Смешарики. Хоккей и другие спортивные истории бесплатное чтение

Рис.0 Смешарики. Хоккей и другие спортивные истории

© ООО «Смешарики»

© Оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2024

Тренер

Июль был в самом разгаре. Сильно припекало солнце, в воздухе кружились разноцветные бабочки. Лосяш скакал по лугу с сачком. Поймав бабочку, он осторожно её разглядывал и сразу же отпускал. Внезапно тишину летнего дня нарушили крики: «Оп-ля! Ого-го! Так его!» Учёный забеспокоился, отложил сачок и пошёл посмотреть, что происходит.

На берегу моря резвились Ёжик, Крош, Нюша и Бараш. Они разбегались, отталкивались от красной черты и с воплем прыгали в песок – кто дальше. Настала очередь Бараша показать класс. Поэт разбежался, неуклюже подскочил и… плюхнулся прямо у линии старта.

– Отползай! – крикнула Нюша, взмывая в воздух.

Бараш вытащил нос из песка и пополз с площадки.

Расстроенный, он сидел на краю обрыва. В небе полыхал великолепный закат, но Бараш не обращал на него внимания. Он пришёл сюда горевать и печалиться.

– Все прыгнули дальше меня, – твердил он себе под нос. – И Крош, и Ёжик, и даже, что самое обидное, Нюша. К тому же она видела, как я носом проехался.

На этом моменте Бараш попытался закрыть глаза. А ведь ему казалось, что он – настоящий чемпион. Как он бежал! Старт был уже совсем близко, а он всё набирал скорость. И вот она – заветная черта! Легко, словно пушинка, оттолкнулся поэт от песка, взмыл в воздух и… ШЛЁПНУЛСЯ, как куль с картошкой! Позор!

– Как жить дальше? – запричитал Бараш. – Теперь все будут смеяться надо мной!

Лосяш следил за состязаниями из-за куста. Когда Бараш уполз, учёный поспешил его догнать.

– Столько бабочек, просто глаза разбегаются, – начал он издалека.

Бараш обернулся:

– А ты, м-м… хорошо прыгаешь? – неожиданно спросил он.

– Смотря за чем… – ответил Лосяш. – За какой-нибудь ерундой и прыгать не стоит. А если цель хорошая, то почему бы не прыгнуть?

Бараш вздохнул. Цель-то у него была хорошая, только вот прыганье плохое.

– Мне, наверное, надо упражняться, – пробормотал он. – Только как?

– Главное не как, а с кем, – с улыбкой произнёс учёный и протянул поэту копыто.

Так Лосяш стал тренером Бараша. Бараш неуклюже скакал по лугу. Лосяш повсюду следовал за ним.

– Представь себя маленькой, лёгкой бабочкой! – кричал он, размахивая сачком.

Бараш старался прыгать плавно и свободно, как бы порхая с цветка на цветок. Но получалось по-бегемотски – тяжело и со скрипом.

– В прыжке главное толчок, – подбадривал его Лосяш. – Разбежался, толкнулся, прыгнул!

И Бараш неловко махал своими тоненькими копытцами, представляя на их месте красивые крылья. Прошёл день и наступил вечер. Поэт вытоптал всю траву на лугу, распугал всех бабочек, но прыгать так и не научился.

Наступила ночь. Тренер и ученик разошлись по домам. Обессиленный Бараш мгновенно заснул. А вот Лосяш всю ночь не сомкнул глаз – думал, как бы побыстрее научить поэта прыгать. Ворочался с боку на бок, кряхтел. И, наконец, решительно отбросив одеяло, спрыгнул с кровати и побежал к доске.

На следующее утро Бараш проснулся рано-рано, умылся и поспешил к Лосяшу – тренироваться. Взъерошенный Лосяш стоял у доски. Сверху донизу она была исписана какими-то мудрёными формулами. Некоторые из них были такие длинные, что даже на стенку вылезли.

– Я тут посчитал немного, – с гордостью сообщил Лосяш изумлённому Барашу. – И выяснил угол, под которым нужно отталкиваться.

Бараша формулы пугали. Поэтому Лосяш решил показать ему свои вычисления на практике. Они прыгали уже три часа, когда погода начала портиться. На улице стало темнеть.

– Вот сейчас, кажется, нужный угол! – воскликнул Бараш после очередного прыжка.

– Да-да! Когда угол правильный, летишь дальше, – обрадовался Лосяш.

Где-то далеко сверкнула молния, и Бараш с опаской поглядел на небо.

– А заступ был? – не унимался Лосяш. – Надо рассчитывать шаги и прыгать точно с линии. Иначе весь прыжок насмарку.

Прогремел гром, на землю упали первые капли. Бараш спрятался под дерево. А Лосяш снова скакнул. Бабах! – ударила прямо в него молния. Учёный упал…

Лосяш лежал в постели с синими кругами под глазами. Бараш сидел рядом и держал тренера за копыто.

– Ба-а-араш, это ты-ы-ы? – с трудом прошептал Лосяш, открывая один глаз.

– Да, это я, – отозвался Бараш, накладывая на лоб тренера холодный компресс. – Ты заболел. У тебя был обморок.

– Это ерунда… – прохрипел Лосяш, открывая второй глаз. – Почему ты не тренируешься?

– Но ведь ты же болен! – возмутился Бараш.

Он не понимал, как можно тренироваться без тренера. Учёный слабо улыбнулся. Пока он лежит в постели, тренироваться они всё равно будут! Прямо здесь – дома!

Чтобы не разгромить домик учителя, Бараш отодвинул мебель и убрал подальше посуду. Сложил книжки стопочками и запихнул телескоп на антресоли. И только после этого показал тренеру разбег, быстро-быстро стуча копытами на одном месте.

– Хорошо, – одобрил Лосяш, приподнимаясь от подушки. – Покажи, как отталкиваешься.

Бараш стал резко дёргать копытом, задевая стулья и распихивая стопки книг.

– Покажи, как ле… чхи! – Лосяш чихнул из-за поднявшейся пыли, – …тишь.

Бараш развёл копыта в стороны, изобразив самолёт.

– Когда летишь, копыта выбрасывай вперёд, – поправил его Лосяш.

Тут перед глазами у него всё закружилось, голова стала тяжёлой, и он рухнул на подушку. Тренировка закончилась. Три дня Лосяш не мог прийти в себя. Его мутило и качало. Чтобы поскорее продолжить тренировки, учёный пил чай с мёдом, жевал кислые лимоны, обматывал горло колючим шарфом и парил копытца. И постоянно думал о Бараше. Мечтал, как сделает из него знаменитого прыгуна. Который прыгнет так далеко, что только его и видели!

В среду Лосяшу стало лучше. Всё ещё слабый, цепляясь рогами за стулья и полки, учёный вышел на улицу. Там было солнечно и весело. Нюша, Ёжик и Бараш играли в жмурки.

– Холодно! Теплее! Теплее! – кричал Ёжик.

– Не поймал, не поймал! – визжала Нюша.

Бараш с завязанными глазами и растопыренными копытцами резво прыгал по лужайке. Лосяш подошёл поближе. Бараш уже почти поймал Нюшу, но та ловко увернулась, и поэт схватил в охапку учёного.

– Лосяш! – обрадовалась Нюша. – Как здоровье?

Лосяш сообщил, что он полностью здоров и очень рад, что его ученик не грустит из-за пропущенных тренировок, а играет в подвижные игры.

– Ну что, потренируемся? – спросил он Бараша.

Поэт нехотя стянул с глаз повязку. Вид у него был растерянный.

– Да я больше не прыгаю, – сказал он тихо.

– Как?! – Лосяш застыл как громом поражённый.

– Не моё это, – ещё больше смутился Бараш, оглядываясь на хохочущую Нюшу.

Больше он ничего не сказал. Только улыбнулся виновато, поправил повязку и побежал к друзьям. Оглушённый новостью, Лосяш не мог пошевелить ни рогом, ни копытом. Просто стоял и моргал. Через пять минут моргания из глаз его покатились слёзы. Как мог Бараш так поступить с ним?! Столько сил, столько времени было потрачено впустую! Столько бессонных ночей пропали зря! А ведь им было так интересно вместе! У них было общее дело! А теперь… всё погибло!

– Я бы мог сделать из него первоклассного чемпиона, – всхлипывал Лосяш. – Он бы прославился, а я бы стал первым в мире учёным-тренером! Мои формулы печатались бы в учебниках по физкультуре! А теперь этому не бывать. Никогда! Потому что у меня больше нет ученика. А значит… Я больше НЕ ТРЕНЕР!

Перед тем, как окончательно расстроиться, Лосяш решил вспомнить свое тренерское прошлое и прыгнуть в последний раз. Он разбежался, оттолкнулся под нужным углом и взлетел ввысь – легко, свободно, словно бабочка. «Далеко прыгнул, – подумал Лосяш, проносясь над цветочным полем. – Всё-таки приятно это… Не получается, не получается, а потом – раз, и получилось!» Тут Лосяш снова вспомнил про свою беду и упал.

– Такая техника… а достойной цели нет, – вздохнул он.

«Хотя… – в голову Лосяшу пришла замечательная мысль. – Воспитаю-ка я чемпиона из самого себя! Я ведь всё-таки ТРЕНЕР!»

Футбол

Если кто-то розовый, весь в рюшечках и бантиках говорит вам, что не любит футбол – НЕ ВЕРЬТЕ! Футбол любят все! Даже девчонки! Потому что в футболе каждый найдёт себе занятие по душе. Любишь носиться как угорелый – становись игроком. Умеешь высоко прыгать – твоё место в воротах. Самый справедливый станет судьей, а самые внимательные и шумные – болельщиками. Ну, а если бегать, прыгать, судить и кричать ты не любишь, но знаешь, как всё это делать правильно, – значит, ты тренер.

Копатыч был в душе тренером. Он не пропускал по радио ни одного футбольного матча, хотя каждый раз волновался так сильно, что потом целый день не мог работать.

– Защитник проходит по правому краю. Опасная ситуация. Где вратарь? – тряслось от возмущения радио, а вместе с ним трясся и сам Копатыч.

Уже три раза он стучал по радиоприёмнику кулаком. Но это не помогало. Любимая команда проигрывала вчистую.

– Ну кто так играет?! – возмущался медведь, вспоминая свой знаменитый бой с некультурными сорняками. – Чтобы выиграть, надо хотеть выиграть!

– Они хотят, но не могут, – попытался утешить его Лосяш. – Тактика неправильная!

– Тактика?! – возмутился Копатыч. – При чём здесь тактика? Главное – настрой!

Обстановка накалялась. Над головами противников начали сверкать молнии. И, чтобы не тратить электричество впустую, спорщики решили провести экспериментальный матч. На скамеечке сидели Пин, Нюша и Бараш. Тренировка была в самом разгаре. Копатыч настраивал команду на победу:

– В глазах – огонь, в голове – гол! Главное – не бояться противника!

Услышав это, Бараш задрожал и упал.

– Команду назовём «Горящие глаза», – продолжил Копатыч. – Ну-ка, покажите мне ваш настрой!

Нюша и Пин настроились что было силы, а Бараш ещё больше расстроился. Лосяш тоже проводил тренировку. Он бегал по комнате и размахивал указкой.

– Играть будем по тактике, которую я назвал «Бермудский треугольник». Всё очень просто! – указка ткнулась в схему. – При атаке соперников мы отдаём им всё! Они теряются… как в Бермудском треугольнике, а мы забиваем гол.

Лосяш повернулся к слушателям. Игроки команды «Хитрый расчёт» напряглись и сделали умные лица.

Итак, в центре футбольного поля выстроились две команды. Тренеры изо всех сил подбадривают игроков. Копатыч бьёт в барабан, Лосяш дудит в трубу. «Горящие глаза» сверкают глазами так, что на них невозможно смотреть без слёз. Но игроки «Хитрого расчёта» подготовлены не хуже. У них есть схема! И не одна, а целых три! Это Лосяш позаботился, дал каждому бумажку со стрелочками, чтобы не заблудились. Меж двух команд примостился арбитр. По-футбольному это значит судья, а по-смешариковскому – Совунья со свистком.

Внимание! Арбитр подкидывает монетку и… Какой напряжённый момент! Монетка взлетает и, сверкнув на солнце, плюхается в траву. Кому же бить первому? Не дождавшись решения судьи, вперёд вырывается Крош и наносит удар по мячу!

Пролетев почти всё поле, мяч опять попадает в лапы Кроша, который как раз успел до него добежать. Кролик демонстрирует пару кидательно-бросательных приёмчиков и передаёт мяч Ёжику… Но тут же забирает обратно. Какая блестящая комбинация! Какой хитрый расчёт! Сейчас мы узнаем, зачем он это сделал!

– Диагональ! – раздался над стадионом отчаянный лосиный крик.

Про диагональ Крош что-то слышал краем уха. Но вспомнить, как именно эта диагональ выглядит и что с ней делать, не мог. Он сделал финт ушами – проскакал десять раз вокруг Бараша и рванул к воротам. Через несколько метров дорогу ему преградил Пин. Оттолкнувшись от земли, Пин пролетел несколько метров. И сильнейшим ударом выбил мяч из лап Кроша!

Подхватив с собой Бараша, Пин устремился к воротам противника. Какая слаженность действий! Какой настрой! Но что это? Они пробегают мимо ворот! И мяч опять переходит к «Хитрому расчёту».

– Эх-ма! – Карыч размахнулся и ударил по мячу.

– Настрой! – взревел над самым ухом Нюши голос Копатыча.

Пришлось розовому вратарю отложить в сторону пудреницу, убрать в сумочку модный журнал и прыгнуть за мячом. Какой прыжок! Он обязательно войдёт в историю балета… то есть – футбола! Прямо в воздухе Нюша наносит ответный удар! Карыч ловит мяч и, галантно поклонившись, посылает его обратно даме. Она отвечает ему тем же! Куда смотрит судья?

У нас здесь футбол, а не балет!

В этот момент обмен мячами прекратился сам собою. Очарованный дамой, Карыч томно взмахнул крыльями и… забил мяч в свои ворота.

Один-ноль в пользу «Горящих глаз». С таким счётом закончился первый тайм, и судья объявила десятиминутный перерыв…

– Меняем тактику, – бормотал недовольный Лосяш. – Теперь играем по схеме «Плотина». Гасим атакующие волны соперника по всему периметру. – Тут Лосяш увидел рассеянный взгляд Кроша и, вздохнув, сказал: – Отдаём мяч Ёжику. Понятно?

Крош закивал головой и шёпотом передал новую тактику Ёжику, а Ёжик, в свою очередь, нашептал её Карычу. В это время в домике Копатыча происходил серьёзный разговор. Сначала Копатыч что-то долго кричал и махал лапами. Затем выстроил всех игроков в шеренгу и, пристально глядя им в глаза, прошептал:

– Идите и без победы не возвращайтесь!

Команда «Горящие глаза» сделала «Кру-гом!» и решительно шагнула на поле. Перерыв закончился. Свисток! Второй тайм! Игру, как всегда, начинает Крош! Он хватает мяч и несётся к воротам соперника! Сколько решимости! Да! «Хитрый расчёт» явно поставил на лучшего игрока! На полпути к воротам Крошу попался кто-то круглый и с колючками. Но лучший игрок не собирался уступать мячик ни за какие морковки. Однако тренер был с этим совершенно не согласен:

– Играй по схеме – отдай Ёжику! Я для чего тактику придумал?! Отдай Ёжику! – вопил Лосяш.

Но Крош его не слышал. В голове у него были только ворота соперника. Удар! Мяч попадает в штангу, отскакивает от неё, ударяется об Ёжика, снова отскакивает и закатывается прямо в ворота Нюши. Гол! Счёт один-один!

– Я же говорил: отдай Ёжику! – ликовал Лосяш, снисходительно поглядывая на Копатыча.

Тактика работала! И снова мяч у Кроша! Но игроки «Горящих глаз» применяют запрещённый приём – хватают Кроша за уши и тянут! Сейчас уши оторвутся! Но нет! Возмущённый свисток судьи прерывает это безобразие!

За невоспитанное поведение «Горящих глаз» судья назначил штрафной удар. Стараясь защитить Нюшу, Бараш с Пином тут же соорудили перед воротами «стенку». Штрафной бил Крош. Мяч врезался в живую стенку и вместе с ней полетел к воротам. Издав воинственный хрюк, Нюша взмыла в воздух и поймала… Бараша. А мяч спокойно закатился в ворота. Два-один. «Хитрый расчёт» вырвался вперёд!

Копатыч горестно рыдал на скамейке запасных:

– Я же говорю: настрой, огонь в глазах. А вы не хотите никого побеждать!

– Ну, Копатыч, миленький, ну, не плачь, – успокаивала его Нюша. – Игра же ещё не закончена.

Между тем до конца матча оставалось всего ничего. Каких-то пять минут. «Горящим глазам» могло помочь только чудо! Свисток. Игра началась и… тут же закончилась. Вы думаете, это опять был Крош? Нет! На сей раз это была Нюша! Ей стало так обидно за Копатыча, что она первая подбежала к мячику и со всей силы его ударила. Обе команды замерли, следя за полётом мяча. Через секунду Крош укоризненно позвал:

– Карыч!

– Да-да! – резво подскочил Карыч, оторвавшись от свежего выпуска газеты.

Но, увидев взгляды команды, забеспокоился и оглянулся по сторонам. В углу ворот лежал какой-то странный круглый предмет, очень похожий на футбольный мяч. Счёт сравнялся. Два-два.

Команды выдохлись. Игроки бродили по полю, вяло перекидываясь мячом, и с тоской посматривали на часы. А вот тренеры наоборот – не могли усидеть на месте.

– У нас замена! – не выдержал Лосяш.

– У нас тоже! – тут же прорычал Копатыч и выбежал на поле.

Начал игру Лосяш. Легонько толкнув мячик, он сверился с записями и крикнул Крошу:

– Открывайся вон там! Я сейчас дам тебе пас!

Но исполнению блестящего замысла помешал Пин. Он отобрал у Лосяша мяч и передал своему любимому тренеру.

– Так нечестно! – запротестовал Лосяш, но Копатыч думал иначе.

– Разойдись! – кричал он, бегая вокруг Лосяша и размахивая лапами. – У меня такой настрой, что я за себя не отвечаю!

Уставшие игроки последовали совету Копатыча, тихонечко расселись на скамейке и начали наблюдать за игрой.

– Настрой! – пыхтел Копатыч, пробегая очередной круг.

В ответ на это Лосяш рисовал на бумажке стрелочку и совал её под нос медведю:

– А как тебе вот такая тактическая заготовка?

Наконец оба тренера решили ударить по мячу. От такого удара мяч разлетелся на куски, а Копатыч с Лосяшем повалились на землю.

– Ну что, понял, как надо играть? Понял, что такое настрой? – простонал медведь.

– А ты? Понял, что такое правильно выбранная тактика? – пробормотал Лосяш, потирая ушибленную коленку.

Тренеры помогли друг другу подняться и, обнявшись, направились к дому. Главный рецепт победы – вовремя сказать: «Ничья». Спор был разрешён.

Самооборона без противника

Вообще-то, жизнь штука хорошая – весёлая и интересная. Но расслабляться тоже не стоит. Всегда может встретиться плохиш, способный толкнуть тебя в лужу. Нужно уметь постоять за себя. А ещё лучше научиться приёмам самообороны заранее. Крош, как паровоз, выдыхал морозный воздух.

– Ки-и-и-я-я! – сшибал он с ног выдуманного противника.

Ёжик тоже тренировался рядышком. Чертил на снегу улыбающиеся рожицы. Крош недовольно покосился на товарища.

– Есть упражнения, которые помогают научиться драться даже тем, кто совсем не умеет, – сообщил он.

– Зачем? – удивился Ёжик.

– Чтобы никого не бояться! – лапой по воздуху.

– Я и так никого не боюсь, – улыбнулся Ёжик.

– Ты просто мало знаешь о жизни! – возмутился Крош. – Вот, ударь меня…

Ёжику не хотелось бить друга, но Крош настаивал. Ёжик поднял лапу и щёлкнул кролика по носу.

– У у у, – закричал Крош. – Я был ещё не готов! Давай заново!

Щёлк! Щёлк!

– Ой! – взвизгнул Крош и начал тереть нос. – Ты как-то неправильно бьёшь! Нужно встать вот в такую позицию…

И кролик принял позу каратиста. Ёжик попытался повторить за ним. Выставил вперёд одну лапу, поднял другую и… В этот момент Крош быстро натянул ему на глаза шапку и толкнул в снег.

– Стиль бешеного кролика! – довольно сообщил он.

Пока Крош с Ёжиком сражались, наступил вечер. Пора было возвращаться домой. Ёжик молча шёл по тропинке. Кролик семенил рядом, время от времени выкрикивая: «Ки-я! Ки-я!» Внезапно он замолк. Ёжик обернулся. Крош исчез.

Продолжение книги