Инновационный маркетинг бесплатное чтение

© Наталья Кузнецова, 2024

ISBN 978-5-0064-8941-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Инновационный маркетинг

СОДЕРЖАНИЕ

Рис.0 Инновационный маркетинг

ВВЕДЕНИЕ

Инновационные процессы сегодня являются наиболее перспективной формой развития рыночной экономики.

Только через формирование мощного инновационного потока возможно обеспечение конкурентных преимуществ и лидерство на рынке, что в свою очередь не может быть достигнуто без обретения маркетингового мышления и маркетинговой направленности в организации бизнеса.

Центральное место принадлежит маркетингу и в инновационном менеджменте. Известно по крайней мере 15 научных подходов к анализу его состояния (системный, интеграционный структурный, процессный и т. д.), и в каждом из них присутствует маркетинговая составляющая. Чем больше подходов применяется для повышения качества анализа, тем сильнее вскрывается маркетинговая подоплека любого бизнес-процесса.

И, наконец, следует подчеркнуть, что сложность обеспечивающей бизнес маркетинговой системы обычно нарастает пропорционально следующей продуктовой цепочке: потребительские товары – предметы труда – средства труда – технологические средства управления. Два последних звена можно объединить понятием маркетинг производственно-технической продукции. Последним и самым сложным звеном в рассматриваемой цепи является маркетинг инноваций, объектами которого являются интеллектуальная собственность, инвестиции и лидирующие средства труда и управления.

Котлер предлагает следующее определение маркетинга [1,12,13]:

«Маркетинг есть сфера деловой активности, которая определяет имеющиеся потребности и спрос, определяет и измеряет их величину, устанавливает рынки, наиболее выгодные для организации, предлагает программы, продукцию и услуги, способные наиболее полно удовлетворить вышеназванные потребности, и фокусирует внимание всех членов организации на покупателе».

Важность маркетинга подчеркивается одной из наиболее значительных фигур менеджмента Питером Дракером таким образом: «Маркетинг является настолько необходимой составляющей бизнеса, что не может рассматриваться как его отдельная функция. Маркетинг представляет собой взгляд на бизнес с точки зрения финального продукта, то есть с точки зрения покупателя».

В данном случае большую роль играют личные отношения и профессионализм людей. Потенциальное возрастание цены может рассматриваться как еще один принцип маркетинга.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ, ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введем в рассмотрение основные понятия и определения, касающиеся инновационной деятельности в целом и инновационного проектирования как объекта исследования.

Прежде всего, установим, что входит в понятие «инновация», поскольку единое трактование этого термина в справочной литературе отсутствует. Словарь бизнеса определяет инновацию как доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) [19]. Этот процесс предполагает выделение ресурсов на научные исследования (как фундаментальные, так и прикладные), улучшение и модификацию научных идей и образцов новых продуктов, нацеленное в конечном итоге на производство новых конкурентоспособных технологических процессов и продуктов. Инновационный цикл обычно бывает ресурсоемким и для перенесения результатов НИР и/или ОКР в производство требуется достаточное количество инвестиций в основной капитал. Поэтому в инновационной деятельности предпочтение отдается крупному бизнесу, который может профинансировать НИОКР из прибылей, полученных от существующих продуктов, что уменьшает риск потери большого капитала, если новый продукт не будет воспринят потребителем.

В соответствии с этим определением под инновационной активностью следует понимать динамичную целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ [14,20,26].

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество – оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации.

Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям [9].

Инновационная деятельность включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям.

Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки и разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги [10].

Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса и представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают фундаментальные, прикладные исследования и разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т. п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

Прикладные исследования в отличии от фундаментальных, имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, введение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы), идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы), технологических процессов, созданием опытных образцов, проведением испытаний для получения технических и других данных и накоплению опыта (это находит отражение в технической документации по применению нововведений).

Таким образом, научные исследования и разработки включают: конструкторские работы, проектные работы, технологические работы, создание опытных образцов, проведение испытаний.

Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны.

Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний.

В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности [18]:

– маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, т.е. предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);

– инструментальная подготовка и организация производства:

– пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала, а также пробное производство;

– приобретение или разработка собственной неосуществленной технологии в виде патентов, лицензий, ноу-хау, конструкций и услуг технического содержания;

– приобретение осуществление (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);

Продолжение книги