Основы государственного финансового контроля, осуществляемого в процессе исполнения федерального бюджета бесплатное чтение
Введение
Социальное развитие страны зависит от финансового контроля и его хорошо отлаженной функционирующей системы, которая имеет существенное значение в каждой стране.
Роль финансового надзора заключается в решении и устранении проблем и неудач финансовых учреждений в процессе участия в рыночных операциях, в то же время надзор предназначен для общей координации и упорядоченного развития отрасли. Поэтому для устойчивого развития всего общества и экономики вопрос о том, как повысить эффективность финансового контроля в российской федерации, стал одним из важнейших вопросов. В последние годы в Российской Федерации издано много законов и политик для повышения эффективности финансового контроля. Например, упразднение бюро обслуживания финансового рынка, возвращение полномочий по надзору центральному банку и осуществление всестороннего надзора за внутренней финансовой системой. Эти законы способствуют координации мер регулирования, устранению вакуума в регулировании, обузданию регулирующего арбитража и повышению эффективности регулирования. Поэтому в нашем исследовательском процессе необходимо определить модель развития системы финансового контроля, существующие проблемы и способы их решения. И вносить полезные предложения по улучшению последующей системы финансового контроля.
Состояние государственного финансового контроля и пути его совершенствования стали одной из ключевых тем в России. Роль финансов, в частности государственных, играет определяющую роль в становлении и развитии государства. Именно государственные финансы играют важную роль в формировании бюджетов, как федерального, так и уровня субъектов федерации, а также в формировании внебюджетных фондов, финансы государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Возможности государства по совершенствованию механизмов государственного финансового контроля, прежде всего, определяются общей экономической ситуацией и стоящими перед экономикой задачами. Разумеется, выстраивание стратегических приоритетов возможно только тогда, когда для этого существуют соответствующие ресурсы, позволяющие не просто решать сиюминутные проблемы, а проводить обдуманную долгосрочную политику, направленную на преодоление стоящих перед страной рисков и ограничений развития.
Дальнейшее направление развития финансового контроля определяет финансовая политика государства. Определяются конкретные меры, инструменты, формы, методы эффективной мобилизации распределения и использования финансовых ресурсов с целью выполнения государством своих функций.
В РФ отсутствует комплексный, эффективный механизм финансового контроля, недостает организационных и правовых возможностей для должного развития финансового контроля.
Все чаще происходят коррупционные скандалы, которые в первую очередь связаны с хищениями государственных финансов. Также постоянный рост сумм, выявляемых Счетной палатой РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, который также появляется в результате неправомерного и неэффективного использования средств бюджетной системы РФ. Данные проблемы возникают в большей степени из-за отсутствия организации государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительной властью, а именно – главными распорядителями бюджетных средств РФ.
В настоящее время, во время неблагоприятной экономической ситуации важно мобилизовать все усилия и создать эффективную систему функционирования государственного финансового контроля. Недостатки лежат, прежде всего, в отсутствии организации эффективного процесса, ответственности государственных контролирующих органов и неэффективности самих мер.
Глава 1. Теоретические и правовые основы государственного финансового контроля, осуществляемого в процессе исполнения федерального бюджета
1.1. Финансовый контроль, его сущность и роль в исполнении федерального бюджета
Финансы – это ядро современной экономики, а стабильность финансовой индустрии в значительной степени способствовала экономическому развитию страны. И наоборот, потрясения в финансовой индустрии не будут способствовать устойчивому и здоровому развитию отечественной экономики. В связи с особым характером финансовых учреждений, действующий свое существование с определенной уязвимость, в то же время финансовые игроки гоняются за интересом, в результате чего имеет менее рациональное поведение, в сочетании с волатильностью стоимости финансовых активов , эти важные факторы, которые влияют и вызывают внутреннюю нестабильность финансовой системы. Чтобы выполнять роль финансовой стабильности в продвижении национальной экономики, правительственные ведомства обычно осуществляют экономическое управление и контроль финансовой системы.
Понятие финансового контроля узких и широких точек.
Узкий финансовый контроль относится к правительственному департаменту финансового управления страны или региона согласно соответствующим законам и положениям, контролируют и управляют всеми финансовыми институтами и предприятиями, работающими на финансовом рынке. Широкий финансовый контроль также включает в себя самоконтроль в финансовых учреждениях, взаимный надзор за отраслевыми организациями, общественный контроль общественных организаций и общественного мнения и др. Из – за огромных рисков, которые преобладают в финансовой системе, и их высокого сокрытия и большого разрушения, когда происходит финансовый кризис, он также нанесет ущерб реальной экономике, формируя экономический кризис, поэтому финансовая система нуждается в эффективном регулировании.
Разные страны и регионы мира сталкиваются с различной финансовой ситуацией и всевозможными методами финансового контроля, но цель финансового контроля в основном та же, то есть поддерживать безопасность и стабильность финансовой системы, защищают общественные интересы, поддерживают порядок финансовой системы и защищают честную конкуренцию.
В официальном документе министерства финансов РФ государственному финансовому контролю дается такое определение: «государственный финансовый контроль в РФ представляет собой систему мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств». Можно сказать, что государственный финансовый контроль следует рассматривать как одну из функций государственных органов, представляющую собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями.
В официальном документе министерства финансов РФ государственному финансовому контролю дается такое определение: «Государственный финансовый контроль в РФ представляет собой систему мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств». Можно сказать, что государственный финансовый контроль следует рассматривать как одну из функций государственных органов, представляющую собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями.
Государственный финансовый контроль в РФ является формой государственного регулирования финансово – производственных отношений всех хозяйствующих субъектов, содействующей проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов РФ. Будучи обязательным элементом управления общественной собственностью, «государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения проведения в РФ единой финансовой, бюджетной, денежно – кредитной, налоговой, валютной и инвестиционной политики, обеспечения экономической безопасности и защиты финансовых интересов государства, а также его граждан и субъектов хозяйствования».
Цель России финансового контроля основных отражена в «центральном банке России закона», статья 56 закона определяет контрольные функции и основные цели контроля российского центрального банка. В нем четко указано, что главная цель контроля центрального банка заключается в защите рубля и обеспечении его стабильности, развитие и совершенствование банковской системы Российской Федерации, продвижение и обеспечение нормального функционирования национальной платежной системы, содействие развитию финансового рынка в Российской Федерации и обеспечение стабильной работы российского финансового рынка, защита законных интересов финансовых потребителей.
Потребительские инвестиции на финансовых рынках являются важной движущей силой финансовых инноваций и важным фактором устойчивого развития финансовых рынков. После нескольких финансовых потрясений российская федерация признала важность потребителей для всей финансовой индустрии. С 1990-х годов Российская Федерация продолжала совершенствовать и вносить поправки в соответствующие законодательные положения для защиты интересов кредиторов. В 2003г. в России был принят «закон о страховании банковских вкладов для физических лиц», который официально включил защиту интересов потребителей банков в правовую систему. В последующем развитии финансовой индустрии система страхования вкладов постоянно совершенствуется, чтобы улучшить положение физических лиц на финансовом рынке.
Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:
– Контроль за обоснованностью проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
– Контроль за соблюдением законодательства при формировании и исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджета государственных внебюджетных фондов;
– Контроль за полнотой и своевременностью исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ;
– Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
– Контроль над законностью и эффективностью управления, использования и распоряжения государственной собственностью;
– Контроль над соблюдением законности осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, исполнением международных финансовых обязательств РФ и состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
Модель финансового контроля относится к расположению в стране институтов финансового контроля и законам о финансовом контроле, вязанный с состоянием финансовой индустрии в стране.
Если страна применяет отдельные операционные модели для разных финансовых отраслей, она выбирает отдельные модели контроля. Обычно создается специальный отдел финансового контроля, создание различных контрольных агентств в финансовой индустрии, таких как банковское дело, ценные бумаги и страхование. Страны со смешанными операциями обычно принимают унифицированные договоренности. Как правило, создается относительно единообразная структура финансового контроля. Финансовый контроль различных стран мира включает как ситуацию единого контроля центрального банка, так и создание отдельных надзорных органов.
Финансовая отрасль России имеет как отдельные операции, так и отдельное управление, а также смешанные операции и смешанное управление. Отдельные операции в основном направлены на бизнес – модель страховой и банковской отраслей в стране. В России две отрасли работают раздельно. Они отдельно управляются различными регулирующими органами, а именно центральным банком и страховым агентством. Среди них агентство по страхованию является компетентным органом страховой отрасли и административным отделом органов власти, внутренний отдел министерства финансов. Смешанные операции ориентированы на банковскую и ценную отрасли страны. На территории Российской Федерации в сферу деятельности утвержденного коммерческого кредитного учреждения входит деятельность с ценными бумагами. Индустрия ценных бумаг не имеет самостоятельного правового статуса.
Кредитные организации могут заниматься деятельностью с ценными бумагами. Управление такой деятельностью осуществляется совместно центральным банком и отделом управления ценными бумагами. Модель контроля российской банковской системы представляет собой единый централизованный контроль, в котором контрольные полномочия сосредоточены в центральном банке. 25 июля 2013г. Президент России путин подписал законопроект о создании единого агентства финансового контроля, реформировать оригинальную систему управления и внедрить единый контроль над финансовой отраслью.
Что касается принципов организации государственного финансового контроля, то эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ. Основными принципами осуществления государственного финансового контроля являются:
– законность:
– независимость:
– объективность;
– ответственность;
– гласность;
– системность.
В качестве основного органа банковского надзора правительство применяет ряд методов контроля финансового рынка. Например, регуляторы контролируют выдачу лицензий, ограничения на ведение бизнеса, установить нормативные показатели, такие как коэффициент достаточности капитала, строгий надзор за ликвидностью, создание механизмов выхода на рынок для проблемных финансовых институтов, для того, чтобы добиться надзора и контроля всех финансовых учреждений.
Основное содержание финансового контроля в России включает контроль доступа к рынку, контроль рисков и контроль выхода на рынок. Надзор за доступом к рынку является основным звеном в надзоре за финансовыми учреждениями, включая финансовые регистрацию и утверждение финансовых учреждений, условий учреждения и доступа персонала. Установив определенные стандарты, можно измерить, имеет ли коммерческий банк, выходящий на финансовый рынок, требуемое качество и сможет ли он выполнять важную роль рационального контроля размера и базы банка.
В операционной деятельности финансовых учреждений существуют различные риски, как внутренние, так и риски, вызванные внешней средой. Риск – контроль – это мониторинг рисков в деятельности финансовых учреждений, само управление является своего рода постоянным надзором, в соответствии с требованиями пруденциального надзора, а также содействовать нормальному функционированию финансовых институтов.
Из-за конкуренции чистый надзор не может гарантировать, что финансовые институты всегда будут существовать на рынке, а проблемные финансовые институты сталкиваются с проблемой активного или пассивного выхода из рынка. Надзор за выходом с рынка финансового рынка – это метод, используемый компетентным органом, когда учреждение не выполняет разумные требования компетентного органа. Эти основные содержания объединяются друг с другом и проходят через весь процесс финансового контроля.
1.2. Формы, виды и методы финансового контроля
Существуют различные подходы к классификации государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль осуществляется в различных сферах, в связи, с чем выделяют следующие виды контроля:
– Бюджетный,
– Налоговый,
– Таможенный,
– Денежно – кредитный.
Начиная с нового столетия, в условиях непрерывного роста мировых цен на нефть, Россия получила большой объем доходов от нефти и газа, не только изменило ситуацию огромного бюджетного дефицита и раздутого долга в течение многих лет, но и в последние годы наблюдается значительный профицит бюджета. Россия приняла более осторожный подход к профициту бюджета, опираясь на уроки финансового кризиса в Юго –Восточной Азии: хранить подавляющее большинство доходов от нефти и газа в форме уставных фондов, чтобы справиться с воздействием падения цен на нефть, истощения ресурсов или изменений экономической ситуации на государственные бюджеты и макроэкономическую стабильность. С этой точки зрения, когда наступил текущий финансовый кризис, российский фонд стабильности успешно выполнил свои обязательства по поддержанию макроэкономической стабильности и обеспечению сбалансированности бюджета.
Стабилизационный фонд – это фискальный фонд, который правительство резервирует специально для того, чтобы избежать «временного сокращения доходов или неожиданного увеличения расходов», и его теоретическая основа основана на теории государственного вмешательства. В январе 2000г. Россия выпустила «бюджетный кодекс Российской Федерации. Согласно кодексу, федеральная бюджетная система России подразделяется на три уровня: федеральный бюджет и внебюджетные фонды штата, основной бюджет федеральных и региональных внебюджетных фондов, а также муниципальные и районные местные бюджеты.
Бюджет Российской Федерации готовится министерством финансов совместно с соответствующими ведомствами. После того, как проект бюджета внесен в государственную думу России (нижняя палата парламента) для рассмотрения и утверждения, представлено в совет федерации (верхняя палата парламента) для рассмотрения, утверждено президентом Российской Федерации и внедрено в федеральный закон.
Бюджет Российской Федерации обычно составляет три года, основное содержание включает в себя: общий ВВП, уровень инфляции, общие расходы и суммы субрасходов, шкалу внутреннего и внешнего долга, дефицит бюджета и пересмотренную сумму расходов федерального бюджета в предыдущем году.
Если доходы слишком велики или слишком малы, бюджетные доходы и расходы за этот год необходимо соответствующим образом изменить. Как правило, предложения по пересмотру бюджета представляются весной и осенью каждого год, и они вступают в силу после их представления в государственную думу и федеральный совет на утверждение.
Налоговая система – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины – но в соответствии с вступившими в силу главами налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам. Что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.
Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. В России действует трехуровневая система налогообложения: федеральный налог, федеральный основной налог и местный налог. Федеральный налог широко применяется в России, но налоговая система не принадлежит федеральному бюджету. Федеральный основный налог устанавливается законодательным органом введенный специальными законами и, как правило, применяется в областях региона. Местные налоги регулируются местными автономными представительскими агентствами в форме нормативных актов и, как правило, применяются в большем количестве юрисдикций.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы на определенные товары и ресурсы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, социальные внебюджетные выплаты в социальные фонды, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, налоги на добычу подземных ресурсов, налог на право использования животных и водных ресурсов, налог на предпринимательскую деятельность, налог на водные ресурсы, экологический налог, сбор за выдачу федеральной лицензии и т.д.
К федеральным основным налогам относятся: налог на прибыль организаций и организаций, налог на недвижимость, налог на дорожное движение, транспорт, налог с продаж, игровой налог, региональные сборы за выдачу лицензий и т.д.
К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследство или дарение, местный сбор за выдачу разрешения и т.д.
Федеральная таможенная служба (сокр. ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий контроль и надзор в области таможенного дела. Также имеет широкие функции в области валютного контроля, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, международного транспортного и санитарного надзора.
Функции и полномочия таможенных органов определены международными договорами (правом ЕАЭС), таможенным законодательством, валютным законодательством, уголовным законодательством (УПК РФ), административным законодательством (КОаП РФ) и другими видами законодательства.
Так, согласно «положению о федеральной таможенной службе» таможенные органы:
– Проводят таможенный контроль;
– Взимают таможенные пошлины, налоги;
– Ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли с государствами – членами ЕАЭС;
– Обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров;
– Защищают права на объекты интеллектуальной собственность;
– Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
– Выявляют и пресекают административные правонарушения и преступления (нарушения таможенных правил, незаконный оборот объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов);
– Осуществляют контроль над валютными операциями, противодействуют легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Все уровни таможенных, налоговых полицейских участков и коммерческие банки, которые открывают валютные предприятия, являются отделами валютного надзора. Федеральный орган по надзору за экспортом иностранных валют проверяет и наказывает подразделения, нарушающие правила ввоза и вывоза, на основании информации, предоставляемой коммерческими банками и центральным банком, а также национальным комитетом таможенного надзора.