Форменный интеллект бесплатное чтение

Иллюстратор Иван Петров

Корректор Александра Стрельникова

Редактор Марина Бузовкина

© Валерий Бузовкин, 2024

© Иван Петров, иллюстрации, 2024

ISBN 978-5-0060-0449-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Легенда оперативного сыска капитан милиции Бахтияр Амаргельдыев любит чёрный чай без сахара и посещает курсы звонарей. Его интеллектуальные возможности сравнимы с искусственным интеллектом, способным прокрутить миллионы операций в секунду и разгадать самые запутанные мошенничества. Не раз он раскрывал сложные преступления, чем заслужил уважение руководства и коллег. Сам капитан об этом никогда не рассказывает, ссылаясь на подписку о не разглашении, но активно делится, как он выражается, «галопами Вагнера» – лёгкими, на его взгляд, задачами на логику и эрудицию. Про уникальные сыскные данные Бахтияра знает узкий круг людей. Одни считают, что он засекречен, другие – спрятан на скромной должности. Однако многие его друзья, товарищи и большие начальники часто к нему обращаются в трудных ситуациях при расследовании уголовных дел. Судьба свела меня с ним в самом далёком от сыска месте.

1. Вагнер в гостях у Бетховена

Бахтияр Амаргельдыев засунул под мышку градусник и обвёл хитрым взглядом больничную палату. В головах находящихся на излечении в ведомственном госпитале скрипели шестерёнки. Больные пытались связать Бетховена с современными европейцами. Впрочем всё по порядку. Долго я искал среди полицейских современного Шерлока Холмса или на крайний случай Эркюля Пуаро. Нашёл в самом необычном месте – в госпитале. Камни почечные свели в одну палату номер четыре лучшего по профессии следователя из провинции, опера на транспорте, бойца из личной охраны одного высокопоставленного чиновника, Бахтияра из академии и меня, бывшего спецкора городской газеты. Каждый вечер лучший следователь не хотел ничего рассказывать о своей работе, а Амаргельдыев загадывал нам свои логические задачи. Сегодня он начал с Вагнера. Композитора Рихарда Вагнера.

…Будущая знаменитость появилась на свет в немецком Лейпциге. В юношеском возрасте Вагнер «конкретно подсел» на хобби музицирования на клавесине. В ту пору был популярен Людвиг Ван Бетховен. Рихард его прямо-таки боготворил. Однажды Вагнера осенило, что Людвиг ещё жив и есть возможность его навестить, поговорить о Музе с большой буквы.

Бетховен жил в Вене. По нынешним меркам недалеко от Лейпцига. 500 километров. Но во времена Вагнера преодолеть это расстояние без н-ой суммы денег было очень затруднительно. Разве что пешком!

Он стал копить и пытаться подзаработать на музыке. Сочинил сонаты для клавесина, написал партитуру и попытался заинтересовать книжных коммерсантов. Утончённая музыка для продвинутых интеллектуалов оказалась «невозможно продаваемой» и спросом не пользовалась. В топе хит-парадов лидировали кадрили, галопы и другие стремительные весёлые танцы.

Вагнер повздыхал тяжело и снова засел за клавесин. Сочинительство нескольких галопов пришлось ко двору. Издатели за них заплатили и Рахард отправился в путь.

«Паломник» шёл долго. По пути подрабатывал игрой на скрипке в уличных оркестрах. С особыми трудностями он столкнулся по прибытию в Вену. Горожане подсказали расположение особняка, где жил Бетховен и Рихард поселился в отеле напротив этого дома. Нелюдимый Беховен оказался неуловим. Вся гостиница была заселена постояльцами желающими встречи с музыкальной знаменитостью.

Владелец гостиницы, радовался. Деньги липли к его рукам. Фанаты Бетховена, в основном англичане, «делали ему кассу». Немец отельер, презирал англичан, а к земляку Рихарду проникся расположением и попытался ему помочь увидеться со знаменитостью. Он подсказал адрес бара, который изредка посещал Людвиг. Попытка не увенчалась успехом. Хоть Вагнер и увидел воочию гения-композитора, но заговорить с ним не решился. Потратив почти все деньги на гостиницу и жизнь в дорогой Вене, Рихард впал в отчаяние. Видит око, да зуб неймёт. Он сел за стол и написал послание старику Бетховену.

Он в красках описал создавшуюся ситуацию. Бетховен неожиданно ответил приглашением посетить его и Вагнер поспешил в гости.

Выглядел Бетховена очень потрёпано и неряшливо. Людвиг был чем то недоволен, но разговор состоялся. Так как Бетховен страдал глухотой, Вагнеру приходилось писать свои ответы на бумаге с нотным станом. Они сошлись во взглядах на серьёзную музыку. Покритиковали сочинителей лёгких опер. Людвиг рассказал о своей новой симфонии с хором. Такого музыкального синтеза ещё не существовало. Это был прорыв. В симфонии Бетховен использовал стихотворение «К радости» Шиллера.

– Может быть лет этак через двести европейцы оценят по достоинству мою симфонию, – вздыхал седовласый маэстро.

На этом эпохальная встреча закончилась. Вагнер написал на нотном листе, что он счастлив, трепетно пожал руку заслуженному композитору и откланялся.

…Дверь нашей палаты распахнулась. Вошла медсестра и раздала градусники. Бахтияр встряхнув термометр задал вопрос:

– Как европейцы почти через двести лет оценили по достоинству симфонию Бетховена? От себя ещё добавлю, что Симфония №9 Ре минор, – последняя симфония Людвига Ван Бетховена (1824). Она включает в себя часть «Оды к радости» поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистами и хором в последней части. Это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами.

2. Хобби Каррузо

Капитана милиции Бахтияра Амаргельдыева временно откомандировали в центр повышения квалификации академии, где попросили прочитать курс лекций для сотрудников оперативных подразделений. В конце очередной учебной пары, аккуратно протерев виниловую пластинку, преподаватель включил проигрыватель. Из динамика раздался голос оперного певца.

– Энрико Карузо. Великий итальянский тенор. Ария Хозе из оперы «Кармен», – интригующе произнёс Бахтияр, повернувшись к классу.

Аудитория замерла в недоумении. Это же не консерватория и не музыкальное училище. Выждав несколько минут, Бахтияр сделал звук потише:

– Задача на логическое мышление. Кто даст правильный ответ – поставлю зачёт. Во время гастролей в Аргентине мастера бельканто Энрико Карузо (Бахтияр указал на пластинку) президент страны пригласил в свою театральную ложу. Там он выразил восхищение творчеством Энрико и преподнёс уникальный филателистический подарок – конверт с погашенной редкой марок Аргентины. Карузо расплылся в умилении. Его страсть к коллекционированию марок была известна многим. Подарок президента он оценил. Утром за завтраком Карузо читал местные публикации о его гастроли.

Его уединение нарушил незваный гость. Местный филателист. Он попросил продать ему подарок президента Аргентины.

Карузо покачал головой, пояснил, что об этом могут узнать журналисты, они напишут об этом новость и президент обидится.

Сделка не состоялась. Энрике поспешил в театр на репетицию. Перед уходом он показал гостю раритетный подарок, потом положил конверт с редкой маркой поверх груды газет на столике, оделся, проводил визитёра на выход, вышел сам, запер дверь и отдал ключ портье.

После репетиции коллеги Карузо со своим окружением осмотрел достопримечательности Буэнос-Айреса. Вечером, когда уставший маэстро возвратился в отель, он вспомнил о марке, но на столике, где её оставил – не обнаружил. Перерыв весь номер, он сильно расстроился пропаже и позвонил в полицию.

Через полчаса комиссар с двумя оперативниками прибыли на вызов. Выслушав Карузо и просмотрев список посетителей, они попросили певца подробно описать пропавшую марку, затем вновь перерыли весь номер. Карузо предположил, что марку с конвертом умыкнул утренний визитёр и попросил его найти. Деликатное расследование продлилось сутки. На следующий день к маэстро пришёл комиссар полиции. Из нагрудного кармана от достал немного помятый знакомый конверт. Энрике был удивлён и поинтересовался кто же вор?

– Я был на одном из ваших выступлений, где вы исполняли арию Хозе из «Кармен». Эту оперу, как известно, написал французский композитор Жорж Бизе. Затем я вспомнил о другом знаменитом французе – Александре Дюма и об одном персонаже его книг – парижском комиссаре Жераре, вернее, о его методе раскрытия преступлений. Далее…

– А вот что произошло далее, вы и должны мне ответить, – произнёс, улыбаясь, Бахтияр.

3. Мистическое письмо

После занятия по огневой подготовке Бахтияр погасил в классе свет и включил видеопроектор. На экране Чарли Чаплин в форме полисмена гонялся за правонарушителями под звуки то нарастающего, то затухающего ритма музыкальной пьесы для рояля.

– Фильм «Тихая улица». Один из шедевров немого кино, – интригующе произнёс Бахтияр, повернувшись к классу.

Аудитория притихла. Выждав несколько минут, Бахтияр сделал звук тише:

– Как вы и просили, задача на логическое мышление.

…Накануне Нового года знаменитый актёр Чарли Чаплин, находясь в своём большом особняке в Беверли-Хиллз (штат Калифорния, США), перебирал бумаги в письменном столе и наткнулся на письмо, которое непонятно как туда попало. Автор, якобы, чёрный маг, подробно описал обстановку некоего дома, где появляются привидения, привёл сведения о количестве дверей и окон и заявил об опасности для жильцов.

Актёр в детстве чудом избежал погибель от английских серийных убийц и частично верил в мистику. Чтобы понять не про его ли особняк идёт речь, он пошёл считать окна в своём доме. К его удивлению, их оказалось именно столько, сколько указано в письме. Количество окон автор косвенно связал с продолжительностью Всемирного потопа и расположением дома рядом с неспокойным океаном. Кроме того, в письме было прописано предостережение, что хозяину не стоит оставаться дома одному и тем более гасить свет. На тот момент Чаплин отпустил прислугу домой и остался дома один. Если он выключит свет, то…

Продолжение книги