Им не отменить наш праздник бесплатное чтение

1.

В следующем году будет 1700-летие со времени проведения Первого Вселенского собора православной церкви. Почему я употребил термин "православный", ведь раскола тогда ещё не произошло? Потому, что от западных областей, которые потом станут католическими, участвовал только епископ Осий Кордубский.

Памятные даты полезно не только отмечать, но и делать из них практические выводы.

А что было бы с христианством, если не было этого собора?

Я думаю, церковь бы выжила, и не такое она переживала. Но с каждым годом увеличивался бы идейно-догматический разброд, и через какое-то время два христианина, встретившись, не узнали бы друг друга.

А собор научил: сила – в единстве! Пасхальные богослужения, проводимые одновременно, получают мощный энергетический импульс, именно благодаря своей синхронности. В физике это резкое возрастание амплитуд усилий называется явлением резонанса.

Император Константин научил христиан петь хором, уважая при этом неповторимость каждого голоса. Собор подчеркнул важность догматического единства, но не запретил самостоятельные поиски индивидуального пути к Богу, он приветствовал всех монахов, отшельников и подвижников.

После собора многие, наверно, подумали: «Ну, Константин, молодец – навёл в христианстве административный порядок! Теперь там всё будет слаженно, упорядоченно и предсказуемо. Как в парламенте – "за", "против", "воздержались"»…

И вот – получите! На следующий год Церковь напомнила, что она не артель какая-нибудь, подвластная сугубо светскому управлению, в её арсенале присутствуют таинства, проистекающие от невидимых и необъяснимых связей с иным миром. Произошло мистическое событие – Обретение Честного Креста!

В 325 году крест считался христианами страшным оружием тёмных сил, олицетворением мирового зла, а на следующий год он становится символом христианства.

А самое интересное в том, что никто серьёзно не пытался выяснить, что же всё-таки произошло за этот год. Я попытался, результат можно видеть на полках «Литреса», книги, помеченные экслибрисом «Из книги Ставропиги». Здесь подразумевается неизданный сборник "Ставропиги, или удивительные приключения Святой Елены, которая так и не поняла, что она святая".

«Ставропиги» – это греческое слово, в очень вольном переводе означающее «воздвижение креста», а в контексте русской грамматики оно может быть применено к участникам этого мероприятия.

Соавторами обретения Честного Креста являются царица Елена и иерусалимский епископ Макарий. Между ними установились непростые отношения, но церковь в равной степени обязана им обоим. Без императрицы святую реликвию навечно закатали бы иудейским асфальтом, добываемым с поверхности Мёртвого моря. А Макарий совершил интеллектуальный подвиг, без которого христианская церковь никогда не признала бы этот неоднозначный артефакт своим новым символом.

Продолжение книги