По Москве с Аннушкой Путешественницей бесплатное чтение

Иллюстратор Марина Алексеевна Власова

© Анна Абрамова, 2024

© Марина Алексеевна Власова, иллюстрации, 2024

ISBN 978-5-0062-2710-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Ведя блог «Аннушка Путешественница», возникла идея написать книгу о Москве, о городе с богатой историей и множеством интересных мест, которые стоит посмотреть или просто о них узнать.

В книге собраны ранее опубликованные мною статьи о Москве.

Как итог годового ведения блога получился маленький авторский путеводитель по городу.

Надеюсь, вам понравится.

Глава I Интересные места, чтобы в них побывать

Гробовая доска на доме или мистические часы

Домом колдуна Брюса называют дом на Спартаковской улице дом 2/1 в Москве. Мистическая особенность дома – это белая доска-трапеция между окнами второго этажа, напоминающая по форме крышку гроба. Еще этот дом известен как усадьба Мусина-Пушкина.

Когда-то на месте этой белой доски были выбиты очертания неправильного креста, названия месяцев года, цифры, астрологические символы и другие непонятные знаки, а в середине был вставлен стержень. Вся эта символика составляла мистические солнечные часы, которые сделал живший еще при Петре I знаменитый маг и чародей граф Яков Брюс. Говорят, что он делал эти часы по заказу хозяина дома. Но хозяин дома не дожил до окончания работ. Наследники умершего хозяина дома посмеялись над свойствами часов (якобы эти часы должны были предсказывать хозяину судьбу и события) и чародей граф Брюс проклял часы, завещав им показывать только плохое.

Рис.0 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Говорят, что его проклятие сбывалось ни один раз, например, перед обеими мировыми войнами и революцией (тогда камень доски стал красным). А иногда на доске проступает изображение креста.

Лобное место

В 16 веке Русь развивала свое государство и концентрировала власть в Москве. На Васильевском спуске рядом с Кремлем было торгище Лобного рынка, здесь оглашались указы царя.

Здесь, у Лобного торгища, и возвели помост, похожий на каменный колодец. С ним связано много мрачных легенд и мифов.

Начало Васильевского спуска в давние времена московский люд называл «лбом». Построенный каменный помост поэтому и получил название Лобное место.

Рис.1 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Впервые это место упоминается в летописях при правлении Ивана Грозного в 1549 году, в эпизоде, когда царь созвал примириться враждующих бояр и огласил манифест. С тех времен Лобное место стало служить местом для религиозных действий, судебных разбирательств и оглашения указов. При совершении крестных ходов Лобное место использовалось до 1917 года.

Есть конечно и негативные моменты: на Лобное место доставляли преступников для оглашения решения о казни (сами казни чаще всего совершались на Болотной площади или других площадях).

В период смутного времени на Лобном месте с пышными почестями встречали в 1604 году Лжедмитрия первого, а через некоторое время к Лобному месту бросили его тело.

Рис.2 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Во время стрелецкого бунта к Лобному месту бросили тела бунтовщиков и установили рядом столб со списком убитых. Очевидцем насилия стал юный царевич, будущий Петр Первый. Потрясение было настолько сильным, что, когда через 15 лет бунт стрельцов повторился, окрепший царь нещадно казнил более 1000 участников, расформировал стрелецкие войска и занялся построением регулярной армии.

Рис.3 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Русский художник Суриков написал полотно «Утро стрелецкой казни», где на фоне Храма Василия Блаженного и Лобного места разворачивается финал подавления восстания.

С переносом столицы в Санкт-Петербург Лобное место приобрело религиозную окраску.

А с 1918 года после переноса столицы в Москву, с Лобного места стали произносить речи вожди пролетариата.

Сейчас Лобное место является исторической достопримечательностью.

К образованию легенд и мифов о Лобном месте приложили руку литературные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого и многих других. Казни описанные Карамзиным якобы на Лобном месте не получили подтверждения.

Вообще единственным казненным человеком на Лобном месте является поп Никита Пустосвят.

Знаменитые люди на Новодевичьем кладбище

В 16 веке отведено было место для упокоения монахинь Новодевичьего монастыря, это место в последствии и назовут Новодевичьим кладбищем. Официально этот отведенный погост стал кладбищем с 1904 года.

Кроме церковных служителей, здесь стали хоронить и известных людей, например в 1914 году захоронили останки А. П. Чехова. В тридцатых годах, сюда перенесли останки многих известных людей: И. Левитана, Н. Гоголя, С. Аксакова. Здесь нашли последнее упокоение жена Сталина Надежда Аллилуева, Михаил Булгаков, Николай Островский, Владимир Гиляровский, Алексей Николаевич Толстой, Владимир Маяковский, Илья Ильф, Самуил Маршак, Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович.

Рис.4 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Место упокоения Бориса Ельцина

Но места стало не хватать и в 1949 году территорию расширили и назвали «Новое Новодевичье кладбище».

На этой территории уже захоронили Юрия Никулина, А. Твардовского, Н. Хрущева.

Рис.5 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Место упокоения Владимира Жириновского

Еще один прирост кладбища пришелся на 1970 год и эту территорию назвали «Новейшее Новодевичье».

Теперь здесь покоятся: Л. Гурченко, А. Папанов, А. Маресьев.

В 1991 году Новодевичий монастырь объявляют особо ценным объектом культурного наследия народов России.

В 1995 году монастырь и кладбище были включены в список памятников архитектуры федерального значения, а в 2004 года – в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

На кладбище даже есть экскурсионное бюро и проводят по нему экскурсии.

Шуховская или Шаболовская башня

Шаболовская телебашня в Москве появилась благодаря архитектору Шухову, ее второе название Шуховская башня. А все началось с подписания постановления 30 июля 1919 года Владимиром Ленином с требованием «установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами наиболее совершенными и обладающими мощностью». Провели конкурс и заказ на строительство получила Строительная контора Шухова.

Сначала запланировали башню в 350 метров, что на 15 метров выше «Эйфелевой башни», но ресурсов не хватало и высоту уменьшили до 148,5 метров. Проект был одобрен Лениным лично.

Рис.6 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Строили башню без подъемных кранов, на лебедках. Ленин личным заказом выделил из запасов Военного ведомства 240 тонн металла. Башню составили их шести секций, находящихся одна на другой. Секция представляла собой отдельный гиперболоид, опирающийся на нижестоящий побольше. Монтаж секции проводили внутри контура и поднимали на заданную высоту. Чтобы основание секции прошло, нижний диаметр стягивался, а после протягивания в установленную секцию ослаблялся, стыковался и монтировался. Конструкцию в процессе стройки собирали правильно, но оборвался трос, на котором поднимали четвёртый ярус, в итоге он упал с 75-метровой высоты и повредил пятую и шестую секции, которые собирались на земле. Из-за этой случайности, Шухова обвинили в саботаже и приговорили к расстрелу после выполнения работ по строительству. Но хорошо, что все таки доказали, что он не виноват. Также в процессе монтажа башни рабочие устроили забастовку из-за задержек оплаты и плохого питания, устроили еще и итальянскую забастовку из-за отсутствия пайка.

Шестую секцию установили 14 февраля 1922 года, а 28 поставили на мачту, и работа Шухова была закончена.

Рис.7 По Москве с Аннушкой Путешественницей

19 марта с установленных передатчиков радиовещания началась трансляция радиопередач Московской радиотелеграфной станции. Дальность дугового генератора на башне составляла 10 тысяч километров (мощнее радиостанций Берлина, Парижа, Нью-Йорка), можно было связаться со станциями Науэна и Рима.

После строительства телецентра на Шаболовке и установки передатчика телевизионного сигнала на Шуховской башне в 1939 году, с неё состоялась первая в СССР телетрансляция – документальный фильм об открытии XVIII съезда ВКП (б).

В этом же 1939 году почтовый одномоторный самолет, летевший в Москву из Киева, задел крылом один из тросов Шуховской башни, но она выдержала удар так, что не понадобился ремонт.

В 1941 году при подходе войск вермахта к Москве было поручено взорвать, предварительно заминированную Шуховскую башню. Поручение дали Александру Щетинину – начальнику Московской телевизионной филиал-лаборатории Министерства связи, неисполнение грозило расстрелом, но он дождался отступления противника, и башня осталась цела.

До постройки в 1967 году Останкинской телебашни Шуховская башня была самым высоким сооружением в стране, а в 1950-х годах башня была официальным символом советского телевидения.

Сандуновские бани

Сандуновские бани недавно отпраздновали 215 лет со дня основания. Самые известные бани Москвы не раз попадали в большое кино. Недавно открылись два холла после длительной реставрации (12 слоев краски пришлось снять для восстановления исторического облика).

Рис.8 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Когда заходишь в Сандуновские бани, то создается такое впечатление, что ты ошибся дверью и попал не в бани, а во дворец. Такие эмоции испытывают не только современные посетители, но и испытывали первые посетители бань. Даже в некоторых царских усадьбах не встретить роскошь Сандунов: панно с мозаикой, созданной полностью вручную, золотые элементы декора. Можно даже сказать, что в Сандунах не только парятся, но изучают и интерьерную архитектуру.

Кстати в Сандуновские бани есть и экскурсии, длящиеся по времени примерно часа два. Но они только по вторникам.

Рис.9 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Сандуновские бани в некотором роде создавались для дворян в отместку англичанам. Почему же так вышло? Сила Сандунов очень стремился попасть в элитный английский клуб, но получил письменный отказ англичан. Из-за этого отказа он придумал свой клуб, которому не было равных в России. Здесь был настоящий пятизвездочный сервис для дворян 19 века: во время посещения они могли попариться вениками, почистить китель и обувь, приготовить еду. В те времена бани служили местом притяжения интеллигенции и знатных особ. Известный москвич из последних двух столетий обязательно хотя бы раз, да бывал в Сандунах. Здесь узнавали последние новости и заводили знакомства (интернета то не было))).

Банщик, когда-то обслуживавший Владимира Маяковского, узнав о его смерти прикрутил к одной из скамеечек в «мыльной» табличку: «Здесь мылся человек, шагающий в ногу со временем». Эта табличка потерлась с годами, но находится на своем месте.

Рис.10 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Многие первозданные элементы Сандуновских бань сохранились до сегодняшних дней и благодаря этому окунаешься с головой в прошлую эпоху.

В Сандуновских банях снимали «Брата 2» Алексей Балабанов, герои Эльдара Рязанова из «Иронии судьбы» тоже засветились здесь. Сергей Эйзенштейн использовал античный бассейн Сандунов для съемок «Броненосца Потемкина». Был тут и Арнольд Шварценеггер в «Красной жаре» и герои из седьмой «Полицейской академии».

Сандуновские бани до сих пор работают для посетителей по своему изначальному замыслу.

Депо в Москве

Платформа Депо в Москве является остановочным пунктом Московской железной дороги Курского направления. Она расположена на перегоне между парками сортировочной станции Люблино-Сортировочное (там два парка: парк Люблино-Северное и парк Люблино-Южное). В восемнадцати минут езды от Курского вокзала.

Рис.11 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Депо построили в 1909 году, потому что, из-за увеличения объема перевозок с юга России, ели справлялась со своими задачами станция Москва-Курская (ныне современная станция Москва-Товарная-Курская). Затруднения возникли в сортировке вагонов и грузовой работе. Местом нового строительства стало место в Люблино.

Станцию назвали Люблино из-за близости к ней усадьбы. В годы строительства это было очень уютное место подмосковья: рядом поселок Перерва, деревня Марьино, поселок Люблино, расположенные на песчаном береге Москвы-реки. Н аэтом берегу купались и водилось много различной рыбы. Здесь было начато строительство нового локомотивного депо веерного типа на 30 стоил с поворотным ручным кругом в центре в 1906—1908 годах. В те годы поворотный круг вращали вручную шесть человек с большим трудом.

Рис.12 По Москве с Аннушкой Путешественницей

В 1909 году, по завершении строительства, открыли сортировочные горки и тридцать стоил паровозного депо веерного типа, в этом же году сюда перевели товарные паровозы со станции Москва-Курская.

При строительстве депо не учли появление в будущем более мощных паровозов, а построли все под паровозы серии Ов, которые использовались в то время. Эта ошибка дала знать о себе, когда стали поступать новые паровозы серии «щ», имеющие более длинную базу. Раздевалок, умывальников и подсобных помещений для работников депо в то время не было, вблизи депо не было ни буфета, ни столовой, ни торговой точки. Вообщем условия труда для работников были плохими, но коллектив был верен своему делу. После гражданской войны для работников организовали служебный поезд Москва-Депо-Перерва, который привозил на работу и обратно. В 1923 году оборудовали поликлинику и родильное отделение (названная именем Н. А. Cемашко) в старом здании конторы Московского железнодорожно-ремонтного завода «Можерез» – первая поликлиника в районе Люблино. Александра Николаевича Семашко признали почетным бригадиров (он сделал улучшения в области санитарии депо, техники безопасности, охране труда и часто бывал на станции). В 1930—1940 года паровозное депо признали образцовым.

Рис.13 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Сейчас депо веерного типа с поворотным кругом специализируется на подъёмочном ремонте тепловозов ТЭ1, ТГМ1, ЧМЭ2, ЧМЭ3; большом и малом периодическом ремонтах тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТГМ1, ЧМЭ2, ЧМЭ3, осуществляется технический осмотр (ТО-2) локомотивов ЧМЭ-3 и ВЛ-10, их текущий ремонт (ТР-3), крупные участки заняты ремонтом дизелей, электрических машин и аппаратов, колесно-моторных блоков, станочными работами.

По 2009г. выполняло все виды деповского ремонта тепловозов ЧМЭ3в/и.

В связи с реорганизацией локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», реорганизовано в эксплуатационное депо ТЧЭ-2 Лихоборы-Окружные. Осуществляет маневрово-вывозную работу на станциях московского узла. Цех ремонта является производственным участком ремонтного локомотивного депо Лихоборы.

Крыши Москвы

Если хочется посмотреть на Москву с высоты птичьего полета, то это вполне можно сделать и помогут в этом крыши Москвы. Они разные и расположены в разных частях города. Прогулки по крышам сейчас довольно популярны. В Москве есть много мест со смотровыми площадками на высоте.

Одно из мест – Арка Парка Горького, расположенная по адресу: улица Крымский Вал, дом 9. Работает она ежедневно с 11:00 до 22:00 кроме понедельника. С крыши арки главного входа в Парк Горького можно увидеть Останкинскую телебашню, Воробьевы горы, башни делового центра Москва-Сити, высотку Министерства иностранных дел, храм Христа Спасителя, Первую градскую больницу, Крымский мост и сталинские высотки. Без бинокуляра в дневном свете можно детально рассмотреть аллеи Парка Горького. Также в самой арке, в левом ее пилоне расположен музей парка культуры и отдыха. Вход на смотровую площадку платный, расположен на высоте 17 метров, подъём на лифте. Сама арка была построена в 1955 году архитекторами Георгием Щуко и Ассеном Спасовым как символ победы в Великой Отечественной войне.

Рис.14 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Вид с арки

Еще одно место – это павильон «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Находится по адресу проспект Мира, дом 123б. Смотровая площадка на этом павильоне открылась в 2018 году. Скульптуру «Рабочий и колхозница» отреставрировали в 2003—2009 годах и установили на павильон. В теплое время года на крыше павильона собираются поклонники музыки: электронной, хипхопа, джаза, индирока, ритмэндблюза, проходят концерты «Музыка на крыше». Панорама города открывается с высоты 35 метров.

Рис.15 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Вид с павильона

Есть хорошая смотровая площадка с видом на Красную площадь в Центральном детском магазине на Лубянке (Театральный проезд, дом 5/1). Смотровая площадка на крыше открылась в 2015 году. С нее открывается вид на Кремль, Лубянскую площадь, на арку Третьяковского проезда, на аптеку Феррейна, Политехнический музей, а также есть возможность рассмотреть город через подзорную трубу.

Рис.16 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Вид со смотровой ЦДМ

К чемпионату мира была оборудована смотровая площадка на крыше Большой спортивной арены в Лужниках (улица Лужники, дом 24). Длина площадки почти километр, а высота 57 метров. Отсюда можно разглядеть Новодевичий монастырь, здания МГУ и РАН, небоскребы Москва-Сити. Расписание посещения смотровой площадки расположено на сайте спорткомплекса «Лужники», здесь же можно купить билет, также проводятся экскурсии.

Рис.17 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Вид со смотровой в Лужниках

На Садово-Кудринской улице в доме 5, строение 1 можно побывать на смотровой площадке Московского планетария (работает каждый день с 10:00 до 21:00 кроме вторника). Здесь, под открытым небом расположен музей «Парк неба» с приборами за наблюдением и обсерваторией. На крыше возможно посмотреть на земной и небесный глобус, коллекцию солнечных часов, полярный зонт, «Московский меридиан», две башни-обсерватории с телескопами, геоскоп, армиллярную сферу и другие экспонаты. В ясную погоду можно понаблюдать за Луной, Солнцем, звездными скоплениями.

Рис.18 По Москве с Аннушкой Путешественницей

На Пресненской набережной, дом 10 расположена смотровая площадка Башня «Око», работает ежедневно с 10:00 до 23:30. Отсюда можно увидеть сразу все. Это самая высокая смотровая площадка Европы (высота – 354 метра над землей, обзор 360 градусов). На площадке установлены бинокуляры, телескоп с 600-кратным увеличением, фоторобот, проводятся экскурсии.

Рис.19 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Самый старый планетарий России

Самый старый планетарий России – это Московский планетарий, открывшийся в 1929 году. Летчики полярной авиации здесь готовились к полетам в довоенные годы, а в послевоенные осваивали тут основы астронавигации члены отрядов космонавтов.

Планетарий существует лишь в 16 городах России, в них можно увидеть звездную красоту неба. Сейчас Московский планетарий – это научный и просветительский центр. В планетарии можно ощутить на себе силу лунного притяжения, узнать о своем весе на Венере, посмотреть фильм в 4D о Солнечной системе. Есть здесь Большой Звездный зал, где можно созерцать «звездное небо», слушая интересную лекцию.

Рис.20 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Крымский мост

Почему в Москве мост Крымский? Название связано с частым набегами на Москву татарами Крымского ханства. В 16 веке на месте моста был брод через Москву-реку, а оба берега реки – были лугами. То время было периодом постоянных набегов на Москву и в том месте, где татары переправлялись через реку, возникает Крымский двор. Здесь останавливались торговцы и татарские гонцы, и название стало распространяться на весь «Крымский брод». Это название и унаследовал построенный впоследствии Крымский мост.

Впервые в «Записной книге Тайного приказа» название «Крымский брод» встречается в 1673 году.

Рис.21 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Местонахождение Крымского брода на Мичуринском плане 1739 года

В 1783—1786 годах была построена около «стрелки» Бабьегородская плотина и уровень Москвы-реки у «Крымского брода» стал выше, что привело в необходимости постройки моста.

И в 1798 году на месте «Крымского брода» возводят Никольский наплавной мост (назвали в честь церкви святого Николая Чудотворца). Этот наплавной мост являл собой связанные пеньковыми веревками ряд плотов. Плоты были сооружены из восьми с половиною метровых бревен, а сверху на них был настил из струганных досок и это все крепилось на вбитые в дно 39 свай. Были на таком мосту и перила. Наводили этот мост каждую весну после схода воды.

В 19 веке вместо наплавного моста уже поставили постоянный деревянный мост, имеющий судоходный проход около 15 метров. Проект этого моста разработал Антон Герард – архитектор. И этот новый мост назвали Крымский. В то время река у моста сильно мелела, и даже писатель Михаил Загоскин писал, что в Москве-реке по колено в воде играли пятилетние ребятишки, а «на широких отмелях расхаживали галки и вороны».

Рис.22 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Крымский брод и деревянный Крымский мост (на дальнем плане) на панораме Москвы 1867 года (фрагмент). Фото с обзорной площадки Храма Христа Спасителя.

Но деревянный Крымский мост из-за ежегодных паводков нуждался в постоянном ремонте и пришлось его заменить металлическим в 1873 году.

В 20 веке в советский период была задумана реконструкция Крымского моста. Во второй половине тридцатых годов выбрали проект реконструкции архитектора Александра Власова. Он решил построить на столбах-обелисках подвесную конструкцию. Существовавший в то время мост передвинули на 50 метров вниз по течению, и поставили на деревянные опоры, а на его месте начали строить новый.

Новый мост открыли в 1938 году. Ширина его составляет 38,4 метра, из которых проезжая часть – 24,5 метра. Общая длина мостового перехода – 668 метров, из них на долю непосредственно моста приходится 262,5 метра.

Рис.23 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Крымский мост сейчас

Крымский мост называют «мостом самоубийц», так как он привлекает огромное количество суицидников: они карабкаются на пилоны, чтобы спрыгнуть и разбиться. Говорят, это из-за того, что здесь имеется тектонический разлом. Еще, когда строили здесь деревянный Никольский мост, тут на берегу реки были скотобойни, останки животных сбрасывали в реку, поэтому здесь существовал еще и «гиблый брод» (еще одно название этого места) и негативная энергетика возможно сохраняется до сих пор.

Зоологический музей

На улице Большая Никитская в Москве (дом 6) в 1982 году построили специально здание под Зоологический музей. Находится он на пересечении с Никитским переулком. Здание было реконструировано в 70—80х годах, но это коснулось только внешнего вида, залы попросторнее стали. Сегодня в музее 4,5 млн экспонатов.

Рис.24 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Музей как бы разделен на три части. Есть нижний зал, где самое большое количество животных, верхний зал с птицами и костный зал со скелетами.

Здесь также есть тематические экскурсии. В понедельник и последний вторник месяца тут всегда выходной, в четверг открыто с 13:00 до 19:00, в остальные дни с 10:00 до 17:00.

Есть разные категории билетов:

Льготный (школьники, студенты, пенсионеры, многодетные родители) – 200 рублей,

Детский (до 7 лет не включительно) – бесплатно

Взрослый – 400 рублей

Рис.25 По Москве с Аннушкой Путешественницей

В основном в музее чучела животных, скелеты, останки моллюсков и засушенные насекомые. Чучела все выполнены реалистично мастерами художниками-таксидермистрами (это люди изготавливающие чучела). Все чучела находятся под стеклом. В музее царит академическая атмосфера, он познавательного характера, а не развлекательного. Зоологический музей находится в десятке самых крупных музеев мира по этой тематике, и он второй по величине в России после Петербургского.

Даниловский рынок

Площадка для реализации различных гастрономических проектов и место торговли, в котором можно купить вкусные нестандартные продукты, социально-культурное пространство – все это Даниловский рынок.

Рис.26 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Находится у метро Тульская в Москве и являет архитектурный комплекс с магазинами, торговыми рядами, ресторанной и фермерской зоной. Здесь можно комфортно отдохнуть, пообедать, встретиться и хорошо провести время с друзьями.

Название рынка древнее и восходит к временам стихийной оживленной торговли близ Даниловского монастыря. В советский период здесь тоже были торговые ряды со свежими продуктами: продавали творог, молоко, мясо, рыбу, овощи и фрукты. В 1986 году здесь построили павильон с огромным световым куполом. В те времена это было инновационное архитектурное решение.

Рис.27 По Москве с Аннушкой Путешественницей

В десятых годах занялись ребрендингом Даниловского рынка, и он из рынка в нашем обычном понимании превратился в площадку для гурманов с обширным фудкортом. В итоге Даниловский рынок становится и древним местом массовой торговли, и ресторанным комплексом в одном целом. Здесь находятся около сорока бистро.

Интересная голубятня в Коломенском

Есть в Москве единственная и неповторимая голубятня на Судостроительной улице.

Во времена моего детства голубятни находились почти в каждом московском дворе, сейчас такое явление практически исчезло. А вот в Нагатинском затоне есть одна из самых старых голубятен города. Она очень самобытна, поэтому и решила вам ее показать.

Рис.28 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Кстати, к этой голубятни часто приходят рисовать художники с мольбертами. А еще эта голубятня и дворик часто привлекают кинематографистов. Здесь снимали фильм о непростой судьбе девушки, оказавшейся заложницей разбойников, которые ее удерживали в этой самой голубятне.

На улице голуби живут в среднем пять лет, а в домашних условиях или голубятне могут прожить и до 15—20 лет.

Третьяковская галерея

Что же делать в пасмурный день, когда идет дождь и дома совсем не хочется сидеть? Можно сходить в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке, дом 10. Вот и я пошла в это воскресенья напитаться искусством, посмотреть на шедевры живописи. Но судя по очереди в галерею ни я одна такая умная))

Рис.29 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Коллекция картин началась с того, что в 1856 году Павел Михайлович Третьяков купил две картины: «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника Худякова и «Искушение» художника Шильдера.

Позднее к коллекционированию картин подключился Сергей Михайлович Третьяков. Когда собрание картин стало более сотни, то места для их размещения в особняке Лаврушинского переулка стало не хватать. Тогда Павел Михайлович построил пристройку и коллекция стала доступна для обозрения общественности.

Павел Третьяков после смерти Сергея Михайловича в 1892 году передал коллекции картин и особняк городу. Это собрание получило название: «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Фасад здания Третьяковской галереи выполнен в традициях русского теремного зодчества.

Рис.30 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Дореволюционное фото фасада Третьяковской галереи

Консерватория

В 1860 году открыли маленькое отделение Русского музыкального общества, главным руководителем которого был двадцатипятилетний Николай Григорьевич Рубинштейн. В свои 25 лет он был знаменитым пианистом. Он за 10 лет своим организаторским талантом превратил Москву в мировой центр культуры и исполнительства. В первый год он открыл общедоступные музыкальные классы, организовал профессиональный хор, проводит концерты симфонического оркестра, что в последствии и заложило основу Московской консерватории. С помощью поддержки императорской семьи Рубинштейн собрал средства для создания Московской консерватории.

Рис.31 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Николай Григорьевич Рубинштейн всецело отдавался своему «детищу»: если денег на что-то не хватало, то отдавал свои собственные, а если не было собственных, то брал в долг и расплачивался с долгами гонорарами от своих концертов. Однажды москвичи подарили музыканту к десятилетию консерватории большой серебряный поднос с множеством рваных бумажек – то были векселя и долговые расписки Рубинштейна, оплаченные любителями музыки, люди были благодарны ему.

В доме на Воздвиженке, принадлежавшем баронессе Черкасовой, первого сентября 1866 года было торжественное открытие нового учебного заведения. Музыкальная жизнь Московской консерватории началась с исполнения Петром Чайковским на рояле увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила» и сонаты Бетховена для фортепиано и виолончели, исполненной Николаем Рубинштейном и Бернгардом Косманом.

В те годы занятия вели лучшие музыканты современности: Иосиф Венявский, Петр Чайковский, Людвиг Минкус, Фердинанд Лауб.

Рис.32 По Москве с Аннушкой Путешественницей

В 1868 году в Консерватории обучалось уже 184 студента и здание на Воздвиженке стало тесным. Тогда арендовали здание на Большой Никитской и по прошествии времени его и приобрели. Через пятнадцать лет вновь потребовалось расширение, так как Консерватории стал необходим собственный концертный зал, да и студентов стало уже 500 человек. Для этого решили перестроить сам дом.

Малый зал Консерватории открылся в день памяти Петра Чайковского – 5 октября 1898 года.

Сказочные часы Театра Образцова

15 декабря 1970 года на фасаде Театра кукол им С. В. Образцова впервые установили часы, которым суждено было стать символом Москвы. Но это не удивительно, ведь к моменту своего создания часы не имели аналогов в стране.

При строительстве театра было учтено много новшеств в оборудовании сцены, звука и света, но фасад здания оказался малопривлекательной стеной серого цвета и руководитель театра решил оживить внешний вид фасада часами.

Сергей Образцов давно хотел, чтобы на фасаде театра висели часы, похожие на пражские куранты с движущимися фигурками – древнейшие механические часы в мире: первая фигурка была создана в 1490 году. Над огромным циферблатом – два окошка, открывающиеся каждый час, в них фигурки выезжают одна за другой, внизу в колокольчик звонит каменный скелет. Театральное представление завершает крик золотого петуха.

Подобную концепцию часов взялись воплотить в жизнь известные скульпторы Павел Шимес и Дмитрий Шаховской, а над созданием часового механизма трудился конструктор Вениамин Кальмансон.

В итоге родилось уникальное произведение искусства – ансамбль, состоящий из 12 домиков, которые соответствовали той или иной цифре на циферблате, а находились в этих домиках зверушки из народных сказок.

Рис.33 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Каждый час волк, заяц или лиса выглядывали из домика и играла знакомая мелодия «Во саду ли, в огороде…» а дважды в день в 12 дня и в 12 ночи зверята появлялись все. А петух, сидящий на самой высокой башне, завершал представление своим «кукарку».

Чтобы изготовить часы ушло много сил и средств. Изготовили часы из меди, нержавеющей стали, латуни и текстолита. Лучи часов, узоры и флагшток покрыты сусальным золотом. Все сказочные герои сделаны из стеклопластика. Более 50 человек кропотливо работали над производством кукольных «ходиков», среди них слесаря, механики, чеканщики и мастера по золоту.

Габариты: 3 метра в ширину и 4 метра в высоту.

Глава II Необычные дома Москвы

Самый узкий дом в Москве

Самый узкий дом в Москве – необычная достопримечательность города всего в пять этажей, находящийся по адресу Большой Козловский переулок дом 12.

Рис.34 По Москве с Аннушкой Путешественницей

САМЫЙ УЗКИЙ ДОМ В МОСКВЕ

Самый узкий Московский дом, как бы втиснулся между домами (изначально это была пристройка к рядом стоящему дому). На первом этаже дома расположен магазин Продукты, сам же кирпично-красный. Построен в 1911 году. Добраться до дома можно от станции метро Чистые пруды немного пройдя по Чистопрудному бульвару и свернув в переулки. Очень романтично и нестандартно было бы назначить свидание вблизи самого узкого дома Москвы.

Деревянные дома Москвы

Строительным материалом для домов прошлых столетий как правило было дерево. А дерево не долговечный материал. Сейчас дома в Москве из дерева это очень большая редкость. Но некоторые исторические деревянные дома еще остались.

Дом Гавриила Палибина

Один из старейших деревянных домов Москвы это дом Г. А. Палибина. Когда-то он был коллежским советником и директором чертежной в Межевой канцелярии. Находится он на улице Бурденко, 23

Сам дом небольшой, серого цвета и одноэтажный с мезонином. Построили его в 1818 году и стоит он торцом к улице. Вероятно, что при строительстве дома использовался один из «образцовых фасадов», которые разработали после пожара 1812 года (фасады оформили по рекомендациям из специального альбома, посвященного восстановлению послепожарной Москвы при поддержке императорского правительства). Смотря на этот маленький особняк с садом и другими дворовыми постройками, можно представить уклад жизни небольшой дворянской семьи начала 19 века.

Рис.35 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Дом Гавриила Палибина

Хоть дом и построен в 1818 году, но хорошо сохранился: лепнина на фасаде притягивает взгляд, отсюда на вас смотрят горгоны, а рядом с ними ихтиокентавры (это получеловек-полулошадь с хвостом русалки).

В интерьере дома даже сохранились первоначальные декоративные росписи и лепной декор стен и потолков, наборный паркет, профильные карнизы, а еще кафельные печи 19 века.

В 1960 году дом отнесли к объектам культурного наследия федерального значения.

Дом Мастера из романа Булгакова

Находится дом в Мансуровском переулке, 9. Удивительно, что дом не снесли и он не пострадал от какого-нибудь пожара. Земля в этом месте очень дорогая. Мансуровский переулок находится между Остоженкой и Пречистенкой, ближе к Садовому кольцу.

Этот одноэтажный деревянный домик построили в 1819 году. Когда-то он принадлежал титулярному советнику Сергею Мельникову, а после революции в этом доме поселились два брата (Сергей и Владимир Топлениновы). Одни из них был театральным художником, а другой актером. С 1926 года у них стал бывать Михаил Булгаков. Писатель близко общался с Сергеем, который нарисовал несколько его портретов и иллюстрировал его произведения. Вот в этот домик Булгаков поселил своего Мастера.

Рис.36 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Дом Мастера из романа Булгакова

В 2007 году здание отнесли к объектам культурного наследия регионального значения.

Погодинская изба

Изба построена в 1856 году по проекту архитектора Николая Никитина в дар коллекционеру и историку Михаилу Погодину. Он получил в дар избу от купца Василия Кокорева за огромный интерес к народному зодчеству. Само строение это высокий деревянный сруб, оформленный в традициях народного деревянного зодчества.

Рис.37 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Погодинская изба

Стиль построения этой избы дал толчок развитию русского стиля в архитектуре 19 столетия. Ее владелец Михаил Погодин был очень разносторонним: был и историком, и писателем-беллетристом, и славянофилом, и коллекционером, и журналистом, и издателем.

В этой избе побывало много известных личностей: Тютчев, Островский, Чаадаев и другие.

Изба стоит на улице Погодинской, 12а и является объектом культурного наследия федерального значения.

Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы

Деревянный зеленый двухэтажный дом, напоминающий загородную усадьбу это корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы. Это здание являет собой уникальный пример больничной застройки второй половины 19 века.

Рис.38 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Больничный корпус Мясницкого отделения Чернорабочей больницы

Дом находится в пер. Огородная Слобода, 9. Он примечателен своим декором: фасад украшен резными деревянными элементами, в том числе подзорами и пропиленными кронштейнами. В 2016 году это здание отнесли к объектам культурного наследия регионального значения.

Дом братьев Страховых

Дом построили по проекту молодого архитектора Леонида Ипполитовича Лозовского. Дом находится на улице Гастелло, 5 и является редчайшим сохранившемся образцом деревянной застройки района Сокольники. Само здание практически полностью сохранило свою первоначальную отделку.

В 19—20 веках стало активно застраиваться Сокольническое поле (это местность правее нынешней улицы Русаковского). Этот дом скорее всего построен в 1903 году (адрес дома впервые появляется в справочнике в 1904 года).

Рис.39 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Дом братьев Страховых

Главный вход в здание -это особенность постройки. Вход выделен эркером – выступом, примыкающим к фасаду здания. Но здесь эркер не простой, а с завершением по типу «шатер с бочкой», то есть его венчает мини-крыша в виде многогранной пирамиды. Внутри дома изразцовые печи 1903 года и лепной декор потолков. До сих пор не выявлено точно, кто был первым владельцем дома, но принято считать, что это были каменщики Страховы.

В 2021 году этот дом считается культурным наследием регионального значения.

Дом-терем художника Виктора Васнецова

В первый раз этот необычный уютный и красивый дом-терем в центре Москвы я увидела летом, в зелени, но было это давно. Он меня очень впечатлил, настолько он красив и самобытен: одновременно напоминает и русскую избу, и терем, и даже палаты. Сад у дома создает впечатление сельской жизни.

Сейчас же гуляя по Московским улочкам, посетила его в ноябре. Свой дом Васнецов спроектировал сам, продумал и общее архитектурное решение, и декор фасадов, даже убранство комнат.

Землю для строительства дома приобрел в Троицкой Слободе у крестьянской семьи Филипповых. Дом строили крестьяне Владимирской губернии. Материалы для строительства покупались в Москве, кроме дерева (сосну везли из Владимирской губернии).

Рис.40 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Дом Васнецова

Очень необычные ощущения, когда приходишь в дом к художнику, в котором он жил, работал над своими полотнами, принимал гостей, воспитывал детей.

Первая комната, в которую попадаешь в доме – это столовая.

Рис.41 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Столовая

На фото выше рядом со шторами – это буфет. Через него с кухни попадали блюда, кухарка готовила блюда и ставила с другой стороны.

В музее очень удачно расположили стоечки с листками с описанием комнат.

Современники художника называли «истинным богатырем русской живописи». Богатыри на многих картинах Васнецова главные герои. Люди, жившие с ним в одно время считали Васнецова родоначальником нового, «национального» направления в русском искусстве.

Одна из самых знаменитых картин Васнецова «Витязь на распутье» тоже находится здесь.

Рис.42 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Богатырская тема витязей тоже нашла себя в интерьерах дома художника.

Комната Татьяны Викторовны Васнецовой

В комнате дочери художника по левую сторону от входа есть диван с тюфяками вместо локотников, а в дальнем углу расположился столик с расписным выдвижным ящиком, рядом стоит стул с резьбой. Дамский письменный стол с правой стороны.

Рис.43 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Комната Татьяны Викторовны Васнецовой

Мемориальные дубовая скамеечка с наклонными ножками и резное переметное кресло в комнате дочери художника – работа абрамцевских мастеров.

Мастерская Васнецова

На верхнем этаже дома находится мастерская. Потолок здесь шесть метров. Это самое большое и светлое место в доме. Чтобы избежать попадания прямых солнечных лучей, окна выходят на три стороны, кроме южной.

Здесь можно увидеть цикл «Поэма семи сказок», над ним художник работал до конца своих дней.

На стуле в мастерской можно увидеть синюю куртку и красный берет Васнецова. В них художник работал в мастерской, в них же был запечатлен Татьяной Викторовной Васнецовой, написавшей портрет отца в 1913 году.

Рис.44 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Мастерская Васнецова

В мастерской многое осталось, как было при жизни художника. На мемориальном рабочем столике, в туеске из бересты, стоят подлинные кисти мастера. На мольберте – неоконченный портрет М. В. Нестерова (1926), последнее произведение, над которым трудился Васнецов.

В музей дом художника превратился после его смерти. Члены его семьи обратились в правление Третьяковской галереи с заявлением об устройстве в доме постоянной выставки. Она открылась в 1927 году и состояла из 212 экспонатов: живописи, предметов быта и графики художника.

Дом чая

Необычный чайный дом в Москве появился в девяностые годы девятнадцатого века на месте бывшего обветшавшего имения Измайловых (улица Мясницкая дом 19), выкупленного купцом и торговцем чая – Сергеем Васильевичем Перловым. То, что осталось от имения снесли, а на этом месте поручили архитектору Роману Клейну построить комплекс зданий: складские помещения, контору, чаеразвесочный цех, магазин, жилой дом, предусмотреть место для домашнего театра и хранения китайского фарфора. Разные взгляды возникли у заказчика и архитектора на исполнение центрального фасада, выходящего на Мясницкую улицу. Клейн предлагал выполнить фасад под поздний ренессанс, а Перлов более был заинтересован в китайском стиле. Работа над фасадом досталась молодому архитектору из мастерской Клейна – Карлу Гиппиусу, который и воплотил китайский стиль дома (многие элементы декора были привезены из самого Китая).

Рис.45 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Дом чая

«Искусство заваривать чай – великое искусство. Ему надо учиться в Москве. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку, – от этого чай становится чище и ароматнее… Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться – и у вас… готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий» (А.И.Куприн «Яма»)

Палаты Тверского подворья

Палаты Тверского подворья 17 века считаются одним из старейших зданий города еще допетровского периода. Белокаменные палаты находятся на улице Кузнецкий мост в центре Москвы. Ранее это была резиденция архиепископов тверских. Найдешь их не сразу, они притаились во внутреннем дворике за домами.

Рис.46 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Палаты Тверского подворья

Главное здание построено во второй половине 17 века, каменное, белого цвета, прямоугольное.

Известная с 1690 года церковь святого Арсения входила в состав подворья до 1770 года. Скорее всего палаты строили в два периода.

Помещения подворья иногда сдавались в аренду, так в 1770-х годах тут проживала семья итальянского педагога музыки Морелли.

Также, тут была мастерская по производству мраморных и бронзовых художественных работ скульптора Сантино Кампиони в 1810—1820 годах. В тех строениях тверского подворья, которые выходили на улицу в какое-то время были и магазины с вывесками.

Например, популярный «Польский магазин Геннгера и К» арендовал помещения в 1830—1850 годах, продавая тут учебные и канцелярские. Особенно славились продававшиеся в этом магазине золотые перья с алмазными концами.

Было тут и знаменитое фотоателье, которое обосновал здесь в 1860-х годах Михаил Борисович Тулинов – художник и фотограф-портретист. В его ателье работал ретушером в молодые годы И. Н. Крамской. Он даже жил в фотостудии, когда расписывал храм Христа Спасителя.

Уже к двадцатому веку все здания Тверского подворья, которые выходили на Кузнецкий мост занимали рестораны и магазины.

В конце 19 века здесь в подвальном помещении открылся популярный ресторан «Венеция». В. А. Гиляровский даже писал о нем в «Москве о москвичах» так: «Из маленьких ресторанов была интересна на Кузнецком мосту в подвале дома Тверского подворья „Венеция“. Там в отдельном зальце с запиравшеюся дверью собирались деды нашей революции. И удобнее места не было: в одиннадцать часов ресторан запирался, публика расходилась – и тут-то и начинались дружеские беседы в этом небольшом с завешенными окнами зале. Закрыта кухня, закрыт буфет, и служит самолично только единственный хозяин ресторана, Василий Яковлевич, чуть не молившийся на каждого из посетителей малого зала… Подавались только водка, пиво и холодные кушанья. Пивали иногда до утра. „Отдохновенно и сокровенно у меня!“ – говаривал Василий Яковлевич. Приходили поодиночке и по двое и уходили так же через черный ход по пустынным ночью Кузнецкому мосту и Газетному переулку (тогда весь переулок от Кузнецкого моста до Никитской назывался Газетным), до Тверской, в свои „Черныши“ и дом Олсуфьева, где обитали и куда приезжали, и приходили переночевать нелегальные…»

После революции здание палат стало жилым где-то до 1980-х годов, а в 1974 году включили в список памятников истории и культуры.

Выходящее двухэтажное здание на Кузнецкий мост воссоздали заново. Этот новодел занимают разные организации сейчас. Старое белокаменное здание палат осталось во внутреннем дворике (Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 17, стр. 2).

Глава III На Старом Арбате

Стена Цоя

Стена Цоя на Старом Арбате в Москве достопримечательное место. Это такой своеобразный народный мемориал, который живёт своей жизнью и меняется.

На стене дома под номером 37 на углу Арбата и Кривоарбатского переулка в Москве появилась первая надпись на стене 15 августа 1990 года и гласила: «Сегодня погиб Виктор Цой». Через некоторое время под первой надписью появилась вторая: " Цой жив».

Пишут, правда или нет – не знаю, первые надписи сделали девушка и парень из Одессы, которые некоторые время даже жили у могилы певца в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. Вскоре стена превратилась в своеобразный алтарь памяти Виктора Цоя для всех поклонников его творчества. И стена стала ещё больше покрываться надписями. Такие стены были не только в Москве, но и в других местах.

Рис.47 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Стена Цоя

В 2006 году стену замазали чёрной краской, но люди снова начали писать надписи в память о Викторе Цое. В 2009 году было принято решение о реконструкции стены с частичным её сохранением, но горожане были против.

Потом рядом планировалось открыть памятник Виктору Цою, но от идеи отказались. В апреле 2019 года на стене отметились фанаты футбольного клуба Динамо.

Теперь Стена Цоя – это символ Арбата и достопримечательность Москвы.

Дом в котором жил Пушкин

Дом построенный между 1752 и 1777 годами одно из самых старых зданий Арбата и во времена Александра Сергеевича был самым большим домом на Арбате.

Перед свадьбой поэт снял здесь на втором этаже пятикомнатную квартиру. О найме квартиры сохранилась запись в книге Пречистенской части маклера Анисима Хлебникова (договор заключен 23.01.1831 года). Пушкин планировал прожить здесь полгода. Примерная стоимость подобной квартиры в то время составляла 2000 рублей за полгода.

17 февраля, перед свадьбой, Пушкин устраивает здесь мальчишник, приглашая своих друзей (Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Елагин, И. В. Киреевский, П. В. Нащокин, Н. М. Языков, Л. С. Пушкин, брат поэта).

А 18 февраля уже после венчания в квартире на Арбате устраивается свадебный ужин.

Рис.48 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Дом в котором жил Пушкин

27 февраля Пушкины устраивают у себя на квартире бал, где Наталия Николаевна впервые выступает в роли хозяйки.

Даже остались записи знакомого Пушкина о том балу:

«Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай бог, чтобы всегда так продолжалось. Много все танцевали… Ужин был славный; всем казалось странно, что у Пушкина, который жил все по трактирам, такое вдруг завелось хозяйство».

Но счастье Пушкиных в пятикомнатной квартире в Москве на Арбате длилось не долго: тёща поэта Наталия Ивановна Гончарова придирками и скандалами настолько испортила жизнь молодожёнам, что 15 мая 1831 года Пушкины покинули Москву и выехали в Царское село.

Памятник Вахтангова

На родине режиссера, во Владикавказе в 2013 году открылся первый в России памятник Вахтангову. В скверике Театрального института имени Щукина появился второй.

Памятник открытый на старом Арбате в Москве в 2020 году выполнен по историческому снимку 1911—1913 годов.

Рис.49 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Старое фото

Если приглядеться в старое фото Вахтангова и в фото памятника, то даже одежда там и там одинаковая. Но на фото он стоит, а скульптура выполнена сидящая.

Рис.50 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Памятник Вахтангову

За спиной режиссера на занавесе высечены названия ста главных спектаклей Театра Вахтангова («Чудо святого Антония», «Принцесса Турандот» и т. д.). Памятник расположен перед фасадом театра им. Евгения Вахтангова. Но кто такой сам Вахтангов?

Евгений Вахтангов

Евгений Багратионович Вахтангов прожил всего 39 лет. Родился – 13 февраля 1883 года в семье фабриканта, а детство провел во Владикавказе. В 1903 году поступает в Московский университет на факультет естественных наук, но проучился там год. Потом переводится на юридическое отделение того же университета. Но с юриспруденцией тоже не срослось. В 1905 году Вахтангов самостоятельно ставит первый спектакль в студенческом театре по произведению Отто Эрнста Педагоги. Постановка бесплатной не была (студенты собирали средства для помощи нуждающимся людям). Через год Евгений Вахтангов открывает студенческий кружок драматического искусства.

В 1909 году Вахтангов поступил сразу на второй курс в театральную школу при МХТ. А 15 марта 1911 года Вахтангова уже принимают в МХТ, и через несколько месяцев Станиславский поручает ему вести занятия с группой актеров. Евгений Багратионович восторженно отзывался о системе Станиславского. Но в его дневнике есть и такая запись:

«Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип – всего добиваться самим. Руководитель – все. Проверить систему К.С. на самих себе. Принять или отвергнуть ее. Исправить, дополнить или убрать ложь».

В 1913 году Вахтангов возглавляет Студенческую студию. Руководство МХТ не очень приветствовало такую работу «на стороне» и студия функционировала подпольно (ее постановки можно было увидеть только на съемных квартирах и в самодельных декорациях, изготовленных из подручных средств).

В 1917 году этот подпольный театр стал громко называться Московской драматической студией Вахтангова.

Вахтангов был режиссером-новатором, он остро чувствовал новые веяния времени, трансформировал их в творческие идеи и воплощал на сцене. Его постановки были настолько близки и понятны народу, что публика Советской России буквально боготворила режиссера Вахтангова.

Евгений Багратионович прожил недолго: приобретенная еще в годы голодной молодости язва желудка переросла в рак, который и прервал до срока его яркую творческую жизнь.

Глава IV Локации для красивых фото

Живописный мост

Самый высокий вантовый мост в Европе объединяет проспект Маршала Жукова с Новорижским шоссе в Москве. При разработке проекта в 2000-х годах, он отличился тем, что опора моста имеет форму арки, к которой прикрепляется полотно с помощью вант. Под сводом арки прикреплена стеклянная капсула – смотровая площадка. Капсулу сначала собрали, а потом подняли с помощью домкратов.

Для того, чтобы сохранить природные зоны мост построили не поперек, а вдоль реки. Строительство началось в 2004 году, а Живописный мост уже открыли 27 декабря 2007 года. Мост наделен возможностью раскачиваться (от вертикальной оси он может отклоняться на несколько десятков сантиметров). Сам мост почти полтора километра и в верхней точке достигает ста метров.

Рис.51 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Живописный мост

Модель моста проходила испытания в аэродинамической трубе в подмосковном наукограде Жуковский (Центральный Аэрогидродинамический институт). В опоры Живописного моста установили два гигантских масляных амортизатора, чтобы избежать внезапных колебаний. Создал проект моста современный российский архитектор Николай Шувалов.

Эллипсоид из стекла наверху Живописного моста весит около 1000 тонн, в ширину до 24 метров и длину 33 метра (если хотите представить размер, то представьте 12-ти этажный жилой дом, положенный на бок). Также эта конструкция придает устойчивость мосту и уменьшает парусность. Мост называется Живописный не потому что он такой красивый, а потому что рядом находится улица Живописная.

Музей восстания машин

На бывшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь» в Москве расположился музей Восстания машин. Все экспонаты созданы из переработанного автохлама. Тут и аниматронные роботы, и автоботы, и супергерои, да еще много чего. Для создания этого музея переработали 1 тысячу тонн автомусора, собрали пятьдесят тонн фактурных запчастей, тысячу метров цепей, пятьсот коленвалов, пять тысяч поршней, семьсот автомобильных дисков.

Над экспонатами трудились 15 кузнецов по всей России, которые создали из 100 тонн материалов 150 экспонатов для музея.

Рис.52 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Добраться можно пешком от метро Полянка – 10 минут пешком или от метро Кропоткинская 8 восемь минут пешком, дойдя до Берсеневского переулка 2, стр. 1.

Сам музей – это настоящий футуристический мир, населенный обитателями из фантастических миров, изготовленных в натуральную величину.

В музее Восстания машин четырнадцать залов: Десептиконы, Автоботы, лаборатория Тони Старка, Терминатор, супергерои MARVEL и DC, персонажи ужастиков, мифические животные, персонажи русских сказок и другие.

Интерактивные шоу-спектакли «Трансформеры» здесь проходят каждые две недели.

Работает музей ежедневно с 11:00 до 21:00.

Неподалеку от входа можно увидеть робота Оптимус Прайм.

Сити

Самая фотогеничная футуристическая локация в Москве – это, конечно, квартал Москва Сити. Здесь вы прогуляетесь среди небоскребов на обширной территории совершенно бесплатно.

Локация популярна среди людей с разными интересами: тут можно назначить романтическое свидание в кафе с шикарным видом на Москву, туристы, посетившие Москву могут разглядеть столицу с высоты птичьего полета на смотровой площадке, люди с детьми могут посетить парк виртуальной реальности. В общем виды и кадры для фотографий здесь получаются потрясающие. Внутрь башен тоже вовсе не обязательно ходить, чтобы получить шедевральные фото. Архитектура небоскребов настолько необычна, что их стоит посмотреть вблизи хотя бы раз.

Рис.53 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Сити расположен на Пресненской набережной, рядом со станциями метро Выставочная, Деловой Центр, Международная. Первый объект (Башня 2000) начали строить в 1998 году и достроили за три года.

Здесь же есть и музей Сити, расположенный на 56-м этаже башни Империя, смотровая площадка в башне Федерация на 89-м этаже (Панорама 360). График работы смотровой площадки: вторник-воскресенье: с 10:00 до 22:00, понедельник – с 16:00 до 22:00. Кстати, при строительстве небоскребов была использована особо-прочная бетонная смесь Б90 и они не боятся даже самых сильных воздействий.

Квартал Сити очень хорошо просматривается в целом с противоположной стороны Москва-реки на набережной Тараса Шевченко, для этого надо перейти мост Багратион. Мост торговый, там есть кафе и магазинчики.

Где загадать желания в Москве

Все мы верим в приметы и в особые ритуалы для исполнения желаний. Сегодня решила написать про места в Москве, где можно исполнить свое желание.

Узнать путь к исполнению мечты

Есть в парке Фили в Москве (станция метро Багратионовская, Большая Филевская улица, 22) Штурвал мечты.

Если его повернуть, он укажет путь к исполнению желания. На нем есть подсказки. Например, если выпадет сердце, то нужно не стеснятся просить помощи у близких, а если корона, то нужно использовать свои лучшие качества. Ну а если ключ, то только составленный четкий план поможет осуществить мечту.

Рис.54 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Штурвал мечты

Как разбогатеть

На Мосфильмовской улице в сквере «Аллея звезд» около дома номер шесть в Москве стоит памятник известному актеру Евгению Леонову.

Здесь он представляет собой персонажа Доцента, которого он играл в фильме «Джентльмены удачи». А пальцами актер показывает устрашающую козу.

Рис.55 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Доцент

Но если ты хочешь стать богатым, говорят нужно потереть его пальцы, а если есть заветное желание, то надо подержаться за них и загадать желание.

Поймать удачу за хвост

На Гоголевском бульваре в Москве на стене дома номер восемь, строение один в Филипповском переулке можно найти ключ удачи. Автор композиции Ключа от счастья Константин Сиренко (мастер художественной ковки из Мышкина) сковал его для исполнения желаний.

Говорят, если повернуть этот ключ, то любое желание сбудется.

Рис.56 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Ключ удачи

Рыбка, исполняющая желания

В центре Москвы на Манежной площади есть скульптура «Старик и Золотая рыбка». Если потереть рыбку и загадать желание, то оно может сбыться.

Рис.57 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Рыбка, исполняющая желания

Потереть нос собаки на Площади революции и сдать экзамен

На станции Площадь революции есть много скульптур. Но самая популярная среди них собака. Особенной популярностью нос собаки пользуется у студентов. Они верят, что если потереть нос собаки, то экзамены и зачеты будут успешно сданы.

Рис.58 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Скульптура пограничника с собакой на станции метро Площадь революции

Кинуть монетку на удачу

В Марьино в парке 850-летия Москвы находится «Памятник студенческим приметам» – счастливый пятак.

Чтобы хорошо сдать студенту сессию, нужно прийти сюда и сделать определенный ритуал: надо обуться в бронзовые башмаки и кинуть монетку в центральный пятак.

Можно и по-другому: встать в центр пятака и кинуть монетку, чтобы она упала на название вуза. Есть и третий способ, он попроще: приложить свою зачетку к бронзовой копии, и пятерка скоро появится в твоей зачетке.

Рис.59 По Москве с Аннушкой Путешественницей

«Памятник студенческим приметам» – счастливый пятак

Мечтайте и ваши желания обязательно сбудутся.

Башня – руина

Эта башня даже после реставрации выглядит как руины, но это совершенно не отнимает у нее живописности. Крепость восстанавливать не будут, потому что ее и не было, это просто изначально построенные руины. Но как так получилось?

Рис.60 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Башня – Руина

Говорят, что художник, путешествовавший по Италии с графом Алексеем Орловым, делал во время поездки зарисовки (наброски) разных интересных мест и предметов, которые он повстречал. И побывав на Ионических островах, он набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. По возвращении в Санкт-Петербург, его работы увидела императрица Екатерина II. Они ей понравились, и она повелела возвести в Царицыно руину с бельведером по одному из этих набросков.

Башню-руины по современным сведениям музея заповедника «Царицыно» построили в 1804—1805, автор же Иван Еготов. Выглядит эта постройка как остатки разрушенной средневековой крепости. Зодчий Иван Еготов создал фрагмент крепостной стены с угловой оборонительной башней и длинной лестницей, ведущей на смотровую площадку. Построена композиция из неотёсанного белого камня и кирпича.

До середины 19 века тут еще присутствовал на верху башни бельведер, сложенный также из грубого камня, но потом был утрачен и его не стали восстанавливать. Еще раньше здесь на стенах рос цветной мох.

Уже к концу 19 века строение ветшает, многие ступени лестницы, ведущие на верх смотровой площадки приходят в негодность. В результате чего, подняться на самый верх было еще легко, а спуститься сложно. Народ стал называть ее «чертовой лестницей».

Рис.61 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Башня – Руина

Башню-руину привели в порядок в 2007 году и добавили перила к лестнице. Этот объект считается культурным наследием федерального значения.

Это не единственная в России Башня-руина, есть еще в Царском селе.

ГУМ – локация, где точно получатся красивые фото

ГУМ – особый мир со своим колоритом и традициями. Это не просто обычный магазин или торговый центр. В ГУМе всегда есть инсталляции или выставки. Можно сказать, что ГУМ – это огромная локация для фотографий.

Самое вкусное в ГУМе конечно мороженое. Его здесь много, но быстро разбирают и так же быстро подвозят ещё.

Мороженое стоит всего 100 рублей эскимо или стаканчик (есть со вкусом дыни, пломбира, крем-брюле, черники, клубники, вишни, с шоколадной крошкой). Но купить можно только наличными, другой способ оплаты почему то не принимают. Когда бываю на Красной площади, то специально захожу в ГУМ за мороженым. Фирменное мороженое стали продавать с 3 июля 1954 (в подвале магазина до сих работает цех по производству мороженого).

Рис.62 По Москве с Аннушкой Путешественницей

ГУМ

В ГУМе есть традиция отмечать День мороженого 1 июня. В этот день его раздают всеми бесплатно (одно мороженое в одни руки).

Прогуливаться по ГУМу одно удовольствие: улицы магазина красиво оформлены, стоят скамеечки, хотя в большинстве случаев на первом этаже они уже оказываются заняты. Но можно подняться на второй этаж и не только полюбоваться авторскими лавочками, но и на них посидеть. Второй этаж более свободный.

Если хочется купить торт по советским рецептам – то вам в ГУМ в Гастроном номер один.

Традиционно летом с 1 июля по сентябрь в ГУМе устраивается фестиваль цветов: магазин превращается в огромную клумбу. Цветы как внутри ГУМа, так и снаружи.

Не знаю стоит ли писать, что ГУМ построен в 1893 году, ну и далее про его историческую ценность, думаю такую информацию можно найти в интернете. Мне хотелось написать про ГУМ какой он есть сейчас, что он жив и актуален как любопытная достопримечательность.

Арт-пространство Красный Октябрь

Место, где стоит бывшая фабрика Красный Октябрь в наши дни превратилось в арт-пространство. Тут расположились медиа площадки, выставочные центры, гастробары, ночные клубы, музеи, офисы современных дизайнеров и художников, и много других модных проектов.

Рис.63 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Арт-пространство Красный Октябрь

Все что здесь расположено так или иначе связано с творчеством.

Арт-кластер работает без выходных и открыт круглосуточно. В дневное время здесь проводят лекции, ярмарки, фотосессии. В ночное время двери гастробаров и ночных клубов открыты для тематических мероприятий с модными диджеями.

Так как это территория бывшей фабрики Красный Октябрь, то тут открыт для посещения Музей истории шоколада и какао. Тут покажут процесс производства, а в творческой мастерской проведут мастер-класс по изготовлению сладостей. Индивидуально посетить музей нельзя, только по предварительной записи в составе экскурсии.

Расположено арт-пространство на Берсеневской набережной на Болотном острове. Словом «берсень» раньше называли крыжовник, считается, что он здесь рос раньше в большом количестве.

Кондитерская фабрика Красный Октябрь

Кондитерская фабрика работала здесь с 1889 по 2007 годы, но название «Красный октябрь» получила в 1922 году. До 1914 года кондитерская фабрика достраивалась пристройками, новыми и переоборудованными корпусами. Многие из них дошли до наших дней в изначальном виде. Сейчас ансамбль состоит из 23 строений и каждое из них является памятником промышленной архитектуры, расположенный на площади 5 гектар.

Рис.64 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Производство с фабрики Красный Октябрь переехало в 2007 году на территорию Бабаевской фабрики окончательно.

Было принято решение превратить промзону в модный арт-кластер и сдавать пустующие площади в аренду на 3—5 лет. Сейчас арендуют площади около 90 компаний.

На территории много граффити и красивых фотозон, также здесь расположен Музей восстания машин.

Мост у Храма Христа спасителя – локация с кучей достопримечательностей в Москве

Есть одна интересная локация с кучей достопримечательностей, здесь можно провести хоть целый день. Это мост у Храма Христа Спасителя, находящийся в шаговой доступности от метро Кропоткинская, минут пять пешком.

Мост красив сам по себе, он пешеходный. Построен в 2004 году и назван Патриаршим. Патриарший мост – излюбленное место для фотосессий, часто сюда приходят молодожены и влюбленные повесить замочек на ограду моста, чтобы закрепить отношения.

Рис.65 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Вид на Храм Христа Спасителя с Патриаршего моста

Рядом с мостом располагается Храм Христа Спасителя. Храм очень красив и кажется воздушным за счет своего белого цвета. Чтобы попасть внутрь Храма надо пройти охрану с рамками – металлоискателями и положить свою сумочку на ленту, чтобы просветили (мало ли что). Внутри Храма очень красиво. После осмотра Храма можно подняться наверх на смотровую площадку. Она работает ежедневно с 10:00 до 18:00. Билеты продаются в кассе до 17:30. Высота смотровой 40 метров, количество ступеней – 249.

Через дорогу от Храма расположился Пушкинский музей. В музей выставлены более 670 тысяч предметов. Это и коллекция слепков с античных статуй, и археологические находки, и художественные произведения, много собрано предметов из Древнего Египта и Рима. Также в нем часто устраиваются разные выставки.

Рис.66 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Один из залов Пушкинского музея

Если от Храма Христа Спасителя по мосту перейти на другую сторону Москвы-реки, то можно осмотреть старейшую в России шоколадную фабрику «Красный Октябрь».

Кондитерская фабрика на Берсеневской набережной была построена фирмой «Эйнем» в 1890-е годы и национализирована после октябрьской революции. В советский период она получила название «Красный Октябрь.

Здесь же, совсем рядом расположился довольно молодой памятник – это памятник Петру Первому на Москве-реке, установленный на маленьком насыпном островке между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Автор памятника – Церетели. Его официальное название – «В ознаменование 300-летия российского флота».

Образцом стиля модерн является особняк архитектора Л. Кекушева. Строил его он сам по своему собственному проекту в 1901—1902 годах. С виду особняк напоминает замок за счет разновысоких частей и разных по своим формам крыш. Внутри есть парадные помещения и мансарды. Сейчас здесь размещен Атташат Египта.

Еще один красивый дом расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной – Доходный дом Перцовой, также про него говорят, что он «Дом-сказка».

Рис.67 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Дом Перцовой

Построили его в 1905 году по эскизам художника Сергея Малютина. В облике дома много сложных разнообразных форм, но выглядит органично и законченно. Здесь можно встретить асимметричное расположение окон, балконов, богатый декор, башнеобразные выступы кровли. В подвале дома когда-то располагалось кабаре «Летучая мышь», а в мансардах были мастерские художников.

Аптекарский огород

В 1706 году был перенесен огород лекарственных растений из-под стен Кремля на нынешнее место расположения Аптекарского огорода. Есть легенда, а может и правда, что царь Петр I самолично посадил в новом огороде ель, пихту и лиственницу.

Иностранные, в большинстве своем немецкие, специалисты-садовники были приглашены для содержания огорода. Ботаники направляли экспедиции в регионы страны, собирали гербарии и писали научные труды.

Владел Аптекарским огородом изначально Аптекарский приказ, после же Московский госпиталь, в 18 веке Московская медико-хирургическая академия. После Аптекарский огород понадобился Московскому университету, так как его Ботанический сад, располагавшийся на Моховой улице, нуждался в расширении.

И в 1805 году первого апреля за 11 тысяч рублей серебром Аптекарский огород покупает Московский университет.

В 1807 году заведующий в то время огородом Георг Франц Гофман распоряжается создать его план. Этот план считается самым ранним из тех что сохранились.

В 1808 году издается первый каталог растений огорода, которые выращивали в грунте и оранжереях. В каталоге содержалось 3528 растений.

Рис.68 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Аптекарский огород

Но приходит 1812 год с его пожарами в Москве и Аптекарский огород тоже пострадал. Для восстановления нужны были деньги и их нашли путем продажи 4 га земли на частную застройку.

В 1850-х огород становится доступным для жителей, но за определенную плату. Деньги за вход были немного высоковаты для того времени, но все равно Аптекарский огород становится популярным местом для прогулок.

Рис.69 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Аптекарский огород

Постепенно сад превращается в центр отечественной ботаники, здесь ведутся научные работы, а полнота коллекции не уступает оранжереям в Европе.

События 1917 года сыграли печальную роль в существовании Аптекарского огорода, потому что в это время деревянные постройки и ограждения горожане стали растаскивать на дрова, а внутри вместо редких растений выращивать овощи для еды.

Но продолжалось такое положение дел не долго, так как советское правительство понимало важность научной работы в Аптекарском огороде и восстановило порядок в московском ботаническом саду. Значение сада было столь велико, что даже новую станцию метро в 1952 году назвали Ботанический сад.

Рис.70 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Аптекарский огород

В советский период ежегодное посещение было около 200 000 москвичей в год (а это выставки, прогулки, экскурсии). Потом уже появляется в Останкино Главный Ботанический сад Академии наук СССР (площадь 360 га) и Агробиологический сад МГУ (1953 год). И Аптекарский огород становится его филиалом.

Но и сейчас, в современный период люди любят посещать Аптекарский огород, и он не теряет своей актуальности.

Находится он на проспекте Мира, дом 26, стр. 1.

Музей истории ВМФ под открытым небом

Экспозиция музея военно-морского флота располагается в парке Северное Тушино под открытым небом и любой желающий может увидеть все экспонаты совершенно бесплатно на набережной.

Самые крупные экспонаты музей – это дизельная подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец», десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат», боевой морской транспортно-десантный экраноплан «Орленок».

Тут много экспонатов размером и поменьше.

Рис.71 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» в парке Северное Тушино под открытым небом

Рис.72 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Экраноплан «Орлёнок» в парке Северное Тушино под открытым небом

Дизельно – электрическая подводная лодка была построена в 1980 году на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (сейчас этот город называется Нижний Новгород).

С 1981 г. лодка служила на Северном флоте.

Бывала она в боевых походах в Средиземном море, в Северной и Южной Атлантике.

Но чаще всего ей приходилось плавать в Баренцевом и Норвежском морях.

Списали подводную лодку в 1998 г., после чего ее выкупило правительство Москвы.

Рис.73 По Москве с Аннушкой Путешественницей

Десантный штурмовой катер «Скат» на воздушной подушке в парке Северное Тушино под открытым небом

Из Каспийска в 2007 году в Москву доставляются и устанавливаются рядом с подводной лодкой экраноплан «Орлёнок» и десантный штурмовой катер «Скат» на воздушной подушке.

Продолжение книги