Как устроено право: простым языком о законах и государстве бесплатное чтение

© Текст. Русакович А.А., 2024

© Оформление ООО «Издательство «Эксмо», 2024

* * *
Рис.0 Как устроено право: простым языком о законах и государстве

Вступительное слово

Дорогой читатель!

Вы держите в руках необычную книгу. Ее необычность связана с несколькими причинами, о которых я хотел бы рассказать в этом вступительном слове.

Первая причина заключается, как бы парадоксально это ни звучало, в зияющем пробеле в научно-популярном сегменте профессиональной юридической литературы. К нему иногда относятся небрежно, мол, это всего лишь поверхностный пересказ юридических доктрин и учений. Если уж и читать что-то по праву, то как минимум – Савиньи, а то и вовсе Ильина или даже сразу Гегеля. Увы, это так не работает. Для того, чтобы у девушки или юноши потянулись руки к «Философии права» ее или его надо… заинтересовать правом. Надо преподать азбуку и только потом браться за сложные юридические построения. Вряд ли можно ожидать, что хоть сколько-нибудь значительное число молодых людей заинтересуется правоведением, если не обратить их внимание на эту область гуманитарного знания. Именно научно-популярная юридическая литература и призвана привлекать в нашу профессию все новые и новые юридические силы. Если мы не сможем это сделать, то отечественный юридический корпус «состарится», а то и вовсе вымрет.

Если бы меня – до знакомства с книгой Артема Русаковича – спросили, что из «легкого» и научно-популярного я бы мог посоветовать почитать молодому человеку, задумывающемуся о выборе профессии юриста, я бы, пожалуй, не смог дать совет. Наверное, порекомендовал бы Йозефа Колера «Шекспир с точки зрения права» как образец научно-популярной юридической книги. Но она, во-первых, старая (была впервые издана на русском языке до 1917 г.), и поэтому ее тяжело найти (современное ее переиздание середины нулевых найти еще тяжелее, чем электронную версию дореволюционного издания); во-вторых, она все-таки посвящена довольно специальным вопросам – кровной мести и ответственности должника своим телом по своим долгам. Конечно, это лишь самые вершины «юридического айсберга». Понять, с чем имеют дело юристы в реальной жизни, из этой книги совершенно невозможно.

Конечно, есть великолепная работа известного российского юриста, отца-основателя нашей Конституции и Гражданского кодекса Сергея Сергеевича Алексеева «Право: Азбука. Теория. Философия». Но, во-первых, ее очень тяжело найти, а во-вторых, неискушенный читатель, не имея правовой подготовки, сможет заинтересоваться в ней только первой частью («Азбука права»).

Предлагаемая вашему вниманию работа – это в самом лучшем значении научно-популярная книга. В ней вы найдете все, что надо знать человеку, желающему изучать право, о юриспруденции как науке, о праве как социальном феномене, об отраслях права, о нормативных актах и проч.

Собственно, это вторая причина, по которой я с большим удовольствием могу рекомендовать эту книгу, а именно – ее комплексность, полнота изучаемого в ней материала. Автор последовательно разбирает: что такое право, что такое правовая норма, чем публичное право отличается от частного, как устроена юридическая ответственность. Мне показалось очень привлекательным, что, в отличие от советского казенного штампа «государство и право», у автора на первом месте – право, а государство и его институты – на втором. Это логично, поскольку право как способ справедливого разрешения споров, возникающих между членами общества, является догосударственным явлением. (Представьте себе вождя племени индейцев, разрешающего на основании обычаев спор между двумя охотниками о том, кому должна достаться добыча; это и есть право!) Государства стали использовать право для решения задач, стоящих перед обществами, организованными в государства.

Помимо этого, автор разбирает структуру юридической профессии и особенности отдельных юридических профессиональных страт (судьи, адвокаты, нотариусы, прокуроры и проч.).

Мне понравилось то, что рассказ автора – это не просто сухой пересказ того, «как все устроено в теории». Это живое повествование о практических проблемах отечественной юридической системы. Будущим юристам будет полезно знать даже неприглядные современные реалии.

Третья причина, по которой я рекомендую книгу, – это язык автора. Увы, у нас распространено мнение о том, что язык юристов – это что-то среднее между высокоученой трескотней и витиеватостью литературного стиля XVIII в. Иными словами, «птичий язык», не доступный и не понятный обывателю. Разумеется, это не так. Юрист, который говорит или пишет так, что его не может понять обычный человек, скорее всего, плохой юрист. Искусство юридической речи заключается в том, чтобы уметь простыми словами объяснять сложные вещи.

В этом смысле автор книги достиг серьезных высот и разговаривает со своими читателями на понятном языке.

Поэтому я могу смело порекомендовать книгу Артема Русаковича как студентам юридических факультетов, так и тем, кто интересуется правом и правовой системой и, возможно, хочет связать свою жизнь с юридической профессией. Если у вас есть родственник или товарищ, который раздумывает, не поступить ли ему на юрфак, смело покупайте эту книгу – она станет для него роскошным подарком.

Роман Бевзенко,к. ю. н., партнер «Пепеляев Групп»

Введение

Для чего нужна эта книга

Я рассказываю в этой книге об устройстве правовой системы, наиболее важных юридических терминах, признаках и видах государства, работе судов и полиции, после чего даю краткий обзор главных отраслей российского права. После прочтения вам будет гораздо легче понимать законы, судебные решения, книги и статьи о праве, а также решать правовые проблемы.

Книга будет полезна школьникам, которые готовятся к ЕГЭ по обществознанию, студентам юридических факультетов, журналистам, преподавателям, бизнесменам, менеджерам и всем, кто периодически сталкивается с законом и чувствует нехватку юридических знаний.

Как появилась эта книга

Эта книга опирается на три источника. Во-первых, с 2015 г. я готовлю школьников к ЕГЭ по обществознанию и делаю для них конспекты по разным темам (в том числе правовым). Во-вторых, в 2016–2017 гг. я написал на сайте «Закон. Ру» серию заметок под общим названием «Правоведение для чайников» – из нее я позже собрал книгу «Правоведение для всех», посвященную основам права. В-третьих, с 2017 г. я веду YouTube-канал «Обществознание без цензуры», где рассказываю о праве, политике и социологии.

Я собрал все это, переработал и постарался изложить все максимально сжато и доступно, чтобы книга была понятна любому читателю.

Если вы учитесь на юрфаке (или собираетесь туда поступать), то рекомендую прочитать мою книгу «Правоведение для всех»: там глубже раскрыты основы права и приведены важные социологические исследования и судебные решения. Кроме того, всем, кто интересуется правом, советую мой YouTube-канал «Обществознание без цензуры», где я рассказываю в том числе о темах из этой книги на примерах из фильмов, мультфильмов и сериалов.

Как пользоваться этой книгой

Книга состоит из двух частей: первая половина (главы 1–10) рассказывают о праве и государстве в целом, а вторая половина (главы 11–19) посвящена основным отраслям российского права.

У меня нет задачи познакомить читателя со всей российской системой права, да это и невозможно сделать в одной книге. Все отрасли права раскрыты в самом общем виде: я пишу только о главных понятиях и принципах соответствующей отрасли. Если же вы хотите изучить их глубже, то в конце каждой «отраслевой» главы найдете список дополнительной литературы. Поскольку книги и учебники часто переиздают, я не указываю конкретное издание – ориентируйтесь на автора или вуз, выпустивший книгу.

Каждая глава в книге заканчивается разделом «Закрепление материала» с вопросами по темам этой главы. Таким образом вы можете проверить, насколько хорошо все поняли и запомнили. Ответы на вопросы ищите в конце книги.

Если вы учитесь на юрфаке, то имейте в виду, что главы 1–6 и 10 вам пригодятся при сдаче экзамена по дисциплине «Теория государства и права», главы 7–9 – по дисциплине «Судоустройство и правоохранительные органы», а главы 11–19 посвящены тем отраслям права, которые вы будете изучать во время своего обучения.

Если вы готовитесь к ЕГЭ по обществознанию, то главы 1–4, 7–10 и 12–19 пригодятся вам при изучении правовых тем из курса обществознания, а главы 5–6 затрагивают политические темы. Наконец, глава 11 «Конституционное право» касается вопросов, связанных как с политическими темами (в части полномочий высших органов власти и федеративного устройства), так и с правовыми (в части основ конституционного строя и конституционных прав и свобод).

Приятного чтения!

Глава 1. Право и правоотношения

Для начала я расскажу о главных понятиях, с которых начинается изучение права: собственно, сам термин «право» (в том числе «объективное право» и «субъективное право»), а также «правоотношения», «юридические факты» и «субъекты права». Все эти термины используют в учебниках и юридической литературе для описания правовых вопросов, и без них вам будет сложно понять остальные темы. Так что начнем с них наше путешествие в мир юриспруденции.

Что такое право: три подхода

Существует несколько подходов к тому, как понимать слово «право». В юридической науке это называют термином «правопонимание» (или «понимание права»). И есть три основных подхода к правопониманию: нормативный, философский и социологический.

Нормативный (позитивистский) подход состоит в следующем: право – это система правил поведения, установленных и охраняемых государством. То есть право приравнивается к законам, созданным государством. Это самый четкий и понятный подход, при его использовании не возникает путаницы, и именно его применяют в учебниках по обществознанию и юридическим дисциплинам. Их авторы просто говорят о правилах, установленных государством, и редко рассуждают о том, насколько они разумны, справедливы и реальны.

Философский подход (он же нравственный, или естественно-правовой) заходит с другой стороны и говорит, что право – это система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности. Этот подход приравнивает право к тому, что именно люди считают хорошим и правильным. А законы и реальная жизнь могут либо отражать, либо не отражать эти идеи. К этому подходу близка философская идея «естественных прав» – прав, данных человеку от природы. Согласно этой идее, не государство что-то дает человеку (как при нормативном подходе), а он изначально рождается с набором определенных прав и свобод. И задача государства – защитить эти права и свободы. Но разные государства выполняют эту задачу по-разному: где-то законы охраняют естественные права человека, где-то – не очень.

Социологический подход наиболее приближен к жизни. Согласно ему, право – это система правил поведения, реально существующих в обществе. Социологический подход предпочитает изучать не то, что написано в законе, и не то, что люди считают идеалом, а то, что существует и происходит в действительности. Это тот подход, который применяет каждый человек, когда видит, что в законе написано одно, а в жизни происходит другое. Выяснить, какие правила поведения существуют на самом деле, помогает социология – наука, изучающая общество. Социологи, занимающиеся изучением права, анализируют статистику, читают судебные решения, опрашивают судей, полицейских и обычных граждан. После этого они могут сделать объективные выводы: как в реальности действуют правила поведения, прописанные в законах.

Соответственно, применяя три подхода к праву, мы можем проанализировать любое правило, установленное государством, и посмотреть:

а) что про это правило написано в законе (нормативный подход);

б) отражены ли в нем идеи добра, справедливости и разумности (философский подход);

в) как оно работает в действительности (социологический подход);

В России, очевидно, эти подходы часто противоречат друг другу. Очень часто у нас можно услышать разговор про то, что «по-хорошему должно быть так, а закон написан вот эдак» или «в законе написано это, но в жизни все происходит вот так».

В дальнейшем я буду рассказывать о праве, исходя больше из нормативного подхода, и часто смешивать понятия «право» и «закон». Но, естественно, там, где такой подход расходится с двумя другими, нужно делать на это поправку.

А пока дам определение права, где попробую совместить все три подхода. И пусть пока они часто не совпадают, но когда-то, надеюсь, в России таких расхождений будет гораздо меньше. Итак, право – это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности.

Что еще называют словом «право»

Также под правом понимают практическую деятельность юристов («я занимаюсь правом») или просто набор знаний о правовой сфере – науку («он изучает право»). В этом смысле синонимом «права» является слово «юриспруденция», что в переводе с латинского означает «знание права» или «правоведение».

Еще слово «право» используют для обозначения системы правил в определенной сфере жизни («уголовное право», «налоговое право», «семейное право») или в какой-то часто встречающейся ситуации («право собственности», «залоговое право») – то есть для обозначения таких явлений, как «отрасль права» и «правовой институт»[1].

Перечисленные выше значения объединяют в понятие «право в объективном смысле» (или «объективное право»).

Этому понятию противопоставлено «право в субъективном смысле» (или «субъективное право»). Так называют данную человеку законом возможность что-либо делать или иметь, чем-то пользоваться или распоряжаться («право избирать и быть избранным», «право на адвоката», «родительские права» и т. д.). Этих прав может быть много, и принадлежат они конкретным людям или организациям – субъектам права (отсюда и название). В этом значении слово «право» может употребляться как в единственном, так и во множественном числе (а вот право в объективном смысле может быть только в единственном числе).

Например, право собственности в объективном смысле – это система правил, регулирующих вопросы владения и распоряжения имуществом, а право собственности в субъективном смысле – это возможность человека или организации владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом. Или, скажем, избирательное право в объективном смысле – это система правил, регулирующих проведение выборов и референдумов, а избирательное право в субъективном смысле – это право человека избирать или быть избранным.

Итак, еще раз: объективное право – это та или иная система правил, а субъективное право – это та или иная возможность, которую имеет человек согласно закону. При чтении правовой литературы по контексту обычно ясно, о каком праве идет речь. Если же возможна путаница, авторы обычно поясняют, какое именно право они имеют в виду.

Что такое правоотношения

Этот термин почти неизвестен людям без юридического образования, однако он важен для правильного понимания законов и юридической литературы. Правоотношения – это общественные отношения (отношения между людьми или организациями), урегулированные нормами права и состоящие из взаимных субъективных прав и юридических обязанностей.

В этом термине отражен главный принцип, в соответствии с которым право регулирует жизнь в обществе: один человек получает право, а на другого налагают обязанность. И если второй свою обязанность не выполняет, то государство по требованию первого наказывает нарушителя или принуждает эту обязанность выполнить. Причем права и обязанности могут быть не только у людей, но и у организаций, и у самого государства.

Право, которое налагают на одну из сторон правоотношения, – это право в субъективном смысле, или субъективное право (см. предыдущий раздел), то есть возможность человека выбирать ту или иную модель поведения. Скажем, если у человека есть право распоряжаться своим имуществом, он может и продать его, и сдать в аренду, и подарить. Если у него есть право выдвигать свою кандидатуру на выборах, он может выдвигать свою кандидатуру, а может и не делать этого. А обязанность (также ее называют юридической обязанностью) – это модель поведения, которое государство требует от человека в какой-то ситуации. И здесь никаких вариаций быть не должно: подписал договор – обязан выполнять, совершил преступление – обязан ответить, поступил на работу – обязан работать.

Наиболее простой пример правоотношения – договор. Скажем, два человека заключили договор купли-продажи квартиры. Из-за этого у продавца квартиры появилась обязанность передать ее покупателю, а у покупателя – право требовать передачи квартиры. В свою очередь у продавца появилось право требовать от покупателя оплаты, а у покупателя – обязанность оплатить стоимость квартиры. Как видите, субъективному праву одного соответствует юридическая обязанность другого.

Если человек поступает на работу, то у него возникает обязанность трудиться и право получать зарплату, а у работодателя – право требовать от работника выполнения работы и обязанность выплачивать ему зарплату. Здесь тоже право одного связано с обязанностью другого.

Если человек совершил преступление, то у него появляются права и обязанности в отношениях с государством. У государства и его представителей есть право наказать преступника, а у преступника, в свою очередь, – обязанность претерпеть последствия наказания.

Преступление, кстати, может создать еще одно правоотношение – между преступником и потерпевшим. У потерпевшего есть право требовать взыскания ущерба с преступника, а у преступника – обязанность возместить ущерб.

Не следует путать одно правоотношение с другим. Отношения государства и преступника урегулированы уголовным правом, и преступника наказывают по Уголовному кодексу. А отношения потерпевшего и преступника урегулированы гражданским правом, и потерпевший может взыскать ущерб в соответствии с Гражданским кодексом.

Правоотношения делят на разновидности в зависимости от той отрасли права, которая их регулирует. Скажем, упомянутый выше договор купли-продажи квартиры – это пример гражданского правоотношения, взаимодействие работника и работодателя – трудового, а отношения между преступником и государством – уголовного. Помимо них, существуют еще конституционные, семейные, административные и иные правоотношения.

В других странах термин «правоотношения» не столь распространен, но в российской юридической литературе и законодательстве он встречается очень часто. Любую отрасль права у нас начинают изучать с определения тех правоотношений, которые она регулирует. Мы смотрим, что это за отношения, в чем их особенности, кто может быть их субъектом, как они возникают и прекращаются. Например, «административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц» или «гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные, а также связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон». Все это позволяет лучше понять, к какой отрасли права относится тот или иной вопрос и как именно закон его регулирует.

Юридические факты

Юридические факты – это события или действия, вследствие которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Примеры юридических фактов: рождение человека, сделка, ДТП, причинение вреда, заключение брака или смерть.

Представим, что два человека заключили договор об аренде земельного участка. В результате этого действия возникло правоотношение. У арендодателя есть обязанность передать земельный участок арендатору и право требовать с арендатора внесения арендной платы, а у арендатора – обязанность вносить арендную плату и право получить земельный участок в пользование. Соответственно, заключение договора – это юридический факт, в результате которого возникло правоотношение.

Если арендатор и арендодатель заключили дополнительное соглашение к договору (например, о снижении арендной платы), правоотношение изменилось. Получается, что заключение данного соглашения – это юридический факт, в результате которого правоотношение изменилось.

Наконец, стороны расторгли договор – правоотношение прекратилось. Арендатор и арендодатель теперь не имеют никаких взаимных прав и обязанностей. Значит, расторжение договора – это юридический факт, в результате которого правоотношение прекратилось.

Юридические факты делят на действия и события. Действия – это то, что происходит по воле человека (заключение договора, причинение вреда, совершение преступления), а событие – это то, что происходит помимо воли человека (стихийное бедствие, смена времен года, смерть или болезнь). Также отдельно выделяют юридические факты-состояния – длящиеся обстоятельства, которые являются основанием для существования того или иного правоотношения (например, инвалидность или нахождение на иждивении).

Субъекты права

На основании юридических фактов в правоотношения вступают субъекты права – те, кто могут иметь субъективные права и нести юридические обязанности, то есть быть участником правоотношений.

Из понятия «субъект права» логически выводится понятие «правосубъектность» – это способность кого-то или чего-то быть субъектом права.

Кто и что относится к субъектам права? Или, перефразируя вопрос, кто и что обладает правосубъектностью?

Прежде всего, это люди (или граждане). Сегодня все люди обладают правосубъектностью с момента рождения до момента смерти. Но так было не всегда. В рабовладельческом обществе (например, в Древнем Риме) раб не был субъектом права. Иногда законы охраняли его от чересчур жестокого обращения, но в целом статус раба не отличался от положения животного или предмета мебели: хозяин мог его продать, подарить, сдать в аренду или ликвидировать. Если же хозяин отпускал раба на волю, тот как бы юридически рождался для общества и становился самостоятельным субъектом права.

Что касается животных, то они никогда не были субъектами права и сегодня тоже не являются таковыми. Вот что указано в законе на эту тему: «К животным применяются общие правила об имуществе…»[2] То есть животные не субъекты права, а имущество, поэтому никаких прав и обязанностей у них быть не может.

Помимо людей, существуют и другие субъекты права – разного рода организации, созданные людьми.

Прежде всего, это юридические лица – организации, которые люди учреждают для ведения бизнеса или иных целей. Это, например, акционерные общества, религиозные объединения, политические партии, благотворительные фонды.

Понятие «юридическое лицо» изначально возникло для обозначения тех субъектов права, которые не являются людьми. Люди издавна создавали организации, а эти организации уже заключали сделки, приобретали имущество, участвовали в судебных процессах, платили налоги. Конечно, все это делали конкретные люди, работавшие в данных организациях. Но делали они это от имени организаций, и официально именно организации несли все права и обязанности. И в какой-то момент получилось, что такие организации с точки зрения закона стали очень похожи на людей.

И вот, чтобы различать людей и созданные ими организации, юристы придумали два термина: «физическое лицо» и «юридическое лицо». «Физическое лицо» (физлицо) – это физически существующий человек, которого можно увидеть и потрогать. А «юридическое лицо» (юрлицо) – это организация, существующая только на бумаге и в сознании людей. Увидеть и потрогать можно только имущество, принадлежащее юридическому лицу, и людей, которые в ней работают.

Также стоит упомянуть об индивидуальных предпринимателях (ИП). Это понятие многие путают с юрлицами, но индивидуальный предприниматель – это не организация, а человек, просто с особым статусом. Такой статус дает ему некоторые дополнительные права (нанимать работников, заниматься бизнесом, выбирать один из нескольких налоговых режимов) и налагает на него некоторые обязанности (отчитываться о доходах и платить взносы во внебюджетные фонды). Подобные права и обязанности действительно сближают ИП с юридическим лицом, однако человеком от этого он быть не перестает.

То же самое можно сказать о налогоплательщиках налога на профессиональный доход (в бытовой речи – «самозанятые»). Впрочем, их с юрлицами обычно не путают.

Важный вид организаций, созданных людьми, – это государство. В чем-то оно похоже на юридическое лицо и тоже существует лишь на бумаге и в сознании людей. Мы можем увидеть и потрогать территорию, которую контролирует это государство, людей, которые в нем живут, имущество, которое ему принадлежит, но самого его физически тоже не существует.

Государство имеет уникальный правовой статус – оно само создает и охраняет право, выпуская законы и следя за их выполнением. Кроме того, государство может заключать сделки, владеть имуществом, быть истцом и ответчиком в суде и делать многое из того, что делает человек или юридическое лицо. В российском гражданском праве есть понятие «публично-правовое образование», в которое входят и государства (в нашем случае – Российская Федерация), и субъекты Федерации (например, Орловская область или Пермский край), и муниципальные образования (например, города Златоуст или Нижний Тагил).

Государство и его отдельные части могут создавать организации и передавать им некоторые свои полномочия. Такие организации называются государственными органами, и они тоже могут быть субъектами права. К ним относятся министерства, федеральные агентства, разного рода службы и департаменты, суды и прокуратура. Они управляют жизнью общества, собирают и распределяют деньги и имущество, привлекают правонарушителей к ответственности, разрешают споры между гражданами. В этих организациях работают должностные лица – это тоже физические лица, но действующие от имени и по поручению государства.

Закрепление материала

1. Какие подходы к правопониманию используют авторы следующих текстов:

А) «Каждый закон, созданный людьми, содержит свойства закона именно в той степени, в которой он происходит из закона природы. Но если он в каком-либо отношении противоречит естественному закону, то сразу же перестает быть законом; он становится всего лишь извращением закона» (Фома Аквинский).

Б) «Вместо того чтобы стать стеной из юристов-профессионалов, которая не пропускает в суд (и прокуратуру) некачественные дела из полиции, следствие само сделалось судом (институтом, в котором практически окончательно решается вопрос виновности) и превратило суд в свое подобие» (К. Титаев, М. Шклярук «Российский следователь: призвание, профессия, повседневность»).

В) «Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ («Обществознание. Справочник по подготовке к ЕГЭ» под ред. П. А. Баранова).

1) Нормативный.

2) Философский.

3) Социологический.

Ответ:

Рис.1 Как устроено право: простым языком о законах и государстве

2. Укажите, в каких примерах слово «право» (или «права») употребляется в субъективном смысле, а в каких – в объективном:

А) «Права человека и гражданина».

Б) «На обществознании мы начали изучать блок «Право».

В) «Римское право – одно из ярких достижений античной цивилизации».

Г) «Закон о защите прав потребителей».

Д) «Я сдал экзамен по конституционному праву».

Е) «Возможность свободно высказать свое мнение – важное конституционное право».

1) Слово «право» в субъективном смысле.

2) Слово «право» в объективном смысле.

Ответ:

Рис.2 Как устроено право: простым языком о законах и государстве

3. Можно ли гражданство назвать примером правоотношения? Если да, то между какими субъектами права и на основании каких юридических фактов оно возникает и какие взаимные права и обязанности включает?

Ответ: ___________________________

4. Является ли индивидуальный предприниматель (ИП) юридическим лицом?

1) Да.

2) Нет.

Ответ: ___________________________

5. Кто или что из этого списка не является субъектом права?

1) Гражданин РФ Кузнецов Иван Петрович.

2) Нижегородская область.

3) Коммунистическая партия РФ.

4) Пес Шарик.

5) Отдел полиции Басманного района г. Москвы.

Ответ: ___________________________.

Глава 2. Источники права

Источники права – это способы (или формы) выражения и закрепления норм права, придающие им общеобязательный характер.

Это определение требует пояснения. Дело в том, что для введения в жизнь новых правил нужна специальная процедура. Власти государства не могут просто объявить, что, например, с завтрашнего дня на улицах запрещено курение. Нет, это правило надо как-то выразить (то есть передать словами или сформулировать) и где-то закрепить (желательно в письменным виде). Власти делают это разными способами или в разных формах. Отсюда и определение – «способы (формы) выражения и закрепления…»

Если же упростить, то источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин могут заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно это документ, содержащий общеобязательные правила по определенной теме или ситуации.

Существуют следующие виды источников права:

• нормативные правовые акты (в том числе законы и подзаконные акты);

• международное право (нормы международного права);

• правовые обычаи;

• прецеденты (судебные прецеденты);

• нормативные договоры;

• правовая доктрина (юридическая наука);

• акты высших судов (в России – Конституционного и Верховного);

• священные книги (религиозные нормы);

• принципы права.

Нормативные правовые акты

Нормативные правовые акты (встречаются под аббревиатурой НПА) – это документы (или письменные акты), изданные государственным органом либо принятые гражданами на референдуме и содержащие нормы права. Обычно содержание нормативного правового акта упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.

Нормативный правовой акт – это главный источник права в большинстве стран. В России не меньше 90 % правил поведения, установленных государством, прописаны именно в нормативных правовых актах.

Нормативные правовые акты делят на две разновидности: законы и подзаконные акты. Начнем с законов. Итак, закон – это нормативный правовой акт, принятый законодательным органом (либо гражданами на референдуме), который обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Юридическая сила – это применимость правового акта в определенное время на определенной территории. При этом она может быть выше или ниже по сравнению с другими правовыми актами. Это значит, что акты с более низкой юридической силой не должны противоречить актам с более высокой юридической силой. А если они по каким-то причинам противоречат, то должен применяться акт с более высокой юридической силой.

Соответственно, закон имеет более высокую юридическую силу, нежели подзаконные акты. При этом сами законы тоже отличаются по этому показателю: высшую юридическую силу среди них имеет Конституция РФ, за ней идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), а за ними – федеральные законы (ФЗ).

В названии закона обычно кратко указано, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О полиции», «О Конституционном суде РФ», «Об оружии», «О гражданстве РФ», «Об акционерных обществах», Семейный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях.

Принять закон может только парламент страны или сам народ на референдуме. Правда, в России есть только один закон, принятый на референдуме (точнее, на всенародном голосовании в 1993 г.) – Конституция РФ. Все остальные либо приняты парламентом, либо достались нам в наследство от советского времени.

Итак, главный закон страны – Конституция РФ, где изложены основные принципы и правила, по которым устроено наше государство и право. Другое название – «Основной закон». Все остальные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции. Подробнее о смысле и предназначении Конституции читайте главу 11 «Конституционное право».

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – это особая категория законов, которая имеет более высокую юридическую силу, нежели остальные законы[3]. Принимают их в случаях, прямо предусмотренных Конституцией. В некоторых статьях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или об определенной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом»[4]. Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»). Их общее количество невелико – всего несколько десятков.

ФКЗ может быть принят или изменен только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

И большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г. законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название, например Закон РФ «О защите прав потребителей».

Важная разновидность законов – кодексы. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные из них: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее у них та же юридическая сила. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить (например, «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу»[5]). Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Вторая разновидность нормативных правовых актов – это подзаконные акты. Так называют нормативные правовые акты, принятые президентом либо органами исполнительной власти, направленные на развитие и исполнение законов и имеющие меньшую юридическую силу.

Дело в том, что в законе иногда невозможно прописать в деталях все правила поведения, поэтому он содержит лишь общие и главные предписания. А поскольку указания закона в большинстве случаев исполняют президент, правительство, министерства и другие госорганы, то парламент оставляет им возможность конкретизировать все в специальных документах. Эти документы и называются подзаконными актами.

Например, в Уголовном кодексе существует несколько статей о причинении тяжкого, среднего или легкого вреда здоровью. Однако нет пояснения, как именно определяется тяжесть вреда. Чтобы узнать это, надо открыть Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»[6]. И из него можно узнать, что, например, нанесением тяжкого вреда здоровью считается потеря зрения, речи или слуха, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица и некоторые другие ситуации. Так что для правильной квалификации преступления следует ознакомиться не только с Уголовным кодексом, но и с подзаконными актами, которые дополняют и уточняют его.

Таким образом, подзаконные акты принимаются государственными органами на основе законов и для их исполнения.

Иерархия подзаконных актов соответствует иерархии госорганов. Самый важный у нас – президент, чуть менее важный орган власти – правительство, ниже правительства – министерства и ведомства.

Итак, особо важные вопросы доверяют решать президенту – так появляются указы президента (иногда – распоряжения президента). Например, в ФЗ «О гражданстве РФ» сказано, что «Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ»[7]. В соответствии с этой нормой издан Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ»[8], где расписана вся эта процедура. И если закон лишь перечисляет требования, которые должен соблюсти человек, желающий получить гражданство (например, владение русским языком и наличие законного источника средств к существованию), то указ поясняет, какими документами можно подтвердить соблюдение данных требований и куда и как нужно подавать эти документы для получения российского паспорта.

Для регулирования менее важных вопросов, но таких, где требуется согласовать мнения разных министерств, издается постановление правительства. Скажем, ФЗ «О безопасности дорожного движения» говорит, что «порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством РФ» (ст. 27 ч. 3). Видимо, такая норма появилась из-за того, что здесь нужно учесть позиции МВД, министерства транспорта, министерства образования и других госорганов. В результате вышло Постановление Правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами»[9]. В нем перечислены виды водительских удостоверений, порядок сдачи экзаменов и выдачи документов.

Если же для конкретизации закона требуется мнение только одного государственного органа, то ему самому и поручают разработать подзаконный акт. Так и возникают приказы министерств и ведомств. Например, ФЗ «Об образовании в РФ» только в самых общих чертах перечисляет принципы проведения Единого государственного экзамена. Одновременно он дает министерствам и ведомствам, отвечающим за образование, полномочия самим прописать конкретный порядок и форму ЕГЭ[10]. А уже эти органы выпустили ряд документов на эту тему, например совместный приказ Минпросвещения и Рособрнадзора «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»[11].

Итак, повторю основную идею. В законах прописывают общие принципы и положения. Иногда их достаточно, чтобы урегулировать общественные отношения. Но часто необходимы подзаконные акты, которые будут конкретизировать правила, упомянутые в законе. Это могут быть указы и распоряжения президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств.

Если же расположить все виды нормативных правовых актов в порядке убывания юридической силы, это будет выглядеть так:

1) законы:

А) Конституция РФ;

Б) федеральные конституционные законы (ФКЗ);

В) федеральные законы (ФЗ);

2) подзаконные акты:

А) указы и распоряжения Президента РФ;

Б) постановления Правительства РФ;

В) приказы министерств и ведомств.

Соответственно, те нормативные правовые акты, которые находятся в этом перечне ниже, не должны противоречить тем актам, которые находятся выше.

Как принимают нормативные правовые акты

В общих чертах появление закона выглядит следующим образом. Вначале российскому парламенту – Федеральному Собранию – предлагают рассмотреть проект закона (законопроект). Это называется внесением законопроекта. Право внести законопроект имеют сами депутаты, президент, правительство и ряд других субъектов. Вносят законопроект в Государственную Думу (нижнюю палату Федерального Собрания). После этого законопроект должен пройти в Госдуме три чтения, то есть три голосования, на разных этапах которого в текст еще можно внести поправки.

Если Государственная Дума в трех чтениях большинством голосов принимает документ, очередь переходит к Совету Федерации (верхней палате Федерального Собрания). Иногда Совет Федерации обязан высказать мнение о законопроекте, но в большинстве случаев он может выбирать, голосовать или нет. Если Совет Федерации проголосовал «за» или проигнорировал законопроект, тот переходит на подпись президенту. Если президент подписал его, законопроект становится законом.

Если же Совет Федерации проголосовал против законопроекта или президент не подписал его (наложил вето), Госдума может повторно проголосовать и принять его двумя третями голосов. Но за последние 20 лет такого не происходило – либо президент подписывал то, что принимала Госдума, либо Госдума не решалась снова голосовать за то, что отверг президент.

После принятия текст закона публикуют в «Российской газете» (официальном печатном издании Правительства) и на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, и с ним могут ознакомиться все желающие. Закон начинает действовать либо через десять дней после публикации[12], либо с того момента, который указан в нем самом (например, «настоящий закон вступает в силу с 1 января 2020 года»).

У подзаконных актов менее открытая процедура принятия. Обычно их готовят сотрудники министерств и ведомств и передают на подпись своему руководителю. Тот подписывает документ, а затем подзаконный акт передают в Министерство юстиции РФ для регистрации. После этого документ нужно опубликовать в «Российской газете», и в течение десяти дней он тоже вступит в силу.

Изменения в нормативные правовые акты вносят по той же процедуре. Каждый раз текст закона полностью не меняют, а просто принимают закон об изменении другого закона. Например, Госдума принимает ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ», где прописывает, что в Налоговом кодексе в такой-то статье нужно убрать два лишних слова, еще одно слово заменить на другое, а какую-то статью изложить по-новому. Аналогичным образом госорганы издают подзаконные акты об изменении действующих подзаконных актов.

Иногда изменений накапливается слишком много или нормативный правовой акт радикально устаревает. Тогда проще принять новый документ, чем переписывать старый. Скажем, с 1 января 1997 г. в России начал действовать новый Уголовный кодекс. По этому поводу в 1996 г. был принят ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», где, в частности, было указано, что Уголовный кодекс РСФСР утратит силу с 1 января 1997 г.

Граница между законом и подзаконным актом

Нет четкой границы между тем, что должно быть в законе, а что – в подзаконном акте. Иногда одни и те же вещи регулируют то законом, то подзаконным актом, то вообще каким-то другим источником права. Так, например, произошло с техническими регламентами. Эти документы устанавливают обязательные требования к некоторым товарам и процессам производства.

Порядок принятия регламентов указан в ФЗ «О техническом регулировании». Когда в 2002 г. принимали закон, там в ч. 1 ст. 9 прописали, что «технический регламент принимается федеральным законом». Конечно, в самой Госдуме не собирались их писать, а перепоручили все экспертам из правительства. Но депутаты посчитали, что все равно должны изучать новые регламенты и решать, стоит их принимать или нет.

В 2007 г. депутаты решили отдать этот вопрос на усмотрение правительства. Формулировку в законе поменяли: «Технический регламент… принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ». После этого технические регламенты утверждало в основном российское правительство.

А в 2011 г., когда был создан Таможенный союз, в законе указали: «Технический регламент может быть принят международным договором РФ». После этого технические регламенты стали разрабатывать совместно Россия, Казахстан, Белоруссия и другие страны Таможенного союза (позже – Евразийского экономического союза). Таким образом, теперь технические регламенты основаны на нормах международного права.

Нормативные правовые акты регионов

Поскольку Россия – это федеративное государство, то законы и подзаконные акты у нас существуют не только на общегосударственном уровне, но и на региональном.

В частности, региональные парламенты могут принимать региональные законы. Во-первых, у каждого российского региона есть своя конституция или устав (например, Конституция Республики Карелия или Устав Вологодской области), где описаны способы формирования и полномочия региональных органов власти.

Во-вторых, власти регионов могут сами заниматься некоторыми второстепенными вопросами. Соответственно, там тоже появляются свои законы и кодексы: например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, Социальный кодекс Ярославской области, закон Амурской области «О Правительстве Амурской области», закон Приморского края «О транспортном налоге» и другие.

В-третьих, в российских регионах есть свои подзаконные акты, которые принимают для исполнения региональных законов: указы глав регионов, постановления региональных администраций, приказы региональных министерств и департаментов.

Таким образом, в каждом российском регионе есть своя система законодательства, которая по форме похожа на федеральную, но регулирует намного меньшее количество вопросов.

Международное право

(нормы международного права)

Международное право – это совокупность правил, о которых договорились между собой два и более государства. Делают они это при помощи международных договоров, носящих разные названия. Это может быть как просто «договор», так и «пакт», «декларация», «конвенция» и т. д. Вот некоторые важнейшие международные договоры, которые подписывали российские власти:

• Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.;

• Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г.;

• Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 г.;

• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.;

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

• Венская конвенция о дорожном движении 1968 г.;

• Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.;

• Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Также существуют многочисленные договоры о безвизовом режиме между Россией и другими странами, договоры об избежании двойного налогообложения, договоры о правовой помощи (в том числе о выдаче преступников) и многие другие.

Чтобы понять практическое значение международного права, возьмем Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 г. Страны, подписавшие ее, договорились, что установят более или менее единые правила дорожного движения и требования к автомобилистам. Благодаря этому граждане России, имеющие водительское удостоверение, могут ездить на автомобиле в других странах, подписавших конвенцию, а граждане этих стран, в свою очередь, могут ездить по нашей стране.

Процесс принятия международного договора выглядит следующим образом: дипломаты ведут переговоры со своими коллегами из других стран и согласовывают текст документа, а потом парламенты этих стран ратифицируют его. Ратификация международного договора выглядит примерно так же, как принятие закона. То есть представители народа, избранные в парламент, голосуют, и если большинство выступает «за», то международный договор и его нормы начинают действовать внутри страны и становятся обязательными для российского руководства и граждан. В случае необходимости действие международного договора можно прекратить в том же порядке, в каком он был принят – то есть проголосовать за это в парламенте. Данный порядок прописан в ФЗ «О международных договорах РФ» и применяется в отношении всех важных международных договоров, которые заключает наша страна.

Нормы международного права обычно имеют приоритет перед внутренним законодательством. Иначе говоря, если Россия присоединилась к международному договору, она обязана его соблюдать, что бы ни было написано в других российских источниках права. И если российский закон говорит одно, а международный договор, подписанный Россией, – другое, должна применяться норма международного договора.

Правовые обычаи

Правовые обычаи – это правила, которые сложились в результате многократного применения и одобрены государством в качестве источника права. В древние времена, когда государство и право были не очень развиты, обычаи регулировали почти все сферы общественной жизни. Тот период существования права в научной литературе обозначают как «обычное право». «Обычное» здесь означает «основанное на обычае», а не что-то противоположное «необычному».

Однако и сегодня обычаи играют важную роль, поскольку законы не могут учесть все детали и аспекты современной жизни. Например, обычаи важны в бизнесе и вообще в сфере имущественного оборота между гражданами (купля-продажа, услуги, аренда и т. д.). По закону люди должны исполнять свои обязательства «в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями»[13].

Таким образом, обычай имеет вспомогательное значение и применяется в том случае, если текст закона или договора не помогает разрешить правовой спор.

Например, вы записали в договоре, что за поставку какого-то товара ваш партнер должен вам «120 000 (двести тысяч) рублей». То есть получилась ошибка: цифрами написано одно, а прописью – другое. Каждый участник договора трактует это положение в свою пользу. Но если спор дойдет до суда, тот, скорее всего, примет решение исходя из следующего обычая – если в договоре сумма указана и цифрами, и прописью, то в случае расхождения приоритет имеет пропись: «Суды верно отметили, что преимущественное значение сумм и чисел, указанных прописью в договоре, над теми же значениями, указанными в цифрах, является общеизвестным и широко применяемым обычаем»[14]. Данное правило основано на здравом смысле (ведь слова сложнее подделать, чем цифры), однако ни в одном законе такого правила нет. Тем не менее для суда это не является помехой – как видите, он просто признает такое правило обычаем.

Важно знать, что обычай может быть использован как источник права только в гражданско-правовых спорах. В уголовных и административных делах его применять нельзя.

Прецеденты (судебные прецеденты)

Судебные прецеденты – это решения судов по конкретным делам, которыми другие суды впоследствии обязаны руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел. В переводе с латыни «прецедент» означает «предшествующий».

Такой способ решения дел возник в Англии при решении имущественных споров. В XI в. там была создана единая судебная система. Судьи в разных уголках страны разбирали споры между людьми на основании обычаев, королевских указов и здравого смысла. Если одна из сторон была недовольна решением, она подавала жалобу в вышестоящие суды в Лондоне, а те уже решали – правильное это было решение или нет, и подробно обосновывали свое мнение.

Такое решение вышестоящего суда с подробным обоснованием и называется прецедентом. В последующем при рассмотрении аналогичных дел нижестоящие суды обязаны были учитывать эти обоснования вышестоящих судов.

Такая практика продолжалась столетиями, в результате чего у англичан появилась своя оригинальная система, где главным источником права стали прецеденты. В то время как в других странах Европы писали подробные законы, в Англии большинство этих вопросов регулировалось решениями судов. Так происходит и по сей день. И если французский, немецкий или российский юрист при столкновении с правовым вопросом смотрит прежде всего на закон, то английский – на прецеденты по этому поводу.

Система прецедентного права пришла в английские колонии и сегодня действует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и некоторых других странах.

Одна из самых известных в мире правовых норм возникла благодаря прецеденту. Речь о так называемом правиле Миранды, по которому в США полицейские при задержании говорят предполагаемому преступнику: «Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас в суде. Вы имеете право на адвоката…» и т. д.

Случилось это благодаря судебному процессу, начавшемуся в 1963 г. Тогда Эрнесто Миранда, житель штата Аризона, был арестован по обвинению в похищении и изнасиловании. После нескольких часов допроса без адвоката Миранда признался, после чего суд признал его виновным и приговорил к тюремному сроку. Адвокат Миранды обжаловал решение и дошел в итоге до Верховного суда США.

Судьи Верховного суда США, рассмотрев дело, отменили решение аризонского суда, поскольку решили, что действия полицейских не соответствовали американской конституции. В ней, среди прочего, сказано, что «никто не должен принуждаться в уголовном деле свидетельствовать против самого себя»[15]. Судьи решили, что раз это право записано в главном законе страны, о нем необходимо извещать всех задержанных: «Перед допросом подозреваемый должен быть ясно и недвусмысленно уведомлен о своем праве на молчание и том, что все сказанное может быть использовано против него в суде»[16].

И поскольку в Америке прецедентная система, данное решение стало обязательным для всех американских судей и полицейских. Теперь ни один американский суд не примет признательные показания подсудимого, если полицейские не докажут, что предупредили его перед допросом о праве хранить молчание (например, при помощи видеозаписи или заявления с подписью подсудимого). В свою очередь, полицейские, зная, что суд не примет признание без таких доказательств, стали предупреждать задержанных об их правах.

В России с прецедентами сложилась запутанная ситуация. С одной стороны, прецеденты у нас официально не считаются источниками права, с другой стороны, фактически они действуют и играют важную роль. Законы в нашей стране часто неясные, туманные и чересчур абстрактные, не поспевают за жизнью и оставляют после прочтения много вопросов. Так что российские вышестоящие суды, рассматривая жалобы на решения нижестоящих, все равно восполняют пробелы в законе и толкуют его неясности. А нижестоящие суды впоследствии стараются следовать этим решениям. Но, повторюсь, формально прецедент не является источником права и не упомянут ни в одном российском законе.

Нормативные договоры

Нормативные договоры (они же договоры нормативного содержания) – редкий источник права. Настолько редкий, что большинство юристов никогда с ним не сталкивались. Нормативным договором называют соглашение двух и более субъектов государственной власти об установлении, изменении или отмене норм права. Например, такое соглашение могут заключить субъекты федерации (регионы) внутри одного государства или федеративное государство с субъектами федерации.

В частности, в начале 1990-х годов, до принятия Конституции РФ, в нашей стране появилось несколько договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Все они были включены в так называемый Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Среди прочего, там было сказано, что статус и защита государственной границы, уголовное и гражданское законодательство относятся к ведению федерального центра (и регионы в решении этих вопросов вообще не участвуют), а, например, природопользование, административное и трудовое законодательство – в совместном ведении федерального центра и регионов.

Позже эти вопросы были прописаны в Конституции РФ, принятой в 1993 г., так что Федеративный договор утратил значение. Но все же такой вид источников права существует, и про него стоит знать.

Правовая доктрина

Правовая доктрина – это правила и принципы, заимствованные из юридической науки. «Доктрина» в переводе с латыни означает «учение, наука».

В России и большинстве других стран научные труды официально не являются источником права, однако судьи все равно иногда обращаются к мнению авторитетных ученых. Это касается случаев, когда другие источники права ничего не говорят об определенной ситуации.

Например, Гражданский кодекс РФ предписывает в ряде случаев взыскивать моральный ущерб, а как рассчитывать его размер – не говорит. Точнее, говорит, но очень расплывчато: «Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда»[17]. В результате судьи стали назначать суммы морального вреда так, как им вздумается, оценивая нравственные страдания где-то в тысячу рублей, а где-то в миллион.

Профессор МГЮА им. Кутафина Александр Эрделевский в своей монографии «Компенсация морального вреда» предложил свою методику определения размера компенсации морального вреда. И суды уже несколько раз применяли ее на практике: «Определяя размер компенсации морального вреда, суд применил методику Эрделевского А. М., приняв во внимание степень нравственных и физических страданий истца. Данные исчисления размера компенсации морального вреда не противоречат требованиям закона»[18].

Акты высших судов

В России действует два высших (главных) суда: Верховный и Конституционный. Подробнее об их деятельности рассказано в главе 8 «Российские суды». Они принимают много разных правовых актов, но здесь я расскажу только о тех, которые играют роль источников права.

Начнем с Конституционного суда. Выше я уже писал, что российские законы должны соответствовать российской Конституции (поскольку та имеет высшую юридическую силу). На Конституционный суд возложена задача решать, противоречат нормы какого-либо закона Конституции РФ или нет. Свои решения он облекает в форму постановлений Конституционного суда.

Данные постановления можно считать источником права. Дело в том, что если Конституционный суд признает, что норма противоречит Конституции РФ, то суды воздерживаются от ее применения. Конечно, позже парламент, скорее всего, и так исключит эту норму из закона, чтобы не было противоречий. Но даже до этого момента она перестанет действовать вследствие издания постановления Конституционного суда РФ. И получается, что постановление Конституционного суда, признающее неконституционность нормы права, имеет бóльшую юридическую силу, нежели закон с этой нормой. Правда, постановление не создает новые правовые нормы, а лишь отменяет действующие, однако это тоже важная функция, играющая существенную роль в регулировании общественных отношений.

Что касается Верховного суда, то он выносит судебные решения по самым разным делам, а также издает ряд документов, которые тоже можно условно отнести к источникам права.

Прежде всего, Верховный суд выполняет функции, схожие с Конституционным, но на уровне подзаконных актов. Как я уже писал, законы должны соответствовать Конституции, а подзаконные акты – законам. И если охраной первого правила занимается Конституционный суд, то охраной второго – Верховный суд. Соответственно, когда Верховный суд признает, что правило из подзаконного акта противоречит закону, то его тоже не должны применять.

Например, в России до 2011 г. действовало правило, по которому иностранец, уезжая из страны, отдавал отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет (в просторечии «регистрацию») человеку, который предоставлял ему жилье, а тот должен был отправить ее в Федеральную миграционную службу. Такой порядок был установлен постановлением правительства и вызвал целую волну штрафов: с людей, не знавших, что «регистрацию» нужно куда-то отправлять, взыскивали по 2–4 тыс. руб.

Однако позже кто-то подал жалобу в Верховный суд, и тот в июле 2011 г. признал, что это правило не соответствует закону: «Действующая редакция статьи 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» не предусматривает также обязанность принимающей стороны направлять в соответствующий орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. При таких обстоятельствах подпункт «а» пункта 37 и пункт 39 Правил не могут быть признаны законными, поскольку противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу»[19].

Кроме того, Верховный суд занимается толкованием законов и дает рекомендации нижестоящим судам. Для этого он выпускает два вида документов. В постановлениях пленума Верховный суд разбирает моменты, по которым могут возникнуть недопонимания и разночтения в законе. Каждый такой документ обычно посвящен одной теме: назначению уголовного наказания, коррупционным преступлениям, добровольному имущественному страхованию и т. д. А обзор судебной практики Верховного суда – это разбор решений нижестоящих судов с указанием того, какое из них лучше соответствует закону и почему. Иногда обзор практики тоже посвящен какой-то конкретной теме, иногда он просто обобщает наиболее важные решения за истекший период (например, «Обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2013 года»).

Подобные акты вызывают ассоциации с судебными прецедентами: ведь это тоже акты вышестоящего суда, которыми руководствуются нижестоящие. Разница состоит в том, что если прецедент – это судебное решение по конкретному спору, то в постановлениях пленума и обзорах судебной практики Верховный суд не принимает решение, а просто дает рекомендации, как понимать какие-либо правовые нормы.

Священные книги (религиозные нормы)

Государство вполне может признать священные книги или отдельные религиозные нормы официальным источником права. Например, в Российской империи некоторые вопросы семейного права регулировались религиозными нормами: заключение брака между православными происходило по правилам, установленным Русской православной церковью, между мусульманами – согласно нормам ислама и т. д.

Сегодня влияние религиозных норм в наибольшей степени заметно в исламских странах. Скажем, в Иране некоторые правовые нормы напрямую заимствованы из Корана (например, запрет на употребление вина и обязанность женщин покрывать голову платком).

Впрочем, не во всех странах с мусульманским населением религиозные нормы имеют такое же значение. Больше всего на них ориентированы Иран и Саудовская Аравия. Но, например, в Турции уже около ста лет законодательство построено исключительно на светских началах, и религиозные нормы не играют в нем роли. То же касается республик бывшего СССР (Казахстан, Азербайджан, Киргизия). Так что в современном мире это уже экзотичный источник права.

Принципы права

Принципы права – это основополагающие идеи добра, справедливости и разумности, известные правовой науке еще со времен Древнего Рима. Большинство из них, впрочем, и так закреплены в законе, в частности, принципы «нельзя дважды предъявлять иск по одному и тому же делу», «пусть будут выслушаны обе стороны», принцип презумпции невиновности (человек считается невиновным, пока его вина не доказана) и другие.

Также существуют принципы, которые нигде не прописаны, но активно применяются судами. Например, старый принцип римского права lex specialis derogat legi generali («специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон») – он означает, что норма, регулирующая специальный вопрос, имеет приоритет над нормой, регулирующей общий вопрос.

Впрочем, это даже не столько правовой принцип, сколько требование здравого смысла. Логично, что если у нас есть правило, касающееся конкретной ситуации, оно имеет приоритет над более общим правилом. Возьмем такую норму – в России «общий срок исковой давности составляет три года» (ст. 196 ГК РФ). Это означает, что если кто-то нарушит ваши права, у вас есть три года, чтобы обратиться в суд. Одновременно существует норма, по которой «срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год» (ч. 3 ст. 797 ГК РФ).

Казалось бы, эти правила вступают в противоречие. Но понятно, что перевозка груза – это более конкретная ситуация, поэтому и правила, касающиеся этой ситуации, должны быть применены в первую очередь. Соответственно, если транспортная компания повредила или потеряла ваш груз при перевозке, то в суд вы можете обратиться в течение одного года, а не трех лет.

Закрепление материала

1. Если ФЗ «Об образовании в РФ» будет противоречить Указу Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ», то какой из этих актов должен применяться? Почему?

Ответ: ___________________________

2. Укажите правильный порядок принятия закона:

1) подписание закона Президентом РФ;

2) принятие закона Государственной Думой РФ;

3) публикация текста закона в «Российской газете» и на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru;

4) одобрение закона Советом Федерации.

Ответ: ___________________________

3. Могут ли органы власти в России придумать свой дизайн дорожных знаков и свои правила дорожного движения, отличающиеся от европейских? Что им сперва нужно сделать, прежде чем они начнут делать подобные изменения?

Ответ: ___________________________

4. Представьте, что вы в договоре указали, что оплата производится в долларах по курсу ЦБ на день расчетов. Вы предполагали, что речь идет о долларах США, однако ваш партнер расплатился с вами так, будто речь шла о канадских долларах. Если спор дойдет до суда, на что вы можете сослаться в обоснование своей правоты?

Ответ: ___________________________

5. Британский Закон о кражах 1968 г. (1968 Theft Act) вводит более жесткое наказание за кражу со взломом. Таковой считается кража, совершенная с «проникновением в здание». В деле взломщика Брауна обвиняемый разбил витрину магазина и просунул верхнюю половину своего тела в отверстие, роясь внутри магазина, чтобы украсть товары. Суд первой инстанции осудил его за кражу со взломом, после чего Браун подал апелляцию, утверждая, что его нельзя обвинять в данном преступлении, поскольку он фактически не входил внутрь. Однако Апелляционный суд Англии и Уэльса постановил, что человек может быть признан проникнувшим в здание, если находится достаточно близко, чтобы иметь возможность что-то вынести из него[20]. Должны ли английские суды в последующем истолковывать схожие ситуации именно таким образом?

1) Да.

2) Нет.

Ответ: ___________________________

6. Может ли судья при вынесении решения применить принципы, заимствованные из юридической науки, если они противоречат действующему законодательству?

1) Да.

2) Нет.

Ответ: ___________________________

7. Можно ли правовой обычай применять при вынесении приговора по уголовному делу?

1) Да.

2) Нет.

Ответ: ___________________________

8. Как вы думаете, почему в юридической науке деятельность Конституционного суда иногда называют негативным нормотворчеством?

Ответ: ___________________________

9. В Законе РФ «О защите прав потребителей» прописана неустойка за нарушение договора о выполнении работ или оказании услуг – 3 % от цены договора за каждый день просрочки. При этом существует Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов», который регулирует вопросы строительства многоквартирных домов на деньги граждан. Схема похожа на выполнение работ – люди платят деньги строительной компании, та строит на эти деньги дом и после окончания строительства передает его клиентам. Если строительная компания сдала дом позже, чем написано в договоре, то гражданам положена уже другая неустойка – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора за каждый день просрочки (ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об участии в долевом строительстве…»).

Если строительная компания нарушит сроки строительства дома, то норма какого закона должна быть применена к данной ситуации?

Ответ: ___________________________

10. Укажите название соответствующего источника права:

А) Решение суда, которое применяют при разрешении схожих дел.

Б) Правило, которое появилось в результате многократного применения и которому государство придало обязательный характер.

В) Юридическая наука.

Г) Правила, прописанные в договорах, заключенных между двумя и более государствами.

1) Нормы международного права.

2) Прецедент.

3) Правовой обычай.

4) Правовая доктрина.

Ответ:

Рис.3 Как устроено право: простым языком о законах и государстве

Глава 3. Система права

Система права – это внутренняя структура (строение) права, которая выражается в разделении права на самостоятельные, но взаимосвязанные элементы (нормы, институты, отрасли).

Дело в том, что государство создает не беспорядочный и хаотичный набор правил, а упорядоченную систему с элементами, подчиненными друг другу. Получается определенная структура, в которой мы не путаемся, а сразу находим группу правил, которая должна регулировать тот или иной вопрос.

Система права состоит из отраслей права, каждая из которых регулирует какую-то сферу жизни общества (или, выражаясь научным языком, определенную область общественных отношений). Отрасли права, в свою очередь, состоят из правовых институтов, каждый из которых регулирует определенную часто встречающуюся ситуацию или явление. А правовые институты, в свою очередь, состоят из норм права – правил поведения, установленных государством.

Это все можно изобразить с помощью схемы на примере норм семейного права (см. схему на следующей странице).

Я буду рассказывать об этой схеме, двигаясь от нижних элементов к верхним. Вначале речь пойдет о нормах права, потом – о правовых институтах, потом – об отраслях права.

Рис.4 Как устроено право: простым языком о законах и государстве

Норма права (правовая норма)

Норма права – правило поведения, установленное и охраняемое государством. Можно сказать, что это первичная элементарная частица права. Вот несколько примеров.

«Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию…»[21]

«Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени»[22].

«Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»[23].

Норма права делится на несколько видов и состоит из определенных элементов.

Прежде всего, нормы права делят на запрещающие, обязывающие и управомочивающие.

Выше я привел примеры норм из Трудового кодекса, Гражданского кодекса и конституции. Собственно, они и представляют эти три вида норм: запрещающие (запрещают что-то делать – «запрещается применение труда…»), обязывающие (обязывают что-то делать – «гражданин обязан…») и управомочивающие (дают право что-то делать – «каждый… имеет право…»).

Другая классификация норм права – их разделение на диспозитивные и императивные.

Диспозитивная норма не требует от людей четкого следования правилам и дает им возможность определить свои права и обязанности самостоятельно. Действовать она начинает, только если люди не договорятся. Например, если одна компания арендует у другой самолет или корабль с экипажем, то они могут сами договориться и прописать в договоре, кто именно будет платить зарплату членам экипажа. Но если они этого не сделают и впоследствии возникнет спор на эту тему, тогда используется следующая норма: «если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель»[24]

1 См. главу 3 «Система права».
2 Ст. 137 ГК РФ.
3 Ч. 2 ст. 76 Конституции РФ.
4 Ч. 3 ст. 118 Конституции РФ.
5 Ч. 2 ст. 3 ГК РФ.
6 Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека».
7 Ч. 2 ст. 29 ФЗ «О гражданстве РФ».
8 Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ».
9 Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».
10 Ч. 5 ст. 59 ФЗ «Об образовании в РФ».
11 Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
12 Cт. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания».
13 Cт. 309 ГК РФ.
14 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.03.2020 № Ф05-23951/2019 по делу № А40-95283/2019.
15 Пятая поправка к Конституции США.
16 Miranda v. Arizona, 384 U. S. 436 (1966).
17 Ч. 2 ст. 1101 ГК РФ.
18 Кассационное определение Верховного суда Республики Татарстан от 17.03.2011 по делу № 33-2799/11.
19 Решение Верховного суда РФ от 14.07.2011 г. № ГКПИ11-723.
20 R v Brown – 1985 Crim LR212.
21 Ст. 265 ТК РФ.
22 Ч. 2 ст. 19 ГК РФ.
23 Ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
24 Ч. 2 ст. 635 ГК РФ.
Продолжение книги