Методы и техники по работе с эмоциями подростков бесплатное чтение
ВВОДНОЕ СЛОВО
Поздравляю с приобретением практического пособия для работы с подростками. Структура занятий в данном пособии изложена таким образом, что, пройдя все упражнения и рекомендации с подростком, вы увидите положительный результат. В данной книге представлены практические упражнения и занятия, которые основываются на науке и многократно апробированы на практике.
Вы можете менять местами упражнения и методики по своему усмотрению, тем не менее сохраняя структуру занятия, чтобы получить положительный результат.
Введение
В науке есть такое понятие как возрастная периодизация. Это означает что жизнь человека делится на периоды от самого рождения (а в некоторых источниках и от зачатия) до старости. Каждый период сопровождается характеристиками, присущими только данному возрасту. В психологии и педагогике принято считать границы подросткового возраста с 11 (12) лет до 15 (16) (Д.Б. Эльконин). Почему границы не точно, потому что каждый человек индивидуален, в том числе и подросток.
В каждом периоде происходят физиологические и психологические изменения. Подростковый возраст ещё называют переходным. Давайте разберёмся почему. До 12 лет психика ребёнка является ещё детской. Об этом говорят его мышление, отсутствие самосознания, саморегуляции, понимания своего будущего, себя как личности и т.д. в том числе, отсутствие выраженного интереса к противоположному полу.
В подростковом возрасте начинаются изменения, которые ведут к взрослению личности и переходу во взрослую жизнь. Это и принятие ответственности, и осознание себя как личности, понимание о том, чего хочу, идентификация себя по гендеру и многое другое (об этом пишут такие учёные, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова и другие).
В подростковом периоде проявляются физиологические изменения, такие как всплеск гормонов, видимые изменения во внешности. И изменения психики. Часто проявляются такие особенности, как страхи, неумение контролировать свои эмоции и другие. Меняются потребности подростка. В данный период очень важно помочь подростку научиться контролировать эмоции. Подростковый возраст является очень чувствительным для ребёнка, в том числе из-за гормональных изменений. Очень легко нанести психологическую травму. Поэтому важно знать и понимать, как правильно применить те или иные инструменты в процессе занятий.
ГЛАВА I
Подборка методик по входной (стартовой) и выходной (заключительной) диагностике
Предварительно осуществите беседу с ребёнком и его родителем, чтобы понимать, какие тесты подойдут больше всего для занятий в вашем случае.
Далее, просмотрите все тестирования и разбейте на категории: те, что вы пройдете вместе с ребенком и те, что можете дать ему на самостоятельное прохождение дома. Когда подросток проходит тесты сам, от вас должна быть чёткая инструкция к выполнению.
Необходимо применять комплекс диагностики при решении проблем подростка, минимум 4 методики, которые позволят вам определить основу проблемы. Все методики применять не нужно. Добавляйте при необходимости в процессе занятий.
Всегда подкрепляйте свои догадки и ожидания научными фактами и по результатам диагностики.
https://psytests.org/psystate/spielberger.html Шкала тревоги Спилберга – Ханина. Покажет тревожность ребёнка на данный момент жизни – личную и ситуативную. Тест динамичен*.
https://psytests.org/personal/tso.html Тест смысложизненных ориентаций. Покажет возможную причину тревожности. Если в данном тесте все ок, надо разбираться дальше и искать причину.
https://psytests.org/boyko/burnout.html Тест Бойко по эмоциональному выгоранию. Напрямую тест предназначен для определения эмоционального выгорания, связанного с работой. Его также можно использовать в переносном значении. Предварительно определив с чем связана утомляемость подростка, например, (или замкнутость), предложите ему пройти данный тест, отвечая на вопросы, связанные со школой или семьёй, например. Таким образом, вы сможете узнать причину и доказать или опровергнуть ваши догадки. Тест динамичен*.
https://psytests.org/eysenck/epiA-run.html Опросник Айзенка. Поможет определить эмоциональную устойчивость и неустойчивость и другие характеристики, которые помогут выявить причину проблемы, с которой обратился клиент.
https://psytests.org/coping/lsi.html Защитные механизмы. Тест предназначен для выявления защитных механизмов у подростков. Если причина проблем с эмоциями не выявлена, обращаемся к данной диагностике.
http://testoteka.narod.ru/pm/1/04.html Проективная методика рисунок человека. С ней нужно действовать предельно осторожно при разъяснении родителям, здесь к месту будет поговорка «7 раз отмерь, один раз отрежь». Читайте внимательно интерпретацию. Тест динамичен*.
https://psytests.org/temperament/oejts.html Универсальная методика, которую можно применять в работе со многими проблемами подростка. Покажет особенности личности.
https://experimental-psychic.ru/test-associacij-yunga/ Универсальная проективная методика, которая позволяет выявить причину проблемы. Но нельзя использовать только её одну для облегчения себе задачи, необходимо применять комплекс диагностики. Тест динамичен*.
https://psytests.org/aggression/bdhiC.html Подростковый опросник враждебности. На странице представлено 4 вариации адаптации разных авторов, вы можете выбрать любой понравившийся, мои предпочтения – адаптация Галины Резапкиной. Опросник позволит выявить наличие агрессии, вины, негативизма и других эмоциональных состояний, с которыми необходимо работать. Тест динамичен*.
https://math.semestr.ru/corel/mann-whitney.php Критерий Манна-Уитни является методом математической статистики, который позволяет выявить различия при работе с двумя выборками при массовом исследовании. Требует особого изучения.
Пометка «Тест динамичен*» означает, что результат диагностики меняется в зависимости от проработки проблем прямых или косвенных. Прямые – это непосредственно то, на что направлено тестирование. Косвенные – это то, что опосредованно влияет на главную проблему, например, самооценка.
Выходная диагностика всегда имеет перекрёстную тематику со стартовой диагностикой. Это означает, что необходимо проверить динамику тех проблем, которые вы выявили и с которыми поработали по тем же методикам, которые вы использовали для стартовой диагностики.
По результатам диагностики есть три пути. Первый – продолжить занятия (если результаты мало изменились). Второй – переходить к следующим проблемам. Третий – прекратить занятия, учитывая положительный результат.
Если вы выбрали второй вариант, можно сделать плавный переход, добавив к заключительной диагностике другие тематические, по новым проблемам.
Сравнительную интерпретацию результатов по стартовой и заключительной диагностике рекомендуется оформить как итог вашей проделанной работы и отправить родителю в виде презентации или файла с текстом и картинками (схемами, графиками). Обязательно пишите (или объясняйте) понятным для родителя (или опекуна) языком, простым, используйте минимум профессиональных терминов, максимум простых понятных слов. Ведь они обратились к вам по той причине, что сами не компетентны в теме возрастной психологии.
ГЛАВА I I
Рекомендации
Рекомендации по общению с родителями
Будьте вежливы и откровенны – это даёт вам дружелюбие со стороны родителей (опекунов)
Говорите простым языком, понятным для детей – когда родители обращаются с проблемами своих чад, они переживают и испытывают стресс, непонятные термины могут оттолкнуть их или поставить в неловкое положение