Сверхновые. Стихи бесплатное чтение

Дизайнер обложки Shifer dark

Корректор Shifer dark

Редактор Наталья Юрьевна Муратова

Иллюстратор Pixabay

© Ника Виноградова, 2024

© Shifer dark, дизайн обложки, 2024

© Pixabay, иллюстрации, 2024

ISBN 978-5-0053-6188-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Слово редактора

Дорогой читатель!

У тебя в руках очередной сборник стихов Ники Виноградовой (Виктории Голомидовой).

Автор – молодая, умная, складная и ладная женщина. Принято говорить «хрупкая»… Пожалуй и хрупкая. Хотя стихи без жалоб и женских слезинок. И даже крик израненной ли, возмущённой ли души – не отзывается жалостью, нет. Прочтёшь, и сразу – примерка «на себя»: кто я, зачем я, и почему я здесь? И начинается поиск ответов внутри себя. Вот оно – зёрнышко в почву, вот и росточек проклюнулся. И пошёл процесс, и вырастает понимание каких-то, ранее считавшихся не важными, мелкими, событий и вещей, из которых и состоит наша жизнь. А ведь в жизни нет мелочей, мы просто не хотим это понимать, и поэтому пропускаем множество возможностей, которые могли бы изменить нашу жизнь, могли бы предотвратить беду, могли бы кого-то сделать счастливым. «Могли бы…»

А творчество Вики треплет и кричащим содержанием, и «вопиющим» разнообразием техники стиха.

Автор применяет чуть ли не все существующие поэтические приёмы, формы и манеры. Дерзко, но вполне оправдано.

О чём этот сборник? Пожалуй, обо всём… О совести, о смерти, о печалях и радостях. О любви, конечно же, как без любви-то?

Порой, чтобы встряхнуться, оживить притуплённые чувства, достаточно принять контрастный душ. Или открыть этот сборник. «Сверхновые» – не значит недосягаемые, далёкие и чужие. «Сверхновые» претендуют на понимание и дружбу.

Всем творчеством автора заявлено: «Я – есть, я – здесь! Примите, или отступите!»

Это позиция, и это правильно. Есть сила, которую не все способны оценить. И не надо, чтобы все. Каждому своё.

Приятного и полезного чтения тебе, читатель. Скучно не будет, я обещаю. Прочтём и станем ждать новых произведений. Они наверняка явятся яркими, звонкими, жизнеутверждающими. Ведь автор растёт, совершенствуется, взрослеет, и творческому полёту нет эшелонов и «высотного потолка».

Счастливого полёта, Виктория!

А мы будем ждать.

Член Союза писателей России

Наталья Муратова

«СВЕРХНОВЫЕ»

СВЕРХНОВЫЕ

СВЕРХНОВЫЕ

  • Мы – Сверхновые, но сверхдальние…
  • и на разных концах галактики
  • просто странники. Снова странники
  • от начала седых времён.
  • Мы сверхбыстрые и сверхъяркие,
  • но избрали плохую тактику:
  • на мгновение вспышкой жаркою
  • мир был дерзостно освещён —
  • мы всё отдали, всё растратили…
  • Свет наш тьму бороздит фотонами.
  • Только скорости подкачали… и
  • слишком долог он – Млечный путь.
  • Нам не встретиться, нет, не встретиться:
  • расставание триллионами
  • слов, шагов измеряем. Вертимся
  • во Вселенной – не соскользнуть.
  • Мы – Сверхновые, мы – сверхбыстрые
  • остываем в просторах Млечного:
  • мчимся каждый своей орбитою,
  • убегая от Чёрных дыр.
  • Друг для друга – недосягаемы…
  • Во Вселенной – разлука вечная
  • нам во благо, чтоб сберегали мы
  • эту боль, озаряя мир.

ДВА МИРА

  • Приходи ко мне – выпить кофе.
  • Просто выпить, поговорить…
  • В этом деле с тобой мы профи —
  • Через сито слова цедить.
  • Ты расскажешь мне о Воронеже,
  • Том, где в ссылке был Мандельштам…
  • Я тебя угощу мороженным —
  • Вот такой вот слащавый штамп.
  • Ты опять заведёшь пластиночку:
  • В пепелище, мол, Нотр-дам.
  • Подолью тебе четвертиночку…
  • «Стук!»
  • Беседа про Амстердам.
  • Мира два в тесноватой кухоньке:
  • У тебя Бонфуа, Карне…
  • У меня – кот, от «Вискас» пухленький,
  • Да дешёвое каберне.
  • Но сидим.
  • Разговор не клеится,
  • Снова ты про Париж, Монмартр…
  • Стелешь гладко, а всё – не стелется,
  • Как разрушенный амфитеатр —
  • Сплоховала опять акустика,
  • Говорим, но не слышим. Вот:
  • У меня тут гераней кустики,
  • У тебя же – Винсент Ван Гог…
  • Разойдёмся под утро – сонными.
  • Но теплеет всегда в груди,
  • Если ты – под моими окнами
  • После тихого «Приходи».

ДЛЯ КОРИН

«Не оглядываясь, Корин спустилась по лестнице так быстро, как только могла, и, едва оказавшись на улице, бросилась бежать…». (Д. Сэлинджер «Опрокинутый лес»)

Нет, не беги – ты не догонишь его.

Врос он с лихвой в перевёрнутость мёртвого неба,

Сыт он давно не краюхой горячего хлеба:

В нём вызревают пшеничные волны стихов.

Нет, не зови: он не вернётся домой.

Будет скитаться по мрачным пустынным квартирам,

Будет искать новых муз и эфирных кумиров,

Будет согрет вдохновением стылой зимой.

Нет, не любить? Ты полюбила – пустяк? —

Гения, что уходя, ключ в прихожей повесил,

Гения, что отыскал очень странное «вместе».

Гения, что для других – словоблудец-чудак…

Ты позовёшь.

В нищете ненаписанных пьес

Гений – останется слеп. Ты – пройдёшь по терновью.

Он, окрылённый чужой сумасбродной любовью,

  • Больше не впустит тебя в опрокинутый лес.

СВЕЧИ

«Свеча горела на столе…» Борис Пастернак

Догорали устало свечи.

Стылый вечер стелился дымом,

И покрытый небрежным гримом

Спал озябший, нелепый мир.

У тебя не окрепли плечи —

Не удержишь его безбрежность,

Не отыщешь любовь и нежность

Средь фальшиво звучащих лир…

Фитилёк все черней и тоньше.

За окном – беспощадно время.

Беспредельно. И это бремя

Неподъёмней теперь вдвойне.

Он тебя не обнимет больше,

След его – под февральским снегом,

И на смену любви и неге —

Затухающий свет в окне.

ПУСТОЦВЕТ

  • В старом саду зеленеющий кустик черёмухи
  • (Дед посадил) каждый год пышным цветом цветёт.
  • Белая россыпь с ветрами колышется всполохом…
  • Только плодов этот куст никогда не даёт.
  • Дедушки нет.
  • Сад хиреет, и ветки засохшие
  • Падают часто на яркий ковер сорняков.
  • Старый забор поломали ребята подросшие,
  • Рвущие ягоды сладкие с чахлых кустов,
  • Что плодоносят едва, воробьишкам на счастье…
  • Дедушкин куст сочно зелен, но вновь – пустоцвет.
  • Может, оббило ветрами? Весною ненастье
  • Рьяно пустынит наш край уже несколько лет.
  • Может, он просто такой – пышноцветно-безъягодный?
  • Видно, я с ним по несчастью отныне сестра —
  • К солнышку рвусь по весне, распускаюсь отчаянно…
  • Цвет обрывают дурные бродяги-ветра.

ГОРОД СОННЫЙ…

  • В городке уютном всё белоснежное: режет глаз кристальная белизна.
  • В январе в снегу зацвели черешни…
  • Может, там неправильная весна?
  • Может, там, в пресветлую пору вешнюю, повстречались мы и не разошлись?
  • Танцевали вальс лепестки черешневые,
  • Танцевала с ними, кружилась жизнь:
  • Там мы вместе, юные, безмятежные, белизну не пачкали грязью ссор…
  • Небо нежно-синее и безбрежное,
  • Облака – воздушный седой курсор.
  • Побежишь за ними – уже под радугой! Это лето наше взяло разбег:
  • Мы в него, как в омут, как в бездну, падаем.
  • И черешня зреет… и новый век:
  • Тот же город сонный, деревья стройные, что под весом ягод склонились вниз.
  • Мы едим черешню. И нами понято,
  • Для чего дана суетная жизнь:
  • Чтоб вот так, прохладной, простылой осенью согревать друг друга, даря в ответ
  • Столько счастья…
  • Сон, пробужденьем скошенный,
  • Мне напомнит, сколько промчалось лет,
  • Как мы ели ягоды недоспелые…
  • Разошлись, счастливой судьбе назло.
  • Город снов рассыпался цветом белым.
  • Нас там нет.
  • И не было.
  • Отцвело.

Я РАСКРАШИВАЛ НЕБО…

«Я раскрашивал небо, как мог…» Ночные снайперы

  • Я раскрашивал небо, но серость топила цвета,
  • Хмарь седая бродила, играя, по льдистому куполу.
  • Бесприютная мга, беспросветных ночей маета —
  • Вот, соседствую с ними, в усталость предзимнюю кутаясь.
  • Я раскрашивал небо, но саваном грязным оно
  • Нависало, давило, порошку рассыпав хрустящую.
  • И нельзя не смотреть монохромное это кино,
  • Хоть живого в нём нет, нет родного и нет настоящего…
  • Я раскрашивал небо, и радугой огненной цвёл
  • Наш последний закат, переливами света пылающий.
  • Блекло-сизый рассвет был измотан, болезненно квёл,
  • Наползал еле-еле, разлукой бесцветной пытающий.
  • Я раскрашивал небо палитрой зелёных лучей —
  • Ты смеялась, назвав бесталанным, убогим художником.
  • Выцветает гуашь чувств ушедших…
  • До боли ничей
  • Крашу сердце в маренго, слепой нелюбовью стреноженный.

НАД ПОТОЛКОМ

  • Сегодня ты ушла. Банально. По-английски.
  • Я выпью рюмку виски
  • И просто помолчу.
  • Был шатким хрупкий плот, не выдержал цунами.
  • Оно случились с нами
  • И мне не по плечу.
  • Твой шкаф огромный пуст. В нем Нарния, наверно.
  • Да, не был я примерным,
  • Так здравствуй, новый мир!
  • Мне до тебя всего две шаткие ступени,
  • А ноги – как поленья…
  • Гляди: убог и сир,
  • Труслив. Боюсь, представь, сказать: «Прости, скучаю
  • И свято обещаю
  • Раскрасить ярким дни».
  • А там, над потолком, ругаются соседи,
  • Ревучие медведи.
  • Счастливые они…

ПО РАЗМЕРУ

  • Я для тебя – малой пиджак, малые туфли:
  • Сижу не так.
  • Живу не так – банально, тускло.
  • Но носишь ты из года в год, себя пытая:
  • Мозоли трёшь.
  • Каков итог, сама не знаю.
  • Ты для меня (секрета нет) – малое платье.
  • Раскол в душе на много лет тобой залатан.
  • Судьбе виват, что общий ад – любви химера.
  • Кто виноват, что не нашли мы…
  • По размеру?

ПРИМЕТА

  • Стали короче дни, неуютней – ночи,
  • И полысела, сжухла макушка лета.
  • Есть, говорят, мира древней примета:
  • Дождь на Петра в жизни дожди пророчит…
  • Я закликала и заклинала Солнце:
  • «Только свети!» К небу взвились качели…
  • Но поутру лето в большой купели
  • Крестит росою нас. Пустельгой смеётся:
  • «Нет, не бывать жизни без гроз и града,
  • Нет – не любовь без громовых раскатов!
  • Каждый рассвет ждёт своего заката,
  • Где-то с жарой – ливень и холод рядом».
  • Видно, сбылось: нас разлило дождями.
  • Первым кто предал? Кто, не шутя, отрёкся?
  • Ливня стена, и не пробиться солнцу,
  • Чтоб иссушить реку обид меж нами.
  • Лето пестрит мокрой листвой. Однажды
  • Тучи уйдут с чёрного небосвода.
  • Грешных, дурных, благословит природа.
  • Гордые, мы горько простимся: скажешь,
  • Что не святая я, и усталый разум
  • В эти сырые дни распинает рьяно
  • Прошлое.
  • Прав ты. Прав, нелюбовью пьяный:
  • Если меня казнить, я не в Рай. Ни разу…

БОЛЕТЬ ОДИНОЧЕСТВОМ

  • Весь мир занедужил и взял себе выходной.
  • Я тоже болею. Так жаль, что пришлось одной
  • Микстуры мешать и с простудою затяжной
  • Следить отстранённо за лентою новостной.
  • Ты тоже болеешь – измотанный и смурной,
  • Застенки квартирные грустно зовешь тюрьмой,
  • Скучаешь нещадно и пишешь мне «Успокой
  • Участливым словом, отогнанною тоской,
  • Уютным молчанием, нежностью вековой,
  • Простым обещанием, что я, как прежде, твой!»
  • Так хочется ближе. Из пледа – к тебе: укрой
  • Собою надежно! Весенней сырой порой
  • Бросать нужно глупость – средь мартовских злых ветров,
  • Промозглых ночей и малиновых зорь костров
  • Болеть одиночеством. Врозь – изъедает хворь.
  • Любовь назначается. Ну же, прими! Не спорь…

КЛЯКСА

  • Картина до абсурдности нелепа: холодный парк, весенняя капель…
  • И акварелью пепельного неба разлуку намалюет сэр-апрель.
  • Ты сам немного скульптор и художник: лепил меня из глупых мелочей:
  • Румянца, полувздоха, и тревожных полнящихся отчаяньем ночей,
  • В которые игривою палитрой ты красил с наслажденьем новый холст…
  • Я выцветала, таяла, палила сюжеты наших тайн и грехов.
  • Наутро начиналось всё сначала, и смешивалась с горечью пастель,
  • А я, тобой расцвечена, прощала… но вот холодный парк, дурной апрель.
  • И кажется, меня капелью смоет: потёками по древу расползусь!
  • Небес всеомывающая морось размочит антрацитовую грусть…
  • Картина до абсурдности нелепа: я – клякса.
  • Не закрасить, не стереть.
  • Но на холсте безоблачного неба Господь рисует мне иную смерть.

ДАТЫ

Ты – бумеранг.

И ни выбросить, ни отдать.

Влет возвращаешься, в сердце врезаясь метко.

Наш календарь ярко-красен от «ссорных» дат.

Новую пишем, чёрным обводим клетку…

Раньше ждала.

Дверь отпирала – бей

Шлейфом чужих духов и губной помадой,

Въевшейся в кожу… в горькой дурной судьбе

Ты – бумеранг, сдобренный сладким ядом.

«Нет, не впущу!» —

Твёрдо теперь клянусь,

Рву календарь, рву ожиданья цепи,

Рву фотографии… в сердце гнездится гнусь —

Вырву ее вместе с тоской нелепой,

Вырву любовь.

Ревности сброшу груз…

Только тебе, разве, отказ – преграда?

Ты – бумеранг. Снова наотмашь – в грудь.

Чист календарь.

Скоро отметим дату?

ВСТРЕЧАЮ У ДВЕРЕЙ…

  • Встречаю у дверей:
  • «Ну что, озяб не слишком?
  • Так скидывай пальтишко,
  • Разуйся поскорей,
  • Ныряй в тепло. Тебе
  • Не нужно акваланга:
  • Ты гость давно желанный
  • И сладкий, как щербет».
  • На столике, дразня,
  • Вино искрит в бокалах,
  • Но на губах устало
  • Горчит твоё: «Нельзя».
  • Наверно, не один,
  • Наверно, мучит совесть…
  • Печальной жизни повесть
  • Пропишешь до седин:
  • Лирический герой
  • Обязан быть несчастным?
  • Ну как тут безучастной
  • Остаться, неживой?
  • Взят в руки пёстрый шарф
  • Да фетровая шляпа.
  • Сбегаешь тихой сапой,
  • Тепла чуть-чуть украв?
  • За петлю уцеплюсь:
  • «Останься, здесь роднее!
  • Хозяйка молодеет,
  • Бежит из дома грусть…»
  • Я вешалка. Стою
  • В холодном коридоре
  • Больной любви опорой.
  • Пальто не отдаю.

КОТ

  • Ты не свободен давно, и семейный уют
  • Создан святой, замечательной, верной женой…
  • Так почему, если дома и любят, и ждут,
  • Ночи проводишь, дурея, пьянея, – со мной?
  • Март у тебя. Или шутит худой календарь?
  • Осень подходит к закату, уже декабрит.
  • Словно гуляющий кот, прибегаешь. Янтарь
  • Преданных глаз завлечёт, заколдует…
  • Навзрыд
  • Плакать жене – муж опять не пришёл ночевать,
  • Плакать любовнице – утром остынет кровать.
  • Любишь обеих: и кто же теперь виноват,
  • Если ты – кот: верен всем, кто готов приласкать.
  • Ты не свободен. Она несвободна. И я.
  • Срок отбываем втроем мы от ночи к утру.
  • Жизнь полосатая – самый суровый судья:
  • Высшая мера. Слезинку украдкой утру…
  • Эта любовь – ядовитая, травит и жжёт
  • Каждым касанием, взглядом и фразой: «Не мой».
  • Не приходи. Не открыть не смогу… но придёт.
  • Как приговор, что был вынесен тварью-судьбой.
  • Душ-кипяток не смывает душевную грязь,
Продолжение книги