История Рождества. Рождество!!! Время чудес, праздника и надежды бесплатное чтение
© Татьяна Керн, 2024
ISBN 978-5-0062-3478-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
I. Введение
Каждый из нас не раз слышал это слово «Рождество», и, каждый раз это слово вызывает трепет, ощущение праздника, ожидание чудес, дает надежду на то, что произойдет то, что так сильно ожидаешь. Перед Рождеством мы вспоминаем о том, что более двух тысяч лет назад Бог послал Своего Сына на землю, чтобы люди могли примириться с Богом, и получили спасение и освобождение от рабства греха и смерти.
Ис.9:6 «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Ему имя: Чудный, советник, Бог крепкий, отец вечности, Князь мира».
Рождество – это об Иисусе и о том, что Божья любовь была показана явно. Но история Рождества началась задолго до рождения Иисуса Христа. Бог на протяжении многих тысяч лет говорил о том, что это должно произойти. Если более внимательно читать Библию, то можно было увидеть, что это было задумано Богом ещё прежде создания мира.
Еф.1: 4 «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви».
В книге Бытие мы читаем о том, что план искупления человечества был, не только задуман Богом, но также этот план был провозглашен.
Бог обращается к дьяволу: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).
Этот план был задуман ещё до этого, но именно здесь во время грехопадения человека, Бог провозгласил, каким образом это произойдет. Спаситель родится от женщины. Дьявол будет каким-то образом пытаться остановить план искупления, но он будет поражен.
Чтобы нам понять историю спасения человека, нам нужно, прежде всего, понять от чего именно нас надо спасать.
II. История грехопадения человека
С самого начала мы можем видеть, что Бог творил весь мир словом Своим. Сказал Бог, и стало так. Мы должны понимать, что создавая физический мир, создавались одновременно законы физики, химический состав вещества, различные конфигурации геометрии, отношения между клетками (биология), строгие соотношения между всем строением (математика), геология и астрономия и т. д. На сотворение Богом мира, нужно посмотреть более масштабно и широко. Настолько Бог велик в том, что Им сотворено. Его слово содержит огромную мощь, которое творит не только что-то, но и имеет определенный порядок.
Сотворение человека
Бог сотворил небо и землю, флору и фауну. Этот прекрасный окружающий нас мир – сотворен Богом. Человек уникален тем, что Бог создает человека особым образом, не так как Он создавал все остальное.
Быт.2:7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Бог создал все в мире одним лишь Словом. Создавая же человека, Бог начинает действовать. Он создает человека из праха земного и вдыхает в него дыхание жизни.
Бог захотел, чтобы рядом с Ним был кто-то, кто был бы похож на Него. Бог захотел, чтобы был кто-то – кому Он смог бы отдавать свою любовь, и кто-то – кто также любил бы Его. Таким созданием Творца явился человек.
Начиная с 26 стиха книги Бытие, начинается процесс сотворения человека. В 26 стихе Бог говорит, что сотворит человека и с 27 стиха говорится о том, что Бог сотворил человека особым образом: по образу Своему и по подобию Своему.
Быт.1:26—28 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом и над землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Образ и подобие Божие – это синонимы, которые используются здесь для усиления того, чтобы подчеркнуть важность написанных слов. Такой прием в литературе называется параллелизмом.
Что же такое образ и подобие Божие и как это касается нас? Попробуем ответить на эти два вопроса.
1. Человек – это творение
Бог создал человека подобным Себе. Слова «образ и подобие» говорят не только о схожести, но и о различии. Человек не был всегда, он был сотворен Богом.
Быт.1:27 «И СОТВОРИЛ Бог по образу Своему, по образу Божию сотворил его».
Слово образ говорит о том, что это не сам образ, а похож на настоящее. Человек – не Бог, он – человек, который является похожим на Бога и всецело зависит от Бога. Человек сотворен Богом и зависит от Него. В то время, как Бог не зависит ни от кого и ни от чего. Бог есть Сущий, а человек – сотворенный.
2. Человек – это личность
Способность слышать и понимать Бога:
Уже то, что человек создан по образу и подобию Бога говорит о том, что человек – это не животное. В отличие от остальных творений Божиих, человек сотворен таким образом, что он способен был слышать и понимать Бога.
Быт.1:28 «И благословил их Бог, и СКАЗАЛ ИМ Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Кроме того, Бог создал человека таким образом, что он способен не только понимать то, что говорит ему Бог, но также человек наделен способностью говорить. Этим он радикально отличается от животных. Человек отличается от животных ещё и тем, что у него есть способность к самосознанию. Разумность человека, рациональное мышление и способность к самосознанию – это и является тем, что делает человека личностью. То, что человек является личностью – это и делает его похожим на Бога. Это делает человека способным выполнять следующие разумные шаги:
Способность управлять:
Быт.1:26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Человек получил от Бога власть – владычествовать над творением. Своего рода человек является наместником Бога на земле. Бог доверил человеку часть Своей власти. Бог делегирует часть своих прав человеку. Так, например, Бог позволяет человеку дать названия всем животным.
Быт.2:19—20 «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым».
Способность творить:
Из того, что Бог дал человеку, он научился что-то создавать. Он стал строить дома, он стал писать книги и картины и т. д. Это еще одна способность, которая делает человека подобием Бога. Но и здесь мы можем увидеть, что человек является подобием Бога. Бог создает из ничего, а человек создает из того, что дал ему Бог.
Способность общаться:
Только человек имеет возможность общаться при помощи слов. Эта уникальная способность дана человеку Богом. Посредством слова люди общаются, передают друг другу эмоции, разрешают свои проблемы. Бог создал тех, с кем Он может иметь общение, и они могут общаться друг с другом.
Способность воли:
Быт.2:8—9, 16—17 «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Это повеление Бога говорит о том, что Бог дал человеку возможность выбора: послушаться Бога и быть вместе с Ним или ослушаться Его и отказаться от Него. Но человек выбрал непослушание. В результате того, что грех вошёл в естество человека, произошло разделение между Богом и человеком. В результате этого непослушания человек умер духовно, произошло разделение с Богом; пришли болезни, войны, катастрофы; пришло то, что человек даже не мог предполагать.
Способность любить:
Бог есть любовь, и Он наделил человека также этой способностью любить. Призвание Бога о том, что нужно любить Бога, а также любить ближнего своего говорит о том, что Бог наделил человека этой способностью.
Итак,
Бог создал тех, с кем Он может иметь общение, может сотрудничать, может доверять, кому Он может изливать свою любовь.
3. Человек – это духовное творение
Быт.2:7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Человек является духовным творением. Это является сердцевиной того, что человек является образом и подобием Бога. Духовная сущность человека никак не сопоставляется физическими элементами.
Нужно понимать, что дух и душа – это не одно и то же.
Евр.4:12 «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
В этом отрывке из Писания ясно говорится о том, что дух и душа – это совершенно разные субстанции.
Ин.4:24»Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Бог не является плотью, Он является духом. Поэтому, чтобы иметь отношение к Богу, нам необходим дух.
1-е Кор.2:14 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».
После грехопадения человек потерял эту возможность общения с Богом. Но Бог приготовил совершенный план искупления человека, отдав Своего Сына для искупления многих. Дух рождается в нас в тот момент, когда мы принимаем Иисуса своим Господом и Спасителем. Если дух не будет преобладать над плотью и душой, то человеку трудно противостать приманке сатаны.
4. Человек наделен душой
Быт.2:7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Когда Бог сотворил человека из праха земного, то его тело не имело жизни. Но как только Бог вдунул дыхание жизни, тогда человек стал душою живою. По-гречески слово «душа» означает «дышать», что означает саму жизнь человека. Душа – это то, что дает жизнь телу. Душу невозможно убить, так как она не является материальной, в отличие от тела. Её можно погубить в смысле того, что она может попасть в ад. Где же находится душа в теле человека? Библия говорит об этом так
Левит 17:14 «ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его».
Функциями души являются эмоции и чувства, воля, интеллект.
Эмоции и чувства отражают отношение человека к чему-то или к кому-то. Эмоции относятся к сфере переживания, а чувства относятся к сфере осознанности. Эмоции могут возникать в какой-то момент, а чувства вызывают конкретные факты, события, люди, обстоятельства. Мы чувствуем, что Бог любит нас из-за осознанности того, что Он сделал для нас. А на эмоциональном уровне мы переживаем Его присутствие.
Воля – это способность человека принимать решения и выполнять действия в соответствии с принятым решением. Бог предоставил человеку свободу выбора, чтобы быть послушным Ему или идти на поводу своей плоти. Так перед Адамом и Евой был предоставлен выбор в том, есть ли от плодов дерева познания добра и зла. В их воле находилось то, чтобы сделать этот выбор. И это была воля человека на то, чтобы ослушаться Бога. Поэтому и пришло наказание за сделанный выбор.
Ум, интеллект – это способность осознавать ситуации, способность к обучению и запоминанию, понимание окружающего. Ум, интеллект – это память, восприятие, мышление, воображение. Это способность мыслить и анализировать. Неправильное мышление – это корень многих проблем. Поэтому, во многих ситуациях, важно одержать победу в своем разуме. Образ нашего мышления влияет на нашу жизнь. Если мы научимся свои мысли сравнивать с Библией, то мы сможем одерживать победу в изменении многих ситуаций и работать над своим характером.
2-е Кор.10:4—5 «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».
5. Человек обладает физическим телом
Вначале Бог творит тело человека. Он творит человека из праха земного. Вот почему элементы человеческого тела можно найти в земле.
Иов 10:11 «кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня».
Наше тело устроено «шедеврально» и удивительно. Богом предусмотрено все для того, чтобы тело было защищено и правильно функционировало. Тело состоит из совокупности действующих органов, которые взаимосвязаны между собой и делают весь организм функциональным. Тело человека состоит из клеток и тканей различных типов. Каждый орган в теле человека выполняет свою функцию.
6. Человек – мужчина и женщина
Уникальность создания человека ещё наблюдается в создании мужчины и женщины. Этот факт выделен в Библии
Быт.1:27 «И сотворил Бог по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Эта короткая фраза содержит глубокий смысл и значимость. Мужчина и женщина очень разные, но в корне они имею одинаковую общность и равную значимость. Они оба являются образом и подобием Бога.
В современном мире мужчины и женщины нуждаются в том, чтобы знать о своём предназначении, чтобы знать какими их на самом дуле задумал Бог. Сущность не в том, какие функции должен выполнять мужчина, или какие функции должна выполнять женщина; сущность в их предназначении. Бог создал мужчину и женщину с определённой целью, иначе, зачем тогда было бы создавать мужчину и женщину, достаточно было бы остановиться на Адаме. У Бога никогда ничего не бывает лишнего, у Него всё совершенно и прекрасно. Когда Бог закончил творить и увидел, что «всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31). Если ты увидишь то, каким тебя создал Бог, то тебе легче будет восполнить весь потенциал, который заложен у тебя внутри. Важно также понять, что духовный человек живёт как в мужчине, так и в женщине. Женщина сделана из той же природы, что и мужчина.
Быт.2:21—22 «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку».
Мужчина и женщина дополняют друг друга. У них есть отличия. Главным отличием женщины от мужчины является её способность рожать. Эти отличия даны для того, чтобы они могли восполнить эмоциональные и физические нужды друг друга. Предназначения мужчины и женщины не зависит от культуры или традиций, не зависят от того какой они национальности, или какого они цвета кожи. Стать одной плотью подразумевает, что муж и жена будут относиться друг к другу как Церковь и Иисус Христос. Отношение между мужем и женой – это прототип отношений между Христом и Церковью.
Еф.5:22—33 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь. Потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».
Предназначение человека
То, как Бог сотворил человека и какими особенностями Он наделил его, говорит об особом назначении человека в мире. Бог не мог сотворить что-то не имеющее смысла. Человеку нужно знать свое предназначение. Предназначение – это то, что наполняет смыслом жизнь. Если человек не выполняет своего предназначения, то возникает ситуация конфликта Бога и человека. У Бога есть чудесный и совершенный план для каждого человека. Бог никогда не потребует от нас того, чего Он не вложил нас. Поэтому важно довериться своему Создателю и жить по той инструкции, которую Он дал в руки наши – это Библия. Для того, чтобы понять корень предназначения человека возвратимся к книге Бытие.
Быт.1:26—28 «И сотворил Бог по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
1. Быть образом и подобием Бога
«И сотворил Бог по образу Своему, по образу Божию сотворил его»
Быть образом и подобием Бога – это значит отражать Его природу и Его характер. Бог полностью открыл Себя человечеству в Иисусе Христе. Придя в мир, Иисус показал нам характер Бога. Также Иисус является Человеком, Который является совершенным в исполнении предназначения человека. Мы можем посмотреть в Библии, к чему призывает нас Иисус, чтобы нам быть похожими на Него.
1. Любить: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил вас, так и вы любите да друг друга». (Ин.13:34)
2. Творить добро: «Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». (Деяния 20:35)
3. Быть кроткими и смиренными: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф.11:29)
4. Посвящать свою жизнь служению Богу: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы мне не пить её, да будет воля Твоя». (Матфея 26:42)
5. Прощать обиды: «Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». (Кол.3:13)
6. Жертвовать: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из вас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня». (Римл.15:1—3)
7. Освящаться: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так. Как Он чист». (1 Ин.3:3)
8. Преодолении греха: «Итак, как Христос пострадал плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью: ибо страдающий плотью перестает грешить». (1Петра 4:1)
9. Бороться со злом: «Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир» (1 Ин.5:4).
2. Общаться с Богом
«И благословил их Бог, и сказал им Бог»
Бог желает общаться с нами, говорить к нам и слушать нас. Мы можем общаться с Богом посредством молитвы и чтения Слова Божьего.
Любые взаимоотношения предполагают взаимность. Как наша душа жаждет общения с Богом, также и Бог желает общаться с нами. Человек создан для общения с Богом. В результате грехопадения человека эти отношения были прекращены.
Быт.3:8—9 «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты»?
Когда мы читаем книгу Бытия, мы видим как грех и проклятие вошли в наш мир через непослушание. Через грех пришла вина, а с ней и страх, отношения с Богом нарушились. Написано, что Адам убоялся Бога и спрятался. Грех разрушил отношения любви и дружбы. Грех – это то, что разделяет человека с Богом, это то, что стало препятствием на пути к Богу. Но для Бога нет ничего невозможного. Он сказал, что семя жены поразит врага и придёт восстановление. Бог начал с того, что одел Адама и Еву в кожаные одежды, чтобы защитить их. Для этого в первый раз в жертву было принесено животное, была пролита кровь. Бог показал этим, что прощение и восстановление начинается через кровь и жертву. После грехопадения Адама и Евы нужен был способ, чтобы восстановить нарушенное общение. После жертвы Иисуса Христа эти отношения вновь стали реальными. Эти отношения стали возможными из-за искупления Христа, благодаря Христу. Иисус восстановил потерянные взаимоотношения людей с Богом.
Здоровые отношения без общения невозможны. Бог общается с нами посредством Библии. Библия – это Слово Бога к нам. Через неё Он раскрывает нам Свой характер, Свои цели, раскрывает нам то, какими мы являемся на самом деле.
Молитва приводит к близким взаимоотношениям с Богом, помогает глубже понимать Его, его цели и планы. Человек создан по образу и подобию Бога, т.е человек – это духовное творение и Бог создал человека для общения с Собой. Мы обладаем духовной природой, но мы не можем отражать Его образ и подобие, если не находимся в тесном общении с Ним. Молитва помогает слиться в единое целое с Богом.
3. Быть Его представителями на земле
Это, наверное, самое главное – почему мы здесь, на земле, почему Бог дал нам жизнь, почему Бог нас спас, почему Он нас ведет и учит. Все это происходит, потому что он верит в нас. Он хочет, чтобы мы исполнили Его призвание в своей жизни.
Мф.25:13—30 «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил имение свое: И одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; тотчас также и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: „господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них“. Господин его сказал ему: „хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего“. Подошел также и получивший два таланта и сказал: „господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них“. Господин его сказал ему: „хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего“. Подошел и получивший один талант и сказал: „господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое“. Господин же сказал ему в ответ: „лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, ия, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющего десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а не у имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов“. Сказав сие Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!».
Конечно же, в этой притче человек, который отправился в чужую страну это наш Господь Иисус Христос. И оставляет Он нас на этой земле, поручая нам имение своё. Он доверил Своей Церкви истины, законы, обетования, силу. Иисус послал Духа Святого, чтобы сделать нас способными исповедовать эти истины и научать им, соблюдать и внедрять эти законы, пользоваться этими обетованиями и применять их, упражняться в этих силах и употреблять их. Ленивый раб закопал и скрыл свой талант. Был ли он счастлив от этого? Нет, он был наказан. Тоже можно сказать о людях, которые не исполняют своего предназначения. Это люди у которых отсутствуют радость, нет мира и не находят покой.
Главное же сотрудничество человека с Богом, это весть об искупительной жертве Иисуса Христа, посредством которой, Бог соединяет с Собой человека. Бог желает, чтобы люди нашли Его. И для этого и проявляется сотрудничество христианина и Бога, чтобы люди нашли Его.
Деяния 17:26—27 «От одной крови Он произвел род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли – хотя Он и недалеко от каждого из нас».
Это сотрудничество заключается в понимании природы Бога и Его цели.
Бог дал нам служение примирения.
2Кор. 5:20 «Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».
Истинное призвание каждого христианина заключается именно в этом. Перед тем, как начать свое земное служение, Иисус собрал Себе команду. Они не обладали какими-то особыми талантами, но они открыли свое сердце Иисусу и последовали за Ним. Находясь рядом с Ним, они видели Его жизнь, Его характер, Его служение. Иисус исцелял, изгонял бесов, кормил, проповедовал, учил. Иисус выстраивал такие отношения с учениками. Следуя за Иисусом Христом, Его ученики видели принципы выстраивания Царства Божьего.
Мк16:15—18 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».
Иисус наделяет Своих учеников властью и полномочиями для того, чтобы и они делали то, что и Он делал. Власть дана была ученикам для конкретной цели – идти и проповедовать Евангелие. Итак, поручением Иисуса было то, чтобы сделать учениками все народы.
Мы соединяемся с Ним. И когда мы с Ним соединяемся, начинаем чувствовать то, что чувствует Иисус. Мы не разделяем себя, мы не отделяем себя от Него. Мы хотим, чтобы у нас было одно сердце с Ним, одни мысли, одни желания. И когда желания Бога входят в твое сердце, ты начинаешь делать то, чего никогда раньше не делал.
Еф.2:10 «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
Грехопадение человека
Человек был сотворен для вечной жизни вместе с Богом. Он был создан Богом, общался вместе с Ним. Но после грехопадения возникла стена, которая разделила человека с Богом. И название этой стены – грех.
Грех – это несогласие с Богом, это поступки, которые противоречат Слову Божьему. Несоответствие тому, как на это смотрит Бог и принципам Бога, является грехом. Когда-то Люцифер захотел стать равным Богу и был проклят за свою гордость. В Эдемском саду человек также хотел стать как боги, знающие добро и зло.
Все мы знаем историю о том, как Адам и Ева согрешили. Их грех состоял в том, что они не послушались повеления Бога о том, чтобы они не ели от дерева познания добра и зла.
В книге Бытие также здесь говорится о том, как произошло грехопадение человека. Люди жили в гармонии, пока не произошло это событие. Это было не просто событие, которое произошло. Это событие определило всю остальную жизнь человечества. Поэтому важно понять сущность грехопадения, точку отсчета, в результате которого все человечество попало в конфликт взаимоотношений с Богом. Написано, что Адам убоялся Бога и спрятался. Грех разрушил отношения любви и дружбы. Грех – это то, что разделило человека с Богом, это то, что стало препятствием на пути к Богу. Грех стал стеной между Богом и человеком. Бог свят, и ничто грешное не может находиться рядом с Ним.
Сущность этого грехопадения состоит в том, что человек захотел создать свою систему ценностей, независимую от Бога.
Быт.3:4—6 «И сказал змей жене: нет, не умрете. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание и взяла плодов его и ела и дала также мужу своему, и он ел».
Сатана предложил им посмотреть со своей точки зрения, не с той системы ценностей, которую создал для человека Бог, а своими глазами.
Посмотрим, что же сломалось в результате грехопадения человека.
1. Человек становится рабом греха
Римл.6:17 «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя».
2. Пришли болезни, и пришла физическая смерть
Быт.3:19 «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
3. Наступила духовная смерть
Ис.59:2 «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать».
4. Человек стал, подчинён дьяволу, в нем стала действовать сила, которая заставляет не подчиняться Богу.
Еф.2:1—2 «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления».
5. Вечная смерть
2 Фес.1:9 «Которые подвергнуться наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его».
6. Зло и нечестие приобретают ускоренный рост.
2 Тим.3:1—5 «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же Его отрекшиеся. Таковых удаляйся».
Вся третья глава книги Бытие показывает нам, каким образом грехопадение произошло, что там сломалось, в результате чего Господь выгоняет человека из Эдемского сада и поставляет ангела охранять путь к дереву жизни. Грех никак не может остаться безнаказанным, так как Бог является справедливым Богом.
Римл.6:23«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
Божий план искупления человечества
Таким образом, мы подошли к тому, что человек нуждается в спасении.
Римл.3:10—12 «Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».
Бог начал с того, что одел Адама и Еву в кожаные одежды, чтобы защитить их. Для этого в первый раз в жертву было принесено животное, была пролита кровь. Бог показал этим, что прощение и восстановление начинается через кровь и жертву.
Евр.9:22 «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».
Должна была быть заместительная жертва, т.к. наказанием за грех должна была быть смерть.
Левит 17:11 «Потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает».
В Ветхом завете Бог ввел служение первосвященника. Об этом подробно говорится в книге Левит. В обязанности первосвященника входило вносить кровь невинных животных в святое святых. Первосвященник мог с жертвенной кровью войти в присутствие Божье, чтобы покрыть грехи народа. Обряд жертвоприношения символизировал снятие с человека греха и перенос его на агнца, который умирал вместо человека. И первосвященник, и кровь животных, и смерть агнца были прообразами Иисуса Христа.
Но кровь тельцов и агнцев не могла полностью восстановить отношения с Богом. Это была всего лишь временная жертва. Ни смерть молодого агнца, ни даже смерть обыкновенного человека не могут покрыть вину согрешивших людей для приобретения ими права на вечную жизнь с Богом. Слишком уж неравнозначна замена. Должен был быть Кто-то, Кто настолько свят, кто смог бы взять грехи человека на Себя и понести за человека наказание. Итак, мы подошли к тому, что должен был родиться Тот, Кто может спасти нас. Таким Человеком стал Иисус Христос – Сын Божий.
Отдавая Своего Сына Иисуса Христа, Бог отдал самое дорогое и совершенное, что было у Него.
Евр.9:11—14 «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшую скинию, нерукотворённую, то есть не такого устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл в святилище и приобрёл вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает осквернённых, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя, непорочного, Богу очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!».
Когда мы поймём ценность крови в глазах Бога, то мы и сами будем понимать это и сможем применять и ценить Кровь Христа в нашей жизни. Он заплатил ценой Своей Крови за нас, Он умер вместо нас. Цена нашей вечной жизни – это Иисус Христос.
Ин3:16 «Ибо так полюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Бог искупил и восстановил статус человека через искупительную жертву Иисуса Христа.
Человек в результате спасения перешел из смерти в жизнь, из проклятия в благословение, от греха к прощению, от поражения к победе, от вражды с Богом к миру с Ним, приобрёл природу праведности.
III. Пророчества
Многими людьми ставится под сомнение достоверность Библии. Но какими бы вескими доказательствами не располагали эти люди, есть Тот, Кто свидетельствует нам о её достоверности – это Дух Святой. Библия не противоречит сама себе. Хотя она и написана большим числом авторов и в разное время, она всё равно является единой и последовательной книгой. Достоверность и точность библейских текстов подтверждают история и археология. Исторические факты не вызывают сомнений. Археологические раскопки свидетельствуют о достоверности происходящих событий в Писании. Многочисленные древние рукописи Библии были сохранены и представляют единую книгу. Библейские пророчества, описанные в Библии, также подтверждают достоверность Библии. Здесь мы рассмотрим исполнение пророчеств, которые были написаны в Ветхом Завете, касающихся рождения Иисуса Христа.
1. ПРОРОЧЕСТВО БОЖЬЕГО ОБЕЩАНИЯ
В книге пророка Исайи можно прочитать о том, что Бог дает обещание о воплощении Сына. Это обещание имеет колоссальное значение для человечества. Прочитаем о нем.
Ис.9:1—7 «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это».
Бог говорит о том, что родится Сын, Который станет инструментом примирения человека с Богом. Это пророчество было написано примерно за 700 лет до рождения Иисуса Христа.
СВЕТ ВЕЛИКИЙ
Во втором стихе описано, что народ, который ходил во тьме, увидит свет великий. Народ Израиля находился в глубокой тьме:
1. Израиль находился под Римской империей, и эта империя навязывала свою идеологию жизни.
2. Вера Израильтян значительно истощилась и стала больше похожа на религиозность, где они своими делами и обрядами хотели быть праведными перед Богом, перед другими и перед собой. Они своими делами пытались заработать спасение.
3. Земля Завулонова и земля Неффалимова, здесь описанные, это земли, которые были завоеваны Ассирийцами. Их стратегия состояла в том, что они женились на женщинах Израиля. В результате этого, происходит ассимиляция народа Израиля. Когда-то Северное царство отделилось от Иудеи, они создали своих идолов и стали поклоняться им. В 722 году до РХ Северное царство Израиль полностью попадает под влияние Ассирии и пропадает.
Вот в эту тьму Бог посылает Свой свет, Он посылает Иисуса. Похожее событие происходило и в нашем сердце. До того, как мы приняли Иисуса Христа в свое сердце, наше сердце находилось в полной тьме. Иисус Христос пришел в нашу жизнь и в нашем сердце воссиял великий свет.
Исполнение этого пророчества о том, что эти земли увидят великий свет, мы уже читаем в евангелии от Матфея.
Мф.4:13—16 «И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».
ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ
Далее, читая это пророчество с 3 по 5 стихи, мы можем увидеть, что не только народ увидит великий свет, но и придет великая радость.
Пришел свет и в результате этого происходят события, которые приносят в радость:
1. Ярмо, метафорически, говорит о тяжести греха. Вина греха, как ярмо, давит на человека.
Пс.37:5—9 «Ибо беззакония мои превышают голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего».
Вот так Давид описывает состояние тяжести и вины греха. Настолько сильно грех порабощает человека, что он становится похожим на вола, который тащит это ярмо на себе. Пришел Иисус и сокрушил это ярмо. Это может делать только Иисус Христос.
1 Ин.1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
2. Также в этих стихах описывается радость во время жатвы. Такая радость бывает тогда, когда земледелец после тяжелого труда, получает хороший урожай.
МЛАДЕНЕЦ – СЫН ДАН НАМ
Спасение стало возможным только благодаря тому, что был рожден младенец – Сын дан нам.
1. ИМЯ
Имя в Израиле имело огромное значение. И в 6 стихе мы читаем о пяти именах, которые даны были этому младенцу. Эти имена свидетельствуют о том, Кто пришел на землю, как младенец, и для чего Он это сделал.
Имя Чудный:
это имя говорит о том, что сам Иисус Христос является не похожим ни на кого. Он одновременно является и Богом и Человеком. Он должен был быть человеком, чтобы как представитель человечества, понести наказание за грех. Он должен был быть Богом, чтобы как святой и непорочный агнец смог омыть грехи человека. Иисус родился как человек, чтобы Ему, как представителю человечества, понести наказание за грех вместо нас, поскольку только человек может быть наказан за человеческий грех. Божья праведность, которая является Его сущностью, требует справедливого и праведного наказания греха и грешника. Иисус не имел в себе никакого греха, поэтому Он смог расплатиться за человеческий грех. Он был той беспорочной жертвой, которую Бог мог принять.
Римл.5:17 «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие»
Иисус показывает единственно – верный путь, который приводит к Отцу и открывает истину о том, каким на самом деле является Бог.
Ин.14:6 «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Иисус показывает Свою роль как посредника между Богом и человеком.
Иисус Христос есть Сын Божий, появившимся на свет от Святого Духа и Девы Марии. Он одновременно является и Богом, и Человеком.
1 Тим.3:16 «…великая благочестия тайна: Бог явился во плоти».
Эти слова апостола Павла свидетельствуют о том, что Бог родился как Человек. Нам важно запомнить эту истину. Эта истина о божественности и человечности Личности Иисуса Христа очень важна. Если бы Он не был Богом, то напрасна была бы наша вера, Его жертва ничего бы не стоила, так как Он был бы таким же грешником, как и любой другой человек. Но являясь, Сыном Божьим и Сыном человеческим, Иисус смог принести Себя в жертву и понести за наши грехи наказание.
Ин.1:14 «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Эти слова говорят нам о том, что рождение Иисуса от Бога Отца не было таким, как мы понимаем его в свете своего обычного человеческого рождения. Сын Божий родился не от зачатия, а как слово рождается от мысли. Зачатие Иисуса было непорочным.
Иисус вместе с тем, что Он Сын Божий, Он также есть Сын человеческий. Как человек Он родился от женщины; как человек Он испытывал голод, жажду, усталость; как человек Он испытывал потребность в сне и отдыхе; как человек Он укреплял Свои духовные силы постом и молитвой. Иисус был во всём подобен нам, кроме греха.
Почему Иисус должен был родиться как Человек
1. Показать миру, каким на самом деле должен быть человек, который был сотворён Богом.
Иисус Своей жизнью показал, каким должен был быть человек по замыслу Бога. Иисус Христос является для нас примером. По мере познания Иисуса как человека, Бог ведёт нас по пути совершенствования, и мы преобразовываемся в образ Иисуса Христа..
2. Чтобы показать, каким на самом деле является Бог.
2 Кор.4:6 «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».
Одна из целей Иисуса Христа состоит в том, чтобы у людей сложилось правильное представление о Боге и сложились правильные отношения с Ним.
Ин.14: 6—7 «Иисус сказал ему: я есмь путь и истина и жизнь: никто не приходит к Отцу, как только через меня. Если бы вы знали меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его».
В Иисусе Христе у нас есть возможность узнать Отца, прикоснуться к Нему. Другими словами, Иисус Христос пришел, чтобы нам открыть Бога земным понятным для нас языком, Словом от Бога. Об этом нам пишет апостол Иоанн.
1 Ин.1:1,5 «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни
И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы».
Иисусу Христу удалось донести эту цель. Иоанн говорит: Бог есть свет, и у Него нет никакой связи с тьмой.
Ин.5:19—26 «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну. Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
В этих стихах Иисус показывает нам, что Он пришёл не только как Сын человеческий, но и Сын Бога Иисус отождествляет Себя с Богом. Он говорит о том, что Он равен Богу, и Он творит то, что творит Отец. Иудеи видели, что Иисус творит чудеса. Что Он не только может делать такие дела, но может и воскрешать мёртвых как и Отец. Также Он говорит о том, что Отец весь суд отдал Сыну. Чтобы и Его чтили также как и Отца. Таким образом, здесь Иисус открывает нам Бога.
Иисус показывает любовь Бога и Его переживания о нас. Поэтому Иисус оставил трон и спустился на эту землю в тело маленького человека, рождённого девой Марией, и всё это ради каждого из нас.
3. Иисус должен был родиться как Человек, чтобы Ему, как представителю человечества, понести наказание за грех вместо нас.
Так как только человек может быть наказан за человеческий грех. Справедливость Бога требует наказания грешника. Иисус не имел в Себе никакого греха, Он был святой, поэтому Он смог расплатиться за человеческий грех. Он был той беспорочной жертвой, которую Бог смог принять. Иисус родился в этот мир, чтобы однажды умереть за наши грехи и даровать нам праведность, которую мы не заслужили.
Иисус открыл нам любовь Бога. Сила Его любви была так велика, что Он готов был идти до самого конца. Иисус пошел на крест ради нас.
Ин.3:16 «Ибо так возлюбил бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Иисус умер, чтобы показать, как сильно Он нас любит. Но не только для этого. Он умер, чтобы своей смертью заплатить наши долги перед Богом и спасти людей для вечности.. Иисус Христос заплатил эти долг Своей драгоценною Кровью. Он понёс наказание за грехи всего мира. Но грехи прощаются только тем, кто верит и просит о прощении.
Иисус в евангелии от Луки показывает цель Своего прихода на землю.
Лк.4:18—19 «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение,
слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».
4. Иисус должен был родиться как человек, чтобы воскреснув из мёртвых, показать путь к Отцу и дать жизнь вечную.
1Петра 1:3—5 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время».
Та же сила, которая воскресила Иисуса из мёртвых, действует в нас.
Еф.1:19 «И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его».
Мы живём в мире, где действует смерть, но среди всего этого в нас действует сила воскресения.
5. Иисус нанёс поражение сатане.
Иисус отнял силу и власть у дьявола, и дьявол был побеждён. Иисус воскрес из мёртвых могучей силой Бога, а затем воссел по правую руку от Него на небесах. Это место, где посажен Иисус, говорит Павел, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем
Еф.1:20—23 «Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём».
И вот ещё, что чудесно: Павел говорит, что те, кто поверил в Иисуса, восседают с Ним на этом месте власти.
Еф.2:5—6 «И нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
Лишенный власти, сатана пытается воздействовать на нас обманом, чтобы оказывать влияние на нас.
Ин.8:44 «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи».
Вот почему Иисус сказал в Иоанна 8:32 «Узнаете истину, и истина сделает вас свободными». Истина Иисуса Христа и то, что Он совершил через смерть и воскресение, рассеивает ложь сатаны, так же как свет рассеивает тьму. Когда ложь будет раскрыта, сатана не будет иметь возможности действовать.
6. Научить людей принципам и ценностям Царствия Небесного
Иисус очень часто говорил о Царствии Небесном. Согласно учению Иисуса Христа, Царство Небесное означает сферу жизни, где царствует Бог. Чаще всего о том, каково Царство Небесное, Иисус рассказывал притчами, так как раскрытие истин людям было возможным понять через призму притч. Когда человек хочет научить людей вещам, которых они не понимают, он должен начинать с того, что они могут понять. Притча начинается с вещей, понятных каждому из его собственного опыта, а потом ведет к вещам, ему непонятным и открывает глаза на то, чего он до сих пор не видел, собственно, не мог видеть. Рассмотрим на примере одной из притч.
Мф.13:24—30 «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Плевелы – сорная трава, против которой было тяжело бороться крестьянину. Это была трава, которую называли вика мохнатая. На ранних этапах развития эти плевелы были так похожи на пшеницу, что их невозможно было отличить друг от друга. Их можно было легко различить, когда они начинали колоситься, но к тому времени корни их были настолько переплетены, что плевелы нельзя было прополоть, не вырвав заодно и пшеницу. Пшеницу нельзя хорошо отделить от плевел во время роста. Обычно их разделяли вручную после молотьбы. Иногда находится человек, который умышленно высеивает плевелы на чужом поле. Эта притча учит тому, что в мире всегда есть враждебная нам сила, ищущая и жаждущая погубить доброе семя. Она учит нас тому, что очень трудно отличить тех, кто находится в Царствии от тех, кто не находится в нем. Человек может казаться хорошим, а на самом деле быть плохим, а другой может казаться плохим, а на самом деле все же быть хорошим. Она учит нас не торопиться со своими суждениями. Если бы жнецы добились своего, они обязательно постарались бы вырвать с корнем все плевелы и при этом вырвали бы и всю пшеницу. Суд наступит во время урожая. Она учит нас, что судить имеет право только Бог. Лишь Бог один в совершенстве может отличать зло от добра, лишь Бог один видит всего человека и всю его жизнь. Один Бог может судить.