Ловушки жизни. Типичные автоматизмы психики бесплатное чтение
Методы психотерапии
Рецензенты:
Л.А. Пергаменщик, профессор, доктор психологических наук;
Н.И. Олифирович, доцент, кандидат психологических наук
© Малейчук Г., 2023
© Издательская группа «Альма Матер», оригинал-макет, оформление, 2023
© Издательство «Альма Матер», 2023
От автора
Возможно, читатель, вам приходилось встречаться в жизни с ситуациями, когда вы:
• находились в отношениях, которые вас разрушают;
• были не способны оставаться в длительных близких отношениях;
• испытывали скуку и апатию;
• были не способны радоваться;
• боялись делать выбор и принимать решения;
• часто болели;
• понимали, что ходите по кругу;
• испытывали чувство обиды, вины, раздражения и т. д.
В целом у вас могло создаваться ощущение, что с вами что-то происходит помимо вашей воли. Возможно, даже мелькала мысль, что вы сами что-то делаете для этого, загоняя себя в очередной жизненный тупик, очередную ловушку, и не видите никаких вариантов решения. В психологии жизненные ситуации такого рода называются психологическими проблемами. Я же в своей книге называю их ловушками жизни.
Каковы причины жизненных ловушек?
Причины могут быть самые разные. Чаще всего за жизненными ловушками стоят следующие феномены, как правило, неосознаваемые самим человеком:
• психологический сценарий – жизненный план человека, сформированный еще в детстве под влиянием родителей или близких людей, которым он неосознанно руководствуется в своей жизни;
• установка – неосознаваемое психологическое состояние, определяющее отношение человека к миру, другим людям, основывающееся на его предшествующем опыте;
• интроект – некритически усвоенное, принятое на веру знание других людей, которым человек руководствуется в своей жизни, как правилом;
• игра психологическая – стереотипная, автоматическая, неосознаваемая форма жизни человека с определенной структурой и четкой последовательностью этапов. Как правило, игра не осознается и не распознается человеком как игра, а воспринимается как обычная жизнь.
Как мы видим, все перечисленные феномены суть результаты прошлого опыта, который, став неосознаваемым, продолжает влиять на нашу жизнь «здесь и сейчас», вновь и вновь толкая нас на автоматические, зачастую проблемные формы отношений с миром и другими людьми и запуская нас на очередной жизненный круг!
Что делать, если вы обнаружили ловушку?
Можно поступить двояко…
Можно всю жизнь ожидать от кого-то, что он сделает что-то для вас и за вас. Можно ожидать в целом от мира, что он вам что-то должен, и ждать, ждать, ждать…
Однако это порождает зависимость от Другого и несвободу. При этом другие люди (в первую очередь близкие) вроде как не дадут вам пропасть (не оставят голодным, не выставят на улицу), но в то же время они будут что-то делать для вас, вместо вас и, как правило, не так, как этого хотели бы вы. И тогда остается только ждать… И брать то, что дают.
Но то ли дадут, что вам нужно, и так ли, столько ли, как вы этого хотите? Вряд ли. Такое положение вещей порождает чувство несправедливости и бесконечные обиды на мир и других. Здесь мне приходит на ум метафора про водителя и пассажира.
Кто вы, кем себя чувствуете в жизни – водителем или пассажиром? У кого в руках руль? Если руль в ваших руках, то вы можете сами выбирать маршрут, время и место остановок и т. д. Если руль в руках у другого, то вы вынуждены довольствоваться тем, как вас везут. Куда и зачем?
Это пассивная жизненная позиция, и такая дорога вряд ли будет вам в радость.
Но к счастью есть и другой путь – возвращать авторство своей жизни, брать управление своей судьбой в собственные руки. Эта установка по отношению к жизни переживается человеком следующим образом: «Это моя жизнь. Я ее автор, мне ее писать!» На мой взгляд, хорошей иллюстрацией такой установки является образ барона Мюнхгаузена, вытаскивающего себя за волосы из болота. Суть этого действия – совершать усилие над собой, превосходить себя. Назову это феноменом Мюнхгаузена. Именно об этом предлагаемая книга. Ее содержание и форма рассчитаны на появление у человека возможности к самопознанию и изменению.
Каждая глава включает в себя описание конкретного психологического феномена – жизненной ловушки. Читатель сможет понять:
• как этот феномен проявляется;
• каковы его причины;
• каковы его признаки;
• как он формируется.
Это теоретический блок. Он позволяет рассмотреть вплетенный в жизнь и, как правило, неосознаваемый феномен – жизненную ловушку, не способствующую полноценному и качественному проживанию ситуации. Для иллюстрации материала в книге используются примеры из моей психотерапевтической практики (с соблюдением принципа конфиденциальности) и сказок.
Практическая часть содержит терапевтические размышления и рекомендации, следование которым позволит человеку осознать и попытаться что-либо изменить в своем поведении, взаимодействии с миром, самоотношении и в целом в своей жизни.
Книга может выполнять психотерапевтическую функцию лишь при условии, что читатель будет находиться в активной позиции. В этом случае между читателем и автором возможен диалог сродни терапевтическому. Для того чтобы это получилось, нужно не закрывать глаза на трудности, а допускать возможность своего вклада в существующую проблему, принимать на себя ответственность за свою жизнь и периодически «вытаскивать себя за волосы» из болота собственной жизни. Как говорил барон Мюнхгаузен: «Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать».
Данная книга для тех, кто неравнодушен к своей жизни, кто хочет сделать ее более осознанной, наполненной и плодотворной.
В своей книге я описываю разнообразные ловушки, с которыми человек может встретиться на своем жизненном пути, и даю практические рекомендации по их преодолению. Ловушек жизни великое множество. Вот примеры наиболее типичных: ловушка любви, ловушка выбора, ловушка вины, ловушка признания, ловушка травмы, ловушка симптома, ловушка одиночества…
У каждого из нас есть свои «любимые» ловушки.
И как знать, читатель, возможно, заглянув в эту книгу, как в зеркало, вы узнаете себя, увидите свою жизненную ловушку и задумаетесь, следует ли вам «заходить на очередной круг» или же стоит остановить этот бег по кругу?
На Востоке есть выражение: «Когда ученик готов – учитель приходит». Возможно, эта книга станет для кого-то тем источником информации, который поможет встать на путь, ведущий к встрече со своим подлинным Я и поможет качественно улучшить свою жизнь.
Приятного прочтения и глубоких инсайтов!
Предисловие
День сурка
Жизнь человека,
попавшего в «Ловушку жизни»,
напоминает «День сурка»…
Я часто встречаюсь в психотерапии со случаями, когда люди раз за разом воспроизводят в своей жизни похожие, зачастую драматичные ситуации, «нарезая круг за кругом», «тыкаясь в одно и тоже место», «наступая на одни и те же грабли»… В подобных ситуациях мы встречаемся с феноменом психического автоматизма, одной из форм психологической смерти. Я метафорически называю этот феномен «ловушками жизни».
Специфической особенностью жизненной ловушки является то, что человек, попадая в нее, теряет возможность выбора и поступает «как всегда», привычно «заходя на очередной круг» в своей жизни, как биатлонист, который сделал промах по мишени. В итоге его жизнь становится автоматической и напоминает «День сурка».
Таким образом, ловушки жизни – это «мертвые зоны» сознания, в которых человек теряет способность к выбору и также оказывается неспособным творчески реагировать на ситуацию. Так как это происходит вне зоны сознания, то угодивший в жизненную ловушку сам не в состоянии ее заметить. Для него это обычная жизнь, которая следует каким-то своим непонятным законам, и повлиять на ее течение у него нет никакой возможности.
Следовательно, основными осознаваемыми субъективными критериями жизненной ловушки для человека будут повторяемость и бессилие.
Часто за жизненной ловушкой стоит личный опыт, травматичный по сути. Травма «замораживает» жизнь, лишает ее эмоциональной составляющей, делает ее навязчиво-повторяемой в надежде когда-нибудь завершить травматичную ситуацию. Вспомните хотя бы историю Кая из Снежной Королевы, эмоционально «замороженного» мальчика, пытающегося навязчиво сложить из отдельных букв слово Вечность.
Иногда это опыт других людей. Чаще всего это опыт близких родственников, переданный человеку в наследие. Опыт людей, с которыми человек, угодивший в ловушку, находится в слиянии. Иллюстрацией сказанного может выступать принцесса Фиона из анимационного фильма «Шрек» – добровольно заточенная в «башню из интроектов».
Иногда это наследие уходит глубоко в историю рода. Механизмом психологической ловушки здесь также выступает слияние (в терминах системных расстановок – переплетение) – бессознательная эмоциональная связь с кем-то из членов рода, толкающая человека, попавшегося в родовой сценарий, следовать за ним, повторяя его судьбу. Примером может быть история, показанная в анимационном фильме «Я краснею», в которой героиня вынуждена следовать за женщинами рода, «убивать» в себе здоровую агрессивность и отказываться от своей сути. И в реальной жизни достаточно много случаев воспроизведения сценариев, передающихся из поколения в поколение, например алкогольные сценарии, толкающих женщин одного рода выходить замуж за алкоголиков.
Как освободиться из жизненной ловушки и завершить «День сурка»?
Здесь можно выделить несколько этапов.
Первым этапом является обнаружение, распознавание и осознавание своей жизненной ловушки. Для того чтобы прервать автоматизм, необходимо вначале его заметить. Осознавание психологической ловушки позволяет увидеть то место, где человек «заходит на очередной круг» в своей жизни. Здесь он теряет возможность выбирать, привычно проскакивая свой «перекресток возможностей». Очень важно, заметив этот потенциальный перекресток из возможных выборов, остановиться, задержаться. Важно не спешить. Подумать, как поступаешь привычно, не замечая «перекрестка из возможных путей-решений», и попробовать сделать что-то по-другому.
Можно справиться и самостоятельно, но лучше обратиться к помощи профессионального терапевта, который сможет, исследовав личную историю клиента, не только распознать жизненную ловушку, но и найти ответы на ряд других вопросов:
• как эта ловушка проявляется в жизни человека;
• каковы ее признаки?
• как она формируется?
Это позволит разглядеть некоторый «вплетенный» в жизнь и, как правило, неосознаваемый феномен, не позволяющий человеку полноценно и качественно проживать свою жизнь.
Вторым шагом является эксперимент. Здесь я бы рекомендовал проходить его в два этапа. Первый – мысленный, виртуальный эксперимент. На этом этапе производиться поиск и мысленное проигрывание альтернативных сценариев поведения, важно обнаружить другие, непривычные, нестандартные варианты и попробовать их осуществить в своем воображении.
Второй этап – реальный эксперимент. Здесь можно и нужно попав в ситуацию «потенциального перекрестка» воспользоваться наработанной на предыдущем (виртуальном) этапе заготовкой и сделать что-то иначе, нестандартно, не так как обычно. Это позволит разорвать стереотип, устоявшийся шаблон, и получить новый опыт в жизни или в отношениях.
Третий этап. Ассимиляция. Получив новый опыт на предыдущем этапе, важно его присвоить, сделать его частью своего Я, вписать в свою идентичность. А для этого важно не спешить, побыть с новым опытом, хорошенько его «обсосать и пережевать».
Самое важное, что должно родиться в ходе такой работы, – это появление ощущения, что «выбор есть, и я могу выбирать!» И тогда появляется возможность разорвать свой привычный автоматизм и завершить «День сурка».
Жизнь как путь
Ловушки жизненного пути
Александр Башлачев
- Ведь совсем неважно,
- От чего помрешь,
- Ведь куда важнее,
- Для чего родился.
Бесполезно тратить всю свою жизнь на один-единственный путь, особенно, если этот путь не имеет сердца.
Карлос Кастанеда
Хочется думать, что у каждого человека есть свое предназначение, свой путь, что он был послан в этот мир для чего-то…
В то же время далеко не каждому удается отыскать и пройти собственный уникальный путь. Мой опыт работы с клиентами, пребывающими в ситуации жизненного кризиса, – подтверждение тому. Это, как правило, люди, пытающиеся подвести некоторые предварительные итоги своей жизни и не нашедшие удовлетворительных ответов на следующие вопросы: «Для чего я жил (живу)? Какой след оставляю после себя? Свою ли я жизнь проживаю?»
Сама постановка этих вопросов вполне уместна и даже необходима. Проблема заключается в том, что человек не находит удовлетворительных ответов на эти вопросы. Часто, оказавшись в подобной ситуации, он понимает, что всю свою жизнь шел не тем путем, когда-то угодив в жизненную ловушку.
Я называю ловушками жизни те приманки-соблазны на жизненном пути человека, которые уводят его от своего Я. О них и пойдет речь в данной главе и в целом в книге.
Предлагаю следующую классификацию ловушек:
• ловушки зависимости (алкоголь, наркотики, любовная зависимость);
• эгоцентрические ловушки (слава, деньги, имидж, карьера).
Ловушки зависимости проявляются в отказе человеком от своего Я. Они бывают двух видов:
• связанные с потребностью в получении «незаработанного» удовольствия (зависимость от наркотического вещества);
• связанные с потребностью в «незаработанной» (безусловной) любви (зависимость от отношений, от Другого).
В поиске простых удовольствий
Зависимость от вещества
За влечением к алкоголю и наркотикам стоит бессознательное желание в тотальном растворении, погружении в безмятежность, в небытие, в Ничто. Однако при жизни такое возможно только в утробе матери до рождения. Это состояние, где нет обязанностей, требований, правил, где «все включено» и ни за что не нужно платить, где все необходимое поступает через пуповину от матери. Но это состояние длится недолго.
Уже сразу после рождения ребенку необходимо совершать некоторые усилия, чтобы жить. Дальше – больше. Чем старше ребенок, тем больше у него обязанностей, ответственности и тем больше усилий необходимо совершать.
Обязанности напрягают, требуют отдачи, ответственность обременительна. Возникает соблазн уйти от обязанностей, не брать на себя ответственность. Особенно велик этот соблазн в том случае, когда родители оказываются слишком опекающими, чрезмерно заботливыми, оберегающими ребенка от необходимости совершать усилия.
Однако за подобный опыт приходится жестко расплачиваться. И цена этому – зависимость. Вспоминаются слова известного российского психолога профессора Бориса Братуся, который утверждает, что желание получать удовольствие без усилий – путь к алкогольной психике.
Ненасытившиеся любовью
Зависимость от отношений
Зависимость от отношений, от Другого связана с потребностью в безусловной любви от него. Как и удовольствие от наркотического вещества, такая любовь является «незаработанной».
В эти ловушки попадают люди, которые по разным причинам не получили или не в полной мере получили в раннем детском возрасте безусловную любовь, не насытились ею, психологически «не насосались». У таких людей уже в раннем возрасте складывается установка ожидания от мира, что мир что-то ему должен. Она сохраняется и во взрослом возрасте. Полученной ребенком энергии любви оказывается недостаточно для самостоятельного путешествия по жизни, поэтому ему постоянно приходится цепляться за Другого. Ребенок же, который достаточно «насосался» безусловной любви, готов исследовать окружающий мир, его жизненные батарейки заряжены полностью и такой нужды в Другом, как у зависимого, у него нет.
У тех, кто не получил необходимый заряд энергии безусловной любви, ситуация располагает к возникновению зависимостей. Их потребность в безусловной любви уже во взрослом возрасте направляется на значимых Других, на близких людей. Чаще всего это партнеры по браку, с которыми устанавливаются комплементарные отношения. Я рассматриваю такую ситуацию подробно в главе «Комплементарный брак. Ловушка Другого как своей половинки».
Преодолеть описанную установку к жизни и к Другому очень сложно, порой невозможно. Дело в том, что потребность в безусловной любви во взрослом состоянии удовлетворить оказывается весьма проблематично. Те объекты, которые выбираются для этих целей, не могут (да зачастую и не хотят) этого делать. Сложно представить, чтобы партнер по браку был готов только на безусловную любовь. Взрослые отношения все же предполагают некий баланс «брать – давать».
Попытки восполнить этот дефицит в работе с психологом также приводят к разочарованию: психолог предлагает отношения с условиями (оплата, выполнение правил контракта, ответственность). На безусловную любовь способна только мать и то в определенный, достаточно небольшой период материнства, да к тому же не всякая мать…
Неудивительно, что тоска по матери, способной безусловно любить, у таких людей остается на всю жизнь. Черная дыра дефицита безусловной любви оказывается у них часто незаполняемой. Для этого нужна длительная терапия, терапия взросления, на которую не каждый человек решится.
Влюбленность, страсть, созависимые отношения – это состояния, в которых удается переживать безусловную любовь, растворяться в Другом, погружаться в него, сливаться с ним (аналог связи младенца с матерью). Поэтому эти состояния такие ценные и желанные. Они свойственны всем, но психологически здоровые, зрелые люди понимают, что все это временно, и способны пережить разочарование («Это не навсегда») и перейти к другим формам любви.
Зависимые же хотят сделать это опьянение влюбленностью постоянным в своей жизни. Чтобы все всегда было «как в первый раз». Но плата за это оказывается высокой. Влюбленность, страсть быстро проходят, и за ними неизбежно возникает разочарование, а зависимые отношения хоть и отличаются стабильностью, но требуют от человека отказа от собственных желаний, потребностей и в целом отказа от своего Я. Плата за зависимость – это потеря свободы своего Я и невозможность идти по своему жизненному пути…
У людей этого уровня, как правило, существуют проблемы с базовой, витальной идентичностью. Подробнее об этом я пишу в главе «Замороженная жизнь. Ловушка покорности».
Запускает ловушки зависимости родительское послание: «Ты не достоин любви». Ведущими же чувствами, удерживающими человека в зависимых отношениях, являются вина и страх.
Внутренние переживания таких людей можно описать следующим образом.
Непреодолимое желание раствориться в Другом. Без Другого жить невозможно. Любовь – это смысл жизни. Я есть, существую лишь тогда, когда меня безусловно любят. Я как маленький ребенок, я расслабляюсь, когда меня любят. Можно позволить себе все что угодно, «деградировать до полного счастья». Непреодолимая тоска по безусловной любви. Любовь наполняет, без любви нет энергии для жизни, без любви возникают равнодушие к жизни, пустота. Вроде живу, что-то делаю, организм обслуживаю, его физиологические потребности, и сил хватает только на это. Нет энергии, которую я беру тогда, когда кого-то люблю.
Люди, угодившие в ловушку зависимости, оказываются плохо приспособлены к реальной взрослой жизни. Инфантилизм как ведущая характерная черта таких людей может достигать уровня психологической инвалидизации. В таком состоянии нет ресурсов, энергии для жизни, человек не способен к Я-усилиям, в нем преобладает установка ожидания-претензии к Другому и к миру в целом: «Мир мне должен».
Ты мне нужен!
Другой (человек, объект, вещество) для людей этой категории является сверхценным. Однако с ним не получается установить свободные отношения – отдаляться, приближаться, отказаться от него. Это может быть определенное вещество, без которого невозможно жить. Для зависимых от отношений Другой становится единственным объектом, куда инвестируется вся страсть. Это может быть супруг, ребенок… Такие отношения становятся смыслом жизни, а объект зависимости – смыслообразующим объектом. Вокруг него вращается все существование зависимого, все потребности сводятся к нему.
Другой человек в таких отношениях попадает в сложную ситуацию. С одной стороны, он чувствует на себе всю мощь любви зависимого, его нужду в себе, с другой – огромное давление ответственности перед зависимым. Он буквально считывает следующее послание партнера: «Ты мне нужен, я без тебя не смогу». Это отношения, в которых «любви слишком много», но за этой любовью стоит неосознаваемый страх брошенности.
Это отношения без выбора, и они предполагают жесткую зависимость: есть доступ к объекту влечения – есть счастье, жизнь; нет доступа – нет счастья.
Попав в ловушку зависимости, человек всю свою жизненную энергию расходует на попытки получения безусловной любви от Другого, и у него не остается энергии на выстраивание контакта с миром. Отношения являются для него фигурой всей жизни, профессиональное же и личностное развитие остаются «в фоновом режиме».
Эгоцентрические ловушки
Эгоцентрические ловушки связаны с потребностью человека в позитивной оценке. Проявляются они в создании и поддержании идеального представления о себе.
Людям, склонным попадать в эгоцентрические ловушки, свойственно стремление поддерживать социально приемлемое представление о себе. Его суть проявляется в следующих переживаниях: «Меня будут любить, если я…». Подробнее об этом я пишу в главе «Человек-фантом. Ловушка признания».
Ведущие чувства, присущие таким людям, – стыд, вина, долг. Они испытывают стойкое ощущение, что не соответствуют их представлению о себе, не подходят себе.
Вся жизнь такого человека связана с тестированием этого соответствия: «подхожу – не подхожу», «соответствую – не соответствую». У него постоянно присутствует потребность хорошо выглядеть в глазах Другого, получать от него позитивную оценку. Для этого нужно все время быть начеку, следить за тем, как реагируют окружающие: что скажут, что подумают, как оценят.
В отличие от людей, попавших в ловушки зависимости, люди, угодившие в ловушки эгоцентрические, производят впечатление автономных и свободных. Однако при более пристольном взгляде можно заметить, что их выбором на пути жизни управляют другие. Сложность в данном случае связана с тем, что эти другие отнюдь не реальные люди, а тщательно замаскированные воображаемые идеальные объекты, ставшие неосознаваемой частью Я зависимого. При этом возможность реального самоуправления оказывается утерянной. Как красиво и метафорично сказал один из моих клиентов: «Ты как самолет, которым управляют с земли».
Суррогаты любви
Людям, угодившим в эгоцентрические ловушки, в отличие от людей зависимых, свойственна активная жизненная позиция: «Я могу сам». Они способны к усилиям и нацелены на достижения. Но у них недостаточно чувствительности к себе, из-за чего для их активности характерна установка на продуктивность (ориентация на результат, достижения).
Активность эгоцентрика питается тревогой, за которой стоят стыд несоответствия и страх отвержения. А по форме эта активность представляет собой всю ту же зависимость. И здесь мы также встречаемся с принципиальной ненасыщаемостью объектом страсти. Что бы ни стало объектом активной страсти эгоцентричного человека – деньги, слава, достижения, имидж, – он не может остановиться. Выстроить свободные отношения с объектом страсти для такого человека становится невозможным. Столкнувшись с невозможностью получить от близких людей любовь в чистом виде, такой человек пытается компенсировать любовь ее суррогатами. Однако эрзацы любви дают лишь временное ощущение насыщения, и он вынужден вновь и вновь заполнять нарциссическую бездну своего желудка заменителями любви.
Периодически эгоцентрики впадают в другую полярность – депрессивную – со следующими рефлексивными переживаниями: «Вроде бы по социальным меркам жизнь удалась, все как у людей. Только вот чего-то не хватает в жизни. Вкуса, что ли? Пресноватая она какая-то». Но эти переживания лишь предвестники грозы, с которыми нарциссы, как правило, успешно справляются, включаясь в привычную для себя гонку за достижениями, заходя на новый круг и отодвигая встречу со своими подлинными желаниями. Благо для эгоцентрика существует большое количество заменителей любви, которые и становятся его ловушками.
Виды эгоцентрических ловушек (наиболее типичные):
• слава;
• деньги;
• секс;
• имидж;
• достижения;
• карьера.
Отдельно хотелось бы сказать о еще одной достаточно изощренной эгоцентрической ловушке – ловушке личностного роста. На первый взгляд мотивы человека, стремящегося к личностному росту, вызывают уважение. Но часто, внимательнее присмотревшись, можно увидеть тот же привычный девиз эгоцентрика: «Быстрее, выше, сильнее!» С той лишь разницей, что объектом усовершенствования, апгрейда здесь становится собственная личность человека либо его тело. А в качестве мотиватора деятельности нарцисса оказывается тревога, за которой скрывается страх («Меня не любят такого»).
Отношения с другими
Другой здесь так же крайне необходим, как и для человека, зависимого от отношений. Но если там от Другого требуется безусловная любовь, то здесь от него нужны одобрение, подтверждение, признание. Другой здесь нужен скорее для подтверждения собственной значимости, важности, ценности («Ты молодец!»). Вся жизнь человека, попавшего в эгоцентрическую ловушку, посвящена поиску этого одобрения. Не столько сама деятельность, сколько возможность получить за нее похвалу становится смыслом его жизни.
Одним из современных примеров навязчивого подтверждения своего идеального представления о себе другими является феномен селфи – еще одно изобретение эгоцентрика, нечувствительного к своим реальным переживаниям, неспособного опереться на себя и пытающегося укрепить свое хрупкое, неустойчивое представление о себе таким способом. Следствие этого – навязчивое желание получить отражения-подтверждения от других вне зависимости от степени их значимости и на время утолить «голод признания».
Попав в эгоцентрическую ловушку, человек всю свою жизненную энергию расходует на попытки получения условной любви от Другого, и у него не остается энергии на выстраивание собственного контакта с миром и с миром Другого.
Зрелая личность
Логично было бы, описывая людей, попадающих в различные ловушки жизни, сказать пару слов о человеке, чувствительном к себе и идущем по своему жизненному пути. Описывать такую личность, пожалуй, сложнее всего. Одним из немногих психологов, кто это сделал, был Абрахам Маслоу, назвавший таких людей самоактуализирующимися. Не буду повторять результаты его исследований и размышлений, скажу лишь о своих.
На мой взгляд, центральными критериями зрелой личности будут автономность и продуктивность.
Автономность предполагает четкое выделение и осознавание своих границ, своей отдельности и уникальности, умение отстаивать свои границы и умение сотрудничать с другими. Не зависимость и не противопоставление (противозависимость) себя Другому, а сотрудничество и взаимозависимость, умение быть в диалоге, налаживать партнерские отношения будут характеризовать здоровые отношения с окружающими. Мнение других при этом важно скорее как информация для размышления и принятия своего собственного решения или выбора.
Продуктивность понимается как способность человека творить, создавать новый продукт. В связи с этим далеко не всякая активность является продуктивной.
Как определить продуктивную активность?
О том, что продуктивная активность будет личностной, на мой взгляд, можно судить по ориентации ее в большей степени на процесс, чем на результат, и по такому ее эмоциональному сопровождению, как интерес, радость, драйв, кураж. Но здесь в отличие от эгоцентрической позиции всегда будет присутствовать творческая продуктивность.
Вспоминаются слова из книги Карлоса Кастанеды «Учение дона Хуана».
«Все пути одинаковы – все они ведут в никуда. <…> Есть ли у этого пути сердце? Если есть – то этот путь хорош. Если нет – толку от этого пути не будет. <…> Один путь делает путешествие радостным – все время, что идешь по нему, – ты с ним одно целое.
Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один делает тебя сильным, другой – лишает сил.
Весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога».
Есть ли у этого пути сердце? Красивый рефлексивный вопрос, который периодически должен задавать себе каждый человек, идущий по дороге жизни. И если вы можете ответить «да», то это ваш путь и это ваша жизнь.
Что делать? Терапевтические размышления
Описанные в этой главе ловушки соответствуют внутренним дефицитам личности, резонируют с ними, подходят к ним, как ключ к замку. Человек с определенным внутренним личностным дефицитом находится в состоянии готовности, настроенности на определенную ловушку.
Чувства, которые поддерживают ситуацию жизни в ловушках – страх, стыд, вина, долг. Итогом ловушки жизни является психологическая смерть – форма физической жизни, при которой человек теряет чувствительность к себе, к своей душе.
Для людей, угодивших в эгоцентрические ловушки, характерны глубокие кризисы, особенно ближе к концу жизни, когда обманывать самого себя становится все сложнее. Здесь человек сталкивается со своим самым безжалостным и неумолимым врагом – временем. И это тот случай, когда жизненный кризис может помочь человеку прекратить бег по кругу и вырваться из жизненной ловушки.
Переживания скоротечности жизни, ее конечности, невозможности получить еще одну попытку прожить ее заново неизбежно запускают у человека вопросы смысла жизни (зачем? для чего?) и предоставляют ему шанс встретиться с собой подлинным, возможность вырваться из ловушки жизни. Лично для меня в определенный период очень остро встал следующий вопрос: «На что я трачу сейчас свое время? Ведь это время моей жизни».
Еще одной возможностью прервать автоматизм своей жизни и вырваться из ее ловушки, как ни странно это звучит, является болезнь. Болезнь может стать событием, способным изменить течение жизни, заставить человека по-новому взглянуть на ее смысл, себя самого. Когда человек сталкивается с серьезной болезнью, у него появляется шанс осознать свой ложный жизненный сценарий, приведший к психологической смерти. Страх умереть может стать сильнее страха жить так, как раньше, и подтолкнет человека выбрать другой путь.
В преодолении ловушек жизни человек должен пройти три шага. Первый шаг – их осознавание: «В моей жизни что-то не так» (стадия осознавания). Следующими шагами являются принятие ответственности и осмысление своего вклада в сложившуюся ситуацию: «Я что-то не так делаю в своей жизни» (стадия принятия). И, наконец, последний шаг – это попытки изменить свою жизнь: «Нужно что-то менять в моей жизни» (стадия эксперимента, действия). Для этого не всегда нужно совершать кардинальные изменения. И, конечно же, гораздо эффективнее это получается с помощью психотерапевта.
Зоны жизни, или Узники сознания
Ловушки сознания
Владимир Высоцкий
- Я из повиновения вышел.
- За флажки – жажда жизни сильней!
- Только сзади я радостно слышал
- Восхищенные крики людей.
Границы находятся не вовне, а внутри нас.
Из кинофильма «Трасса 60»
Как-то прочитал в «Фейсбуке» историю, которая произвела на меня большое впечатление.
Речь шла об одном ученом-океанографе, совершившем необычный побег из СССР. Этот ученый страстно желал вырваться из Советского Союза за границу. Но он оказался невыездным, и осуществить мечту ему было сложно, практически невозможно. Но человек не терял надежды на свободу.
И вот однажды в составе группы исследователей он оказался в экспедиции в Тихом океане. Ученый задумал побег и ночью пустился вплавь в надежде сбежать. В общей сложности ему пришлось плыть три ночи и два дня. Он проплыл более 100 километров, прежде чем выплыл к какому-то острову в океане.
Меня поразили воля к свободе и мужество этого человека. Он ради свободы совершил поступок, полный смертельного риска, показав этим, что у человека всегда есть выбор!
Выученная беспомощность
При размышлениях о возможностях человека и о тех механизмах, которые ограничивают его свободу, сразу вспоминаются уже ставшие хрестоматийными в психологии удивительные факты из опытов американского психолога Мартина Селигмана, в ходе которых он открыл такой феномен, как выученная беспомощность.
Выученная беспомощность (приобретенная или заученная беспомощность) – состояние человека (животного), при котором он (оно) не предпринимает попыток к улучшению своего положения (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя и имеет такую возможность. Появляется выученная беспомощность, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и проявляется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять неблагоприятную среду или избегать ее даже в том случае, когда представляется такая возможность.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ СЕЛИГМАНА
Мартин Селигман вместе с коллегой Стивеном Майером в 1967 году разработал схему эксперимента с ударом током при участии трех групп собак. Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значимый для нее результат. У собак второй группы отключение шокового устройства зависело от действий собак первой группы. Животные получали тот же удар, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы. Третья группа животных (контрольная) удара вообще не получала.
Две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на это.
После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть и таким образом избавиться от электрошока.
Именно так и поступали животные, имевшие возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер также собаки, не подвергавшиеся болевому воздействию. Однако собаки, которые не могли повлиять на ход событий, метались по ящику, а затем ложились и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.
Селигман и Майер сделали вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.
Поисковая активность
Есть еще один интересный факт, полученный в ходе исследований Селигмана. Оказывается, что не у всех животных, задействованных в эксперименте, формируется выученная беспомощность. Отдельные особи вопреки обстоятельствам оказывались несломленными, и у них выученная беспомощность не формировалась. Селигман назвал этот феномен поисковой активностью.
В дальнейшем ученый многократно подтверждал полученные экспериментально результаты, показав, что они распространяются не только на животных, но и на людей. Им была создана методика, позволяющая определить место каждого человека на полярной шкале «выученная беспомощность – поисковая активность». Селигман доказал, что от этого показателя зависят различные сферы жизни индивида – отношения с окружающим миром и даже здоровье.
В целом шкала «выученная беспомощность – поисковая активность» становится компонентом сознания человека, определяя степень его активности, задавая для него личные границы мира, в котором он живет, и его возможности действовать в нем. И эти границы являются границами его сознания.
Зоны жизни
У каждого человека свои границы сознания – ограничения, регулирующие степень его активности взаимодействия с миром. У кого-то эти границы очень жесткие, и площадь территории его жизни невелика, а у кого-то она шире. Кто-то живет в своем тесном мирке и постоянно боится, что этот мирок разрушится, а кто-то смело осваивает новые территории. Зоны жизни, или территории жизни, у каждого человека разные и определяются установками его сознания. Вспомнился еще один пример из этой же серии экспериментов, на этот раз с блохами.
Блох сажали в банку и закрывали крышкой. Блохи, будучи прыгучими существами, не отказывались от идеи прыгать, но крышка ограничивала высоту их прыжков. Прошло некоторое время. Крышку открыли, но ни одна блоха не смогла выпрыгнуть из банки!
Кто создает эти границы? Каким образом? Как и посредством чего они поддерживаются в дальнейшем?
Механизмы ограничений
Я буду разделять механизмы ограничения сознания на когнитивные (познавательные) и эмоциональные. Первые связаны со знаниями, вторые – с эмоциями.
Когнитивные механизмы ограничения сознания
Интроекты – некритически усвоенные, принятые на веру знания и опыт других людей, которыми человек руководствуется в своей жизни как правилами. Интроект – информация, которая была проглочена человеком бессознательно, не пройдя ассимиляцию (пережевывания и переваривания с усвоением) и не став его убеждением.
Примеры интроектов:
• нельзя проявлять чувства;
• приказы не обсуждаются;
• муж должен зарабатывать, а жена – воспитывать детей; женщина не должна заниматься бизнесом;
• мужчины не плачут и т. д.
Интроекты для человека представлены в его сознании в виде долженствований:
• Хороший муж (хорошая жена) должен (должна)…
• Женщина (мужчина) моего положения должна (должен)…
• Хороший отец (хорошая мать) должен (должна)…
• Когда я злюсь, я должна (должен)…
• Все люди должны…
Интроекты являются элементами картины мира человека, не связанными с его личным опытом познания этого мира.