Числа, по которым построен мир. Ключи к небу бесплатное чтение
© Н. А. Драгавцева, 2019
ISBN 978-5-0050-6177-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Н. А. Драгавцева
Числа, по которым построен Мир. Ключи к небу
Издание второе, переработанное и дополненное
Санкт-Петербург
2011
Драгавцева Н. А.
Числа, по которым построен Мир. Ключи к небу. – СПб, 2011. – 104 с.
В книге рассматривается ряд чисел, лежащих в основе глобальных для Солнечной системы величин. Среди них – триада 147, 231, 363 и их ближайшие производные, которые проявляются в межпланетных расстояниях, в периодах обращения планет, в площадях Земли, Суши и Океана, в параметрах пирамид в Гизе, в размерах Ноева ковчега и т. д. Среди них – число 137, объединяющее множество фундаментальных математических и физических констант. И конечно, магические, испокон веков отмечаемые разными народами числа 1, 3, и 7 – как первоначало.
На основании чисел, зашифрованных в комплексе пирамид, сформулировано послание древних наших предков – предупреждение о предстоящих катаклизмах на Земле. Послание содержит около двадцати чисел, отражающих межпланетные расстояния до и во время катастроф, периодичность и сроки прилёта чужой планеты, пути спасения генофонда Земли и т. д.
Книга рассчитана на людей, способных удивляться проявлениям окружающего нас макро- и микромира, его разнообразию и единству. Математика, которая присутствует в книге, не выходит за рамки программы средней школы.
© Н. А. Драгавцева, 2011
Познать мир, его строение, его закономерности – значит познать управляющие им числа. Пифагор
Ни одно человеческое исследование не может
называться истинной наукой, если оно не прошло
через математические доказательства. Леонардо да Винчи
Верь тому, кто говорит, что ищет истину, и не
верь тому, кто говорит, что её нашёл. Платон
Чтобы познать невидимое, смотри внимательно
на видимое. Древняя мудрость
Что мыслимо – то возможно, что возможно —
то мыслимо. Готфрид Лейбниц
Бог для верующего находится в начале пути, для
физика – в конце. Макс Планк
Если идея красива, она верна. Декарт
Предисловие
С незапамятных времён люди, вглядываясь в бездонное звёздное небо, ощущая необъятность и беспредельность Вселенной, задавались вопросом: как, когда и кем сотворено это? Появлялись догадки, озарения, которые проверялись и дополнялись множеством сменяющихся поколений. В результате сформировались и утвердились наиболее приемлемые для восприятия и понимания представления. Отражённые в легендах, философских трактатах, памятниках, они и в наши дни представляют собой кладезь подсказок для тех, кто стремится приблизиться к желаемой разгадке.
Согласно сформировавшимся представлениям, существует космический ритм Бытия и Небытия, подтверждающийся периодичностью всех проявлений природы: зима – лето, день – ночь, сон – бодрствование, вдох – выдох, притяжение – отталкивание, возникновение и расцвет цивилизации – гибель цивилизации.
В основе рождения Вселенной лежит Великий космический Принцип – Единое Высшее Начало – Абсолют. Этот Принцип превышает мощь человеческого понимания, в силу чего любые рассуждения на эту тему лишь ограничивают представление о нём. Высшее Начало – это в значительной мере философское понятие, сложность непосредственного восприятия которого привела к необходимости условной его персонификации, к появлению понятия Единого Бога, Творца. То есть, принимая существование Бога, мы принимаем существование Абсолюта – и наоборот. Кому как ближе и понятнее.
Однако, несмотря на очевидность непостижимости тайны возникновения Мира, человек, ощущающий себя венцом
творения, не может смириться с этим. Он тратит на разгадку великой тайны порой всю жизнь, а в конце её осознаёт безмерность и бесконечность непознанного им. Реально человек может сделать лишь одно – попытаться найти подходы к законам мироздания через числа, поскольку математика представляет собой понятный для человеческого мозга инструмент, а математическая формула позволяет оптимально ёмко размещать информацию. Математика объективна, самодостаточна, одинаково доступна и Богу, и человеку. И только она способна примирить и успокоить тех, кто одержим всепоглощающим стремлением к «образу и подобию».
В настоящей книге рассматриваются числа, которые объективно существуют и повторяются в системах разного масштаба и разных категорий, которые фактически лежат на поверхности, но не все оказываются узнанными. По ходу изложения приводятся точки зрения как признанных официальной наукой авторов, так и тех, чьи представления ей всерьёз не принимаются. Бесспорно, опираться следует на научные положения, если они есть. Что же касается захваченных идеей дилетантов – так известно, что порой именно они делают открытия там, где специалисты знают, что «так не может быть». Поэтому идти к пониманию нужно не осуждая тех, кто выбивается из канонов, а объединяя усилия. Очень хорошие слова есть в книге А. В. Кобляковой и В. Н. Николаевой «Кто мы?»: «То, что мы знаем, есть наше знание, то, что мы не знаем, является для нас тайной, но то, что для нас тайна, для кого-то является знанием».
Космические числа и ряды
На протяжении всей истории человечества люди замечали, как проявляют себя те или иные числа, какова связь между ними и событиями — глобальными, такими как землетрясения, наводнения, затмения, кометы, войны, расцвет и падение государств, появление пророков, и частными, в рамках судеб отдельных людей. Числа, которые проявляли себя в масштабе нашей планеты, Солнечной системы, считались священными, космическими. Они находили отражение в архитектуре, живописи, символах, ритуалах и т. д. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас материалы эпох исчезнувших цивилизаций, периода расцвета Древнего Египта, древнекитайские тексты, труды математической школы Пифагора и т. д.
Согласно точке зрения китайских мудрецов, описанной в древней «Книге перемен», числа являются одной из важнейших характеристик бытия, элементами космического кода, с помощью которого структурируется и описывается мир, задаётся ритм временных процессов. Посредством чисел вещи оформляются и организуются, причём числа являются не просто инструментом счёта или измерения, а содержат в себе ещё идею порядка.
Многие относящиеся к давним временам представления остаются актуальными и в настоящее время, принимаются и получают развитие в работах современных учёных. Среди этих учёных наш великий соотечественник, академик Владимир Иванович Вернадский. В своих трудах В. И. Вернадский отмечает всеобъемлющее значение числа, показывает, как ярко проявляется оно в области геохимических и биохимических явлений, взятых в масштабе планеты, как царит оно здесь так же, как царит в макромире небесных светил и в микромире атомов. Очевидно, что мысль, прошедшая через все эпохи и формации и поддерживаемая великими умами, не может быть беспочвенной и неверной.
В книге нашего современника Альфреда Реньи «Диалоги о математике» есть слова, очень точно характеризующие значение и масштабность этой науки: «Почти двадцать пять столетий математика существует не как сборник практических рецептов, а как дедуктивная наука, в которой огромное количество содержательных результатов выводится логическим путем из ничтожного количества предложений – аксиом». И далее: «Математическое абстрагирование естест-венной или инженерной проблемы позволяет проникнуть глубже и точнее в течение явлений, чем непосредcтвенное их наблюдение и экспериментальное изучение».
Равноценны ли числа по своему значению для Вселенной и для человечества? Однозначно — нет. Ведь нетрудно заметить, что в окружающем нас мире некоторые числа встречаются часто, некоторые – редко, а некоторые – почти никогда. В алгоритм создания Мира и закономерностей его развития входят лишь некоторые из них, зачастую те, которые образуют группы или ряды (арифметические, степенные и т. д.), имеющие свои пропорции, свой узнаваемый код.
К космическим в основном относятся целые числа. Как издавна считается и звучит в афоризме Леопольда Креникера, немецкого учёного ХIХ века, сторонника арифметизации математики, «Бог создал натуральные числа, всё прочее — творение человека». Из чисел, которым приписываются космические свойства, особенно часто в источниках разного рода встречаются:
1 – 10, 11, 12, 17, 18, 21, 28, 33, 37, 49, 54, 72, 108, 137, 144, 147, 216, 360, 432, 666, 777 и др. (1)
Особую группу представляют безразмерные космические константы (пропорции). Среди них связывающее диаметр и окружность число π – 3,1415926…, основание натурального логарифма е – 2,7182818…, выражающие гармонию Золотые пропорции Ф — 1,618034… и φ – 0,618034…. Все приведенные числа – иррациональные, то есть в них отсутствует система в чередовании десятичных знаков, и ряд их бесконечен.
Золотые пропорции. Ряд Фибоначчи. Ряд Люка
Пропорции, выражающие гармонию, были известны ещё халдейским, финикийским и египетским жрецам; упоминание о них есть и в древних китайских текстах. Потом они были забыты и заново открыты Пифагором (VI век до н. э.). Эти пропорции получаются при делении отрезка на два таким образом, чтобы отношение целого к большей его части оказалось равно отношению большей части к меньшей.
Они возникают в рядах, где каждое число является суммой двух предыдущих. Отношение любого члена такого ряда к предыдущему стремится к 1,618034…, а к последующему – к 0,618034…. Пифагор называл эти пропорции божественными и считал, что они выражают глубинные связи, присущие эволюции Космоса, а логарифмическая спираль, построенная по такому ряду чисел, есть символ движения, развития и развёртывания Вселенной.
Через тысячу лет Леонардо да Винчи применил к величинам, связанным числами 1,618 и 0,618, термин «Золотое сечение». Сами эти числа стали называться «Золотыми пропорциями».
Современник и друг Леонардо, математик Лука Пачоли, развил понятие «божественности» этих пропорций (трактат «О божественной пропорции»). Единственность и неизменность пропорции он сравнил с единственностью и неизменностью Бога, иррациональность – с его непостижимостью и невыразимостью, а в соотношении отрезков увидел три ипостаси Святой троицы.
Фактически всё, созданное природой, включает в себя эти великие соотношения. А человек, порой даже не зная о существовании таких пропорций, интуитивно использует их в строительстве, в создании предметов искусства и быта.
Несмотря на то, что ряд целых чисел, связанных между собой Золотыми пропорциями, был впервые составлен Пифагором, и на это указывается во многих источниках, знают его больше под названием «ряда Фибоначчи».
Получилось так, что итальянский математик Леонардо Пизанский, более известный как Фибоначчи (сын Боначчи), внесший существенный вклад в развитие математики, в наше время оказался широко известен благодаря не самой значительной из своих работ. В 1202 году он опубликовал статью, в которой показал, что Золотые пропорции лежат в основе биологического процесса размножения кроликов, и привёл описывающий этот процесс ряд чисел, искусственно добавив к нему ещё одну единицу (1 и 1 — исходная пара кроликов). Этот ряд:
1 1 2 3 5 8 13 21 34 55 89 144 233 377 610 987
и т. д. (2)
А более чем через семь столетий французский математик Эдуард Люка опубликовал альтернативный вариант гармонического ряда и, чтобы было удобнее его отличать, назвал последовательность, приведенную в работе Фибоначчи, его именем. И она, с лёгкой руки французского учёного, стала называться «рядом Фибоначчи», а члены ее — «числами Фибоначчи».
Ряд, предложенный Эдуардом Люка, начинается с единицы и тройки и имеет вид:
- 1 3 4 7 11 18 29 47 76 123 199 322 521 843 1364
- и т. д. (3)
Рассмотрим и сравним эти две последовательности целых чисел. Начнём с ряда Фибоначчи. Повторимся: каждый член его равен сумме двух предыдущих или предыдущему, умноженному на 1,618. Интересно, что первый член ряда, единицу, можно представить как произведение 1,618 и 0,618.
Представим ряд (2) исключительно через Золотую пропорцию 1,618. Если единица – это 1,6181