Дневники Энрида Борисовича Алаева. Том 1 бесплатное чтение
Дедушка, так вот ты каким был! В жизни мы соприкоснулись с тобой, когда я была еще девочкой, а ты – уважаемым ученым, профессором, до твоего интеллектуального уровня, казалось, невозможно было дотянуться. Но ты никогда не был неприступным. Общаться с тобой было легко, ты мог объяснить сложнейшие вещи простым, понятным языком.
Твоя организованность казалась мне потрясающей. В твоих папках было большое количество газетных вырезок, разложенных по темам, ты записывал каждый свой день: что делал, кому написал или от кого получил письмо, куда поехал, с кем разговаривал и многое другое. Когда мне в руки попали твои дневники, я была поражена в первую очередь гигантским объемом записей и временному диапазону, который они охватывают, а во вторую – тем, с какой тщательностью ты все записывал. Сколько деталей, рисунков, таблиц, карт, заметок, вклеенных писем от друзей или родителей… Даже корешок от хлебной карточки, выданной в сентябре 1941 года! Конечно, о существовании твоих дневников я знала, но с глубокой осознанностью стала читать их недавно и поняла, что это достояние не только мое и моей семьи, но и твоей Родины. Любовь, с которой ты относился к ней, потрясает до глубины души.
Я решилась опубликовать твой первый дневник, написанный тобой в роковые 1941 и 1942 годы, когда ты был еще совсем юным, но уже тогда были заметны твоя невероятная целеустремленность, внутренняя дисциплина, требовательность к себе и чувство юмора. Из твоего дневника я узнала о твоей первой любви; о том, как ты так и не смог передать любимой девушке записку, а потом уехал от нее навсегда; о твоих планах на лето (которые, увы, не осуществились из-за внезапно начавшейся войны); о твоем распорядке летнего дня (подъем в шесть утра, прописаны уборка, обливание, зарядка, приготовление еды, занятия военным делом, французским языком, литературой, чтением и другими занятиями); о твоих друзьях – ты написал кратко заметку о каждом! Я узнала о захватывающей игре «Раздел мира», которую вы с отцом и друзьями сами придумали и которой были серьезно увлечены. Особое место в твоем дневнике занимают удивительные карты. Ты отслеживал каждый день, какие населенные пункты захватывали немцы, а какие наша армия отвоевывала в жестоких боях.
Твоя страсть к географии передалась и мне, как, впрочем, и всей нашей семье. Мне казалось, что если я буду знать географию, то мне будет принадлежать весь мир. А ты – тот, кто заразил нас всех этим невероятным стремлением все узнать, все увидеть, суметь описать и систематизировать. Спасибо тебе за все удивительные подробности твоей жизни! Как трогательно читать о том, как ты берег своего младшего брата, ласково называя его Леонидкой, чтобы он не видел ужасов, которые видел ты! По нескольку часов ты стоял на морозе, чтобы достать хлеба! Как ты рвался из Казани в Москву, даже сделал набросок пешего похода по железной дороге, четко рассчитав, что на это тебе потребуется девять дней. Как ты переживал из-за потери комсомольского билета, как правдами и неправдами вернулся-таки в Москву, но потом поступил работать на военный завод литейщиком, где смена длилась двенадцать часов. И это в шестнадцать лет!!!
Дедушка! Наша семья продолжает расти. У тебя уже есть праправнучка! И все мы, и не только мы, а все те, кому попадет в руки это невероятное повествование о твоей жизни, будем плакать и смеяться вместе с тобой, перелистывая страницы истории, увиденные сквозь призму твоего чуткого восприятия.
Елена Рулева
1941 год
23 апреля
Итак, начинаю свой дневник.
Я учусь в восьмом классе. Мне пятнадцать лет. Учусь ничего – имею грамоты за пятый, шестой и седьмой классы. И сейчас отличник.
Вчера я делал доклад по истории. Тема: «Гражданская война в Соединенных Штатах Америки». Тема интересная, и я рассказал ее здорово.
Сегодня я ходил в зубную лечебницу. Забодали с меня десятку и исковыряли весь рот. Теперь рот уже совсем не мой: он находится под соединенным протекторатом меня, сверлящей боли и противной слюны. И сейчас зуб еще ноет.
Скоро экзамены. Я сейчас повторяю литературу: у нас это самый объемистый предмет. Потом повторю физику, а немецкого, анатомии и математики я не боюсь. Только повторю синусы и тангенсы по геометрии и запомню эту формулу стороны треугольника: b2 = a2 + c2 – 2ac
24 апреля
Сегодня я очень расстроен. Написал записочку в возвышенном духе Альке, а она, трепло, рассказала о ней Розе Лысовой. Вот женщины! Это про них Пушкин написал:
…И поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев…
Завтра я ей скажу в лицо, что она – трепачка.
Пломбу мне сегодня вставили. Но сколько мучений мне пришлось вынести! От бормашины зуб нагрелся, десны горели. Но скоро все кончилось.
– Ну и пломбу я тебе поставила! – не без самодовольства заключила веселый врач. Она заставила всех сестриц заглянуть ко мне в пасть и поглядеть на ее работу.
Завтра я принесу в школу две «Колючки» – наши учкомовские газеты. В одной карикатуре под заголовком «Борис – Черный Мститель» я раскрыл драку Бориса Криволапова из 7б с Бабкиным из того же класса. Вернее, это была не драка, а побоище: этот верзила Криволапов избил Бабкина. «Пойдешь жаловаться – еще получишь!» –крикнул он бедняге, уходя. Из учителей это видела одна химичка Тамара Евдокимовна. Она, наверное, ничего не сказала. Борис и Славка Исаков из нашего класса наводят страх на всю школу.
Чувствую, что мне придется иметь дело с Криволаповым. Но я не боюсь ни финок, ни ударов: я убиваю словом.
Скоро Первое мая. На вечере я с Толей Глазуновым решили прочесть отрывок из «Фельдмаршала Кутузова» Соловьева. Я должен буду выбрать и разработать сцену.
25 апреля
Я начертил крупными буквами на листе бумаги: «Трепло». Когда Алька повернулась ко мне, я ей показал это, указывая на нее. Опять к своей Розе! Опять протрепалась!
– Нет, нет, ты сам, – бросила она мне, когда мы с ней шли в раздевалку.
Я не стал разговаривать. Пришел домой и написал письмо: «Ты – трепачка. Не вздумай отнекиваться. Вспомни, как ты себя вела, и догадаешься. Если кто-нибудь узнает об этом письме, я вовсе с тобой перестану разговаривать». Это письмо я отошлю ей.
Начал готовиться к испытаниям. Сегодня повторил французских просветителей – Вольтер, Монтескье, Руссо и др.
26 апреля
По анатомии я сегодня делал доклад «Размножение и развитие». Весь урок ребята были в приподнятом настроении. Сама Мария Васильевна не скрывала улыбки. Объяснил я, значит, всё как следует. Серьезно. Чтобы поняли.
Вечером кончил чертить топографическую карту нашего будущего многодневного похода. Сделал ее на ять. А внизу написал: «Карта переснята с карты Московской области 1939 г., м. 1 : 300 000. Топограф Э. Б. Алаев. 24.4.41.11.45».
Я вообще неплохой топограф и чертежник. У меня какая-то непреодолимая страсть к географическим картам; их у меня целый каталог. Географией я увлекаюсь давно, карту знаю лучше многих (скажу не хвалясь). Зинаиду Александровну, нашу учительницу (хорошая учительница, между прочим), я мог сколько угодно раз ловить на этом. Но я не выскочка, как Димка Малеев. Молчу.
29 апреля
Это было полной неожиданностью. Нашему драмкружку нужно было выступать с «Братом героя» Кассиля перед младшими ребятами. По совести сказать, мне страшно не хотелось выступать. И я надеялся, что Зенина (Евдокия Власьевна) не придет и спектакль сорвется. Однако Нинка пришла. Пришел и Тореев (Плинтус), и Лукманов (Клементий Черемыш). Все были в сборе.
Начали. Конечно, с первых же слов начали халтурить. Нинка не знала текста, Райка Якупова (Рита Муравская) и Клавка Юрчева (Баратова Аня) сбивались с панталыку на каждом слове. Только малыши ничего не поняли, хохотали и кричали.
Ко второму действию ребята совсем разбуянились. Создавались совершенно новые сцены. Толя, наш старшой, чтобы не сорвать действие (запаздывала Нинка), начал плести про какой-то карандаш. А вместо четвертой картины у нас получилась сплошная галиматья.
Вечером пришел ко мне Толя Глазунов. Стали с ним готовить сцену из «Фельдмаршала Кутузова». Завтра у нас в школе вечер и мы выступаем. Кроме того, я буду говорить монолог Наполеона из этой сцены:
Не будет мира, нет. Мир превратился в призрак.
И надо действовать. Но как?
Тот, кто бездействует, находится в руках
У обстоятельств, глупых и капризных.
1 мая
Сегодня праздник. Боевой смотр революционных сил международного пролетариата.
Когда пришел в школу, наши уже собирались уходить. Я живо схватил барабан – и мы двинулись. Под сковородочный бой наших барабанов наша школа прошла до конца Яузского бульвара и стала. Все, конечно, разбежались. Кто в «ручеек» играет, кто в «жучка». А я должен стоять с барабаном на месте как миленький?
После долгих мытарств я сбагрил, наконец, свою сковороду Клаве Юрчевой. Пошел искать лоток. И тут, у Яузских ворот, я увидел великолепное зрелище – наша Красная Армия в парадной форме. Впереди многочисленного отряда шел пожилой красивый майор с медалью на гладкой груди. Левой рукой он придерживал саблю, правой четко резал воздух в такт шагу. Немного позади шло несколько лейтенантов. А за ними – красноармейцы, в новеньких суконных жакетах с ярко-малиновыми петлицами. Лес штыков был густ, прям, грозен. Мерно прошагав, отряд (наверное, батальон) ушел по направлению на Красную площадь, а в душе у меня стало светло и чисто, сердце наполнилось гордой радостью за нашу славную Красную Армию, за ее командиров!
Спустя много времени наша колонна двинулась. На Старой площади вновь застряли, как всегда. На сей раз я барабан «сдал на хранение» некоему Юдину, из пятого класса. И пошел!
Ребята, составив небольшую группу, играли в «великих людей». Кто-нибудь загадывал личность, другие ему сыпали вопросы:
– Жив?
– Да.
– Умер?
– Нет.
– Мужчина?
– Да.
– Находится в Советском Союзе?
– Да.
– Знаменит?
– Да.
– Писатель?
– Да.
– Лауреат Сталинской премии?
– Да.
– Асеев?
– Да.
Теперь загадывает тот, кто отгадал. Интересно рассказать, как у меня отгадывали Наполеона.
– Жив?
– Нет.
– Давно умер?
– Гм… да.
– В России жил?
– Гм… да.
– Писатель?
– Нет.
– Артист?
– Нет.
Потом немного догадалась Орлова Люся:
– Царь?
– Гм… Да, царь.
Токарев вскочил и остановил всех:
– Обождите, давайте я по очереди буду: Михаил Романов?
– Нет.
– Алексей?
– Нет.
Так они перебрали всех царей России.
Наконец я не вытерпел:
– Да вы спросите у меня, русский он или нет?
И хотя я и сказал, что он – француз, все равно никто не смог догадаться.
Наконец это надоело. Играем в «жучка». Надоело. Ничего не делаем. Надоело. К трем часам терпенье стало у всех трескаться. Все тормошили Карла Семеновича, нашего вожатого: «Скоро пойдем?» – как будто это от него зависело.
К счастью, скоро мы двинулись. Так как шли в «первой колонне от ГУМа», то не только вождей, но и мавзолей-то еле увидели. Еле шевеля ногами, отнес барабан домой, а сам поехал к тете Наде.
Это у нас уж обычай такой: после демонстрации – к Черно-Ивановым. Тетя Надя… однако в кулинарном деле смыслит многое. Я живо напичкался всевозможными деликатесами, поиграл на ихнем дворе в волейбол и смотался домой. Сейчас я черчу топографическую карту. Время – десять часов пятнадцать минут. По топографическому это будет: 1.5.41.22.15.
2 мая
Тратить попусту драгоценное время – это не входит в мои расчеты. Однако сегодня я большую половину дня занят не тем, чем хотел. Мы ездили на могилу к бабушке (кроме плохого, я ничего не могу о ней сказать). Отказаться неудобно. Пришлось невольно ехать.
Вернулся домой я один, с Леней. Наши пошли в гости к тете Вере (мне-то она никто). Сперва хотел взяться за топографическую карту, но потом решил: лучше уж сдать испытания сперва, а потом «кончил дело – гуляй смело».
Немного времени затрачу на важный вопрос. Кем я хочу быть?
Когда я был маленький и сильно увлекался географией, то мне хотелось стать капитаном дальнего плавания. Проплавать все моря и своими глазами увидеть весь мир.
Но теперь я понял, что я так не принесу никакой пользы для Страны Советов. У меня выработалась такая мысль: ученик всегда станет учителем. То есть я хочу воспитать сперва себя, а потом других.
Какие специальности мне выбрать? Если я за эти годы наверстаю в росте и здоровье, то непременно пойду по военному делу. Во время наших алексеевских боев (потом расскажу, что это такое), во время драк, во время военных игр, футбола и пряток я чувствую, что во мне есть небольшие таланты стратега и тактика. Для примера я потом расскажу несколько эпизодов.
Но тогда грозят пропасть попусту все накопленные мной географические знания. Насчет этого я должен хорошенько подумать. А пока – пока я твердо уверен, что место свое в жизни я найду и место это будет полезное.
Какая сейчас заваруха творится в мире! Я составил небольшую таблицу театров войны и противников:
Фронт двух проливов. Это место Европы (Ла-Манш, Па-де-Кале) похоже на Вольтову дугу. Хотя здесь пехота бездействует, но зато ведется великая авиационная и артиллерийская война. С одной стороны здесь, на своем неприступном острове, – Англия. С другой стороны – Германия, держава, которую я считаю по силе второй после СССР.
Балканский фронт. Здесь Ось имела сперва один небольшой плацдарм – Албанию, на территории которой итальянцы вели борьбу против храбрых греков. Но совсем недавно там картина изменилась: на стороне Англии выступила Югославия, в дело вмешалась Германия (молодцы немцы!), и теперь в руках Черчилля остался лишь Пелопоннес, откуда англичане «успешно» эвакуируются. Балканский фронт скоро исчезнет.
Египетский фронт. После удачного наступления англичан по берегу Ливии они дошли вплоть до Эль-Агеила в начале этого года. Сейчас немцы гонят их обратно. Авангард немцев бьется уже на территории Египта, имея в тылу изолированную крепость Тобрук, оставшуюся в руках англичан. Англичанам грозит вторжение немцев через Турцию в Палестину.
Эфиопский фронт. Англичане только здесь имеют успехи. С небольшой армией герцог Аоста оказался отрезанным от Европы, но он не сдается: очевидно на что-то надеется.
Фронт Поднебесной страны. Здесь, в Китае, уже четыре года японский империализм хочет поработить китайцев. Но, ввиду острого революционного характера войны, китайский народ не сдается. И я твердо могу сказать со стороны Советского Союза, что Япония никогда не будет владеть Китаем!
3 мая
Как я люблю свою родину – Союз Советских Социалистических Республик!
Русский народ с честью прошел сквозь все превратности истории. Он первым из всех наций мира понял истину, уничтожил небольшую кучку кровососов и стал свободным. Один за другим примыкают к нему все новые и новые нации. Теперь СССР имеет 193 миллиона человек!
4 мая
Алька Баланова делает доклад: «История Прибалтики». Ну и ребенок она еще! И интонация, и построение речи у нее еще глубоко детское.
Итак, праздники отошли. С сегодняшнего дня я по-деловому начал готовиться к испытаниям. Начал, конечно, с литературы. Сегодня повторю все до Кантемира, завтра – до Фонвизина, 6 мая – до литературы XIX века, 7 мая – до Пушкина. Потом устрою генеральную проверку.
Прочь, прочь все, что не относится к испытаниям!
5 мая
Сегодня я поссорился с Димкой Малеевым. Этот тип – порядочная сволочь. Мне достаточно дать несколько фактов, чтобы оправдать это. Он ниже и слабее меня, хил и болезнен, однако равняет всегда меня с собой. Как Ольга Ивановна (наш классный руководитель) ни скажет что-нибудь вроде: «Ты, Алаев, сегодня бледный», «А ты здорово похудел, Рида» – он тут как тут: «Мы с ним, Ольга Ивановна, два сапога пара!»
У меня хороший слух. Однажды иду я в школу, сзади меня – Славка Исаков и он. Славка обратился ко мне, а Димка встрепенулся: «Как, Алай? А я его не заметил!» И добавил Славке вполголоса: «Правда, его трудно заметить».
Однажды мы с ним поспорили: я говорю: в лозунге дашнаков «Армения – от моря и до моря» подразумевались Черное и Средиземное моря, а он: Черное и Каспийское. Поспорили на десять рублей. На следующий день я приношу в школу доказательство в мою пользу и был поражен его ответом: «А мы с тобой не спорили!»
В класс вошел Карл Семенович, учитель истории.
– Карл Семенович, кто из нас прав? – говорю я, рассказав ему всё. Он, очевидно, не расслышал как следует и сказал, что я не прав.
Малей закочевряжился:
– Ага, что? А еще спорил со мной!
– Обожди, – оборвал его Карл Семенович. – Ты, Алаев, как говоришь?
– От Черного до Средиземного.
– Ну и правильно! Ну как же я это мог забыть!
Малей, конечно, звякнул.
Потом он украл один раз у меня черновик, чертеж. Если бы я не пошел к нему и не взял чертеж, то, ясно, получил бы плохо.
Как я ни отвечаю урок, он всегда вмешается. Сильно увлекается химией – это, кажется, единственный предмет, по которому он имеет отлично.
Ну, надо еще рассказать, как мы поссорились. Когда он пришел ко мне, я играл во дворе в салки. Вдруг он ни с того ни с сего: «Что сегодня по литературе спрашивали?» (Он прогулял.) Я, как ни силился, не мог вспомнить! Прямо не помню, да и только!
Он же, сделав обиженную рожу, буркнул:
– У него просишь как у товарища, а он…
– Ну пойми, какой смысл имеет для меня то, что я скрываю? (Действительно, какой смысл?)
– Да это ты со злости! – буркнул и ушел.
Больше он мне не друг!
7 мая
Сегодня у меня получка. Я уже месяц подгонял по учению третьеклассника Юрку Поздеева. Ну и тип! Мать у него судья, дома совсем не бывает и о воспитании сына не заботится. Юрка сел верхом на свою няню Наську и издевается над ней. Ясно, что из него хорошего ничего не выйдет. А парень способный.
8 мая
На уроке анатомии у нас зашел спор о различных наказаниях за преступления. Я читал уголовный кодекс и был наиболее осведомлен. Мне девчата дали несколько вопросов, чтобы я на них ответил. Вот они:
Что с ними будет, если их еще не расписывают, а у них есть ребенок?
Ответ: Ничего. Отец будет платить алименты, и всё.
Что будет за спекуляцию?
Ответ: Лишение свободы на срок до трех лет.
Сколько лет дадут, если пустишь поезд под откос?
Ответ: С целью диверсии – расстрел.
Что будет, если я утоплюсь, а меня спасут?
Ответ: Отправят в сумасшедший дом, или мать выпорет.
Что будет мужчине, если он с женщиной не поженился, а у них произошло оплодотворение и родился ребенок, а мужчина не хочет признать этого ребенка своим?
Ответ: После доказательства отцовства принудят платить алименты.
Сколько лет дают, если убьешь своего мужа?
Ответ: Лишение свободы на срок до десяти лет.
А вот Алькина записка: «Если человек задает вопрос и не хочет получить ответ, как быть? Понятно!!!» Это она намекает на мою записку: «Аля, любишь ли ты кого-нибудь?»
Сегодня написал сочинение по литературе «Сельское и городское дворянство в романе «Евгений Онегин».
По истории Анна Васильевна меня сегодня спросила (у меня стояло отлично за доклад) воссоединение Германии. Урок я выучил на славу. Теперь отлично по истории обеспечено и в четверти, и в годовую.
Зарплату я сегодня получил – пятнадцать рублей. Пришел домой, а мать: «Ты отдай их отцу». Какая нетактичность! Первые деньги, которые парень заработал, у него отбирают. Я, конечно, не отдам. Деньги я распределю так: 15 рублей – Жумаеву, у которого я купил атлас СССР 1936 года, потом надо отдать проспоренные мною шесть бутылок ситра. Кроме того, надо купить карту Московской области, планшет и прочее. И хорошей бумаги: к 1 сентября я хочу Лене, моему брату, подарить атлас, который сделаю сам.
Да, забыл сказать: 3 мая наша школа давала концерт для наркомата электростанций. Силы у нашей школы оказались довольно большие – богатый концерт получился. Отрывок из «Фельдмаршала Кутузова» мы с Толей тоже показали. После концерта всех артистов накормили (очень роскошной была оргия).
Между прочим. В дальнейшем в своем дневнике я расскажу о своей прошлой жизни, о своих товарищах и свои замечания относительно международного положения.
9 мая
Скажу несколько слов о международном положении.
Сперва успехи по фронтам.
1) Фронт двух проливов. Продолжается интенсивная бомбардировочная война. Немецкие подлодки гуляют по Атлантике и топят кораблики. У подлодок существует обычай: перед торпедированием судна лодка поднимается на поверхность, предупреждает экипаж и скрывается. А потом уже топит корабль. Так англичане придумали такую хитрость. Лодка видит небольшое торговое суденышко, ничем не вооруженное. Всплывает и делает предупреждение. Тогда, при нажатии рычага, люк на палубе корвета приподымается и вылезает хитрое сооружение, которое молниеносно разбрасывает снаряды во все стороны и попадает в теру.
Я думаю, это приведет к тому, что теры без предупреждения будут пускать корабли ко дну.
Интересно, что папа мне рассказал (он это слыхал из доклада Свердлова). После бомбардировки немецких городов за ночь там все дома ремонтируют и красят, чтобы не заметны были следы бомбардировок. Если же дом очень разрушен, то его совсем сносят и разбивают на его месте сквер (за одну ночь!). Когда же и это невозможно, то разрушенное место огораживают высокой изгородью и делают надпись: строительная компания такая-то. Хитрецы!
Расскажу о силе английской разведки. Еще когда происходили бои в Норвегии, немцы выстроили там мистификационный аэродром: все укрепления были сделаны из дерева, стояли на поле фанерные самолеты. И Англия поддалась на эту ловушку: прилетела эскадрилья и бомбила аэродром… деревянными бомбами! (Слышал от Николая Семеновича Марфина.) Наш Советский Союз хотел купить у Германии гамбургский эфиромасличный завод. На другой день после сделки завод был превращен английскими спитфайрами в пыль. В Берлине населению выдали карточки на хлеб – на следующее утро в неограниченном количестве такие же карточки были сброшены на улицы Берлина.
Англичане, интересно отметить, бомбардируют те места, где находится Гитлер.
На территориях, оккупированных немцами, население недружелюбно относится к ним. В Норвегии по ночам шальные пули убивают офицеров. В Голландии, где народ культурнее, по-иному игнорируют оккупантов. Стоит лишь немецкому офицеру появиться в ресторане, как все присутствующие покидают ресторан. Губернатор издал особый приказ, что, если войдет в общественное место офицер немецкой армии, все должны покинуть зал не раньше истечения пятнадцатиминутного срока. Ну и что ж! При появлении немца все как по команде вынимают часы и через четверть часа спешат прочь.
В Берлине происходят празднества по случаю побед. Однако существует анекдот (слышал от папы), показывающий отношение рабочих к правительству.
***
Геринг спросил рабочего, какая разница между бедой и несчастьем. Рабочий ответил:
– Вот идем мы с вами под балконом. Вдруг балкон рушится! Так вот, если он упадет на вас, будет беда, а если на вас не упадет – это несчастье.
А вот другой анекдот (слышал от Юльки Магидсона).
***
Троим: немцу, поляку и еврею – задали серию вопросов: кто твой отец, кто твоя мать и что ты желаешь?
Немец: Mein Vater ist Hitler. Mein Mutter ist Deutschland. Und ich wunsche, das uberal des Deutschlands Schutzgebiete warden*.
Поляк: «Моя отеца – Гитлер. Моя матка – Германия. А потим я желаю, чтоб Речь Посполитая била под протекторатом Германьи».
Еврей: «Мой отец, пускай, Гитлер. Мать моя – Германия. А в будущем я желал бы остаться круглым сиротой».
2) Балканский фронт. Англичан окончательно выперли с Пелопоннеса. Они почти совсем там не участвовали в боях: все эти газетные статьи о «соприкосновении с немцами» не соответствуют действительности. Англия, вообще, любит загребать жар чужими руками: она втянула в войну Францию, Бельгию, Голландию, Норвегию, Египет, Грецию, Югославию, свои доминионы. И вместо обещанной 300-тысячной армии на помощь грекам было отправлено всего 60 тысяч, которые вскоре были эвакуированы.
Югославию державы Оси уже поделили (из доклада Свердлова). Германия взяла Словению, Венгрия – Славонию, Румыния – Воеводину, Болгария – Македонию, Италия – Далмацию. В центре Югославии, в Динарских Альпах, находится не сложившая оружие 100-тысячная армия славян, кругом идет партизанская война.
Италия (из доклада Свердлова) не хотела вторжения немецких войск на Балканы. Муссолини сам приехал в Тирану, было организовано наступление, но оно провалилось. Тогда Гитлер ввел войска на территорию Болгарии. Италия уже не самостоятельна, а находится в руках Германии. Их надежды на «внутреннее итальянское Средиземное море» не оправдались: немцы не уйдут ни за что с его берега.
3) Три Б (Drei B). Гитлер выдвинул такой грандиозный план: Берлин – Багдад – Бомбей. Он начал его осуществлять. Англия толкает Турцию против Германии, обещая Сирию, Гитлер толкает Турцию против Черчилля, обещая Сирию. Бедная Сирия!
На Черном море находятся немецкие теры: они сюда были перевезены на платформах.
В Ираке новое правительство, образовавшееся после апрельского переворота, выступило против Англии и потребовало увода английских войск из Ирана. Силы Ирана исчисляются следующими цифрами: 50 тысяч армии, 26 батарей, 3 зенитные батареи и 33 военных самолета. Сейчас англичане стремятся окончательно подчинить себе Ирак.
Англичане всячески укрепляют Индию, как со стороны Германии, так и со стороны Японии.
4) Египетский фронт. Тобрук держится. Эс-Соллум пал. Немцы и итальянцы подходят к Мерса-Матрух – в 500 км от Суэца. Англичанам грозит потеря этого второго горла Медитерана.
5) Эфиопский фронт. Герцога Аосту окружают в районе Гондара. Скоро ликвидируется сопротивление итальянцев в Сомали. Итальянские силы концентрируются в Амба-Аладжи. В 1899 году здесь они были разбиты абиссинцами, в 1935 году рас Сейум оказал им здесь должное сопротивление.
6) Фронт Поднебесной страны. Я, наконец, узнал правду об инциденте с 4-й Китайской Красной Армией.
Некоторые круги Гомыньдана склонны опираться на помощь Англии (из доклада Свердлова). Англия и США заявили, что помогать они будут только в том случае, если они уберут свою Красную Армию. Бай Цзун-си приказал 40-й армии перейти на другую позицию. На пути ее следования была устроена засада. Около 10 тысяч красноармейцев погибло под предательским огнем, 80 тысяч повернули назад. Тогда Чжу Де заявил, что если Красная Армия так будет преследоваться, то Китай порвет свою связь с СССР. Чан Кай-ши испугался. Он заявил, что все это произошло без его ведома, что пусть 4-я армия стоит на своем месте.
Сейчас японцы трескаются. Вторая Китайская армия подошла к самому Шаосину – в 40 километрах от Ханчжоу. Наступление японцев всюду приостановлено. Партизаны действуют в районе Шанхая, в провинциях Шанси, Аньцин и Шань-Дун. Численность отдельных партизанских отрядов достигает 1,5 тысячи человек.
Негласные сведения (от лейтенанта, мужа моей троюродной тети Нюры): в Синьдзян под видом белогвардейцев переправляются наши красноармейцы. Эта провинция так укреплена, что японцам туда и не сунуться.
7)
Позиция дяди Сэма.
Америка продолжает помогать старухе Англии.
Вот какой анекдот слыхал я от папы:
***
До войны Гитлер позвал к себе Рузвельта, Чемберлена и Даладье.
– Вот, – говорит, – вам бочка сорокаведерная, в ней рыбка золотая. Кто рыбку поймает, тому я сдаюсь без боя.
Чемберлен смотрел-смотрел на рыбу, потом как нырнет за ней! Не поймал. В беспамятстве его отвезли в Лондон.
Даладье долго ее ловил рукой, наконец вспотел и плюнул.
Тогда Рузвельт вынимает чайную ложечку и начинает воду выливать по ложечке из бочки.
– Помилуй, дружище! – удивился рейхсканцлер. – Ты так провозишься всю жизнь.
– Неважно. Зато война дольше будет – капитальчики растут, а рыбка все-таки моя будет.
Всего со времени начала войны США предоставили Англии 108 судов.
На Дальнем Востоке Америка тоже не дремлет. Перебрасываются войска на Филиппины, в Сингапур. Интересную новость я узнал: флот США меньше флота Японии!
8)
Позиция Турции.
В 1940 году турки стали концентрировать войска на нашей границе. В ответ на это СССР заявил, что, если Турция вступит в войну, Советский Союз примет строжайший нейтралитет. В течение десяти дней анкарское радио три раза в день передавало это заявление по всей стране. У нашей границы остались лишь отряды, вооруженные берданками образца 1811 года. Турция стоит на пути Гитлера к Индии и, ясно, вне войны остаться не может. Она уже пропустила немецкий отряд на помощь Ираку. Если немцам удастся укрепиться в Ираке, то нависает прямая угроза над Индией. Но этого, очевидно, не произойдет, так как Англия Иракский фронт считает вторым по важности после Фронта проливов.
9)
Франция.
Под давлением Гитлера заместителем Пэтена был назначен Дарлан, сторонник Германии. Дарлан издал приказ флоту Франции покинуть порты, но Пэтен отменил этот приказ и впредь приказывал подчиняться только его, Пэтена, приказам. Германия не может начать военные действия против Франции, так как колонии ее тотчас отпадут и перейдут в руки де Голля, следовательно Англии. Франция пользуется этим и развивает военную промышленность, усиливает армию, готовясь к защите колоний.
10)
Испания.
Когда в 1936–38 годах Ось помогала Франко против республиканцев, Англия и США не мешали им поднять его на ноги, но и сами не помогали, чтобы людоед не стал на ноги слишком крепко. После мятежа Миаха и победы Франко оказался слабым и беспомощным и попал под влияние саксов. Он нуждался в деньгах и продовольствии, чего ему могли дать саксы, а Ось не могла. И сейчас, несмотря на угрозы Германии, Испания не выступает против своих «подпорок». Однако в войну вступит она, и очень скоро.
11)
Южная Америка.
В то время когда в Европе голод, в Латинской Америке продовольственный избыток. Аргентинское правительство объявило премию фермерам, сокращающим свои посевные площади. Хлеб топят в печках, топят в море. Это – характерная черта капитализма.
12)
Финляндия.
В конце апреля 12 тысяч немецких войск с танками и артиллерией высадились в Або и двинулись к Тампере. Советское правительство потребовало объяснения. И получило такой ответ: эта дивизия уже несколько лет жила в Финляндии в качестве наемных войск, потом в связи с войной была переброшена на Французский фронт. В Финляндии между солдатами этой дивизии и местным населением установилась родственная связь. И поэтому, чтобы дать дивизии отдых, рейхстаг послал ее в Финляндию, чем очень угодил солдатам. Но когда правительство СССР спросило: что, танки тоже сроднились с танками финнов? – то немцы перестали увиливать и сказали следующее: Германия боится нападения Англии с севера и решила защитить материк от вторжения. Дивизия находится уже в Петсамо и скоро будет переведена в Норвегию.
13)
Страна восходящего солнца.
Кавалер ордена Глубоких сокровищ, Иосука Мацуока не имел определенного задания заключить пакт о ненападении с Союзом. Его вызвал к себе Гитлер, причем велел лететь на самолете. Мацуока решил: зачем торопиться? И поехал поездом через СССР. На обратном пути и был заключен между нами и Японией пакт о ненападении. В Японии проводилась все время антисоветская пропаганда, которую правительство мотивировало «ненавистью к Коминтерну». Мацуока, по приезде к себе: «Я лично видел советское правительство и говорю: оно и Коминтерн – большая разница» (?).
Японские газеты публикуют следующую сводку: СССР концентрирует крупные силы на западной границе. Здесь сосредоточено 1800 бомбардировщиков, 900 истребителей, из Балтфлота на Черноморье переведено 28 тер, 45 миноносцев и 18 канонерок. Кузнецов выехал в Тегеран требовать аэродромов на территории Ирана. Конечно, все это вымышлено.
14)
СССР
. Мы – самая независимая страна в мире. Мы готовы к войне. Территория МНР и Синцзяна находится под нашим контролем. Силы на границе мы, конечно, концентрируем. Проведена железная дорога до Измаила, шоссе до Хорста (совсем близко от Индии), и бояться нам нечего.
12 мая
Сделал четвертую учкомовскую газету. Она очень нравится Карлу Семеновичу. Особенно интересно объявление, помещенное в этой газете.
На днях
Грандиозный концерт
силами учеников 656-й школы
Программа
Попурри из невыученных уроков исполнит солистка 8 кл. НИНА ЗЕНИНА. Аккомпанирует ЗИНА ГУНДАРЕВА (9 кл.).
Национальный танец лентяев «Не любим учить уроки» в исполнении лауреатов всевозможных конкурсов ВЛАДИМИРА БАРИНОВА и ВЯЧЕСЛАВА ИСАКОВА.
Песня «Срываем мы уроки». Исп. хор 7б. Запевают КУЛИКОВ и СТАНИХИНА.
Выступление силачей 9 класса. В программе: мгновенная ломка столов и стульев.
Выступление ансамбли ССОРЫ и ДРАКИ. Руководители – ТАРАКАНОВА (5а) и СИРОТА (5а).
Выступление рекордсменов Воронцова Поля и окрестностей по плохим отметкам: экс-чемпион ИГНАТОВ (5б), СИМОН (5а), ВЫЧКИН (5б), БУЛЫЧЕВ (5б) и другие.
Смелый химик ВАДИМ МАЛЕЕВ. В программе: глотание лошадиных доз мышьяка, медного купороса (без закуски).
Премьера! Единственный раз на глазах у публики! Знаменитые иллюзионисты 2-БЫКОВ-СОКОЛОВ-2. В программе: впуск табачного дыма через рот, выпуск через нос, глаза и уши.
Танец диких племен БЕЙКОГОПОПАЛИДОВ («Вихрь» и «Сшибай»). Исп. СМАГИН (4б). В том же исполнении – плевки (с забора).
Программу ведет
Непревзойденный остряк-самоучка ВАССО КУРАШЕВ.
Билеты продаются у ВОЛКОВОЙ ВАЛИ. Адрес: Ищите-Ветра-в-Поле.
(Валька Волкова, наш бывший секретарь, с чужими деньгами скрылась. Ее сейчас разыскивают.)
В этой же газете помещено стихотворение Малеева:
Скука, скука на всех уроках.
Одни посредственно да плохо.
Сижу зеваю во весь рот:
Скоро ли очередь моя подойдет?
Вот подошла. К доске иду.
– Подсказывайте! – шепчу на ходу.
Я у доски, решаю задачу,
От затруднения чуть ли не плачу.
Очередная подсказка, ответ готов,
Гляжу я гордо поверх голов.
Собравши книги и тетрадки,
Бегу домой я без оглядки.
Вообще, газета ничего. Так себе.
Сегодня я смотрел «Суворова».
Начинается фильм с боя под Варшавой. Русские победили. Польша радостными криками приветствует своего фельдмаршала. Александр Васильевич – худой, маленький, но вместе с тем необычайной эмоциональной силы человек. Майора Тюрина, выходца из солдат, он за геройство награждает чином полковника и дает ему свой орден.
Дальше – время Павла I, аракчеевщина, шагистика. Солдат – механизм, артикулом предусмотренный. Перед императорским дворцом солдаты, в смешных пуклях и кафтанах, лихо топают. Павел умилился, глядя на это старание. Аракчеев заплакал.
Император идет, окруженный генералами, по площади. Навстречу – два полковника суворовской армии. Они одеты не по форме.
– Почему не по форме одеты? Как стоишь? Сорвать с него кресты!
Один из генералов принялся было, но Тюрин – это был он – выхватил вдруг пистолет, все шарахнулись в сторону. Его друг хотел было вырвать оружие, но был отброшен толчком. <…> Тюрин приставил пистолет к груди, и …
Павел разозлен.
– Суворовский полк, кругом! В Сибирь шагом марш!
На Суворова это подействовало сильно. Он передал Павлу, что отказывается от командования. За непокорность полководца ссылают в его имение Кончанское. Там Суворов пишет свои мемуары.
Над Европой нависла тень Бонапарта. Суворова вызвали в Гатчину, к императору.
– Его сиятельство князь Суворов-Рымникский! – провозгласил лакей.
Общее движение. Напряженная минута. Все ожидают увидеть четко шагающего вояку.
На пороге появляется шаткая фигура Суворова. Лицо сияющее. Вдруг он зашатался на скользком полу, несколько человек кинулось его поддержать. Суворов увидал знакомую фигуру Кутузова.
– Миша, одноглазенький мой! – кинулся он к нему. – Ой, мамочки мои, – оглянулся он, – генералов-то сколько!
Вперед вышел Аракчеев, поклонился Суворову. В ответ фельдмаршал сделал такой сложный и смешной кекуок, что все захохотали. Суворов удивляется, как быстро достиг такого чина Аракчеев.
– Я Его Величеству без лести предан.
Павел позвал к себе полководца. По пути он низко поклонился лакею. «Что вы, это лакей!» – «Потому и кланяюсь: сегодня лакей, а завтра барон».
Но Суворов не поладил с императором. Он не признавал солдата пружиной механизма армии, а считал его человеком. Павел вышел из себя. Вдруг Суворов застонал: «Ох, живот болит!» Царь разъярен, он со злостью бросает вслед убежавшему Суворову его шашку.
Прошел год. Опасность со стороны Бонапарта увеличилась. Опять обратились к Суворову. И только слово «Россия» заставило его занять пост главнокомандующего.
Солдаты штурмуют Сен-Готард. Дружба помогает им преодолеть многие препятствия. Перевалив через хребет, русские напали на стан французов с тыла. Враг был разбит.
Суворов спешит на помощь Римскому-Корсакову. Но, оставленный австрийцами, Римский-Корсаков был разбит, это позволило основным силам французов окружить Суворова. Впервые великий полководец попал в такое положение.
Солдаты мерзнут. Многие умерли.
Военный совет обсуждает положение. Австрийский генерал предлагает сдаться:
– Выхода нет!
– Есть! – прерывает его Суворов.
Лица генералов светлеют. Уж Александр Васильевич не сдаст!
Суворов предлагает свой гениальный план штурма Чертова моста. Солдаты все согласны. Войска двинулись к Рейну. Неожиданно французы взорвали часть моста. Суворов приказывает сделать настил из бревен. Под градом пуль русские солдаты починяют мост.
Фельдмаршал ринулся первым по мосту:
– Вперед!
На этом картина кончается.
Фильм хороший, мне понравился, но достаточно слаб. Лучше бы было разбить жизнь Суворова на три отдельные картины.
14 мая
Я почти совсем не готовился к контрольной: всего Пушкина я знаю назубок. Но ребята наши с волнением следили за рукой Клавдии Александровны, выводившей на доске названия тем. Я взял первую, самую обширную: «Художественные особенности романа Пушкина «Евгений Онегин». Ну, написал, конечно.
Малей сегодня пришел в школу: он два дня лежал в институте Склифосовского, после того как проглотил четверть грамма медного купороса. Этим отговорился и не писал контрольную.
Славка Исаков сегодня совсем раздурачился. Помню, до четвертого класса он был отличником, сейчас его не допустят до испытания. Он поднял меня (здоровенный детина) и бросил на Лысову Розу. Я извинился перед ней, хотя совсем не виноват.
После седьмого класса Славка хотел поступить в военно-морскую спецшколу, но не прошел: у него хронический насморк. Дал обещание дирекции, что будет вести себя хорошо, приняли его в школу. А совсем недавно он вместе с Криволаповым судился за воровство. Получил три года условно тюремного заключения.
Вот расписание наших испытаний:
20 мая – литература письменная.
23 мая – литература устная.
26 мая – алгебра устная.
29 мая – геометрия устная.
31 мая – немецкий язык устный.
3 июня – физика устная.
5 июня – анатомия устная.
Несколько слов о международной обстановке.
Ближайший помощник Гитлера, Рудольф Гесс, 10 мая в 18 часов вылетел на самолете из Аугсбурга, и долго о нем не было сведений. Национал-социалистическая партия распустила слух, что Гесс стал «жертвой умопомешательства». Гитлер арестовал адъютантов Гесса. Потом оказалось, что ночью того же дня самолет «Мессершмитт-10» разбился недалеко от Глазго. Недалеко от него обнаружен немецкий офицер с поврежденной ногой. Офицер этот вначале назвал себя Хорном, а позднее признался, что является Рудольфом Гессом. Дальнейшие события обещают внести в это дело ясность.
Борька родился далеко на юге, в Одессе. За четыре дня до двадцать шестого года он появился на свет и издал душераздирающий крик. На свете появился новый человек.
Пока Борька был маленький, всей его жизнью заведовала взрослая тетя – мама. Едва он прожил семь месяцев, как мама, не спросясь его, повезла в далекое село Анютино, около Нижнего Новгорода.
Вера Константиновна Запольская была молоденькой девушкой, кончала институт. Чтобы сын не мешал ей, она отдала его на воспитание сестре. Борька рос без родителей.
(Это примерное начало моей повести «Дети Социализма», которую я надеюсь закончить в этом году. В ней я расскажу о себе (Борис Смелов), о своем воспитании, о товарищах моих – охвачу всю свою жизнь до выхода из школы. Но книга эта будет не простой биографией, а отчетом социализма перед коммунизмом в деле воспитания детей.)
Почему мне нравится Алька Баланова? Так и тянет меня к ней, так и хочется ее обнять и поцеловать. Я думаю, она бы подошла мне в жены: учится хорошо, девочка сообразительная, характер только неустойчивый. Мне хочется остаться с ней наедине и рассказать обо всем. Чувствую, что она меня тоже любит. Я приглашу ее в кино или в театр сходить вместе – не откажется. Завтра напишу ей об этом.
15 мая
Никак не мог сказать Альке. Я не боюсь, но не хочется это делать при других. Придется, очевидно, сделать так, как первый раз: взять у нее книгу и вложить туда записку.
16 мая
Вчера сдавал зачеты на звание турорганизатора. Ответил всё.
Кстати, от Князевой слышал анекдот:
***
Иван и Василий были приглашены на званый обед. Василию захотелось утащить одну вилку золотую из драгоценного сервиза. Вдруг он увидел, что Иван взял одну вилку и положил к себе в карман. «Если две вилки пропадут – заметят, – решил Василий. – Надо что-нибудь придумать».
– Эй, граждане! – обратился он к присутствующим. – Хотите видеть фокус?
Все запросили его показать фокус.
– Я беру вилку, кладу ее к себе в карман – вы видели, куда я ее положил? А теперь, Иван, вынь вилку из кармана.
17 мая
Итак, кончились дни учебы. Восемь лет учения остались за плечами. Еще сдам испытания – и впереди лето.
Володька Баринов учиться бросил, Славка тоже. Откалываются поодиночке. Из тех учеников, с которыми я учился в четвертом классе, осталось всего восемь человек: я, Пименова Нина, Малеев, Жумаев Жора, Богуславский Ефим, Исаков Вячеслав, Баркова Зина и Юрчева Клава.
Расскажу по порядку, что произошло сегодня.
Вчера я купил на свои деньги шесть бутылок ситра и принес их в школу. Я их проспорил: Князевой и Виткинду по одной, Орловой и Белявской по две. Думал, все будут относиться ко мне по-другому. Ничего подобного! О косные люди!
Купил историю СССР для девятого класса. Денег у меня осталось 18 р. 93 коп. Мать о бутылках знает, отец нет.
Я ловлю себя на том, что не могу жить без Альки. Записку не отдал: не смог. Если не отдам за время испытаний, придется мне отдалить свои чувства до осени.
На лето поедем, наверное, опять в Пушкино, как и в прошлом году. Надо будет сходить к Жорке Куликову (прошлый год он тоже был в Пушкино) и поговорить с ним.
За это лето я думаю:
1)
поправиться на 5 килограмм,
2)
вырасти на 8 сантиметров (до 170 сантиметров),
3)
окрепнуть, получить военные навыки, изучить технику боя,
4)
организовать отряд из маленьких ребят,
5)
изучить историю СССР,
6)
изучить географию мира,
7)
начертить атлас мира для себя,
8)
начертить атлас для Лени,
9)
усовершенствовать свои знания по топографии,
10)
сделать не меньше десяти походов,
11)
снять Пушкино,
12)
развиться в культурно-физкультурном отношении: волейбол, плавание,
13)
добиться того, чтобы проплыть три километра,
14)
забить за лето 100 голов (футбол),
15)
написать первую часть «Дети Социализма»,
16)
следить за своим морально-психическим поведением.
Жоржика я застал на турнике. Несколько ребят делали головокружительные упражнения, но он лучше всех. Жорка имеет квалификацию по гимнастике: он судья. В Пушкино он не поедет: останется в Москве.
Я купил книги для девятого класса. Денег остались гроши. Отцу пришлось рассказать про бутылки. Ничего, говорит, не будешь спорить. Двадцатого у меня снова получка.
К тем 16 пунктам моей летней работы надо прибавить еще несколько:
17)
изучить французский язык,
18)
изучить татарский язык,
19)
усовершенствовать знания по немецкому языку,
20)
обработать рассказ «Амба-Аладжи»,
21)
план сценария «Наполеон
I
».
18 мая
Ходил в баню. Вес мой – 46 кг 900 г. Следовательно, 18 сентября 1941 года я должен буду весить 51 кг 900 г.
Составлю приблизительный распорядок летнего дня:
6 часов. Встать, зарядка, обливание, бег.
6 часов 30 минут. Уборка комнаты, приготовление пищи.
7 часов. Завтрак. Убрать со стола.
7 часов 30 минут – 10 часов. Военные и физкультурные занятия.
10 часов – 11 часов. Французский язык.
11 часов – 1 час. Литературные занятия.
1 час. Обед.
2 часа – 3 часа. Сон.
3 часа – 4 часа. Чтение.
4 часа. Чай.
4 часа 20 минут – 5 часов. Военное дело.
5 часов – 7 часов. Футбол, волейбол и пр.
7 часов – 10 часов. Литературные и другие занятия.
10 часов – спать.
Это всё, конечно, приблизительно.
Сейчас повторяю литературу.
Сегодня играют «Спартак» – «Динамо». Послушаем! Ясно, «Спартак» припухнет.
Но встреча эта произошла без энергии, вяло. Счет матча – 1:1. Причем так и не удалось установить, кто забил мяч. Итак, московские команды «Спартак» и «Динамо» встречались уже десять раз. Обе команды имеют по два выигрыша, шесть ничьих. Динамовцы вбили в ворота «Спартака» шестнадцать мячей, а те – тринадцать.
Завтра у нас консультация по литературе.
Я приготовил письмо Альке: «Восьмой класс окончен. Как не хочется мне расставаться с друзьями, особенно с тобой, Аль. Может быть, мы не увидимся больше – так не забывай же меня».
21 мая
Писать сейчас покамест некогда: гуляю да учу уроки. Испытания по литературе письменной я сдал: писал образ Онегина. Потом расскажу подробности.
На улице солнце и ветер. Погода!
23 мая
Сдал я устную литературу на отлично. Спросили у меня пустяк: литература первой трети XVIII века (Петр I) и детские, лицейские годы Пушкина. Наизусть «Царей и царств земных отрада» Ломоносова.
Засыпался из всего класса один Жумай. Наяшков Борис еле выполз. Алька отвечала хорошо.
Пришел домой, все тетрадки порвал, книги сдал. Купил тушь, сегодня начал делать карту «Гессен» моего атласа.
Завтра подробнее опишу то, что творится на свете.
25 мая
20 мая 1941 года началась атака острова Крита с воздуха. В 02 часа немцам удалось захватить город Мелеми. Семь тысяч солдат ведут борьбу против англичан. Я думаю, исход этой резни решит войну. Вчера был потоплен в морском бою линейный крейсер «Худ». Ближайшие дни внесут ясность.
Завтра сдаю алгебру. Не боюсь. (Да я ничего не боюсь!)
26 мая
Сдал алгебру на отлично. Спросили меня, правда, какую-то ерунду – решить пример:
x2 + y2 = a
xy = b
Я решил его искусственным способом. Потом был еще такой пример (на вынесение знаменателя за знак радикала): .
И наконец спросили, что такое алгебраический корень. Потом дополнительно дали задачу на графики. Решил.
Для своего географического атласа я решил сделать собственный язык (для упрощения надписей). Гласных букв в моем алфавите совсем не будет.
31 мая
Давно я не заглядывал в дневник. Надо будет обо всем рассказать.
20-го я сдавал геометрию. Я очень люблю этот точный предмет, потому, не опасаясь, взял билет. Досталось мне: определить площадь параллелограмма и доказать теорему: а (b1 – c1) = b2 – c2, где а – гипотенуза, b и c – катеты, b1 b c1 – их проекции. Буза, конечно.
Насчет теоремы Пифагора. Я сейчас разрабатываю свое доказательство. (Рис.1)
Рис.1
Из чертежа видно, что части квадратов катетов K и l совпадают, d равновелик e, a равновелик b. Остается доказать, что ABCD равновелик NMB.
Сегодня сдавал немецкий. Ответил блестяще (я по-немецки как по-русски). Сбился лишь на одном грамматическом вопросе.
Сегодня же сделал первую страницу географического атласа. V ZJGE ViR JH (вэ цайже вир айх, указатель знаков). Вот те некоторые слова моего языка: (Рис.2)
Рис.2
За границей творится что-то жуткое. Немцы заняли на Крите Канию и Гераклион. Очевидно, и оттуда попрут англичан. В Сирии и Ираке – война. Во время морского боя потоплен величайший военный корабль мира – линейный крейсер англичан «Худ», водоизмещением 67 тысяч тонн. Из 1300 человек команды спаслось трое. Через несколько дней был потоплен немецкий линкор «Бисмарк» – тоже не маленький корабль.
В Китае японцы трещат по всем швам. Китайцы подошли к Шаосину – совсем близко от Ханчжоу. На юге подходят к Кантону и Фучжоу.
Анекдот про Гитлера (слышал от Рэмы Ланге):
***
Чтобы узнать свое будущее, Гитлер решил сходить к знаменитой гадалке. Он переоделся в шофера, измазал руки в мазуте – и пришел к ней.
– Молодой человек! – ужаснулась гадалка, глядя на руки мнимого шофера. – У вас скоро не хватит горючего, ось сломается и права отберут!
3 июня
Ну, физику сдал. Спросили меня: клин, ареометр и задачка: по A и t найти N. Спросили меня самым первым. Ответил я всё. После звонка – домой, в магазин. Купили с матерью тапочки мне на лето и майки – мне и Лёне.
Лёня сегодня занимался опытами – я дал ему книгу Ильина «Рассказы о вещах», так он все проверял. Это хорошо, пусть растет любознательным. За это лето я его укреплю и в физическом, и в умственном отношении. На лето мы поедем к тете Мане – в Павлово, там я был десять лет назад. В связи с этим (не в Пушкино, а в Павлово) придется перестроить план летней работы.
Позавчера я был у Сергея – мой двоюродный брат, ему шестнадцать лет, он в шестом классе. И из школы его выгнали. Мать все говорит, что я ставлю себя выше его. А как я могу равнять его с собой!
Отец уехал в командировку в Алексеевку, где я провел три года. Вот папа и дядя Костя, отец Сережи, – единственные люди, кого я люблю из родни Алаевых. Тетя Надя – женщина хорошая, но слабохарактерная. Дядя Ваня, муж тети Любы, – замкнутый.
Из нашей, сенцовской родни я больше всего люблю Мишу Пономарева – моего двоюродного брата. Мы с ним почти всю жизнь были вместе, а сейчас он в Бресте, в армии. Надо будет написать ему письмо.
Но это не значит, что я не люблю тетю Маню, воспитавшую меня, тетю Лену, дядю Шуру, тетю Дусю. Все они мне дороги.
Немцы выперли англичан с Крита. Молодец Гитлер! Ловко ведет войну. Того гляди и над Лондоном высадится!
Рис.3а, Рис.3б
Вряд ли это доказательство новое. Ольга Ивановна нам говорила, что доказательств этой теоремы всего шестьдесят четыре.
4 июня
Составлю план дня на время жительства в Москве:
6 часов – вставать, зарядка.
До 7 часов – французский язык.
7 часов – завтрак.
До 8 часов – уборка.
До 10 часов – французский язык.
10 часов – 4 часа – свободное время.
4 часа – обед.
4 часа 30 минут – 6 часов – французский язык.
6 часов – 8 часов – гуляние.
9 часов – 10 часов – спать.
Завтра я сдам анатомию – и все пойдет по расписанию.
Недавно говорили с Карповым насчет журнала «Улыбающаяся жираффа», который мы выпускали в конце 1940 года. Журнал пользовался большим успехом. В будущем учебном году он будет выходить еще лучше. Вот это я нарисовал – первая страница первого номера (в 1941 году мы выпустили 6 номеров). Рассказы в журнале мы помещаем только свои. (Рис.4)
Рис.4
5 июня
Вчера смотрел фильм «Фронтовые подруги». Очень хороший фильм. В нем хорошо показана война с финнами 1940 года. В главной роли (Наташа Матвеева) – Зоя Федорова. Федорова хорошо начинает свой дебют: она снималась в «Ночи в сентябре», «Огневых годах», «Музыкальной истории», «Фронтовых подругах» и везде играла главные роли. И хорошо играла. Сталинскую премию получила.
Вчера же наградили Магидсона орденом Ленина, он отец моего товарища Юльки. Теперь Юлька, наверно, задерет нос, знаться со мной не захочет.
Анатомию я сдал. Этот предмет я тоже люблю. Спокойно взял билет – досталось «Газообмен в легких» и «Значение нервной системы». Ответил на отлично. Володе Штейнеру досталась тема потруднее: «История открытия кровообращения» и «Головной мозг». Ответил он тоже на отлично.
Сдал книги: физику и анатомию – и купил учебник французского языка для пятого класса. Возьмусь как следует за французский.
Алеша Дормидонтов рассказал мне анекдот:
***
«До чего некультурный народ пошел! Когда мы с товарищем выходили из пивной, мне всю руку отдавили!»
Анекдот короткий, но смешной.
Я составил список моих друзей, знакомых и их характеристики (ребят и некоторых взрослых).
1)
Алаев Леонид
, мой брат. Отношения у меня к нему самые братские: то деремся, то миримся. Парнишка он способный. В прошлом году его перевели из нулевки прямо во второй. Второй класс он закончил круглым отличником (1932).
2)
Антонов Владимир
. С января мы учимся вместе с ним: соединили вместе 8а и 8б. Он интересуется радиотехникой, способный парень. Мой товарищ (1940).
3)
Баланова Алевтина
. Моя одноклассница. Учимся мы с ней первый год. Она – ударница учебы. Я к ней неравнодушен (1940).
4)
Барсуков Леонид
. С ним я учился с третьей четверти четвертого класса, с тех пор как я поступил в 399-ю школу. Он любил математику, но на русском в седьмом классе остался. Сейчас работает на заводе КИМ. Отношение его ко мне – пренебрежительное. Потому я его не больно ценю (1937).
5)
Богуславский Ефим
– мой одноклассник (тоже с ним мы вместе с четвертого класса). Член Общества Камчадалов (журнал «Улыбающаяся жираффа»), мой товарищ (1937).
6)
Бычкова Мария
. Ученица девятого класса (теперь десятого), старшой нашего туристического кружка. В прошлом году была председателем учкома. Хороший, простой товарищ, разговаривать с ней – прямо удовольствие (1939).
7)
Васильев Анатолий
. Восьмобевец (из 8б). Способный парень, развитой, но страдает тиком, поэтому его освободили от испытаний. Товарищ (1941).
8)
Вендельштейн Борис
. С ним я познакомился давно, во втором классе. Он живет на Калужской, около Самариных. Его бабушка – умная женщина, у него много было книг и атласов. Когда я уехал в Алексеевку, мы с ним вели переписку. Вернувшись в Москву под Новый год, я пришел к нему на елку и был встречен очень холодно. Теперь связь с ним прервана (1934).
9)
Вермиевский Эрик
. Веселый и дурашливый парень из 6а. Довольно остроумен. Участвовал в нашем драмкружке: играл фотографа в «Брате героя». Ничего (1940).
10)
Виткинд Давид
. С ним мы учимся первый год. Он член Общества Камчадалов, наш товарищ, учится ничего. Но к девочкам он неравнодушен: он мне дал список (довольно большой) своих «поклонниц». Парень общительный, хороший (1940).
11)
Вяткин Андрей
. С этим любителем марок меня познакомил папа. Долго мы с ним менялись, потом он зажилил у меня «Робина Гуда» Богуславского и я с ним разошелся (1939).
12)
Гайдуков Юрий
. Восьмобевец. Очень разговорчивый, хороший товарищ, никогда не ссорящийся. Знаю я его еще по 399-й школе (1939).
13)
Гершаник Юрий
. Ученик 7 класса «В». В нашей школе учится первый год (хотя школа-то наша существует всего два года, 656-я-то). Со мной быстро сошелся по характеру. Член драмкружка. Активный парень и хороший товарищ (1940).
14)
Глазунов Толя
. Из девятого класса. Мировой парень. Чувствительный. Староста нашего драмкружка – он играл дедушку в «Парусе» и Званцева в «Герое». С ним у меня тесные товарищеские отношения (1939).
15)
Гродзицкий Роман
. Было время – лет семь–пять назад, – Ромка был один из лучших моих московских товарищей. Но сейчас он опустился, пьет вино, за год сменял пять работ, уже сидел в тюрьме за прогул. Он мне уже почти не друг (1933).
16)
Дормидонтов Алексей
. Один из лучших моих товарищей. Дружим мы с ним с тридцать пятого года. Отец его – врач, имеет большой стаж, очень общительный и хороший человек. С Алешей мы дружим неразрывно (1935).
17)
Жумаев Георгий
. Учимся мы с ним с четвертого класса. Кроме ссор в четвертом классе больше не ссоримся, но тесной дружбы у меня с ним нет (1937).
18)
Загерсон Борис
. Товарищ Ромки. Сдружились мы, сошлись очень близко – он меня звал Френсисом, я его Тени. Но потом я вник в его лисью натуру: он у меня зажилил несколько книг и не отдает. Я с ним даже не здороваюсь (1938).
19)
Здобников Аркаша
. Веселый парень, член Общества Камчадалов. За время нашей дружбы мы с ним никогда не ссорились. Летом будем с ним переписываться (1940).
20)
Иконников Олег
. Товарищ Алеши Дормидонтова (брат двоюродный), мой хороший друг. Любит рисовать и рисует неплохо. Наверное, долго еще мы будем с ним дружить (1938).
21)
Исаков Вячеслав
. Раньше, в четвертом–шестом классах, Исаков, Алаев и Малеев составляли единое целое. Мы вместе учились, играли, ходили в кино. Сейчас же Славка опустился – пьет, курит. Между мной и им произошел ряд ссор, теперь мы в натянутых отношениях (1937).
22)
Казаков Юрий
. Ученик девятого класса. Бравый парень, будущий летчик. Разговорчив, хороший товарищ. Я возьму его адрес и тоже буду переписываться (1939).
23)
Карасев Евгений
. Сын директора Алексеевского завода. Дружили мы с ним во время совместной жизни в Алексеевке. Теперь не очень (1937).
24)
Карпов Владимир
. Один из лучших моих товарищей. Сблизила нас «Улыбающаяся жираффа». Теперь нас не разольешь водой (1940).
25)
Киселев Леонид
. Старейший мой друг. Помню, мы с ним вместе чего-то строили, клеили… Эх, прошло то время. Теперь Леонидка – пьяница, развратник. Эх, жизнь, как ты быстра! (1933)
26)
Князева Клара
. Моя одноклассница с четвертого класса. За последнее время мы с ней здорово сдружились. Клара – хороший товарищ и активная комсомолка (1937).
27)
Котков Андрей
. Наш лагерный физкультурник, которого очень любили ребята и ненавидело начальство. Я с ним давно не виделся: надо будет съездить, он живет в Люблине, Коммунистическая улица, дом 3, квартира 7 (1939).
28)
Кузнецов Костя
. Сдружились мы с ним в Пушкино. Веселый парень, шутник (1940).
29)
Куликов Георг.
Двоюродный брат Кости. Сильный, приземистый, красивый парень, немного хвалится. Вообще, парень ничего (1940).
30)
Кучмистый Алексей
. Мой алексеевский товарищ. Сейчас что с ним – не знаю (1935).
31)
Лапшинов Анатолий
. Учимся мы с ним с четвертого класса, но особенно сдружились в седьмом. Теперь он работает (1937).
32)
Лухманов Виктор
. Дружим с четвертого класса. Член драмкружка. Восьмой класс Виктор не закончил – ушел работать (1937).
33)
Агуреева Александра
. Знаю я ее с 399-й школы, но сдружились мы в восьмом классе. Шура – активный член драмкружка. Хороший товарищ. Она – родственница Молотову (1940).
34)
Магидсон Юлий
. Познакомились мы с ним в лагере. Юлий – хороший импровизатор, очень развитой парень. Разговаривать с ним прямо интересно. Недавно отца его – профессора института, где работает моя мать, – наградили орденом (1939).
35)
Малеев Вадим
. Мой бывший лучший друг – теперь мой злейший враг (1937).
36)
Марфинская Маргарита
. Одноклассница. Учится на отлично, но девочка замкнутая, однако пользуется среди ребят большим почетом (1939).
37)
Мокеев Евгений
. С ним я познакомился прошлой осенью, и мы быстро сошлись. Жаль, что он скоро уехал. Поеду в Павлово – увижусь с ним (1940).
38)
Наяшков Борис
. Он очень увлекается географией – и это главная пружина нашей дружбы. Борис – член Общества Камчадалов (1938).
39)
Перевезенцева Нона
. Наша соседка. Раньше мы с ней очень дружили, теперь же – так себе (1933).
40)
Пименова Нина
. Когда я перешел в четвертый класс 399-й школы, я спросил у учительницы географии: кто у вас лучше всех по географии? Я буду с ним соревноваться. С тех пор я непрерывно дружу с Ниной. Она – замечательный товарищ (1937).
41)
Пономарев Михаил
. Мой двоюродный брат и мой лучший друг. Сейчас он в армии (1929).
42)
Самарина Майя
. Моя двоюродная сестра. Острословная девка, очень хитра. Когда-то я с ней дружил очень.
43)
Самойленко Якуша
. Командир алексеевского отряда, пользовавшийся почетом у ребят. Вместе с ним мы делали поджигалки и прочее оружие для отряда (1934).
44)
Самсонов Сергей
. Единственный из взрослых ребят нашего двора, с которым я дружу. Очень теплый в обращении парень. Работает (1935).
45)
Сидельников Владимир
. Лучший друг моего раннего детства. Любознательный парнишка, мы с ним целые дни проводили за строительством разных домов, машин, кораблей. Надо будет возобновить с ним связь (1931).
46)
Тареев Игорь
. Ученик шестого класса, член драмкружка. В разговоре – неприятен, но так – ничего (1939).
47)
Фатькин Миша
. Маленький парнишка из нашего двора – перешел в пятый класс. Любознательный и честный. (1935)
48)
Цын Карл Семенович
. Наш учитель по истории и старший вожатый. Он быстро завоевал себе популярность среди ребят своим веселым нравом и общительным характером. Недавно его взяли в Красную Армию (1939).
49)
Шейнман Евва.
Мой товарищ в лагере в Языкове. Мы с ней часто разговаривали по-немецки.
50)
Штейнер Владимир
. Мы с ним еще не сблизились, но в будущем обещаем быть хорошими друзьями. Володя учится на отлично, хорошо разбирается в политике. (1941).
51)
Юрчева Клавдия
. Подруга Пименовой. Дружим мы с ней давно (1937).
6 июня
На улице – паршивая погода. Холодно. Недавно утром даже снежок пошел. Говорят, июль и август будут теплыми.
7 июня
Вчера я получил в школе грамоту. Это моя четвертая похвальная грамота. Павел Елизарович говорил, что по окончании десятилетки отличникам будут выдавать золотые аттестаты и золотую медаль. Хорошим ученикам – серебряную. Уж серебряная-то мне наверняка выпадет.
Кроме меня из нашего класса получили грамоты: Штейнер, Пименова, Марфинская, Беляевская.
Ольге Ивановне я дал мою теорему Пифагора.
Днем вчера ко мне вдруг пришли Цын Печчи, Сидорович и Рейнер. Оказывается, наш класс завтра собирается в школе на вечер. Я дал шесть рублей – норма с каждого. Сегодня пойду. Но если вечер будет с вином – я их разнесу в пух и прах и уйду.
Карпов мне рассказал историю (весьма неприятную для Виткинда). Додик проспорил пол-литра Славке. Они напились, стали безобразничать. Сегодня поговорю с Давидом.
Начал закупать продукты на лето.
Оказывается, в будущем учебном году мальчиков собираются отделить от девочек. Для младших классов это правильно, но для нас нет. Насчет этого я тоже поговорю с ребятами.
С вечером у нас ничего не вышло. Конечно, с налету выдумали все это, ясно, ничего не получится.
Когда я шел с Володей Карповым и Фимой Богуславским по Солянке, мне встретились наши девчата: Клара Князева, Аля и Люся Беляевская. Клара уходит из школы. Все говорит: «Я ведь вас больше не увижу». Увидимся еще.
Записку Альке я так и не отдал. Ничего, буду ей письма присылать. Вот ее адрес: Московская обл., деревня Салтыковка Горьковской ж. д., шоссе Ильича, дом 4, кв. 2.
Какие же новые обязанности лежат на мне (за лето):
1)
Поправиться на 5 кг (до 51 кг 900 г).
2)
Вырасти на 8 см (до 170 см).
3)
Физически окрепнуть.
4)
Изучить французский язык.
Это основное.
11 июня
У меня болит левая нога и насморк. Так что гимнастикой заниматься нельзя. Покамест строю корабли для военной игры. Корабли небольшие – 20–25 см длиной. Вчера построил первый – крейсер «Аврора». Подарил его Лёне. Сегодня начну строить линкор «Артуан Виго».