Легко ли быть принцессой. Как на самом деле живётся наследникам престола. Всегда ли сказка красивая и добрая бесплатное чтение

Рис.0 Легко ли быть принцессой. Как на самом деле живётся наследникам престола. Всегда ли сказка красивая и добрая
Рис.1 Легко ли быть принцессой. Как на самом деле живётся наследникам престола. Всегда ли сказка красивая и добрая

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2024

© «Центрполиграф», 2024

Рис.2 Легко ли быть принцессой. Как на самом деле живётся наследникам престола. Всегда ли сказка красивая и добрая

Судьба правит человеком

  • Мир удивителен, о милый друг!
  • Вот так вращается небесный свод:
  • То сделает тебя судьба царём,
  • Тебе державу даст, венец, почёт,
  • То, слабенького, бросит под сошник,
  • Всего тебя изрежет, перетрёт.
Рудаки

Только в сказках принцы и принцессы лакомятся пирожным и конфетами, спят на шёлковых подушках под красивыми балдахинами и носят хорошенькие бархатные костюмчики и алые башмачки. На самом деле дети королей и императоров жили в весьма спартанских условиях и вовсе не были избавлены ни от строгости воспитателей, ни даже от физических наказаний.

Королевские наследники имеют право на целый ряд льгот, но до недавнего времени они также были ограничены древними традициями, сформированными на протяжении многих веков.

Будущих королей, по всеобщему убеждению, должны растить не так же, как обычных мальчишек. И действительно, от жизни сверстников жизнь принцев часто отличалась. Ведь их готовили не карьеру делать, а править судьбами.

Воспитать хорошего наследника трона было важной задачей, так как от этого зависело будущее страны. Проблема формирования достойного человека и гражданина на протяжении всей нашей истории постоянно волновала умы образованных людей. Вопрос же воспитания наследника престола оставался наиважнейшим в контексте этой проблемы.

При Николае I сформировалась целостная воспитательная система наследника.

1. Наследник должен воспитываться как верный сын Православной Церкви.

2. Ему необходимо предоставить наилучшее универсальное преподавание широкого спектра различных гуманитарных и естественных предметов.

3. Наследник обязан пройти военное обучение.

4. Строгая дисциплина необходима для приучения к исполнению долга православным монархом вне зависимости от ситуации.

5. Воспитание любви к России как живому организму, развивающемуся не по произволу властителя, а в соответствии с «Божьими замыслами».

Одним из способов наилучшего понимания своей земли было признано непосредственное изучение страны в длительной поездке, с посещением учреждений, храмов, народных празднеств.

Династический брак – брак между членами правящих династий. В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак с представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций. В истории человечества заключение династических браков прослеживается с конца бронзового века, однако в Европе эта практика получила наибольшее распространение со Средних веков до середины XX века. За их счёт монархи стремились достичь большего влияния как для себя лично, так и для своей династии, что в результате становилось как причиной новых войн, так и способом их избежать. Также брак становился способом получить право претендовать на чужой трон или часть территорий в случае, если предыдущий монарх не оставил после себя прямых наследников.

С течением времени, из-за относительно ограниченного числа потенциальных супругов, генофонд многих правящих семей становился всё беднее, пока все европейские королевские династии не оказались родственниками. Это также привело к тому, что многие генеалогические ветви имели общего предка. Проявлением близкородственных связей, как считается, стала выпяченная челюсть представителей Габсбургов, хотя никаких генетических доказательств этому не представлено. В качестве другого примера часто называют гемофилию цесаревича Алексея.

Примеры династических убийств – когда, руководствуясь эгоистическими соображениями, убивали царей, царских наследников и других родственников, ближе всего находящихся на иерархической лестнице к вершине власти. В животном мире такие события происходят, например, в львином прайде при смене вожака. Новый вожак прайда убивает молодых львят. С эволюционной точки зрения происходит как бы зачистка генного материала, уничтожается носители чужеродных генов, оставшихся от прежнего вожака, чтобы дать жизнь носителям генов, близким к новому вожаку.

Рис.3 Легко ли быть принцессой. Как на самом деле живётся наследникам престола. Всегда ли сказка красивая и добрая

Каждый ребёнок, рождающийся в королевской семье, всю свою жизнь будет соблюдать протокол. И каждая монархия соблюдает свои правила. По данным на 2023 год в мире насчитывается 43 государства с монархической формой правления. В основном распространены конституционные монархии. В каждой отдельной монаршей семье есть свои особенности воспитания детей. Их традициям приходится следовать наследникам.

Среди современных королевских семей наблюдается явная тенденция к демократизации.

Раньше королевские наследники не могли ходить в школу.

Наследник мужского пола больше не имеет привилегий по сравнению со своими сёстрами.

В своё время королева Виктория (1837–1901), будучи мамой девятерых детей, отдала их на воспитание гувернанткам, а общалась с ними примерно час в день. Принцесса Диана не побоялась проявлять эмоции по отношению к своим детям и много времени посвящала их воспитанию.

У членов японской императорской семьи нет фамилии. Согласно традиции, ребёнок должен жить отдельно от родителей, но отец Нарухито (нынешнего императора) вместе с женой решили сами воспитывать мальчика дома. Когда его мать императрица Митико должна была отправиться в США с официальным визитом, она попросила мужа обнимать ребёнка хотя бы раз в день.

Дети из королевской семьи Иордании живут не по протоколу. По мнению нынешней королевы Рании, наследники престола должны воспитываться как самые обычные дети. Они могут запросто помочь родителям приготовить ужин и обсудить с ними Гарри Поттера.

Ганс-Адам II – принц Лихтенштейна – со своей женой по-новому отнеслись к воспитанию детей. Они не пользовались услугами няни. Её они приглашали только в том случае, если находились вне дома.

Многие представители королевский семей уже давно отошли от старинных традиций. Однако всё равно своих детей они готовят к тому, что они должны соответствовать статусу монарших наследников. А это накладывает на детей определённые обязательства. Кроме того, дети должны уметь себя вести в высшем свете и на официальных церемониях. Всему этому невозможно научиться за пять минут. Поэтому правильным манерам, стилю жизни и поведению обучают с ранних лет.

Правила в царственных семьях

Титул – не повод вести праздный образ жизни.

К. Китаева
Материнская ласка

Дети даже самой беднейшей крестьянки при рождении были счастливее царских отпрысков – ведь они оставались с мамой. Младенца царицы сразу забирали – ей по статусу не положено было кормить своё дитя, ухаживать за ним, ласкать его. С XVI века и до царствования Николая II заботу о ребёнке сразу брал на себя многочисленный штат женской прислуги: мамки, няньки, кормилицы, постельные, горничные, прачки. Что же касается отца, то ему вообще не следовало обращать внимания на детей до 10–11 лет. Всё тепло царские дети получали от няни, если, конечно, им с ней везло.

Родительское внимание

Родителей великие князья и цесаревич видели не так часто – их встречи сводились к визитам отца и матери в детскую или посещением детей родительской. Детские комнаты были полностью изолированы от комнат императора с императрицей, так что такие встречи были для малышей в радость.

Сыновья Александра II и Марии Александровны жили на детской половине на первом этаже Зимнего дворца. Они вставали в 7 утра, помолившись Богу, шли поздороваться к отцу. Утром в парке, встречая деда Николая I (он ежедневно совершал утреннюю прогулку), они выстраивались «во фронт» и «получали от него по поцелую». В 9 утра просыпалась матушка, и мальчики шли поздороваться с ней. После этого начинались уроки. В 11 малыши с матерью направлялись поздороваться с бабушкой императрицей Александрой Фёдоровной. Потом продолжались уроки. Спать дети ложились в 20 часов.

Осанка

В восемнадцатом и большей части девятнадцатого века детей из правящих семей России и Европы учили не просто держать спину прямо, а ещё по особому «ставить» голову. Во все времена наследников престола приучали держать осанку. Иногда довольно жестокими методами. Но королевская спина обязана была быть прямой, и точка.

Никто не учил принцев и принцесс вздёргивать подбородок и так ходить. Наоборот, подбородок следовало держать прямо, но так отстранять голову назад, чтобы он чуть вжимался в шею. Это, конечно, могло дать небольшой второй подбородочек, но до двадцатого века он уродливым не считался – а вид становился величественным без чванства.

Что бы ни было – не смей плакать

Ещё королеву Викторию, когда она была принцессой Александриной, строго учили: на людях плакать нельзя. Даже удалиться поспешным шагом приличнее, чем начать лить слёзы при свидетелях. Пока принцесса была маленькая, она убегала, едва слёзы наворачивались на глаза, а позже научилась справляться со своими чувствами.

Если ребёнок стал кричать и рыдать, играя с детьми в песочнице, его лучше немедленно увести.

Запрет на смех

Членам королевских семей нельзя прилюдно смеяться. По крайней мере взрослым – но до недавних пор этому обучали с детства. Королевский образ никогда не должен искажаться слишком сильно. По той же причине, кстати, запрещено снимать, как члены королевской семьи едят – ведь может получиться кадр с искажённым лицом.

Смеяться долго запрещалось, так же как и бегать – это роняло достоинство всей королевской семьи и потому правило внедрялось с самых малых лет. На всякий случай принцы и принцессы порой даже не улыбались, чтобы их не наказали, приняв улыбку за беззвучный смех.

Великим князьям и княжнам внушалось, что они всегда должны выглядеть довольными, скрывая свои чувства.

И только когда дети заболевали, они, наконец, понимали, что их любят. Именно дни болезни многим из царских отпрысков запомнились как самые счастливые в их детстве.

Умей уважать труд

Чтобы понимать, что такое труд (и ценить своих подданных), в разных правящих семьях прибегали к разными способам. Османских принцев, например, обязывали изучить на выбор какое-нибудь ремесло. Этим ремеслом они потом должны были заниматься каждый день! Так, Мехмед III изготавливал стрелы. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в некоторых европейских правящих домах дети занимались садоводством или хотя бы знакомились с ним. В Японии принцессы помогают матери-императрице разводить шелкопрядов – это традиционное занятие японской императрицы, и тоже популярно привлечение детей к садоводству, включая выращивание риса.

Кроме того, в европейских домах, начиная с девятнадцатого века, могли ввести в обязанность принцев и принцесс убирать за собой после занятий или если они что-то испачкают в доме – например, прольют суп. А вот для китайских принцев, наоборот, было зазорно делать своими руками хоть что-то «простое».

Со времён Петра I в России принято было, чтобы государи знали хотя бы одно ремесло. Чаще всего они овладевали токарным делом, а начиная с Павла I занимались садоводством. Детей рано приучали к физическому труду. У каждого ребёнка был свой маленький садик, где он выращивал овощи или цветы. Традиционно дети убирали палую листву, чистили от снега дорожки, подрезали ветки деревьев. Считалось, что ребёнок не должен расслабляться. Ведь ему предстоит жизнь, расписанная по минутам и подчинённая жёстким требованиям протокола.

Закалка

Крепость тела в европейских монарших семьях начали воспитывать очень давно, но методы были разные. Одни монархи требовали от детей строгого соблюдения всех религиозных постов, другие, как в случае с будущей королевой Викторией, кормили их только молоком и хлебом, кроме особых случаев, третьи следили, чтобы дети одевались как можно легче – так, в Британии до сих пор действует запрет на длинные брюки для маленьких принцев. В холодные дни его порой обходят, закрывая ноги очень высокими тёплыми гольфами. Практически везде до самых недавних пор принцев и принцесс в любой день поднимали очень рано, не давая разлёживаться. Это практиковалось и в российской императорской семье.

Физическому воспитанию наследников всегда уделяли большое внимание, во всяком случае, в отношении мальчиков. С раннего возраста их учили драться и плавать, стрелять и фехтовать, ездить верхом и ходить пешком. Монарх должен был быть воином.

К девочкам относились мягче. Но это не означает, что они могли только играть в куклы и спать.

Отстранённость

Весь девятнадцатый и двадцатый век маленьких принцев и царевичей старались не обнимать, начиная лет с семи, а порой и раньше. Во-первых, чтобы не разбаловать их и не сделать слишком эмоциональными (да, считалось, что от объятий дети становятся слезливее!). Во-вторых, считалось, что это увеличит шансы принцев и принцесс на счастливый и крепкий брак – почти невозможно не полюбить накрепко человека, которого тебе, после стольких лет холодности наконец-то можно обнимать хотя бы по ночам. Разногласия между супругами в эпоху Средневековья и Возрождения, как считалось, наделали слишком много бед, чтобы не требовать от императорских семей особенной крепости и сплочённости. Возможно, это работало. Несколько российских и германских императоров обожали своих жён, а британская королева Виктория признавалась, что, когда обнимается с мужем, слаще этого ничего нет – просто хоть никогда не отходи от него.

В Японии холодность родителей в императорской семье до недавних пор была ещё сильнее, чем в Европе – принцев и принцесс приводили на свидание с отцом и матерью только несколько раз в месяц. Дети молча и вежливо кланялись, родители их рассматривали, чтобы убедиться, что они, кажется, в порядке. Такую традицию прервал только отрёкшийся недавно император Акихито. Он воспитывал детей сам, вместе со своей женой.

Рис.4 Легко ли быть принцессой. Как на самом деле живётся наследникам престола. Всегда ли сказка красивая и добрая

Император Акихито с женой Митико

Наказания

Дети королей не были избавлены от физических наказаний. Их пороли и секли не хуже детей садовника или приказчика. Людовика XIII Справедливого, того самого короля Франции, о котором идёт речь в романе Александра Дюма «Три мушкетёра», пороли всё детство, с двухлетнего возраста и до самой его женитьбы на красавице Анне Австрийской. Даже в день коронации выпороли, для профилактики. Тогда юному королю было всего 10 лет. Надо сказать, что этот монарх, заложивший основы абсолютизма во Франции, считал, что суровое воспитание пошло ему на пользу. И потому следующего по счёту Людовика XIV тоже пороли, пока он не стал «Королём-Солнцем» и не заявил, что «государство – это он».

Британцы нашли другой выход, на редкость манипулятивный и со многих точек зрения небезупречный. Принцам и принцессам давали в компаньоны другого ребёнка. Всё равно играть было больше не с кем. Мальчикам находили сына прислуги или отпрыска какого-нибудь дворянского семейства, девочкам – дочку горничной или фрейлины. Дети проводили вместе почти всё время, и, поскольку дружить было больше не с кем, любить больше некого, между ними устанавливались близкие, почти родственные отношения. И вот этим детям-компаньонам и доставались все наказания и побои, которые заслуживали их августейшие напарники по играм и шалостям. Именно их и называли «мальчиками для битья» и «девочками для наказаний». Причём сами принцы обязаны были смотреть, как за их провинность наказывают приятеля. Таким образом воспитатели надеялись воспитать в будущих королях ответственность за свои поступки, чувство сострадания и отвращение к порокам.

Девочек не пороли, но заставляли стоять на коленях в углу или запирали их в тёмном чулане. И принцесса должна была слушать, как плачет от страха за запертой дверью её маленькая подружка.

Сейчас институт компаньонок, если и используется, то по-другому: так, испанская принцесса каждый год выбирает себе компаньонку, с которой вместе будет делать домашние задания (чтобы было немного повеселее). Но и круг общения у нынешних монарших детей, надо сказать, куда шире – они часто учатся в школах вместе с другими детьми.

Следи заречью

Во всех европейских и дальневосточных королевских семьях по крайней мере последние лет двести учат детей следить за своими интонациями. Недопустимо привизгивать (то есть постоянно и явно повышать интонацию) или проглатывать окончания слов, например. В Японии в стародавние времена всё было ещё суровее – пока держался обычай скрывать лицо правящего императора, держался и обычай говорить нараспев. То есть даже не просто нараспев, а словно поёшь. И этому обучали с детства.

Быт

Дети короля были ценностью, и их берегли. Одному из них предстояло стать наследником престола, остальных можно было использовать для политических браков. Поэтому об их здоровье и воспитании заботились. Но забота эта была порой своеобразной.

Почти во всех королевских домах Европы детей не баловали. Их рано поднимали, не давая нежиться в постели. Да и не понежиться было в тех кроватках: как правило, они были довольно жёсткими и особенным удобством не отличались. Тепла в спальнях также не было: в сырой и прохладной Британии считалось вполне достаточным, если зимой в спальнях королевских детей температура воздуха достигает 17 °C. Для умывания и душа также предлагалась холодная вода.

Считалось, например, что кормить ребёнка надо скудно, почти без мяса и сластей.

И обнимать пореже, чтобы не воспитывать в царственном отпрыске излишней эмоциональности.

Образование

Детям не делается поблажек в учёбе. Напротив: принцам нередко приходилось изучать гораздо больше дисциплин, чем детям дворян и других сословий. Потому что тот, кому доверено будет управление страной, должен знать и уметь больше всех прочих. Положение обязывает.

Относилось это не только к мальчикам, но и к девочкам, которым предстояло если не управлять своим народом, то поехать в другую страну в качестве супруги короля и стать потом матерью наследников.

Долг

Интересным для нас видятся следующие строки из рекомендаций Николая Павловича сыну Александру:

«… 5) Ежели б, чего Боже сохрани, случилось какое-либо движение или беспорядок, садись сейчас на коня, и смело явись там, где нужно будет, призвав, ежели потребно, войско, и усмиряй, буде можно, без пролития крови. Но в случае упорства, мятежников не щади, ибо, жертвуя несколькими, спасаешь Россию…

7) Сначала, входя в дела, спрашивай, как делалось до тебя, и не изменяй ни в чем ни лиц, ни порядка дел. Дай себе год или два сроку, хорошо ознакомься с делами и людьми – и тогда царствуй…

9) Соблюдай строго все, что нашей Церковью предписывается.

10) Будь вообще кроток, обходителен и справедлив: сие последнее слово совмещает и снисходительность, и строгость, с которыми оно неразлучно.

11) Ты молод, неопытен, и в тех летах, в которых страсти развиваются, – но помни всегда, что ты должен быть примером благочестия, и веди себя так, чтобы мог служить живым образцом…

20) Пренебрегай ругательствами и пасквилями, но бойся своей совести».

Воспитатель наследника Василий Жуковский поучал: «Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царём, не будет храним и народом. Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый – бессилен. Уважай народ свой: тогда и он сделается достойным уважения…»

Особая судьба царских дочерей

В основном княжеские дочери рассматривались как средство во внутренней и внешней политике. Они шли замуж как бы сегодня сказали «по расчёту». Девушку княжеского рода старались выдать как можно выгоднее для семьи и государства в целом.

Как распространяется и расширяется любой род – конечно, через браки. И породниться с другим хорошим родом – большая удача. Обычно вспоминают немецких принцесс, становившихся раз за разом русскими царицами. Именно Киевские великие князья благодаря династическим бракам не только стали своими среди средневековой европейской элиты, но и приобщили свои земли христианской европейской культуре во всех её проявлениях.

Одним из первых отечественных почитателей династических браков стал Ярослав Мудрый, живший в XI веке. Жена князя Ярослава во всем была под стать мужу: изучала Священное Писание, литературу, историю, как дочь короля, знала, как управлять государством, и даже владела оружием. Понимая, что авторитет Киевской Руси укрепится, если удастся породниться с европейскими правителями, сам он женился на дочери шведского короля, а сестру выдал за польского монарха. Все три дочери Ярослава, как и тётка, отправились в зарубежные королевства. Старшую, Анастасию, князь Ярослав выдал за венгерского короля Андраша I; среднюю, Елизавету, за норвежского конунга Харальда III Сигурдарсона; младшая же дочь Анна была отдана французскому королю Генриху I.

Первые 16 лет великокняжеская чета прожила в Новгороде, где у них родилось шестеро сыновей и три дочери. И всех их нужно было вырастить и воспитать – а это всегда было, прежде всего, делом матери. О том, как с ним справилась жена Ярослава Мудрого, можно судить хотя бы по тому, что писал о ней, обращаясь к святому Владимиру Киевскому, святитель Кларион в своём знаменитом «Слове о законе и благодати»: «Взгляни на сноху твою Ирину, взгляни на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Бог их хранит, как они соблюдают веру, которую ты им завещал, как они восхваляют Имя Христово!» А ведь муж ещё и к государственным делам её привлекал, и не без успеха – именно ей удалось добиться мира с полоцким князем Брячиславом.

Их дети связали свой род кровными узами со всей христианской Европой: старший сын Изяслав стал мужем сестры польского короля Казимира, Игорь женился на дочери саксонского маркграфа, Вячеслав – на дочери графа Штадского, дочери Ярослава сосватаны одна – за французского короля Генриха I, другая – за норвежского короля, третья – за венгерского. Изяслав свою дочь отдал за польского короля Болеслава. Дочь великого князя Всеволода отдана за маркграфа Шаденского, а затем за германского императора Генриха IV.

Так что можно сказать, что дети князей рассматривались как инструмент международной (иногда и внутренней) политики.

Царских дочерей – великих княжон – не баловали. Во времена Ивана Грозного их обучали грамоте, молитвам, церковному пению, рукоделию. Надежды на замужество у царевны почти не было. Она должна была выйти только за православного и только за царского сына. Поскольку «ровни» девушке не находилось, большинство царских дочерей проводили жизнь в затворничестве, непрерывно молясь за свою землю, за грехи отцов и братьев.

У первого из царей династии Романовых Михаила Фёдоровича в его браке с Евдокией Лукьяновной Стрешневой родилось семь дочерей: Ирина, Пелагея, Анна, Марфа, Софья, Татьяна и Евдокия. До взрослого возраста дожили только Ирина, Анна и Татьяна. Ни одна замуж так и не вышла, закончив свою жизнь старыми девами.

У второго царя династии Романовых Алексея Михайловича было десять дочерей. От первой жены царя – Марии Ильиничны Милославской – восемь дочерей: Евдокия, Марфа, Анна, Софья, Екатерина, Мария, Феодосия, Евдокия младшая. От второй жены – Натальи Кирилловны Нарышкиной – две дочери: Наталья и Феодора. Из них до взрослого возраста, подходящего для замужества дожили семь, но опять-таки, ни одна из них так и не вышла замуж. А причины всё те же.

Эту незавидную для русских царевен традицию решительно сломал царь Пётр L Пётр выдал замуж за европейских монархов и свою дочь Анну, и своих племянниц (дочерей своего сводного брата Ивана V) – Екатерину и Анну.

Планы Петра выдать дочь Елизавету замуж за французского короля Людовика XV или за герцога Орлеанского, наткнулись на сопротивление французов, и Елизавета Петровна замуж так и не вышла. Она не формально, а на самом деле являлась в течение двух десятилетий российской императрицей.

У императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны родилось много детей: четыре сына и шесть дочерей. На этих девушек возлагались надежды, как на действенные средства для укрепления русского влияния в Европе. Можно сказать, что их «выращивали» для брака.

По давно сложившемуся обычаю в царских семьях детей у супругов сразу отбирали. Но в отношении многочисленного потомства Павла и Марии Екатерина Великая поступила несколько иначе – по её указу только мальчики воспитывались отдельно от родителей, а девочки жили с любящей мамой. Поэтому, в отличие от потомков Павла мужского пола психическое здоровье дочерей было хорошим. Девочки выросли во дворцах Гатчины, поэтому их стали называть Гатчинскими принцессами.

Бабушка Екатерина II, русская императрица, хотела не просто устроить девочкам выгодный брак, а дать им счастья: «Женихов им придётся поискать днём с огнём. Безобразных нам не нужно, дураков – тоже; но бедность – не порок. Хороши они должны быть и телом и душой».

Дочерей Павла I уже воспитывали в полном соответствии с европейскими образцами. Мать, Мария Фёдоровна, наградила их не только своей красотой, но и любовью к искусствам, тягой к образованию. Главным считалось привить девочкам добронравие, целомудрие и привычку к занятиям. Поскольку царских дочерей стали выдавать замуж за европейских принцев, в них воспитывали выдержку, любезность. Русских принцесс учили сразу нескольким языкам, умению рукодельничать и владеть «разными приятными искусствами».

Александра Павловна – палатина (вице-королева) венгерская. Жизнь старшей дочки императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны была куда более короткой и трагичной, чем у наследниц Ярослава Мудрого. Сначала её хотели выдать за шведского короля, но так и не договорились по вопросу веры – великая княжна должна была остаться православной, а шведы оказались на это не согласны. В итоге совсем юная Александра отправилась в Австрию, где стала палатиной (вице-королевой) венгерской. Она скончалась в 17 лет в городе Буда (современный Будапешт) через несколько дней после тяжёлых родов.

Екатерина Павловна – королева-консорт Вюртемберга. Любимая сестра императора Александра I – говорят, он регулярно советовался с Екатериной по вопросам государственной важности – после кончины первого супруга, принца Георгия Ольденбургского, вышла замуж за наследника престола Вюртемберга (часть современной Германии). Став королевой, дочка Павла I много занималась народным образованием и помогала бедным. Примечательно, что оба мужа княжны приходились ей двоюродными братьями, однако это не помешало ей не только выйти за них, но и родить от них детей.

Екатерина скоропостижно скончалась в возрасте 30 лет: согласно официальной версии, причиной смерти стала кожная болезнь, однако существуют и конспирологические теории, утверждающие, что королева якобы простудилась, в холодную погоду выслеживая мужа и его любовницу-итальянку.

Анна Павловна – королева Нидерландов. Ещё одну свою дочку, Анну, Павел I и Мария Фёдоровна думали отдать замуж за Наполеона, но в итоге сосватали принцу Оранскому Виллему. После отречения отца от престола тот стал королём Нидерландов и герцогом Люксембургским. На новой родине Анну полюбили: она строила приюты для сирот и инвалидные дома; во время неурожая, говорят, убедила мужа ослабить налоговое бремя для подданных. После смерти супруга (с которым, по данным историков, у русской принцессы были вполне тёплые отношения) Анна продолжила заботиться о нидерландских сиротах, а ещё на собственные деньги стала активно помогать родной России – во время Крымской войны, например, отправляла во фронтовые госпитали необходимые вещи.

Дочери Николая I после 15–16 лет уже могли участвовать в настоящей светской жизни: выезжать к родственникам, в «дружеские дома» на вечера, балы, любительские спектакли. Важно было выработать в девушках привычку к светскому общению, преодолеть их застенчивость и закрытость. Но надежды встретить там своего избранника не было: браки великих княжон устраивались на международном уровне. Установка на обязательное замужество, причём с тем, «кого Бог пошлёт», вырабатывала у великих княжон серьёзное отношение к браку.

Продолжение книги