Путь к здоровью длиною в 40 лет бесплатное чтение

ВВЕДЕНИЕ

Мы живём в сложное и беспокойное время.

Современный мир стремительно меняется. С нарастающей скоростью сменяют друг друга волны научно-технического прогресса, формы социальной жизни, модели цивилизаций.

Друг читатель! Эта работа написана в своеобразном стиле почти тезисно, в рассужденьях, цитатах и стихах, а некоторые высказывания повторяются! Ценность ее заключается в том, что она поможет страждущему исцелиться, стать цельным и здоровым, обрести радость и душевное спокойствие.

Внимательно ее прочитав, вы посмотрите на себя и окружающий мир другими глазами. Вы узнаете, что бесценный дар исцеления находится внутри вас.

Вы также узнаете, что внутри вас заложены знания и понимания личной ценности, красоты и счастья.

Человек может быть безмерно счастлив или безмерно несчастен, так как он наделен свободной волей, но эта свобода очень трудна и таит в себе опасность, так как вся ответственность ложится на самого человека.

И.П. Павлов писал: «С точки зрения нашего современного научного понимания человек является исключительной системой, поскольку его отличает высшая ступень ауторегуляции».

«Тело никогда не болеет, а только изнашивается. Это не тело болеет, это ослабевает сознание. Единственная болезнь – это недостаточность сознания. Средство исцеления заключается в том, чтобы восстановить истинную позицию, внутреннюю гармонию, иными словами в сознании» – так утверждал индийский религиозный философ и йогин Шри Аурбиндо.

Современный западный психолог и психотерапевт Рудигер Дальке высказывает мнение, что «Болезнь – это путь указанный нам свыше. Осознание своего жизненного пути и внесение в него необходимых корректив даст возможность выполнить свое земное предназначение. И на пути к нему обрести душевное и физическое здоровье».

Обратите внимание, что эти высказывания не противоречат, а наобоот дополняют друг друга, хотя написаны они представителями Востока и Запада с разницей почти в 100 лет.

«Ничем будущее знание не станет пренебрегать, Как пренебрегали мы – данными религии, творениями философов, писателей и ученых древности».

К.Э. Циолковский

Чтобы почерпнуть из этой работы возможно больше, недостаточно просто читать, размышлять и осознавать – надо постоянно и настойчиво практиковать.

«Опыт преобразует человека, позволяя ему достичь совершенства. Грамм опыта весомее, чем тонны теории. Теория обращает последователя к внешнему аспекту, тогда как практика обращает его во внутрь. Одна лишь теория оставляет человеку его волнения и эгоизм. Правильная духовная практика представляет ему блаженный внутренний покой и освобождает человека от мучительного и ограниченного эго».

«Когда вы совершенствуетедыхание, вы совершенствуете свою судьбу».

Свами Вивекананда

Особый стиль изложения имеет свой подтекст.

«Истина не догма, но танец».

Раджниш

«Не ищи истину во вне. Только в себе. А лучше себя в истине».

«Сколько бы ты ещё не сделал ошибок, всё это не помешает однажды понять, что истина – это покой и чистота твоих состояний духа».

Вэй Дэ-Хань

Дочитав работу до конца, Вы, несомненно, посмотрите на свою жизненную ситуацию другим взглядом.

Это «умение видеть» даст возможность пройти сквозь страдания, измениться и найти себя там, где и положено – в единстве, в радости и спокойствии.

«Ни что иное, как узость и недостаточность нашего сознания, являются причиной всех наших несчастий, моральных и физических, причиной нашего бессилия и вечной трагикомедии нашего существования.

И средством избавления от этого является не истощение витального, а его расширение; не отрекаться, но принимать все больше и больше, т.е. расширять свое сознание. Ведь именно в этом смысл эволюции».

Сатпрем

Внимательно прочитав, читатель посмотрит на себя и окружающий мир другими глазами и узнает, что бесценный дар исцеления находится внутри нас.

«Если бы мы только знали: самые заветные тайны Бога сокрыты внутри человеческой головы – и экстаз, и вечная любовь, и блаженство, и тайна».

Д. Чопра

Болезнь и исцеление – слова, обозначающие два полюса состояния сознания. Тело не может быть ни больным, ни здоровым. В нем только отражаются соответствующие состояния нашего сознания. Другими словами истинное исцеление возможно только в сознании человека.

Показано также, что формула здоровья целиком лежит в мировоззрении человека, и чтобы не болеть, надо выстраивать мировоззрение всю жизнь.

Можно сказать и так «формула здоровья формируется». У ребенка одна формула, одно мировоззрение, одна кислотность. У взрослого другая формула, другое мировоззрение, другая кислотность.

Л. Н. Толстой писал незадолго до своей смерти: «Что делать? … всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой».

На Востоке древние учения утверждают, что следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения и самопознания, ибо назначение человека – задавать вопросы об Абсолютной Истине…

Сейчас, по мере становления глобальных этических ценностей, представляются похожими: йог, сидящий в ритуальной индийской позе, и странствующий дервиш суфий, русский странник и буддийский монах. Все они имеют право на жизнь, здоровье и счастье, все они идут по пути познания Истины, все они представители одного и того же человечества на Земле.

Следовательно, и болезни, и методы исцеления у них будут неодинаковые.

Более того, каждому человеку своё, в зависимости на сколько он понял, в зависимости от уровня его сознания и во что он верит. Резервы не во вне а внутри человека.

И тут уместно будет вспомнить, что писал по этому поводу В.Высоцкий:

-выбирайтесь своей колеёй!

"Эй, вы, задние! Делай, как я.

Это значит – не надо за мной.

Колея эта – только моя!

Выбирайтесь своей колеей."

Глава I.

ЧЕЛОВЕК

Определение

«Много есть чудес на свете; Человек – их свех чудесней!»

Софокл

«Каждый человек является проводником Бесконечного океана Знания и Силы, лежащего позади него. Познай себя, как часть мира и мир как часть себя. Из мира следствий в мир причин».

И.Н. Калинаускас

«Что есть человечество, что есть человеческое общество, что есть другой человек, и что, в конечном счете, а может, как раз в первую очередь, что есть Я.

Существующий опыт изучения этих систем в основном построен на методиках вычисления, разделения, дробления и т.д. Рано или поздно мы становимся свидетелями удручающих последствий такого подхода к миру и человеку».

«Продвигаясь от первичного кирпичика мироздания, к еще более простейшему кирпичику, аналитическое знание подошло в конечном счете к неожиданной бездне: к человеку!…»

А. Сент-Екзюпери

«Жил на свете злой махараджа, для которого была нестерпима сама мысль, что кто-то может быть выше его. Созвав всех пандитов царства, как было принято в важных случаях, он задал им такой вопрос: «Кто из нас более велик – я или Бог?». Пандиты задрожали от страха. Будучи людьми мудрыми, как к тому их обязывала профессия, они попросили отсрочки, чтобы подумать – в силу привычки они цеплялись за свое положение и свои жизни. Но они были достойными людьми и не желали гневить Бога. Они очень сокрушались по поводу постигшего их несчастья, и тогда их утешил самый старый пандит: «Предоставьте все мне, завтра я поговорю с государем». На следующий день, когда весь двор был собран для торжественного приема, пришел и этот старый человек. Он был спокоен, руки его были смиренно сложены, лоб был натерт белой золой. Он низко поклонился и произнес:

«О господин, ты, несомненно, более велик». Правитель трижды закрутил свои длинные усы и высоко поднял голову. «Ты более велик, о царь, потому, что ты можешь изгнать нас из своего царства, а Бог – не может, ибо поистине Его царство – это все вокруг, и некуда уйти от Него».

Индийская легенда

Альтернативный подход состоит в том, что необходимо признание, что человек в своей деятельности не является жестко детерминированным природными законами.

Он свободен, он стремится к свободе, он возвышается над природой и является не вещью среди вещей, а мерой вещей, преоб разуя и создавая свой особый мир – духовный из которого и черпает источники и детерминанты направленности своей жизнедеятельности.

В литературе существует достаточно много высказываний и концепций относительно того, что такое человек.

Данный раздел изложен своеобразно – он насыщен цитатами и изречениями известных мыслителей намеренно, дабы уважаемый читатель смог непосредственно, без излишней интерпретации глубже вникнуть в суть и смысл этих высказываний и выработать свое видение этой темы.

Перечислим некоторые из них.

«Сущность Человека, его происхождение и назначение, место Человека в мире неизменно остаются центральными проблемами религии и философии.

Как биологический вид Человек (Homo) включается в отряд приматов.

Проблема его возникновения (антропогенез) – одна из сложнейших в антропологии».

Большой Энциклопедический Словарь, 2004

«Человек – это живая энергетическая система, напряжения которой вызывают желания и задача человека – удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт с самим собой, с другими людьми и окружающим миром».

Э. Берн

«Самые последние открытия ученых всего мира требуют от нас пристально всмотреться в то, кем мы являемся в физическом, умственном и духовном отношениях».

Станислав Грофф. Холотропный разум

«Организм человека – это сложная многоуровневая система, секреты которой мы будем изучать еще много-много лет».

А. Свияш, 2005

«…Я электрическое нечто в потоке электричества по всей Вселенной, в потоке материи…

… Я разговариваю, а весь я принадлежу в это время природе…»

Ю. Олеша

«Все мы искорки, гонимые неведомым ветром».

Э.М. Ремарк

«Человек это свернутая во внутрь природа, а природа – это развернутый во вне человек».

Парацельс

«Я познал Добро и Зло, Грех и Добродетель, Право и Несправедливость; Я судил, и меня судили; Я прошел сквозь Рождение и Смерть, Радость и Страдание, Небеса и Ад; и в конце Я осознал, что Я во Всем и Все во Мне».

Хазрат Инаят Хан

«Организм и среда – едины».

И.М. Сеченов

«Ведь твой организм – это бездна непознанного. Он – как Вселенная в своей бесконечности. И он связан с ней тысячами и тысячами нитей, о которых ты даже не догадываешься».

С. Коновалов

«Еще в древности знали, что в человеке заключены все элементы Вселенной, что в макрокосмосе нет ничего такого, чего не было бы в микрокосмосе.

Звездный мир пульсирует, суживаясь. Суживаясь, это – человек».

В. Сидоров

«Космос – это некий образец, каковым являемся мы сами».

Уильям Грэй. Лестница света

«Человек – это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом.

Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача – освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии. Никто не сможет выполнить такую задачу до конца, но уже сами попытки достичь эту цель являются частью освобождения и основанием для внутренней уверенности».

Эйнштейн

Человек подобен Космосу: что есть в Космосе, существует и в нем.

Основная идея теории соответствия макро- и микрокосмоса заключается не в том, что человек вмещает всю Вселенную, так как это невозможно, а в том, что каждому миру, плану, области или отдельной части Космоса соответствует вполне определенная часть человека, т.е. комплекса души и тела.

Свами Шивананда

«Человек это болезнь. Медицинская наука станет полной в тот день, когда мы поймем внутреннюю сторону человека и будем работать с нею, потому что, согласно моему пониманию, больная личность, находящаяся внутри нас создает тысячу и одну болезнь на наружном, телесном уровне».

Раджниш

«Человек – это толпа, хор, состоящий из множества голосов – нужных и ненужных, важных и не очень, причем каждый голос тянет одеяло на себя; таким образом внутренние голоса разрывают человека на части. Обычный человек находится в смятении, это своего рода сумашествие. Нам лишь едва – едва удается выглядеть нормальным».

Будда

«Человек – луковица, состоящая из сотни кожиц, ткань, состоящая из множества нитей. Поняли и хорошо знали это древние азиаты, и буддийская йога открыла целую технику, чтобы разоблачить самообман личности. Забавна и разнообразна игра человечества: самообман, над разоблачением которого Индия билась тысячу лет. Это тот же самообман, на укрепление и усиление которого положил столько же сил Запад.

Ведь человек не есть нечто застывшее и неизменное (таков был, вопреки противоположным догадкам ее мудрецов, идеал античности), а есть скорее некая попытка, некий переход, есть нечто иное, как узкий, опасный мостик между природой и духом. К духу, к Богу влечет его сокровеннейшее призвание, назад к матери-природе – глубиннейшая тоска; между этими двумя силами колеблется его жизнь в страхе и трепете».

Г. Гессе

«Если пророки на протяжении тысячелетий говорили правду, то человек – это, главным образом, безтелесная и вездесущая душа».

П. Йогананда

«Человек всеобьемлющ и универсален от природы».

Сатпрем

«Ибо что мы разумеем, когда говорим «Человек»? Несотворенный и неуничтожимый дух, что вселился в разум и тело, созданные из его собственных элементов».

Шри Ауробиндо

«Я связь миров, повсюду сущих, Я крайняя степень вещества;

Я средоточие живущих, Черта начальная Божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб – я червь – я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе произошёл? – безвестен; А сам собой я быть не мог.

Твое создание я, Создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ Податель, Душа души моей и Царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертное бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! – в бессмертие Твое. Неизъяснимый, Непостижный! Я знаю, что души моей Воображении бессильны

И тени начертать Твоей;

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить,

Как им к Тебе лишь возвышаться, В безмерной разности теряться

И благодарны слезы лить».

Г.Р. Державин, 1784

«Все семь начал человека представляют полную аналогию с различными сферами

Космоса, которым, в свою очередь, соответствуют различные состояния сознания». Из древнеиндуских учений

«Строение человека повторяет основные направления развития всего Космоса, имея в себе три начала, три составные пронизанные изначальным Духом – Разумом».

В.Г.Каранфил

«На Востоке считают, что ближе всех к науке о человеке приблизилась только Йога Патанджали. Он делит тело на пять уровней, или пять тел. У человека не одно тело, а пять, а за пятью телами – ваша Сущность».

Ведические мудрецы говорят: «Твое истинное Я не ограничивается рамками тела или одной жизнью».

Как реальность перетекает с виртуального на квантовую, а затем на материальный уровень – также и вы.

Д. Чопра, 2008

«Каждый из нас часть Творца или Космического Человека. Кроме земного тела у человека есть тело небесное.

Глаз водит лишь физические формы, однако внутренний взор проникает глубже, вплоть до вселенского образа, частью которого является каждый из нас».

Шри Юктешвар

«Человек отражение Вселенной, образ и подобие Творца, обладает способностью и силой своей мысли как творить, так и разрушать».

А. Клизовский

«Человек – создание мысли…»

Упанишады

«Прекрасно Флэтчер, ты помнишь мы говорили, что тело – это не что иное, как мысль?»

Ричард Бах

«Что бы я ни делал, куда бы я ни шел, во сне ли, бодрствуя, в темноте, юным, старым, – я всегда был на кончике луча».

Ю. Олеша

Глава II.

ЧЕЛОВЕК ЗДОРОВЫЙ

(ЗДОРОВЬЕ)

«Здоровье – это следствие ясности сознания, а не наоборот».

«Пусть окружает только то, что дарит радость, свет и счастье…»

«У тебя всегда есть возможность, улыбнуться, в конце концов.

Но лучше всегда безмятежность».

Вэй Дэ-Хань

Медицинская наука пока не сумела сказать, что такое здоровье. Она может только сказать, что такое болезнь. Причина этому в том, что медицинская наука может воспринимать только извне, может воспринимать только телесные проявления – а извне можно понять только болезнь.

Здоровье можно понять только изнутри человека, из глубины его глубо чайшего внутреннего ядра и души.

Сегодня очень непростое время. И как следствие – многие люди, может быть из лучших побуждений, хотят поделиться с другими своим мнением – как надо жить и как быть здоровым. Рекомендаций много, очень много. Но, увы, любые рекомендации принимать на веру нельзя, хотя бы потому, что человек может искренне заблуждаться.

Как быть? Каждому человеку надо в поте лица выработать, взрастить в себе правильное, логичное мировоззрение. Оно должно быть добротно построено, должно быть цельным, иметь и завершенные части, и те, которые еще в процессе создания. Тогда с его высоты будет отчетливо видно, где правда жизни, где просто иллюзии, а где откровенные обман и зло.

Правильное системное мировоззрение складывается из опыта реальной жизни и из того, что мы называем «мистическое». Если последнее отсутствует, значит, этот блок что-то должно заменить. В реальной жизни правильно построенное мировоззрение достигается слаженной работой сердца, ума и «разума» физического тела. Эту слаженную работу можно назвать здоровьем. Выходит, для нас, обычных людей, вопрос здоровья (и не только физического) – вопрос первостепенной важности. Создать его, согласитесь, непростая задача.

В. Лободин считает, что здоровье – после любви самая волнующая человека тема, оно является сложной категорией, состоящей из многих блоков, каждый из которых живет своей непростой жизнью, и относительно каждого из них у нас должно быть свое видение! Обратите внимание, как он эту сложную категорию представил на рисунке в виде «цветка здоровья».

Об этом цветке можно много рассказать – о его корнях, о почве, на которой он произрастает, и т.д. Мы будем говорить о лепестках. Особенно отмечу одно: если какой-то лепесток недоразвит, это может компенсировать только духовный лепесток.

Итак, как самый общий случай будем рассматривать здоровье, состоящее из духовного, нравственного, психического, социального и физического блоков. Последний лепесток – это особый разговор.

И над каждой из этих составляющих мы должны работать для того, чтобы вывести формулу здоровья.

У каждого человека должна быть определенная стратегия жизни и, как частный случай определенная стратегия здоровья. Если ее нет, человек живет примитивной жизнью, которую нужно срочно исправлять в любом возрасте, пока не случилось большей беды, чем та, которая уже есть или вот-вот придет.

В стратегии жизни важно ответить на главные вопросы – под каким «солнцем» мы живем, кто такой человек и что ему надо от жизни. Общество, которое не отвечает на подобные вопросы, живет ущербно, оно неминуемо будет болеть, деградировать и в конце концов развалится. Поэтому мы с вами, должны ответить на целую серию вопросов, таких, как: почему люди болеют и становятся несчастными и как надо жить, чтобы избежать несчастий. Увы, многим кажется, что это второстепенные вопросы, главное знать, как проводить чистки, диеты, в общем, вести здоровый образ жизни. Они заблуждаются, очень важно быстрее это заблуждение осознать и начать исправлять.

В стратегии физического здоровья В. Лободин провозглашает принцип иммунного подхода к здоровью, проводить мероприятия, повышающие иммунитет, сопротивляемость организма разным хворям, ставить во главу угла именно иммунитет, а не чистку печени. Для физического здоровья иммунитет стратегия, как для психологии стратегия – любовь, ибо любовь и иммунитет – два корня духовного и физического здоровья. Все остальное – тактика, это надо крепко усвоить.

Для правильного решения всех вопросов на свете стратегия жизни и стратегия здоровья должны естественным образом вытекать друг из друга, поскольку мировоззрение и здоровье – это даже не две проблемы, связанные в единый узел, а одно и то же.

Разумеется, людям хочется, чтобы было побольше конкретных рекомендаций. Но конкретность – опасная вещь…

Как именно надо жить, как думать, с какой ноги вставать, что заваривать и когда пить. Увы, любая конкретная рекомендация без обретенного опыта неконкретна. Она может отлично подойди одному, зато другому может быть строго противопоказана.

В вопросах здоровья очень важно точно знать элементарные вещи, причем на своем уровне понимания, без которых никуда двигаться просто невозможно. Апостол Павел говорил по этому поводу, что главное – знать немного, но самое главное. Вот в этом, главном, нужна конкретность. И опять-таки очень опасно скрупулезно, но бездумно, без анализа результата выполнять все предписания какой-то процедуры, когда они явно не идут на пользу.

Здесь, чтобы не сделать ошибки, нужно:

иметь цельное мировоззрение (обо всем – о жизни, о здоровье, о добре и зле);

знать о своем организме как можно больше;

быть конкретным и творческим человеком одновременно.

Хорошо, когда конкретность и творчество идут вместе.

Очень важно, чтобы работа над собой не шла наугад. Нужно знать, какими основными подсознательными нравственными критериями руководствуется народ, в котором вы живете, чтобы понимать, какие идеалы свойственны вам с рождения, а какие нет. Наряду с этим нужно знать, подходит ли вам конкретная трава или нет (травы тоже не идут безоговорочно всем). Важно иметь минимум знаний о витаминах, минеральных веществах, меде, продуктах пчеловодства и фиточаях… Нужно и можно ли вам голодать, проводить чистки организма (правильнее – «очищение организма») или эти оздоровительные технологии не подходят вам? Очень важно разобраться с иммунной стратегией, с анализом крови, кислотностью организма.

Если хотите, то знать мы это должны лучше врачей. Только давайте не будем стараться заменять врачей – это ошибочное стремление: у них свое, у нас свое! Но ввиду того, что профилактическая медицина, к сожалению, не может полностью выполнить возложенные на нее надежды, появились альтернативные способы профилактики болезней.

Первый – Здоровый Образ Жизни

Второй – наука валеология, о которой мы тоже должны составить свое мнение.

Валеология (лат. valeo – здравствовать) – сумма знаний о сохранении и укреплении здоровья.

Сегодня появилась новая наука санокреатология, основанная академиком Ф.И. Фурдуем.

Любой взгляд на жизнь страдает ограниченностью. Человек может быть врачом и смотреть на мир с точки зрения врача. Он может быть учителем и смотреть на мир с позиции учителя… Представьте себе, такой образ: огромный дом-крепость, в котором живет человек. Назовем его «Внутренний мир человека». Из этого дома человек выглядывает в большой мир через окошко врача, педагога, инженера или родителя. Среди множества окошечек есть такие, из которых видна почти вся картина жизни, а есть и другие, из которых виден лишь ее кусочек. Мало того что на жизнь можно смотреть из разных окон, так каждое еще находится и на определенной высоте (уровне сознания).

Видение из нижнего окна – материальное видение жизни, из среднего – профессиональное видение, из верхнего – духовное. Человек должен уметь взглянуть на явление со всех уровней – и с нижнего, и с профессионального, и с верхнего. Главное – научиться видеть из верхнего, чтобы охватить всю картину жизни.

Каждому из нас очень важно научиться любое явление рассматривать двояко – с глобальных позиций и с позиции части и целого, ибо нельзя мыслить только глобальными или частными категориями. У одного человека видение жизни идет от общего к частному и возвращается снова к общему – это правильно построенное мировоззрение. У другого наоборот – от частного к общему и снова к частному – это ошибочно построенное мировоззрение.

Подведем итог. Чтобы быть здоровым и счастливым, надо знать основные мировоззренческие вопросы Духа и тела. Без знаний этих вопросов ни о каком здоровье не может быть и речи.

Когда вы первый раз пытаетесь провести прямую линию или сыграть какую-то мелодию, ваша рука не может выполнить этот запрос. Ее нужно научить этому, натренировать и тогда в дальнейшем она будет автоматически делать то, что требуется. Все это доказывает, что тело обладает сознанием, и телесное сознание нужно пробудить и соответствующим образом обучить и натренировать. Его можно натренировать до такой степени, что вы сможете излечивать болезни тела с помощью ментальной воли или внушения… Но по-настоящему продвинуться в этом вопросе можно только с помощью йоги.

Шри Ауробиндо

Сегодня здоровых людей у нас практически нет, и остаться здоровым, не работая на здоровьем, невозможно.

Как тут не вспомнить слова Раджниша: «Что есть здоровье? Здоровье – это порядок. А что такое порядок? Порядок – это музыка. Где есть ритм, упо рядоченность, согласованность, там – гармония и симпатия; поэтому здоровье ума и здоровье тела зависят от сохранения той гармонии и удержания той симпатии, которые существуют в уме и теле. Жизнь в мире, особенно если жить среди толпы, испытывает наше терпение каждое мгновение дня; в таких условиях особенно трудно сохранить гармонию и мир, являющиеся корнем всякого счастья. Жизнь означает борьбу с друзьями и сражения с врагами, она все время дает и отнимает, и уберечь от разрушения симпатию и гармонию, которые дарят нам здоровье и счастье, очень трудно».

Все учения и знания приобретаются; но умение жить – это божественное искусство, которое человек унаследовал. Хотя, поглощенный внешним обу ением, он забыл его, все же это искусство известно его душе. Это его существо, глубочайшее знание его сердца. Никакой прогресс, в любом направлении, не даст человеку удовлетворения, которого жаждет его душа, за исключением божественного искусства – искусства бытия, путешествия его души. Для того чтобы помочь переустройству мира, необходима и возможна одна вещь – это изучение искусства бытия, чтобы стать примером, прежде чем пытаться служить человечеству.

Здоровье находится в порядке в результате регулярной работы механизма физического тела. Нормальная работа физического тела зависит от погоды, питания, равновесия между активностью и отдыхом и состояния ума.

Кто более подвержен болезни – духовный или материальный человек?

Духовный человек, пренебрегающий физическими законами, так же подвержен болезни, как и материальный человек, делающий те же самые вещи. Без сомнения, человек духовной направленности в меньшей степени рискует заболеть, так как его дух стал гармоничным посредством духовности. Он создает гармонию и излучает ее. Такой человек держится в царстве природы, будучи сонастроен с Бесконечным. Однако жизнь одухотворенной личности среди мирской круговерти подобна жизни рыбы на суше. Рыба – порождение воды; ее пропитание, ее радость, ее счастье – в воде. Душа духовного человека создана для уединения; ее радость и счастье – в уединении.

Духовный человек, заброшенный судьбой в центр мира, чувствует себя не на своем месте, а непрерывное раздражающее воздействие окружения и постоянное воздействие впечатлений, которые беспокоят его тонкие чувства, делает его более подверженным болезни, в отличие от тех, кто прокладывает себе дорогу через мирскую толпу и уже не замечает толчков и ударов внешней среды.

Душа духовного человека, согласно восточным воззрениям, душа древ няя. Даже в юном, духовно одаренном человеке проявляется природа зрелости; но в то же самое время духовность вечно молода. Духовный человек способен радоваться всему, понимать все, наслаждаться всеми вещами в их полноте. Поэтому, если кто-то скажет, что духовный человек подобен старцу – это правда, и если он скажет, что духовный человек подобен юноше – это также правда.

В наши дни люди утратили всякое представление о настоящем здоровье, ибо современный стандарт здоровья ниже здоровья подлинного. Быть здоровым не значит быть только мускулистым, быть по-настоящему здоровым означает уметь радоваться жизни и ценить жизнь. Быть здоровым означает быть глубокомысленным человеком. Тот, кто может глубоко чувствовать, являет знак здоровья.

Нет ничего удивительного в болезни материального человека и ничего особенного в неважном самочувствии человека духовного. Первый заболевает от того, что потерял свой ритм, а второй – потому, что не смог приспособиться к чуждому для него ритму жизни. Человек, будь он духовным или материальным, вынужден жить в гуще мира и, поневоле разделяя состояния каждого, близкого или далекого, он подвергается влияниям всего вокруг, как желательным, так и нежелательным. Невозможно закрыть глаза, невозможно закрыть сердце от впечатлений, которые непрерывно падают на человека. Лучшее, что тут можно сделать, это остерегаться всего, чтопричиняет нерегулярность, дисгармонию, беспорядок, смиряясь с тем,через что приходится идти; иметь отвагу преодолеть все, что мешает на пути к здоровью и совершенству.

Суфий полагает, что совершенство жизни лежит в совершенствовании себя не только духовно, но и во всех различных аспектах жизни. Человек, не способный заниматься своими жизненными нуждами, определенно несведущ в настоящей жизненной свободе.

Как против каждой болезни есть средство, так и всякое бедствие сменяется периодом восстановления. Всякое усилие по восстановлению или созиданию гармоничных условий – выраженное в любой форме и даже совсем маленькое – многого стоит. Но самое главное, что нам следует постичь, это философию всех философий, которая есть самопознание. Мы не могли бы понимать внешнюю жизнь, если бы не понимали самих себя. Именно познание своего «Я» дает нам знание о мире.

О здоровье

Здоровье представляет собой феномен, предопределяемый взаимо обусловленными и взаимосогласованными генетическими, биохимиче скими, морфологическими, физиологическими, психоэмоциональными и спиритуальными процессами, который проявляется не только в форми ровании и поддержании морфологически полноценных органов и систем, функционирующих в саногенных пределах, и энергоинформационного гомеостаза различных органов, целого организма и окружающей среды, в согласованности и интегрированности их функций, в функциониро вании жизненно важных органов в саногенных лимитах при колебании факторов внешней среды, но и в высоком жизненном, адаптивном потенциале, обеспечивающим реализацию физиологических, когнитивных, социальных потребностей и адекватного восприятия мира.

Академик Ф.И. Фурдуй

Семь направлений в исследовании феномена здоровья

– 

нормоцентрический подход

рассматривает здоровье как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с определенными (нормальными) показателями соматического состояния здоровья;

– 

патоцентрический подход

определяет здоровье как «нулевую степень болезни». Любой человек рассматривается как вариант того или иного патологического типа, а его здоровое состояние – лишь показатель недостаточно интенсивного развития заложенных в его организме и психике болезненных предрасположенностей;

– 

феноменологический и экзистенциальный подход

рассматривают здоровье и болезнь как специфические способы индивидуального бытия в мире, которые включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте;

– 

холистический подход

понимает здоровье как обретаемую в процессе онтогенеза целостность, интеграцию (ассимиляцию) жизненного опыта и синтез фундаментальных противоречий человеческого существа. Холистический подход базируется на постулате целостности и доминирования свойства целого над свойствами отдельных элементов системы. Мир, культура и человек признаются и рассматриваются как единое целое;

– 

социально-ориентированный подход

акцентирует внимание на социальной природе здоровья, то есть социальные условия являются значимым фактором, определяющим здоровье и болезнь;

– 

аксиологический подход

рассматривает здоровье как универсальную человеческую ценность и соотносится с основными ценностными ориентациями личности. Доминирование, переоценка и кризис ценностей рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него;

– 

акмеологический подход

рассматривает здоровье в качестве основного и необходимого условия актуализации высших возможностей человеческой природы. В его основе лежат представления о личности, достигающей высших пределов саморегуляции и подлинной зрелости в разные периоды жизни.

Академик Фурдуй Ф.И.

Академиком Ф. И. Фурдуем с соавторами написаны два тома Трактата о научных и приктических основах санокреатологии (2016, 2018), где отражены вопросы психического здоровья, психосанокреатологии, а также необходимости общества в её развитии.

Санокреатология указывает пути решения научных и практических задач целенаправленного формирования и поддержания здоровья.

Одним из этих путей это адаптирование отдельных методов восточной медицины в решении задач санокреатологии.

Санокреатология – теория и практика целенаправленного формирования и поддержания физиологического, физического, психического и социального здоровья в соответствии с постоянно изменяющимися факторами окружающей среды и с учетом специфики генетико-физиологического базиса, а также повышения адаптивного, общего жизненного потенциала человека и физиологического выживания человеческого общества.

Академик Фурдуй Ф.И.

«Формула здоровья целиком лежит в мировоззрении человека, и чтобы не болеть, надо выстраивать мировоззрение всю жизнь. Выражаясь фигурально, можно сказать: «Формула здоровья формируется». У ребенка одна формула, одно мировоззрение, одна кислотность. У взрослого другая формула, другое мировоззрение, другая кислотность.

У двадцатилетнего одна, у тридцатилетнего может быть уже другая, у сорокалетнего третья …»

В. Лободин

Академик АМН России Н.А. Агаджанян в статье «Эмоции и страх в процессе эволюции от биоэкологи к нооэкологии» поднимает вопросы о необходимости укрепления нравственного и духовного здоровья, и, пишет: «… Многие западные теоретики сетуют на наличие антагонистических противоречий между внутренней жизнью человека и внешним проявлением его жизнедеятельности, сущностью и существованием противоречий, ведущих к духовной и нравственной деградации человека.

…Многие считают, что для сохранения человека как человека нужны целенаправленные усилия в формировании нового образа жизни человека, улучшении «качества жизни» и «человеческого качества».

…Тысячами нитей каждый человек связан с природой и обществом.

В этом мире людей делает физически и морально сильными, стойкими, жизнеспособными прежде всего нравственное здоровье».

Духовное здоровье

«Человек здоров, если в его организме нормально протекает три основных обменных процесса жизнедеятельности: обмен веществ, обмен энергии и обмен духовной информации. Питание – важная предпосылка обмена энергии, но основой жизнедеятельности человека является духов ность»

А.М. Савелов

Определение духовности

«Что есть духовность? Синтез совершенства

Стремленье духа к новой высоте. Путь к Богу –

Утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто – путь к себе. Поэт с художником подскажут – Вдохновение.

Певец и композитор – песнь души, Политик – совесть

Физик – убежденье,

А математик – числа Красоты. И все они по своему правы.

Духовность – это творчества начало. Полет души, что ввысь устремлена

В которой звонкой песней зазвучала Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов, В ней Дух Святой,

Лишь с нею мы богаты».

О. Рубежов

Шри Ауробиндо писал: «…Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, – даже не смесь всех этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозной или этической формулировке не является духовными достижениями или испытаниями…

Духовность в своей сути есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души, – внутреннее устремление познать, очувствовать и отождествить себя с ней, войти в контакт с высшей действительностью, имманентной в Космосе и вне его, а также в нашем, существе;… соединиться с ней, и как следствие этого контакта и соединения – преобразить все наше существо, превращая его в новое существо, новую личность, новую природу.»

Духовность, пронизывающая все объекты явления природы, делает ее единой.

Духовность должна пронизывать все наши дела, мысли, всю нашу жизнь. Без участия (не только физического, но и духовно-нравственного) человека немыслим дальнейший научно-технический прогресс и даже существование самого человека.

«Мы заботились о преумножении физического знания. Действительно, в этом направлении достигнуто многое, в то же время духовное сознание отстало от физического.

Этика утерялась среди нагромождения формул. Машины отвлекли человека от искусства мышления. Сейчас довольно роботов!».

(Мир Огненный, ч. 2, п. 262)

На Востоке духовность означает «приверженность своей истинной природе» – «дхарум».

Обычно это слово переводят как «религия». Некоторые переводчики интерпретируют его как «то, что защищает нас от страдания и боли».

Таким образом, приверженность человека своей истинной сущности позволяет называть его духовным в буддийском смысле этого слова.

В свою очередь истинная духовность предполагает реализацию внутреннего «Я».

Тибетская медицина подчеркивает существование многих путей постижения собственной внутренней природы и ее корреляции с внешним миром.

Один из важнейших этапов на пути духовного роста – это осознание своего истинного «Я», его потенциала и внутренней динамики.

Путешествуя в мир собственной души и осознавая ее силу можно найти внутренний центр собственного бытия – т.е. «Я» – и отвести ему руководствующую роль в процессе духовного роста и обретения целостности. Когда «эго» отдаляется от внутреннего «Я», смысл и цель жизни определяются в основном в рамках эмоционального и физического, т.е. мирского восприятия.

И поскольку для «эго» внешние факторы являются «единственным критерием счастья», то при утере внешнего стимула оно испытывает страдания и ощущает свою ущербность.

Когда же внутренне «Я» активно и помогает «эго» ориентироваться во внешнем мире, то мир внутренний становится источником вдохновений и открытий, преисполняется подлинным смыслом.

Духовное здоровье подразумевает обретение естественного ритма жизни и дарует чувство постоянства, которое так необходимо для физического и психологического благоденствия.

С обретением внутренней уверенности в собственных силах можно смириться с непостоянством, сложностью и переменчивостью внешнего мира.

Ясность мысли. Вторым качеством, необходимым для духовного роста, является ясность мыслей.

Происходящее вокруг необходимо рассматривать таким, какое оно есть на самом деле, а не таким, каким оно кажется.

Ясность мысли и чистота восприятия, подобно мифологическому мечу, помогает отделить зерна от плевел. Многие легендарные персонажи обладали мечом, с помощью которого иллюзорное отделялось от истинного.

Добросердечие. Третьим качеством является добросердечие, подразумевающее отзывчивость и дружелюбие. Чистосердечное взаимодействие с миром избавляет нас от пут интеллектуальной рефлексии и фантазий. При этом каждая мысль и ощущение становятся чистыми и проникнутыми дружелюбием.

Имея в себе сердечную теплоту, можно не только поделиться ею с другими, но и смириться со многими собственными мыслями и ощущениями.

Человек постепенно становится властен над негативными неприятными мыслями и чувствами. Научившись обладать пространственным восприятием и ясностью мышления, мы постепенно избавляемся от спонтанности ответных реакций на внешние раздражители и можем выбирать способ адекватных ответных действий.

Психическое здоровье

Оно способствует нормальному протеканию психических процессов.

Здоровье физического тела в значительной мере зависит от психики (психика в свою очередь зависит от духовного здоровья), особенно от двух важнейших эмоций – радости и страха.

Человеческая психика состоит из двух блоков: сознания и подсознания.

Сознание – это то что человек контролирует в себе или вокруг себя, это то что размышляет о жизни.

Подсознание – это то, что управляет сознанием, а через него и человеком. Это то, что мы на самом деле хотим, даже не подозревая об этом.

Подробно эти вопросы изложены в первой главе.

Нравственное здоровье

Оно включает мораль и нравственность. Мораль – наставление о поведении, этика ума.

Нравственность – индивидуальная этика, этика сердца со всеми вытекающими последствиями: она может сострадать, жертвовать собой и жить по законам совести.

В вышеупомянутой статье академика АМН России Н.А. Агаджаняна постулируется, что в современном мире и, в частности, на постсоветском пространстве большинство населения живет в состоянии постоянного психоэмоционального стресса, что вызывает рост различных невротических, соматических заболеваний, проявлений неадекватного поведения.

Перед лицом этих опасностей меняющегося мира человек способен оставаться физически и морально сильным и жизнеспособным прежде всего благодаря нравственному здоровью.

Социальное здоровье

Это осознание себя полноценной личностью в том слое общества, в котором человек находится. Если его взаимодействие с окружающими полноценно и не ущербно, то оно не несет человеку страдания и не понижает его достоинства.

Физическое здоровье

Под физическим здоровьем следует понимать как оптимальное протекание всех физиологических процессов и отсутствие жалоб человека на здоровье на фоне высокого иммунитета.

Путь к здоровью – это путь знания своего места в жизни, понимание неизбежности постоянного изменения и совершенствования с учетом наступающего времени; путь гармонии, единства всего окружающего!

Как важно, желая сохранить здоровье, умение прислушаться к себе, понять, изучить себя, быть честным перед самим собой, дабы иметь возможность измениться в лучшую сторону.

«Здоровье складывается из здорового тела (физическое), духа (духовное) и сознания (ментальное). Это сочетание является простым по форме, но очень сложным по содержанию. На самом деле это не сумма, а триединство, сущность которого прекрасно изложена в восточной и индийской философии с их специфической терминологией. Истинное глубокое понимание того, что человек есть одно целое, что ни первое, ни второе, ни третье не являются первичным и важнейшим, что человек не только одно целое, но и неотъемлемая часть мироздания встречается крайне редко. Пожалуй, возможность такого мышления, а не формальное согласие для человека с европейским менталитетом крайне затруднена, если вообще не сомнительна».

В.В. Коновалов

Два метода сохранения здоровья:

Оберегающий метод

Это попытка отгородиться от людей, во всем пытаться соблюдать строжайшую гигиену и диету.

Тренирующий метод

Он предусматривает:

• 

Конкретную духовную ориентацию

• 

Правильное, рациональное питание

• 

Умение противостоять стрессам

• 

Достаточная физическая активность

• 

Закаленность и адаптивность

• 

Ритмичность труда и отдыха

• 

Жизнь согласно своей конституции и темперамента

• 

Строить свою жизнь согласно ритмам природы

Само тело человека обладает целительными силами, которые способны победить любую болезнь.

Процесс исцеления начинается с осознания того, что мы сами – причина своего состояния, и мы же в силах изменить его.

Существует не так много неизлечимых болезней, но существует множество неизлечимых пациентов. В основном это те люди, которые просто не позволяют исцелить себя.

Весьма актуальным и сегодня остается высказывание великого врача и философа Гиппократа о том, что «Важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек».

Каждый человек может не просто исцелить себя, но и создать истинное здоровье.

Вот что требуется от нас:

• 

осознать законы природы;

• 

взять на себя ответственность за состояние собственного здоровья (позитивное мышление, образ жизни и др.);

• 

регулярно использовать различные виды традиционного оздоровления.

«В глубокой древности люди знали, что поверх всех врачебных средств, поверх правильного питания, поверх магнетизма, поверх праны, каждый имеет внутри целителя, но нужно познать, как призвать его».

Надземное, 885

«Мыслитель убеждал врачей, чтобы они поняли, что их сердце и воля являются лучшими лекарствами»

Надземное, 55

«Все изменится, если человек однажды согласится подчиниться духовной трансформации, однако природа его – ментальная, витальная и физическая – противиться высшему закону любит он несовершенство свое».

Шри Ауробиндо

Вы всегда сможете вылечить себя, если будете настойчиво продолжать работать с собой. Вы – тот, кто решает болеть или выздороветь.

Если же вы говорите себе: «Я хочу болеть, у меня нет больше сил работать с собой, моя болезнь неизлечима», – или если вы полагаетесь во всем на кого-то, кто вас может исцелить, следовательно, вы играете или не знаете, что по каким-то причинам вам выгодно болеть или находиться в этом состоянии. Вы что-то выигрываете от такого положения вещей. На каких-то уровнях своей души вы обязательно ожидаете что-то получить от внешнего мира. Это опять-таки ваш собственный выбор.

Верьте в себя и свои силы, и вы сможете исцелить себя. Но это происходит только тогда, когда вы начинаете прилагать внутренние усилия для начала хотя бы минимальные. Тем самым вы подаете знак, что готовы к исцелению, готовы принять помощь. И чудо происходит.

Работая с собой, ни в коем случае не следует избегать помощи квалифицированных врачей специалистов. Современная медицина достигла очень многого в познании процессов болезней. Жизнь заключается не в ожидании, а в гармоничном принятии того, что наработано человечеством.

…Становится ясно, что нет ничего невозможного. Мы сами устанавливаем себе ограничения. Мы постоянно говорим: «Это возможно, а это невозможно; этого можно достичь, а этого нельзя» и т.д.

Мы сами делаем себя рабами собственных ограничений, пленниками в темнице собственных недалеких и невежественных представлений о мире, не имеющих ничего общего с подлинными законами жизни.

Каждому человеку необходимо иметь определенную стратегию жизни и, как частный случай – определенную стратегию здоровья.

Путь к здоровью – это путь знания своего места в жизни, понимания неизбежности постоянного изменения и совершенствования с учетом наступающего времени: путь гармонии, единства всего окружающего!

Как важно, желая сохранить здоровье, уметь прислушаться к себе, понять, изучать себя, быть честным перед самим собой, дабы иметь возможность измениться в лучшую сторону.

Три обязательных условия здоровья (В. Лободин):

Издавна известно что, чтобы человек был здоров, он должен жить соответственно своей конституции.

Каждый человек должен строить свой образ мыслей и, соответственно, образ жизни в соответствии со своими биологическими и психологическими возможностями.

Быть здоровым и счастливым – это узнать, что от тебя ждет мироздание.

Через конституцию к индивидуальности. Индивидуальность неповторима. Поэтому сколько людей, столько же образов мыслей, жизни. Когда-то должна возникнуть новая интегральная наука, которая будет учитывать все конституциональные особенности человека.

Р. Дальке и Т. Детлефсен отводят большую роль психике человека в воз никновении и исцелении от болезней и далее постулируют: «Когда мы говорим, что человек исцелился, подразумеваем, что он стал цельным, совершенным. Лечение (путь к исцелению) есть приближение к состоянию здоровья человека, к цельности его сознания, которое называется просветлением. Лечение состоит в присоединении того, чего человеку не хватает, оно невозможно без расширения сознания. Болезнь и исцеление – слова, обозначающие два полюса сознания.

Они не могут применяться по отношению к телу. Тело, как мы уже говорили, не может быть ни больным, ни здоровым. В нем только отражаются соответствующие состояния нашего сознания».

Десять заповедей здоровья

Ты должен:

– 

почитать свое тело, как высочайшее проявление жизни;

– 

воздерживаться от любой ненатуральной пищи и возбуждающих напитков;

– 

питать свое тело только натуральной, живой, непереработанной пищей;

– 

посвятить свою жизнь любви и милосердию; перестроить организм, правильно сочетая активную деятельность и отдых;

– 

очистить клетки, ткани, кровь свежим воздухом и солнечными лучами;

– 

воздерживаться от любой пищи, если болен душой и телом;

– 

думать и говорить спокойно, быть в меру эмоциональным;

– 

изучать законы природы, жить с ними в полной гармонии и наслаждаться плодами своего труда;

– 

взять за основу правило следовать законам природы и помогать другим делать то же.

Глава III.

ЧЕЛОВЕК БОЛЬНОЙ (БОЛЕЗНИ)

«Ценности управляют потоками силы в сознании, меняя качество времени в воображении. Они всегда приносят обременения, ибо и приход, и уход их связан с необходимостью совершать усилие по сохранению покоя».

«Не ищи себе препятствий, всё тебя само найдёт. Будет грех стремиться в святость, будет и наоборот».

Вэй Дэ-Хань

«Сила воображения может вызвать у человека болезнь и может излечить его… Проклятия и благословения оказывают на челокека реальное воздействие…

Силой веры и волей можно излечить любую болезнь».

Парацельс

Человек болен.

Болезнь и симптомы.

Поиск причин.

Болезнь есть полярность, а выздоровление – приодоление её.

Болезнь это дисгармония – физическая и умственная.

И еще о болезни.

Святые отцы о болезни.

Человек – это болезнь. Болезни приходят к человеку, но и он сам также является болезнью. В этом его проблема, но в этом и его уникальность.

Человек психосоматичен или сомато-психичен. Человек – это «умотело» или «телоум».

Тело и душа – это две стороны одной и той же сущности. Болезнь может начаться с любой стороны. Она может начаться с тела и достичь души – фактически, что бы ни было сообщено телу, душа ощутит эти вибрации.

Раджниш также утверждает что: «Человек – это болезнь. Медицинская наука станет полной в тот день, когда мы поймем внутреннюю сторону человека и будем работать с нею, потому что, согласно моему пониманию, больная личность, находящаяся внутри нас, создает тысячу и одну болезнь на наружном телесном уровне».

Болезнь – это нечто гораздо большее, чем функциональное несовершенство природы.

Она является частью регулирующей системы, стоящей на службе эволюции. Человек не может освободиться от болезни, так как она необходима здоровью в качестве противоположного полюса.

Болезнь – это выражение греховности, вины и нецельности человека, это микрокосмическое следствие грехопадения. Такое толкование не имеет ничего общего с идеей наказания, оно только подчеркивает, что человек, пока он принадлежит миру противоположностей, несет на себе часть вины, болезни и смерти.

Человек болен, потому что ему не хватает единства. Здорового человека, у которого ничего не болит, можно встретить только в медицинском справочнике по анатомии. В реальной жизни такой экземпляр не известен. Конечно, есть люди, у которых в течение нескольких десятков лет не развиваются никакие серьезные и неприятные симптомы, – но это не меняет того факта, что они больны и смертны.

Человек болен

Быть больным – значит находиться в состоянии несовершенства, уязвимости, ранимости, смертности. Если внимательнее присмотреться, то становится удивительно, чего только нет у тех, кто считается здоровым. В «Учебнике по психосоматической медицине» врач-исследователь Бройтигам пишет, что он проводил опрос рабочих и служащих, которые считались здоровыми. При более подробном разговоре выяснялось, что физические и душевные проблемы появляются у них не реже, чем у тех кто находится в больнице.

Автор книги «Болезнь как кризис и шанс» Эдгар Хайм пишет следующее: «Взрослый человек за 25 лет своей жизни в среднем переносит одно заболевание, связанное с угрозой для жизни, 20 серьезных и около 200 заболеваний средней тяжести».

Не пора ли и нам избавиться от иллюзии, что болезни можно избежать, искоренив ее полностью? Человек – существо конфликтное и поэтому больное. Цель нашей физической составляющей – органичное бытие. Природа заботится о том, чтобы человек с каждым шагом приближался к этой цели. Болезнь и смерть разрушают фантазии человека о своем величии и исправляют любую его односторонность.

Человек живет, исходя из собственного «Я», которое постоянно стремится к власти. Любое из наших «Мне же хочется!» – выражение этого стремления. «Я» человека постоянно развивается, надевает новые, все более благородные одежды и постепенно превращает человека в своего слугу.

«Я» существует за счет ограничения, поэтому испытывает страх перед любой самоотдачей, любовью и стремлением к единству. «Я» принимает решение и активизирует один из полюсов, отталкивая возникающую при этом тень во внешний мир, в «не-Я». Болезнь компенсирует это, толкая человека с помощью симптомов к противоположной стороне, всегда в той степени, с которой он удаляется от середины. Каждый шаг, который человек делает в угоду заносчивости своего «Я», болезнь уравновешивает шагом в сторону униженности и беспомощности.

В жизни бывает масса разочарований – человека лишают то одной, то другой иллюзии. Так происходит до тех пор, пока он не оказывается в состоянии вынести правду. Таким образом, тот, кто осмелится отнестись к болезни, слабости и смерти как к неизбежности нашего бытия, вскоре поймет, что это знание не ведет к безнадежности. Человек научится испытывать радость, которая поможет найти свой истинный путь.

В реальной жизни мы редко имеем друга, который способен постоянно развенчивать игры нашего «Я» и обращать внимание на тень, не боясь стать врагом. Такого друга любить трудно. То же самое можно сказать о болезни. Она слишком честна для того, чтобы мы ее любили.

Заносчивость заставляет нас ослепнуть и превратиться в голого короля, который носил платье, сотканное из собственных иллюзий. Но симптомы всегда остаются неподкупными. Самим фактом своего существования они дают нам понять, что находится в тени, но хочет реализоваться, в чем именно заключается наша односторонность. Постоянно возвращающиеся симптомы дают нам понять, что проблему невозможно решить разом и быстро, как обычно это представляется.

Болезнь – это поворотный пункт, в котором нездоровье преображается в здоровье. Пациент должен вступить в беседу с симптомами, и только в этом случае он сможет понять направленное ему послание. Он должен быть готов поставить под сомнение свои взгляды и представления и попытаться осмыслить то, о чем пытается поведать на физическом уровне симптом. Он должен впустить в свое сознание то, чего ему не хватает.

Выздоровление всегда связано с расширением сознания. Если симптом возник из-за того, что часть тени опустилась в тело и проявилась там, то осознание ее ведет к уничтожению причины материального существования симптома, то есть к выздоровлению.

Раджниш утверждает, что лекарством от болезни «человековости» является медитация. От всех остальных болезней у врачей, у медицины есть лекарства, но от этой болезни лекарство есть только у медитации.

Когда бы ни заболело тело, вибрации, рябь ощущаются душой. Подобным образом, если душа больна, рябь достигает уровня тела.

Вот почему в нашем мире существует столько видов «патий». Этого бы не было, если бы патология была наукой – тогда не существовали бы тысяч

«патий». Но они становятся возможными, потому что человеческих болезней тысячи видов. Некоторые виды болезней нельзя вылечить при помощи аллопатии. Против этих болезней, которые зарождаются во внутренней части человека и движутся к наружной его части, аллопатия бесполезна.

Аллопатия очень успешна в лечении тех болезней, которые зарождаются снаружи и движутся внутрь. Те болезни, которые движутся наружу изнутри, – это совершенно не болезни тела. Они просто проявляются на уровне тела. Свое начало они всегда берут на психическом уровне или еще на более глубоком уровне – духовном.

У болезней есть психические причины, и эти причины так же важны или, может быть, еще важнее, чем причины болезней из-за действительных физических проблем. И если врач скажет кому-то, даже по ошибке, что тот болен психическим заболеванием, это будет врачебной ошибкой. Пациенту от этого не станет легче, он только почувствует обиду на врача.

Мы еще не развили в себе доброжелательное отношение к умственно- ориентированным болезням. Если у меня болит нога, все будут мне сочувствовать, но, если у меня «болит» ум, люди скажут, что это умственная болезнь, как будто я сделал что-то не так. Если я болен умственно-ориентированной болезнью, то меня упрекают, как будто это моя вина!

Раджниш пишет, что в моем понимании, медитация – это лечение, которое распространяется наружу изнутри.

Однажды кто-то пришел к Будде и спросил:

– Кто ты? Философ, мыслитель, святой или йог?

– Я просто целитель, врач, – ответил Будда.

Его ответ был просто великолепен: «Просто целитель – я знаю нечто о внутренних болезнях и именно об этом я с вами сегодня говорю».

В тот день, когда мы поймем, что мы должны что-то делать с этими умственно-ориентированными болезнями, – ведь все равно мы не сможем полностью искоренить все телесно-ориентированные болезни, – в тот день мы увидим, что религия и наука приблизились друг к другу. В тот день мы увидим, что медицина и медитация приблизились друг к другу.

Никакая другая отрасль науки не поможет в такой мере, как медицина, перебросить мост через эту расщелину.

У химии пока нет никаких причин сближаться с религией. У физики и математики пока нет никаких причин сближаться с религией. Математика может выжить без религии. Математика может играть в свою игру целую вечность, потому что математика – это всего лишь игра, а не жизнь.

Но врач не играет в игру, он имеет дело с жизнью. Вполне вероятно, что именно врач станет посредником между религией и наукой. На самом деле, это уже начало происходить, особенно в наиболее развитых и разумных странах. Причина в том, что доктор должен иметь дело с человеческой жизнью. Именно это сказал перед смертью Карл Густав Юнг. Он сказал, что как врач может утверждать, что все его пациенты, которым было более сорока лет, как правило, болели потому, что им не хватало религии. Это удивительный факт. Если мы сможем дать им какой-нибудь вид религии, то они будут излечены.

Это стоит понять. По мере того как жизнь человека приближается к концу… до тридцати пяти она на подъеме, затем начинается закат. Тридцать пять лет – это пик. И вполне возможно, что до тридцати пяти лет человек не может оценить медитацию, потому что до достижения этого возраста человек ориентирован на тело, тело находится на подъеме. Возможно, на этой стадии все болезни являются болезнями тела. Но после тридцати пяти болезни меняются, потому что теперь жизнь начала двигаться к смерти. Когда жизнь находится на подъеме, она распространяется наружу, но, когда человек умирает, он сжимается вовнутрь. Старость – это сжатие вовнутрь.

Истина в том, что все болезни стариков глубоко укоренены в смерти.

Сама возможность смерти делает человека уязвимым для всех видов болезней. Как только человек начинает чувствовать, что движется к смерти, для болезней открываются все двери и он начинает болеть. Даже если здоровый человек узнает, что на следующий день умрет, вы увидите, что он заболеет целым букетом болезней. За двадцать четыре часа у него появится так много болезней, что переболеть ими было бы трудно даже за двадцать четыре жизни.

Что произошло с этим человеком? Он открыл себя для всех видов болезней. Он перестал сопротивляться. И поскольку он уверен в смерти, он устранился из своего сознания, которое действовало как стена у него внутри и служило преградой на пути болезней. Теперь он приготовился к смерти – и стали приходить болезни. Вот почему ушедший от дел человек не живет долго.

И поэтому все, кто хочет выйти на пенсию, должны понять это до того, как выйдут на пенсию. Они умрут на пять или шесть лет раньше. Тот, кто умер бы в возрасте семидесяти лет, умрет, когда ему будет только шестьдесят пять; тот, кто умер бы в возрасте восьмидесяти лет, умрет, когда ему будет семьдесят пять. Эти десять-пятнадцать лет жизни на пенсии будут потрачены на подготовку к смерти, ничего больше не будет достигнуто, потому что он знает, что в жизни он больше ни на что не годится. У него нет работы, никто не здоровается с ним на улице.

Когда он был в конторе, все было иначе. Теперь на него никто не обращает внимания, потому что людям нужно здороваться с кем-то другим. Всем правит экономика. В конторе работают новые люди, и теперь нужно здороваться с ними. Они не могут позволить себе здороваться и с этим человеком. Они забудут его. И тут он внезапно осознает, что стал ненужным. Он чувствует, что его лишили корней. Он никому не нужен. Даже дети заняты, они ходят со своими женами в кино. Он стал ненужным даже тем, кто раньше в нем нуждался. Неожиданно он становится уязвимым, полностью открывается для смерти.

Когда сознание человека становится здоровым изнутри?

Во-первых, когда он начинает чувствовать свое внутреннее сознание. Обычно мы не ощущаем то, что внутри, все наши чувства сосредоточены на теле – на руке, ноге, голове, сердце. Нет ощущения: «Я есть».

Все наше сознание сосредоточено на доме, а не на обитателе дома.

Это очень опасное положение, потому что, если завтра дом начнет разваливаться, я подумаю, что разваливаюсь я, и это станет моей болезнью. Но если я пойму, что я отделен от дома и только живу в нем, и даже если дом рухнет, я останусь, это изменит дело, изменит в самой основе. Тогда страх смерти угаснет.

Без медитации страх смерти никогда не исчезнет. Таким образом, первый смысл медитации – в осознании себя. Пока мы в сознании, наше сознание всегда осознает что-то другое, но не самое себя. Именно поэтому, когда мы остаемся в одиночестве, нам начинает хотеться спать – нам нечем заняться. Если мы читаем газету или слушаем радио, то ощущаем, что бодрствуем. Если оставить человека одного в темной комнате, ему захочется спать, ведь если ничего не видно, не нужно и сознание. Если ничего не видно, то что еще делать, как не спать? По-видимому, никакого другого решения нет. Если ты один, вокруг темно, не с кем разговаривать, не о чем думать, тебя охватит сон. Иначе и быть не может.

Помните, сон и медитация похожи в одном смысле и различны в другом. Сон означает, что вы наедине с собой и дремлете. Медитация означает, что вы наедине с собой, но бодрствуете. В этом единственное различие. Если бы вы могли продолжать бодрствовать, оставшись наедине с собой…

Однажды у человека, сидящего рядом с Буддой, зашевелился палец на ноге. Будда спросил его:

– Почему у тебя шевелится палец?

– Не обращай внимания, – ответил человек. – Он просто шевелился. Я даже его не замечал.

– У тебя шевелится палец и ты даже не знаешь об этом? Чей это палец?

– Не твой ли он?

– Он мой, но ты отклонился от того, что рассказывал. Пожалуйста, продолжай.

– Я больше не буду ничего рассказывать, потому что человек, которому я рассказываю, бессознателен. В будущем постоянно осознавай движения пальца. Это создаст в тебе двойную осознанность. В осознании пальца возникнет и осознание наблюдателя.

Осознанность всегда направлена в обе стороны. Если мы начнем экспериментировать с ней, то увидим, что одна сторона ее обращена наружу, а вторая пронизывает нас до глубины. Основная медитация заключается в том, что мы начинаем осознавать свое тело и себя. И если эта осознанность увеличится, страх смерти угаснет.

А медицинская наука, которая не может освободить человека от страха смерти, никогда не сможет вылечить эту болезнь, которой является человек. Разумеется, медицинская наука старается изо всех сил; она старается увеличить продолжительность жизни. Но увеличить продолжительность жизни – значит всего лишь растянуть ожидание смерти, ничего больше. Лучше ждать более короткий период времени, чем более длительный. Увеличивая продолжительность жизни, вы делаете смерть еще более жалкой.

Увеличивая возраст человека, вы не можете избавить его от страха смерти. Бесстрашие может появиться в одном только случае – если человек начнет понимать, что у него внутри есть нечто такое, что никогда не умирает. Такое понимание абсолютно необходимо.

Медитация – это осознание бессмертия, то есть осознание внутри себя того, что никогда не умирает. Умирает только то, что снаружи. И поэтому вы должны обращаться с телом согласно советам медицины, чтобы оно жило радостно, пока живет, и в то же время стараться осознавать то, что у вас внутри, чтобы не бояться смерти, даже когда она придет на порог. Это внутреннее понимание и есть бесстрашие.

Медитация изнутри и лечение снаружи – так вы можете сделать медицинскую науку совершенной наукой.

Медитация и наука являются двумя полюсами одной и той же науки, но пока соединительное звено отсутствует. Но мало-помалу они сближаются друг с другом. Сегодня в большинстве крупнейших американских больниц гипнотизер стал необходимым сотрудником. Но гипноз – не медитация. Все же это хороший шаг. По крайней мере, он указывает на понимание того, что нужно что-то делать с сознанием человека, что недостаточно только лечить тело.

Раджниш пишет, что если сегодня в больнице появился гипнотизер, то завтра там появится храм. Это придет позже, на это потребуется время. После гипнотизера в каждой больнице появится отделение йога, медитации. Это произойдет. Тогда вы сможете лечить человека как единое целое. Телом будут заниматься врачи, умом – психологи, душу же будут лечить при помощи йоги и медитации.

«Тот день, когда больницы будут принимать человека как целое, как тотальность и лечить его как целое, станет днем ликования человечества».

Ошо

Болезнь и симптомы

Человеческий разум

Не в состоянии охватить истинные наставления. Но если вы сомневаетесь

И не понимаете,

Пожалуйста, можете вступить со мной в дискуссию.

Йока Даиши, «Шодока»

Мы живем в такое время, когда медицина постоянно предъявляет нам, восторженным дилетантам, свидетельства своего граничащего с чудом могущества. Но в хоре, прославляющем науку, все громче звучат голоса скептиков. Многие предпочитают доверить свое здоровье не академической медицине, а знахарям и гомеопатам. Поводов для критики у скептиков достаточно. Подобное непочтительное отношение к медицине объединяет многих, в том числе и некоторых молодых врачей. Одни видят выход в замене химических препаратов натуральными растительными снадобьями, другие – в исследовании излучения Земли на организм человека. Кто-то преклоняется перед гомеопатией. Сторонники акупунктуры требуют при изучении организма отойти от его физического строения и обратиться к энергетическому. Если собрать все нетрадиционные методы и точки зрения, то можно говорить об общем стремлении не терять из виду человека в целом, рассматривая его как телесно-душевное единство. Сейчас уже всем ясно, что академическая медицина не рассматривает самого человека. Философии медицины, как и раньше, уделяется очень мало внимания. Безусловно, медицина должна существовать прежде всего в виде конкретных практических действий, но в любом действии – вольно или невольно – отражается лежащая в его основе философия.

Современная медицина терпит фиаско не из-за недостатка действий, а из-за отсутствия общей картины мира и человека в нем, которая помогла бы сделать эти действия осмысленными. Медицинские действия до сих пор были ориентированы только на принцип действенности и эффективности, отсутствие же содержательного аспекта привело к тому, что ее стали критиковать за «бесчеловечность».

Рудигер Дальке и Торвальд Детлефсен предлагают по-новому подойти к проблеме болезни и ее лечения, оставив в стороне все привычные, считающиеся незыблемыми ценности и наработки в этой области. Этот взгляд рассчитан на тех людей, которые готовы идти непроторенными (и не всегда логичными) тропами. Хорошими помощниками в подобном путешествии по человеческой душе могут стать образное мышление, фантазия, ассоциации, ирония и способность понимать то, о чем говорится между строк. На этом пути не в последнюю очередь вам понадобится способность восприни мать парадоксы явлений и не стремиться к однозначности трактовок чего- либо.

И язык официальной медицины, и обыденная речь говорят о разно образных заболеваниях. Эта ошибка ярко демонстрирует непонимание самого понятия «болезнь». Слово «болезнь» можно использовать только в единственном числе – множественное число так же бессмысленно, как и множественное число слова «здоровье» («здоровья»). И болезнь, и здоровье – явления, связанные с формой состояния человека в целом, а не отдельных органов и частей тела, как это принято в современном языке. Тело как физическая субстанция не может быть больным или здоровым, поскольку в нем всегда находит выражение информация из сознания.

Оно ничего не делает само по себе, в этом можно убедиться, посмотрев на труп. Функционирование тела живого человека возможно только благодаря тем нематериальным явлениям, которые мы чаще всего называем сознанием (душой) и жизнью (духом). Сознание – это информация, которая отражается в теле и становится видимой. Оно относится к телу так же, как радиопрограмма к приемнику. Поскольку сознание имеет самостоятельную нематериальную природу, то оно, естественно, не является продуктом тела и не зависит от его существования.

То, что в любой момент происходит в организме живого существа, есть выражение соответствующей информации или проявление соответствующей картины (по-гречески картина называется Eidolon и, следовательно, соответствует понятию «идея»). Пульс и сердце следуют определенному ритму, температура тела есть величина постоянная, железы вырабатывают гормоны, образуются антигены. Все эти функции невозможно объяснить только существованием материи, они зависят от соответствующей информации, источником которой является сознание. Если физические функции правильно взаимодействуют друг с другом, то возникает вариант, воспринимаемый нами как гармоничный. Его мы называем здоровьем. Если же одна из функций дает сбой, то гармония в большей или меньшей степени нарушается, и мы говорим о болезни.

Продолжение книги