила дочку. Понятное дело, это стало для всего королевского двора поводом для многодневного веселья и пиршества. В ходе одной из трапез честолюбивой и особенно веселой в тот день Фредегонде вдруг пришла в голову дьявольская мысль. Она подошла к королеве и сказала, что нужно окрестить эту малышку до возвращения короля, и она уверена, что он будет восхищен, если Одевера сама станет ей крестной матерью.
Одевера была женщиной простодушной и, ничего не заподозрив, согласилась. Вскоре крещение состоялось. Через месяц вернулся со своими воинами Хильперик. Сияя от счастья, Фредегонда устремилась к нему и спросила, потупив глаза, с кем он пожелает провести ночь? Похоже, этот вопрос несколько удивил короля, и тогда она объяснила, с трудом подавив в себе желание рассмеяться, что королева – крестная мать его дочери, а это, согласно канонам церкви, несовместимо с положением жены.
Хильперик несколько минут стоял ошарашенный подобной новостью, но затем вдруг рассмеялся и заявил, что уж если он теперь не может провести ночь с Одеверой, то Фредегонде самой придется принять его!
А на следующий день Фредегонда стала неофициальной королевой Нейстрии. При этом только теперь понявшую, в какую ловушку она угодила, Одеверу выгнали из дворца и заключили в монастырь.
В это самое время Сигиберт, брат Хильперика, вел в Меце гораздо более спокойную жизнь. Конечно, и у него были любовницы, но такая жизнь ему в конце концов надоела. Он видел, что его братья выбирают в жены недостойных себя женщин и, унижая себя, женятся даже на служанках, а посему он решил направить в Испанию посольство с многочисленными дарами и посвататься за дочь короля вестготов Атанагильда. Ее звали Брунгильда, и именно ее он решил сделать отныне своей законной женой и единственной женщиной.
Отец Брунгильды не отказал Сигиберту и послал ее ему с большим приданым.
Собрав в Меце вельмож своего королевства и приготовив шикарный пир, Сигиберт с огромной радостью и удовольствием взял Брунгильду себе в жены. При этом она, будучи от рождения арианского вероисповедания, благодаря наставлениям епископов и пожеланию самого короля была обращена в католическую веру.
Пышность свадьбы в Меце вызвала зависть короля Хильперика. Когда он узнал, что в конце церемонии поэт Фортунат исполнил свадебную песню, написанную специально ко дню бракосочетания, Хильперик не мог найти себе места: ему казалось, что брат во всем превзошел его. Охватившие Хильперика чувства зависти, ревности и обиды заставили его посмотреть на свою жизнь со стороны. И он решил, что необходимо ее изменить. А поскольку у него совершенно отсутствовала фантазия, он, как и Сигеберт, обратился к королю вестготов Атанагильду с просьбой отдать ему в жены вторую дочь. Тот ответил, что разрешит брак со своей старшей дочерью, но лишь при одном условии: Хильперик должен расстаться со своими любовницами.