Кругосветка. Часть 2. Жизнь в бивуаке бесплатное чтение
Глава IV. Балканы
Вторая часть дневника не просто так носит название “Жизнь в бивуаке”, истории отсюда написаны в ином стиле, ввиду того, что чаще всего они писались прямо из бивачного мешка под открытым небом перед сном, при температуре от -20 до +30 градусов, у моря и в горах. Здесь, очевидно, меньше деталей, но зато содержится лишь то, что мне казалось важным на тот момент. Кто-то обязательно оценит.
День 102. Новый уровень. Под мостом
Праздники подошли к концу, пришло время двигаться дальше. Попрощавшись с персоналом хостела Avrasya, что приютили меня на несколько ночей, я отправился в путь. Главная задача дня – выбраться из Стамбула, да-да, он так велик, что это действительно непростая задача, пользоваться же Отогаром (Автовокзалом) мне показалось слишком скучным и предсказуемым.
Правда возникла одна проблема – на улице ливень, что и не думает останавливаться. Будь у меня палатка – я бы даже не обратил на него внимание, но теперь её у меня нет. Да, бивуак, если верить производителю, защищает от ветра и дождя, но ведь еще хочется перекусить и выпить чая перед сном. Я получил, что хотел, отказавшись от палатки – вышел на новый уровень сложности, теперь каждая ночь будет приключением.
Из основной части города я выехал на метробусе, а дальше – просто пошел пешком, хлюпая по лужам. Стало быстро темнеть и я начал искать место для бивуака. Кругом поляны, здания, места нет, ложиться среди голого поля – значит отказаться от ужина, чего я очень не хотел. Пошел дальше вдоль трассы. Мокро. Прохладно (я не стал поддевать под одежду теплое, чтобы двигаться быстрее и не потеть). Тут неожиданно около меня останавливается машина и приглашает к себе, так я познакомился с Кашимом, что не проехал мимо незнакомца на дороге. Он подвез меня до города, где я перевел дух и чуть перекусил. Но что с ночевкой? Ливень не утихает… Придется идти дальше, пока не подыщу место.
Спустя каких-то 10 минут я набрел на маленький мост, что отделял бухточку для мелких судов и Мраморное море. Хм, такого у меня еще не было! Вот тебе и необычный опыт в первую же ночь с бивуаком… Так сказать, поднялся на новую ступень, опустившись под мост! Там я спокойно перекусил и убедился в том, что бивуак непродуваем. На улице около 5 градусов, ветер 9 м/с, прохладно.
Рюкзак положил под голову, так и заснул, испытывая ряд новых ощущений… Вот теперь-то я точно Без Определенного Места Жительства и даже не переживаю на этот счет (Да, легко говорить, пока есть «крыша» над головой, но еще недавно её не было!).
День 103. Прощаясь с Турцией
Первая ночь в бивуаке оказалась довольно теплой, проснулся с первыми лучами солнца, что заглянули под мост. Собрался и пошел в город. У одного из торговых центров присмотрел кран с водой – самое время привести себя в порядок. 10 минут «труда» и я вновь как из отеля. Смотрю – за мной стоит девушка, что с любопытством наблюдает за пришельцем, так я и познакомился с Сонрой. Мы чуть поговорили и я отправился дальше. Таким образом, не только приведя себя в порядок, но и получив еще одно приятное знакомство! Тут же выглянуло солнце из-за туч, словно чувствуя, что теперь я к нему готов.
В супермаркете купил на оставшиеся деньги продуктов, чтобы первое время в новой стране о них не думать и начал путь в Юнонистан, да, именно так турки называют Грецию. Сначала меня подбирает Сельчук, что едет на встречу с другом, а после Гёкмен. Приятные мужики, немного говорящие на английском, что сильно все упрощает. До Греции остается километров 50, поэтому сворачиваю с дороги, чтобы спокойно переночевать в зеленом поле и насладиться закатом, что наступит с минуты на минуту… Кажется, даже фото способно передать частицу того тепла, что он мне подарил. На улице 3 градуса. Похоже, холодает.
На последние 2 гигабайта интернета у сим-карты посмотрел фильм, присланный мне парнями из Asia Project, об их путешествии по Азии, где мы и познакомились. Лучший аргумент в пользу здоровых авантюр для тех, кто считает, что без спонсоров экспедиции невозможны или что возраст, семья являются барьерами. Мечта, подготовка, реальность! Я там тоже есть, кстати. Приятно видеть.
Пора спать.
День 104. Граница длиной в день
Температура ночью упала ниже ноля, но спал я довольно комфортно, проснулся от влажности – бивуак обледенел и перестал дышать как следует, но в палатке было бы прохладнее, так как объем больше. Стоило выбраться из мешка, как я понял насколько холодно на улице – 5 минут сборов хватило, чтобы серьезно замерзнуть.
Отогрелся благодаря Nevhel, что, несмотря на очень высокую скорость, остановился и сдал назад. Он даже представить не мог, как я оказался в этом "очень холодном месте". На прощание вручил яблоко с сухофруктами. Не успел я их съесть, как тут же сам остановился Джамиль, что без вопросов позвал с собой, ехал он как раз до городка Ipsala у границы. Последний рубеж Турции.
Оставшиеся 20 турецких лир думал потратить в кафешке, но их не оказалось, решил пойти в магазин на заправке, чтобы хоть что-то купить, без чая так без чая… Только без чая не получилось. А потом еще и с рахат-лукумом. Ребята на заправке проводили меня так, словно я покидал родину. Что уж там, я почти месяц в Турции и даже начал понимать язык на слух, это ли не признак небольшого, но родства?
Автостоп был столь быстрым и простым, что я уж было решил, что сегодня доберусь до какого-нибудь крупного городка в Греции, но тут вдруг все сломалось. Час ожидания. Два. Безуспешно. Остановился таксист, что подвез до самой границы (2-3 км), что порадовало, но мало чем помогло – граница не пешеходная, нужно обязательно поймать машину, иначе никакой Греции не будет.
Турки без проблем ставят штамп, желают счастливой дороги и я встаю на выходе с КПП. Мимо проезжают десятки машин, но никто не хочет меня брать. Я экспериментирую с жестами, чтобы за время зрительного контакта успеть донести, что мне всего лишь мост пересечь – 1.5 километра, а дальше я сам… Но ничего не помогает. Останавливается один мужичок на пустой машине, внимательно слушает, вроде все понимает, а потом… уезжает. Видимо, не судьба.
Пока стоял за КПП, познакомился с одним постовым, что обратился ко мне довольно экзотическим образом "Товарищ!", – тогда я еще не понимал, как хорошо это слово его характеризует. Оказалось, что он фанат Ленина и Троцкого. К вечеру он пошел домой, а на смену пришел пес, что досмотрел меня на наличие еды. Пришлось дать мою первую взятку, чтобы задобрить.
На 5-й час я все-таки пересекаю границу с отважным болгарином Йозефом, изрядно измотанный, но счастливый. На часах лишь 16:00, но я потратил слишком много энергии и не могу продолжать ловить машины. Автостоп без искренней улыбки – это пустое нахлебничество. Ложусь спать в кустах у начала трассы.
Я в Греции.
Греция / День 105. Апокалипсис сегодня? (☆)
Все мы привыкли представлять Грецию яркой, контрастной страной с вечно теплым морем и солнцем, где испокон веков жили сами Боги, но что если приехать сюда в самый холодный месяц, в Рождество?.. Об этом я и расскажу минутой позже.
Стоило выйти на начало автобана, как тут же остановился грек Янус, в первые же минуты он спросил меня, все ли в порядке с документами, но тогда я не придал этому значение. Проехали около 100 километров. На прощанье он подарил мне какие-то потрясающе вкусные подарочные пряники, так как он работает в приграничном кафе. Учитывая, что я решил серьезно урезать бюджет на Европу – это очень кстати. На день хватит.
В пути я выучил несколько простейших слов "Ясас!" (Здравствуйте), эвхаристО (спасибо), таксидЭво (путешествие). Вопреки заверениям о простоте и интуитивности понимания греческого – это далеко не так, есть лишь ~10% слов, которые можно понять логикой – логотехниА – литература, например.
На этом автостоп закончился. Около 4 часов на трассе – безуспешно. Решил пойти в город, посмотреть на атмосферу, цены. Тут то меня и ждала неожиданность. Вы когда-нибудь смотрели фильмы про постапокалипсис? Иду я, значит, по улице, дует легкий ветерок, солнца нет, лишь синеватые тучи, но и они не думают проливаться дождем. Лай собак, я – что-то инородное здесь, чему нужно уйти. Встречаю человека, что стрижет дерево – машу ему рукой по обыкновению, он это видит, но лишь продолжает на меня пристально смотреть без реакции… Это даже немного пугает. Я прохожу еще порядка километра, смотрю, человек по другую сторону дороги – я улыбаюсь, машу, надеясь увидеть отклик – безуспешно… Что здесь произошло? Либо у всего города рождественское похмелье, либо я выгляжу как-то не так. Первое? Или второе?
В центре города застал не одну, а аж несколько елок, но люди прячутся по кафешкам, видимо, для них слишком холодно. Цены на овощи и фрукты изрядно выросли – все от 1€, даже вода от 0.5€. На выходе из Комотини встречаю мужичка, что выгуливает собаку, машу ему, видя интерес в глазах, он отвечает и улыбается. Фух! Значит все в порядке, настроение улучшается, можно идти стопить на трассу.
Пытаюсь еще 2-3 часа. Никаких результатов. Выворачиваю свою куртку наизнанку, красной стороной наружу, чтобы привлечь хоть какое-то внимание. Нет, все мимо. Вижу как с гор приближается ураган, нужно укрытие. Ухожу спать под мост.
День 106. Ураган и бесстрашные сердца
Проснулся ночью от порывов ветра, что раздували мой бивуак и унесли коробку пряников метров на 5 в сторону. В голове промелькнула мысль «Моя прелесть!». Посмотрел на часы – час до рассвета… Чего тянуть, надо идти. Выглянул из-под моста – вроде коровы и крыши не летают, значит не смертельно.
Спустя какое-то время на трассе, ветер усилился настолько, что то и дело приходилось останавливаться и держаться за отбойник – ловить машину не было возможности, стоило повернуться спиной к ветру, как меня толкало на трассу. Нет, такой автостоп, конечно, интересен, но, боюсь, что запасной жизни у меня нет. Добрался до пересечения с обычной дорогой, перелез забор (автобаны ограждены от животных и людей). Ветер чуть утих.
Иду вдоль трассы час, два. Никто не останавливается. Весь вчерашний и сегодняшний день в лицах людей я искал ответ. Для тех, кто не имеет большого опыта автостопа, поясню, со временем даже секундного зрительного контакта начинает хватать, чтобы понять, какие эмоции человек испытывает при виде тебя. Знаете, что видел я уже третий день? Страх. Я его уже не раз встречал, но мне казалось, что я ошибаюсь, не могут сотни людей бояться остановиться. Тогда я вспомнил о том, что уже 2 человека спрашивали про паспорт и все встало на свои места – мигранты. Люди напуганы потоком мигрантов, что наверняка усилился в связи с событиями в Сирии и прочих странах региона. Автостоп будет сложный.
Еще пара часов прогулки – машины дружно несутся мимо, я уж было хотел достать паспорт и начать махать им, мол, я не иммигрант, проблем не будет… Как вдруг остановилась пара молодых людей – Афанасиос и Константина, они ехали недалеко, но я согласился и на 5 минут совместного пути, ведь сам факт их остановки уже дорогого стоит. Я зашел к ним домой, чтобы пополнить запасы воды, где нас встретила их бабушка Евдокия. Затем домой вернулась мама Кириаки, рассказавшая о том, что муж мечтает побывать в Сибири, как вдруг вернулся и он, Алексис… Кофе, суп, плов… Я даже не заметил, как прошел весь день за беседами о самом разном. Невероятное погружение в целую греческую семью.
На прощанье мне собрали продуктов и я отправился дальше, навстречу новым смелым людям. Это будет непростой путь, но он определенно стоит того! Афанасиос вместе с Константиной подвезли меня до следующего городка, куда им было по пути. Уже темнело, поэтому я разбил свой лагерь в лесочке неподалеку.
День 107. Почтальон. Do you speak English?
Проснулся в сосновом бору, ветер не утихает, но зато впервые показалось солнце! На душе сразу стало теплей. Час на трассе и меня подбирает Трифон, что оказался почтальоном и втянул меня в небольшое бытовое «приключение». Мы вместе около 2 часов развозили почту по пригороду Ксанти. Он все извинялся за это, а я пытался объяснить, что для меня это как экскурсия. Только такое не купишь.
Последний адресат находился в Ксанти, но не в центре, а в настоящем греческом гетто! Мы проехали полицейский контроль и попали в совсем другой мир. Тут же стало очевидно, кто наркоман, а кто еще чем промышляет… Здания абсолютно те же, что в самом городе, но атмосфера совсем иная, так много зависит от людей. Мне они не показались пугающими, скорее – загнанными в угол, но то было днем. Не хотелось бы оказаться здесь ночью.
Трифон до последнего убеждал меня в том, что лучше ехать поездом, что автостоп сейчас безнадежен. Я же все-таки решил, что пусть и коротким маршрутом, но до Албании доеду автостопом, даже если это займет целую вечность.
Выхожу на трассу. Час. Два. Три. Четыре. Ухожу подальше за город. Снимаю шапку, убираю капюшон, надеясь, что это хоть как-то убедит водителей в том, что я всего лишь гость, а не маньяк-убийца. Еще два часа ожидания и останавливается машина. Объясняю, что по-гречески не говорю и спрашиваю: "Do you speak English?" – на что получаю ответ: "Я говорю по-русски, тебе повезло, садись". Так я познакомился с Олегом, что родился в Грузии, но уже 20+ лет живет на Кипре. Чего не ожидал, так это чистой русской речи в Греции. Мне казалось, что я попрощаюсь с ней где-нибудь в Турции или Грузии. С ним мы летим по автобану на скорости около 190 км/час (130 разрешено)). 200 км пролетают незаметно. Салоники, отлично! Олег отказывается от совместной фотографии, объясняя, что не просто так живет на Кипре. Что ж, это его личное дело. Итого у меня каких-то 400 км за 4 дня в дороге. Прям антирекорд какой-то.
Посмотрел цены на продукты в супермаркете, оказались примерно как у нас, если выбирать продукты, а не хватать что попало. Купил большой баллон газа и немного продуктов, это, пожалуй, мой лучший способ сэкономить в Европе.
Место для ночлега оказалось найти непросто, так как в парках мемориалы, а у крестов ночевать как-то не по-христиански. Впрочем, христианин из меня никакой, так что заночевал я в метрах 30 от кладбища под густым кустом. Самый центр города без палатки! Пора повышать уровень маскировки. Пару раз кто-то обращал внимание на кусты, где я находился, проходя по тропинке выше, но обошлось. Меньшее, чего мне хотелось – это столкнуться с реальными мигрантами, но я успокоил себя тем, что в такой холод ни один сириец добровольно не согласился бы на ночлег на улице, да еще в таком незаурядном месте.
День 108. Про два пути
Согрел руки с первыми лучами солнца, теперь можно просто поразмыслить, пересмотреть свой маршрут. Изначально я думал проехать большое кольцо по Греции, но сейчас вижу, что как бы я ни хотел – продолжать ждать чуда на трассе смысла нет. Однако дело не в сложном автостопе, я просто не могу найти обратную связь среди людей. Сейчас им словно не до этого. Я не планирую замыкаться или переставать приветствовать незнакомцев. Буду продолжать делать это независимо от реакции, если остается хотя бы малый шанс на коммуникацию, но сейчас я вижу, что все мои силы уходят на ожидание, а не на создание воспоминаний и получение опыта, ради которого я и отправился в такой далекий путь.
Однажды я обязательно вернусь в Грецию, может когда вопрос с мигрантами будет исчерпан, чтобы увидеть ситуацию более объективно, а пока – поеду дальше. Греки как один говорят, что Албания очень опасна, что там какие-то не такие люди, поэтому я думаю, что стоит поспешить с ними увидеться. Посмотреть, так ли страшен черт, как его малюют. Выходит, что я вновь меняю курс на север.
Утром прогулялся по набережной, приготовил картошку с паштетом прямо в старом порту, встречая рассвет. Все хорошо, но знакомств определенно не хватает. Зачем мне красивые места и достопримечательности, если нет общения?
На мой взгляд, в путешествии ты можешь быть либо туристом, либо путешественником. Третьего не дано. Турист – это 90% людей, что берут пакетные туры, гидов и едут "в путешествие", по возвращении у них есть красивые фоточки мест, может пара знакомств с такими же пакетниками и… Все. Им не интересно учиться, работать над собой. Они едут "отдыхать" и думают, что это – лучший способ. Только дофамина, гормона удовольствия, от такого "путешествия" хватает ненадолго. Почему? Потому что нет роста, нет перемен. Дофамин штука мимолетная.
Однако, у нас есть и второй гормон удовольствия, более долговечный и надежный, именно он питает семейные отношения – это серотонин. Именно его вырабатывает путь путешественника в моем понимании. Что есть путешествие? Развитие. Исследование. Преодоление. Так в путешествии я не фокусируюсь на местах, это лишь точки на карте. Я еду за новыми знакомствами, что помогают мне учиться новому, что-то перенимать. Язык, эмоции, поведение. Я знаю, что мне есть над чем работать, особенно – над выражением эмоций. Именно поэтому я так стремлюсь в Южную Америку, знаю, что это именно то, что мне нужно. Оба пути хороши, но второй и требует и дает куда больше.
Путь из Салоников оказался не самым коротким, кое-как выбравшись на трассу из города, я вновь попытал удачу и… не смог никуда уехать. Еще 4 бесплодных часа на трассе, эдакий стандарт. Нет, может дело вовсе не во мне или в мигрантах, может просто пока нам с греками не по пути.
Бивуак кинул под автострадой, чтобы даже в случае дождя выспаться. Приятный момент – там же смог поймать вай-фай без пароля с одного из складов. Глянул новости, а там Ирак нанес ракетный удар по военным базам США, мир ждет объявления войны… Приехали. Так выпадешь из информационного пространства и не узнаешь, что на дворе уже началась Третья мировая. Страшное дело.
Македония / День 109. Поворот не туда (☆)
Часы ожидания на трассе – это как медитация, если относиться к каждой проехавшей машине по-философски, то ожидание становится наградой, а не мукой, – успокаивал я себя, отстаивая очередные 4 часа в бесплодных попытках.
Уже 5-й день в Греции, каждый из них – около 10 часов на трассе, как результат – 1 машина в день. У меня были большие планы на эту страну, перед поездкой я вновь начитался древнегреческой мифологии и хотел писать об этом, ведь многие даже не представляют ее значимость. Вы знаете, почему мы называем карту атласом? Я был удивлен, найдя ответ в мифологии, в титане Атласе, что остался стоять и держать небесный свод, но где?.. Верно, Атласские горы на севере Африки. Если покопаться, то многие элементы географии – это все продукт потрясающей греческой мифологии.
Вернемся к Греции, к трассе. Обычно я воспринимаю автостоп как индикатор гостеприимства, не самый объективный, но именно он чаще всего хорошо демонстрирует дружелюбие, открытость общества. Когда тебе готовы помочь за деньги – это одно, другое дело, когда тебе готовы помочь просто от сердца. У меня небольшой бюджет, это верно, но это не делает меня более скупым и где хочется я без задней мысли могу оставить щедрые чаевые (так было в Средней Азии, в основном). Если же с тобой даже не здороваются в ответ, а в глазах ты видишь лишь холод и безразличие… Хочется ехать дальше.
Спустя еще пару часов на новом месте, останавливаемся Мустафа с сыном Ахмедом (греки, ага?), что подвозят меня километров на 15, немного, но как я был рад этому короткому знакомству!.. Вновь иду вдоль дороги, как вдруг вижу – поворот на Скопье (так в Греции называют Македонию, государственный конфликт). Судьба? Попробуем! И стоит мне только свернуть, как два водителя подряд сигналят мне, приветствуя. Значит, судьба!
Перевожу дух, выхожу на трассу, как тут же останавливается македонец Горан, с ним мы и едем к самой границе Северной Македонии! Прощай, Греция. Албания же, о которой я думал ранее, может немного и подождать. Конечно, меня беспокоит, что я ухожу вглубь континента в пик зимы, но лучше холодный климат, чем люди.
Границу пролетаю пулей, пограничники улыбаются, рады такому гостю. Бивуак кидаю на одном из холмов в лесочке, где и развожу небольшой костер, чтобы согреться и ополоснуться при свете. Брр. От тела идет густой пар, температура явно упала, но уже спустя каких-то 10 минут в спальнике, такая процедура дала результаты. Резко начало теплеть, надеюсь, что так будет и ночью.
День 110. Душевное тепло севера
Утро началось с костра, так как солнце не спешило показываться из-за пригорка. Я быстро согрелся, но впереди был очень волнительный шаг – выход на трассу, что создавал некий мандраж, азарт. Слишком много надежд у меня возложено на Македонию, после такого непростого участка пути по Греции.
Выхожу на трассу. Распахиваю куртку, чтобы стать заметнее, и, что еще более важно, приоткрываю дверцу где-то внутри, что защищала мое сердце от безразличия, царящего последние несколько дней вокруг. Да, оно смогло проникнуть внутрь, но теперь пришло время его оттуда выдворить. Тут ему не место.
Уже через 5 минут останавливается первая машина (работает?!), но нам не по пути, поэтому остаюсь ждать следующую. Тормозит фура! Тоже мимо… Нет, что-то не так. Проверяю карту – и вправду, городок в километре от меня, лучше выйти за него, чтобы понапрасну не беспокоить местных водителей. Так будет лучше всем.
У автобана я встречаю табличку "авто стоп" запрещен, ну, думаю, приехали. Потом до меня доходит, что речь про остановку авто, а не мой способ передвижения. Такая вот проблема эрудиции. Ухожу ловить машину на въезде на автобан, чтобы не вынуждать водителей нарушать закон.
Там меня почти сразу подбирают мужики, а следом – дальнобойщик Златко, что своей добротой и открытостью закрыл все невзгоды и лишения прошлого. Мы летим по автобану и общаемся на родных языках, понимая около 30% сказанного, так как языки похожи (на Балканах преобладает славянская группа языка). Непонятые слова не мешают обмениваться эмоциями. К середине пути я, кажется, понимал уже не меньше 2/3 от сказанного.
Стоило мне попрощаться с ним, как еще метров за 100 до меня начинает тормозить машина, включив габариты. Странно. Обычно такое происходит лишь в исключительных случаях. Так я познакомился с Сашей, что сам лет 20 назад путешествовал автостопом, потому без сомнений решил остановиться. Мы проехали лишь 25 километров, но каких! Приятная музыка, разговоры о путешествиях, о людях… Такие встречи лучше любого отдыха. Они буквально наполняют энергией! Я наконец-то начал приходить в себя и пришло осознание, насколько верным было решение свернуть в Македонию. Иногда лучше просто плыть по течению.
Уже темнеет, поэтому я ухожу в поле разбивать лагерь. Завтракаю подаренным Сашей марсом и пытаюсь как-нибудь утеплиться перед сном. Как выяснилось позднее – это было хорошей идеей, но недостаточной.
День 111. Холод. Я тоже человек
Утро началось рано – около 4:30 я ощутил, что начинаю мерзнуть. Можно продолжить спать, но лучше – принять меры, чтобы не было никаких последствий. Так я собираюсь силами, чтобы выбраться из бивуака и осматриваюсь. Что я вижу? Все вещи, что лежали вокруг меня, бивуак, рюкзак покрыты тонким слоем инея, что-то и вовсе тонкой коркой льда. Дааа… Вот тебе и материк!
Ну ничего, главное держать под контролем рассудок, тогда все будет хорошо. Сгибаю пенку в два раза, под ноги кладу рюкзак как на Памире. Туалет, чтобы избавиться от лишней воды. Для профилактики решаю выпить небольшую кружечку чая, но… Мой греческий бутан не горит. Совсем. Слишком холодно. Тогда решаю попробовать довольно странную идею – зажечь газ внутри спальника и бивуака. Голова снаружи, так что угрозы отравиться или задохнуться нет, выглядит все это довольно комично, но… Работает! Газ постепенно разгорается, я готовлю чаек, красота. Тут важно понимать, что чай нужен не столько телу, сколько духу. Ощущение тепла успокаивает. Беспокойство же усиливает холод многократно. Я снова засыпаю в тепле, как ни в чем ни бывало.
До Скопье, столицы Македонии, мне ехать всего 65 километров, так что добираюсь быстро – буквально за пару часов с боснийцем Сенешей и македонцами Денисом и Сатимом, что сами (!) остановились, увидев меня на обочине. Никогда не устану восхищаться подобным поведением или, быть может, отношением.
Теперь можно перевести дух и подзарядить батарейки, в прямом и переносном смысле! Останавливаюсь в хостеле, чтобы набраться сил и отогреться. Нет, я не замерз, но чувствую, как организму нужно время на восстановление. Не знаю, как это объяснить… Я столько прошел наедине с самим собой, что просто ощущаю, что происходит с моим телом. Понимаю, когда я замерзаю от холода и когда от усталости. У каждого из нас есть ресурс, время в течении которого организм может "работать на износ" в довольно экстремальных условиях. Мой так пахал уже 9 ночей.
Теплая постель, рынок с мандаринками под боком, какие-то местные блюда. Усталость медленно, но отступает… Шаг за шагом. Да, можно ехать в другом темпе, можно отдыхать у костра днями, но пока мне хочется ехать дальше. Зима – не лучшее время для путешествия, когда у тебя нет пуховика и теплой избы.
Отдельно порадовал хостел, что находился в самом центре города и представлял собой отель капсульного типа, по типу японских. Больше 300 «капсул-комнат» в подвале отеля позволяют иметь свой уголок с кроватью, тумбочкой внутри, розетками и светом, а снаружи закрываются на замок. Вся эта «радость» стоит каких-то 250 рублей за ночь – можно жить довольно долго без проблем.
День 112. Ностальгия
К утру я чувствовал себя значительно лучше, но решил, что не стоит торопиться – лучше взять еще один "выходной". На улице лил ливень, так что это было как нельзя кстати. Прогулялся до супермаркета, где уделил время и книжному, потешаясь над македонским переводом названий. У них много забавных слов, таких как "Излез" (Выход), "Довидуванье!" (До свидания), "Оброк" (Предложение)… Книга Кийосаки «Богат татко». Вообще, зная русский, можно понять почти что угодно.
Вернулся в хостел, перекусил, но чего-то не хватает… Решил впервые за 110 дней путешествия глянуть сериал. Знаете, это такое необычное ощущение!.. Ведь я тот еще киноман. Дома я мог параллельно с делами смотреть по сезону в день, а тут – даже на книгу найти времени не могу, столько событий! Однако это именно то, что помогло мне расслабиться и набраться сил вечером, не делая лишних телодвижений. Обычно я прикладываю усилия, чтобы создать свой "сериал", а тут все готовое… Непривычно.
Порой я сравниваю мою прежнюю виртуальную жизнь с нынешней и убеждаюсь в том, что мозгу, по большому счету, разницы нет, если присутствует ряд факторов – социальность, возможность личностного роста, азарт. Наша жизнь – это та же ролевая игра, где на протяжении долгих лет под действием обстоятельств формируется наша роль в обществе.
Можно отказаться от нее, взять другую, но лишь под неодобрительные крики толпы, что будет требовать "доиграть вашу роль до конца" как в спектакле. Если вы откажетесь, то кто-то даже может осмелиться подойти к вам, ткнуть пальцем в "правила", мол, так не положено, у каждой пешки своя клетка… но тогда каждый из нас имеет право задуматься – являемся ли мы пешками? И играем ли вообще в эти «шахматы».
День 113. Каньон Матка. Ведьмак
До трассы из центра города мне предстояло пройти километров 9, из которых уже на половине можно было начать ловить попутку, но я не стал, так как накопил столько энергии за последние два дня, что мне хотелось просто идти и наслаждаться Свободой. Сложно передать ту атмосферу, что ощущаю я, когда просто иду один по длинной дороге. Только я и она.
Километры проносятся незаметно, выхожу на автобан и тут же останавливается албанец Фуга, как та самая рыба, да, он подвозит меня до начала тропы к каньону Матка, о котором я услышал в первый же день в Македонии от Златко.
До каньона я прошел еще километров 7, но увидел лишь подножие скал – мне не повезло с погодой, кругом стояла влага, дождь словно не мог набраться сил, чтобы пролиться. Взглянул на карту – до смотровой у вершины тянулась 2-х километровая тропа… "Скучно и долго", – подумал я. Полез напрямик по склону между кустов и скал: "Так-то интереснее!". Когда я достиг подходящего для ночлега места, по началу расстроился – почти ничего не видно, лишь густой туман, но позднее, когда солнце почти село, я ощутил настоящий сказочный лес, не тот, что с единорогами, но тот, что с волками и оборотнями…
Тогда я решил пойти еще дальше, погрузившись в сказочный мир, и начал просмотр последних серий Ведьмака. Одним глазом я следил за темным лесом, что окружал меня (лишь обрыв позади "прикрывал спину"), а другим – за приключениями Геральта, чья жизнь так же посвящена дороге. Потрясающая атмосфера! Два мира соединились или, говоря в стиле вселенной – случилось сопряжение сфер. Фантазии и реальности.
В какой-то момент я услышал топот посреди леса, это была не мягкая поступь собаки или волка, а что-то другое, может копытное. Звук продолжался с полминуты, пока я пытался понять, кто это, и не пора ли мне готовиться к встрече. Судя по всему, несколько крупных животных пробежало по склону. Дикие козы? Впрочем, неважно. Я им малоинтересен, хотя не стоит забывать, что на улице уже зима и волк тоже не дремлет. Это не лучшее время для встречи с ним.
Досмотрел сериал, сытно поужинал и устроился поудобнее в своем бивуаке, прислушиваясь к новым звукам в лесу, но отнюдь не из страха, а из интереса. Теперь я наедине с природой и самим собой. Никаких барьеров и границ.
День 114. От тумана не спрятаться
На утро картина не прояснилась, но я не расстроился. Есть что-то в туманном лесу такое… что не хочет тебя отпускать. Однако нужно идти дальше на встречу к следующему чуду природы – озеру Охрид, что находится на границе с Албанией. До туда каких-то 150 км, значит вечером буду встречать закат на озере! – так думал я, выбираясь на трассу по колючим кустам.
Лишь к обеду я вышел на автобан, тут же познакомившись с Джевахиром, с которым мы проехали недалеко, но душевно. Узнав о моих планах посетить Албанию он очень забеспокоился, повторяя, что я должен быть о-о-очень осторожен. Ну ладно, я не в первый раз это слышу. Спасибо, но я должен увидеть все сам. Затем автостоп как обрезало… Знаете, это как рыбалка или охота. Только ловишь машину.
Солнца нет, все вокруг застилает густой туман, более того – у обочин начал появляться снег… Я точно двигаюсь на юг? Растет высота, холодает. Решил никуда не спешить, спокойно приготовив обед у трассы. После чего автостоп вновь "заработал" и передо мной остановился мужичок из Германии с интересным именем Шериф, что подвез меня еще немного в направлении озера, как выяснилось позднее – совсем не по пути. Высадив меня, он отправился назад через пункт оплаты автобана (!). Вот вам и помощь совершенно незнакомых людей.
Уже вечерело, ловить машину затемно идея не лучшая, потому просто отправился пешком вдоль трассы, искать место для бивуака. Дошёл до посёлка с необычным названием "Здунье", в котором, как мне кажется, должны жить все те, кто вечно чего-то ждут, но ничего не делают. У него и решил переждать. Символичненько.
Свернул с дороги… Снег. Ушел поглубже в лес до места, где пропадали следы человека, там-то и заночевал под лысыми дубовыми кронами. Озеро откладывается, но это ничего. Может и подождать.
День 115. Солнцу навстречу. Охрид.
На утро стряхнул с себя корку льда, выпил кружечку горячего чая, согрелся. Отсутствие солнца совсем не смущало местных, я же, привыкший просыпаться и засыпать в его лучах, скучал. Самое время послушать песню АлисА "Дурак и Солнце" и отправиться искать заветные лучи тепла, что я и сделал, выйдя из Здунье.
Вместе с дальнобойщиком Ашимом мы начали карабкаться в горы, петляя по серпантинам, где я сделал для себя открытие – в горах светило яркое, теплое солнце, ни одного облачка! Зато туман… Туман застилал всю Македонию, что окружена горами. Не представляю даже, как так жить зимой. Только мое счастье длилось недолго. После перевала мы спустились в низину, где меня вновь отлучили от спасительного тепла. Ничего, я до него еще доберусь!
Стою на трассе, проверяю карту, как вдруг останавливается Цанко, без лишних вопросов приглашая ехать с ним. Окей! Едем мы недалеко, но за пределы города, что для меня тоже хорошо. Прощаемся. До озера остается каких-то 60 километров, но они тянутся бесконечно. Как это обычно бывает.
Мимо меня проносится грузовая газель, но метров через 100 останавливается. Так я знакомлюсь с Дашмиром, что и помог мне осуществить долгожданную встречу с Охридом – древнейшим и глубочайшим озером Балканского полуострова. Более того – я наконец-то встретился с Солнцем, которое проводил до самого захода как старого друга.
На дворе быстро темнело. Я в центре Охрида. На горе виднеется крепость. Хм. У крепостей я еще не спал… Подобрался поближе, залез в заросли кустарника, что были больше похожи на джунгли, там и разбил свой незаметный бивуак. Ночью, пока неподвижно слушал аудиокнигу, заметил, что я не один.
Оказалось, что в этих "джунглях" я был не один. Сначала думал, что это какая-то птица шуршит в листве, но позднее все встало на свои места – белка. Я встречал белок десятки раз, но эта встреча стала особенной. Она не прыгала, не бегала, а постепенно, чем-то смахивая на коалу, лазила по густым ветвям дерева прямо над моей головой. Никакой спешки, никакого страха. Я ощутил, что стал еще ближе к природе, практически ее частью. С палаткой я бы потерял часть ощущений.
Албания / День 116. Кровожадная Албания
Утром я отправился на выход из города, уехать мне не удалось. Не люблю за это курортные города – при виде человека с рюкзаком у большинства в глазах появляются евро… Прошел около 12 километров до следующего городка, за которым уже была Албания. Там-то мне и повезло – я познакомился с албанцем Букорошем, что помог пересечь границу.
Мы едва понимали друг-друга, все дело в том, что албанский кардинально отличается от всех других языков – там нет ничего от английского, от русского, лишь чуть от итальянского и турецкого. Это не стало проблемой, как и всегда. Мы обменивались эмоциями. Перед тем как отпустить меня в вольное плавание – он напоил меня чаем в кафе и дал пару сотен албанских леке, мол, на пару кофе. У меня нет острой нужды в деньгах, но такие подарки много значат для обоих.
У кафе стояло несколько человек, что ловили автобус, я не стал вставать около них – автостоп был бы скверным, все-таки мы из разных миров… И пошел по серпантину вниз, что тянулся километров на 10, не давая возможности никому остановиться. Спустя полчаса, я остановился, чтобы посмотреть на потрясающий вид и… Сигнал! Эдди на своем грузовичке остановился прямо на спуске, зазывая с собой. Ээ… А как же албанская кровожадность?.. Ведь мне обещали! Только ее нет. Как и сотни-другой стереотипов.
Эдди хорошо говорил на нескольких языках, мы быстро доехали до Эльбасана, общаясь о разном. Успели даже схлопотать штраф от сотрудников правопорядка, что не стесняясь требовали взятку… Ничего нового, таким меня не удивить. Все как дома.
Уже темнело и я пошел из города, но не основной трассой, а по пригороду, чтобы увидеть атмосферу, людей. Ощутить «самый ужас окрестностей». По идее, это – самое неблагоприятное место после заката, но я нашел лишь спокойный сон в каком-то поле, приготовив себе подобие пасты с помидорами.