Мозаика. Балет. Щелкунчик бесплатное чтение

Рис.0 Мозаика. Балет. Щелкунчик

Автор Ирина Дешкова

при участии

Николая Цискаридзе

Руководитель проекта Виталий Виленский

Обложка и рисунки: Валерий Косоруков

Подбор иллюстраций: Ирина Дешкова

Дизайн обложки: Василий Половцев

Литературный и научный редактор Дмитрий Родионов

Портреты И. Дешковой и Н. Цискаридзе – художник В. Косоруков

Благодарим за помощь в создании книги Нину Пуляхину-Манизер, Анну и Вадима Верещагиных

В настоящем издании используются материалы из: личных архивов, Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, зарубежных музеев и библиотек

© И. Дешкова, текст, иллюстрации, 2025

© В. Косоруков, иллюстрации, 2025

© АРБ им. А. Я. Вагановой, фото, иллюстрации, 2025

© OOO «Издательство АСТ», 2025

* * *

Идея складывать из россыпи разноцветных камешков, кусочков глины разные узоры, а потом и настоящие картины родилась у людей очень давно, около 6000 лет тому назад. Одновременно, независимо друг от друга на разных континентах. Мозаика – μουσεῖον – в переводе с греческого языка значит «муза». Ведь у древних эллинов это искусство посвящалось именно им, музам, спутницам бога Аполлона. Затем на латыни оно стало называться opus musivum, то есть «работа, искусство, посвящённое музам». Позднее итальянцы переименовали его в mosaic. А освоившись уже в русском языке, оно превратилось в известное каждому слово «мозаика»…

Рис.1 Мозаика. Балет. Щелкунчик
Рис.2 Мозаика. Балет. Щелкунчик

Всем детям и взрослым знакома игра под называнием «мозаика», когда из отдельных частей, разрозненных деталей складывается целое, завершённое изображение. То же самое можно сказать и о балете. В его создании принимают участие несколько видов искусства, трудится множество людей самых разных профессий.

Перед вами, дорогие читатели, увлекательная книга, которую написала мой педагог по истории балета в Московском хореографическом училище и соавтор – Ирина Павловна Дешкова, а замечательные иллюстрации к ней сделал художник Валерий Стефанович Косоруков.

Это рассказ о рождении балета «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского в хореографии Юрия Николаевича Григоровича и в оформлении Сулико́ Багра́товича Вирсала́дзе на сцене Большого театра. Спектакля, который по праву считается настоящим произведением искусства, классикой XX века.

С этим «Щелкунчиком» в моей жизни связано много событий. Увидев его ребёнком, я громко объявил, что непременно буду «дядей в красном», имея в виду Щелкунчика-принца, и ещё буду танцевать этот балет в Москве! В Большом театре! И, как ни странно, все мечты сбылись!

Мало того, Щелкунчик стал моей первой ролью в ранге премьера прославленной труппы, одной из самых любимых и широко известных. Танцевать в этом балете для меня всегда было великой честью и настоящим счастьем. Только на сцене Большого театра, не считая гастролей по всему миру, я исполнил её более 100 раз. До сих пор ни одному другому артисту не удалось побить мой рекорд.

Приглашаем вас попутешествовать в тесном семейном кругу по страницам балетной мозаики, чтобы, узнав много интересных и даже удивительных фактов, навсегда полюбить прекрасное искусство под названием «балет».

НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ,премьер балета Большого театра,народный артист России,ректор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой

Действие первое

Танец и Балет

Каждый человек знает день своего рождения. Но никто не может назвать точного места и времени появления танца.

Возможно, потому, что это было очень давно, когда на Земле водились мамонты, а люди жили племенами. Под резкие удары барабанов, звон копий и воинственные крики наши далёкие предки плясали вокруг костра. Они верили, что танец поможет удачной охоте, оградит от бед и болезней. Об этом рассказывают наскальные рисунки, созданные первобытным человеком примерно за 15–11 тысяч лет до нашей эры и обнаруженные учёными на разных континентах.

Шло время, менялся облик планеты, на карте мира складывались и распадались государства. Но у всех народов, где бы они ни жили, танцу отводилось почётное и важное место.

Древний Египет

Известно, что уже в середине 4-го тысячелетия до нашей эры крестьяне Древнего Египта приветствовали особыми ритуальными плясками с бараньими рогами в руках начало жатвы и сбора урожая. А жрецы – священнослужители культов египетских богов, носители многих знаний и тайн – исполняли свои танцы. Самый известный из них назывался Астрономическим. Торжественное ночное шествие вокруг горящего алтаря, кружения и остановки жрецов повторяли ритм, движение небесных светил и посвящались богу Ра – Солнцу, воплощением которого на Земле считали правителя страны – фараона…

Рис.3 Мозаика. Балет. Щелкунчик

1, 2 – танец первобытного человека; 3, 4 – танец в Древнем Египте; 5 – охота фараона.

Древняя Индия

В Индии первые танцы появились при храмах на рубеже 1-го тысячелетия до нашей эры. Индусы радостно встречали появление первых после сезона дождей лучей благодатного солнца. Поднявшись на вершину холма, они начинали сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее кружиться, приветствуя долгожданный свет. Один из главных индийских богов – Шива, исполняя свой космический танец Та́ндава, согласно древним верованиям, разрушает и вновь сотворяет Вселенную. У него есть и второе имя – Натара́джа, бог танца…

Рис.4 Мозаика. Балет. Щелкунчик

1 – храмовая танцовщица; 2, 5 – танец бога Шивы; 3 – сцена из индийских мифов и сказаний; 4 – индийские танцовщицы на празднике.

Древняя Греция

Но, наверное, не было в истории места, где бы танец приобрёл такое значение, как в городах-государствах Древней Греции примерно с VIII–VII веков до нашей эры. Поэтому именно греки дали имя музе танца, назвав её Терпсихо́рой. От греческого – τερψιχόρη – «наслаждение зрителей являемыми в искусстве благами».

На вазах и барельефах изображали эллины свои пляски. Художники и скульпторы той поры умели передать движения настолько точно, что казалось, будто танцующие просто замерли на мгновение. Многие литературные памятники сохранили их описания. В знаменитой поэме Гомера «Одиссея» есть такие строфы:

  • …справа и слева
  • Стали цветущие юноши, в лёгкой искусные пляске.
  • Топали в меру ногами под песню они; с наслажденьем
  • Лёгкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился…

Танец прописывался греческими врачами как лекарство от многих болезней, в том числе от меланхолии, то есть печали. Молодые люди в гимна́сиях (так назывались в Древней Элладе школы) наравне с поэзией, философией, математикой, гимнастикой осваивали и танцевальную науку.

Пиррическая, то есть воинственная, пляска предваряла у греков сражения на войне. Она поднимала дух воинов, воодушевляя их на победу.

Искусство танцоров ценили так высоко, что наряду с великими мыслителями и поэтами, полководцами и победителями Олимпийских игр им ставили памятники и почитали как настоящих героев.

Представления в греческом театре тоже не обходились без искусства Терпсихоры. В трагедии исполнялись медленные и величественные пляски. В комедии, наоборот, стремительные и весёлые. Танец наравне с музыкой участвовал в этих спектаклях, но уступал первенство слову и подчинялся ему.

А вот в мимах – смешных сценках, которые игрались для развлечения зрителей, – были эпизоды, в которых актёры разыгрывали сюжет только при помощи жестов и движений. Недаром пантоми́ма – παντό-μῑμος – (с древнегреческого) – «тот, кто изображает всё». Мимы и стали первыми попытками в театре показать действие без помощи слова…

Рис.5 Мозаика. Балет. Щелкунчик

1, 4 – театр в Древней Греции; 2 – бог Аполлон и музы; 3, 5 – танец древних греков.

Римская империя

Театральное представление – «мим» римляне унаследовали от греков. Театры пантомимы соперничали по популярности с гладиаторскими боями, особенно при императоре Октавиа́не Августе (27 год до нашей эры – 14 год нашей эры).

В этих спектаклях на самые разные темы – от мифов до прославления императорских подвигов – участвовали главный актер и хор певцов. Песнопения под музыку – ка́нтики, объясняли происходящее на сцене. Звездой такого представления являлся актер. Он настолько владел своим телом, что мог при помощи одних только движений и жестов сыграть всю пьесу, причем за всех действующих лиц!

Жили в те времена в Риме два друга – Пилла́д и Батти́лос. Однажды они поссорились, и Вечный город разделился на два враждующих лагеря. Споры сторонников, кто из друзей лучше, переросли в драки и беспорядки. Кем же были Пиллад и Баттилос – военачальниками, гладиаторами? Нет. Актёрами пантомимы! В своём искусстве они достигли таких высот, что могли без единого слова показать целый спектакль. Высочайшее мастерство сделало бессмертными их имена…

Рис.6 Мозаика. Балет. Щелкунчик

1 – император Октавиан Август; 2 – обувь в Древнем Риме; 3 – театральные маски; 4 – бой гладиаторов; 5 – Колизей.

Танец в эпоху Раннего Средневековья

Шло время. Менялись судьбы народов, складывались новые границы государств Европы. Восторженное отношение к танцу сменилось его запретом. Человек ничтожен и слаб, он должен проводить жизнь в молитвах, а не в песнях и танцах, утверждала церковь.

Актёров, словно нищих и бродяг, гнали из городов и деревень, запрещая народные гулянья и увеселения. Однако церковные праздники отмечались очень пышно. Представители духовенства, облачённые в роскошные одежды, под пение молитв и колокольный звон проходя по улицам средневекового города, приближались к храму. Перед ним на построенных тут же деревянных подмостках другие священнослужители мастерски, во всех подробностях разыгрывали картины из житий святых. На глазах у любопытствующей толпы грешники горели в аду, преследуемые чертями. А те, кто жил праведно, водили хороводы с ангелами и обитали в раю.

И все-таки, несмотря на строжайшие запреты, в народе сохранялось танцевальное искусство. Задорные, полные жизни пляски первенствовали в представлениях бродячих артистов. Во Франции их называли жонглёрами. В Англии – менестрелями. На Руси – скоморохами.

Издавна славились своим умением русские плясуны-песенники. Их яркие, словно застывшие в мгновении танца фигуры запечатлены в настенных росписях соборов, в былинах и сказах. Замечательно плясали скоморохи, пели звонко, играли мастерски на разных музыкальных инструментах, особенно на гуслях. И на пирах у русских князей, и на праздниках, как в городах, так и в деревнях, были они желанными гостями, несущими радость и веселье.

Рис.7 Мозаика. Балет. Щелкунчик

1 – представление перед собором; 2, 3, 5, 6 – танец в Раннем Средневековье; 4 – скоморохи на Руси.

Танец во Флоренции в эпоху возрождения

В 1493 году мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1543 году астроном и математик Николай Копе́рник совершил революцию в науке и сознании людей, заявив, что Земля вращается вокруг Солнца. На территории современной Италии, во Флоренции, к тому времени уже пышно расцвели искусства: поэзия, музыка, живопись, ваяние, танец. Историки назвали этот период Возрождением, или Ренессансом.

Продолжение книги