Системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей бесплатное чтение

Введение

Актуальность темы заключается в том, что в России резкие социальные изменения в стране, безусловно, повлияли на жизнь сегодняшних подростков. Во-первых, образовался большой разрыв между системой ценностей взрослых – выходцев из страны развитого социализма и молодежью. Во-вторых, из-за серьезных материальных трудностей многие родители вынуждены напряженно зарабатывать деньги. В таких условиях они часто не в состоянии сохранять эмоциональную близость со своим растущим и так изменившимся ребенком. Как правило, из-за этого в семье возникают конфликты, которые усугубляются эмоциональной нестабильностью, гормональной бурей, максимализмом, категоричностью и борьбой подростка за эмоциональное отделение от родителей. У многих подростков снижается успеваемость, теряется всякий интерес к школе, возрастает интерес к компаниям, которые не нравятся родителям; возможны хулиганские и противоправные действия, побеги из дома. Фактически такие подростки становятся беспризорными.

Вместе с тем подростковый период является наиболее сенситивным периодом для самопостроения и самосозидания личности.

Глава 1. Основные системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей

1.1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей» (с изменениями и дополнениями от 21 ноября 2022г.)[3], дает внятные понятия такие как:

Несовершеннолетним – является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Безнадзорным – является несовершеннолетний ребенок, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или других законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорным – является безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

Несовершеннолетним, находящимся в социально – опасном положении – признается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

Трудная жизненная ситуация (ТЖС) в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, неизбежное событие в жизненном цикле ребенка, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы, препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми ребенку трудно справиться самостоятельно с помощью привычных средств.

Антиобщественными действиями – признаны действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также другие действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

Семья, находящаяся в социально опасном положении – является та семья, которая имеет детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или другие законные представители несовершеннолетних детей не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

Индивидуальная профилактическая работа – это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних детей и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей – система социальных, правовых, педагогических и других мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних детей, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

В соответствии со статьей 4 выше указанного закона[3] раскрыто четкое понятие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей, таким образом под профилактикой имеется в виду совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации детей и подростков, а также разработку мер по ее предупреждению.

В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей»[3] в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей входят:

– комиссии по делам несовершеннолетних детей и защите их прав;

– органы управления социальной защитой населения;

– федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

– органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее – органы, осуществляющие управление в сфере образования);

– органы опеки и попечительства;

– органы по делам молодежи;

– органы управления здравоохранением;

– органы службы занятости;

– органы внутренних дел;

– органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

– учреждения      уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Согласно п.2 ст.4 указанного закона[3] в выше перечисленных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.

В настоящее время в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей города входят:

– МБУ «Молодежный центр» Ювенальная служба;

– комиссия по делам несовершеннолетних детей и защите их прав;

– отдел по делам несовершеннолетних детей ОМВД по городу;

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

1.2. Категории лиц, их права и основания проведения индивидуально – профилактической работы

К категории лиц, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей проводится индивидуальная профилактическая работа в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей»[3] относятся:

– безнадзорные дети или беспризорные дети;

– занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

– содержащиеся в социально – реабилитационных центрах для несовершеннолетних детей, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

– употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

– совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

– совершившие, правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

– освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

– совершившие общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

– обвиняемые или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

– отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

– условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

– которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

– освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

– осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

– осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

А также органы и учреждения, осуществляющие систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей, за исключением следственных изоляторов уголовно – исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или других законных представителей несовершеннолетних детей, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в настоящей статье, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних детей с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей[3].

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в соответствии со ст.6[3] в отношении несовершеннолетних детей, их родителей или других законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5[3] действующего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

– заявление несовершеннолетнего либо его родителей или других законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей;

– приговор, определение или постановление суда;

– постановление комиссии по делам несовершеннолетних детей и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

– документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних детей в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей;

– заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

В соответствии со ст.8[3] настоящего закона указаны права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:

1. Несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей, пользуются правами, а также в установленном порядке имеют право на: уведомление родителей или других законных представителей о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.

При наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей или других законных представителей информация о помещении несовершеннолетнего в указанное учреждение должна быть направлена им в течение 12 часов с момента его помещения, а при отсутствии сведений о родителях или других законных представителях указанное уведомление в течение трех суток с момента помещения несовершеннолетнего направляется в орган опеки и попечительства по его последнему месту жительства[10, с.51].

Получение информации о целях своего пребывания в учреждении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей, правах и об обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в данном учреждении; обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей, в вышестоящие органы указанной системы, органы прокуратуры и суд; гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение.

Поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества; получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества; обеспечение на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних детей.

Для учреждений, обеспечение деятельности которых является расходным обязательством Российской Федерации, указанные нормы утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также других лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом[15, с.52].

Права несовершеннолетних детей, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и несовершеннолетних детей, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, а также организация работы по их исправлению регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. Перечисление прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних детей.

1.3. Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей

В соответствии со ст.8 выше указанного закона[3] за нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних детей правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания:

– предупреждение;

– выговор;

– строгий выговор.

Продолжение книги