Алин остров бесплатное чтение

Иллюстратор Александра Сариева

Дизайнер обложки Лиза Правикова

© Антон Хрипко, 2024

© Александра Сариева, иллюстрации, 2024

© Лиза Правикова, дизайн обложки, 2024

ISBN 978-5-0062-6753-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Маленькая Аля провела первые пять лет своей жизни почти в полной изоляции с родителями на крошечном острове на западном побережье Шотландии. Однако пришло время покидать остров и начинать школьную жизнь на большой земле. Не всё оказалось просто для чувствительного одаренного ребенка, привыкшего только к овечкам, полям и океану вокруг…

Рис.0 Алин остров

Глава 1.

Аля и её камень

Аля. Девочку звали Аля. И девочка, как это ни странно, жила на острове. Остров назывался Танера Мор – так и назывался двумя словами. А вокруг был настоящий Северный Атлантический Океан. Ну, конечно, она жила не одна. Дети одни не живут на островах. Девочке было пять лет. Заканчивался август, было тепло, хотя этот остров был в океане около Шотландии, и там даже когда тепло, – то прохладно, а когда прохладно, – то холодно, а когда холодно, – то очень холодно. Но Аля привыкла.

Конечно, Аля жила с мамой и с папой. У них был маленький домик. В этом месте в Шотландии деревья не растут, поэтому вокруг были только кусты, мох и сплошные камни. Родители занимались хозяйством, у них были овцы, которые паслись на этом острове. А папа занимался ещё и рыбной ловлей. На острове была маленькая бухта. Ты знаешь, что такое бухта? Это маленький залив, куда заходят лодки, чтобы спрятаться от волн.

Конечно, они жили на острове не одни. На острове жило еще две семьи – тоже мама с папой и еще мама с папой. Но у них были мальчишки, и мальчишки были большие, то есть уже в таком возрасте, когда они помогают своим родителям по хозяйству – во время каникул, конечно. Раньше на острове жило много семей, поэтому тут и там остались от этих семей каменные дома без крыш, окон и дверей. А когда на острове родилась Аля, там жило всего три семьи. Остров был небольшой. Если взять и идти по всему его берегу, то можно его обойти может быть за час или за два, в зависимости от того, прыгать по камням быстро или медленно.

Рис.1 Алин остров

Конечно, на острове у всех были машины, но эти машины были без номеров. Зачем номера, когда на острове нет дорог. Этими машинами пользовались просто для хозяйственных целей. Например, на лодке привезли что-нибудь в бухту, разгрузили в машину и повезли к себе домой.

Аля тут жила с самого детства, и она привыкла к тому, что она целыми днями одна, потому что мальчишки всегда были старше неё. И даже когда она была совсем маленькая, они уже ходили в школу. И сейчас, когда осень, зима или весна, мальчишки не живут на острове, они живут на большой земле и ходят там в школу. Поэтому, с точки зрения Али, остров был её полностью. Взрослые не в счёт.

Аля очень удивлялась, почему её родители так мало разговаривают с родителями этих мальчиков. Вообще в Шотландии каждая семья принадлежит какой-то своей определенной группе. Группа называется Клан. Алина семья принадлежала к клану Страчанов, а те две семьи принадлежали к другому клану. Поэтому те две семьи друг с другом общались, но тоже мало. У каждого клана в Шотландии своя ткань со своим узором. Аля знала, что у них дома в сундуке хранится из ткани с таким узором юбка для Али, юбка для мамы и юбка для папы. Да, папина юбка называлась только не юбка, а по-другому – килт. На самом деле Аля считала, что это всё просто юбки. Она совершенно спокойно относилась к тому, что всем иногда удобнее ходить в юбке. И почему тогда папа не может ходить в юбке? А иногда всем удобнее ходить в штанах.

Аля всё время думала, почему все три семьи не встречаются и не сидят за общим столом. Это же так весело. Но мама как-то ей объяснила, что представь себе, Аля, если мы вдруг возьмем и за этим застольем, когда будем сидеть вместе, вдруг мы поссоримся. Как нам жить, если мы поссорились, когда мы живем на одном острове? Поэтому, когда семьи живут на одном острове, они стараются друг с другом много не общаться. Тем более наши дома далеко, мы друг друга не видим. Остров достаточно большой, чтобы мы вообще друг с другом не пересекались. Мы помогаем друг другу привезти продукты и всё.

Конечно, они жили на этом острове не изолированно. У них была своя лодка, они часто ездили на большую землю. Плыть было недалеко, ну, может быть, километра два. Большая земля была видна отсюда, и там ночью загорались огоньки, в отличие от их острова, где ночью было совсем темно, потому что на острове не было электричества. На острове у каждого дома был свой генератор. Когда нужен был свет, они вечером включали генератор, и он тарахтел. А потом, когда все ложились спать, генератор выключали. Электричество для холодильников получалось из аккумуляторов. А так генератор у каждой семьи был свой. Он потарахтит, и всё. И никаких, конечно, не было уличных фонарей, потому что не было и дорог. Аля вечерами часто смотрела в окно на огоньки дальней большой земли и думала, как хорошо, наверное, там, где огоньки, и как у нас тут скучно.

Мама с папой, конечно, всегда брали её с собой на большую землю, потому что в городе Полгласс, который был ровно напротив их острова, на берегу жил брат мамы и жила сестра папы. У них были свои семьи, и Аля к ним ездила, иногда проводила с ними даже несколько дней. Почему такое случалось? Потому что иногда были большие волны. А когда большие волны, то нельзя было взять и вернуться обратно на остров, потому что лодочки были очень маленькие у всех трёх семей.

Поэтому часто в непогоду все три семьи жили на острове в окружении большой земли, но как бы взаперти. Со всех сторон была видна большая земля. Можно было взять бинокль, посмотреть и увидеть, что со всех сторон есть дома, есть дороги и есть машины, которые ездят по этим дорогам, но до них нужно было плыть два или три километра. Большой земли не было только на западе от их острова, там был необитаемый островок Танера Бег и ещё несколько совсем мелких островков. А за ними уже океан до самой Америки или Гренландии. Если была плохая погода, то не на чем было переплыть пролив до большой земли. Не было таких кораблей у этих трёх семей. Мама с папой всегда переживали, а вдруг что-нибудь случится с Алей или с ними в такой момент? Как они тогда доберутся до большой земли, до больницы, например? Поэтому давно-давно правительство сделало у них вертолетную площадку на тот случай, что, если вдруг что-то случится, то прилетит вертолет, например, с врачами и окажет какую-то помощь. Один раз он и прилетал, когда корова не могла родить телёнка. Прилетел ветеринар и помог. И улетел. И больше вертолётов не было.

Аля настолько привыкла к своему острову, что знала его как свои пять пальцев и воспринимала его как своё большое хозяйство или двор или владение. Она знала не только растения, не только лично всех овечек, которые свободно жили на острове, но и вообще всё, что было на острове, она знала. Каждый камень. Каждый куст или тропинку. Она могла по овечке сразу определить, чья она, какой семьи. Она даже имена им всем раздала и помнила их. Из любой точки острова она в туман и пасмурную погоду могла показать рукой направление на свой дом и не заблудиться. А ещё у неё был на самом верху острова её Большой Камень. Почему у неё? Потому что только она к нему ходила почти каждый день. Мальчишки всегда занимались своими делами. И родители тоже. Единственный человек из всех, кто жил на острове, была Аля, у которой было время ходить к этому камню. А камень был большой, чёрный и очень гладкий, как будто отполированный.

Мама с папой говорили, что это очень древний камень, что этот камень лежит тут тысячи лет, и отполирован он потому, что на этот остров раньше приплывали древние люди и у этого камня совершали разные молитвы и ритуалы, ходили вокруг этого камня и трогали его руками. Поэтому он стал такой гладкий. Может быть, это и сказка. Может быть, Аля и слушала это вполуха, а может быть, это и правда, но камень ей очень нравился. А когда было тепло, а это было не каждый день, но когда было тепло и не было ветра, а без ветра тоже было не каждый день. Так вот, когда было тепло и без ветра, на вершину камня забиралась маленькая ящерица и сидела там, подняв гордо голову, и смотрела во все стороны. Аля всегда подходила к камню и боялась шелохнуться. Потому что ей очень нравилось, что на вершине камня сидит маленькая ящерица. Камень был такой большой, что Аля никогда на него не смогла бы залезть и не мечтала даже об этом. Камень был, наверное, высотой со взрослого человека. Он был такой большой, тёплый и покатый, и она видела, что на вершине камня сидит ящерица. Конечно, ей хотелось её погладить, но она не могла её достать. Аля даже не знала – это одна и та же ящерица сидит или каждый раз другая, потому что она не могла её рассмотреть вблизи. А потом ящерицы так друг на друга похожи, что очень трудно понять, это та же ящерица, которая была вчера, или нет. Даже если эта ящерица убежит и вернется через пять минут. Даже в этом случае нельзя понять, это та же ящерица или другая. Но Аля считала, что это одна и та же ящерица, и что эта ящерица – королева острова. Потому что она так прочитала в одной книжке, в одной сказке, что у каждого острова есть своя королева-ящерица. А может быть, ей это просто когда-то приснилось.

И вот она приходила к этому камню с этой ящерицей и говорила этому камню и этой ящерице все свои проблемы. Она приходила, когда мама или папа её ругали, или когда у неё ломалась любимая игрушка, или когда мама заставляла её есть пережаренные сосиски с кислой капустой, или когда её просили сделать что-то скучное и неприятное, Аля приходила к этому камню и жаловалась.

Рис.2 Алин остров

А когда солнечных дней не было, Аля сидела дома и ждала, ждала солнце. И вот приходил солнечный день, и Аля бежала к своему камню, трогала его, убеждалась, что он уже тёплый, и ждала свою ящерицу. Как только появлялась ящерица, Аля выкладывала ей всё, что накопилось.

И в этот раз в эти последние дни августа Аля тоже прибежала к этому камню жаловаться. Но теперь жалоба у нее была очень и очень большая. В жизни Али предстояло произойти очень большому событию, и Аля не знала даже, о чем попросить эту королеву острова, эту ящерицу. Она даже не знала, как и с чего начать. Она подходила к этому камню, смотрела на ящерицу и не знала, как сформулировать то, о чём она хочет её попросить. А дело заключалось в том, что Але этим летом исполнилось пять лет, а с пяти лет надо было обязательно идти в школу.

Вообще-то в школу надо было ходить с четырех. Но в силу тех обстоятельств, что Аля живет на отдельном острове, в местном органе власти местный мэр сказал: «Ну, хорошо, пусть она идёт в школу в пять лет, но в пять лет надо идти в школу обязательно». А куда пойти в школу в пять лет, если она живет на острове? Поэтому родители приняли решение, что с сентября Аля будет жить у брата мамы или у сестры папы, как ей понравится. И та и та семья готовы были её принять. Ждали и очень любили. И очень хотели её заполучить себе, потому что Аля была хорошая девочка, а у них были мальчики. Аля сама хотела побыстрее побывать у них, но она очень боялась, что ей там не понравится. Ещё она очень боялась идти в школу, потому что Аля провела пять лет практически одна на острове, и ей страшно было идти в школу, потому что там были другие девочки. Она уже ходила в эту школу на пробный день, вроде бы ей всё очень нравилось, но она боялась того, что вдруг ей потом не понравится. И что делать, если она не понравится в школе? И поэтому она всё время просила родителей: «Давайте я буду вечером возвращаться домой». А папа говорил: «Ну как это сделать, если, например, будут волны? Если будут волны, мы не сможем вернуться. Например, смотри, ты закончишь занятия, и я поеду за тобой, стану на лодке, ты придёшь, и поднимется волна, и мы не сможем вернуться. Что тогда делать?» Аля понимала, что из-за этого нельзя оставаться на острове и жить дома, потому что может быть и другая ситуация. Аля, например, может утром проснуться, а утром волна, и она не сможет пойти в школу. Поэтому она знала уже, что и у брата мамы, и у сестры папы для неё есть в каждом доме маленькая комнатка, которую ей приготовили. Они очень хотят её поселить у себя, эти родственники. Поэтому и те и те приготовили ей комнатки и сказали: «Вот где тебе захочется жить, там и живи». А школа была рядом с этими обоими домами. Поэтому нельзя сказать, что Аля ехала в пустоту. Аля ехала в новую жизнь. Но она очень боялась этого. И она не знала, о чем попросить королеву острова, эту маленькую крохотную ящерицу.

Но у Али возникла идея, и она хотела об этой идее рассказать ящерице. А идея заключалась вот в чем. Этот остров когда-то давным-давно был под римлянами. Когда Британию захватили римляне, они этот остров использовали как форт, как место, с которого они должны были защищать весь залив. И они для этого форта сделали дорогу. Они проложили дорогу, каменную дорогу между этим островом и берегом. С тех пор за две тысячи лет воды в океане стало больше, и дорога эта теперь всегда под водой. Но во время сильного отлива эта дорога до сих пор видна. Когда нет волны, можно было подняться на гору, наверх, к Алиному камню, и в отлив увидеть, что остров соединён этой дорогой с берегом. Но самое интересное другое. На острове у всех трёх семей были тракторы, старые-старые тракторы. То есть кроме машин, которые им достались от своих родственников, которые просто не захотели держать этот хлам в городе, у каждого был свой трактор, и было определённое расписание, когда очень низкая вода, когда низкий отлив, а низкий отлив бывает не каждый день, то можно взять и прицепить к трактору тележку, сесть в неё и прямо по низкой воде поехать с острова на большую землю по старой римской дороге и назад и привезти большой груз.

При этом дорога может быть на глубине всего полметра. Можно, в принципе, и пешком пройти, там воды по колено. Аля ездила несколько раз на тракторе в этой тележке туда-сюда. И она говорила маме и папе, когда была совсем маленькая: «Я когда пойду в школу, то вы будете меня возить на этой тележке каждый день». А мама и папа говорили: «Мы не можем тебя возить каждый день, потому что низкая вода бывает не каждый день. Но ведь надо ещё, чтобы была не только низкая вода, но и чтобы не было волн. Это редко когда бывает». Поэтому у Али возникла идея – она решила попросить эту ящерицу-королеву острова, чтобы она сделала так, чтобы уровень воды в океане стал чуть-чуть пониже. Тогда можно этой дорогой пользоваться каждый день, и она сможет ходить в школу каждый день просто пешком по мелкой водичке и возвращаться назад или на велосипеде ехать по этой дороге. Ну, немножечко вода будет заливать её, ничего страшного, и она будет возвращаться на велосипеде назад. Конечно, это была фантазия маленькой девочки, но зато у Али возникла хоть какая-то идея, и она за несколько дней до отъезда пришла в тёплый день к этой ящерице и стала ей объяснять, показывать руками, что сейчас вот столько воды, а мне надо вот столько, или хотя бы вот столько чтобы было.

«Пожалуйста, дорогая ящерица, сделай так, чтобы вот настолько воды было меньше, и чтобы не было волн». Ящерица смотрела на нее, вращала головой и пыталась, возможно, понять, что говорит девочка. А девочка, видя, как ящерица отворачивает от неё голову, перебегала к другой стороне камня, чтобы лицо ящерицы было обращено к ней, и опять начинала показывать: «Вот сейчас столько воды! – Аля показывала на свою юбочку на своих коленках, – а мне надо вот столько», – руками показывала. А ящерица опять от неё отворачивались в другую сторону, потому что ящерица просто смотрела по сторонам. А девочка думала, что ящерица просто не хочет её слушать. Она подбегала с новой и с новой стороны и повторяла: «Дорогая ящерица, пожалуйста, сделай так, чтобы я…» – и опять рассказывала всю эту историю. Но ящерица вдруг взяла и убежала. Аля очень-очень расстроилась, потому что она подумала, что ящерица обиделась. И она оставшиеся два или три дня до отъезда провела очень грустно. Она грустила не только потому, что боялась идти в школу, но ещё она грустила, что она так и не объяснила королеве острова, этой ящерице, чего она хочет.

Она никому не рассказывала про эту королеву. Это была её тайна. Ни мама, ни папа не знали про королеву острова. Только Аля знала. И вот наступил день, когда нужно было ехать с родителями к родственникам. Решили, что сначала её повезут к брату мамы…

У брата мамы жена очень добрая, большая и веселая – тётя Оля. И мальчик у них очень хороший. Он, конечно, старше Али, но ненамного. И вот рано утром Аля надела свои красивые одежды. Мама собрала ей чемоданчик, и они решили поплыть на лодке. Но в этот день воды оказалось очень мало. Вот наступил тот самый случай, когда не было волн, и был очень низкий отлив. И папа сказал: «А давайте мы поедем на тракторе! Чего нам на лодке плыть? Сейчас такая низкая вода, что мы на тракторе успеем её отвезти и вернуться назад на остров». Аля подумала, а вдруг это ящерица услышала её желание и так сделала. И Аля очень обрадовалась. Мама и папа не могли понять, почему она так радуется. Даже немного обиделись, ведь это был день расставания. А Аля бегала, хлопала в ладоши, просто кричала и всё повторяла: «Ура, ура! Мы поедем на тракторе, потому что воды мало!» Потому что Аля подумала, что это ящерица сделала так, что воды мало, и её теперь всегда будет мало.

Аля на радостях выскочила на улицу, чтобы в последний раз взглянуть на свой камень хотя бы издали. Она стояла, прижавшись спиной к холодной каменной стене дома, смотрела большими глазами в сторону камня и шептала: «Спасибо, спасибо, спасибо!» Потом вдруг задумалась: «Ну как же так, этот момент отъезда всегда был потом, завтра, завтра, завтра, а сейчас он вот он – наступил. Ну как же так?!» У неё что-то забурчало в животе, и она почувствовала, что её сейчас вот-вот вырвет. Она стояла и прислушивалась к себе. Она услышала, как мама кричит: «Алечка, нам уже пора!» И в этот момент она почувствовала, как что-то хрупкое надломилось в ней, какая-то её маленькая пружинка в ней лопнула, она как бы немножечко обмякла и испугалась, что сейчас упадёт. Голова её склонилась вниз. И вдруг она увидела маленькую божью коровку, ползущую вверх по её сапожку. Аля зашептала ей: «Ну, куда ты ползёшь?! Прячься скорее! Уже сентябрь наступил. Будет холодно. Кто тебе поможет?! А я уеду с острова». Алино внимание переключилось. Она немного ожила. Взяла эту маленькую божью коровку в ладошку и прошептала ей: «Не бойся, я тебя спасу», – и побежала в дом на зов мамы.

Забежав в дом, она сунула божью коровку в шкаф и вздохнула с облегчением. Теперь она как-то совсем по-другому себя почувствовала, улыбнулась сама себе и пошла забирать свои вещи и садиться в тележку.

Продолжение книги