Испытательный срок бесплатное чтение

I

«Поздравляем, вы приняты на работу в компанию МЕТА-Хондрия

Сегодня ваш первый день! Что может быть лучше, чем начать работу прямо сейчас? Это так волнительно!

– Нажмите, когда будете готовы».

Никита сидел перед экраном монитора и читал полученное письмо. Он с трудом мог вспомнить, что вообще отправлял своё резюме в эту компанию, но других предложений не имел, поэтому был рад узнать о такой удаче.

Солнечные лучи игриво поблескивали на старом лакированном паркете. Даже сквозь закрытые окна было слышно щебетание птиц. Никите не терпелось приступить к работе, но все же он решил сперва позавтракать. Встав из-за стола, он направился на кухню, поставил чайник, вытащил из холодильника недоеденные со вчера эко-сосиски с жаренной картошкой, вывалил их на сковороду и сверху разбил одно синтетическое яйцо. Пять минут и готово. Заварил чайный пакетик с ароматом бергамота, переместил содержимое сковородки в тарелку и понес свой завтрак к рабочему столу.

Теперь он был готов и поэтому кликнул по зелёной кнопке на экране. Сразу после этого, появился экран загрузки, а снизу замигал новостной дайджест. Никита невольно прочел несколько заметок:

«Зоопарки по всему миру отмечают бэби-бум среди редких видов животных. Зоологи уверяют, что это результат инновационных программ по созданию идеальных условий для размножения.

Сегодня был побит рекорд по количеству улыбок на душу населения. Социологи связывают это с повсеместным внедрением программ по повышению уровня эмпатии и доброжелательности.

Всемирная Организация Здравоохранения объявила о полной победе над гриппом и простудой благодаря инновационным методам профилактики.»

Загрузка продолжалась. Он догадывался, что это займет еще какое-то время, поэтому отвернулся от экрана, со звуком втягивая порцию горячего чая. Сквозь прозрачный тюль он смотрел на ветку черемухи, которая цвела ароматными белыми лапками. На улице стояла нетипичная для этого времени года жара. Звуковой сигнал оповестил о готовности и вернул внимание к экрану. Загрузка на секунду подвисла, и Никита успел краем глаза зацепить надпись «БЕГИ», состоящую из помех, которая сразу же исчезла. Он не был уверен, что ему не показалось. В последние дни спалось плохо и это влияло на восприятие. Тем временем, загрузка всех необходимых компонентов окончательно завершилась. Необычным было то, что операционную систему на компьютере будто полностью подменили. Здесь больше не было возможности свободно открывать программы, игры или браузер. Возможно, это временная мера.

На экране вылезло окошко мессенджера вместе с сообщением от приятной девушки с собранными в пучок темно-русыми волосами:

– Доброго времени суток, Никита! Я ваша старшая коллега Татьяна. Вы уже знакомы с нашими исследованиями по НЦПРП-37?

– Здравствуйте! Я сегодня первый день работаю, еще не освоился. Подскажите, с чего начать?

– Поняла, спасибо! Перевожу вас на отдел по анбордингу. Ожидайте.

– Спасибо, Татьяна.

Переписка с Татьяной тут же исчезла и на экране появилась надпись «Пожалуйста, ожидайте». Дайджест выдал свежую порцию новостей:

«Последний опрос общественного мнения показал, что 99% населения абсолютно довольны своей жизнью. Остальные пообещали срочно записаться на курсы позитивного мышления.

В рамках программы "Зеленая Страна" в городах были установлены гигантские очистители воздуха в виде деревьев. Теперь воздух везде чист и свеж, как в лучших уголках дикой природы!

Всемирный День Смеха установил новый рекорд по количеству шуток и розыгрышей на квадратный метр. Эксперты уверяют, что юмор – лучшее лекарство от всех невзгод!»

Никита почувствовал легкую тревогу. А что если он не справится? Что если его первый день окажется провалом? Так, работа, о которой он с утра еще ничего не знал, стала его главной головной болью. Ещё и доступа в интернет теперь нет. Как быть, если не знаешь чего-то? Неужели это они специально так? Все эти мысли роились у Никиты в голове. Он неторопливо пил свой чай, ел картошку, сосиски с яйцом и смотрел в экран. Он уже не помнил какие на вкус были настоящие сосиски и, тем более, яйца. Но что-то всё равно выдавало в них искусственную природу. Может это лёгкое бензольное послевкусие?

– Никита, привет! Хау ду ю ду? Ха-ха! Должно быть волнуешься в свой первый день?

На экране появился текст от молодого справного паренька в расстегнутой рубашке. Над его аватаркой размещалось имя: Витя.

– Привет! Да, сегодня первый день, не хочу никого подвести.

– Подвести? Да ты брось, дружище, все будет чики-пуки. Хочешь поговорить об этом?

– Да не то чтобы… Просто хочу разобраться, что к чему.

– Не спеши! Я даже через экран чувствую твое напряжение. Надо что-то с этим делать! Давно ли ты слушал расслабляющую музыку?

– Честно, не помню, делал ли я это когда-нибудь вообще.

– Вот мы и нашли, где собака зарыта! Сейчас устроим…

– Подожди, я только… – Никита не успел отправить сообщение, как вся переписка удалилась, и на экране появился смайлик с расслабленным лицом, и вокруг него плавно закачались изображения нот. Из динамиков над монитором заиграла приятная инструментальная музыка. Чем-то похоже на Эрика Сати, но всё же не он.

Никита подумал, что, может, это не такая уж и плохая идея. Похоже, компания заботится об эмоциональном здоровье своих сотрудников, а это дорогого стоит. Он откинулся на кресле, закрыл глаза и мелодия помогла нарисовать ему давно забытые образы. Вот он бежит по полю с подсолнухами, где-то в отдалении блеют овечки. Нежная, теплая ладонь держит его за руку. Мама. А вот уже вечер, он на улице и маленькое окошко в деревянном домике горит приятным оранжевым светом. Темнота. Он под одеялом, представляет, что забрался в доисторическую пещеру, а на фоне тихонечко жужжит телевизор, и диктор рассказывает новости прошедшей недели. Женский шёпот: «Ты здесь пропадёшь».

Что это было? Почудилось? Никита вздрогнул, очнувшись от дрёмы. Сердце словно кулак ударяет по рёбрам, а со лба испаряется влага, оставляя после себя неприятный холодок. Музыки больше не было. За окном всё также пели птицы.

Никита заметил, что на экране повисло несколько сообщений от девушки со строгим лицом по имени Наталья:

– Никита, здравствуйте!

– Никита?

– Вы знаете, у нас не принято отлучаться в течение рабочего дня. Мне придется составить жалобу.

– Я жду.

От испуга он быстро застучал по клавиатуре:

– Блин прстите ради бога я слшким сильно расслбился! Виктор сказалд что мне это ноебходимо…

Написанное им второпях сообщение при отправке превратилось в блестяще сформулированное оправдание:

– Простите, я отлучался в связи с физиологическими потребностями. Впредь я постараюсь быть внимательным к подобным ситуациям.

Никита был не против такой безобидной лжи, в конечном итоге он не хотел потерять место, и раз уж сама программа помогает ему, значит в этом точно нет ничего плохого.

Наталья ответила:

– Вы превысили допустимый предел ожидания ответа, перевожу на другого специалиста.

Через несколько невыносимых минут ожидания, на экране появился новый человек. Это был мужчина в костюме, на вид ему было лет сорок пять. Его седые волосы были аккуратно пострижены, а ровные зубы сверкали белизной. Звали мужчину Михаил, если верить написанному рядом с его фотографией.

– Никита, доброго дня! Чем могу быть полезен?

– Здравствуйте! Я что-то совсем запутался. Может вы мне расскажете, в чем заключается моя работа? Я здесь первый день.

– Конечно! Разумеется!

– Наконец-то! Я уже думал, что это никогда не закончится…

– Но вам придется подождать некоторое время, я собираю информацию. Всё в порядке?

– Да, не проблема, а сколько примерно минут?

– Хороший вопрос! Позвольте я уточню…

– Жду.

Спустя пять минут, Михаил появился снова:

– Да, всё верно, вопрос объяснения смысла требует специалиста другого уровня. Сейчас я вас переключу.

На связь вышел Константин.

– Никита, у вас были вопросы?

Никита, неожиданно для себя, почувствовал как его лицо нагрелось, а в груди зашипела несправедливость. Ему казалось, что его уже долгое время водят кругами и явно издеваются. Он больше не мог оставаться вежливым:

– Да сколько можно? Вы там все с ума посходили что ли? Это же издевательство… Полный идиотизм. Идите вы нахер со своей работой! Сколько можно!

Нажав на клавишу отправки, он заметил, как программа снова исправила его сообщение.

– Константин, я понимаю, что вы сильно заняты, но я действительно хотел бы знать, в чем заключается моя работа. Я пытаюсь это выяснить уже, по меньшей мере, два часа.

– Понимаю вас, Никита! Но вы же понимаете, что работа у нас непростая. Специалистов на всех не хватает. Мне нужно отлучиться буквально на десять минут и я буду к вашим услугам. Вас это устраивает?

– НЕТ!!!! – написал Никита, а вместо этого увидел:

– Конечно, Константин.

Статус Константина в мессенджере сменился на «в ожидании».

Никита решил, что ему срочно нужно подышать. Он просто выйдет за кофе, выкурит одну, максимум две сигареты, и тогда ему точно полегчает. Плевать на правила, он не так уж и держится за эту работу. К тому же, неужели они совсем его ни во что не ставят? Ему придется терпеть эти выходки каждый день? А что это за коррекция сообщений? Кто решает, что и как он должен говорить? На том конце их тоже исправляют? Наверное они кроют его последними словами, а на выходе получаются все эти притворно-вежливые сообщения. От этих мыслей Никите стало как-то особенно противно. Он захватил Уни-Фон, ключ-карту и направился к выходу из квартиры. Попытался открыть дверь, но она не открывалась. Заклинило что ли? Он повернул замок в одну сторону, затем в другую, но дверь не поддавалась. Он даже попробовал толкнуть её плечом, как это делают в фильмах про полицейских, но только сделал себе больно.

Оказался заперт в собственной квартире. В этом было что-то комичное. Стараясь мыслить здраво, он решил позвонить в специальную службу. Один раз у него уже заедало замок, но тогда он как раз-таки не мог попасть внутрь, а теперь же всё наоборот. Он нашел в записной книжке Уни-Фона контакт, который назывался «ребята двери» и набрал номер. На том конце ему ответили:

– Добрый день! Чем могу помочь?

– Вы знаете, у меня дверь заклинило, не могу выйти из дома…

– Ого, вы должно быть очень расстроены из-за этого.

– Да… Да нет, я просто хочу, чтобы вы мне помогли.

– Вы знаете, сперва нам нужно оформить заявку. Назовите свое полное имя.

– Касин Никита Егорович… Стойте, а позовите Виталика, он должен меня знать, мы в прошлый раз…

– К сожалению, Виталий сейчас не может подойти к телефону. Хорошо, записала.

– Как жаль…

– Назовите вашу дату рождения.

– Двадцать третье сентября, тысяча девятьсот девяносто третий год.

– Ваш любимый цвет?

– Вы смеётесь? Я из дома выбраться не могу! Пришлите ко мне мастера! Пожалуйста!

– Не нужно так переживать, Никита Егорович. Зачем вам так срочно понадобилось на улицу? Вы же прекрасно знаете, что ваш лимит на перерывы сегодня исчерпан.

Горло словно стянуло удавкой, уши заложило. Он бросил трубку и принялся думать. Откуда они знают, как они могут быть связаны? Это уже за гранью. Он попытался набрать своему другу Коляну, тот всегда знает, что делать. Гудки. Никто не берет трубку. Позвонить бывшей жене? Нет, Оля не захочет его слышать, особенно сейчас. Никита сел на пол возле входной двери. Оля. Мысли о ней уносят его в прошлое. Зима. Они едут на надувной ватрушке с горы. Оля вопит во всё горло и закрывает лицо руками. Ещё мгновение и они врезаются в сугроб. Она поворачивается и смеется, на её розовых щеках тают снежинки, он целует её в нос.

Звук сообщения. Он встал и подошёл к компьютеру. Не читая он вырубил компьютер из розетки. Ему нужно было подышать. Балкон. Дернул за ручку двери, ведущей на балкон и ручка оказалась у него в руке. Да что ты будешь делать! Он не=е ожидал такого поворота событий. Воздуха в помещении будто становилось меньше. Никита побежал на кухню в надежде открыть форточку, но ручка на форточке также предательски отвалилась. Что все это значит? Неужели в этом тоже как-то замешана компания? Не могли же они?.. Нет, если ещё переадресацию с телефона можно было объяснить, но влияние на физическое пространство невозможно. Нужно сохранять рассудительность. Он в квартире, ему ничто не угрожает, нужно просто успокоиться. Вдох выдох, дыхание квадратом, как его учили статьи в интернете. И всё же что-то здесь не так. Никите на мгновение показалось, что квартира в которой он находится немного, но отличается от того, как он её запомнил. У него не было ни единого доказательства, только смутное чувство, словно кто-то переставлял предметы на полках, пока он перемещался из одного конца комнаты в другой. Он предположил, что может быть он не здоров и это симптомы какой-то болезни? Самым правильным в этой ситуации ему показалось позвонить по единому номеру экстренных служб. Они-то должны помочь! С этими мыслями он набрал сто двенадцать.

Ответил знакомый робо-голос. Голос был вполне себе человеческий, женский, но Никита как-то интуитивно научился отличать человеческие голоса от синтетических.

– В настоящий момент все операторы заняты, попробуйте перезвонить позднее.

– Как так заняты? Такого не может быть. А если я умираю?

– А вы умираете? – Сказала робо-девушка, чего Никита никак не ожидал.

– Н-нет, но у меня тут проблема…

– Вот когда начнете умирать, тогда и звоните, – добавила робо-девушка таким же спокойным голосом и бросила трубку.

Никита закрыл лицо руками. Стены начали сжиматься и он почувствовал себя рыбкой в крошечной луже. От безысходности он даже закричал во весь голос, но это не помогло. Улица за окном словно жила своей отдельной жизнью. Он вспомнил про эту странную надпись на экране и шепот. Криком тут не поможешь. Полный решимости, Никита поднялся на ноги, вырвал вместе со всеми проводами пузатый монитор и кинул его прямо в окно.

II

Стекло разлетелось по комнате и во вне. Только вместо теплого весеннего воздуха в квартиру ударил резкий запах горелой резины вперемешку с пылью. Вместо привычных деревьев и соседних хрущевок во дворе – дымный пейзаж с полуразрушенными зданиями без окон. Где-то вдалеке раздавались звуки стрельбы и взрывов. Из-за густого тумана он не видел дальше пятидесяти метров.

Продолжение книги