Внутренняя опора. Как создать источник поддержки самому себе бесплатное чтение
Безусловное принятие себя –
обязательное условия для обретения опоры.
Тамара Шмидт, Крайон
Как работать с книгой
Данная книга является тренингом по самостоятельному выстраиванию опоры внутри себя, и содержит пошаговый алгоритм, а также упражнения, необходимые для этого.
Заведите красивую тетрадь/откройте записки в телефоне, и пошагово, по страницам, читайте и выполняйте данные упражнения. Не торопитесь, возвращайтесь в прочитанному, дополняйте или перезаписывайте свои ответы – не всегда истина открывается сразу, она может прийти и через неделю, две, и даже позже. Просто фиксируйте свои мысли, дайте им место – а мозг доделает остальное, подскажет, что будет именно ВАШЕЙ внутренней опорой.
Развитие внутренней опоры происходит на протяжении всей жизни человека и зависит от множества факторов, таких как личностные особенности, окружение, жизненный опыт и поддержка со стороны других людей. Постоянное самосовершенствование, работа над самопониманием и умением адаптироваться к изменениям помогают человеку развивать и укреплять свою внутреннюю опору на протяжении всей жизни.
Что такое внутренняя опора и зачем она нужна
Многие люди до старости ищут себя и чувствуют неуверенность по любому поводу, сомневаются – а правильно ли они сделали, правильно ли сказали, верное ли решение приняли? Такое поведение приводит к тому, что человеку сложно ставить и достигать целей, он выбирает жить в созависимых отношениях (с родителями, с партнером), и не хочет брать ответственность за случающиеся неудачи. Не хочет признавать, что причина всего происходящего – прежде всего в его действиях или бездействии, нежелании что-то менять.
Психологические корни такой неуверенности могут быть самыми разными – от того, что мама не хотела этого ребенка и желала сделать аборт, и проблемы по роду, до неотгореванной потери мамой её любимого человека, или морального/физического абьюзинга со стороны значимого взрослого (человек, который воспитывал или оказал существенное влияние во время взросления ребенка), и позиции жертвы.
Но чтобы выбраться из состояния неудовлетворенности жизнью, несчастий и неудач, нужна огромная сила духа. И также, если мы ставим перед собой большие цели, хотим жить долго, счастливо и богато – тоже требуется сила духа, дисциплина, терпение. И смелость, чтобы идти вперед, несмотря на неудачные попытки. Потому что на то, чтобы справляться со стрессом, адаптироваться под постоянно изменяющийся мир – нужны силы, вера в себя и в то, что все обязательно получится.
Это и есть внутренняя опора. Одобрение себя, принятие, проявление любви и уважения к себе. Вера в собственные силы, даже если что-то идет не так или не получается. Принятие своих неудач и вдохновение себя же на то, чтобы продолжать идти к целям. Способность сказать вслух «я молодец», даже если что-то не удалось. И в удачах тоже, без ложной скромности, выключив мамин голос в голове, что хвалить себя нехорошо.
Психологическая устойчивость и сила внутренней опоры играют важную роль в жизни человека, помогая ему справляться с трудностями, стрессом и вызовами, с которыми он сталкивается. Эти понятия связаны с психологической готовностью к адаптации к изменениям, умением преодолевать препятствия и сохранять психологическое равновесие в сложных ситуациях.
Психологическая устойчивость означает способность человека эффективно реагировать на стрессовые ситуации, сохранять эмоциональное равновесие и продолжать действовать в условиях неопределенности. Люди с высокой психологической устойчивостью обладают способностью адаптироваться к новым обстоятельствам, находить решения и не терять мотивацию в сложных ситуациях.
Сила внутренней опоры, в свою очередь, представляет собой внутренние ресурсы человека, которые помогают ему справляться с жизненными вызовами. Эти ресурсы могут включать в себя уверенность в своих способностях, позитивное мышление, самодисциплину, способность к саморегуляции и умение находить поддержку внутри себя.
Значение психологической устойчивости и силы внутренней опоры заключается в том, что эти качества помогают человеку не только выжить в сложных условиях, но и процветать. Люди с развитой психологической устойчивостью способны преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, развиваться и достигать поставленных целей.
И во главе стоит чувствование, что «я ценна и важна для мира такая, какая я есть» – это структура этой самой опоры. «Имею ли я право на жизнь, или тварь дрожащая?»
Все мы родом из детства, и основа опоры лежит именно там. В прошлом мы не можем ничего изменить.
В детстве, в моменты отсутствия самостоятельности мы ищем поддержку во внешнем. Повзрослев, в подростковом возрасте начинаем понимать, что что-то не в порядке, что-то не норма. И так как в период пубертата мы не можем повлиять на настоящее, то уходим в гаджеты. Но это навязанный мир, который не есть реальность! Выключи свет – мир рухнет!
Внутренняя опора – это не внешнее, это не атрибуты успеха, социального статуса и пр. Это то, что живет внутри нас и остается с нами, что бы ни случилось. Это то, что не может исчезнуть.
И это наработанное. Если прошлое не изменить, то в настоящем мы можем поменять точку зрения и компенсировать детскую травматику и создать нового себя, более цельного, гибкого и устойчивого.
Иметь внутреннюю опору – это стать автором своей жизни. А именно – выйти из состояния жертвы и научиться принимать решения вовремя и действовать сообразно им. Причем принимать те решения, которые приводят к нужным результатам.
Что разрушает внутреннюю опору
Различные кризисные и стрессовые ситуации – это то, что выявляет качество нашей внутренней опоры и ее устойчивость. Травматические события, такие как физическая или эмоциональная травма, потеря близкого человека, авария или катастрофа, могут серьезно подорвать уровень внутренней опоры у человека, так как нарушается чувство безопасности у человека, что приводит к появлению страхов, тревоги и беспокойства, что в свою очередь ослабляет внутреннюю опору.
Причины, которые ослабляют и разрушают внутреннюю опору, могут быть самые разные:
1. Изначально неустойчивая (слабая) опора.
2. Постоянное нарушение личных границ близкими людьми и неумение человеком сказать «нет».
3. Хроническая усталость и выгорание.
4. Болезнь. Хроническая или ситуативная – это сигнал, что с нашей жизнью что-то не в порядке.
5. Форс-мажор и другие ситуации, в том числе глобального характера, на которые мы не можем повлиять, и что запускает в нас чувство беспомощности (все мы помним 24 февраля 2022 года).
6. Нерешаемая длительный промежуток времени проблема и невозможность как-то изменить ситуацию.
7. Низкая самооценка и обесценивание себя, в том числе своего внешнего вида и своих действий. Непринятие себя.
8. Синдром самозванца и то, что мы не присваиваем себе свои результаты,
9. Отсутствие поддержки близких в важных вам вопросах и обесценивание ими ваших взглядов и мыслей.
10. Нарушение баланса «брать-давать». Растрачивание себя без восполнения, желание быть хорошим и угождать другим.
11. Сравнивание себя с другими и с идеальной картинкой в своей голове.
12. Стремление соответствовать. Чужим идеалам, ожиданиям, социальным критериям – зачастую выдуманным, прилизанным картинкам из соц.сетей
13. Непроработанные психотравмы самой разной направленности – от насмешек в школе до физического/морального изнасилования
14. Обида на родителей, непринятие их образа мыслей и жизни, чувство вины перед ними и застарелый стыд.
15. Конфликтные отношения с братьями и сестрами, в том числе и в детстве.
Все это – причины нашей не-целостности, отколотые когда-то кусочки души образовали дыру, в которую утекает наша энергия. Все, что расшатывает табуретку внутренней поддержки (о ней поговорим в отдельной главе) – забирает наши силы и энергию и запускает чувство неудовлетворённости жизнью, раздражение, печаль и может предшествовать депрессии. Поэтому работа с внутренней опорой должна вестись постоянно. Но – по силам, не на последнем издыхании, иначе какая же это опора?
Зачастую, когда мы чувствуем, что наша энергия утекает, мы неосознанно начинаем компенсировать это всякими не полезными, а порой и вредными вещами, которые дают временное успокоение и возможность не думать о проблеме, не решать ее. Это поддержка себя в моменте, но она отрицательная, и в длительном периоде времени несет больше вреда, чем пользы. Что это может быть? Компульсивное переедание, прокрастинация, долгий сон, просмотр сериалов, компьютерные/телефонные игры, алкоголь и сигареты.
УПРАЖНЕНИЕ
Подумайте и запишите три пункта:
Чем я компенсирую неустроенность своей жизни и отдельных её моментов?
Что я делаю, когда не хочу решать проблему?
Как я быстро себя успокаиваю, когда что-то идет не так, или я не могу решить проблему?
Семья как база внутренней опоры человека
В этой главе рассмотрим более подробно семью как систему, в которой мы формируемся как личность и продолжаем существовать, даже будучи взрослыми и создав свою ячейку общества. Имеет смысл рассматривать семейную систему как связки взаимоотношений:
– я и родители
– я и братья и сестры
– я и партнер
– я и мои дети
– я и другие родственники
– я и остальной мир
Родительская опора
Важнейший кирпич в основании стены нашей внутренней опоры – это понимание, как мы себя ведем в контакте, и какой контакт нам безопасен. Понять это поможет осознавание, в какой семье мы росли и как с нами контактировали близкие, и социум. Потому что ребенок рождается беспомощным, и чтобы выжить, он впитывает те модели поведения, которые транслировали ему близкие люди. Или подстраивается так, чтобы выжить в неблагополучном окружении.
Родительская опора – очень большой и глубокий вопрос, здесь я лишь прикоснусь к нему. Очень много для нашей опоры делают родители – или помогают в формировании внутренней опоры и уверенности в себе, в своих силах, или формируют дырявую и неустойчивую структуру.
Характер человека формируется с момента от зачатия до примерно 10 лет. С момента зачатия ребенок находится в контакте с матерью, в силу разных обстоятельств после рождения роль мамы может быть снижена, или заменена другим значимым взрослым – отцом, бабушкой, дедушкой… Как взрослые давали малышу обратную связь, делились своими чувствами, таким он и рос – в доверии миру и в контакте со своими чувствами, или же в постоянном напряжении: «а не поругают ли, а не безопасно ли это для меня, а чем закончится мое стремление исследовать мир и пробовать что-то новое…».
И тогда, чтобы выжить, ребенок адаптируется к обстоятельствам – отказывается от своих желаний и стремится для всех быть удобным, хорошим, чтоб его похвалили, чтоб его не отвергли, не поругали. Отказывается от удовлетворения своих личных потребностей, что потом выражается в низкой самооценке и постоянной проверке: «а я точно хороший, а ты точно меня любишь, а точно любишь такой, какая я есть?» Заменяет честные отношения, дающие любовь, на выгоду, конкуренцию, стремление самоутвердиться за счет других.
Например, если ребенок постоянно получал послание «лучше бы тебя не было, вместо тебя родился мальчик, ты – неблагодарный сын…», то ребенок на бессознательном уровне усваивает, что ему в этом мире нет места. Поэтому в контакте с любым человеком будет чувствовать себя лишним, и ему будет некомфортно при общении.
Кого-то родители любили, но не долюбили по каким-то причинам – мама попала в больницу, кормление по часам и раздельный сон, мать была вынуждена выйти на работу, оставив малыша с няней. Тогда у ребенка возникает в груди дыра, которая требует любви и бесконечного внимания. Тогда выросший ребенок в отношениях с другими будет стараться быть удобным, полезным, заботливым – в надежде, что с ним в ответ тоже поделятся любовью. Он будет идти в отношения, навязываться, где-то играть роль жертвы – лишь бы сохранить контакт с другим человеком.
А кто-то сравнивали с родителем своего пола: «ты же у меня моя самая красивая девочка, даже красивее моей жены, твоей мамы». Или, наоборот, родитель обесценивал ребенка своего пола «в нашем доме только одна красавица – я, а ты, дочь, не удалась». Или папа бросил маму, а дочь подсознательно решила, что и ее тоже бросили. И тогда взрослая женщина всю жизнь мстит всем мужчинам, не создавая долгих серьезных отношений. И конкурирует с женщинами, показывая свое превосходство в уме, красоте, успехе. И не понимая, что на самом деле она мстит и доказывает своим родителям, что она им, родителям, нужна. Точнее, они очень нужны ей, независимо от возраста….
Где во всем этом опора?
Опора есть, опора – внутри. Надо для начала признать, что родители были не идеальны, не умели любить, не додали внимания. Вслух проговорить самой себе, озвучить, что детство было не идеальным, что хотелось бы, чтобы было по-другому, и что многое было неправильным, что было не про любовь. Признать, отпустить обиды, если хочется – выплакаться. Если хочется – покричать, выпустить злость. Освободить телесные зажимы, блоки и спазмы, которые сформировались в глубоком детстве, чтобы запустить энергию по телу.
Освободиться от старого. Выдохнуть, чтобы сделать глубокий вдох и начать жить своей жизнью, в контакте со своими желаниями и потребностями. В смелости быть неудобной для других и заявлять вслух о том, что не устраивает. И даже если мы не знаем, что будет завтра, и к чему приведут те или иные слова и действия – пришла пора совершать это. Потому что так правильно. Потому что это в согласии со своим внутренним «Я» и с любовью к себе.
УПРАЖНЕНИЕ
Проведите исследование, которое позволит выявить уровень родительской опоры внутри вас. Возможно, за один раз не получится это сделать – собирайте свои находки-осознания в отдельной тетрадке или в электронном блокноте, постепенно дополняя список.
Как родители учили вас заботиться о себе, о своем теле?
А как родители заботились о себе?
Как родители заботились друг о друге?
Как, через какие их слова и действия вы понимали, что ваши родители вас любят?
Как они поддерживали ваши стремления и интересы?
А как реагировали на ваш успех?
Как родители помогали вам добиваться целей?
Как сейчас, во взрослом возрасте, вы понимаете, что родители вас любят?
УПРАЖНЕНИЕ
Упражнение на признание обиды на родителей и отпускание ее.
Сядьте или лягте в удобное положение, закройте глаза и начните глубоко дышать животом. Вдох через нос. Выдох через рот. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы успокоить свой разум и тело.
А сейчас вспомните ситуацию, когда ваши родители причинили вам боль или обиду. Позвольте себе почувствовать все эмоции, которые возникают при этом воспоминании. Где в вашем теле они оживают? Не подавляйте их, просто дайте им место в вашем теле и сознании.
Теперь осознайте, что обиды на родителей несут в себе боль и страдание для вас. Они как укоренившиеся в теле занозы, которые напоминают о себе при неудобном движении, и снова начинают болеть. Подумайте о том, как вы можете освободиться от своих обид – зачем нести то, что нести тяжело? Пора освободиться от этого.
Да, что отпускание обиды не оправдывает поступки обидчика, но помогает вам освободиться от негативных чувств и эмоций, и вернуть себе свою энергию, которая была заблокирована в теле тогда, когда вас обидели.
А теперь представьте, почувствуйте или знайте, что в ваших руках находится красивая коробочка. Это – коробочка с вашим прощением. Отдайте ее своим родителям. Скажите: «Мама, папа, да, мне было больно, и я до сих пор на вас злюсь, сержусь и обижаюсь. Но что было – то было. Я выбираю рано или поздно вас простить, даже если вас уже нет, даже если обида болит до сих пор…Я выбираю подарить вам прощение, чтобы мне самой стало легче жить. Я освобождаюсь от обид для себя».
Представьте, как вы дарите себе и своим родителям прощение.
А теперь визуализируйте, как вы собираете из всего своего тела, из мыслей обиду, страдания и прочие чувства, связанные с обидой, в воздушный шарик. Вытаскиваете этот шарик из своего тела, и отпускаете. Шарик улетает в высоко-высоко в голубое небо, а ваше сердце наполняется любовью и миром. Вам становится легко и спокойно.
Побудьте в этом состоянии столько, сколько вам хочется, сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы укрепить это чувство мира и прощения внутри себя. Постепенно открывайте глаза и возвращайтесь в настоящее. Оставьте прошлое и обиды за спиной, позволив себе жить с открытым сердцем и чистым умом.
Пусть мир и любовь наполняют вас и ваши отношения с родителями. Пусть прощение принесет вам свободу и внутренний покой. Поблагодарите себя за эту медитацию и заботу о своей душе и внутреннем мире.
УПРАЖНЕНИЕ
Для наполнения родительской любовью и усиления базового чувства безопасности проделайте эту медитацию.
Уединитесь, чтобы вас никто не беспокоил. Сядьте в удобное положение, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов.
Представьте, почувствуйте или знайте, что перед вами стоят ваши родители. Какие у вас были отношения? Любили ли они вас? Признайтесь сами себе – у вас были недомолвки, недопонимание, ссоры… Вы обижались, они поступали с вами несправедливо, вам хотелось сделать им больно… Было разное.
И даже если вас до сих пор связывают далеко не дружеские отношения, и вам от этого больно, вы не хотите общаться с родителями – это те люди, благодаря которым вы появились на свет. Клетка вашего папы и клетка вашей мамы соединились, чтобы стать вами. Поэтому вы – их продолжение.
А еще подумайте вот о чем. Когда-то, еще до вашего воплощения, ваша душа договорилась с душами ваших родителей о том, что вы вместе сыграете в игру под названием «семья». Из большой ДУХОВНОЙ любви они согласились стать вашими родителями. И семья, как самые близкие люди, готовы были пойти на то, чтобы сделать нам больно, чтобы мы выросли. Чтобы встали НАД обидами, обстоятельствами, приняли какие-то важные решения и прошли свои духовные уроки. А души родителей согласились сыграть в эту игру. Чтобы пройти свои уроки милосердия, любви, сострадания.
Посмотрите своим родителям в глаза. Увидьте там их душу. Их бесконечную любовь к вам.
Помните, что даже если в реальности, в этом физическом воплощении ваши родители не демонстрировали вам достаточно любви и были жестоки с вами – это потому, что их не научили любить, им самим не додали душевного тепла. Они были такими родителями, какими могли стать под воздействием своих семей, своих обстоятельств и условий взросления. А еще – они сами, на уровне разума, выбрали быть такими, какие они есть.
Но на уровне души они все равно любят вас и выбрали именно вас.
Представьте, почувствуйте или знайте, что вы, ваша душа любима. Дайте себе право быть любимым и принятым именно такой, какой вы есть. Поверьте, что вы заслуживаете эту любовь и заботу, даже если они не всегда видны на поверхности.
Посмотрите своим родителям в глаза. Почувствуйте любовь души вашего папы, вашей мамы. Глаза в глаза. От сердца к сердцу. Почувствуйте бесконечную любовь к вам. Представьте, почувствуйте или знайте, как они улыбаются вам и протягивают к вам руки. Вы – их любимое дитя. Почувствуйте, как родительская любовь охватывает вас, защищает и поддерживает. Позвольте себе полностью ощутить эту безусловную любовь и заботу.
Вдохните любовь своих мамы и папы.
Вы в безопасности. Ваша душа спокойна, ей хорошо.
Оставайтесь в этом состоянии спокойствия и любви как можно дольше, наслаждаясь чувством безопасности и умиротворения, которое приносит вам родительская любовь на уровне души. Вдохните глубоко и медленно выдохните. Когда будете готовы, откройте глаза, вернувшись в реальность, но сохраняя это чувство любви и поддержки внутри себя.
Братья и сестры
А сейчас поговорим про братьев и сестер. Увы, не всегда это про любовь. Это и про конкуренцию, зависть, обесценивание и даже ненависть. Причем все эти чувства могут быть подавлены, неосознаваемые – потому что «на родных людей злиться нельзя или бессмысленно».
Вы можете сказать своим братьям и сестрам «я вас люблю»? А вслух сказать «я тебя ненавижу, не могу тебе простить того, что…»?
Дело в том, что сколько бы детей в семье не росло, у каждого будут свои проблемы и комплексы. На старшего навесят обязанности по уходу и присмотру за младшими, младшенький будет балованный и на него будут косится другие дети. Средний – ни то, ни сё, будет подвергаться сравнению то со старшим, то с младшим – везде «не дотянул». И «недовзял» – родители уделяют больше внимание первому, потому что это первенец, и младшему, потому что он последний, а родителей по количеству меньше, чем детей.
Поэтому, как бы родители ни любили своих детей и сколько бы не уделяли им внимания, как бы дети не дружили между собой – в семье будет развиваться конкуренция в явном или скрытом виде за внимание родителей. А это может привести к ссорам и соперничеству (о какой поддержки в этом случае может идти речь?), к развитию комплекса неполноценности, самообесцениванию, позиции жертвы или, наоборот, спасателя и тирана.
Конкуренция среди братьев и сестер может быть здоровой и мотивирующей, если она идет в балансе с уважением и доверием. А отмена конкуренции и признание собственной самоценности помогут укрепить ваши отношения с семьей и приведут к более гармоничному и радостному сосуществованию, сколько бы лет вам не было. И когда мы выросли, стоит посмотреть на то, какие были между вами отношения – это нужно прежде всего для того, чтобы определить скрытый источник утекания энергии. Уже во взрослом возрасте подсознательно наши отношения с братьями и сестрами мы можем переносить на отношения с коллегами, друзьями и даже своими детьми. Мы им что-то доказываем в надежде получить внимание и одобрение нашего внутреннего родителя. И мы компенсируем то, чего нам не хватало в детстве.
Приведу пример. У меня есть брат -двойняшка, и до тех пор, пока он не уехал поступать в институт в другой город, мы с ним всегда должны были делиться всем вкусненьким друг с другом, даже если это – одна единственная конфета. А потом свою часть предложить родителям, поделиться и с ними (правда, родители чаще всего отказывались, но предложить мы были обязаны. Иначе следовало осуждение и порицание, что для ребенка равносильно отлучению от семьи). Это привело к тому, что я не люблю делится СВОИМ и делиться из позиции «надо». Я могу разделить что-то, что есть у меня, если этого у меня достаточно, и только если я этого хочу. Даже если я делюсь с мужем или со своими детьми – я действую именно из «хочу», а не «надо».
УПРАЖНЕНИЕ
Упражнение на исследование внутренних отношений в семье.
Ответьте на вопросы:
– Если у вас есть сестры и братья, то какой по счету вы ребенок?
– Какие у вас были взаимоотношения? Как вы поддерживали друг друга? А по каким вопросам были ссоры, споры и скандалы?
– Как вы между собой делились своими вещами в детстве? Игрушками, книжками, вещами…?
– Как и по каким вопросам разделяли ответственность?
– Вспомните, есть ли у вас какая-то давняя детская обида на брата/сестру? Как эта обида проявляется / компенсируется во взрослой жизни?