Как узнать человека. Искусство глубоко видеть других и быть глубоко увиденным. Дэвид Брукс. Саммари бесплатное чтение
Оригинальное название:
How to Know a Person: The Art of Seeing Others Deeply and Being Deeply Seen
Автор:
David Brooks
Пандемия одиночества
В 2023 году сервис знакомств Mamba провел среди россиян опрос об одиночестве. 54 % респондентов рассказали, что испытывают это чувство последние полгода, каждый десятый ощущал себя одиноким, находясь в романтических отношениях.
Порой мы окружены родными и друзьями, но наши отношения с ними поверхностны. Чтобы выстраивать глубокие и эмоционально значимые связи с людьми, нужно многое уметь: делиться своими чувствами, утешать близких в тяжелые моменты, вести трудные разговоры без ссор – и не только. Откуда нам знать, как это делать? В наших школах учат алгебре и химии, но не общению.
Журналист и писатель Дэвид Брукс уверен: большинство социальных навыков сводится к одному и тому же: способности понять окружающих и дать им почувствовать, что их понимают. Его книга рассказывает, как добиться мастерства в этом искусстве.
«Превыше почти всего люди жаждут, чтобы другой человек посмотрел им в лицо с любящим уважением и принятием», – пишет Дэвид Брукс.
Что мы испытываем рядом с другими
Внимание окружающих подтверждает нам, что мы существуем, а наш опыт и наши переживания реальны и значимы. Когда нас игнорируют, мы ощущаем себя неважными.
«Я часто прошу людей рассказать о временах, когда они чувствовали себя увиденными, и они с сияющими глазами рассказывают о поворотных моментах своей жизни, – делится Брукс. – Они говорят о временах, когда кто-то заметил в них талант, который они сами были неспособны разглядеть, в точности понял, что им было нужно в момент истощения и верным способом вмешался, чтобы осветить им дорогу».
Рядом с нами есть преуменьшители и иллюминаторы.
Преуменьшителям не интересен никто, кроме них самих. Они замечают окружающих, только когда хотят от них чего-то. Собеседник, который постоянно рассказывает о себе и перебивает, стоит вам заговорить, – типичный преуменьшитель.
Иллюминаторы относятся к другим с вниманием и бережностью, поэтому люди расцветают рядом с ними. Беседуя с иллюминатором, вы чувствуете себя особенными и драгоценными. Иллюминаторы слушают так, словно полностью увлечены разговором, Они задают вдумчивые вопросы, помогают сформулировать мысли, которые раньше были неясными, дают вам шанс разглядеть в себе и своей жизни то, что вы не видели прежде.
Дэвид Брукс пересказывает историю, которая произошла с Дженни Джером – будущей матерью Уинстона Черчилля. Она ужинала в разные дни с двумя британскими политиками: Уильямом Гладстоуном и Бенджамином Дизраэли. К концу разговора с Гладстоуном девушка думала, что он был самым умным человеком на свете. К концу разговора с Дизраэли она ощущала самой умной себя. «Хорошо быть как Гладстоун, но лучше быть как Дизраэли», – замечает Брукс.
Мы переоцениваем свою способность понимать окружающих. Психолог Уильям Икес выяснил, как часто люди во время разговора верно распознают чужие мысли и чувства. Оказалось, что незнакомцам удается делать это в среднем 20 % времени, а близким – 35 %. Отдельные участники эксперимента показали результаты до 55 %, но у некоторых они стремились к нулю. Иронично, что испытуемые с низкими результатами верили: они «читают» других хорошо.
Брукс перечисляет восемь проблем, которые мешают людям понимать других. Одна из них – сосредоточенность на себе вместо собеседника – уже упоминалась. Вот остальные:
▶ Социальная тревога. Сложно сконцентрироваться на разговоре, когда каждую секунду думаешь: «А вдруг наступит пауза и мне будет нечего сказать?»
▶ Поспешное оценивание. Как рассказывает Брукс, раньше он выносил множество суждений о людях, только взглянув на них. Из-за этого у него не было времени узнать их по-настоящему.
▶ Эссенциализм. В нашем обществе люди нередко судят о других по тому, из какой они социальной группы. У нас есть стереотипы о мужчинах и женщинах, молодых и пожилых, учителях и музыкантах. За такими обобщениями сложно разглядеть особенности человека.
▶ Объективизм. Может показаться, что отличный способ понимать людей – это опираться на данные: цифры из исследований, результаты опросов общественного мнения и тому подобное. Но этот подход не позволяет увидеть в отдельном человеке личность с историей и переживаниями.
▶ Наивный реализм. Если верить, что реальность в точности такая, как нам кажется, а любой другой взгляд на нее неправильный, мы не сможем понять, как видят мир другие люди.
▶ «Проблема меньших умов». Каждый день мы думаем о сотнях вещей, но узнаем только о тех мыслях окружающих, которыми они делятся. Поэтому нам может казаться, что другие люди проще и глупее нас (но это неправда).
▶ Статичность восприятия и мышления. Родители по-прежнему видят в сыновьях и дочерях детей, даже когда последним за тридцать. Мужья и жены хуже понимают друг друга с годами, потому что представляют рядом образ прежнего человека. Важно помнить, что другие люди тоже меняются со временем.
Чтобы по-настоящему узнавать других людей, нужно видеть в каждом человеке загадку – и помнить, что мы смотрим на нее только со стороны. А еще практиковаться в искусстве понимания: никто не создает «Рождение Венеры», впервые взяв в руки кисть.
Что помогает нам понимать других
Рембрандт рисовал людей, которых мы и не заметили бы, пройдя мимо них на улице. Мы любуемся их портретами, потому что художник разглядел в этих людях сложную душевную жизнь.
Любящая нежность – первое из качеств, которые есть у взгляда иллюминатора. Вот остальные:
▶ Восприимчивость. Чтобы быть открытым к людям, нужно преодолеть собственные страхи или желание приписать другим то, что мы сами думали и чувствовали бы в их положении.
▶ Любопытство. У иллюминаторов сердца исследователей. Они хотят понять, как живут люди вокруг, каково быть каждым человеком.
▶ Эмоциональность познания. Европейская культура противопоставляет разум и чувства со времен Просвещения. Но этого разграничения нет во многих культурах и традициях. В Библии познание – это не только абстрактно-интеллектуальный процесс, но и переживание, жизненный опыт, форма отношений с людьми и с Богом.