Метод «Триггер»-2. Быстрый способ справиться с психологическими проблемами бесплатное чтение
© Валерия Артемова, текст, 2024
© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2024
Вступление
От «спускового крючка» через пендель к действию!
Российский сериал «Триггер» покорил зрителя. Всего за два сезона он успел набрать невероятную популярность, превзойдя в нашей стране даже некоторые голливудские новинки. Почему этот проект со странным психологом в главной роли так всем полюбился? Наверное потому, что показал людям, как много они о себе не знают и какие огромные способности в них скрыты. А может, дело в креативной наглости доктора Артема Стрелецкого, который за один сеанс с легкостью распутывает, казалось бы, накрепко спутанные клубки проблем. Ведь главное оружие дерзкого психолога – триггер. Это, по-научному, команда, сигнализирующая системе (например, организму) о наступлении определенного события. В переводе с английского слово trigger означает «спусковой крючок». Отсюда и аналогия с оружием: при срабатывании триггера система должна получить мощный импульс и сработать. Триггером в психологии может быть все что угодно: слова, жесты, запахи, визуальный ряд. Но человек, как правило, сам не знает, каковы его триггеры и когда они сработают. Предположим, вы просыпаетесь в хорошем настроении, едете на работу, а приезжаете в офис злой, как сто чертей. Что сработало триггером? Непонятно! Соседская собака, которая на вас залаяла? Незнакомая красивая девушка, которая посмотрела на вас с подозрением? Машина, которая не завелась с первого раза? Двери поезда метро, которые чуть вас не придавили? Триггер – это, по сути, внешний раздражитель, а ваша реакция на него – защитный механизм внутри психики. Он и является основой провокативной терапии. Дело в том, что, зная триггеры человека, можно использовать их двояко. Можно избегать триггерных ситуаций и, соответственно, стресса. А можно, наоборот, умелыми психологическими приемами взводить «курок» клиента, заставляя его встречаться со своими страхами лицом к лицу и побеждать их. Это и делает провокативная психология: уникальная и эффективная система медицинской практики, в основе которой лежит активное психологическое воздействие при помощи провокации. В арсенале методов провокативного психолога – юмор, издевательство, гротеск, гиперболизация, доведение до абсурда, а иногда и откровенное хамство. Именно они выполняют функцию катализатора реакции человека в направлении исцеления. Провокация работает не только эффективно, но и быстро. Так, Стрелецкий вместо того, чтобы тратить десятки сеансов на выслушивание жалоб своих пациентов, избавляет от любых психологических недугов всего за один прием. Правда, при этом с клиентами он не церемонится и использует жестокие уловки, пробуждая в людях желание самостоятельно разобраться со своими мыслями и тревогами. А не прятать свою голову в песок, как страус.
Например, пациенту с затянувшейся депрессией провокативный психолог на первом же сеансе запросто может заявить: «Отлично! С тобой ничего не поделать. Ты действительно безнадежен. Я соглашусь с тем, в чем ты меня убеждаешь: ты никчемен и твое место – в психушке!». Обычно после такого «отрезвляющего душа» клиент начинает бойко протестовать и спорить с доктором о том, что он не безнадежен и у него все получится. Закрепив «эффект пенделя», психолог может выписать пациента уже через пару часов.
Коротко говоря, провокативная терапия – это своеобразная игра в «адвоката дьявола»: врач встает на сторону проблемы и находит аргументы в ее пользу. В ответ на это клиент начинает защищаться и сам находить выходы из сложившейся ситуации.
Специалисты, практикующие провокативную терапию, сравнивают свою работу с действием вакцины: сначала пациент учится давать отпор в контролируемых условиях кабинета, а затем, выработав привычку бороться, преодолевает свои проблемы в реальном мире. Поскольку методы провокативной терапии довольно жесткие, то психологи выработали для себя четыре внутренние установки (может, для собственного успокоения?).
1. Пациент не так хрупок, как он о себе думает.
2. Пациент не так сложен, как он о себе думает, его можно понять и проанализировать.
3. Пациент обладает способностью решить свои проблемы, даже если сам не осознает свой потенциал.
4. Не все проблемы родом из детства, опыт взрослой жизни не менее важен.
При этом, в отличие от сериала «Триггер», в реальной жизни основным инструментом в арсенале врача чаще служит даже больше не агрессия, а юмор, сатира, гротеск! Психолог учит больного смеяться над своими проблемами и искать в них положительные стороны, то есть, согласно известной пословице, из лимона делать лимонад.
Провокативные психологи считают, что человек часто не берет на себя ответственность за изменения, которые могут избавить его от недуга, потому что ленится. Человек думает, что раз он заплатил деньги за сеанс, ему больше ничего не нужно делать – психолог сделает все сам. Так он перекладывает на доктора свою ответственность. Как правило, такой модели поведения человек придерживается и за пределами психологического кабинета и в повседневной жизни делает то же самое. Например, найти достойную работу ему мешает сварливая мама или вечно недовольная жена, достичь успехов – злобные коллеги, которые его подсиживают, бросить курить – знакомые, которые постоянно зовут его в курилку «отдохнуть». Отказ от ответственности за собственную жизнь часто сопровождается тем, что человек берет на себя чужие обязанности. Он может активно вовлекаться в решение сторонних проблем, запуская свои. Поэтому одной из задач провокативной психотерапии является возвращение клиенту его ответственности за себя, свои поступки и свою жизнь. И часто – непривычными методами. Например, в случаях, когда клиент регулярно опаздывает на сеансы, провокативный психолог может сделать то же самое, но не для того, чтобы отомстить клиенту или выразить свою агрессию, а для того, чтобы отзеркалить человеку его собственное поведение.
Как правило, провокативный метод используется при лечении неврозов, депрессий, склонности к суициду и расстройств психосоматического спектра и пищевого поведения, а также в терапии, направленной на самоактуализацию (стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей) и самопознание.
Рассмотрим несколько ситуаций из сериала «Триггер» с точки зрения провокативной терапии, разберем клубок проблем (каждая история – это, как правило, сплетение нескольких вопросов), рассмотрим их под «микроскопом» и сделаем правильные выводы о том, как дальше жить?
Первый клубок проблем: риск – страх – эгоизм – отчаяние – смерть
Беда приходит внезапно. Вот ты только проснулась, понежилась в постели, радуясь солнечным лучам, проникающим через плотные шторы, пошла будить своего маленького сынишку – в такую чудесную погоду надо обязательно погулять! Пощекотались, пообнимались, позавтракали, поиграли с котенком, оделись и пошли в парк. Конечно, взяв с собой любимую игрушку – веселого пушистого медвежонка. А беда уже мчится навстречу! Потом мы спрашиваем себя: почему не срабатывает хваленая интуиция? Почему ничто не останавливает нас на дороге, которая ведет прямиком к беде? Нет ответа, кроме фразы обреченного: «Такова судьба».
…Ира с сынишкой Ваней шли в парк. На переходе дождались зеленый сигнал светофора и стали переходить улицу. Вдруг сынок вырвался из маминой руки и побежал обратно по переходу, потому что заметил, что выронил свою игрушку, медвежонок лежал посередине дороги. Когда Ваня наклонился, чтобы его подобрать, из-за поворота на него с бешеной скоростью вылетел автомобиль. Ира заметила его краем глаза, бросилась спасать малыша, но было поздно – двухтонная машина врезалась в людей. Свидетели вспоминали, что мать даже пыталась сдвинуть руками машину. Но мальчик погиб на месте. «Даже не мучился» – как говорили потом врачи. А Ира потеряла ногу. Теперь вместо нее – протез. Водитель джипа оказался пьян.
Когда мать ТАК теряет ребенка, погибшего у нее на глазах, она во всем винит только себя. Главным вопросом ее жизни становится: как искупить вину? Ирина становится экстремальным VIP-водителем. Во-первых, чтобы правильно учить вождению других. Во-вторых, возить пьяных владельцев авто до дома, подрабатывая «трезвым водителем». Цель: чтобы было меньше аварий. И, соответственно, трагедий. А пьяных, особенно тех, кто хочет сесть за руль, до сих пор ненавидит. Так, в одну из своих поездок, когда развозила по домам обдолбанных мажоров, которые во время пути требовали дать им «порулить», она со злости устроила аварию, врезавшись в дерево. Никто не пострадал, но работодатель попросил ее пройти освидетельствование у психиатра. Ведь иначе она всех клиентов может перепугать. Так Ирина оказалась на приеме у Стрелецкого. Если бы она знала, чем обернется ее встреча с провокативным психологом! Как он перевернет всю ее жизнь!
Сначала они оказываются на гоночном треке, где Ирина, показывая свой профессионализм, хочет нагнать страх на Артема. Но разве провокатора могут испугать «какие-то» 300 км/ч? Наоборот, это он давит на «газ», объясняя состояние своей пациентки: «У вас гипертрофированное уязвленное самолюбие! Вам не нравится, когда вас оценивают должным образом, хотите, чтобы вами восхищались! Всем вокруг пытаетесь что-то доказать, что не плохо. Вам плохо, когда вас недооценивают. Вы так едете быстро, потому что знаете – вы мне не нравитесь! И своим пьяным пассажирам вы хотели показать, кто тут главный. Они же орали вам: «Баба за рулем! Уйди!» Поэтому вы и направили машину в дерево, чтоб хоть как-то их заткнуть. Но это не бывает просто так. К такому поведению вас привела серьезная исходная травма. Вы оказались в замкнутом круге – сначала хотите нравиться, потом вас недооценивают, потом вы обижаетесь и злитесь, затем делаете то, о чем потом жалеете».
То, как Артем выводит Ирину на чистую воду, шокирует ее. Она даже не предполагала заглянуть в себя так глубоко. «Железные латы», в которые она сама себя заковала, постепенно начинают спадать. Она испытывает влечение к Артему и поддается ему, ведь вместе с болью он дарит ей и свободу от вины. В момент страсти Артем и нащупывает протез. Так он понимает, почему все ее тело покрыто татуировками – чтобы живую ногу нельзя было отличить от искусственной. Но даже в интиме Стрелецкий действует как провокатор, вонзая свои острые, как нож, диагнозы: «Ты должна сама понять, что травмирована. Вот сейчас твоя нога и есть реальная травма! Поэтому пошла на экстремальное вождение, где есть вероятность убиться. Ты компенсируешь травму, пытаясь вытащить себя за волосы, как Мюнхгаузен из болота. Хочешь доказать себе, что самая крутая. Тебе надо проработать эту травму, чтобы не оказываться все время в ней. И даже не пытайся прикрыть ее внешним успехом!»
А напоследок провокационный психолог добивает клиентку последней стрелой, пущенной точно в цель: «Хотела со мной переспать, чтобы забеременеть и родить второго Ваню, вместо того, которого не уберегла? Или решила исчезнуть – переделать себя, заменить себя новой личностью, чтобы горе осталось со старой Ириной. А новая Ирина связала себя с вождением, чтобы все были в безопасности. Таков способ компенсировать чувство вины?! Ты виновата, но пыталась скрыться от горя за новой личностью. Но и в новом, и в старом обличье ты можешь изменить свое будущее и настоящее. Прошлое должна просто принять. Со своей виной и виной того пьяного урода, которого теперь ты видишь в любом своем пассажире». Так Ирина приняла настоящий «ледяной душ» провокационной медицины. И выжила!
Психолог предложил два варианта решения проблемы. Или психотерапию в течение 2–3 лет. Или начать отношения, которые всего за несколько месяцев помогут возродиться. Стрелецкий напутствовал: «Надо впустить в свою жизнь человека, чтобы он своим существованием доказывал – жизнь есть сегодня». И даже предложил кандидатуру в женихи – своего друга.
Что послужило триггером для Ирины, готовой пойти не только в рискованную профессию, но даже на покушение на убийство пьяных пассажиров? Конечно, смерть ее сына.
С точки зрения провокативной психологии в этой ситуации было затронуто несколько проблем.
*Причины стремления к риску, авантюрам. Говорят, что даже существует ген риска! Рассмотрим «феномен экстремалов».
*Что толкает к отчаянным поступкам – инфантилизм, эгоизм, безответственность?
*Как справиться с горем? И принять смерть?
*Как уныние может разрушить жизнь.
Хотите гонять под 300 км/ч? Рулите! Торопитесь на тот свет
Клиентка Стрелецкого Ирина стала «шумахером», чтобы заглушить боль после потери сына. Часто шла на риск, желая покончить жизнь самоубийством, потому что чувствовала себя виноватой. Но что толкает других людей совершать поступки, угрожающие их жизни? Почему человек жаждет страсти, переживаний, волнений? Почему некоторые, бросая вызов тихому прозябанию, спускаются в жерла вулканов, атакуют «стены смерти», изнуряют себя марш-броском через пустыню или пускаются в трудное путешествие по горным рекам? Что руководит людьми, лавирующими на кромке между жизнью и смертью? Почему именно в экстремальной ситуации человек проявляет невероятные возможности?
Кто не рискует, тот не пьет шампанского?
Испокон веков считалось, что стремление к опасности – это благородный поступок. Дуэлянты стрелялись для защиты чести, рыцари сражались за даму, каскадеры падали с вышек ради искусства. Оказывается, наш организм не может жить без сладко-горького привкуса риска, состоящего из самых сильных эмоций: интереса и страха. Не может по простой причине: нам необходима внутренняя подпитка биологическим веществом адреналином, который выбрасывается в кровь только во время волнений. По своему составу это вещество схоже с наркотиком, который в Южной Америке индейцы получают из определенного вида дикого кактуса, чтобы придать себе «бесстрашие льва».
Ученые доказали, что стресс нужен всем живым существам, как глоток свежего воздуха, и без отрицательных эмоций не выжить. Это было подтверждено даже на лабораторных крысах. Животные, которых держали в экстремальных условиях – пугали, подолгу не кормили, пытали ярким светом по ночам – в итоге жили дольше тех, кого держали в тепле и спокойствии. Достоинства здорового страха в том, что он повышает интенсивность обменных процессов, улучшает питание мозга, усиливает сопротивляемость инфекциям. Только отрицательные эмоции надо почаще смешивать с положительными, чтобы не очень «горчило».
Теперь остается признать, что каждый из нас герой, только рискует по-своему. Один ползет за победой в горы, другой пускается в любовное приключение, а третий смотрит боевик. В общем, риск – благородное дело, но только тогда, когда заканчивается брызгами шампанского.
История знает немало историй о невероятных возможностях человека, проявившихся в экстремальных условиях. Одну из них мне в свое время рассказал доктор медицинских наук Борис Алякринский, известный специалист по авиационной и космической медицине.
– Это произошло в одной авиационной части. Небольшой транспортный самолет после приземления неожиданно загорелся. Пламя сразу охватило часть салона, где в этот момент находился бортмеханик. Путь к выходу был отрезан. Оставался только один выход – выбраться из горящей машины через иллюминатор. Он ударом ноги выбил стекло и, как был в меховом летном комбинезоне, выбрался через небольшое круглое отверстие наружу. Когда пожар потушили и бортмеханик немного пришел в себя, он – мужчина довольно крупной комплекции – попытался повторить свой «трюк» с иллюминатором, но не сумел этого сделать даже в майке и трусах.
Другая история произошла в Арктике на одной из советских станций «Северный полюс». Пилот, ожидающий возвращения группы гидрогеологов, вышел на льдину полюбоваться бескрайним снежным простором. А в это время к нему сзади приблизилась огромная белая медведица. Услышав скрип снега, он резко обернулся и оказался нос к носу с животным. Пилот помчался к самолету и с ходу запрыгнул в кабину, в которую можно было попасть только с помощью специальной лестницы. На другой день пилот упорно пытался повторить свой «рекордный» прыжок – безрезультатно.
А этот случай произошел на глазах у группы ученых-психологов. Возле входа в НИИ грузовая машина, тронувшись с места задним ходом, придавила колесом ногу ребенку. Услышав крик, мать, находившаяся поблизости, стремительно подбежала к машине и, приподняв руками кузов, спасла сына.
Удивительные силы скрываются в организме человека, если они могут в критической ситуации включить фантастические внутренние резервы. Очевидно природа, создавая человека, наделила его огромными возможностями, которые ему были необходимы, чтобы выжить. В процессе развития цивилизации эти способности стали постепенно утрачиваться, потому что необходимость их применения возникала все реже и реже. Но в какой-то скрытой форме они все же сохранились.
Некоторые ученые предлагают различать три вида возможностей человека. Утилитарные, которые мы используем в своей повседневной жизни. Резервные, для реализации которых необходимо специально приложить силу воли и в чем-то преодолеть самих себя. И скрытые, которые могут вообще никогда не проявиться.
В спорте достижение высоких результатов требует от человека предельного напряжения всех сил. И спортсмен должен уметь «включать» свои резервы в строго определенный момент времени, например в соревновании. Для решения этой задачи совершенствуется система тренировок, применяются все более эффективные способы психологической подготовки. Ученые пытаются выяснить, способен ли человек сознательно управлять своими скрытыми резервами, и в какой степени ими допустимо пользоваться? Ведь в критических ситуациях организм работает на пределе. И если «включать» предельные возможности слишком часто, не приведет ли это к быстрому изнашиванию? Если ответы на эти вопросы будут найдены, то тогда каждый из нас может стать Гераклом хотя бы на час.
Как бабочки, летим на огонь
Однако легендарные психоаналитики Фрейд и Юнг видели в риске стремление к смерти, живущее в каждом человеке с рождения. У кого-то оно сильнее, у кого-то слабее, но есть у всех. Многие психологи уверены, что существуют гены риска не только у человека, но и у животных, насекомых. Бабочки летят на огонь, обжигаются, им больно, но они упрямо ищут смерть, преодолевая инстинкт жизни.
Без риска само существование первобытного племени троглодитов было бы невозможно. Ведь, если все дикари были бы осторожны и трусоваты, то они не добыли бы с риском для жизни мамонта или медведя и не выиграли бы битву с соседями за свою территорию. Это поведение закрепилось генетически, но в наши дни трансформировалось в «игровой» вариант: люди рискуют не ради куска мяса, но ради самого риска, острых, сладостных ощущений этого мига.
Известно, что если человека поместить, например, в сурдокамеру, окружить его комфортом, уютом, кормить вкусной едой, но лишить его всяческих эмоций, то он сойдет с ума от так называемого «сенсорного голода». Человеку нужны страсти, переживания, волнения.
Большинству достаточно посмотреть триллеры, изменить супруге или проиграться в казино. Другим нужен приставленный к виску наган с одним патроном в барабане.
Кроме того, риск – это часто еще и способ самоутверждения, моральной компенсации за унижения и невнимание. Пример из практики: девочка 15 лет с синдромом «чучела» (помните известный фильм Ролана Быкова?) становится на подоконник пятого этажа школы и декларирует решимость броситься вниз. Визги, крики, паника – эффект достигнут! Это тоже один из немаловажных стимулов риска. Мой друг, психотерапевт, рассказывал, как он, будучи в США, стоял на краю Большого каньона и заглянул в бездну. «Другим не объяснишь, какие чувства я испытывал в тот момент, – вспоминал он. – А для чего индейцы проделали “тропу смерти” под водопадом Ниагара? Шаг в сторону – и конец! А ведь сделали и ходили поколениями. Это сегодня там все обставлено так, чтобы туристы за деньги безопасно испытали эрзац риска смерти».
Так как же нам относиться к рисковым людям – осуждать или восхищаться? Принимать их такими, какие они есть. Запреты не помогут, а героизация не столь уж оправданна. Тем более, как выяснилось, многими из них руководит так называемый ген риска.
«Я 35 лет наблюдал за поведением тысячи людей разных профессий, возрастов и социальных слоев, – рассказывал психолог, профессор Марвин Зукерман из Медицинского центра в Кливленде (Огайо, США). – И пришел к выводу: каждого десятого человека опасность притягивает, как пламя – бабочек. Оказалось, что все дело в биохимической связи поиска острых ощущений с необычайно плохой работой гена 5-HTT, контролирующего поступление серотонина в головной мозг, а это одно из ключевых веществ, влияющих на настроение, в частности, дающих ощущение счастья. Недостаток этого фермента и вызывает желание довести его до нормального уровня искусственным стимулированием: спуском с крутой горы на лыжах, прыжком с парашютом, на худой конец – просмотром “ужастика”».
Гипотезу профессора дополнили исследования израильских ученых из Медицинского центра Тель-Авива. Они выделили «экстремальный» ген DRD4, выделяющий в мозг фермент дофамин, одновременно отвечающий за острое желание испытать чувство страха и чувство удовольствия. То есть, чем чаще человек попадал в ситуации, связанные с риском для жизни, и выходил в итоге победителем, тем больше вырабатывалось дофамина – и человек чувствовал себя счастливым. Как выяснилось, на полную катушку этот ген работает у азартных игроков, спортсменов, в том числе автогонщиков, туристов-экстремалов.
Один из самых ярких примеров генетической предрасположенности к опасностям представляет собой семья Кеннеди. Из поколения в поколение передавалась склонность к необоснованному риску. Так, хорошо известно, что Джон Кеннеди – младший, погибший в авиационной катастрофе, при любой возможности стремился ставить на кон свою жизнь. Он занимался серфингом, прыгал с парашютом, увлекался подводным плаванием на большой глубине. Многие считают, что и последний его полет был неоправданным риском. В туманную безлунную ночь он сам сел за штурвал, несмотря на поврежденную ногу и небольшой летный опыт.
Часто нас пугает не то, что на самом деле страшно. Если верить статистике, то человек вернее погибнет от отравления канцерогенными веществами из масла, чем от того, что он живет вблизи ядерной электростанции. Почему? Ученые составили список обстоятельств, которые уничтожают огромное количество людей, но не особенно их пугают, а также список, в который вошли обстоятельства, не причиняющие вреда человеку, но вызывающие ужас. Например, ученые оценивают ядерную энергию как довольно безопасную, но люди ее боятся. Ученые считают рентгеновское излучение опасным, а людей это не пугает. Плавание с точки зрения науки тоже очень опасное занятие, но большинство из нас считает это довольно безобидным видом спорта.
Триггер данной ситуации. Чем же объяснить пропасть между тем, что нас пугает, и тем, чего мы должны действительно бояться? В науке эта проблема носит название «восприятие риска». Эксперименты по этому поводу ставятся довольно забавные. Вот один из них: в стеклянный прозрачный стакан с соком кладут муляж таракана и предлагают желающим выпить. Конечно, отказываются все. Хотя риск в этом случае равен нулю, и испытуемым это известно. По мнению специалистов, естественный риск вроде повышенного радиоактивного излучения кажется нам нестрашным, потому что мы его не замечаем. А вот риск, который мы вынуждены принимать помимо нашей воли, кажется нам намного хуже. Например, беспокойство в душе поселяется, когда вы ежедневно из окна своей квартиры видите завод по сжиганию отходов. Но поделать с этим ничего не можете и, естественно, чувствуете свое бессилие, а потом и страх. А водитель (в нашем случае Ирина) без всяких опасений садится за руль, хотя прекрасно знает, что «один из 50 человек ежедневно погибает в автомобильной аварии», потому что выбирает это рискованное путешествие сам. Риск повышает уровень адреналина, который заглушает у Ирины страх и душевную боль.
В этом случае с точки зрения провокативной терапии надо перекладывать вину с клиента на обстоятельства и обратно. Если клиент обвиняет в своих проблемах жизнь, обстоятельства, общество и т. п., то провокационный психолог по правилам «игры» обвиняет во всем клиента. Если же клиент винит себя, то доктор начинает перечислять все внешние обстоятельства, которые привели к проблеме. Если клиент изменяет позицию, то психолог меняет свою, всегда оставаясь на противоположной стороне.
Какие аргументы можно применить в разговоре с человеком, который ставит на кон свою жизнь? Поскольку обнародовать разговоры с клиентом запрещено законом, то я приведу некоторые примеры вопросов, к которым специалисты часто прибегают в таких случаях. Так, чтобы вывести жертву из себя, можно использовать особые вопросы и утверждения, которые надо произносить спокойным тоном:
• «Это информация из авторитетного источника? А из какого?»;
• «Я имею право высказать свое мнение. Или свободу слова отменили?»;
• «Вы можете доказать это? Или это пустые слова, как обычно?»;
• «Вы выдумываете то, чего не было!»;
• «Ну и что?!».
Опытный манипулятор использует такие фразы, даже не задумываясь, насколько убедительно они коррелируют со смыслом разговора. Скорее, наоборот. Чем более бессмысленным будет утверждение, тем больше вероятность заставить собеседника потерять самообладание. Действительно, если человек пытается вести рациональный диалог, приводя логические аргументы, а в ответ слышит подобные фразы, это быстро вгоняет его в ступор.
В качестве аргументов провокационные психологи могут прибегать и к цитатам известных личностей – ведь силу авторитетов никто не отменял. Например, триггером могут выступать следующие фразы.
В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний. (Лев Толстой, русский писатель).
Рисковать – это значит прыгнуть с обрыва, расправляя крылья в полете. (Рей Брэдбери, американский писатель-фантаст.)
Далеко заплывает лишь тот, кто готов рисковать. Безопасные лодки не отходят далеко от берега. (Дейл Карнеги, американский педагог, психолог, писатель.)
Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой – «благоприятная возможность». (Джон Кеннеди, 35-й президент США,1961–1963.)
Из тех бросков, которые ты не сделал, 100 процентов – мимо ворот. (Уэйн Гретцки, канадский хоккеист.)
Рискнуть – значит на мгновение потерять точку опоры. Не рисковать – значит потерять самого себя. (Серен Кьеркегор, датский философ.)
Добиваться малых выгод ценой большой опасности – все равно что удить рыбу на золотой крючок: оторвись крючок, и никакая добыча не возместит потери. (Октавиан Август, римский император.)
Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать. (Из Библии. Екк 11: 4.)
Тест. Рисковый ли вы человек?
(Используется в провокативной терапии)
Тест состоит из двух частей. В первой из них вы должны ответить на 14 вопросов, распределяя ответы по 4 категориям: согласен, скорее согласен, скорее не согласен и не согласен.
1. Я люблю такую работу, в которой постоянно приходится пробовать новые подходы и варианты.
2. Люблю «высовываться» даже в тех случаях, когда это не очень оправданно.
3. Предпочитаю избегать ситуаций, в которых чувствую себя не на высоте.
4. Люблю нарушать правила и поступать неожиданным образом.
5. Меня волнует, что обо мне думают другие люди.
6. Я всегда серьезно продумываю последствия моих действий.
7. Испытывая что-то новое, я всегда нервничаю.
8. Люблю попадать в неожиданные ситуации, в которых можно испытать новые возможности.
9. Я стараюсь избегать обстоятельств, которые меня несколько тревожат.
10. Берясь за какое-то новое для меня дело, я всегда тревожусь за успех.
11. Я не стесняюсь разговаривать с незнакомцами.
12. Я не хочу, чтобы окружающие воспринимали меня как человека со странностями.
13. Обычно я волнуюсь, как бы не сказать или не сделать что-то не то.
14. Не люблю выступать перед большой аудиторией.
Вторая группа вопросов состоит из 18 вопросов, и тут на каждый вопрос надо отвечать только «согласен» или «не согласен».
1. Не люблю непредсказуемых событий.
2. Отправляясь на вокзал, я предпочитаю выехать минут на 10–15 раньше самого разумного и безопасного срока.
3. Не люблю браться за работу, в которой может оказаться много непредвиденных трудностей.
4. Больше всего я боюсь неудач.
5. Люблю действовать, прислушиваясь к интуиции.
6. Я часто люблю высказывать нетрадиционные взгляды и быть экстравагантным в поступках.
7. Жизнь – это борьба, и если вы хотите в ней выжить, никогда не теряйте бдительности.
8. Препятствия я воспринимаю скорее как возможность испытать и проявить себя, чем как досадную помеху.
9. В наше сложное время осторожность необходима как никогда.
10. Жизнь – это путешествие, а значит – приключения!
11. Я хотел бы, чтобы моя жизнь текла гладко и без чрезвычайных происшествий.
12. Мне нравится работа, связанная с разнообразными задачами, в которой можно столкнуться с неожиданными сложными проблемами.
13. Если в ходе работы я могу показаться кому-то недостаточно компетентным, меня это не волнует.
14. Иногда я высказываю такие мнения, которые нравятся не всем окружающим.
15. Я хотел бы попробовать прыгнуть с парашютом.
16. Если мне предложат замечательную новую работу, для которой у меня, однако, недостает знаний или опыта, я все же попробую за нее взяться.
17. Оглядываясь назад, я вижу, что моя жизнь была полна приключений и риска.
18. Если бы мне представился выбор, провести ли жизнь в мире, тишине и довольстве либо испытать многое в бурной жизни, я бы выбрал второе.
ПОДСЧЕТ ОЧКОВ
Первая часть
Вторая часть
Суммируйте свои очки и прочитайте характеристику своего отношения к риску.
109–137 очков
Вы любите риск и предпочитаете такую работу и такие ситуации, которые большинство людей избегает. «Жизнь над пропастью» дает вам особое удовольствие и служит для разрядки напряжения. Вы сначала действуете, а потом думаете, и об этом приходится жалеть. Вы скучаете, когда в жизни нет перемен. Своим коллегам вы часто кажетесь агрессивным, они часто вас побаиваются.
63–108 очков.
Вы любите все необычное. Многие ваши успехи и достижения основаны на рискованных решениях. Но в то же время в некоторых ситуациях вы предпочитаете спокойствие и надежность. В неопределенной ситуации предпочитаете сначала ее исследовать, прежде чем принимать решения. Умеете хладнокровно выпутаться из опасных обстоятельств. Редко прислушиваетесь к чужим советам.
22–62 очка.
Вы скромный, сдержанный и осторожный человек, предпочитающий жизнь, протекающую по расписанию, без неожиданностей. Часто боитесь «потери лица». При появлении новой проблемы прежде всего думаете о катастрофических последствиях, которые наступят, если вы с ней не справитесь. Поэтому часто уклоняетесь от принятия важных решений. Тем самым вы теряете многое, что могло бы способствовать вашей карьере. Вам надо научиться быть более уверенным, беззаботным и храбрым.
Вас считают эгоистом? Похвально! Зачем вам чья-то любовь?
Как правило, рискуют своей жизнью инфантильные, эгоистичные, безответственные люди. Так утверждают провокационные психологи, занимающиеся данной темой. И особенно выделяют эгоизм. Он, кстати, входит составной частью в понятие одного из смертных библейских грехов: гордыня. Себялюбивым присущи такие качества, как хамство, бесцеремонность, дерзость, бесстыдство. Такой человек готов идти напролом ради собственных интересов.
На первом месте в списке грехов
У эгоизма есть особая черта – он соприкасается почти со всеми другими пороками. Например, стремление к обогащению (алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей. Он завидует (зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше него. Он раздражается и сердится (гнев), когда другой человек не признает его превосходства. Поэтому почти все богословы ставят эгоизм-гордыню на первое место в списке грехов. Еще английский философ Фрэнсис Бэкон говорил: «Гордыня лишена лучшего качества пороков – она не способна скрываться». И действительно, другие пороки можно удачно скрывать: похоти можно предаваться тайком, обжираться по ночам, когда никто не видит, уныние маскировать показной бодростью. А эгоизм-гордыня слишком явно проявляется в высокомерной позе, словах, поступках. С точки зрения естественно-научного подхода гордыня есть закрепленное на генетическом уровне чувство превосходства над соплеменниками, позволяющее его обладателям достигать более высокого положения в социальной иерархии.
Но почему многие люди бросают вызов судьбе, даже не задумываясь о последствиях? Как показали последние исследования, оказывается, эгоистичные чувства делают нас… более счастливыми! К такому парадоксальному выводу пришли психологи из университета Пенсильвании. «Хотя до сих пор нас учили, что надо быть добрым, альтруистичным, оказалось, что человек более всего счастлив, когда защищает собственные интересы, – объясняла суть открытия профессор Дебора Берман. – Но только при одном условии: если, совершив эгоистичный поступок, человек сможет избежать чувства вины». Преимущества себялюбия Берман и ее коллеги продемонстрировали в экспериментах. Они пригласили 216 студентов и дали каждому из них 3 доллара. Одну группу попросили пожертвовать эти деньги на благотворительность, другой разрешили потратить деньги на себя любимого, а третьей предложили распорядиться суммой по своему усмотрению, то есть или вернуть ученым, или себе оставить. Не нужно оканчивать университетов, чтобы предугадать исход опыта: настоящими везунчиками себя почувствовали добровольцы из второй группы, которые были безмерно рады даже трем долларам. Даром же! Остальные участники жалели о своем благородном жесте – пожертвовании – и тяготились свободой выбора. «Часто люди действительно хотят поступить эгоистично, – считает профессор Берман. – Но все-таки идут на жертвы, боясь укоров совести».
Ищите смешное в любой проблеме
Для поиска триггеров в случае выявления эгоизма специалист может войти в «смешливое» состояние. То есть в такое, в котором он чрезвычайно чувствителен к смешному, абсурдному, забавному в том, что клиент говорит и делает. К клиенту надо относиться, как к старому другу, имитируя теплые чувства, показывая понимание, говорят психологи. Кроме того, провокативная терапия в любой ситуации должна походить на шуточную перебранку между близкими друзьями. Но без «заковыристых» вопросов при данной терапии не обойтись!
Специалисты в области личностной психологии после ряда экспериментов создали список провокационных вопросов. Если задать эти вопросы себе, можно понять, что же необходимо изменить, чтобы жить лучше.
1. За какие поступки, мысли, желания я могу быть благодарна в своей жизни?
Перечислите и запишите те вещи, за которые вы благодарны судьбе: ребенок, счастливый брак, достойная работа, добрые родители… Если в вашем ответе есть хотя бы пять пунктов, за которые вы не только благодарны, но и которыми гордитесь, потому что считаете их своей заслугой, значит, вы на правильном пути, и все ваши проблемы больше надуманные, чем действительные.
1 ________________________________________________
2 ________________________________________________
3 ________________________________________________
4 ________________________________________________
5 ________________________________________________
6 ________________________________________________
2. Какая цель моей жизни?
Отвечать на этот вопрос необходимо быстро. Если вы сейчас начали думать и размышлять, какова же цель вашей жизни, значит, у вас ее нет. А, как сказал один известный философ, если у корабля нет цели, для него ни один ветер не будет попутным.
________________________________________________
________________________________________________
3. Что я делаю для того, чтобы достигнуть своей цели?
Если у вас есть цель, поздравляем, значит, не все так плохо. Теперь скажите себе, какие вы шаги предпринимаете, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к своей цели. И если вы не делаете ничего, значит, вам есть над чем подумать.
________________________________________________
________________________________________________
4. Хочу ли я, чтобы эти люди присутствовали в моей жизни?
Посмотрите на свое окружение (родные не в счет – их не выбирают), что делают для вас эти люди? И, главное, – они вас тянут вверх или вниз?
________________________________________________
________________________________________________
5. Чем я действительно хочу заниматься?
Вы сможете познать себя, если признаетесь себе, чем же в действительности вы хотели бы заниматься. Кто знает, возможно, после такого признания вы и измените свою жизнь, чтобы хоть как-то приблизиться к своей мечте.
________________________________________________
________________________________________________
6. Чем я могу сегодня себя побаловать?
Жизнь – это еще и отдых, и чем больше отдыха, тем лучше. Часто ли вы балуете себя и как?
________________________________________________
________________________________________________
7. Что я сделала сегодня, чтобы стать счастливее?
Отвечайте себе на этот вопрос каждый день, так вы заметите, действительно ли вы изменяете свою жизнь или стоите на месте.
________________________________________________
________________________________________________
8. Как много времени я трачу в день на просмотр телевизора и на социальные сети?
Является ли это занятие полезным для меня или убивает мое время? Нельзя бесцельно тратить свое время – этому учат даже детей в школе, а мы, разбрасывая свои драгоценные минуты на такие бесполезные занятия, просто убиваем свое время. Что удивительно, потом мы сетуем на то, что время быстро летит.
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
9. Что я видела в этой жизни?
Сколько раз вы путешествовали, в каких местах бывали, чему вы по-настоящему радовались? Если этот список будет большим, значит, вы преуспели в жизни, и это хорошо. А если – нет, значит, есть над чем подумать на досуге.
________________________________________________
________________________________________________