Карма и реинкарнация. Преодолейте свое прошлое, преобразите свое будущее бесплатное чтение
Патриция Р. Спарадо, Элизабет Клэр Профет
Карма и реинкарнация. Преодолейте свое прошлое, преобразите свое будущее
Russian Edition Copyright © 2023 THE SUMMIT LIGHTHOUSE, INC. Karma and Reincarnation: Transcending Your Past, Transforming Your Future (2nd Edition, 2004), by Elizabeth Clare Prophet and Patricia R. Spadaro. Все права сохраняются. Original English Copyright © 2001 THE SUMMIT LIGHTHOUSE, INC. All rights reserved.
Первоначально эта книга была опубликованан на английском языке в США. Настоящее русское издание печатается в соответствии с условиями лицензионного соглашения между ИД «АСТРЕЯ» и SUMMIT UNIVERSITY PRESS.
Summit University Press/The Summit Lighthouse, Inc.
63 Summit Way, Gardiner, Montana 59030 U.S.A.
Tel.: 406-848-9500 • Fax: 406-848-9555
E-mail: [email protected]
Web sites: www.SummitUniversityPress.com,
www.SummitLighthouse.org, www.SummitUniversity.org
Информацию о деятельности Саммит Лайтхауза в России вы можете найти на сайте www.TSLRussia.org
Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена или переведена; сохранена, опубликована или передана в электронном виде; или использована в любом формате или на любом носителе без предварительного письменного разрешения SUMMIT UNIVERSITY PRESS, за исключением кратких выдержек, используемых рецензентами в обзорах.
Саммит Юниверсити Пресс (Summit University Press), Саммит Юниверсити (Summit University) и Саммит Лайтхауз (The Summit Lighthouse) или их эквивалентные названия на английском языке являются товарными знаками, зарегистрированными в Бюро патентов и товарных знаков США и других полномочных органах по товарным знакам. Все права на их использование сохраняются.
Саммит Лайтхауз (The Summit Lighthouse) является товарным знакoм, зарегистрированными в бюро патентов Российской Федерации.
Примечание. Поскольку использование языка, нейтрального в отношении грамматического рода (имеется в виду английский язык. – Ред.), бывает неудобным и иногда приводит к путанице, мы пользовались местоимениями он, его, ему применительно к Богу или человеку (в переводе местоимения Он, Его, Ему, написанные с заглавных букв, относятся к Богу. – Ред.). Такой способ выражения вводится только для удобства чтения и не содержит намерения исключить женщин или женский аспект Божества. Аналогично, используя слова Бог или Дух, мы не исключаем другие выражения, означающие Божественное начало.
Кармические головоломки
Удача – слово, лишенное смысла. Ничто не может существовать без причины.
– ВОЛЬТЕР
Слово «карма» давно уже стало расхожим термином. Взгляните хотя бы на наклейки на автомобильных бамперах типа «Моя карма наехала на твою догму» или «Это неблагодарная работа, но мне еще нужно сжечь много кармы». Однако не каждый понимает, что такое карма на самом деле, почему она важна и что с ней делать.
Подумайте о талантах, с которыми вы родились, и обо всем хорошем, что происходило с вами в жизни. Теперь подумайте о так называемых ограничениях и испытаниях, встававших на вашем пути. И то и другое связано с вашей кармой. Учение о карме просто объясняет нам, что все, что происходит с нами в настоящем, является следствием тех причин, которые мы сами привели в действие в прошлом, независимо от того, было это десять минут или десять жизней тому назад.
Все мы выросли на учении о карме. Мы просто не называли это кармой. Вместо этого мы слышали: «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь», «Каждое действие вызывает равное ему противодействие» и, наконец, «Ты получаешь столько же любви, сколько отдаешь». В сущности, карма говорит нам, что все, что мы делаем, вернется, описав полный круг, к порогу нашего дома – когда-нибудь и где-нибудь.
Карма и реинкарнация идут рука об руку. В то время как карма означает ответственность и расплату за поступки, реинкарнация – это всего лишь синоним слова «возможность». Реинкарнация дает нам еще один шанс расплатиться с кармическими долгами перед другими людьми и пожать плоды посланных нами благословений.
Учение о карме и реинкарнации помогает нам также осознать смысл вопросительных знаков в жизни. Почему я? Почему не я? Почему моя племянница родилась с синдромом Дауна, в то время как ее братья и сестры здоровые и крепкие? Почему я так быстро продвигаюсь по службе, тогда как мой брат не может удержаться ни на одной работе, хотя в детстве у нас были одинаковые возможности. Почему все мои взаимоотношения с людьми превращаются в «перетягивание каната», то есть как это получается, что я не могу жить с этим человеком и не могу жить без него? Почему стоило мне только устроиться на работу, которую я искал целый год, я должен уехать из города, чтобы ухаживать за своими больными родителями? Почему я один выжил в автокатастрофе, в то время как все мои друзья, находившиеся в машине, погибли?
Жизнь полна подобных парадоксов и вопросов. Так же, как в дзенском коане, каждый парадокс призван заставить нас копнуть глубже, установить связь с нашим внутренним знанием души и разрешить кармическую головоломку.
Берем подсказку у природы
– УИЛЬЯМ ВОРДСТВОРТ
- Проникни в суть вещей,
- Бери уроки у природы.
Порой кажется, будто единственное, на что мы можем наверняка полагаться, – это циклы времен года. Что бы ни происходило, мы знаем, что весенний всплеск новой жизни уступит место пышной красоте лета. Созревший осенний урожай приветствует зиму, в то время как природа снова готовится начать свой новый цикл.
Многие мудрецы созерцали цикличность времен года, чтобы понять циклы души. «Даже времена года, сменяясь, образуют огромный круг и каждый раз возвращаются вновь туда, откуда пришли. Жизнь человеческая есть круг от младенчества к младенчеству, и так происходит везде, где движется сила», – говорил святой из индейского племени Сиу по имени Черный Лось. Французский философ и писатель Вольтер сказал об этом так: «Родиться дважды не удивительнее, чем родиться один раз; в природе все воскресает».
Учение о карме и реинкарнации утверждает, что наша душа, следуя закономерностям природы, проходит путь рождения, созревания, смерти и затем вновь обретает возможность возрождения. Это учение говорит нам о том, что мы – часть движущегося потока сознания и что наша душа развивается в процессе накопления опыта многих жизней. Карма и реинкарнация объясняют, что наша душа, подобно мифическому фениксу, действительно восстает из пепла наших прежних я, чтобы родиться вновь, и что наши прежние жизни содержат в себе семена нашей новой жизни. Иными словами, все, чем мы являемся сегодня, мы создавали тысячи лет.
Естественные циклы кармы и реинкарнации могут помочь нам понять, как мы оказались там, где находимся сегодня, и что мы можем с этим сделать. Они могут помочь нам понять, почему мы родились с определенным набором способностей и талантов, кризисов и испытаний, призваний и устремлений. Они могут помочь нам справиться с вопросами, которые терзают нас в минуты гнева: «Почему я родился у этих родителей? Почему эти дети родились у меня? Почему я боюсь воды или высоты? Почему я здесь?»
Один из древнейших символов возрождения, обновления и бессмертия – это феникс. Миф о фениксе в разных формах встречается в Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Японии, Ирландии, Турции, Персии, а также в христианских рукописях.
Согласно легендам, феникс – единственный в своем роде. Когда время его жизни подходит к концу – каждые пятьсот лет – феникс строит себе гнездо из пряных трав. Это гнездо воспламеняется от лучей солнца или от взмахов крыльев самого феникса, и огонь сжигает птицу дотла. Из этого пепла восстает юный, полный жизни феникс. Одна из версий этого мифа поясняет, что остается единственная, мерцающая сквозь пепел искра, символизирующая бессмертный дух, из которой разгорается новая жизнь.
На духовном языке возрождение феникса из языков пламени символизирует одновременно и испытание души, и ее реинкарнацию. Проходя через периодические «испытания огнем» и травмы, встречающиеся на жизненном пути, душа очищается и совершенствуется, восходя на более и более высокие уровни сознания.
В этой книге мы поговорим как об основополагающих принципах, так и о практических аспектах кармы и реинкарнации. Как вера в реинкарнацию на протяжении многих столетий и культур служит мостиком между Востоком и Западом? Почему карма является решающим фактором в наших взаимоотношениях, нашем здоровье, нашей карьере – в каждом аспекте нашей жизни? Почему карма – это не приговор? Как работает карма? Как нам проследить кармические нити, которые мы плели из жизни в жизнь?
Мы также поговорим о ловушках, которые мешают нам отработать свою карму и воспользоваться всеми преимуществами «перехода к новому этапу жизни». И, наконец, мы поделимся некоторыми инструментами и техниками, с помощью которых вы сможете превратить свои встречи с кармой в грандиозные возможности для формирования желаемого будущего. Независимо от того, верите ли вы в реинкарнацию и карму или нет, эта книга предлагает вам по-новому взглянуть на самые глубокие парадоксы жизни и на ее перспективы.
Часть 1. Кармические истины
Я испытывал такое чувство, словно был неким историческим фрагментом, отрывком текста, у которого отсутствовали начало и конец… Я мог бы с таким же успехом представить себе, будто я жил в прежних веках и там столкнулся с вопросами, на которые еще не был способен ответить.
– КАРЛ ЮНГ
Универсальный закон любви
Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом? Без сомнения, таким словом является взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе.
– КОНФУЦИЙ
Карма начинается там, где кончается это золотое правило. Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, ибо однажды именно так поступят с вами. Карма на санскрите означает «действие», «поступок», «слово» или «дело». Закон кармы в традиционном понимании гласит, что наши мысли, слова и дела – хорошие и плохие – создают цепь причин и следствий, и что нам предстоит на собственном опыте пережить следствие каждой из приведенных нами в движение причин. Таким образом, карма – наш великий благодетель, возвращающий нам добро, которое мы послали другим. Она также наш величайший учитель, дающий нам возможность учиться на своих ошибках.
Поскольку закон кармы возвращает нам все, что от нас исходит в виде мысли, слова или поступка, некоторые считают его наказанием. Но это не так. Закон кармы – это закон любви. Нет большей любви, чем та, которая дает нам возможность осознать последствия наших действий – или нашего бездействия, – благодаря чему наша душа может развиваться. Карма, как ни один другой процесс, учит нас любить, любить и еще раз любить, Она дает нам надежду.
Возьмите, например, трагедию, произошедшую с самолетом компании Avianca, рейс 052. В 1990 году, после продолжительного перелета из Колумбии, он пытался приземлиться в международном аэропорту имени Джона Кеннеди. Диспетчеры и плохая погода задержали посадку на час и семнадцать минут. У самолета закончилось топливо и он врезался в склон холма возле Коув Нэк, штат Нью-Йорк, вследствие чего погибли семьдесят три пассажира и восемьдесят пять получили травмы.
Национальный комитет безопасности на транспорте заявил, что причиной несчастного случая послужило неадекватное управление движением самолета, равно как и неисправная связь. Экипаж не сообщил о критической ситуации с топливом, что дало бы им право совершить аварийную посадку. Из расшифровки речевого самописца кабины пилотов следует, что второй пилот, в обязанности которого входила связь с авиадиспетчерами, сообщил контрольно-диспетчерскому пункту, что в самолете заканчивается топливо, однако ни разу не употребил выражение «аварийная ситуация», хотя командир самолета давал ему такое указание.
С точки зрения кармы, второй пилот был, по крайней мере, частично ответственен за гибель и травмы людей, находившихся на борту. Если бы он сам погиб в аварии, как бы он смог отдать свой долг людям, пострадавшим из-за его халатности? Бог бы отправил его в ад?
Согласно закону причины и следствия, закону кармы, вот один из возможных сценариев: этому человеку будет милостиво позволено перевоплотиться и получить возможность работать на таком месте, где он мог бы служить тем, кто пострадал по его вине. Тем пассажирам, чье жизненное предназначение осталось невыполненным из-за этого несчастного случая, тоже будет дана возможность жить и завершить путь своей души.
Одной жизни, будь то девять или девяносто девять дет, – просто недостаточно для того, чтобы душа смогла расплатиться со своими кармическими долгами, развить свой громадный потенциал или исполнить свое предназначение. Как мы можем выучить все свои духовные уроки или поделиться всеми нашими уникальными талантами на на сцене жизни всего за одну жизнь?
Вера, не имеющая границ
Самое на первый взгляд поразительное в учении о повторных воплощениях души… – это то, что вера в него постоянно возникает вновь и вновь во всех частях мира… Никакое другое учение еще не оказывало такого обширного, решающего и неизменного влияния на человечество.
– ПРЕП. УИЛЬЯМ Р. АЛДЖЕР
Вера в карму и реинкарнацию пересекает вдоль и поперек время и пространство, находя себе приют во многих культурах – как древних, так и современных. Наиболее тщательно разработанные концепции кармы и реинкарнации можно найти в религиозных традициях Индии, особенно в индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме.
Эти традиции учат, что душа пожинает плоды как добра, так и зла, посеянные ею в предыдущих жизнях. «Подобно тому, как земледелец сажает определенные семена и получает определенный урожай, так и с добрыми и злыми делами», – объясняет Махабхарата, великий индийский эпос. Дхаммапада, сборник изречений Будды, говорит нам: «То, кем мы являемся сегодня, является следствием того, что мы думали вчера… Если человек говорит или действует с нечистым разумом, страдание следует за ним, как колесо за следом везущего… Если человек говорит или действует с чистым разумом, радость следует за ним как собственная тень».
Несмотря на то, что многим жителям Запада этот факт неизвестен, до прихода христианства реинкарнация была одним из аспектов религиозных верований многих европейских народов, включая древние тевтонские племена, финнов, исландцев, лапландцев, норвежцев, шведов, датчан, древних саксонцев и кельтов Ирландии, Шотландии, Англии, Британии, Галлии и Уэльса. Уэльсцы даже утверждают, что именно кельты изначально принесли с собой в Индию веру в реинкарнацию.
В Древней Греции в реинкарнацию верили и Пифагор, и Платон. Пифагор учил, что многократные перевоплощения души дают ей возможность очищения и самосовершенствования. Некоторые коренные жители Северной Америки, так же, как и многие племена Центральной и Южной Америки, верили в реинкарнацию. Сегодня эта вера существует также более чем у ста африканских племен, равно как и у эскимосов, племен Центральной Австралии и многих тихоокеанских народов, включая таитян, жителей Меланезии и Окинавы.
А как обстоит дело с иудейско-христианской традицией? Закон кармы глубоко укоренен в этой традиции как закон причины и следствия. Как утверждают некоторые ученые, свидетельства еврейского историка I века н. э. Иосифа могут служить доказательством того, что фарисеи и ессеи верили в перевоплощение. Мы знаем, что Филон, великий еврейский философ и современник Иисуса, учил о реинкарнации. Один из отцов Церкви III века Ориген Александрийский писал, что реинкарнация была частью еврейских мистических учений.
Остается добавить, что реинкарнации учили и поныне учат последователи Каббалы – системы еврейского мистицизма, расцвет которой приходится на XIII век и которая сегодня переживает свое второе рождение. Учение о реинкарнации является также частью религиозных верований, которых придерживается еврейское хасидское движение, основанное в XVIII веке.
И последнее, но не менее важное обстоятельство состоит в том, что сама история, равно как и древние манускрипты, обнаруженные в этом столетии, свидетельствуют о том, что учение о реинкарнации было живо и популярно в раннем христианстве. Как мы дальше покажем, даже в XIII столетии некоторые группы христиан открыто поддерживали идею реинкарнации наряду с традиционными христианскими верованиями.
О карме в Библии
Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою.
– КНИГА ПРОРОКА АВДИЯ (АВД., 1:15)
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
– ИИСУС (МФ., 5:7)
Хотя в Ветхом Завете и нет прямого упоминания о реинкарнации, он изобилует историями о кармическом законе, предусматривающим наказание за пагубные или ошибочные деяния, и вознаграждение за добрые. Один из наглядных примеров этого взят из жизни царя Давида. Давид влюбляется в Вирсавию, жену Урии Хеттеянина, и она зачинает от него ребенка. Давид тайно посылает Урию в битву, на передовые позиции, зная, что тот будет убит, и затем берет Вирсавию в жены.
Тогда Господь посылает пророка Нафана сказать Давиду, что за то, что он погубил Урию и женился на его супруге, его, в свою очередь, постигнет кара. Но так как Бог простил Давида, Нафан говорит, что Он не станет отнимать у него жизнь, а расплатой за грех будет жизнь ребенка, рожденного Вирсавией. Давид, который ничем не отличался от любого из нас, на собственном опыте должен был узнать, какие последствия влечет за собой лишение другого человека жизни.
Испытания и злоключения, которым подвергался народ Израиля в течение сорока лет скитаний по пустыне, в полной мере отображают бумеранг возвращающейся кармы. Когда Моисей спускается с горы Синай с двумя скрижалями, содержащими закон и десять заповедей, написанных Богом, он обнаруживает, что народ Израиля поклоняется золотому тельцу, которого они отлили по подобию египетских богов. За это три тысячи из них постигает смерть.
В другой раз сестра Моисея, Мариам, подвергает сомнению авторитет своего брата. В результате она заболевает проказой, и только молитва Моисея, ходатайствующего за нее перед Богом, избавляет ее от этого недуга. Когда группа израильтян поднимает восстание во главе с Кореем, земля под ними разверзается и поглощает их вместе с их семьями.
Один из самых горьких уроков кармы пережил на собственном опыте сам Моисей. Израильтяне вновь испытывают терпение своего вождя, разбив лагерь там, где нет воды. «Зачем было выводить нас из Египта, – жалуются они, – если мы умрем здесь от жажды?» Господь повелевает Моисею взять в руку жезл и приказать скале излить воду. Однако Моисей так рассержен, что вместо того, чтобы обратиться к скале, он дважды ударяет по ней своим жезлом. Вода истекает обильным потоком для утоления жаждущих, но Моисей ослушался Бога. Каковы кармические последствия? Трагедия в том, что он лишается позволения войти в землю обетованную.
Иисус подтверждает тот же самый закон причины и следствия, которому учил Ветхий Завет. Нагорная проповедь является одним из величайших уроков о карме, какой только можно найти. В ней Иисус излагает действующий с математической точностью закон личной ответственности за поступки: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут… Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить… Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».
В другой раз Иисус учит, что мы несем кармическую ответственность за то, что мы говорим: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». На месте своего ареста Иисус вновь упоминает о кармическом законе воздаяния. Один из Его учеников отсекает ухо слуге первосвященника. Иисус велит ученику убрать меч, «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Затем Иисус из сострадания исцеляет ухо слуги, благословляя его и спасая ученика от кармических последствий нанесения вреда другому человеку.
Апостол Павел тоже излагает учение о законе кармы, когда говорит: «Каждый понесет свое бремя… Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет… Каждый получит свою награду по своему труду».
Учил ли Иисус о реинкарнации?
«Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели…» Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
– ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ
Как мы видим, Иисус, несомненно, учил концепции кармы, но учил ли Он также о реинкарнации? Библия и другие раннехристианские тексты дают нам убедительные доказательства того, что и Он, и некоторые из Его последователей это делали.
Первое доказательство – это эпизод со слепорожденным. Когда Иисус с учениками проходил мимо слепого, ученики спросили: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Они предполагали, что есть две возможные причины его слепоты. Они спросили, была ли эта слепота результатом грехов его родителей, поскольку знали закон Ветхого Завета, гласящий, что Бог «за беззакония отцов наказывает детей до третьего и четвертого рода». Однако они также спросили, не была ли слепота следствием грехов самого человека. Раз человек уже родился слепым, то согрешить он мог только до своего рождения – в предыдущей жизни.
Иисус поразил их всех своим ответом: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии»[1]. Этот человек не согрешил и его родители не согрешили. По своей свободной воле он воплотился с таким состоянием, чтобы Иисус мог его исцелить – чтобы в нем проявились дела Божии.
Если бы Иисус не верил в карму или реинкарнацию, он мог бы, пользуясь случаем, опровергнуть эти доктрины, однако он этого не сделал. На самом деле, ни в Евангелиях, ни в писаниях апостолов, ни в книге Откровения или других христианских текстах нет ни одной записи о том, что Иисус когда-либо отрицал карму или реинкарнацию.
В действительности эта история указывает на то, что Иисус и его ученики постоянно беседовали о карме и реинкарнации. Иисус не посчитал нужным ни показать несостоятельность вопроса своих учеников, ни развивать предложенные ими версии. Не было никакой необходимости повторять азы того, что ученики и так уже знали. Вместо этого Иисус воспользовался данной ситуацией как возможностью показать, что в универсальном законе имеются исключения, и это как раз одно из них.
Вторым примером того, как Иисус учит о реинкарнации, происходит, когда ученики спускаются вместе с ним с горы после его преображения. На этой горе им довелось увидеть, как с Иисусом разговаривали Моисей и Илия. Ученики спросили Иисуса: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» Другими словами, если Илия должен прийти прежде, то что он делает на небесах и почему мы еще не видели его на земле?
Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели». Евангелие от Матфея сопровождает эти слова пояснением: «Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе»[2]. Иисус дал им понять, что Илия воплотился в Иоанне Крестителе, который, по трагической случайности, вначале был заключен в темницу, а затем обезглавлен царем Иродом.
Во дни Иисуса среди иудеев было широко распространено убеждение о том, что пророк Илия придет вновь как предтеча Мессии, по пророчеству Малахии: «Вот, я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного».
Идея о том, что в этом библейском отрывке утверждается вера в реинкарнацию, не является чем-то новым для нашего столетия. Тот факт, что отец Церкви IV века блаженный Иероним утверждает, в частности, что отрывок из Евангелия от Матфея не следует толковать, как поддерживающий реинкарнацию, свидетельствует о том, что некоторые христиане его времени верили, что Иисус и апостолы принимали или, по крайней мере, знали о концепции реинкарнации.
Некоторые христиане говорят, что поскольку Библия не содержит подробного учения о реинкарнации, христианам не следует ему верить. Если следовать этой логике, то христианам не следует также верить ни в учение о Троице, ни в учение о первородном грехе – ведь ни одно из них не встречается в Библии.
Мы также знаем, что не все подлинные учения Иисуса дошли до наших дней. В Книге Деяний говорится, что после воскресения Иисус учил своих учеников еще сорок дней, «говоря о Царствии Божьем». Что он говорил, нигде зафиксировано не было. Иоанн заканчивает свое Евангелие недвусмысленными словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».
К тому же Иисус мог с большой вероятностью находиться под влиянием учения о реинкарнации. В его время иудейские религиозные представления были насквозь пронизаны идеями греческой философии, и многие ученые считают, что Иисус, как и многие евреи I века, говорил по-гречески и легко мог соприкасаться с идеями греков. Одним из течений в широком потоке религиозных верований греков была вера в перевоплощение душ.