ДеТокс бесплатное чтение

С головы сорвал ветер мой колпак…

Алиса, мне плохо!

Казалось бы, нет ничего необычного в этой простой фразе. Просто призыв о помощи. Но в этот момент внутри меня что-то рухнуло. Голос, донесшейся до меня из телефонной трубки, перестал для меня быть родным и перешел в категорию ненавистных.

Самое страшное во всей этой истории то, что это был голос моей матери.

Мы часто склонны искать оправдания поступкам наших близких, до конца отказываясь верить в несправедливое отношение, до последнего убеждая себя в том, что не так поняли, были слишком восприимчивы, реагировали слишком остро, не сделали скидку на возраст и обстоятельства, пока в один прекрасный момент обухом по голове не приходит осознание того, что дело не в реакции и не в скидках. Нас просто не любят. Мы не нужны как личности, как люди, как дочери. Нужна послушная собачка на поводке, которая будет заглядывать в рот, бежать по первому зову и исполнять любые капризы, прихоти и команды по первому требованию, как бы абсурдны они ни были.

Вот и мне потребовалось целых 35 лет, чтобы до меня наконец дошел простой факт. Моя мать – токсичный манипулятор. Незыблемая истина, которую я в своей слепой простоте дочерней любви и долга просто отказывалась видеть. Истина, которая всегда была у меня перед глазами.

Те, кто никогда не был в такой ситуации, с изумлением покрутят у виска и начнут говорить о том, что давно следовало повзрослеть, и как можно жаловаться на манипуляции во взрослом возрасте, если ты сам, будучи взрослым, решаешь свою судьбу. Это же так просто.

Истина же состояла в том, что я искренне не подозревала, что может быть иначе. Воспитываясь с детства в аквариуме, рыбки привыкают видеть мир, ограниченный стеклянными стенками. Им и в голову не приходит, что может быть по другому. Вот так и на меня в 35 вдруг свалилось откровение, что можно жить иначе. Оказывается, можно пойти туда, куда хочешь ты, не спрашивая одобрение матери. Можно задержаться после концерта и пройтись по улицам, вдыхая легкий ветерок с Городского пруда, гулять хоть два часа, не стремясь сломя голову бежать на метро, боясь опоздать хоть на десяток минут к положенному времени прибытия домой.

Наверное, большинству людей это покажется смешным. И это лишний раз доказывает то, насколько сильны шаблоны поведения, вбитые нам в психику с самого детства. Кто был в такой ситуации, тот поймет. Кто не был, тот подивится.

Итак, откуда же взялся тот топор, что обухом свалился мне на голову в момент телефонного разговора?

Я возвращалась с мастер-класса. Он начался в 19.30 и предположительно должен был идти полтора часа. Речь шла об авангардном танце, и преподаватель, увлекшись, вдохновенно изложила нам теорию, а затем, дабы убедиться, что мы поняли, показала пару упражнений на практике. В итоге с занятия я вышла уже в половине одиннадцатого. Добежала до метро и за десять минут домчала до нужной станции. Здесь-то меня и настигла кара.

Звонившая в панике мать не стала выслушивать мои оправдания о том, что мастер-класс задержался на полтора часа. Ее интересовало лишь то, почему я не прибыла домой к расчетному заданному времени. В ухо мне лилась истерика, слово за словом вгонявшая меня в бездну стыда, вины и отчаяния.

– Алиса, мне плохо!!!

Из за того, что я задержалась на полтора часа, у нее поднялось давление, она напилась валерианки, а после бесплодных попыток дозвониться до меня – звук телефона я отключала на время мастер-класса, а в метро связь не ловит, она переволновалась и теперь чувствовала себя настолько плохо, что вот-вот была на грани того, чтобы покинуть этот мир.

Обычной моей реакцией было бы поспешить домой, перепрыгивая на ходу через лужи, и лично убедиться в том, что все в порядке, и мама успокоилась.

Но в тот вечер во мне что то надломилось.

– Какого к черта, – подумала я.

Ведь мне уже не пять лет, я предупредила куда иду, где и с кем планирую находиться, до скольки примерно продлится мероприятие. Ежу понятно, что бывают задержки, и как только все закончится, я сразу поеду домой. Почему же я вынуждена испытывать вину и стыд от элементарного выхода в свет?

Мне что теперь, всю жизнь сидеть дома возле маминой юбки и никуда не ходить, чтоб не дай бог у нее не поднялось давление?

И почему она отказывается слышать элементарные доводы о том, что мероприятие закончилось позже, ведь это естественно, так бывает?

В конце концов, я взрослый человек и вообще не обязана никому отчитываться, где я, и с кем, и во сколько. Ключи у меня есть, могу гулять хоть до полуночи, делая скидку на правила этикета и совместного проживания.

И знаете что?

Я поняла, что дело не во мне. Дело в ней. Она нисколько не заботилась обо мне и о моей безопасности, она просто всеми руками добивалась тотального контроля над моей жизнью, обвиняя меня в том, в чем я виновата не была.

Но почему? Чем я заслужила такое отношение?

Ничем. Я по-прежнему оставалась хорошей дочерью.

Только вот это уже была не моя мама. Это была просто токсичная мать.

И я съехала от нее при первой же возможности и начала строить новую жизнь.

Жизнь без токсов

Я хотел любви, но вышло все не так…

У многих из нас токсичные родители со склонностью к манипуляциям. Они делают это вполне осознанно, упиваясь собственной властью, а вот осознаем ли мы, что это в корне неправильно?

Большинство людей склонны не придавать этому значения, маскируясь за ширмой фраз вроде "ну это же мама", "родителей не выбирают", "она просто волнуется". Но позвольте, почему я как взрослый состоявшийся человек должна терпеть унижения, когда волнующаяся мать отчитывает меня, словно маленькую девочку, из за того, что я посмела надеть не те колготки? Почему из всех людей на планете именно маме позволено втоптать меня в грязь словами "да ты хоть кофе-то умеешь выбирать?" Почему мы вольны избавляться от знакомых нытиков, сплетников, с которыми нам некомфортно находиться рядом, но вынуждены всю жизнь выслушивать обесценивание своих планов и достижений от собственных родителей в духе "зачем тебе поэтический конкурс, ты же все равно не умеешь нормально читать стихи?"

Только потому что она моя мать? Нет, баста. Должен же где-то быть предел терпения.

После которого спадают очки и начинается сухой логический анализ ситуации. Зачем они это делают?

Итак, корни токсичности растут из следующих факторов.

Эгоизм.

Все люди эгоисты, будьте уверены. Каждый стремится сделать так, чтобы ему было комфортно. Мать требует от меня приехать к ней в выходной, потому что ей срочно что-то надо. Это не смертельно. Но ей важно поставить свои интересы выше моих планов. Если отказать, обижается как маленький ребенок и начинает манипулировать. Говорит, что ей никто не помогает. Что это, как не чистой воды эгоизм и себялюбие?

Страх

Один из самых сильных стимулов человеческой психики. Страх искажает восприятие реальности, спиральными кольцами накручивась на нелепые обязанности и требования. После гибели сестры моя мать сошла с ума от страха. Она стала требовать отчёта обо всех моих действиях. Боязнь потерять еще и меня привела ее в ловушку тотального контроля, где ей непременно нужно знать мое поминутное расписание, недостаточно просто информации о том, что сегодня я иду в театр, ей непременно нужно знать в какой театр и во сколько именно начнется спектакль, на каких местах я сижу, кто именно будет меня сопровождать, если это знакомые, то как их имена и фамилии, во сколько закончится спектакль, каким транспортом я поеду домой.

Прикрываясь собственным страхом, она ввела в мою жизнь ритуал ежевечернего созвона. Едва переступив порог дома, я просто обязана отзвониться ей и сказать, что добралась. Если этого не сделать начинается вал звонков, если не брать трубку, пойдет череда смс. "Алиса, ты где, почему не берешь трубку, я волнуюсь, что с тобой, не могу дозвониться, срочно выезжаю к тебе!"

Все это подается мне под благопристойный соусом родительских переживаний, ведь живу я в отдаленном районе, добираюсь вечером домой поздно, а одной девушке в большом городе по темноте ходить опасно. И вроде бы со стороны ничего такого в этом нет. Я тоже осознаю возможную опасность, и нет, мне несложно потратить минуту на то, чтобы набрать номер и сказать, что я дома. Претит именно обязаловка.

Если я вдруг задержалась в центре после полуночи, и метро уже закрылось, я отправляюсь домой на такси. Каждый раз следует истерика. Ведь мать испытывает иррациональный страх такси, в них нельзя ездить, непременно случится нечто плохое.

Даже если я, задержавшись на мероприятии, умудрилась-таки успеть на последний автобус и подъезжаю к дому к полуночи, меня ждет недовольная истеричная лекция о том, почему так поздно, и где я была.

И что можно сказать рационального в ответ такому непрошибаемому человеку?

Поздно, потому что задержалась. Была занята своими планами. Еду в автобусе поздно, потому что так пришел последний рейс. Во сколько пришел, во столько и еду…

Эти истерки никак не связаны с объективными обстоятельствами и не несут разумного зерна. Это просто вывод меня на эмоции ради контроля.

Страх остаться одной, страх оказаться ненужным, страх что о тебе забудут. Липкий, удушающий страх.

Способ показать собственную значимость.

Вас когда нибудь песочила по Скайпу собственная мать, бьющаяся в истерике от того, что на фотографии в отпуске вы надели черную майку?

Собираясь в отпуск, я провела пару неприятных вечеров, выслушивая от матери тотальные инструкции. На тему того, что именно из вещей мне следует запаковать в чемодан. Естественно, как только звонок завершился, я собрала вещи по своему усмотрению. В итоге, усмотрев у меня в соцсетях фотографию, на которой я была в нерегламентированной черной майке, мать закатила мне грандиозную истерику, с театральным удивлением. "Ах. Я так испугалась, когда увидела тебя в черном, что это за майка, я же не говорила тебе ее брать!"

Продолжение книги