Старый дом бесплатное чтение
Допущено к распространению Издательским советом
Русской Православной Церкви
ИС Р20-004-0160
Художник Максимилиан Пресняков
© Издательтво «Зёрна», 2021
© Челик М. С., 2021
Старый дом
На окраине посёлка стоял старый деревянный дом. Когда-то он был самым красивым среди остальных домов. Его строил глава семьи Алексей Борисович со своими сыновьями. Строили они на совесть, вкладывая не только силы, но и сердце в этот дом. А говорят, что когда с такой любовью к делу относятся, то и сами вещи начинают жить своей собственной жизнью.
Так и этот дом. Он наблюдал за судьбой своих обитателей, сопереживал их бедам и радовался их счастью. Много славных, беззаботных дней этой доброй семьи прошло под его крышей. Сколько ног хаживало по деревянному полу, ведь гости здесь бывали почти каждый день! Гостеприимство и радушие встречало их в этом доме. А потом родились внуки и наполнили стены радостным детским смехом. До сих пор на стене красовались отметки их роста. Как быстро выросли малыши, как мимолётно пробежало время! Старики умерли, дети и внуки разлетелись в разные стороны, а дом преданно стоял и ждал возвращения своих хозяев, вспоминая все прежние годы.
Но никто не приезжал… А дом не унывал, он продолжал жить. Вскоре у него под крышей поселились птички. Он был рад предоставить им тёплый кров в ненастную погоду. К весне у них появились птенчики, и снова раздался беззаботный щебет, и всё завертелось в знакомом водовороте.
Осенью крыша стала протекать, птичкам стало неуютно, и они улетели в поисках другого приюта. Стены отсырели, дом перекосился. Давно, слишком давно никто не топил печку, не прогревал его озорной огонь, не падали блики пламени на деревянные стены, танцуя свой чарующий танец.
Зимой он превратился в ледышку. Какие-то хулиганы побили стёкла, и теперь дом стоял, зияя чёрными дырами пустых оконных рам.
А летом случилось страшное происшествие. Ночная гроза неистово бушевала, и молния ударила прямо в деревянный дом. Он вспыхнул и загорелся, как спичка. Полыхая, дом вновь и вновь вспоминал счастливые молодые годы. Когда прибежали соседи, от дома остались лишь догорающие угли и зола.
Дом стал золой. Когда-то он укрывал под своей крышей людей, а теперь своей золой он прикрыл вишнёвую косточку, лежащую одиноко на земле. Косточке стало так хорошо и тепло, что она вскоре пустила первый нежный росток. Зола питала его, и росток превратился в маленькое дерево. Оно очень быстро росло. И дом, даже не догадывался, что вначале он стал золой, а теперь частью дерева. Ведь если бы не его забота о вишнёвой косточке, то оно никогда бы не выросло.
А вскоре вся большая семья приехала навестить место, откуда пошли её корни. Все разочарованно сели под вишнёвым деревом, не найдя дома. Они не догадывались, что ветви вновь, как когда-то крыша дома, укрывали их. Но потом все развеселились, стали вспоминать события, истории, связанные с их детством, с юностью, с их старым домом. А вишня нежно покачивалась и улыбалась, слушая тёплые слова дорогих людей. Маленькая девочка подбежала и обняла ствол дерева и сорвала несколько сладких вишенок…
Многие люди вздыхают, что их жизнь не удалась, что другие живут гораздо лучше. А на самом деле надо просто любить жизнь, и тогда будешь счастлив, что бы ни случилось, как это было со старым домом.
Ветка ожидания
Жителям крайнего дома крайне не повезло! Рядом с ним стояла высокая липа, которую выбрали своим пристанищем вороны. Длинные раскидистые ветви этого дерева сплошь были украшены их гнездами. Казалось, что птицы не знают покоя, они всё время перелетали, гортанно каркали и устраивали склоки. Но, если приглядеться, можно было увидеть, что не все обитатели липы вели себя так беспокойно.
На краю самой высокой ветки сидела старая ворона. Она её никогда не покидала. Лишь изредка спускалась подобрать какой-нибудь кусок для пропитания и снова водворялась на место.
Почти целый день она спала. Старость не оставляет сил и здоровья. Единственной радостью для вороны были её сны о собственной жизни. В них она снова видела себя маленьким пушистым птенчиком, который беспомощно прижимался к маме под тёплое крыло. Вспоминала, как училась летать – прыжок вниз, страх, ужас, а потом невесомость и счастье!
В молодости ворона была невероятной проказницей! Но ей всё прощалось – находчивость и смелость птицы были неоценимы для стаи. Ворона никого не боялась, зато сама держала в страхе всех дворовых котов и собак. С удивительным нахальством она могла забрать у них любой желанный кусок. Своим клювом птица орудовала мастерски! Он был для неё и оружием, и инструментом. Только она могла вскрывать им банки на балконах у людей. Яблоки, ягоды из компота, сушеная рыба – всё тащилось ею на дерево для стаи. Даже в самые холодные времена семья не знала горя. Однажды дерево, на котором жили птицы, решили спилить. Птицам грозило остаться без жилья в зиму. Тогда ворона не побоялась залететь в химическую лабораторию, обваляться в фосфорном порошке и ночью в таком виде явиться к самому завидному дереву, занятому чужой стаей. Она летала вокруг, как настоящее привидение, выкаркивая: «Скорее, скорее покидайте это дерево! Оно не достоит до утра!» Какой же поднялся переполох! Все птицы за несколько секунд взвились в воздух шумной беспорядочной стаей и улетели подальше. А дерево-то до утра прекрасно достояло, только уже с новыми жильцами!
Много разных шалостей вытворяла ворона. Теперь она только безмолвно смеялась, вспоминая былое. Все эти проказы были ради стаи, ради её выживания. А вот одна бессмысленная проделка не давала ей покоя уже много лет. В серых красках снился ей один и тот же сон…
Ворона часто безбоязненно расхаживала по балконам и подоконникам людей. И однажды её внимание привлекла старушка. Она всё время сидела в кресле и дремала. Очень редко, еле ковыляя, доходила до кухни, пила чай, шла обратно, снова садилась в кресло и закрывала глаза. Так она проводила день за днём. Но стоило вороне стукнуть клювом в окно или о подоконник, как с женщиной происходили невероятные перемены! Она подпрыгивала, охала и спешила к окну. Ожившими на мгновение глазами, она смотрела по сторонам, но через минуту они снова потухали и становились бесцветными. Старушка подолгу могла простоять у окна, высматривая что-то только ей ведомое, а потом опять возвращалась в кресло.
Ворона забавлялась, наблюдая за ней…
Птица очень любила, когда ей снился муж. Она встретила его в самом красивом и романтичном месте. Он летел ей навстречу над васильковыми полями. Цветы росли такие большие и высокие, что за их головками совсем не было видно зелени. Казалось, что небо окутало своим синим покрывалом весь земной шар. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Танцуя в полёте, птицы уже не отличали небо от земли и землю от неба – всё слилось для них в лазурный край счастья.