Римские сонеты. Ч. 17 бесплатное чтение
Переводчик Косиченко Бр
© Джузеппе Джоакино Белли, 2024
© Косиченко Бр, перевод, 2024
ISBN 978-5-0062-6014-6 (т. 17)
ISBN 978-5-4498-0254-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Io qui ritraggo le idee di una plebe ignorante, comunque in gran parte concettosa ed arguta, e le ritraggo, dirò, col concorso di un idiotismo continuo, di una favella tutta guasta e corrotta, di una lingua infine non italiana e neppur romana, ma romanesca.» (G.G.Belli, Introduzione ai Sonetti).
Я изображаю мысли малообразованного обывателя, при этом нередко актуальные и остроумные, я излагаю их при помощи карикатурных ситуаций, полностью исковерканной и ненормированной речью, языком, который в конечном итоге не является итальянским, даже не римским, это романеско. (Д.Д.Белли, Предваряя сонеты).
БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАННЫ КУККИРЕЛЛЫ
- Ищи подстать, тифоза, жениха, —
- холера, кошка драная, – в борделе!
- одною левой мальчик мой, Микеле,
- из-под Кастелло вынет потроха!
- Не гожа, детка, ты для энтой цели,
- нам ни к чему блохастая сноха.
- Микель, малыш! надула лопуха!
- Плюй Сан-Лючии в очи – божье зелье.
- И нечего сподлобья тут коситься,
- какой нам прок в семье с такой кишки —
- дифентерúйносрáчной, тьфу, сестрицы.
- Тифозную! – гиганту, чемпиону,
- колоссу… ручки сучки коротки,
- тиски нужны – чтоб удержать Самсона!
Кастелло – Замок Св. Ангела
Санта Лючия – святая защитница от глазных болезней
LO SPOSO DE NANNA CUCCHIARELLA
- Sarà ttìsico er vostro maritaccio,
- sora bbrutta maliggna sputa-fele,
- ma nnò er regazzo mio, ma nnò Mmicchele,
- che smoverìa Castello cór un braccio.
- Io l’ho sscerto co’ ttutte le gautele,
- e in questo so bbe’ io cosa me faccio.
- Mosscio a Mmicchele mio! Micchele un straccio!
- Fijja, santa Luscìa occhi e ccannele.
- Lo so io si cch’edè: rrosicarella
- de nun avello voi; ma in questo tanto
- Squacqueraquàjjasquìcquera, sorella.
- Tisico a cquer gigante, a cquer campione,
- a cquer colosso che ppò ddasse er vanto
- d’un par de porzi da corcà Ssanzone!
- 1835
А. Брюллов. Вид на Кастелло. 1826
СИНЬОРА ХУДОЖНИЦА
- Моя метресса (верует она)
- картины пишет, якобы с натуры;
- Природа-мать, будь в Риме, в Тибр халтуру
- швырнула бы, от ярости красна.
- В чащобе непроглядной пелена,
- сплетенья древ невиданных, фигуры
- неведомых зверей – карикатура?
- да нет, видны амуры из окна.
- На скору руку шлёпает этьюдни;
- сложив, увидим целостный пейзаж,
- что был вчера в час-четверть пополудни.
- К мосье Маэстро пишет накануне:
- как расцветить – дай чёткий инструктаж —
- сияние луны в час новолунья.
* По слухам, реальный факт, случившийся с датской кронпринцессой в Риме; во всяком случае, известный художник Филиппо Агрикола (1795 – 1857), субинспектор росписей Апостольских дворцов, был автором портрета датской принцессы в 1822 г.
LA SIGGNORA PITTORA
- La mi’ padrona (e mmica sce prosume)
- frabbica scerti cuadri de pittura,
- che ssi vviè a Rroma la madre-natura,
- pe’ rrabbia, te dich’io, se bbutta a ffiume.
- Ha inventato una spesce de custume
- d’arberi, co’ una sorte de figura
- de bbestie, che nnun fo ccaricatura
- te farìano sbascì dde tenerume.
- È llesta, che ddipiggne per assarto;
- e averessi da vede cuer cuadrone
- che ffesce jjeri a ttredisciora e un cuarto.
- Er giorn’avanti lei me mannò a ttrova
- un Monzù a ddimannajje un’istruzzione
- pe’ ffà la lusce de la luna nova.
- 1833
Ф. Агрикола. Эллен Аддерли, виконтесса Диллон
КАРТИНА МАСЛОМ
- Не видел? – не чета тебе, маляр…
- мда!.. расписал витрину сьор Камилло —
- картина маслом: c горки по дель Грилло,
- дом тридцать шесть, с обмылками амбар.
- Стена в огне: в чистилище пожар,
- в котле кипят кровавые чернила;
- искрит под пещью тень нечистой силы —
- трезубцем кочегарит янычар.
- Дымятся восемь отроков; на чад
- два ангела в парадных ризах щедро
- из двух кувшинов звёздами палят.
- Звёзд вещество, пускай, допустим, лёд,
- пусть в двух кувшинах к звёздам мёд с эфедрой —
- поможет ли, коль пó лбу звезданёт?
Грилло – переулок в Риме рядом с Башней Палаццо дель Грилло (у Рынка Траяна)
* «Восемь отроков» – возможно, художник перестарался, но ввиду соседства «настенной живописи» с Церковью Св. Екатерины Сиенской (Екатерина в бытность пыталась помирить Флоренцию с Папой), возможно, имеются в виду т.н. «Восемь святых» (Otto santi) XIV в. (Война Папского государства Григория XI с коалицией под эгидой Флоренции)
UN BER QUADRO A SGUAZZO
- Quanno vojjate véde un quadro raro,
- màa! un quadro propio a cciccio sor Cammillo,
- lei se ne vadi ar vicolo der Grillo
- nummero trentasei sur zaponaro.
- Bbe’, llì cc’è ar muro un purgatorio chiaro
- dipinto color d’ostia da siggillo;
- e ttramezzo a le fiamme e a lo sfavillo,
- che ppare una fuscina de chiavaro,
- Ce sò ott’anime sante, e ssopr’a cquelle
- du’ angeli coll’abbiti de festa
- che vvòteno du’ gran brocche de stelle.
- Sì, stelle, stelle, sì, pparlo sur zerio;
- e ddu’ bbrocche de stelle su la testa,
- dico, ve pare poco arifriggerio?
- 1837
Т. Вергелли. Церковь Св. Екатерины Сиенской (слева переулок дель Грилло)
КРАСНОДЕРЕВЩИК
- Комплект, мой сьор Лука, – двойная смета:
- орех морить, лобзать… втереть камедь —
- нет, без задатка скоро не поспеть;
- шкатулочка – семь скудо, ларь – монета.
- Дешевле не могу: за раритеты,
- поверьте, я вам скидываю треть.
- Вы две вещицы будете иметь —
- точёней, чем часы Исаксорета.
- И делу время, и потехе – час;
- плюс джульо, минус джулио, дела я
- вёл ли юля, лукавил вам хоть раз?
- Так по рукам. Одна, без сундука,
- за восемь, будет к ночи, а другая
- до пасхи, точно. Здравствуй, сьор Лука.
Исаак Сорет (1673 – 1750) – знаменитый швейцарский часовщик, основатель одноимённой фирмы
Джулио – серебряная монета (10 байокко);
Cкудо – 10 джулио
* Помимо основной Пасхи празднуются также пасха-Розы (Пятидесятница, Сошествие Св. Духа – 50-й день после Пасхи) и пасха-Бефана (6 января); примечательно, что дата написания сонета совпадает с датой Пасхи следующего года (Пасха 1835 г. – 19 апреля, о чём свидетельствует сам Белли в сонете La Santa Pasqua)
L’ARBANISTA
- No, ssor Luca mio caro: du’ cassette
- tutta-nosce, imbrunite e ffilettate,
- nun ve le posso fà ssi nun me date
- la granne unisci scudi e ll’antra sette.
- Men d’accusì nnun ve le posso mette;
- e ccredeteme a mmé cche ssò arrubbate.
- Maa, averete du’ cose arissettate
- com’e ddu’ orloggi de Sacchesorette.
- Voi vedete er lavore; e ppoi sur resto,
- ggiulio ppiù, ggiulio meno, tra de noi
- nun ce sarà cche ddì: nnun parlo onesto?
- Dunque accusì arrestamo. Quella sciuca
- l’averete oggi a otto, e ll’antra poi
- pe’ ppasqua. Oh, arivedendosce sor Luca.
- 19 aprile 1834
РАЗОРИВШИЙСЯ ИЗВОЗЧИК
- Подайте, бога ради, я поверю,
- что в мире есть добро, помимо зла!
- Всем нищим всюду все закрыты двери,
- нам право, Бог и суд – одна метла.
- В больнице жизнь казалась не мила,
- но я живу надеждой в полной мере:
- на свете том готов вариться в сере,
- чтоб этот в Судный день сгорел дотла.
- Мне три пиастры втюхали налог,
- а Граф у Папы слямзил миллионы;
- кобыл сожрав, мне впрячь себя в возок?!
- Жду для хапуг карету Фаэтона!
- увижу, сев с кнутом на передок,
- на лбах, даст бог, фискальные законы!
* Скудо = 100 байокко, пиастра – 60 (дневной заработок 10—15)
* По преданию в библейской долине Иосафата на Страшном Суде грехи каждого будут написаны на лбу
Фаэтон – (?) Карл Каэтан фон Гайсрух (1769 – 1846) – австрийский кардинал, архиепископ Милана, личный советник австрийского императора
Граф – (?) Марио Маттеи (1792 – 1870), итальянский кардинал; сын графа Маттеи-Бальдини; в 1818 г. Папа Пий VII назначил Маттеи генеральным казначеем Апостольской палаты. При нём парижский дом Ротшильдов предоставил Риму чрезмерные кредиты, из-за чего финансовое положение резко ухудшилось. Папа Григорий XVI почти сразу отстранил его от должности, однако Маттеи сумел поставить в качестве вице-казначея своего протеже в лице будущего кардинала и госсекретаря Дж. Антонелли
ER VITTURINO ARUVINATO
- Che m’aricconti a mmé, ssi’ bbenedetto,
- de cuer c’ar monno è bbene e cquer ch’è mmale!
- Cuaggiù, sse sa, nun c’è pp’er poveretto
- né ggiustizzia, nè Ddio, nè ttribbunale.
- Me mannassino puro a ’no spedale,
- nun me vojjo dà mmica un crist’in petto;
- però all’antri carzoni è cche ll’aspetto:
- ma ll’aspetto ar ggiudizziuniverzale.
- Pe’ ttre ppiastre futtute de gabbella,
- ch’er Papa ha mmesso pe arricchì er zor Conte,
- magnàmmese cavalli e ccarrettella?!
- Che sse strozzino er carro de Fetonte!
- ma cce vieranno llà, ddio serenella,
- co’ ttuttecuante ste gabbelle in fronte!
- 1832
Й. Крийхубер. 1827
ДЕТКИ ПОДРОСЛИ
- Твои пострелы?! Сколько им годин,
- чертяки каковы! Глазам не верю:
- я помню при конюшне Альтиери —
- с анчоус были, меньше двух сардин!
- Как возмужали! плечи – шире двери!
- В отца, сьора Бенья́, один в один:
- мундирчик, плащ, кокарда, карабин —
- два гренадёра Папе, для мистерий.
- Как время-то летит! Уж десять лет —
- фьють, ветром сдуло! Эх, срыгнули зобик
- подранки – порх, нам, старичкам, – привет.
- Громила Голиaф, колосс Самсон!
- Без лесенки – не слобызаешь лобик.
- Таков наш Мир! Большой иллюзион.
Альтиери – дворец в районе Кампо Марцио с великолепными интерьерами
* Палуццо Альтиери (1760 – 1834) – 5 принц Ориоло, военный и политический деятель; сенатор Рима, командующий папской и гражданской гвардией, «помощник папского престола»
LI FIJJI CRESSCIUTI
- Questi li vostri fijji?! Guarda, guarda
- che ppezzi de demoni! E ppare jjeri
- quanno abbitavio a le stalle d’Artieri
- c’uno era un’aliscetta, uno una sarda!
- Ve se sò ffatti du’ stangoni veri.
- Nun ce manc’antro cqua, ssora Bennarda,
- che mmuntura, giaccò, schioppo e ccuccarda
- pe’ ddà ar Papa un ber par de granattieri.
- Come scarrozza er tempo! Ggià ddiescianni
- passati com’un zoffio! Eh, nnun c’è ccaso,
- li piccinini cacceno li granni.
- Antro cqua cche Ggolìa e che Ssanzone!
- Ce vò la scala pe’ ttoccajje er naso.
- Cos’è er Monno! È una gran meditazzione.
- 1835
В.-Ж. Николь. Палаццо Альтиери на Пьяцца Иль-Джезу
БРАТКИ И СЕСТРЁНКА
- Хороших братьев мало, верно, Тета;
- редчайший случай: два моих – добры;
- надёжа и опора для сестры —
- хранят, как казематные браслеты.
- Угрюмы, яры, злы, скупы, хитры,
- всё им не по нутру, ни то, ни это…
- «Тростинка!» – говоришь? в земле скелету
- не прирастишь прогорклые жиры.
- Чем попрекают – жидкой жменью проса;
- рукой вот этой – глянь: плетёный жгут —
- не дай мне Бог просить в хозяйство гроссо.
- Шумовка – я, метла, рубель, хомут…
- Нет кости целой! К ночи – глянут косо,
- не спрячусь – как собаку пришибут.
Гроссо – самая мелкая серебряная монета (5 байокко)
LI FRATELLI DE LA SORELLA
- De li fratelli bboni, è vvero, Ttèta,
- che ssi ne trovi dua so’ ccasi rari;
- ma li mii! li mii poi so’ ppropio cari
- com’e ddu’ catenacci de segreta.
- Storti, scontenti, menacciuti, avari:
- tutto li fa strillà, ttutto l’inquieta…
- E ttu mme dichi: «Sei ’n’accia de seta!»
- Vatte a ingrassà cco’ sti bbocconi amari.
- Cualunque sciafrerìa porteno addosso,
- tutto ha da usscì dda ste povere mane:
- e Iddio ne guardi si jje chiedo un grosso.
- Io ’r cammino, io la scopa, io le funtane…
- Cuann’è la sera nun ciò ssano un osso!
- Inzomma, via, sce schiatterebbe un cane.
- 1833
ВИСОКОСНЫЙ 1832
- Землетрясенье! тоже мне! Живот —
- свело с двух колотушек барабана?
- Ещё не вечер, лиху сват названый —
- не слышал, что ли, – бисокосный год?
- Бич божий, брат, напасть на многи страны!
- Готовь свой лоб, похлеще трясанёт!
- трещит весь кафедральный небосвод
- на колокольне Колледжа Романо.
- Сходи в Коллéдж, на куполе Звонарь,
- Микеле звать, товарищ мой, астролог,
- спроси григорианский календарь,
- Сан-Юлианов – сколь, глянь в мартиролог —
- их двадцать девять душ; случился встарь
- раскол меж ними, стал февраль – осколок.
Колледж-Романо – палаццо, в котором располагался учебный институт иезуитов (при Колледже была знаменитая астрономическая обсерватория – лоджия с куполом для колокола)
* В январе 1832 г. Белли посвятил 5 сонетов землетрясению, произошедшему 13 января 1832 г. с эпицентром в районе Перуджи (было два сильных толчка с жертвами и разрушениями)
* В римском мартирологе двадцать девять святых Юлианов (детали жизни многих из них неизвестны, естественно, Юлиан Отступник в их число не входит)
L’ANNO DE CUEST’ANNO
- Che ccasi! er terramoto! E accusì ppresto
- t’accucci pe’ ddu’ bbòtte de sorfeggio?
- Tu ddajje tempo e pproverai de peggio:
- nun zai che st’anno è ll’anno der bisesto?
- Fratello, vederai che sscenufreggio!
- Sentirai si cche ttibbi de disesto!
- io pòzzo dettà in catreda de cuesto
- perc’ho un fìo campanaro der Colleggio.
- Eppoi, va’ oggi ar Colleggio Romano,
- dimanna de Micchele er Campanaro,
- chiedeje un calennaro grigoriano,
- e ttroverai li ddrento ar calennaro,
- ch’er bisesto lo messe san Giuliano,
- e vvò ddì ventinove de frebbaro.
- 2 febbraio 1832
Д. Монтагю
РИСКИ ПРИ ГРОЗЕ
- Святы́й-Господь, Свят-Крепкий… хрясть – в стреху!
- повылетают стёкла, Розалúя;
- помилуй нас, нечистая стихия,
- чур, схоронись – прихлопнет, как блоху.
- Спроси у тётки – той перипетии
- подробности доныне на слуху:
- в глаз звездануло бабкину сноху,
- исус- успела ойкнуть, без -марии.
- Как сгинула Сильвестрова свекровь?
- Пока божилась с зятем, буря крепла:
- «Постылая похлёбка?! – сам готовь».
- Вдруг обмерла… перун! – родня ослепла,
- тесть – к ней, к окошку: всуе не злословь…
- Ан нет старушки, дунул – кучка пепла!
LI PERICOLI DER TEMPORALE
- Santus Deo, Santusfòrtisi, che scrocchio!
- Serra, serra li vetri, Rosalia;
- ché, ssarv’oggnuno, viè una porcheria,
- te sfraggne, nun zia mai, com’un pidocchio.
- Puro lo sai quer c’aricconta zia
- c’assuccesse a la nonna der facocchio,
- c’arrivò un tòno e la pijjò in un occhio,
- che mmanco poté ddì ggesummaria.
- E la sòscera morta de Sirvestra?
- Stava affacciata; e cquella je disceva:
- «Presto, chè ss’arifredda la minestra.»
- E vvedenno che llei nun ze moveva,
- l’aggnéde a stuzzicà ssu la finestra…
- Cascò in cennere llì cco cquanto aveva!
- 1835
ГРОМОТВОДЫ II
- Понавтыкали – громоотмахалы,
- железные колы на всех углах!
- О вас, синьор, пекутся, ссыкунах,
- а нас гроза допрежде не пугала.
- Изобрели нам казнь – на вертелах:
- бич Божий не сечёт куда попало.
- Надейся, маловер, тебе забрало
- из пики – хвост коровий на обмах.
- С громил нам, христианам, малый прок:
- ни ближний блиц, ни дальние зарницы
- не словит колчугуний одноног;
- есть колокол – взамен железной спицы,
- звонцы Лорето, пальмовый пруток,
- а лучше – грянет гром – перекреститься.
* Существовало поверье, что бурю можно успокоить, размахивая колокольчиком, освящённым в чаше Святого Дома Лорето (базилика близ Анконы); от молний помогали освящённые пасхальные вайи (как правило, оливковые ветви)
LI PARAFURMINI II
- Tenételi da conto sti puntali
- de ferro inarberati a ’ggni cantone!
- Come si anticamente, sor cojjone,
- nun usassino ar monno temporali.
- Avete tempo d’inventà invenzione:
- li fraggelli de Ddio sò ssempre uguali.
- E lo sperà cche un furmine nun cali
- pe uno spido, è un mancà dde riliggione.
- Li veri parafurmini cristiani
- pe trattené pper aria le saette
- e ccaccià vvia li furmini lontani,
- nun zò mmica sti ferri da carzette,
- ma ssò li campanelli loretani,
- le campane, e le parme bbenedette.
- 1834
ВАРЬЕТЕ В АРДЖЕНТИНА
- Вчера был фарс: сьор Пьянка, белый маг,
- в пар претворял вино и воды – в вина;
- вселил живую карлу в буратину,
- а в куклу – дух; рисует пассом знак —
- с цилиндром трюк: для этой чертовщины
- со сцены просит дать любой пустяк —
- кольцо, платок; блестит цепочкой фрак,
- ему поклон: подайте, Принц Пьомбино.
- Принц нос воротит: первый ряд в партере! —
- крутить с ним сальты вздумал вольтижёр;
- c галёрки топот, свист: дай бижутерий!
- Жонглёр брегет соседу втюрил ловко:
- «Позвольте безделушку взять, синьор»,
- народ кричит: «Скрути ему головку».
Торре Арджентина – римский театр
Карло Пианка – известный цирковой артист (выступал во время римских карнавалов 1834—35 гг.)
Принц Пьомбино – Антонио Бонкомпаньи Людовизи, VII принц Пьомбино (1808 – 1883) – итальянский политик, сын Луиджи I Бонкомпаньи Людовизи, принца Пьомбино, герцога Сора, владельца огромного состояния и недвижимости в Риме
LI GGIOCHI D’ARGENTINA
- Jerzera, a la commedia, quer zor Pianca
- che ccammia er vino in acqua e ll’acqua in vino
- e vve fà pparé omo un burattino,
- er tutto pe’ vvertù de maggìa bbianca,
- volenno quarche oggetto piccinino
- da fà sparì, cco la su’ faccia franca
- se vortò da un parchetto a mmanimanca,
- e ll’annò a cchiede ar Prencipe Piommino.
- S’ha da sapé cch’er Prencipe, un po’ avanti,
- nun vòrze fà una somma ar giucatore,
- pe’ ccui sce lo ssciusciòrno tutti quanti.
- Dunque a st’antra dimanna, che ffu cquesta:
- «Me dia quarcosa piccola, siggnore»,
- la ggente je strillò: «Ddajje la testa.»
- 6 aprile 1835
ДРАМА
- Слыхала – гвоздь сезона в Арджентина?
- Придурков – тыщи! выбросить тестон,
- чтоб дребезжащий тенор-баритон
- на полбайокко стренькал каватину.
- А ну-к, сгадай мне, дочка, квизторину:
- кто шкварки изобрёл, а кто – крутон;
- сперва яйцо, потом бульон куриный;
- Христом был первый вшивец сотворён?
- Мой старший – важный стал: читает Тассо,
- всю прессу, все печатные труды —
- всё суета, буклеты-выкрутасы.
- Прок с тех историй – воз белиберды,
- ты на туза в тресет накинь тормасы —
- вот мощь искусства! знания бразды.
Торре Арджентина – римский театр
Тестон – серебряная монета (30 байокко)
Торквато Тассо – опера Гаэтано Доницетти (1797 – 1848) на либретто Якопо Ферретти (1784 – 1852), друга Белли (впоследствии и свата); премьера оперы состоялась 9 сентября 1833 г. в Театре Валле в Риме. Когда Доницетти приступил к сочинению оперы, он предусматривал тенора на главную роль, но был вынужден изменить партию на баритональную для Джорджо Ронкони
Тресет – карточная игра («три семёрки»), «род дурачка» (Н. В. Гоголь); в игре марьяж (дама с валетом) резко увеличивает сумму очков
LA MOMORIOSA
- Hai ’nteso er bullettone d’Argentina?
- Ma nun zo cchi voranno èsse l’alocchi
- d’annà a spenne sti quinisci bbaiocchi
- pe’ ssentì a rrescità ’na canzoncina.
- Sfido si sta pivetta sc’indovina
- chi ha inventato li sfrizzoli e li ggnocchi;
- chi è nnato prima, o ll’ovo, o la gallina;
- e ssi Ccristo ha ccreato li pidocchi.
- E ddisce er fijjo mio, c’ha lletto er Tasso
- e ll’antre stampe che sse sò stampate,
- che nnun c’è ppoi da fà tutto sto chiasso.
- Perchè ste storie e st’antre bbuggiarate
- che mmette fora lei pe’ pparé ll’asso,
- gran bella forza! l’averà imparate.
- 3 dicembre 1832
СПЛЕТНИЦА КУМА
- То ты, сьора шумовка, нашептала,
- ты Маддалене байку наплела —
- муж утром лупит, встав из-за стола,
- за ужин не садится без скандала?
- И что? Естафьо бьёт – сама видала?
- а хоть бы так, твоя мозоль с мосла?
- Скребёт? Он бьёт, не бьёт, его дела —
- он мой супруг, а ты заткни мычало.
- Сьора кошёлка, торба на горбу,
- свербит типун в зобу? Сьора подсяда,
- каким ты боком к нам, клорнет на лбу.
- Кулодоскоп свой вытащи из зада!
- И прикуси язык, скатав губу,
- трещи потише – треснешь, как цикада.
LE SCIARLETTE DE LA COMMARE
- Dico, diteme un po’, ssora commare,
- che sset’ita discenno a Mmadalena
- che llui me pista, e nun c’è ppranzo e ccena
- che ffinischi tra nnoi senza caggnare?
- Ebbè? Ssi Ustacchio me bbastona, è affare
- da pijjavvene mó ttutta sta pena?
- Che importa a vvoi? Me mena, nun me mena,
- è mmarito e ppò ffà cquer che jje pare.
- Che vve n’entra in zaccoccia, sora ssciocca,
- de li guai nostri? Voi, sora stivala,
- impicciateve in quello che vve tocca.
- Vardela llì sta scianca a ccressceccala!
- Lei se tienghi la lingua in ne la bbocca,
- e ss’aricordi er fin de la scecala.
- 1835
Б. Пинелли
БИСТРО, БИСТРО
- Охой! ой! тпрру! пришпорил… не галопом!
- Полегче, вскачь кобылу уморим.
- Куда погнал? Эвфимо-мимо: Рим
- не строили за раз одним окопом.
- Ты думал, будешь кушать груш с сиропом —