Путь героя бесплатное чтение

© Татьяна Лебедева, 2024

ISBN 978-5-0062-7143-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Что такое сторителлинг и зачем он тебе

Сторителлинг – это умение рассказывать истории и завладевать вниманием других людей. Это не просто рассказ о каком-либо событии. Это цепочка коротких фактов, которые красиво завернуты в небольшое повествование. А их цель – удержать внимание людей и вызвать эмоции.

Почему это работает?

Реальность скучна. Реальность банальна. И люди ищут чего-то интересного.

С помощью сторителлинга они могут попасть в другой мир, полный приключений. Поэтому нам так нравится читать художественные книги, играть в компьютерные игры и следить за блогерами. Мы будто из своей реальности оказываемся в их мире. Это новый интересный и волнующий опыт.

А все новое максимально стимулирует наш мозг. Это значит, что люди скорее запомнят героя и его историю.

Хорошая история воздействует на все органы чувств читателя и зрителя. И самое важное, что мы можем заранее спланировать результат – то есть какие эмоции вызовем у нашей аудитории и сподвигнуть ее к целевому действию. Например, купить услугу или продукт, пройти опрос, оставить отзыв, поставить лайк и тд.

Преимущества историй:

1. Легко запоминается

2. Эмоциональное воздействие

3. Неформальный демократичный формат лексики. Это простой понятный язык, на котором мы общаемся с друзьями, с семьей, в повседневной жизни.

4. Заразность. Узнав классную историю, нам хочется ею поделиться. Так устроен человек.

5. Необходимы в обучении и убеждении. Вспомните школьные учебники по математике: для решения задач мы рассматривали истории взаимодействий. Например, У Саши 5 яблок, у Ани 3 яблока. Если Аня отдаст Саше одно яблоко, сколько яблок будет у Саши? Это визуальные образы, представив которые, нам проще решить задачку.

Глава 1. Основы

Главный герой – это ты

В фильмах всегда есть главная героиня, и есть её лучшая подружка. Вы, я знаю, главная героиня, но почему-то ведёте себя как её подружка.

– фильм «Отпуск по обмену»

Грегори Макдональд, автор детективов о Флетче и Флинне, уверен, что сначала должен появиться понятный персонаж. А затем, после персонажа, должно что-то случиться – произойти какое-то действие.

Так что давай разбираться, как же сделать нашего героя понятным. То есть тебя.

Для начала попробуем описать ценности героя.

Например, герой проводит много времени с семьей или он только хочет построить романтические отношения, обожает бургеры и всегда пьет кофе вечером в четверг с друзьями в кафе за углом, часто смеется и позитивно смотрит на мир, а еще у него есть рыжий озорной кот.

Эти ценности раскрывают характер и показывают, насколько герой близок целевой аудитории.

Целевая аудитория – это ядро твоего блога, книги, подкаста. Это твои читатели, слушатели, подписчики – те люди, кому ты по-настоящему интересен, и для кого ты создаешь контент. Любят ли они жирные бургеры? Или может они кошатники? Пьют ли кофе с друзьями? Если целевая аудитория отвечает на эти вопросы «да», тогда герой им нравится.

Теперь поговорим о тебе.

Каждому герою нужен талант. Откуда его взять

Наличие особого таланта уже само по себе привлечет читателя на сторону главного персонажа.

– Джозеф Кэмпбелл, «Герой с тысячью лиц»

Талант или суперсила – то, что отличает тебя от других. При этом талант может быть совершенно любым.

Это демонстрирует аудитории, что ты – человек незаурядный. А людям хочется отождествлять себя с незаурядными людьми, потому что жизнь у большинства людей вполне заурядная. И читать и смотреть про заурядную жизнь не интересно.

То ли дело Супермен, спасающий город, или Брюс Уиллис, спасающий мир.

А что делать, если ты не Бэтмен

Например, ты юрист. Ну да, ты знаешь наизусть все кодексы России и Конституцию. Но разве это знают не все юристы?

Или ты кондитер. Умеешь печь тортики и красиво их украшаешь. Таких кондитеров тысячи по всей стране…

А если ты снимаешь смешные семейные пародии и выгладываешь в соцсети. Да таких блогеров больше чем юристов и кондитеров вместе взятых.

Это факт, от которого никуда не деться. В какую нишу сегодня не ткнуть пальцем, там уже есть свои герои, которые завладели большинством аудитории.

Чем тебе отличиться от тысяч людей, создающий аналогичный контент, и всем ли нужен талант

Давай разбираться. Первое, что надо запомнить (а лучше записать или распечатать и повесить на холодильник. Или установить как обои на рабочий стол и все гаджеты):

Конкуренция идет не на уровне продукта.

Конкуренция идет на уровне личности.

Люди очень социальные существа. Нам важно знать, кто как живет и что делает. А еще мы запоминаем яркие образы. Мы можем не запомнить что-то из сказанного, но если перед нами человек, который выглядит или ведет себя необычно, такое точно останется в мозгу. Потому что наш мозг заточен замечать и фиксировать все необычное. Это помогло нашим предкам выжить. Поэтому если хочешь запоминаться, точно нужен талант.

Что может быть твоим талантом

Во-первых, реальный талант. Например, ты круто рисуешь, и при этом ты развиваешься как фотограф или стилист. Тогда ты можешь объяснять основы сочетаемости цветов, рисуя картины. Так психолог может объяснять проблемы взаимоотношений, используя талант столярного мастерства. А певец – геометрию.

А если у тебя нет ярко выраженного таланта или ты не знаешь, как его применить?

На помощь придут коронные фразы, повторяющиеся действия и фирменный образ.

Коронные фразы. Примеры

Давай посмотрим на коронные фразы, по которым большинство сможет угадать, кто перед нами.

Но это уже совсем другая история

Леонид Каневский известен как ведущий авторского цикла документальных передач на телеканале «НТВ» под называнием «Следствие вели…» Это истории о преступлениях, совершённых в СССР.

Вы. Самое. Слабое. Звено. Прощайте!

Мария Киселёва, ведущая программы «Слабое звено» и ее коронная фраза стали культовыми и породили сотни мемов. Но фраза не стала бы легендарной, если бы перед тем как ее произнести не происходило жутчайшее нагнетание. «Кто тянет команду вниз? Кто подвёл остальных игроков? Кого мы всей съёмочной группой будем избивать на парковке?»

Крутите барабан

Передача «Поле Чудес» всегда отличалась полным паком любимых выражений, которые мы слышали из уст Леонида Якубовича.

This is хорошо

Стас Давыдов непременно говорит «и это хорошо» в конце каждого своего ролика.

Я есть Грут

А вспомним маленькое деревце из фильма «Стражи галактики», все влюбились в него с первых секунд появления на экране. Фраза быстро стала крылатой. Ее использовали, чтобы сказать что-то типа «я тупой, простите» или «я не понимаю».

Капитан. Капитан Джек Воробей

Обаятельный пират с необычным стилем в одежде и странным поведением также является любимцем миллионов. Но больше всего его помнят по фразе, когда кто-то забывал упомянуть, что он капитан.

ВАУ

Эта фраза стала визитной карточкой каждого фильма Оуэна Уилсона.

Коронные действия. Примеры

А вот актер Кристофер Уокен обязательно в кадре станцует. Излюбленную привычку актёра легко объяснить – карьеру Кристофер Уокен начинал как танцор. Блогеры Регина Тодоренко и Карина Нигай тоже любят танцевать.

Фильм с Брэдом Питтом считается неполным, если в кадре актёр, хотя бы мимолётно, что-либо не съест. Жевать в фильме – его постоянная фишка. Кстати, некоторые любители фактов даже провели исследование: чем жирнее пища, которую ест в кадре Питт – тем больше фильм собирает денег в кассе.

Леонардо ДиКаприо постоянно тычет пальцем.

Райан Гослинг то и дело показывает язык.

Колин Фаррелл обязательно сделает брови домиком.

А Дуэйн Джонсон приподнимает лишь одну бровь. Но кто еще сможет это сделать так выразительно!

Том Круз вечно носится, он постоянно куда-то бежит.

Фирменный образ. Примеры

Это и самый простой, и самый сложный вариант. Например, красивая пышная укладка или гигантские черные стрелки на глазах. Или красная бандана, которая постоянно на тебе, а может ты любитель наушников в виде кошачьих ушек.

Также это может быть уникальный стиль в одежде. Например, блогер Сончик предпочитает нежную розово-желтую палитру и в одежде, и в макиже, и в интерьере. А у блогера Полли Хей пышное каре и одевается она в стиле парижский шик.

Знаменитый парик и «чокасаемо»: блогер Стас Просто Класс известен на просторах соцсетей благодаря его женскому альтерэго.

Влад Бумага известен своей укладкой.

Марк Цукерберг вечно надевает толстовки с капюшоном

А дизайнер Майкл Корс фанат черного цвета.

То есть нужен какой-либо атрибут, по которому тебя запомнят, и он будет тебя отличать от других.

Важно помнить!

Выбирая такой атрибут, выбирай то, что очень нравится. Потому что тебе с ним всю жизнь почти проводить. Я, конечно, утрирую, но знаю истории многих экспертов и блогеров, кто очень хочет сменить образ, но уже не может. Они стали заложниками своих образов.

Чтобы такого не случилось, надо выбрать что-то естественное для тебя, что является твоей частью и продолжением. В самом начале пути можно выбрать любой образ. Но если в будущем решишь от него отступить, то можешь потерять аудиторию, которая обожала именно твой образ, а с новым никак не готова мириться. Дело в том, что с новым образом перед ними совсем другой человек. Может он и привычки свои сменил? Любит ли он также бургеры, не сменил ли кота на собаку? Им придется заново тебя узнавать (даже если ты ничего не поменял). Ты выводишь людей из зоны их комфорта, а это мало кому понравится.

Глава 2. Классический сторителлинг

С героем разобрались. Он яркий и необычный. Но какой герой может быть без антигероя? Теперь поговорим о том зле, с котором ты сталкиваешься ежедневно. Серьезно, ты же герой, и твоя задача каждый день (или ночь) побеждать великое зло. Звучит очень пафосно, но на самом деле это очень просто.

Антигерой

Или, если говорить профессиональным языком, антагонист.

У него нет твоих хороших качеств, ему наплевать на твои ценности. Здесь можно приводить сотни примеров супергероев и их кровных врагов. Оставлю это тебе как домашнее задание: сравни биографии и ценности Шерлока Холмса и Джеймса Мориарти, Бэтмена и Джокера, Дартаньяна и Рошфора, Локи и Тора.

Зачем нам антигерой

Враг формирует конфликт. А история без конфликта действительно очень скучная. А вот кто может стать твоим антигероем – тут выбор огромный.

Магазин – ты захотел приготовить пирог из вишни, ты уже представляешь, как отрезаешь мягкий кусок дымящегося пирога, как хрустит тесто под ножом. Подтирая слюни, ты бежишь в магазин, а вишни там нет. А ты уже буквально мысленно съел половину вкуснейшего ароматного вишневого пирога. Облом.

Паспортный стол – явный антигерой для девушки, которая только вышла замуж и пытается сменить фамилию, задыхаясь под горами формуляров и справок.

Авиакомпания – ты собрался в долгожданный отпуск. Упаковал все вещи, спокойно выпил чаю на дорожку, поскроллил ленту соцсетей, сделал несколько селфи в пляжной шляпе. Собрался выходить, и только тут заметил смс от авиакомпании, что рейс твой перенесли на час раньше. И ты уже опаздываешь. Приключения начались еще до вылета.

Комплексы – это может быть даже какая-то твоя внутренняя установка, боязнь. Например, ты стыдишься своих ног, но очень хочешь трендовые шорты. И ты должен побороть внутри себя этот комплекс.

В целом, принцип понятен. То есть наш антагонист не обязательно должен быть человеком. Это может быть предмет и даже сборный образ чего-либо.

Антагонист – это препятствие, которое стоит между тобой и твоей целью или мечтой. И только справившись с ним ты станешь ближе, понятнее своей аудитории. И важно не то, что ты справишься, а какие решения ты будешь принимать по ходу истории и почему. И к чему, в итоге, это приведет.

Второстепенные герои

Зачем их вводить? Ведь у нас уже есть и герой, и враг.

Второстепенные герои помогают лучше понять мотивацию героя, раскрывают смысл его ценностей, демонстрируют успехи и важные трансформации.

Второстепенный герой – подруга, которая использовала продукт компании и стала счастливой/красивой/успешной. Бабушка с самодельным лотком у остановки, которая продает вишню. Таксист, мчащий тебя в аэропорт. Паспортистка, пытающаяся помочь собрать пакет документов.

Путь героя

Мы подошли к самой важной части этой книги. У нас есть герой, антигерой, второстепенные персонажи.

Но история начнется только тогда, когда произойдет какое-то действие.

Расскажу тебе классическую структуру сторителлинга. Соберись, сейчас будет очень важное.

Структура Аристотеля

Именно Аристотель первым описал структуру сторителлинга.

Для интересной истории нам нужны три акта – три сцены действия.

Акт 1 – завязка – контекст, в котором все происходит. Существующий конфликт. Если его не объяснить людям, они не поймут сути истории.

Акт 2 – развитие – это то самое действие. Здесь идет усложнение проблемы, появляется внутренний конфликт, герою надо сделать выбор. Затем- главная схватка, где зло проверяет силы героя.

Акт 3 – кульминация – происходит катастрофа и решение конфликта.

Эпилог: вывод, мораль, призыв к действию.

Важно понять, что просто так герой никуда не пойдет, в его жизни должно что-то произойти. Это яркая вспышка в буднях: нарушение привычного баланса сил. То, что грубо врывается в его устоявшийся мир извне.

При всем многообразии историй по сути речь всегда идет о путешествии.

Оставив привычный уютный̆ мир, герой принимает вызов незнакомого внешнего мира.

Более подробно можно почитать у Кристофера Воглера «Путешествие писателя».

Я сделала для тебя выжимку основных моментов.

Герой – это человек, проживающий жизнь. Каждая жизнь – это путешествие с препятствиями, друзьями и теми, кто предает, с наставниками, наградами и важными жизненными схватками.

Путь героя – это всегда путь трансформации. То есть ты не можешь пойти победить дракона и остаться прежним.

Весь путь героя состоит из 3 актов и 11 стадий.

Не пугайся, все очень просто. Для твоего удобства я нарисовала схематичную картинку, по которой мы будем двигаться.

Рис.0 Путь героя

Путь героя, рис. Лебедева Т. И.

Акт 1

1. Начало пути

Обыденный мир

Это контекст – привычная жизнь героя, его ритуалы, окружение. Где он живет, чем занимается, с кем работает и как отдыхает.

Здесь герой раскрывает свои ценности и вызывает у своей аудитории сопереживание.

2. Зов приключений

Это триггер – что-то, что происходит и становится точкой отсчета путешествия. Это может быть какая-то новость или утрата чего-либо, даже внутреннее желание героя измениться.

3. Не принятие

Герой после триггера в непривычной для себя ситуации. Обычно он растерян и напуган, он не верит в свои силы. Это показывает опасность приключения, показывает уязвимость героя (мы сразу начинаем за него переживать), и показывает то, что у героя стоит на кону.

4. Встреча с наставником

Фигура наставника часто выражена архетипом мудреца. Можешь представлять Гендальфа для Фродо – отличный пример от товарища Толкина. Он защищает и обучает героя, возлагает на него ответственную миссию, иногда снабжает некими предметами или знаниями. Эта стадия помогает герою преодолеть страх перед путешествием.

5. Первый рубеж

Порог – это граница между миром обыденным и миром приключений. Она может быть физическим препятствием, вроде двери, или, например, гранью между сном и реальностью. Герой не всегда преодолевает порог сразу, иногда его попытки растягиваются на несколько сцен.

Преодолевая порог, герой подтверждает серьезность своих намерений. Его решение шагнуть в неизвестность называется скачком веры, который готовит его к дальнейшим испытаниям.

Акт 2. Инициация героя

6. Союзник

Герой пытается освоиться в новом мире, где установлены свои правила. Он изучает правила нового для него мира, набирается сил перед основным приключением. Здесь же он проходит первые небольшие испытания, благодаря которым у героя появляются более масштабные цели, новые друзья и враги.

Продолжение книги