Искусство в лицах: портреты эпох от первобытных времен до наших дней бесплатное чтение
© Волкова И.К., Иванова М.В., текст, 2024
© Виктория Хитева, иллюстрации, 2024
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024
Введение
«Всё течёт, всё меняется» – античная цитата, которая подойдёт для описания, пожалуй, любого произведения на тему истории. Но кое-что остаётся неизменным: историю творят люди. Человек всегда был в центре истории, которую он же и писал. Без людей некому было бы и изучать историю, а по их лицам можно прочитать, чем и как они живут.
Искусство – неотъемлемая часть жизни людей как сегодня, так и столетия, и тысячелетия назад. Некоторые антропологи даже связывают начало искусства и появление человека разумного, ведь ни один другой вид на Земле не создаёт ничего подобного. Человек является и основным мотивом, сюжетом, который пронизывает всю историю искусства, людей изображали во все времена.
Эта книга не только о портретах (строго говоря, портреты с нами не так давно), она об искусстве в целом. О том, как стили сменяли друг друга под влиянием различных факторов. Ярче всего, конечно, это выражалось в том, как художники видели людей – императоров и священников, атлетов и жрецов, заказчиков и мучеников, мужчин и женщин.
В изображениях людей отражалось мировоззрение современников, их философские взгляды. На такие изображения оказывали влияние и технологии, которыми художники пользовались для создания своих произведений. По тому, как выглядят люди на памятниках искусства разных времён, можно судить и о том, каким было искусство в целом. Это и есть лица эпох, их портреты.
Если глаза человека – это зеркало души, то в глазах портретов, в их линиях и красках, в гладкой поверхности мрамора, из которого сделаны статуи, отражается всё, что довелось увидеть её автору – искусство, окружавшее его, пока он творил, людей, с которыми он жил бок о бок. Иными словами,
весь культурный ландшафт и особенности стиля каждого периода истории так или иначе выразились в изображении людей. Поэтому через портреты можно составить представление об искусстве его времени в целом
– именно такую задачу ставит эта книга.
Нужно оговориться, что невозможно охватить абсолютно всю историю искусства в одном томе, поэтому мы сосредоточимся на западноевропейском искусстве, которое уходит корнями в древнеегипетское искусство и античную культуру. Кратко коснёмся и времени, когда искусство только зарождалось и постараемся понять, как это происходило.
В этой книге девять разделов, соответствующих разным эпохам, расположенным в хронологическим порядке. Каждый раздел начинается с временной шкалы, наглядно показывающей, о каком периоде истории в нём идёт речь, и краткого обзора, необходимого для погружения в эпоху. Через изображения людей (а иногда других персонажей, когда это важно для эпохи), на примерах конкретных памятников раскрываются основные принципы и особенности искусства этих периодов.
Мы ни в коем случае не претендуем на полноценный глубокий анализ искусства разных веков – для этого потребовалось бы написать не один десяток томов. Однако надеемся, что эта книга поможет нашим читателям лучше ориентироваться в истории искусств и безошибочно распознавать, в каком стиле и в какой период были созданы те или иные произведения искусства.
А для лучшего понимания искусства разных времён рекомендуем вооружиться знаниями, почерпнутыми в этой книге, и штурмовать музеи. Ведь главное оружие искусствоведа – это насмотренность.
Первобытное искусство
ПОДКАСТ «ИСКУССТВО В ЛИЦАХ». ВЫПУСК 1
Искусство первобытной эпохи – это искусство, которое создавали наши предки, жившие в каменном веке, когда главным материалом для изготовления орудий труда был, соответственно, камень.
Определить временные границы первобытного искусства сложно, поскольку мы располагаем слишком небольшим количеством памятников, разброс между которыми очень неравномерен. Условно, любой памятник старше 5–6 тысяч лет может считаться примером первобытного искусства, но существуют примеры и более поздние. Например, в Норвегии или в Западной Сибири находят петроглифы, относящиеся к I тысячелетию до нашей эры, когда цивилизация Древнего Египта уже приходила в упадок, а в Древней Греции создавались образцы для подражания будущих мастеров эпохи Возрождения.
Принято делить каменный век на три крупных периода – палеолит («древний камень»), мезолит («средний камень») и неолит («новый камень»). Они различаются характером отношений между человеком и природой.
Так, в период палеолита одновременно существуют разные виды людей; люди живут в пещерах и охотятся на мегафауну – мамонтов, шерстистых носорогов и других крупных животных.
Мезолит наступил, когда из Европы ушло покровное оледенение, то есть около 10–12 тысяч лет назад, в зависимости от региона. Вымерла мегафауна, пропала необходимость укрываться от диких зверей в пещерах, охотиться стало проще, были изобретены лук и стрелы. Люди стали селиться на берегах рек, которые давали им свежую воду и дополнительную пищу в виде рыбы и моллюсков.
Последний период ознаменован так называемой неолитической революцией – переходом от присваивающего хозяйства к производящему. Племена перестали полагаться только на охоту и собирательство, а стали сами разводить скот и выращивать культурные растения.
Как ни тяжела была жизнь наших предков в каменном веке, даже тогда у них уже было искусство. К сожалению, это одна из немногих форм передачи информации, существовавшая в те далёкие времена, а потому современным учёным особенно сложно изучать и как-то интерпретировать памятники. В своих исследованиях они часто обращаются к опыту современных традиционных обществ – племён, которые до сих пор живут по традициям каменного века. Считается, что их восприятие мира во многом похоже на то, каким оно было в далёкие доцивилизационные времена.
Рис. 1. Виллендорфская Венера. Ок. 26 тыс. лет до н. э.
Палеолитические Венеры
Портретов в современном понимании не встречается до Древнего Египта, но изображения людей как таковых стали появляться десятки тысяч лет назад, в палеолитический период, причём, как правило, в виде произведений пластики. Как ни странно, изображения мужчин практически не встречаются, а вот статуэток женщин найдено достаточно много.
Первая подобная статуэтка была найдена в 1860-е годы во Франции маркизом де Вибре. Обнажённая женщина с ярко выраженными половыми признаками, без лица и волос показалась ему очень вульгарной – ведь он жил в период правления королевы Виктории, максимально ханжеский в истории человечества. В противопоставление скромной греческой Венере он назвал находку Венерой распутной. Позже исследователи стали смотреть на её черты иначе и уже не считали её распутной, но имя Венера за подобными статуэтками закрепилось.
Самая известная из подобных фигурок – Виллендорфская Венера (рис. 1), уже ставшая частью массовой культуры. В знаменитом сериале «Молодой папа» кардинал с вожделением смотрел именно на нее, а позже исповедовался в этом. Однако археологи не перестают находить их тут и там – от Португалии до Западной Сибири. Все они имеют относительно небольшой размер – от 3–4 до 25–30 см, у всех гипертрофировано показаны грудь, живот, бёдра, вульва. У многих ноги образуют подобие клинышка – возможно, чтобы можно было воткнуть статуэтку в землю. При этом возраст у Венер самый разный – от 11 до 400 тысяч лет (Венера из Тан-Тана, рис. 2).
Мы не знаем точно, зачем наши предки создавали своих Венер, но можем предположить, что они символизировали плодородие. Не будучи сильны в биологии, первобытные люди видели, как женщины сами по себе производят новых и новых людей, и вполне могли считать их богинями или хотя бы наделять магическими свойствами (приятно так думать). Как бы то ни было, портретность в таких изображениях явно была вторичной, гораздо важнее было обозначить способность выносить потомство. Создание фигурок из камня, кости, дерева и других материалов, вероятно, казалось первобытным людям отличным способом повысить плодовитость женщин и как-то помочь увеличению численности небольших групп.
Рис. 2. Венера из Тан-Тана, Марокко. 500–300 тыс. лет до н. э. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9f/Venus_of_Tan-Tan_-_1.jpg
Пещера рук
Портрет – это один из способов оставить о себе память. В широком смысле, надпись «Киса и Ося были здесь» – тоже своего рода портрет.
Но и до изобретения письменности люди пытались оставлять свои «подписи» – через отпечатки рук, которые встречаются во многих пещерах в виде панно из пятен одинакового размера (например, в пещере Шове, рис. 3).
Рис. 3. Отпечатки рук в пещере Шове, Франция. Ок. 34 тыс. лет до н. э.
Представляется, что это могло быть подобием доски почёта, на которой оставляли подпись самые достойные. А может, и не только – точных сведений о мотивах первобытных художников нет.
Наиболее ярко этот обычай выражен в Пещере Рук в Аргентине (рис. 4). Руки читаются здесь лучше, поскольку отпечатки оставлены путём распыления краски поверх ладони. Краску набирали в трубочки из стеблей растений и дули в них, направляя на стену, к которой прижимали руку.
Рис. 4. Пещера Рук, Аргентина. 11–6 тыс. лет до н. э.
Интересно, что многие отпечатки имеют неполный набор пальцев. Трудно поверить, чтобы на протяжении нескольких поколений члены проживавших здесь общин в таком количестве случайно лишались пальцев. Может быть, имел место какой-то обряд, в результате которого пальцы отрубали. Возможно, этот обряд был частью инициации молодых охотников, а может, знаком уважения к старейшинам. Так или иначе, подойдя к стене, любой человек мог «прочитать» привет от своих предков и, возможно, оставить свой привет потомкам. Чтобы они потом ломали голову, куда же подевались его пальцы.
Быки, олени и собаки
Изображения людей в палеолите встречаются крайне редко потому, что основной мотив наскальной живописи – это животные. Пожалуй, изображения животных даже в большей мере могут претендовать на звание портрета эпохи, чем немногочисленные изображения людей.
В рамках одной из этнографических экспедиций учёные познакомились с племенем, не знавшим цивилизации (такие общества как раз называются традиционными). Они изучали быт и культ племени, записывали за ними и фотографировали их и их повседневные дела. Когда экспедиция подошла к концу и учёные засобирались домой, местные жители забеспокоились: «На кого же мы будем охотиться, если вы увезёте всех наших зверей?» – они считали, что фотографии животных и есть животные. Это прекрасная иллюстрация того, как в первобытном обществе воспринимались изображения, она помогает понять, зачем нужны были многочисленные рисунки зверей на стенах пещер.
От животных зависела жизнь наших предков: на них охотились ради мяса и шкур, из костей делали орудия и статуэтки; животные могли нападать на человека, а могли быть его верными помощниками. Очень важно было привлечь как можно больше добычи и по возможности отвадить хищников от стоянок, и добиться этого пытались именно через их изображения.
Живопись палеолита на удивление яркая и правдоподобная: в ней даже есть объём и динамика, попытка передать движение, а пропорции невероятно точны.
Очень ярко это выражено на стенах пещеры Ласко во Франции, где лошади, олени, носороги и другие лесные жители будто бы бегут вглубь пещеры, обгоняя друг друга (рис. 5).
Рис. 5. Пещера Ласко, осевая галерея. 16,6–13 тыс. лет до н. э.
Рис. 6. Пещера Альтамира. 13,5–11,5 тыс. лет до н. э.
Рис. 7. Пещера Ласко, Человек и бизон. 16,6–13 тыс. лет до н. э.
Другой пример мастерской работы художника каменного века – быки в пещере Альтамира (рис. 6). Для создания образов быков использованы охра и уголь. Стоящие, бегущие и отдыхающие быки изображены в объёме, который создаётся за счёт светотеневой проработки мышц животных и подчёркивается размещением фигур на естественных выпуклостях поверхности камня.
Бык или бизон – вообще наиболее часто встречающееся животное в искусстве как первобытных племён, так и древних цивилизаций, поскольку именно эти животные давали человеку и мясо, и молоко, и шкуры; в то же время бык был опасен, если его разозлить. Последний тезис прекрасно иллюстрирует наскальный рисунок из пещеры Ласко: там человек разозлил быка, выпустив ему кишки копьём, но не убив до конца, за что бык убивает человека (рис. 7) – невероятно драматично! Кстати, изображение в наскальной живописи палеолита человека целиком – большая редкость, чаще можно встретить части тела или получеловека-полузверя. На нынешний день человек из Ласко – чуть ли не единственное обнаруженное изображение такого типа.
Другое животное, с давних времён сопровождающее человека, – это собака. Конечно, эта дружба нашла отражение и в искусстве. Правда, уже не в палеолите, а в мезолите – когда жизнь людей стала проще, а животные, на которых они охотились, мельче.
В этот период получают распространение изображения сцен охоты. Наконец уделяется внимание не только животным, но и собственно людям. И собакам. Прекрасный пример – наскальные изображения из ущелья Альпера в Испании (рис. 8).
Рис. 8. Ущелье Альпера, мезолит https://i.promecal.es/IMG/2013/FD1B019A-EE22-81F3-9D7CA325A2BD4449.JPG
Рис. 9. Петроглифы с изображением оленей в загоне. Норвегия, Альта. Ок. 5000 лет до н. э.
Бесы
Самый близкий к нам период каменного века – неолит. С точки зрения искусства, это период расцвета петроглифов – рисунков, выцарапанных на камнях. Это очень долговечные памятники, практически не подверженные воздействию времени, а потому их сохранилось довольно много. Особенно распространены они на севере Европы – в России и в Скандинавии.
На этих рисунках можно найти уже знакомые сюжеты – животных, сцены охоты, – но также появляются изображения новых изобретений – изгороди, за которой пасутся одомашненные олени (рис. 9), лодок, лыж и даже телеги (рис. 10).
Что касается «портретов», то помимо людей и животных на петроглифах присутствуют так называемые «бесы» – более крупные, чем другие объекты, антропоморфные существа.
Как несложно догадаться, своё прозвище они получили уже в современный период истории, когда на территории древних поселений пришло христианство.
Интересный пример беса – петроглиф мыса Бесов Нос на берегу Онежского озера (рис. 11). Помимо лебедей, ящериц и оленей, на скале выцарапан огромный, около 2,5 метра в длину, человекоподобный монстр. По оси его тела проходит трещина, которую в районе его рта пересекает ещё одна трещина – исследователи предполагают, что через неё беса могли «кормить». Любопытно, что петроглиф перекрывается православным крестом – его, судя по всему, добавили в композицию монахи близлежащих монастырей уже в XVI–XVII веках, чтобы «обезвредить» беса.
Несмотря на кажущуюся примитивность первобытного искусства, оно всё же весьма интересно и разнообразно. А образы, возникшие тысячи и десятки тысяч лет назад, повлияли на последующее искусство и влияют на него до сих пор.
Рис. 10. Петроглифы с изображением лодок, солнечного диска, лыж и телеги. Тромсё, Норвегия. Ок. 5000 лет до н. э.
Рис. 11. Петроглифы мыса Бесов Нос. 3500–1500 гг. до н. э.
Искусство Древнего Востока
ПОДКАСТ «ИСКУССТВО В ЛИЦАХ». ВЫПУСК 2
Под общим названием «Древний Восток» принято объединять культуры Древнего Египта и Междуречья[1]. Именно здесь возникли первые цивилизации: появилась письменность, первые государственные институты и первые города. Здесь же возникает и искусство, повлиявшее на искусство Античности, и, как следствие, на искусство Европы.
Оба древних государства возникли на берегах рек: Египет расположился вдоль Нила, а Междуречье – в долине рек Тигр и Евфрат. Хронологически история Древнего Востока начинается в середине IV тысячелетия до н. э., когда в долине Нила образовываются первые объединённые поселения и появляется дифференцированное общество, а в Междуречье возникают первые города и письменность.
Поскольку Древний Египет и Междуречье находились в одном регионе, они взаимодействовали друг с другом, обмениваясь не только товарами, но и предметами искусства, и перенимали отдельные черты друг у друга. Тем не менее существуют и ощутимые различия между мировоззрениями Египта и Месопотамии, которые влияли на культуру, искусство и жизнь людей.
В Древнем Египте основным был культ загробной жизни. Поэтому представление об искусстве этой цивилизации мы получаем в первую очередь из памятников, связанных с погребением. В Междуречье постоянно менялись культуры, тем не менее в основе религий всех народов, которые в разное время жили на этой территории, лежит культ жизни, плодородия и других радостей, которые доступны на Земле.
В Месопотамии постоянно шла смена населявших её народов: сначала были шумеры, затем пришли аккадцы, потом ассирийцы, хетты, хурриты… Все эти народы, с одной стороны, привносили в культуру региона что-то своё, а с другой – впитывали те обычаи и традиции, которые существовали здесь до их прихода, поэтому, в целом, культуру Междуречья можно изучать как единую, уделяя внимание некоторым особенностям культур разных народов.
История Древнего Египта в этом смысле более равномерная: на протяжении тысячелетий здесь жили египтяне, менялись только династии, которые дали названия разным периодам существования этого древнего государства. Искусство долины Нила также весьма однородно, за исключением короткого Амарнского периода, о котором мы расскажем ниже.
Общее в искусстве Древнего Египта и Междуречья – культовая составляющая в основе, наличие строгого канона в изображении людей и божеств, ярусность многофигурных композиций, наличие письменных пояснений на памятниках.
Однако об изображении конкретных людей можно говорить как в разрезе древнеегипетской, так и месопотамской культур. Портретное сходство обнаруживают только египетские произведения искусства, в Междуречье же лица «стандартизированы» – для местных жителей сходство не имело большого значения.
Большой Сфинкс
Первое, что приходит в голову большинству людей, когда речь заходит о Древнем Египте, – это пирамиды. В форме огромных пирамид в этом регионе строились гробницы царей. Интересно, что это признак только Древнего царства, и между годом возведения последней пирамиды и годом рождения Клеопатры прошло примерно столько же времени, сколько от рождения Клеопатры до наших дней.
Самые знаменитые пирамиды – те, что находятся на плато Гиза. Это комплекс из трёх больших пирамид и нескольких маленьких. Когда-то вокруг каждой пирамиды была огорожена территория, предназначенная для отправления культа, связанного с путешествием в загробный мир. От пирамид к реке спускались дороги процессий – важных составляющих этого культа.
Частью комплекса плато Гиза является Большой Сфинкс (рис. 12).
Рис. 12. Большой Сфинкс. Сер. III тыс. до н. э.
Сфинкс – это фантастическое существо, имеющее тело льва и голову человека. Изображения антропоморфных животных и зооморфных людей встречаются и в первобытную эпоху, так что нельзя назвать египтян изобретателями подобных существ.
Однако на нынешний день это самая древняя в мире (середина III тысячелетия до н. э.) монументальная скульптура – высота сфинкса достигает 20 метров, он высечен из единой скалы, которая находилась на этом месте, с добавлением обтёсанных под соответствующую форму известняковых плит.
Лицо сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном, который погребён здесь же (это стало понятно при сравнении с другими, достоверными изображениями Хефрена). Голова его покрыта немесом, или клафтом – особой формы полосатым платком, символизирующим власть фараона. Лоб украшает урей – обод с головой богини – змеи Уаджит, покровительницы Нижнего Египта или, по другой версии, Священной змеи-покровительницы фараонов и богов. Лицо когда-то было выкрашено в кирпичный цвет, а немес – в красный и синий.
Создание статуи столь внушительных размеров одновременно преследовало несколько целей. Во-первых, гигантский сфинкс мог охранять пирамиды от нежданных гостей. Во-вторых, он внушал уважение к египетским царям, демонстрируя всю их непостижимость и мощь.
Живопись Древнего Египта
Живопись Древнего Египта всегда узнаваема. Её воспроизводят в кино и в анимации, ею вдохновляются хореографы. А всё благодаря тому, что
в основе такой живописи лежит канон – достаточно строгие правила, которым следуют художники, создавая свои произведения.
Канон Древнего Египта сформировался не позже IV тысячелетия до н. э. Один из самых ранних памятников, известных на сегодня, – палетка фараона Нармера (рис. 13), датируется 3200–3000 годами до н. э., демонстрирует использование канона в рельефе.
Рис. 13. Палетка Нармера. Ок. 3200–3000 гг. до н. э.
Любой человек, видевший египетские изображения, с ходу назовёт несколько признаков канона: изображение ног и головы в профиль, а глаз, плеч и торса анфас – чтобы каждая часть тела была видна наилучшим образом; пропорции фигур несколько вытянутые, у всех примерно одинаковые стройные тела; на голове, как правило, пышный чёрный парик.
Фигуры при этом будто бы замерли и никуда не двигаются – у древнеегипетского художника не было цели передать движение, потому что в загробном мире торопиться точно некуда, а именно его он изображал. Но есть и другие признаки канона. И поскольку древнеегипетская цивилизация развивалась достаточно консервативно, мы можем рассмотреть эти признаки на примере гораздо более позднего памятника – фрески из гробницы фараона Аменехмета I (рис. 14).
Рис. 14. Фрагмент стены гробницы Аменехмета и его жены Хемет. Египет, XX–XIX вв. до н. э.
На фреске фараон изображён со своей женой Хемет (мы знаем их имена благодаря многочисленным надписям, которые традиционно сопровождают египетские изображения). Перед ними стоят столы с дарами – хлебами, овощами, ногой и головой какого-то животного. Присмотримся к фигурам внимательнее.
Мы легко считываем, что Хемет стоит слева, а Аменехмет – справа, то есть в искусстве Древнего Египта женщины и мужчины изображались очень по-разному. Женщины носят длинные платья, закрывающие грудь, торс мужчины обычно обнажён. Кроме того, часто женская кожа окрашена в более светлый желтоватый тон, в противоположность мужчине, кожа которого скорее красная или коричневая.
На фреске есть ещё один персонаж, изображённый справа от фараона и его жены – их сын. Он показан в меньшем размере не потому, что был ребёнком, а потому, что его фигура менее значима. Этот принцип мы ещё не раз встретим в искусстве самых разных периодов.
Кроме того, поза наследника более расслаблена, потому что чем выше статус человека, тем строже его фигура подчиняется канону.
Ещё один принцип египетского искусства – ярусность. Нагляднее он прослеживается в уже упомянутой палетке Нармера, но и на фреске он есть – в том, как расположены дары и фигура принца.
Статуя Ранофера
Как и в живописи, в скульптуре Древнего Египта применялся канон. Его использование проявляется в пропорциях тел статуй и в их строгих позах. Если изображаемый показан сидя, то спина его прямая, он смотрит прямо перед собой, руки лежат на коленях, которые согнуты под прямым углом. Примеров подобных статуй можно привести не один десяток, но обратимся к уже знакомому персонажу – фараону Хефрену. Его образ, высеченный из диорита[2], создан согласно канону. Статуя фараона Рамзеса II, жившего на тринадцать веков позднее, на первый взгляд кажется чуть ли не копией статуи Хефрена – всё благодаря канону.
https://static.tildacdn.com/tild3163-3161-4234-b139-623364323737/ancient28-14BD6096E7.jpg
Рис. 15. Статуя вельможи Ранофера. Середина II тыс. до н. э.
Чаще, чем сидящих, древнеегипетские мастера ваяли стоящие статуи – конечно, тоже по канону, но своему. Рассмотрим его внимательно на примере вельможи Ранофера, жившего в середине III тысячелетия до н. э. (рис. 15).
Статуя из известняка сделана для гробницы Ранофера и имела важную функцию: в неё должна была переселиться душа умершего вельможи. Чтобы душа не заблудилась и ничего не перепутала, в гробницах Древнего царства не оставляли изображений персонажей, бывших выше по статусу, чем усопший. То есть в гробнице вельможи мы не найдём изображений фараона, а в гробнице фараона не будет богов. Позже этот принцип сойдёт на нет, но в середине III тысячелетия до н. э. он ещё актуален.
Интересно, что статуя раскрашена. Мы привыкли, что скульптура – это вид искусства, который оперирует только формой, но в древности цвет был неотъемлемой частью оформления изваяний.
И если древнегреческие образцы дошли до нас в «чистом» виде, то благодаря сухому климату Северной Африки Древний Египет предстаёт перед нами во всех красках.
Поза Ранофера соответствует канону: он стоит с прямой спиной, голова смотрит прямо, руки вытянуты вдоль тела, а
нога делает шаг вперёд – так называемый «египетский шаг», который встречается в искусстве Древнего Египта на протяжении всей его истории.
Несмотря на наличие шага, Ранофер никуда не идёт, статуя максимально статична, скульптор никак не обозначает напряжения в мышцах и каких бы то ни было ещё признаков динамики. Этот приём в период архаики позаимствуют у египтян древние греки.
Несмотря на высокую степень стандартизации скульптуры, лицо вельможи выполнено с портретной точностью. Это говорит о том, что для египтян имела большое значение личность заказчика: не дай бог душа переселится в статую, которая будет не похожа на хозяина, страшно представить, что может произойти. Ну а тело стандартно, потому что оно должно быть молодым, сильным и здоровым – ведь с этим телом человеку в загробном мире придётся жить вечно.
Царица Нефертити
Пожалуй, одним из самых известных портретов Древнего Египта можно назвать бюст Нефертити (рис. 16), жены фараона Аменхотепа IV, или Эхнатона (это один и тот же человек).
Скульптура выполнена из окрашенного известняка. Правый глаз инкрустирован горным хрусталём, а левый глаз скульптор не успел вставить, о чём свидетельствует отсутствие клеевого слоя из воска. Когда речь заходит о древних памятниках искусства, зачастую мы не знаем имён авторов – они затерялись в веках или вовсе не указывались, потому что мастера приравнивали к ремесленнику и не считали нужным записывать его имя. Скульптор, создавший бюст царицы Нефертити, известен – это человек по имени Тутмос, в мастерской которого и был найден бюст.
Бюст Нефертити так привлекает внимание, поскольку относится к периоду в истории Древнего Египта, когда единственный раз и очень ненадолго – меньше чем на тридцать лет – перевернулись с ног на голову не только искусство Египта, но и весь его уклад жизни. Это так называемый Амарнский период, когда царь Аменхотеп IV отказался от всех богов, кроме одного – бога солнечного диска Атона, взял себе имя Эхнатон («Удобный Атону») и уехал к среднему течению Нила строить новую столицу Ахетатон («Горизонт Атона»).
Удивительным образом фигуры людей на фресках[3] и в скульптурных изображениях «расслабились», приняли более естественные позы и обзавелись натуралистичными чертами вроде животиков и улыбок – невообразимая свобода для древнеегипетского канона предыдущих веков.
Рис. 16. Бюст царицы Нефертити. Ок. 1351–1334 гг. до н. э.
Помимо бюста царицы Нефертити к этому периоду относится домашний алтарь Нефертити и Эхнатона с тремя дочерями под лучезарным Атоном, выполненный в технике рельефа (рис. 17). Фараон сидит напротив своей жены, на руках у них резвятся дети. Одна девочка сидит на коленях у матери, вторая – на плече, третью дочь нежно целует любящий отец. Вся эта семейная идиллия залита тёплыми лучами солнца-Атона с ладошками на концах.
Рис. 17. Домашний алтарь Эхнатона и Нефертити. Ок 1340 г. до н. э.
В фигурах персонажей чувствуется естественность, у отца семейства присутствует небольшой животик, лица изображены с портретным сходством: у фигур разной формы носы и щёки, у царя на шее видны морщины.
Золотая маска Тутанхамона
После Эхнатона царём ненадолго стал Тутанхатон, более известный сегодня по своему окончательному имени – Тутанхамон. Он был очень молодым человеком, когда вступил на престол, и правил всего несколько лет, наущаемый советником Эйей, который после его смерти сам стал фараоном, совершив государственный переворот.
Для того чтобы занять престол, Эйе понадобилось в слишком короткий срок похоронить Тутанхамона. Для него не успели построить царскую гробницу и использовали уже готовую, построенную для кого-то другого (есть разные версии, для кого именно), поспешно завершив мумификацию его останков и буквально, завалив вход в гробницу скарбом и мусором. Возможно, именно по этой причине гробница оставалась не найденной грабителями и нетронутой вплоть до 1922 года, когда её обнаружила экспедиция английского археолога Говарда Картера.
https://cont.ws/uploads/posts/154712.jpg
Рис. 18. Камера с ритуальными предметами для путешествия в загробный мир в гробнице Тутанхамона. Фото 1922 г.
Благодаря тому, что гробница сохранилась в исходном виде, по её устройству можно изучать погребальный культ Древнего Египта. В двух из четырёх её камер находились вещи, которые могли бы пригодиться человеку в загробной жизни – мебель, колесницы, еда и др. (рис. 18). В третьей комнате хранились атрибуты, необходимые, чтобы попасть в загробный мир – ритуальные лодки, канопы с органами мумии, фигурки слуг ушебти, – охраняла всё это статуя бога Анубиса.
Мумия находилась в отдельной камере, скрываемая девятью слоями-саркофагами наподобие матрёшки. Верхний слой напоминал шатёр, остальные сделаны из дерева, кроме последнего, отлитого из чистого золота. Лицо фараона покрывала золотая маска (рис. 19).
Рис. 19. Маска Тутанхамона. Ок. 1323 г. до н. э.
Маска напоминает уже знакомые нам формы: лицо царя спокойно, глаза подведены. На голове – полосатый немес и урей, подбородок украшает заплетённая в косичку бородка – один из знаков царской власти (такая бородка встречается даже в изображениях фараонов-женщин). На шее фараона роскошное колье в несколько рядов. Маска выполнена из золота, инкрустирована цветным стеклом, лазурью и другими полудрагоценными камнями.
Таким образом, судя по богатству убранства даже подготовленной в спешке гробницы, можно сделать выводы о том, насколько важную роль в жизни Древнего Египта играл культ загробной жизни.
Адоранты
В искусстве Междуречья не прослеживается столь же пристального внимания к культам, связанным со смертью. Напротив, здесь люди гораздо больше были сосредоточены на жизни здесь и сейчас, на том, чтобы работа приносила плоды, а торговля была выгодной. Все эти блага казались недоступными без помощи богов, которым следовало усиленно молиться. Но как же всё успевать, когда постоянно приходится пропадать в храме?
Рис. 20. Адоранты, найденные в храме Телль-Асмар, Ирак. XXIX–XXIII вв. до н. э.
Элегантное решение нашли шумеры, жившие в Месопотамии в IV–III тысячелетиях до н. э. Они придумали делать фигурки из камня, которые размещали в храмах от своего имени, чтобы они там как бы молились за них, имея круглосуточный доступ к божеству. Эти фигурки называются адоранты (рис. 20).
Адоранты изображаются стоя или сидя, их руки сложены в молитвенном жесте. Особо выделяются глаза: они ощутимо увеличены по сравнению с другими чертами, часто инкрустированы полудрагоценными камнями. Сегодня существует выражение «глаза – зеркало души». Шумерам большие глаза были нужны, чтобы созерцать своих богов.
Статуэтки различаются по половому признаку: женщины одеты в платья и носят головной убор, у мужчин есть борода, а одеты они в юбки, их торс оголён. Иногда на телах адорантов встречаются подписи – имена владельцев, тех, кого они представляют в храме. Но имена эти нередко бывают стёрты и написаны заново, то есть адорант мог переходить от владельца к владельцу. Возможно, именно поэтому они не имеют портретных черт: камень слишком редок и дорог, чтобы расходовать его на «одноразовые» статуи.
Стела Хаммурапи
Распространённый тип скульптуры в Междуречье – стелы, фиксирующие достижения местных правителей и прославляющие их подвиги. Самая ранняя из обнаруженных стел – так называемая стела коршунов царя Эаннатума (рис. 21). С одной стороны изображён Эаннатум, держащий сетку с поверженными врагами, с другой – воины-победители во главе с Эаннатумом и, собственно, коршуны, давшие название памятнику. Примечательно, что изображения делятся на несколько регистров по вертикали и снабжены подписями так же, как это принято в искусстве Древнего Египта.
Рис. 21. Стела коршунов. 2450–2425 гг. до н. э.
Рис. 22. Стела Нарамсина. 2254–2218 гг. до н. э.
Рис. 23. Стела Хаммурапи. 1792–1750 гг. до н. э.
В более свободной манере выполнена стела царя Нарамсина (рис. 22). Здесь уже нет ярусов, все персонажи находятся в едином пространстве. Композиция выстроена по диагонали: войско поднимается в гору во главе с царём-победителем, фигура которого значительно крупнее всех остальных и наиболее строго подчинена канону: чёткий профиль лица, торс, показанный анфас, несколько натянутая поза. Наиболее «расслабленные» фигуры – поверженные враги, корчащиеся в предсмертных муках и молящие о пощаде.
Ну а самая известная стела носит имя царя Хаммурапи (рис. 23). Это довольно высокая, около 2,2 метра, стела сделана из чёрного диорита в XVIII веке до н. э. Большая часть её покрыта клинописью – сводом законов древнего Вавилонского царства, который считается самым древним письменным источником знаний по истории права.
Но искусствоведов интересует в первую очередь верхняя часть стелы Хаммурапи. На ней в форме барельефа показаны два персонажа, один из которых стоит перед вторым, сидящим на троне. Человек слева – это сам царь Хаммурапи, а сидящий перед ним – бог солнца и правосудия (потому что он разгоняет тьму и всё видит) Шамаш. В руке бога кольцо и жезл – царские атрибуты, часто встречающиеся вместе. Он передаёт царю мудрые и справедливые законы.
Обе фигуры изображены в профиль (кроме торса, который показан анфас), а бог крупнее царя (несмотря на то что первый восседает на троне, а второй стоит, они одного роста) – всё это признаки уже знакомого нам по Древнему Египту канона. Конечно, канон в искусстве Междуречья отличался от египетского, но между государствами явно был культурный обмен, а потому и в искусстве много общего.
Шамаш одет в традиционную ассирийскую одежду – длинную юбку с воланами, рубаху. На его голове шлем с рогами – символ божественности. Любопытно, как популярный в первобытном искусстве символ быка (или даже рог быка) попадает в новые культуры, развивается с ними вместе и развивает их. Хаммурапи носит длинное платье и царскую круглую шапочку – вместо короны.
Этот барельеф на стеле с законами – не просто украшение. Он выполняет удостоверяющую, легитимизирующую функцию, как бы говоря: это не просто желание царя, это Закон, который передал ему непосредственно бог справедливости.
Царь против льва
Наиболее богато декорированные объекты Междуречья – это царские дворцы, находившиеся в городах. Самый знаменитый и изученный на сегодняшний день дворец располагался в Ниневии и принадлежал вавилонскому царю Ашшурбанипалу, жившему в VII веке до н. э.
Стены дворца украшают рельефы, повествующие о жизни царя и прославляющие его. Изображения по традиции разделены на ярусы и сопровождаются клинописными текстами, нанесёнными прямо поверх сюжета.