Наследие Урарту от Северного Кавказа до Армении (Второе издание) бесплатное чтение
Глава 1
Хуррито-урартские цивилизации
Говоря о древней цивилизации Земли, вспоминаются страны древнего Востока. Это Египет, Шумер, Персия, Индия, Китай. Они были колыбелями цивилизации, её первыми точками. Какие-то из этих цивилизаций сохранились до сих пор, но большинство из них вымерли. Существующие же сейчас цивилизации говорят на других языках, исповедуют другие религии. Поэтому говоря о древних цивилизациях, говорят о Древнем Мире, уже исчезнувшем к нашему дню. Считается что он не сохранился ни в виде языков, ни в виде культур. У него нет преемников в современном мире.
При этом часто забываются древневосточные цивилизации находившиеся в непосредственном контакте с Кавказом, они располагались на севере Ближнего Востока. Это цивилизации говорившие на хуррито-урартских языках, уже вымерших к нашему дню. Все они были объединены единым культурным, лингвистическим, генетическим происхождением. К ним относятся такие страны как Киццуватна, Митанни, Урарту, Манна. Эти цивилизации оставили после себя артефакты, которые обнаруживают в ходе раскопок как археологические находки.
Помимо этого хуррито-урартские цивилизации оставили и нематериальное наследие. Здесь в первую очередь речь идет об языке, которые не только заимствовал слова из других языков, но и сам был источником заимствований. В современных языках есть немало слов происходящих от той эпохи и именно из тех языков. В этой книге приводятся общие корни в качестве лингвистического материала свидетельствующего об родстве древних и современных народов.
Подглава 1
История Урарту
Древнейшее известное упоминание Урарту встречается в надписях ассирийского царя Салманасара I 13 века до нашей эры под именем Уруатри в этот период находились в длительном военном противостоянии с Ассирией, причём организованные военные кампании ассирийцев регулярно приносили им успехи в войнах с урартами. Более сильные в тот период ассирийские войска, как правило, преследовали грабительские цели, главной целью набегов на Урарту являлся захват ценностей и угон скота.
Один из военных походов ассирийцев описан от имени Салманасара I так:
Когда Ашшур, мой владыка, чтобы его почитали, избрал меня законно и для правления черноголовыми дал мне скипетр, меч и посох и даровал мне законный венец владычества, – в то время, в начале моего первосвященства возмутились против меня Уруатри; воздел я руки к Ашшуру и великим богам, моим владыкам, устроил сбор моих войск. К хребтам гор их могучих я поднялся. Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха, Нилипахри и Зингун – 8 стран и их ополчения я победил, 51 их поселение я разрушил, сжег, похитил их полон, их имущество; всех Уруатри я склонил к ногам Ашшура, моего владыки, в три дня; я отобрал их потомство, захватил и забрал себе для службы и для работы; тяжкую подать гор я наложил на них навеки.
Однако, несмотря на возможность признания существования урартского государства уже в 1-й половине XIII века до н. э. на основании похода Салманасара I на землю Уруатри, в настоящее время не обнаружено убедительных свидетельств существования царства Урарту до IX века до н. э. Об этом, в частности, говорит тот факт, что большинство исследованных урартских поселений не были заселены ранее начала известной нам истории Урарту. Кроме того, как справедливо заметил И. М. Дьяконов, термин Уруатри в приведённой победной реляции Салманасара I употребляется в качестве обозначения племени или народа, а вовсе не страны или государства.
Перечисление нескольких стран Уруатри в сочетании с упоминанием многочисленных царей Уруатри и царей Наири свидетельствует, по мнению исследователей, о том, что в этот период Урарту ещё не было единым государством, а представляло собой союз родственных племён.
Возможно, что именно Ассирия своими действиями способствовала возникновению государства Урарту на Армянском нагорье. Желание местного населения защититься от грабительских набегов ассирийцев способствовало возникновению союзов племён, которое со временем стало государством. Природные богатства Армянского нагорья изначально создавали экономические предпосылки для возникновения здесь государства, однако военно-политические предпосылки и, соответственно, возможность создать такое государство появились только в железном веке: эффективно противостоять грозной ассирийской армии для местного населения стало возможным только после того, как технология обработки камня железными орудиями позволила возвести многочисленные оборонительные крепости на Армянском нагорье.
Первым царём Урарту стал Арам, возможно от этого персонаж с данным именем присутствует в армянском фольклоре, и по его имени другие народы зовут эту страну Армения.
В 858—856 годах до н. э. ассирийский царь Салманасар III совершил поход против Урартского царства. Салманасар III разрушил первые столицы Урарту – города Сугунию и Арзашкун.
Следующая попытка создать государство была более успешной, около 844 года до н. э. во главе Урарту встал Сардури I, который возвёл новый урартский столичный город Тушпу на восточном берегу озера Ван и создал целую сеть оборонительных крепостей на подступах к столице. Со времени правления ассирийского царя Салманасара III ассирийские и урартские источники свидетельствуют о централизации власти в Урарту и возникновении урартской царской династии. Выбор места для столицы, по-видимому, был связан с тем, что на месте Тушпы существовал древний культовый центр поклонения урартскому богу солнца, Шивини. У западного подножья Ванской скалы сохранилась крепостная стена, сложенная из крупных привозных камней, достигающих 6 м в длину и 1 м в высоту. На этой стене сохранились надписи на ассирийском языке, свидетельствующие о постройке крепости царём Сардури, сыном Лутипри.
При Сардури I ассирийские набеги уже не могли достичь столицы Урарту, а лишь тревожили южные окраины страны. Хотя при непосредственном столкновении урартская армия проигрывала ассирийской, построенные урартами крепости уже не давали возможность ассирийской армии проникать далеко вглубь страны. Кроме этого, ассирийцам усложнял задачу суровый зимний климат Армянского нагорья, все наступательные компании они могли проводить только в летнее время и теперь были вынуждены нести с собой тяжёлые осадные орудия. В таких условиях мощности ассирийской армии хватало лишь на небольшие успехи. Могущество Ассирии в регионе стало подходить к концу, наступал расцвет новой силы на Ближнем Востоке – объединённого Урарту.
В конце IX века до н. э. при царе Ишпуини, сыне Сардури I, (годы правления ок. 828—810 год до н. э.) происходит дальнейшее усиление центральной власти Тушпы. Расширяются границы Урарту: с юга к Урарту присоединяется территория между озёрами Ван и Урмия, а также территория южнее озера Урмия; на севере, в Закавказье, осуществляются успешные военные походы по захвату плодородной долины реки Аракс. Происходит также централизация урартской религии. Божества отдельных племён объединяются в единый пантеон, возвеличивается культ Халди, некоторые историки даже пишут о “Халдимании” в этот период. В этот же период появляются клинописные таблички на урартском языке.
Со вступлением на престол сына Ишпуини – Менуа на территории Урарту проводятся массовые строительные работы. В период правления Менуа (810—786 гг. до н. э.) были сооружены крепости, защищающие подступы к Вану, дворцы и храмы во многих урартских поселениях, а также канал, снабжающий водой город Тушпу, сохранившийся до наших дней. Период правления Менуа пересекается с периодом правления знаменитой ассирийской царицы Семирамиды. Затишье в военных действиях с Ассирией ознаменовалось культурным влиянием Ассирии на Урарту. Хотя многие постройки вблизи озера Ван при жизни Менуа, включая канал к Тушпе, связывались с его именем, через некоторое время они стали связываться с именем Семирамиды, как построенные в её время.
Крепость у Ванской скалы в течение нескольких веков служила резиденцией урартских царей. Прямо внутри Ванской скалы было выдолблено несколько бытовых и культовых помещений, где правители Урарту поклонялись своим богам. Вероятно, здесь же находились царские палаты. Несколько дополнительных крепостных сооружений укрепляли весь район резиденции, поэтому крепость у Ванской скалы часто называют цитаделью. После падения Урарту крепость использовалась в различных сражениях вплоть до Первой мировой войны, её верхняя часть несколько раз перестраивалась.
Расширение границ Урарту на юг привело к тому, что торговые пути из Ассирии в Малую Азию оказались под контролем урартов, что осложнило стратегическое положение Ассирии, которая издавна импортировала железо и лошадей из Малой Азии, а также затруднило доставку лошадей с территорий на восток от озера Урмия. Ассирийский правитель Салманасар IV (Шульману-ашареду IV, годы правления 783—772 годы до н. э.) шесть из десяти лет своего правления потратил на походы против Урарту. К этому времени в Урарту уже правил сын Менуа, Аргишти I, который, судя по письменным источникам, вёл напряжённую борьбу с Ассирией у её северных границ и, в конце концов, вышел из неё победителем, не позволив Салманасару IV вернуть Ассирии потерянное влияние в приграничных зонах. Кроме этого Аргишти I совершил несколько удачных походов на юго-восток, в район озера Урмии против маннейцев. Аргишти I также осуществил строительство новых поселений и крепостей в Закавказье, на территории современной Армении, в частности, он основал город Аргиштихинили, который долгое время оставался крупным административным центром Урарту, и город Эребуни рядом с современным Ереваном.