Семья в русской культуре. Сборник высказываний бесплатное чтение

Рис.0 Семья в русской культуре. Сборник высказываний

В оформлении использованы работы:

Федор Толстой. Семейный портрет, 1830

Рис.1 Семья в русской культуре. Сборник высказываний

Иоганн Фридрих Антинг.

Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна и детьми Александром и Константином в Павловском саду, 1784

Рис.2 Семья в русской культуре. Сборник высказываний

© ООО «Издательство «Согласие», 2024

Семья как основа «самостоянья человека»

В разные эпохи существование семьи подвергалось испытаниям. Однако семья была и остается поныне мерилом человеческих взаимоотношений; в семье человек делается личностью; в семье закладывается фундамент жизнестроения. Семья существует издревле. Она древнее государства.

Зачастую можно слышать, что семья – понятие отжившее, атавизм, который вот-вот отомрет за ненадобностью. Но проходят века, а она почему-то существует. И продолжает играть важную роль в жизнь каждого человека, общества, государства.

В современной культуре семья зачастую представляет собой симулякр, то есть пустую форму. Но может ли пустая форма служить основой смыслообразования? В данном случае речь, видимо, может идти лишь об идее смысла, его образе.

«Агонизирующая реальность», которая порождает симулякр, согласно Ж. Бодрийару, это уже не мир эстетики, но характеристика социума. Если же сопоставить понятие симулякра с платоновской оппозицией «модель-оригинал – подражание», то становится очевидным, что идея семьи в культуре и модели семьи в культуре именно такую оппозицию и создают.

Каждый член семьи должен играть свою роль, четко определенную культурной традицией, и отказ кого-либо от исполнения своей роли деформирует семью, превращая «нормальную» семью в «аномальную» или «псевдосемью». Поэтому внимание к состоянию современного семейства в любую эпоху вполне оправдано. Однако исполнение ролей, согласно идее семьи, «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез», как писал по другому поводу Б.Л. Пастернак. Не то в симулякре.

Собственно, симулякром семья стала не сегодня и даже не вчера. Еще в середине XIX в. разрабатывая в своем публицистическом и художественном творчестве понятие «случайное семейство», Ф.М. Достоевский утверждал, что «современное русское семейство становится все более случайным семейством»: «случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи, в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь. Заметьте еще: эта идея, эта вера – может быть, даже, пожалуй, ошибочная, так что лучшие из детей впоследствии сами бы от нее отказались, по крайней мере, исправили бы ее для своих уже детей, но все же самое присутствие этой общей, связующей общество и семейство идеи – есть уже начало порядка, то есть нравственного порядка, конечно, подверженного изменению, прогрессу, поправке, положим так, – но порядка».

В XX в. ситуация только усугубилась. Ибо роль отца, матери и педагога-воспитателя приняло на себя государство.

При этом риторика родства, в том числе и семейная, постоянно использовалась на протяжении XX в. властью для влияния на общество, поскольку понятие «семьи» и лексика, входящая в этот концепт, имели в своей основе и в сознании людей более положительную, нежели негативную семантику. И, следовательно, данная лексика могла быть использована властью как средство манипуляции общественным сознанием и общественным мнением для достижения необходимого результата.

В XXI в. декларирована попытка возвращения сакрального смысла понятию «семья», одушевление симулякра. Но декларативность аксиологических нововведений обнаружила, что обществу предлагается тот же симулякр. Крайнее проявление его можно было встретить в уличной рекламе: «У мусора есть свой дом», «Семья из двух банок снимет мусорный бак. Чистоту гарантируем» – сообщают рекламные плакаты с изображением урны и использованной тары, призывая граждан не сорить.

Возвращаясь к «вычерпыванию смыслов», их актуализации при обращении к литературным текстам, можно сказать, что художественная культура чутко следила за изменениями, происходившими с семьей, что, безусловно, отражало и стремление поколений к идентификации в эпохе и культуре.

К теме семьи в русской культуре обращались многие писатели, философы, историки, педагоги с древнейших времен до наших дней. Их яркие, афористичные высказывания, а также неспешные размышления на заданную тему, поэтические обращения к родным по крови и духу людям составили настоящую книгу. Все люди по-разному воспринимают свою семью, себя в ней, свой долг перед близкими.

«Старый облик свой она [семья] как-то вдруг потеряла, как-то внезапно даже, – писал Ф.М. Достоевский и с тревогой спрашивал себя и читателя: – а новый… в силах ли она будет создать себе новый, желанный и удовлетворяющий русское сердце облик?» В пяти разделах сборника читатель найдет общие рассуждения о семье, представления о супружестве, высказывания о материнстве, отцовстве, детских впечатлениях жизни, связанных с семьей, во всей их многогранности, противоречивости, но и неизменной важности для возрастания человеческой личности.

Татьяна Глазкова

I. «Бог дал родных, чтоб учиться на них любви»

  • Два чувства дивно близки нам —
  • В них обретает сердце пищу —
  • Любовь к родному пепелищу,
  • Любовь к отеческим гробам.
  • Животворящая святыня!
  • Земля была б без них мертва,
  • Как пустыня
  • И как алтарь без божества.
А. С. Пушкин

Издавна могилы родителей и предков были святыней для русского народа, и князья наши, заключая договор между собою, считали лучшим знамением его крепости, если он будет произнесен на отцовском гробе.

Н.И. Костомаров

Бытовая форма рода древнее личной семьи; понятие о доли выработалось впервые в отношениях рода, в связи с культом предков, незримых блюстителей домашнего очага и нарастающего поколения.

А. Н. Веселовский

Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры.

В. О. Ключевский

Семья, до сих пор замкнутая и независимая, подчиняется надзору чуждой власти; христианство отнимает у отцов семейств жреческий характер, который они имели во времена языческие; подле отцов плотских являются отцы духовные; что прежде подлежало суду семейному, теперь подлежит суду церковному.

С.М. Соловьев

В… общем процессе человеческого возрастания появляются, как медленно созидаемые его продукты, философия, искусство, и ранее их – семья, государство.

В.В. Розанов

Все предания исторические свидетельствуют нам о добром семейном начале… которое легло в основу нашей древней Руси.

С.П. Шевырев

Семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. Очень быстро в верхах общества устанавливается обычай не кормить детей грудью. Это делают кормилицы. В результате ребенок вырастал почти без матери. (Конечно, это не в провинции и, конечно, не у какой-нибудь бедной помещицы, у которой двенадцать человек детей и тридцать душ крепостных, а у дворянской, чаще всего – петербургской, знати).

Ю.М. Лотман

…человеческая семья, в отличие от «семьи у животных», есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад.

И.А. Ильин

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Л.Н. Толстой

…Бог дал родных, чтоб учиться на них любви.

Ф.М. Достоевский

Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.

Л.Н. Толстой

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их.

А.П. Чехов

Пустая форма семьи, не наполненная любовью и духом, не осуществляет своего назначения.

И.А. Ильин

Семейство, то есть закон природы, но все-таки ненормальное, эгоистическое в полном смысле состояние от человека. Семейство – это высочайшая святыня человека на земле, ибо посредством этого закона природы человек достигает развитием (то есть сменой поколений) цели. Но в то же время человек, по закону же природы, во имя окончательного идеала своей цели, должен беспрерывно отрицать его. (Двойственность.)

<…> Итак, человек стремится на земле к идеалу, противуположному его натуре. Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, то есть не приносил любовью в жертву своего я людям или другому существу (я и Маша), он чувствует страдание и назвал это состояние грехом. Итак, человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна.

Ф.М. Достоевский

…Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы.

И.А. Ильин

Семья – не ячейка государства. Семья – это государство и есть. Борьба за власть, экономические, творческие и культурные проблемы. Эксплуатация, мечты о свободе, революционные настроения.

С.Д. Довлатов

Семья – это целый мир. Она, подобно всем другим общественным явлениям, представляет собой единораздельную, живую и целостную историческую систему.

А.Ф. Лосев

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В.А. Сухомлинский

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

А.С. Пушкин

Гордиться своими предками так же глупо, как и своей национальностью, но знать свою родословную, если есть такая возможность, по крайней мере, интересно.

В.Н. Войнович

…семья это центр мира, она действительно защищает человека. Уж в моем случае – точно. Это мой оберег! Очень многие мужчины, считают, что дети и женщины мешают претворению их мечтаний в жизнь, творческой самореализации. Я опытным путем выяснил, что ситуация как раз обратная. Семья гармонизирует человека, делает частью мировой конструкции, вводит в контакт с такими вещами, к которым ты не «подключишься» вне семейно-бытовых отношений.

Захар Прилепин

II. «Брак есть средство спасения себя от страсти в любви»

Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, т. е. жениться не по чувственной любви и по расчету, где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.

Л.Н. Толстой

Выбирая себе жену, надо помнить, что выбираешь мать своим детям, и как опекун своих детей должен позаботиться, чтобы жена по вкусу мужа была матерью по сердцу детям; чрез отца дети должны участвовать в выборе матери.

В.О. Ключевский

В семейной жизни главное – терпение…

Любовь продолжаться долго не может.

А.П. Чехов

Нет в мире ничего более счастливого, чем согласие между близкими людьми.

К.Г. Паустовский

Семейные ссоры – штатный ремонт ветшающей семейной любви.

В.О. Ключевский

Толстой прав наполовину, все счастливые семьи счастливы одинаково, это верно, но и несчастные семьи тоже ведь, боже мой, несчастливы как-то однообразно. Да и сам он рассказал такую стандартную историю: муж, любовник, свекровь… Эгоизм? Это – недостаток любви. Несчастья происходят от этой однообразной причины. Однако может ли человек, у которого одиннадцать детей, быть эгоистом? Немыслимо же!

При всем желании, при любых врожденных качествах это было бы невыполнимо.

Ю.В. Трифонов

Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен.

В.В. Зеньковский

Брак есть средство спасения себя от страсти в любви.

М.М. Пришвин

Ищи невесту не в хороводе, а в огороде.

Поговорка

Если боитесь одиночества, то не женитесь.

А.П. Чехов

Береги жену, не давай ей воли.

Д.И. Фонвизин

Родители берегут дочь до венца, а муж жену – до конца.

Пословица

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. <…>Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего.

Владимир Мономах

Правильно вступившие в супружество должны друг другу любовь и верность хранить до конца жизни. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучны пребывать до кончины.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Нравственное значение брака состоит в том, что женщина перестает быть орудием естественных влечений, а признается как существо абсолютно ценное само по себе, как необходимое восполнение индивидуальности человека до его истинной ценности.

В.С. Соловьев

Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена.

А.И. Герцен

Жена мужем красна. Жена по муже честна. Мужем жена хороша.

Пословицы

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, – то есть только тогда, когда невозможно иначе.

Л.Н. Толстой

Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.

А.С. Пушкин

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного – все гладко.

Л.Н. Толстой

Жена – вечная память первой любви. Все равно, какая жена, та, которую любим в первый раз, или другая, все равно: каждый прожитый день будет не такой, как тот, первый, и то, что он не такой – будет вечно вызывать в памяти тот настоящий день и ту настоящую женщину. Эту тему и разрабатывает сон: какая-то большая народная мистерия, и там глубокая старуха с глубокими морщинами, вся черная действует, я подхожу к ней, старуха становится моложе, моложе, совершается чудо: старуха превращается в довольно молодую полную русскую женщину, сильно напудренную, похожую на Охтенскую богородицу. В полусне потом является разгадка сна: старуха – это учительница, на которой я хотел жениться, а богородица молодая – Фрося. И потом приходит мысль о браке настоящем единственном и браке случайном.

М.М. Пришвин

…жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша. В семейной жизни самый важный винт – это любовь, половое влечение, едина плоть, все же остальное – ненадежно и скучно, как бы умно мы не рассчитывали. Стало быть, дело не в симпатичной девушке, а в любимой; остановка, как видишь, за малым.

А.П. Чехов

…будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закрались привычки раздражения, отчужденности. Не легкое дело стать одною душою и одним телом. Надо стараться. Нои награда за старание большая. А средство я знаю одно главное: ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения, как человека к человеку. Чтобы были отношения, как мужа с женою, – но в основе всего, чтобы были отношения как к постороннему, к ближнему, – эти-то отношения главное. В них держава.

Л.Н. Толстой

Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобою, прочь от меня»; смотри на нее так, и она через девять лет после твоей свадьбы будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста, нет, более поэтическое, более идеальное в хорошем смысле слова.

Н.Г. Чернышевский

…цель обеда есть питание и цель супружества – семья. Если цель обеда – питание тела, то тот, кто съест вдруг два обеда, достигнет, может быть, большего удовольствия, но не достигнет цели, ибо оба обеда не переварятся желудком. Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи.

Л.Н. Толстой

Только те семейные и общественные отношения и могут быть крепки, которые вытекают из внутреннего убеждения и оправдываются добровольным, разумным согласием всех, в них участвующих.

Н.А. Добролюбов

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

М.А. Булгаков

Как иногда люди женятся и выходят замуж? Хорошие наблюдатели утверждают, что едва ли в чем-нибудь другом человеческое легкомыслие чаще проглядывает в такой ужасающей мере, как в устройстве супружеских союзов. Говорят, что самые умные люди покупают себе сапоги с гораздо большим вниманием, чем выбирают подругу жизни.

Продолжение книги