Законы космической нравственности бесплатное чтение
© Права издательства «Просвета» распространяются на все страны. Переиздания, репродукция, воспроизведение, выполненные с помощью аудиовизуальной аппаратуры и любыми другими средствами, а также частные копии могут быть выполнены только с разрешения издатель-ства «Просвета».
Учение Учителя Омраама Микаэля Айванхова излагалось исключительно в устной форме. Его книги составлялись на основе импровизированных лекций, которые были стенографированы или записаны на магнитную ленту
Глава I
Что посеешь, то и пожнешь
Если вы помните, мои дорогие братья и сестры, вчера я вам уже сказал кое-что о том, что означает с точки зрения психологии «быть согласным с кем-то». Когда вы слушаете своего друга, вы вынуждены, чтобы его понять, вибрировать в унисон с ним. Понять кого-то – это вибрировать с ним в унисон: вот определение понимания. Чтобы принять радиопередачу, вы должны настроиться на какую-то длину волны; точно так же, чтобы принять мысли, чувства, слова, вы должны быть на той же длине волны, что и тот, кто их излучает. Если вы кого-то не понимаете – это означает, что вы не умеете или не хотите вибрировать с ним в унисон, вы поднимаетесь выше или вы спускаетесь ниже его уровня сознания. Но когда вы его понимаете – это означает, что хотя бы на один момент вам удалось быть с ним в одном диапазоне. Вот секрет понимания. Понимание – это согласие с существом или с предметом.
В действительности здесь надо было бы внести несколько уточнений. Когда вы слушаете кого-то, то некая ваша часть вынуждена согласиться слушать его и схватить смысл его слов, но она может не согласиться с тем, что он говорит. Совсем не обязательно, если вы кого-то слушаете и пытаетесь его понять, быть того же самого мнения, что и он: вы можете согласиться его слушать, чтобы его понять, но не быть согласным с тем, что он говорит. Но если вы не только предоставляете свои уши, но еще осознаете и участвуете всем своим существом в том, что он говорит, то в этом случае вы согласны с ним вдвойне. Существует, следовательно, много степеней согласия.
Человеческое существо состоит из некоторого числа органов, которые вибрируют различно; длины волн сердца, мозга, печени, желудка, селезенки и т. д. не идентичны; но организм содержит в себе их все. И мысль, скажем, – мозг, хотя это и не одно и то же, есть отражение поведения тех клеточек, волю, желание, капризы, тиранию и страдания которых он выражает. Следовательно, именно клеточки мозга – несколько миллиардов клеточек – подготовлены, чтобы быть выразителями всего индивидуума. Другие клеточки тоже говорят, они что-то объясняют, они что-то требуют, но им не достает инструмента – «рта», который позволил бы сделать так, чтобы их понимали, и, таким образом, именно мозг должен выражать волю, наклонности и потребности этого народа, представляющего организм в целом. Но это не потому, что мозг разумен, что он может заставить говорить язык, вращать глаза и двигать носом, что только он умеет самовыразиться. Нет, все в человеке говорит, но в настоящий момент именно мозг получил миссию что-то выражать от имени других органов. Впрочем, не весь мозг, а только несколько клеточек в области лба, другие клеточки имеют совершенно другие функции.
Все эти органы, составляющие человека, редко согласны друг с другом: что хочет желудок – не хочет сердце; от того, что хочет сердце, отказывается мозг. Человеческое существо не очень хорошо согласовано, оно в конфликтах, раздираемо противоположными мнениями и страстями, и оно несчастно. Одна часть человеческого существа вдохновляется добром, светом, честностью, тогда как другая часть подталкивает человека к жестокости, темноте и насилию.
Что должны мы теперь делать со всеми этими неоднородными и противоположными тенденциями в нас? Как раз благодаря этим нескольким клеточкам мозга, бодрствующим и разумным, надо найти средство, чтобы доминировать, управлять, процветать, и особенно объединить все другие клеточки, чтобы они формировали только одну страну, а не множество государств, множество маленьких княжеств, которые будут воевать. И история может нам преподнести на этот счет много примеров. Несколько веков тому назад каждая страна была разделена на герцогства, княжества или маленькие королевства, которые беспрестанно воевали друг с другом вплоть до того дня, когда, более или менее быстро, благодаря некоторому расширению сознания им удалось лучше понять друг друга и объединиться. Таким же образом надо, чтобы в один прекрасный день в человеческом мозге появился свет, разумность, «король», который возьмет власть и которому удастся убедить клеточки всех органов, чтобы они на первое место поставили общий интерес: чтобы действительно стать сильным, могучим и богатым необходимо, чтобы они все объединились.
Болезнь – это самое большое доказательство, что анархия и раздор царствуют в человеческом организме, что свет и разумность пока еще не проникли в каждый орган, в каждую клеточку. Поскольку человек невежествен, он позволил установиться в себе беспорядку. Но отныне, во имя общего интереса, он должен объявить свою волю всему своему народу, установить в его среде царство дисциплины, и с помощью некоторых методов достичь гармонии в своих клеточках, заставить их вибрировать в унисон. И тогда все органы мудро и разумно подчинятся, они будут работать вместе с любовью, и вокруг будут только радость и изобилие.
Но люди никогда не смогут достичь этого состояния гармонии в мире, где царствует философия беспорядка, анархии и разложения. Надо, следовательно, найти на земле такое место, где культивируют философию гармонии, и там, проникая и углубляясь во все великие истины, работать над самим собой. Это лучшая из всех существующих работ. Никакая деятельность в мире не может превзойти деятельность человека, делающего усилие, чтобы ввести в себя гармонию, порядок, красоту, чтобы объединиться с Космическим Разумом и раствориться в нем. Все люди практикуют какую-нибудь профессию (это очень хорошо и очень необходимо, так как каждый должен расходоваться на свои нужды), но люди забросили наилучшую из существующих деятельностей: работать над самим собой, чтобы внести во все свои клеточки вплоть до атомов и электронов этот луч гармонии, который заставит вибрировать все частицы в унисон, в согласии с божественной идеей, и день и ночь продолжать передавать всему своему организму убеждение, что он нуждается только в этой гармонии.
Но как заставить людей понять эти истины, о которых они даже не подозревают? В прошлом эти истины были совершенно прозрачны и очевидны для всех мудрецов, умевших наблюдать жизнь. Поскольку они жили очень долго и имели, таким образом, возможность проверить великие законы, по которым работает природа, мудрецы извлекли из своих наблюдений закон, истину, на которой я хочу теперь настаивать. И если вы сегодня дадите себе труд меня понять, вы будете непоколебимы и сможете сопротивляться всем беспорядочным, всем хаотичным философиям, которые сейчас распространяются в мире.
Этот самый замечательный закон, данный нам Космическим Разумом, находится там, где никто его не ищет, там, куда философы и духовные люди не умеют заглядывать: в природе, а точнее – в земледелии. Да, в земледелии. Все земледельцы знают, что если они посадят смоковницу, то не соберут с нее винограда, а только смокву, и не смогут собрать груш с яблонь. Это – самый великий нравственный закон: собирают только то, что посеяли или посадили. Земледельцы, следовательно, были первыми моралистами; это они заметили, что разум природы установил жесткий и непоколебимый закон. Затем, они наблюдали жизнь, поведение и деятельность людей и констатировали, что в этой сфере тоже можно найти законы земледелия: не собирают ничего, кроме того, что посеяли, то есть, если вы ведете себя злобно, эгоистично, занимаетесь насилием, то в тот или иной день эта злоба, этот эгоизм и это насилие падут на вас. Это также закон эха, возвратного удара. Мяч отскакивает и возвращается, чтобы вас ударить. Закон абсолютен.
Нравственность не является человеческим изобретением, мои дорогие братья и сестры. Некоторые обвиняют Церковь в том, что она изобрела правила и ритуалы, чтобы усыпить и заставить служить себе народ. Пусть существовали Папы, кардиналы, совершавшие злоупотребления и поставившие религию себе на службу – это очевидно, но это не означает, что они изобрели великие религиозные и нравственные законы. Они их получили в наследие от Посвященных, открывших эти законы до них при изучении природы. Настоящая нравственность и настоящая религия не являются изобретениями человечества.
Что посеяли, то и пожнете. Если изучать в деталях этот фундаментальный закон, если расширять его значение, то он становится богатой и глубокой системой, так как каждая основная истина имеет применение во всех областях. Этот закон, объясненный в деталях, дает рождение философской системе, и вот почему религия столь богата сегодня правилами и наставлениями. Но в глубине, у истоков всех этих правил, существует один закон: вы соберете только то, что вы посеяли, к которому впоследствии добавили другие законы, в равной степени правдивые, являющиеся следствием, расширением в философской сфере. Например, слова Иисуса: «Не делайте другим того, что вы не хотели бы, чтобы сделали вам», – продолжение этого закона.
Те, кто отрицают и отвергают все эти фундаментальные законы, все больше и больше удаляются от истины; их душа разрывается сомнениями и неуверенностью, они постоянно колеблются. Однако, истина очень проста, она перед вами. Тогда почему современные мыслители не хотят это признать и предлагают различные теории собственного изобретения, оказывающиеся в дисгармонии, в несогласии с Космическим Разумом? Они больше не верят, что существует нравственность, основанная на законах природы, следовательно, их рассуждения ошибочны и выводы ложны, и те, кто читает их книги и следуют за ними, поглощают все их ошибки и впадают в беспорядок, в волнения и в темноту. Я вас предупреждаю, мои дорогие братья и сестры, будьте внимательны! Вы должны научиться размышлять и судить. Если у вас нет критериев, то кто попало может вас ввести в заблуждение. Следовательно, будьте бдительны, не позволяйте влиять на вас темным человеческим умам, следуйте за Космическим Разумом, который так великолепно все организует и всем управляет.
Даже если люди не верят в Бога, они не могут не признать, что существует порядок, то есть Разумность в природе. Пусть, по крайней мере, люди обратят внимание на тот факт, что каждое семя производит себе подобное. Как не видеть в этом проявление разумности? Даже только наблюдая действие этого закона, вы вынуждены изменить свое видение мира. Можно не верить в Бога, но невозможно не верить, что всякое семя в точности воспроизводится в виде растения, дерева, насекомого, животного или человека… Если не через семя, то через зерно, через яйцо. Этот закон абсолютен, и он должен заставить размышлять все человечество. Вы можете позволить себе быть неблагодарным, несправедливым, злобным или жестоким, но рано или поздно этот закон придет в вашу жизнь. Например, у вас будет ребенок или несколько детей, и поскольку они будут похожи на вас, следовательно, вы первый будете когда-нибудь страдать от их поведения. Даже если бы не существовал Бог, существует космическая разумность, она здесь, и вы непрестанно будете получать тому доказательства.
Вы делаете все, что вам заблагорассудится, и думаете, что это не регистрируется и вы не будете наказаны… Думайте, что хотите, но Космический Разум все уже записал. В каждую мысль, в каждое чувство и в каждое действие вы помещаете зерно, которое начинает расти, и если вы показали себя неблагодарным, несправедливым, злым, жестоким, то однажды на вашем пути вы встретитесь с такой же неблагодарностью, несправедливостью, жестокостью и злобой; они падут на вашу голову через двадцать, тридцать или сорок лет, и в этот момент вы начнете понимать, что существует все регистрирующий Космический Разум.
Если хотите, оставьте в стороне Библию, Евангелие, если хотите, оставьте пророков, церкви и храмы, но по крайней мере согласитесь с этим неопровержимым законом: что посеешь, то и пожнешь. «Посеявший ветер пожнет бурю», как говорят глубоко изучавшие жизнь мудрецы. Что касается ученых, мыслителей, писателей, не признающих этой истины, они будут загнаны в угол и пожалеют об этом, они не смогут избежать последствий своих действий, и вот тогда-то они все поймут. Они столь разумны, но не видят того, что так просто!.. Я вам даже скажу, что на основе этого закона можно восстановить все священные книги мира. Да, только на базе этого закона.
Многие говорят себе: «Конечно, много всего записано в Библии и в Евангелиях, но существует ли на самом деле Бог?» Я отвечу, что вам совсем не надо заниматься проблемой существования Бога, и даже проблемой существования Иисуса и подлинностью Евангелия. Обратитесь только к этому закону – этого достаточно, чтобы восстановить все, и привести вас к истине. Вы видите, мое объяснение столь просто. И в этот момент, даже если Бог не существует, вы будете вынуждены его выдумать (это говорил Вольтер, но по другому поводу); только существование этого закона вынудит вас выдумать Господа. Так зачем, мои дорогие братья и сестры, позволять загружать свою голову так называемым модным мыслителям, все разрушающим? Я на это не иду, так как истина, которую я увидел и познал, действительно неопровержима, вечна, и все могут это проверить. Только вот что я еще хочу сказать: людей никогда не увлекают вещами простыми, видимыми, ощутимыми, людей всегда ведут к «оригинальным» размышлениям и аргументам… а что они противоречат истине, а что они противоречат истине, это ничего – все очарованы тем, что это что-то новое, оригинальное!
Нравственность, мои дорогие братья и сестры, – это реальность; только люди этого не видят и продолжают дискутировать о Боге, о той или другой точке зрения теологии… Бесполезно дискутировать, достаточно знать, что все регистрируется, все. Если дереву удается зарегистрировать в своем семени все свойства, цвета, размеры, вкусы и запахи плодов, то почему это не может сделать человек? И почему это не может сделать природа? Природа сумела все зарегистрировать. И нравственность как раз и основывается на этой регистрации, на памяти природы. Так как природа обладает памятью, которую ничто не может стереть. И тем хуже для того, кто не хочет учитывать существование этой памяти! Она продолжает день и ночь регистрировать какофонию и все ужасные состояния, которые он несет в себе, и однажды он будет раздавлен, уничтожен. Никто не может избежать действия этого закона, никто никогда не был столь могущественным, чтобы суметь уклониться от него: никакой император, никакой диктатор – никто. В памяти природы все зарегистрировано.
Итак, мои дорогие братья и сестры, будьте внимательны к тому, что вы сейчас регистрируете. Все, что вы делаете, все, что вы говорите, все что вы думаете, все, чего вы желаете, регистрируется в глубинах ваших клеток и рано или поздно вы соберете плоды вашей жизни. Если бы люди были просвещены и рассудительны, если бы они были достаточно бдительными, чтобы не сеять, не сажать и не распространять свои мысли, свои чувства и свои действия в виде темных, отрицательных и разрушительных семян, у них была бы другая судьба. Не думайте, что те, кто добр, благороден и полон любви, получают всегда в ответ скорее зло, чем добро. Те, кто слишком торопятся, чтобы сделать выводы, распространяют глупость, говоря: «Делайте добро, и вы получите всегда в ответ зло». Нет, это неправда.
Добро всегда производит добро, а зло производит зло. Делайте добро, и оно придет к вам в ответ, даже если вы этого не хотите. Если вы делаете добро, а к вам приходит зло, то это только потому, что есть еще на земле люди, использующие и злоупотребляющие вашей добротой. Но надо иметь терпение и надо продолжать делать добро, так как рано или поздно эти люди будут наказаны. Они будут обузданы людьми более сильными и более злобными, чем они сами; и тогда они поймут, они раскаются и придут исправлять свои ошибки, сделанные по отношению к вам. И таким образом добро производит плоды и даже удваивает их, потому что в этих случаях Небо учитывает все, что вы выстрадали, делая добро, и все несчастья, случившиеся с вами, когда вы их не заслужили. Небо учитывает это, и вы будете компенсированы вдвойне.
Конечно, делая добро, люди часто начинают встречаться со злом, но закон неумолим: и однажды добро прольется на вас, оно будет беспрерывно литься на вас. Вы еще не знаете, что такое добро. Вы не знаете, как оно могущественно и как способно вас защитить, излечить, просветить, освятить. Добро обладает неописуемым могуществом! Только от того, что люди недостаточно образованы, они повторяют то, что услышали, даже ни разу не проверив: «Делайте добро, и вам ответят злом». Конечно, доля истины в этой формуле есть. Кому вы это говорите? Конечно, я тоже это заметил, но это только кажется и происходит это очень недолго, в течение очень малого времени. Продолжайте делать добро, и вы увидите!
Людям теперь нужно твердое, истинное, неопровержимое знание, которое каждый сможет осязать и проверить. Именно это знание я несу вам. Попробуйте опровергнуть, «что посеешь, то и пожнешь». Впрочем, все убеждены в истинности этого закона, но только на физическом плане, и дальше ничего не видят. Но если бы вы пошли дальше и выше, то нашли бы те же самые законы, те же самые соответствия, ибо весь мир – это единство: на всех этажах, на всех уровнях можно найти одни и те же явления, одни и те же законы, только в различной форме, и каждый раз все более тонкие.
Все, что есть на земле, можно найти в воде и в воздухе и т. д… Четыре элемента подчиняются одним и тем же законам, но известно, что они не обладают одной и той же основой и одной и той же плотностью, и можно констатировать различия между ними. Они действуют более или менее медленно, более или менее жестко, но управляют ими те же самые принципы. Ментальный мир человека соответствует, например, воздуху, в нем можно найти те же самые завихрения и те же самые потоки, что и в атмосфере, но в более тонкой форме идей и мыслей. Законы психического мира идентичны законам природы.
Земледелие учит нас «что посеешь, то и пожнешь», но надо отправиться дальше – в мир мысли, чтобы найти там те же самые законы и те же самые соответствия. Если люди верят в то, что могут все себе позволить и при этом найдут счастье, радость и покой, сея злобу и жестокость, то они ошибаются – это невозможно. Вероятно, необходимо будет некоторое время, но если зерна и не прорастают тотчас, то рано или поздно они прорастут. У некоторых растений необходимо ждать несколько недель или несколько месяцев, и вы увидите экзотические цветы, а есть деревья, цветущие только через сто лет после того, как были посажены. Точно так же, если вы потерпите столько, сколько надо, то вы проверите последствия ваших действий. То, что я вам говорю, абсолютно верно.
Следовательно, продолжайте делать добро, продолжайте верить и любить. Не слушайте больше свою низшую натуру, которая всегда хочет что-то прихватить, проглотить, заставить себе служить, и работайте с вашей высшей природой, с вашей солнечной натурой, дающей, излучающей, сверкающей, как солнце! Когда несколько дней тому назад я вас спросил, почему лик солнца был столь светящимся, то вы удивились моему вопросу. В школе, где я учился, объясняли, что лик солнца светел потому, что оно всегда думает о том, чтобы давать, поддерживать, оживлять, согревать, воскрешать. Когда я вижу чье-либо светящееся лицо, я себе говорю: «Он делает что-то замечательное». Даже если мне об этом не говорят, я об этом догадываюсь. И кто меня научил таким догадкам? Солнце. И если я вижу потемневшее, омраченное лицо, то говорю себе: «Этот человек излучает что-то подозрительное», и это правда.
Вы скажете, что этому не учат в университетах; возможно, но мне все равно. Если ученые пока еще и не пришли к таким выводам, то когда-нибудь они к этому придут. Мои выводы абсолютно верны. Если у человека лицо не столь светящееся, как солнце, то это значит, что добро, о котором он думает, еще не настолько велико, чтобы придать этот свет его лицу. Тогда как у солнца его свет пропорционален… Ах! Вот теперь я могу вам представить мои уравнения: свет солнца пропорционален интенсивности его любви и его мудрости. Пусть математики произведут вычисления!
Итак, мои дорогие братья и сестры, не волнуйтесь, будут новые формулы и новые открытия, новые истины, и таким образом будет написан третий завет.
Бонфен, 3 августа 1968 года
Что же еще добавить к тому, что я вам уже сказал сегодня утром? Посмотрите, даже в народе известны эти истины, потому что говорят: «Кто сеет ветер, пожнет бурю». Но почему только ветер? Можно заменить слово «ветер» многими другими словами, такими как ненависть или нежность, или доброта, или чистота, и по отношению к каждому понятию, развивая его, можно показать, что каждый раз есть последствие, которое за ним следует. Если даже остановиться только на этой фразе, сколько можно из этого извлечь! Да, но люди ее повторяют и ничего не понимают.
Когда садовник видит, что не выросло то, чего он не сеял, он не возмущается и не кричит, он просто говорит: «Что ж ты хочешь, старина, поскольку у тебя не было времени, чтобы посеять морковь, у тебя и не выросла морковь. Но ты еще увидишь и салат, и петрушку, и лук, которые ты посеял». Кажется, люди достаточно образованы в земледелии; когда речь идет о фруктах и овощах, они достаточно образованы. Но когда речь идет о душе и о мыслях, они уже ничего не знают и думают, что им удастся найти счастье, радость, покой, посеяв злобу, жестокость и насилие.
И затем они возмущаются и бунтуют… Следовательно, они не хорошие земледельцы.
Первое правило нравственности: никогда не позволяйте себе проявлять мысль, чувство или действие, которые будут опасны или вредны для других. Так как вы будете вынуждены собрать этот урожая и его «съесть»; и если это отрава, вы первый и будете отравлены. Когда вы примете это в качестве абсолютного правила, вы начнете совершенствоваться. Я хорошо знаю, что часто мешает людям что-то понять – это медлительность, с которой проявляются законы: ни добро, ни зло не приходят тотчас. Человек не прекращает нарушать законы и все для него протекает хорошо: он ест, пьет, занимается незаконной торговлей, а другие смотрят на него и говорят: «Поскольку он никогда не бывает наказан, значит нет законов, нет справедливости». И они начинают ему подражать. И с другим, кто честен, делает добро, молится, не происходит ничего хорошего. И окружающие делают вывод, что не стоит следовать его примеру.
Все думают, что если бы была справедливость, она должна была бы проявиться очень быстро; они не знают причины такой медлительности в деле вознаграждения и наказания. Они задают себе вопросы и говорят себе: «Если бы законы проявлялись более быстро, то было бы лучше, потому что все можно было бы скорректировать, люди понимали бы все и не повторяли ошибок. Они бы сдерживались».
Но я знаю причину этой медлительности. Она показывает доброту и милосердие Космического Разума, который хочет дать людям время, чтобы они могли поэкспериментировать, поразмышлять, и даже чтобы раскаяться, улучшиться и исправить свои ошибки. Если бы законы наказывали немедленно, то люди с их ошибками были бы уничтожены и не могли, следовательно, улучшаться. Тогда как если им предоставляется больше времени, им посылается несколько маленьких неприятностей, чтобы их уколоть, немного укусить и заставить их поразмышлять, то они имеют возможность исправиться.
И тот, кто делает добро, тоже не получает тотчас компенсации, потому что, если бы он получил вознаграждение немедленно, он позволил бы себе все бросить и уйти, именно в этот момент он нарушил бы все законы. Итак, небо оставляет его, чтобы он усилился, немного укрепился, чтобы он познал себя; оно не дает ему немедленно увидеть, до какого момента он продолжит делать добро. Итак, вы видите, есть причины этой медлительности. Но что добро всегда несет добро – это абсолютно, и что зло кончает… большим злом, – это тоже абсолютно. Но какое время для этого необходимо – это трудно узнать; это может длиться, это может ускориться, но закон абсолютен.
Какую силу, какое могущество, какую волю, решительность и веру надо иметь, чтобы продолжать делать добро, когда весь мир катится в пропасть! Именно это заслуживает признания, потому что в других условиях очень легко верить в добро и продолжать делать добро: когда все приятно, все благотворно и все легко. Нет, нет именно теперь, когда ситуация ухудшается, заслуживает признания решительность продолжать делать добро и не позволять влиять на себя условиям. Ученик, Учитель всегда стараются рассчитывать на силы своего духа. Даже в самых плохих условиях.
Учитель старается возвысить в себе силы воли, добра и света. Именно в этом виден истинный духовный человек. По своим словам, конечно, многие люди могут прослыть духовными, но при малейших препятствиях они тотчас оказываются поверженными на землю.
Каждый хочет, чтобы все были деликатными, доброжелательными, терпеливыми и всепрощающими по отношению к нему. Но как этого достичь? Начав самому быть деликатным, предупредительным и так далее. Если вы хотите, чтобы по отношению к вам люди вели себя хорошо, прежде всего, вы сами хорошо ведите себя. Вы скажете: «Это знают все». Да, но только теоретически, так как есть миллионы существ на земле, показывающие себя грязными, жесткими, злобными, и удивляющиеся, когда получают от других то же самое. Они убеждены, что это другие должны подчиняться им и склоняться перед их волей.
Чтобы достичь, например, любви женщины, многие мужчины использовали угрозы и насилие. Конечно, женщина могла подчиниться мужчине, так как она пугалась, была подавлена, но внутренне в своей душе, в своем сердце, в своем духе она была за миллион километров от него. Невозможно никогда покорить чью-то душу таким способом. Но люди верят в это, и во всех сферах девять десятых человечества продолжает пользоваться этими методами, чтобы достичь своей цели. Посмотрите на их поведение: они верят, что могут получить удовлетворение средствами совсем противоположными тому, чего они сами желают, и наоборот, они не верят, что сея нежность, любовь, добро, они также могут получить любовь, нежность и добро.
Однако, я вас уверяю: даже если кто-то показывает еще себя по отношению к вам неуважительным и злым, продолжайте посылать ему добро, и через некоторое время он капитулирует. Закон справедлив: вы пожнете однажды то, что вы посеяли. Если бы знали этот закон и умели бы его применять, то уже давно земля была бы изменена. Умом, конечно, этот закон знали, но в своих действиях, в своем поведении люди всегда делали как раз все так, чтобы не получить желаемого.
Чтобы обрести привязанность и доверие, надо их призвать. «Но их призывают, а они не являются!» Нет, когда я говорю, что надо их призвать, то это означает, что надо их воспроизвести: когда вы производите в себе хорошее состояние, то я уверен на сто процентов, что вы найдете тотчас же все это и у других по отношению к вам. Только воспроизводя все в самом себе, вы это притягиваете, призываете. В этом вся магия. Если люди не могут привлечь любовь или радость, то только потому, что они не сконцентрированы, чтобы воспроизвести их в себе и послать другим, чтобы они вернулись в один прекрасный день к вам.
Вот так, попробуйте теперь: если вы хотите получить что-то, что вы очень любите, старайтесь прежде всего это дать другим и все к вам тотчас возвратится. Невозможно получить то, что не было прежде дано. Вы скажете: «Но это не так, есть личности очень богатые, занимающие высокое положение, ничего другим не дающие, закрытые и презирающие других, однако они непрестанно получают уважение, почтение, чествование…» Но это просто потому, что они все это дали в прошлом, и теперь они это получают обратно.
Но если они продолжают быть высокомерными и не проявляют любви, то они получат то же самое попозже, со стороны других.
Секрет преуспевания, секрет счастья в том, чтобы проявлять то, что вы хотите иметь. Если вы хотите получать улыбки, добрые взгляды, то посылайте улыбки и добрые взгляды другим. Если вы хотите, чтобы Небо или ангел пришли вас обучать, то найдите кого-то менее образованного, чем вы, и начните давать ему свет; немедленно свет отразится в невидимом мире, и этим светом вы притянете кого-то, кто будет делать то же самое для вас.
Да, этот закон замечателен, и можно его использовать во многих других сферах, так как только улыбаться и получать улыбку в ответ – это не так уж много. Вы отдали улыбку и вам ее вернули… Вы были приветливы и внимательны, и с вами были приветливы и доброжелательны другие люди – это уже хорошо; вы показали себя цивилизованным – это так, это необходимо, вы чувствуете себя ободренным, но надо применять этот закон и в других сферах, чтобы он провоцировал результаты еще более замечательные, чем улыбка, пожатие руки, добрый взгляд или несколько доброжелательных слов при встрече. Можно разбудить всю вселенную, применяя этот закон, и именно это интересно: идти все дальше и дальше, пробуждать различные сферы пространства.
Вы можете собрать только те плоды, семена которых вы посадили. Пусть были ураганы, пусть солнце было слишком сильным и все сожгло, пусть не было дождей, пусть птицы или кроты съели посаженные вами зерна и семена. Это другой вопрос. Это несчастные случаи, которые, впрочем, ничего не меняют в действительности. То, чем зерно обладает внутри, невозможно у него отнять. Можно ему помешать дать плоды, но невозможно изменить его природу. Следовательно, я вам здесь говорю именно о природе зерна.
Итак, будьте всегда любезны, приветливы, вежливы, и даже если вам говорят грубости – это детали; надо видеть, от кого все это идет, когда и в каких условиях… Вы слишком добры, слишком сострадательны, великодушны, слишком доверчивы, и, конечно, вас уже отнесли к недоумкам, и вы страдаете от преходящих условностей людей. Но не стоит об этом говорить, так как люди и условия меняются, а законы незыблемы. И когда вновь изменятся ценности, мнения и поведение людей, то все возвратится на свои места, и вы получите то, что вы посеяли.
В настоящий момент, конечно, надо быть главарем, чтобы вас ценили, надо немножко подавлять людей, трясти их, тогда вас будут считать очень интересным, но все это не вечно, и через некоторое время придет другой главарь и свернет вам шею. Почему? Потому что вы посеяли это зерно, и вы же им отравлены. Это только вопрос времени.
Не надо позволять себе заблуждаться кажущимися вещами, потому что все кажущееся не продолжается долго: через некоторое время мы видим, как к одному жестокому человеку приходит другой, который еще более жестоко его подавляет. Не торопитесь искать возражения. Я знаю все эти возражения лучше вас и могу сам возразить на мои собственные аргументы. Я сам буду себе возражать, чтобы уничтожить свои аргументы. Я не жду, чтобы другие говорили:
«Да, но… Почему это… Почему то?» Внутри себя я атакую свои аргументы, и если они сопротивляются, несмотря на то, что я делаю против них, тогда я говорю себе: «Это золото, это золото. Следовательно, это истина». А те аргументы, которые не выдерживают моих атак? Тогда остается только их похоронить: «Амен… Здесь покоятся…».
Теперь я вам дам один образ: представьте себе лес с множеством животных, с птицами, с цветами, с разными плодовыми деревьями. Это богатство! Все могут прийти и полакомиться. Но есть один недостаток: этот лес окружен высокими и очень толстыми стенами – они, по существу, неприступны. В верхней части эти стены покрыты осколками стекла и колючей проволокой; и сверх того: этот лес опасен своим животным миром: медведями, львами, тиграми, готовыми разорвать неосторожного визитера. Да, но вам очень хочется отведать этих фруктов. Что же делать?.. И вдруг вы замечаете на деревьях обезьян. И вы спасены! Вы берете корзину с апельсинами, приближаетесь к стене и начинаете бросать апельсины один за другим обезьянам… и, поскольку обезьяны великолепные имитаторы, они тоже начинают срывать фрукты с деревьев, и бросать ими в вас. Вам остается только их собрать; и вы уходите с корзинами, наполненными фруктами. Секрет, следовательно, в том, чтобы бросать апельсины обезьянам.
Вы скажете: «Что это за небылицы? Когда это нам представится случай отправиться и оказаться перед окружающей лес стеной, чтобы бросать там апельсины обезьянам?» Но это только образ. Вы никогда не видели сеятеля в поле? Он бросает апельсины обезьянам, только эти апельсины очень маленькие, а обезьяны спрятались под землею. Вот сеятель закончил свою работу и спокойно удаляется, а когда несколько месяцев спустя он возвращается, то собирает урожай, чтобы наполнить свои хранилища.
«Хорошо, – скажете вы, – это так, и мы все поняли». Нет, пока вы еще не все поняли, вы не расшифровали смысл этого образа… В данном случае обезьяны – это силы природы, под землей эти обезьяны или на деревьях, – это неважно. Это всего-навсего символ. А вот объяснение: вселенная, созданная Богом, – это лес, в котором сокрыты богатства, которых человек может пожелать. Стены – это препятствия, мешающие человеку достичь этих богатств, обезьяны – это создания невидимого мира, апельсины – это свет и любовь, которые вы решили излучать вашими мыслями и вашими чувствами. И что же теперь происходит? Через некоторое время создания невидимого мира делают то же самое, что и вы, и посылают вам в сто раз больше плодов – то есть благословение. Но если вы посылаете вашу язвительность, вашу ненависть и злобу, они к вам вернутся.
«Что посеешь, то и пожнешь», то есть в зависимости от того, как вы действуете в настоящем, вы уже готовите ваше будущее. В каждое мгновение своей внутренней работы вы можете уже организовывать ваше будущее. С того момента, как вы принимаете какое-то решение – хорошее или плохое – вы ориентируете ваше будущее в хорошем или в плохом направлении.
Предположим, что вы сегодня решили служить Богу, помогать человечеству, не позволять больше влиять на ваше поведение вашей низшей природе: тотчас ваше будущее становится красивым, светящимся, могущественным, вам обеспечены все чудеса. Почему вы не живете таким образом? Потому что вас держит ваше прошлое. Но если вы работаете, придерживаясь одного и того же решения, одного и того же направления, то мало-помалу прошлое растворяется и однажды вы получаете ваше божественное наследие. Но вот вы решаете опять жить эгоистичной жизнью – и все меняется. Вы уже готовите себе другое будущее – полное страданий и разочарований. Конечно, пока вы еще продолжаете радоваться, вершить дела, ваше настоящее пока остается тем же самым, так как у вас есть еще резервы и вы ожидающее вас будущее не видите темным. Но когда резервы будут истощены, это ужасное будущее окажется перед вами. Будущее легко создавать, а прошлое трудно стереть.
Я вам дам еще один пример. Вы хотите отправиться в путешествие, но колеблетесь в выборе между Москвой и Ниццей. Окончательно вы решаете в пользу Ниццы. Предположим, ваша дорога, которой вы отправитесь, предопределена: пейзажи, встречи… С того момента, как вы отправляетесь в этом направлении, все рассчитано. Вы должны следовать маршрутом, избранным ранее. Это не вы создаете эти пейзажи, их существование не зависит от вас, но от вас зависел выбор направления.
Мы не создаем будущее. Когда мы говорим, что человек создает свое будущее – это только манера говорить. Лучше было бы сказать, что он выбирает свое направление: «Я выбираю эту дорогу», согласен, но это не вы создаете все то, что вы встретите на этой дороге. Эти регионы и существа, их населяющие, уже давно созданы Господом. Мы не создаем нашу плохую судьбу, мы только направляемся к ней: пески, подъемы, болота, опасные леса… Мы выбираем только нашу ориентацию, и все. И если речь идет о великолепном будущем, то это то же самое: мы решаем отправиться к нему, оно там, оно нас ждет. В пространстве существуют тысячи регионов или сфер, населенных бесконечным числом созданий, и, следуя нашему желанию, мы возвышаемся или погружаемся, чтобы их посетить. Все возможности счастья и несчастья уже существуют, другие уже их познали до нас – это создано давно; от нас только зависит решение: к чему мы направляемся.
Вот почему, мои дорогие братья и сестры, вы должны уже теперь решить изменить ваше направление и направить себя к областям Рая, созданным Господом для вас с вечных времен.
Бонфен, 3 августа 1968 года
Глава II
Важность выбора. Ищите работу, а не удовольствие
В настоящее время люди не хотят больше ничего слышать о нравственности. Самый неприятный, отталкивающий сюжет, сюжет не в моде – это мораль. Во Франции, в частности, никто не хочет больше заниматься морализаторством перед другим, потому что французы поняли, что смешно считаться моралистом. Люди очень хотят считаться эрудитами, учеными, артистами, художниками, кем угодно только не моралистами. Они столь хорошо поняли, что традиционная мораль лицемерна и фальшива, и чтобы быть логичными, справедливыми, честными, они чувствуют, что они даже должны подсмеиваться немного над моралью. С одной стороны, они правы, потому что эта мораль была изобретена людьми, и она столь изменчива в зависимости от эпохи, от страны, от социальной структуры, что уже непонятно, почему нужно ее принимать. Но, в действительности, люди еще не поняли разницу между моралью и нравственностью, что такое нравственность, и откуда она происходит. Я вам теперь покажу, насколько это просто и легко – восстановить все законы нравственности, установленные Космическим Разумом, а не той моралью, которую сфабриковали люди в соответствии со своими предубеждениями, интересами или прихотями.
Прежде чем продолжить, я хотел бы возвратиться к одному положению, о котором я вам уже говорил, о важности которого для вашего здоровья, вашего счастья, ваших успехов и гармонии и для всего вашего существа, как я вижу, вы пока еще не подозреваете.
В течение веков люди сделали большой прогресс в сфере гигиены питания: они знают, что надо хорошо мыть овощи, очищать фрукты, и что всегда надо делать отбор в сфере питания, чтобы избегать вредных и несваримых элементов. Но пока они еще не поняли, что в сфере мыслей и чувств существуют также питательные элементы, потребляемые и перевариваемые вами более или менее хорошо, в зависимости от степени их чистоты. Надо, следовательно, чтобы люди продвинулись еще дальше и научились делать выбор психической пищи, как они умеют выбирать физическую пищу.
Если мы изучим природу чувств и мыслей, то вы увидите, что из этого следует нравственный закон: для создания нашего психического организма мы должны выбирать только возвышенные, светящиеся, божественные элементы. «Почему?» – спросит молодежь, увлекаемая всеми артистами «Живого Театра», пришедшими проповедовать, что надо давать выход всем своим инстинктам. Они отправляются в Авиньон, прекрасный город Пап[1], и там они приглашают публику подняться на сцену и участвовать вместе с ними в некотором роде оргии, чтобы, как они говорят, организовать единство во множестве. И вот: набрасываясь друг на друга они полагают, что формируют единение! Мэр и население города были столь возмущены, что изгнали их. И теперь они собираются в Швейцарию… Итак, что же это такое – эта странная философия? Но не надо удивляться, так как это следствие неведения, касающегося структуры человеческого существа.
Сколько мыслителей действительно изучили человека, чтобы узнать, как он был создан в мастерских Господа? Известно, что у него есть желудок, что он обладает половыми органами, и тогда, конечно, надо их удовлетворять. Я согласен. Но не стоит ли все же делать выбор? Конечно, молодые скажут: «Э, нет, никакого выбора!» Но если они согласны выбирать пищу, почему они не хотят также допустить, что, жадно поглощая какие попало чувства и удовольствия, они отравляют себя? Они целуются с любой девочкой или с любым парнем, они спят с кем попало, не зная что он внутренне в себе несет в качестве нездоровых эманации, и они абсорбируют столь вонючие элементы, как если бы они барахтались в сточных канавах.
Я не против обменов, они должны быть всегда – это так; вопрос заключается лишь в том, что нужно знать, как их делать. Обмен всегда должен нести улучшение, украшение, любовь должна всегда обогащать партнеров. Но люди часто больны и выбиты из колеи, потому что они неосторожно и неразумно проглотили всевозможные вредоносные элементы. Проблема не в том, чтобы не любить, а уметь делать выбор, чтобы принимать то, что действительно чисто и светло и становиться самому чистым и светящимся.
Что характеризует ребенка? Дети и подростки управляемы их желаниями, эмоциями, ощущениями; их разум еще не развит для того, чтобы все взвешивать, контролировать, ограничивать и о чем-то судить. Вот почему они всегда рядом со взрослыми: родителями, дедушками и бабушками или воспитателями, которые должны их направлять, советовать им и защищать их, так как дети все время тянутся ко всему тому, что не очень рекомендуется, и они могут упасть, пораниться, обжечься, заболеть. Вы знаете, что говорит ребенок: «Я люблю папу, я люблю маму, но больше всего люблю варенье». Весь его менталитет выражен в этом слове: варенье, то есть то, что приятно, привлекательно, нежно, сладко и легко достижимо.
Ребенок не знает, что то, что горько и трудно достижимо для него, будет, вне сомнения, ему более полезным. Ребенок не достиг еще этой мудрости: выбирать иногда то, что неприятно. В этом как раз опасность, и не только для детей, но и для подростков: так как за этой кажущейся красотой и этим шармом прячутся ловушки, разочарования, огорчения. Молодежь не познала пока жизнь, и поскольку еще не управляема внутренним опытным руководителем, она позволяет вести себя чувству, удовольствию без размышления, не спрашивая совета. Вот почему молодые сгорают, и затем они несчастны, они обо всем сожалеют.
Пока молодежь не управляема еще внутренней мудростью, она должна подчиняться своим родителям, поскольку родители более опытны, более готовы защитить и обучить молодежь. Конечно, молодежь так не думает: для нее родители – старые развалины, и лучший гид, за которым надо следовать во что бы то ни стало – это удовольствие. Но нет, молодежь ошибается. Молодежь уверена, что она права, но позже – после падений, неудач, потерь – она начнет размышлять и возможно, что она повернется лицом к взрослым, говоря: «Однако, они были правы, потому что они были старше и опытнее». Но будет уже поздно.
Проанализируем теперь эту тенденцию поиска удовольствия. Должны ли мы иметь абсолютное доверие к этому порыву нашей природы, которая подталкивает нас удовлетворять все наши инстинктивные нужды? Некоторым доставляет удовольствие поесть или выпить без меры, поссориться, подраться, разрушать что-то, насиловать женщин… Я понимаю, что они могут найти во всем этом удовольствие, человеческая натура столь богата возможностями! Но если она не ориентирована, не управляема разумностью, мудростью, то я нахожу, что этот поиск удовольствия абсолютно неоправдан. Он оправдан своим порывом, но никогда не оправдан своим осуществлением. Не надо давать ему свободу реализации. То, что у вас есть потребность поесть, выпить, обладать чем-то, командовать, обнимать и целовать женщин – это великолепно, все эти потребности – это замечательные силы, в них нет ничего плохого; они становятся плохими, когда нет другого фактора: разумения, которое вами управляет. И тогда вы можете пойти очень далеко, спровоцировать волнения, принести зло и совершать преступления.
Невозможно осудить в человеке необходимость поиска удовольствия, это естественная тенденция. Мы все ищем удовольствие. Не существует на земле создания, которое не искало бы удовольствия, даже самые великие Посвященные ищут его. Вы скажете: «Но тогда все оправдано!» Да! Но все зависит от того, как его искать и где его искать. Надо, однако, уметь различать.
Обратимся к примеру мужчины, думающем только о том, как бы переспать с женщинами, потому что он находит в этом исключительное удовольствие: что же он ищет?.. Мы уже анализировали эту тенденцию и нашли, что он не знает, что ищет, но что в природе существует тенденция искать Господа и исключительно Его, потому что Создатель содержит в себе все: счастье, радость, восхищение, поэзию и силу… И поскольку бедный мужчина не столь просвещен, он думает, что он найдет это единение, этот экстаз в отношениях с женщинами. Ему можно сказать: «Это хорошо, сама по себе тенденция неплоха, но ты плохо ее понял, ты неверно ориентирован: вместо того, чтобы искать настоящее удовольствие объединяясь с Господом, ты отправляешься в сточные канавы. Существует путь лучше этого».
Не надо осуждать этого мужчину, так как он ищет Господа. Да, он ищет Господа, потому что за этим удовольствием, за этой радостью находится сам Бог… Вы любите поесть? Вы также через пищу ищете путь к Богу, потому что в этой радости поесть тоже находится Бог, и никто и ничто не может вам доставить никакой радости, никакого восхищения вне Бога. Но вы Его ищете кривыми окольными путями, вместо того, чтобы отправиться прямиком к Господу, как это делают Посвященные. Посвященные тоже ищут Бога, они хотят почувствовать счастье, экстаз, но они не хотят идти грязными дорогами, которые только задержат их в пути и усложнят поиск.
Поскольку Бог заложил везде, в каждую вещь, в каждое создание частицу Своей квинтэссенции, можно Его найти везде. Но разбрасываясь направо и налево, как это делают люди, им нужны будут миллиарды лет. Чтобы Его найти напрямую, надо Его искать через свет, через доброту и чистоту. В той или иной форме люди всегда ищут Господа, они всегда хотят вернуться к источнику, вновь найти райскую жизнь, в которую они были погружены изначально, Но, поскольку им не достает света, поскольку никто их не направляет, они, бедные, выходят из затруднений, как могут. Они выпутываются, как только могут, и выходят из всех жизненных ситуаций столь грязными, что их даже невозможно узнать. Однако в действительности тенденция была хорошей: бессознательно они хотели объединиться с Богом, но вместо этого объединились с маленькими дьяволятами.
Индийская философия объясняет, что видимость феномена часто иллюзорна, что за внешней красотой прячется безобразие, за богатством прячется нищета, за видимостью силы прячется слабость. Они называют эту кажущуюся ошибочную видимость «майя»: иллюзия. Мудрецу удается сорвать вуаль с видимости и обнаружить действительность; и как только он открыл реальность, как только ему удалось ее созерцать, он решает, дать или не давать выход своему желанию. Так как часто, как раз когда вам удается открыть действительность, вы столь решительны, столь хладнокровны, что даже больше не хотите удовлетворить свое желание: теперь, когда вы видите его в новом освещении, вы испуганы этим монстром, которого вы питали.