Рисуночная методика «Озеро». Методическое пособие бесплатное чтение

© Игорь Захаров, 2024

ISBN 978-5-0062-4644-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Озеро как таковое или даже сама его поверхность имеют значение зеркала, олицетворяют самосозерцание, размышление и откровение.

Керлот Х. Э. Словарь символов

Предлагаемая методика – попытка расширить творческий арсенал психолога. Она в, казалось бы, простой форме позволяет установить пути адаптации индивида в социуме и способы взаимодействия с ним. В рисунке «Озеро» человек как бы структурирует свое пространство жизни.

В процессе рисования (выполнения задания «нарисовать озеро») у рисующего присутствует состояние некоторой психологической защищенности, что делает его поведение более спонтанным и открытым диалоговому взаимодействию.

Сама же «неумелость», наивность, нечеткость графики рисунка провоцирует отношенческие реакции, оценочные суждения. Практическая ценность методики как раз в непрофессиональном характере рисунков, их приближенность по сюжету и манере исполнения к возможностям «среднего» человека, – к тому, что мог бы нарисовать любой человек.

В процессе рисования человеку можно предложить составить рассказ по поводу рисунка, где вполне может быть затронуто какое-либо значимое психологическое содержание. Здесь рисующий вполне может отставить рисунок и заговорить о себе, делиться переживаниями, взглядами на природу человеческих отношений и, прежде всего, своих отношений с социумом – то есть может начать делать что-либо, содержательно связанное с обсуждаемой темой и развивать ее содержание.

Сама процедура самоценна, так как в ее процессе рисующий постепенно втягивается в своего рода игру ассоциаций, воспоминаний, ретроспективных и предсказательных сопоставлений. Внезапно могут проявляться субъективные переживания человека. Провоцируется эмоциональная включенность рисующего. Можно наблюдать изменения общего тонуса человека, темпа и громкости речи, мимики, фона настроения.

Здесь вполне возможен эффект психологической самопомощи без специального вмешательства психолога, что находит отражение в некоторых резюмирующих репликах рисующего в процессе работы или по ее завершении.

Методика позволяет очертить круг значимых переживаний личности, составить представление об особенностях мотивационно-потребностной сферы, психологического возраста и пола рисующего, выявить предположительные зоны конфликта и зоны психологического комфорта и безопасности. Она дает возможность проследить этиологию актуальной психологической проблемы, обозначить конкретику ее индивидуального существования, наметить контуры общего паттерна личностного реагирования и взаимодействия.

Описываемая методика «Озеро» вполне может использоваться для создания модели общения между двумя участниками, позволяющей спроецировать личностные факторы в «плоскость» рисунка. В процессе совместного рисования она позволяет обратиться к транзактному анализу процесса общения и выявить его феномены.

Совместное рисование – это рисование в супружеских парах Муж-Жена, родительско-детских парах Родитель-Ребенок. Здесь хорошо проявляются неадекватные формы коммуникации между партнерами. В таком процессе рассматривается не сам рисунок, его графические особенности, а коммуникации, возникающие в ходе совместного выполнения задания.

1. Условия выполнения методики

Как правило – рисунок выполняется на приеме у психолога.

Материалы: стандартный лист белой бумаги (210 х 290 мм – формат А4), карандаши, ластик.

Значение имеет наблюдение за выполнением задания. В частности, стоит обратить особое внимание на затруднения рисующего – стирания, замена листа бумаги, длительность процесса рисования, задаваемые вопросы, сама реакция на задание.

По окончании рисования можно задать ряд вопросов: «Что здесь нарисовано?», «Что бы вы хотели еще нарисовать?»

Ниже привожу пример рассказа рисующего:

«Идешь, идешь по лесу… Густой лес. Продираешься по лесу. И вдруг раздвигаешь траву, и совершенно неожиданно перед тобой оказывается озеро. Оно спрятано. Оно во тьме. Это чистое озеро. В нем чистая, ясная вода. Из него можно напиться. Внешне оно выглядит спокойно, но если приглядеться – в нем жизнь. Плавают жучки. Вода ясная, прозрачная, на дне камешки. Вода студеная. Там, на берегу, и цветочки, и ягодки. Деревья разные-разные: и сосны, и дубы, и березы, и липы, и осины. И все эти деревья отражаются в воде. Там тихо-тихо. Там только птички поют. И над всем этим огромное ясное небо, высокое небо. Можно лечь где-нибудь рядом на берегу этого озера и смотреть на это небо и слушать тишину. Ходить туда можно ну одному, ну вдвоем. Это уединенное озеро. Лучше всего там летом и осенью. А весну и зиму я не люблю».

2. Описание графических особенностей методики «Озеро»

Здесь я рассматриваю графические рисунки Озера, выполненные на терапевтических сессиях.

1. Типы «озер»

Встречаются следующие типы рисунков Озера:

– Завершенное Озеро. Контур рисунка Озера полностью замкнут и расположен в какой-либо части листа.

– Частично завершенное Озеро. Имеет место прорисованная втекающая или вытекающая река.

– Незавершенное Озеро. Контуры рисунка Озера выходят за края листа:

– влево;

– вправо;

– за оба края;

– вниз;

– вверх.

Все эти особенности можно интерпретировать через уже известные методики по размещению рисунка относительно центра листа, которые опишу ниже.

2. Характер изображенного «озера»

– Просто Озеро. Ограниченное «береговой» линией.

– Озеро в пейзаже и характер пейзажа:

– Озеро в лесу;

– Озеро в горах.

– Перспектива.

Информативное значение имеет характер пейзажа как проекция процесса взаимодействия рисующего с социумом. И здесь есть свои закономерности. О них ниже.

3. Размер рисунка

Обращаем внимание на величину Озера и его соотношение с окружающими объектами, объектами в озере или на его поверхности, что может говорить о самооценке и уровне притязаний респондента.

Так, например, в рисунке 1 человек изображает Озеро во весь лист, что говорит за экспансивные тенденции и высокий уровень притязаний. Но размеры Озера в соотношении с объектами в нем (утка с выводком, камни, кувшинки) указывают на малые размеры Озера и низкую самооценку. В процессе рисования человек сопровождает рисунок рассказом: «По озеру плавают лебеди… Нарисую утку», что также говорит о низкой самооценке, обесценивании себя, пессимизм. У рисующего присутствует ощущение собственной недостаточности, подавленность, сниженная продуктивность и инициативность.

Слева, в поле рисунка, размещено дерево с характерными особенностями, поддающимися интерпретации, – ниспадающие ветви, дупло, спиленная ветвь, ствол из двух прорисованных линий. Дупло и спиленная ветвь здесь – явная отсылка к перенесенному травмирующему психику индивидуальному опыту.

Нижний край Озера (берег) прорисован напряженными графическими линиями – потребность в сильной поддержке и одновременно неспособность найти ее, – на берегу камни и бугры с лягушкой. По всему полю рисунка присутствует тревожность человека по поводу своей настоящей жизни – много импульсивных, слабо прорисованных линий и объектов (камыши, волны), как слабая попытка противостоять сложившимся обстоятельствам.

Как противоположный пример – горное озеро на рисунке 2: высокие энергичность и самооценка, завышенный уровень притязаний, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка. И одновременно связанное со всем этим сильное внутреннее напряжение с потребностью в уединении для освобождения от этого напряжения. Присутствует ощущение тщетности попыток избавиться от дискомфорта.

Рис.0 Рисуночная методика «Озеро». Методическое пособие

Рис. 2

Рисунок озера малых размеров, как и любой рисунок, занимающий очень мало места в пространстве листа бумаги, предполагают наличие комплекса неполноценности, неэффективности и неадекватности, предрасположенность к депрессии. Это вполне относится к рисункам 1, 3, 4, 5.

Продолжение книги